Раздел: Физиология внешнего дыхания, энергетического обмена и терморегуляции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел: Физиология внешнего дыхания, энергетического обмена и терморегуляции.



ПРАКТИКУМ

по

НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

 

ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

ЧАСТЬ 2. Четвертый семестр

 

 

Владикавказ

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 


В.Б.Брин, И.Г.Джиоев, Н.В.Боциева, Т.В.Молдован, Ж.К.Албегова, А.К.Митциев, Н.Р.Албегова

 

 

ПРАКТИКУМ

по

НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

 

(для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

в 4-м семестре)

 

 

Владикавказ

В.Б.Брин, И.Г.Джиоев, Н.В.Боциева, Т.В.Молдован, Ж.К.Албегова, А.К.Митциев, Н.Р.Албегова

Практикум по нормальной физиологии. Под ред. проф. В.Б.Брина. Владикавказ. 2012. 66 с.

 

Практикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с «Примерной программой по нормальной физиологии» ФГОС 3-го поколения. Практикум предназначен для практических занятий по курсу нормальной физиологии, преподаваемому на педиатрическом факультете в III семестрах учебного года. Все разделы и занятия составлены по единой методической схеме, включающей обязательный тестовый контроль знаний студентов. Кроме приводимых в настоящих указаниях тестовых заданий, приводятся ссылки на сборник тестовых заданий, изданный кафедрой ранее.

Примерный хронометраж двухчасовых занятий:

1) Тестовый исходный контроль – 10 мин.

2) Опрос и рассмотрение основных вопросов темы – 30 мин.

3) Проверка и разбор заданий самостоятельной работы - 10

4) Просмотр видеопрактикума или выполнение экспериментов – 30 мин.

5) Тестовый контроль итогового уровня – 10 мин

В конце каждого раздела приводится список дополнительной литературы. Основной литературой, рекомендуемой студентам для освоения курса дисциплины, являются:

1) Брин В.Б. с соавт. Нормальная физиология человека. Учебник для медвузов. Под ред. Б.И.Ткаченко. М. «Медицина», 2005

2) Брин В.БЬ. с соавт. Физиология человека. Compendium/Под ред. Б.И.Ткаченко. Учебник. М. «Гэотар-Медиа», 2009.

3) Физиология человека. Учебник для медвузов под ред. В.М.Покровского и Г.Ф.Коротько. М.Медицина, 2011. В.Б.Брин в соавт.

4) Брин В.Б. с соавт. Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии. Учебное пособие. Владикавказ, ИПП им. В. Гассиева, 2006.

5) Брин В.Б. Избранные лекции по нормальной физиологии. Часть 1. Владикавказ, ИПО СОИГСИ, 2009.

6) Брин В.Б. Избранные лекции по нормальной физиологии. Часть 2. ИПО СОИГСИ, Владикавказ, 2011.

Коллектив кафедры надеется, что предлагаемый практикум поможет студентам в усвоении практических навыков и теоретических вопросов курса нормальной физиологии.

 

 

Опыт № 1. Спирометрия.

 

Цель работы: овладение методикой регистрации легочных объемов.

 

Порядок проведения работы.

1. Цилиндр спирометра опускается до нулевого положения и плотно затыкается пробкой. Испытуемый зажимает нос зажимом и через рот делает максимальный вдох. При этом тело выпрямляется, плечи поднимаются, голова слегка откидывается. После вдоха испытуемый зажимает губами мундштук и делает медленный максимальный выдох в спирометр. При этом он несколько сгибается, напрягает мышцы брюшного пресса и наклоняет голову вперед.

По шкале определяют объем выдоха. Такую процедуру повторяют трижды и вычисляют среднее значение жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

 

2. Определение ЖЕЛ произвести после 20 приседаний в течение 1 минуты. После физической нагрузки у здоровых людей ЖЕЛ снижается не более чем на 15 %.

 

3. Определение дыхательного объема. В порядке, описанном выше, испытуемый делает спокойный выдох в спирометр.

 

4. Определение резервного объема выдоха. Испытуемый зажимает нос зажимом и после обычного выдоха берет в рот трубку спирометра и делает максимальный выдох.

 

5. Определение резервного объема вдоха. Их цилиндра вынимают пробку и устанавливают его на делении 3000 мл. Снова закрывают пробкой отверстие. После ряда спокойных дыхательных движений, в конце обычного вдоха, испытуемый зажимает нос и через мундштук вдыхает максимальное количество воздуха ртом из спирометра. Разность между первым и вторым положением цилиндра показывает объем резерва вдоха. Объем воздуха, который находится в легких и не выдыхается, называется остаточным объемом воздуха. Его величина составляет в среднем 1000 мл. На основании полученных данных, зная объем остаточного воздуха, вычисляют коэффициент легочной вентиляции, который представляет отношение количества дыхательного воздуха к сумме резервного объема выдоха и остаточного объема. В норме он колеблется от 1/6 до 1/10.

 

Таблица № 1

Соотношение легочных объемов

Общая емкость легких (ОЕЛ)
Остаточный объем (ОО) Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)
Функциональная остаточная емкость (ФОЕ) Емкость вдоха Е вд
ОО Резервный объем выдоха (РО выд) Дыхатель. объем (ДО) Резервный объем вдоха (РО вд)
         

 

Таблица № 2

Зависимость альвеолярной вентиляции (Va) от частоты дыхания (ЧД)

и объема дыхания (ДО)

ЧД ДО (мл) МОД (мл) Va (мл)
         
         
         

 

Рассчитать должные величины параметров внешнего дыхания можно следующим образом:

а) Должная жизненная емкость легких (ДЖЕЛ)

Наиболее удобен расчет ДЖЕЛ по формуле Антони:

ДЖЕЛ = должный основной обмен (ДОО) ´ 2,3

б) Должная максимальная вентиляция легких (ДМВЛ)

Расчет этого параметра основан на формуле В. Е. Рыжковой:

ДМВЛ = 1/3 ФЖЕЛ ´ 72

 

Эта формула применяется, если легкие усиленно вентилируются в течение 1 минуты. Если же время вентиляции меньше, то пропорционально снижается и коэффициент. Так при вентиляции в течение 10 секунд, формула выглядит так:

ДМВЛ = 1/3 ДЖЕЛ´12

при вентиляции в течение 15 секунд:

ДМВЛ = 1/3 ДЖЕЛ´18

при вентиляции в течение 20 секунд

ДМВЛ = 1/3 ДЖЕЛ´ 24

 

в) Должный минутный объем дыхания (ДМОД)

Рассчитывается с помощью формулы А. Г. Дембо:

ДМОД = ДОО/283

 

Для практической работы по рассчету данных параметров удобно пользоваться специальными таблицами (см. приложение № 2 и таблицу № 5)

 

Приложение №1.

Правила пользования таблицами для расчета должных параметров внешнего дыхания.

1. Определить должный основной обмен по таблицам Гарриса-Бенедикта (приложение №1).

2. Найденную величину ДОО найти в первом столбце таблицы. Величины ДЖЕЛ, ДМОД, ДМВЛ будут находиться на этой же строчке в соответствующих графах.

 

Пример: основной обмен равен 1735 ккал.

ДЖЕЛ = 4,0; ДМВЛ (10’’) = 16,0; ДМВЛ (15’’) = 23,9; ДМВЛ (20’’) = 31,9; ДМОД = 6,0.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

 

1. Изменение дыхательных характеристик в условиях пониженного и повышенного барометрического давления.

2. Изменение показателей вентиляции легких с возрастом

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Чему равна общая емкость легких, если ЖЕЛ равна 4,5 литра?

2. Как рассчитать минутный объем дыхания?

3. Чему равен дыхательный объем, если МОД составляет 7 литров, а ЧД – 16?

4. Чему равен коэффициент вентиляции, если дыхательный объем = 480 мл, а функциональная остаточная емкость легких равна 2,2 литра?

5. При измерении ФОЕ с помощью метода разведения гелия получено: первоначальная концентрация гелия – 12%, конечная – 8%, объем спирометра – 6 литров. Какова функциональная остаточная емкость легких?

6. Какие легочные объемы нельзя измерить с помощью спирометра – ЖЕЛ, ФОЕ, ДО, ОО?

7. Определить должные величины вентиляции у двадцатипятилетнего мужчины весом 80 кг, ростом 175 см.

8. Рассчитать должные величины вентиляции у женщины 17 лет, ее вес – 60 кг, рост – 160 см.

9. Человек с исходными значениями: частота дыхания – 14, ДО – 450 мл, объем мертвого пространства – 150 мл, ФОЕ – 2250 мл; погрузился под воду и стал дышать через трубку, объем которой 50 мл. Как изменится альвеолярная вентиляция, если условно принять, что исходные ЧД, ДО и ФОЕ не изменились?

10. ЖЕЛ испытуемого равна 4 л, РОВд – 2,1 л, РОВыд. – 1,5 л. Рассчитать, сколько воздуха поступает в альвеолы за 1 мин, если ЧД = 16 в мин.

11. На сколько обновится альвеолярный воздух за один вдох, если его объем составляет 2,7л, дыхательный объем = 600 мл, а объем мертвого пространства – 150 мл?

12. Чему равен МОД, если ЖЕЛ -= 4,1 л, РОВд. – 2 л, РОВыд. – 1,7 л, ЧД – 18 в мин?

 

Из раздела «Физиология дыхания» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи №№ 41-55.

 

Занятие № 3

ТЕМА: СТРУКТУРА АЭРОГЕМАТИЧЕСКОГО БАРЬЕРА. ПАРЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ И НАППРЯЖЕНИЕ ГАЗОВ В КРОВИ. ТРАНСПОРТ КИСЛОРОДА. ЗНАЧЕНИЕ ГЕМОГЛОБИНА. КРИВАЯ ДИССОЦИАЦИИ ОКСИГЕМОГЛОБИНА. КИСЛОРОДНАЯ ЕМКОСТЬ КРОВИ. КИСЛОРОДНЫЙ КАСКАД.

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: закономерности перехода газов из альвеол в кровь и обратно; физиологические и патологические формы гемоглобина; физиологический смысл графика диссоциации оксигемоглобина; формы транспорта кислорода; что такое кислородный;

Студент должен уметь: объяснить механизм изменения рН при насыщении крови; работать со спирометаболографом «Метатест»; нарисовать и объяснить график образования и распада оксигемоглобина.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Из чего состоит аэрогематический барьер?

2. От чего зависит диффузия газов?

3. В каких формах существует в крови кислород? Углекислый газ?

4. В каких структурах существует минимальное парциальное давление кислорода?

5. Почему при накоплении углекислоты кровь несколько закисляется?

6. Какие Вы знаете разновидности гемоглобина?

7. Какие Вы знаете соединения гемоглобина?

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

 

1. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Способы определения.

2. Парциальное давление газов в альвеолярном воздухе. Напряжение газов в крови.

3. Структура и свойства легочной мембраны.

4. Транспорт кислорода. Значение гемоглобина. Его формы. Миоглобин.

5. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Факторы, влияющие на диссоциацию оксигемоглобина. Кислородная емкость крови.

6. Газообмен в тканях. Напряжение кислорода в тканевой жидкости и клетках.

7. Кислородный каскад и его значение.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

 

 

Видеодемонстрация опытов

Цель опыта: определить влияние состава гемоглобина на внешнее дыхание.

Порядок проведения работы.

У слабо наркотизированной лягушки присоединяют диафрагму нижней челюсти серфинкой к рычажку Энгельмана. Делают запись дыхательных движений на кимографе, затем вводят в лимфатический мешок нитрит натрия (сильный метгемоглобинообразователь) и вновь делают запись дыхательных движений. Полученные результаты анализируются.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

 

1. Значение легких для поддержания кислотно-основного равновесия.

2. Миоглобин, его формы, образование и диссоциация.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Как изменится скорость диссоциации оксигемоглобина, если:

а) температура увеличится до 38,5 °С?

б) содержание СО2 будет равно 65 об.%?

в) альпинист проведет длительное время на большой высоте?

2. В альвеолярном воздухе 12% кислорода, а давление водяного пара – 47 мм рт. ст. Чему будет равно парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе?

3. При отравлении угарным газом человек почувствовал слабость, быструю утомляемость. Каков механизм этих явлений и как при этом изменится кислородная емкость крови?

4. Ловец жемчуга может задерживать дыхание на 3 мин., но после этого у него возникает гиперпноэ. Какова основная причина?

5. На сколько отличается кислородная емкость крови (КЕК) у мужчины (рост 175 см, масса 80 кг, концентрация Нb в крови 148 г/л) от КЕК женщины (рост 162 см, масса 66 кг, концентрация Нb в крови 126 г/л)?

6. Почему длительность пребывания под водой можно увеличить предварительной гипервентиляцией в течение 1-2 мин?

7. Во время одинаковой физической работы в артериальной крови одного человека содержалось 19 об.% О2, в венозной – 10 об. % О2, а у второго – соответственно 20 об.% и 8об.%. Сколько мл кислорода утилизировано организмом первого и второго из каждых 10 мл крови? Кто из них физически более тренирован?

 

Из раздела «Физиология дыхания» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии» задачи №№ 56-72.

 

 

Занятие № 4.

ТЕМА: ТРАНСПОРТ СО 2. РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ.

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: закономерности перехода газов из альвеол в кровь и обратно;; формы транспорта углекислого газа; что такое углекислый каскад;уровни регуляции дыхания; структуру и функции дыхательного центра; рефлекса Геринга-Брейера; механизм влияния избытка и недостатка в крови углекислого газа и кислорода.

Студент должен уметь: объяснить механизм изменения рН при насыщении крови углекислотой; работать со спирометаболографом «Метатест»; объяснить механизм активизации дыхания при физической нагрузке.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

 

1. Что такое дыхательный центр?

2. В каких формах существует в крови углекислый газ?

3. Почему при накоплении углекислоты кровь несколько закисляется?

4. Почему возникает вдох?

5. Почему возникает выдох?

6. Почему учащается дыхание при волнении, беге?

7. Зачем нужно регулировать дыхание?

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

 

1. Транспорт углекислого газа. Значение карбоангидразы.

2. Газообмен в тканях. Напряжение углекислого газа в тканевой жидкости и клетках.

3. Дыхательный центр. Функциональные характеристики нейронов центра. Механизм смены дыхательных фаз.

4. Роль механорецепторов легких, афферентных волокон блуждающего нерва в регуляции дыхания. Рефлексы Геринга-Брейера.

5. Гуморальная регуляция дыхания. Опыт Фредерика.

6. Рефлекторная регуляция дыхания. Опыт Гейманса.

7. Центральные влияния на дыхание со стороны гипоталамуса, лимбической системы, 8оры больших полушарий.

9. Дыхание как компонент разных функциональных систем.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

 

1. Значение постоянства температуры внутренней среды организма. Суточные колебания температуры тела, температурная схема тела.

2. Теплопродукция и теплоотдача – составные части теплорегуляции.

3. Механизм теплопродукции – сократительный и несократительный термогенез.

4. Механизм теплоотдачи. Регуляция деятельности потовых желез.

5. Нервные и гуморальные механизмы терморегуляции.

6. Понятие о перегревании и гипотермии. Значение гипотермии для клиники.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

1. Особенности терморегуляции у новорожденных и детей разного возраста.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

1. Эволюция терморегуляции.

2. Роль отдельных органов в теплопродукции.

3. Особенности терморегуляции в пожилом и старческом возрасте

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

 

1. Влияние адреналина на терморегуляцию.

2. Почему оптимальная температура пребывания в воде выше, чем на воздухе?

3. Влияют ли эмоции на температуру организма?

4. Почему при одной и той же температуре в тумане холоднее, чем при ясной погоде?

5. Почему в жару аппетит снижается?

6. Правильно ли вы поступите, если в жару съедите мороженое? Почему?

7. В некоторых жарких регионах распространено чаепитие. С чем это связано?

8. Почему в регионах с жарким климатом, например в Средней Азии, носят ватные халаты?

9. С какой целью в жаркую погоду пользуются вентилятором и за счет какого механизма терморегуляции получают эффект?

10. У спортсмена после интенсивной длительной тренировки температура тела повысилась до 38 °С. Является ли это признаком заболевания?

11. С какой целью при создании искусственной гипотермии человеку вводят миорелаксанты?

12. После интенсивной физической работы у испытуемого изменился вес тела. Одинаково ли изменение веса тела работающего при температуре воздуха 20 °С и 38 °С при влажности 65%?

13. Температура воздуха 39 °С. Как раздетому человеку легче переносить жару: а) находясь в воде при той же температуре; б) завернувшись в мокрую простыню; в) лежа в постели или стоя?

Из раздела «Физиология энергетического обмена и терморегуляции» сборника «Тестовые задания по курсу нормальной физиологии» задачи №№ 9 – 18.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ

 

1. Начала физиологии./ Под ред. А. Ноздрачева. – СПб, «Лань», 2001.

2. В.Н.Казаков, В.А.Леках, Н.И.Тарапата Физиология в задачах / Ростов-на-Дону, «Феникс»,1996.

3. Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах. / Учебное пособие для самоподготовки./ Ч.1. – Краснодар, изд-во Кубанской гос. мед. академии, 1996.

4. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., т.1 М., «Мир», 1986.

5. Физиология плода и детей. Под ред. Глебовского В. Д. М., Медицина, 1988.

6. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. СПб-Архангельск, 2001.

7. Гриппи М. Патофизиология легких. Пер. с англ. Под ред. Ю.В. Наточина. – М.,2000

8. Аускультация легких. Методические рекомендации для иностр. студентов. Минск, 1999.

Занятие N 1

ТЕМА: Пищевое поведение.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: - понятия о функциональной системе питания и физиологической системы пищеварения; звенья функциональной системы питания; определение понятия "пищевое поведение"; значение эмоций голода и насыщения; локализация " пищевого центра"; теории возникновения голода; виды насыщения; пути насыщения.

Студент должен уметь: объяснить термины "активный выбор пищи","избирательный аппетит"; охарактеризовать действие пептидов, регулирующих пищевое поведение; привести примеры экспериментов, доказывающих теории возникновения голода.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1.Что такое пищевое поведение?

2. Есть ли разница между "голодом " и "аппетитом"?

4. Где локализуется "центр голода"?

5. Любая ли пища удовлетворит "избирательный аппетит"?

7. Влияют ли традиции на "пищевое поведение"?

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

 

1. Функциональная система питания, ее звенья.

2. Физиологические основы голода и насыщения.

3. Центр "пищевого поведения", его строение.

4. Теории возникновения голода.

5. Регуляция "пищевого поведения".

6. Значение режима питания для правильного функционирования ЖКТ.

7. Понятие о полноценном сбалансированном питании.

 

Профильные вопросы для педиатрического факультета

 

1.Значение введения раннего прикорма детей в формировании "пищевого поведения".

2. Значение гормональных и местных механизмов в формировании "пищевого поведения" в разные возрастные периоды.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

Опыт N1. Наблюдение за "пищевым поведением" крысы после воздержания от соленой пищи.

 

Цель опыта: Показать появление" избирательного аппетита" при дефиците соли.

 

Порядок проведения работы. За неделю до проведения опыта часть крыс получает в качестве питья и пищи дистиллированную воду и зерно. Другие крысы имеют привычный водно-пищевой режим. На практическом занятии перед крысами обеих групп ставят поилки с дистиллированной водой и 3% р-ром поваренной соли. Студенты наблюдают за поведением крыс. Делают вывод о существовании “избирательного аппетита”.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Имеются ли связи между изменением состава крови и чувством голода? Какие? Как объяснить их возникновение?

2. Объясните, почему притупляется чувство голода при тяжелой мышечной работе?

3.Что является причинами "голодной" и "сытой" моторики ЖКТ?

Задачи раздела “Пищеварение” сборника “Тестовые задания... “ №№ 47, 50.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ:

 

1. Начала физиологии./ Под ред. А. Ноздрачева. – СПб, «Лань», 2001.

2. В.Н.Казаков, В.А.Леках, Н.И.Тарапата Физиология в задачах / Ростов-на-Дону, «Феникс»,1996.

3. Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах. / Учебное пособие для самоподготовки./ Ч.1. – Краснодар, изд-во Кубанской гос. мед. академии, 1996.

4. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., т.1 М., «Мир», 1986.

5. Физиология плода и детей. Под ред. Глебовского В. Д. М., Медицина, 1988.

6. Детская гастроэнтерология. Под ред. Лукьяновой Е. М., “Здоровье”, Киев, 1978.

7. Печень и регуляция межуточного обмена. Изд-во “Наукова думка”, Киев, 1978.

8. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., т.4. М., “Мир”, 1986.

9. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. СПб-Архангельск, 2001.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

Занятие N 3

Тема: Физиология эндокринной системы. Функция надпочечников и половых желез.

Учебные цели занятия:

Студент должен знать: анатомо-гистологическое строение надпочечников и половых желез,

механизмы регуляции деятельности надпочечников и половых желез; роль минералокортикоидов в поддержании водно-солевого баланса; влияние глюкокортикоидов на обмен веществ; физиологические эффекты катехоламинов, роль гормонов надпочечников в формировании стрессорной реакции организма; физиологические эффекты мужских и женских половых гормонов.

Студент должен уметь: объяснить механизмы действия гормонов коркового и мозгового вещества надпочечников, а также половых гормонов.

 

Тестовый контроль исходного уровня знаний:

 

- Какое строение имеют надпочечники?

- На какие зоны делится кора надпочечников?

- Из каких слоев состоит кора надпочечников?

- Где еще, помимо мозгового вещества надпочечников, встречается хромаффиная ткань?

- Какие ионы альдостерон задерживает в организме, а какие выводит?

- На какие виды обмена влияют глюкокортикоиды?

- Почему глюкокортикоиды называют адаптивными и противовоспалительными?

- Посредством каких рецепторов осуществляется адренергическая стимуляция?

- Где еще, помимо семенников, синтезируются мужские половые гормоны?

- Из каких периодов состоит женский половой цикл?

 

Основные вопросы темы:

 

1. гормоны коры надпочечников. минералокортикоиды и водно-солевой гомеостаз организма.

2. Глюкокортикоиды, их физиологическое значение и эффекты.

3. Физиологические эффекты гормонов мозгового вещества надпочечников- адреналина и норадреналина. a- и b-адренергическая регуляция функций организма.

4. Физиологические основы стресса.

5. Женские половые гормоны. Яичниковый и маточный цикл.

6. Мужские половые гормоны. Анаболические эффекты. Формирование первичных и вторичных половых признаков.

 

Профильные вопросы для педиатрического факультета.

 

1. Развитие в онтогенезе коркового и мозгового вещества надпочечников.

2. Формирование первичных и вторичных половых признаков.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

Опыт № 1. Биологическое значение стресса.

Цель опыта: показать биологическое значение стресса и продемонстрировать один из основных путей повышения устойчивости организма.

 

Ход работы: Взвесить 4-х взрослых мышей, пометить их, одна мышь служит контролем. Второй мыши вводят подкожно кортикотропин в дозе 1ед/г веса. Третьей мыши вводят подкожно адрезон — аналог кортизона в дозе 0.04 мл/100 г веса. Четвертая мышь помещается в эксикатор с водой — моделирование стрессовой ситуации. Через 2-3 минуты мышь извлекается из воды. Все 4 мыши помещаются в эксикатор, в котором создают разрежение воздуха с помощью насоса Камовского. Наблюдают за состоянием животных в созданных условиях, делают вывод о влиянии системы гипофиз- кора надпочечников на процессы адаптации к окружающей среде.

 

Опыт № 2. Действие адреналина и питуитрина на пигментные клетки лягушки.

 

Цель опыта: ознакомиться с действием гормонов мозгового вещества надпочечников (адреналин) и нейрогипофиза (питуитрин) на пигментные клетки.

 

Ход работы: подбирают трех лягушек с приблизительно одинаковой окраской кожи и вводят одной из них 0.5 мл адреналина, второй 0.5 питуитрина. Третья лягушка служит контролем. Помещают лягушек в банки и следят за изменением окраски кожи. Через 5-8 минут отмечают посветление кожи 1-й лягушки (под влиянием адреналина меланофоры — пигментные клетки — сжимаются, втягивают свои отростки). Действие питуитрина проявляется через 30-40 минут (он вызывает расширение меланофор и потемнении кожи у лягушки) Делают выводы и зарисовки.

Вопросы для самостоятельной подготовки

 

- изменение функций надпочечников, половых желез при старении организма

- особенности стресса в старческом возрасте

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

Опыт № 1. Инсулиновая гипогликемия у белых мышей.

Цель опыта: показать влияние гормона поджелудочной железы инсулина на уровень сахара крови и состояние организма.

 

Ход работы: четырех мышей взвешивают и метят. Первому животному вводят инсулин в дозе 0.1 ед на 10г массы тела подкожно. Второму животному - 0.5 ед/10г п/к, третьему - 1ед /10г п/к. Четвертая мышь служит контролем, ей вводят 0.5 мл физраствора. После инъекции мышей помещают под стеклянные воронки и наблюдают за их поведением. Через 20 мин начинается действие инсулина, в это время животным (кроме контрольной мыши) вводят внутрибрюшинно по 2 мл 5% глюкозы. Наблюдают за животными еще 10-15 мин, отмечая изменение их состояния.

Описывают изменения состояния мышей после введения разных доз инсулина и введения глюкозы. Объясняют механизм действия инсулина.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 

Опыт N 1 Влияние питуитрина и хорионического гонадотропина на осмотическую проницаемость стенки мочевого пузыря.

Цель опыта: показать, что вазопрессин и хорионический гонадотропин являются регуляторами проницаемости биологических мембран для воды.

Ход работы: у двух обездвиженных обычным способом лягушек извлекают мочевые пузыри. Натягивают их на 3 стеклянные трубочки слизистой оболочкой к просвету (1 мочевой пузырь на 2 трубочки), фиксируют их нитками. Каждую из трубочек соединяют резиновым колечком со стеклянным градуированным капилляром от прибора Панченкова. Заполняют стеклянные трубочки до определенного уровня дистиллированной водой. Помещают комплексы трубочка-капилляр в 3 стаканчика с раствором Рингера. В первый стаканчик добавляют 0,1 мл вазопрессина (0,5 ед) и 10 мл раствора Рингера, во второй стаканчик - 350 ед хорионического гонадотропина и 10 мл раствора Рингера. Третий стаканчик служит контролем и сожержит только раствор Рингера. Отмечают уровень уровни дистиллированной воды во всех 3-х стеклянных трубочках по шкале капилляра через 1,2,5,10,15 минут.

Делают вывод о влиянии питуитрина и хорионического гонадотропина на осмотическую проницаемость стенок мочевого пузыря. В рабочей тетради зарисовывают схему установки для проведения опыта.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

 

1. Нейропептиды гипоталамо-нейрогипофизарной системы.

2. Функция эпифиза и биологические ритмы.

3. Особенности функции гипоталамо-нейрогипофизарной системы в старости.

Опыт № 1. Образование условного мигательного рефлекса у человека.

Цель опыта: знакомство с методикой образования искусственного условного рефлекса.

 

Порядок проведения работы:

Безусловным раздражителем служит струя воздуха из резиновой груши, направленная на глаз. Условный раздражитель - свисток.

 

 

Условный рефлекс вырабатывают следующим образом. Дается звуковой сигнал свистком, через 0,5-1 с производят безусловное подкрепление. Делают несколько таких сочетаний с интервалами 5-10 с. Наблюдают образование условного рефлекса.

Пробуют выработать условный рефлекс при одновременном предъявлении условного и безусловного раздражителей и при условном раздражителе, предъявляемом после безусловного. Делают вывод об условиях выработки условного рефлекса.

 

Опыт № 5. Условный тормоз.

Цель опыта: продемонстрировать действие условного тормоза.

 

Порядок проведения опыта: условный сигнал подкрепляется свистком. Сочетание похлопывания испытуемого по плечу со звуком свистка не подкрепляется. Похлопывание по плечу является условным тормозом и в сочетании с условным раздражителем тормозит условный рефлекс.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

 

1. Физиологические основы гипнотических состояний.

2. Особенности внутреннего торможения в старческом возрасте

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

Тестовые задания по курсу нормальной физиологии, раздел «Физиология ЦНС, сенсорных систем и психической деятельности», задачи №№ 39, 57

 

 

Занятие № 3.

ТЕМА: Физиологические основы психических функций человека. Свойства личности.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: понятие о I и II сигнальных системах, формы отражения мозгом окружающей действительности; понятие о мышлении, этапы формирования мышления, нейрофизиологические основы мышления, функциональную асимметрию мозга в связи с механизмами мышления; нейрофизиологические основы речи, функциональную асимметрию мозга в связи с механизмами речи; понятие об эмоциях, функции эмоций, основные эмоции, структурное обеспечение эмоций; понятие о сознании, подсознании, самосознании, сверхсознании, их соотношение, роль в формировании поведения; основные свойства личности

Студент должен уметь: объяснить соотношение между инстинктами, потребностно-мотивационной сферой человека и процессами сознания, подсознания и сверхсознания.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1) Что такое I сигнальная система?

2) Что такое II сигнальная система?

3) Дайте определение понятию “мышление”;

4) Что такое речь?

5) Назовите виды речи;

6) Перечислите основные функции речи;

7) Что такое эмоции?

8) Назовите основные виды эмоций;

9) Перечислите основные функции эмоций;

10) Дайте определение понятию “потребность”;

11) Назовите основные виды потребностей человека?

12) Что такое сознание?

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

 

1. Формы отражения мозгом окружающей действительности. I и II сигнальные системы (по И. П. Павлову).

2.Мышление и речь. Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с процессами мышления и речи.

3.Эмоции, их роль в осуществлении психических функций. Структурное обеспечение эмоций.

4.Понятие о подсознании, сознании, самосознании, сверхсознании. Представление о нервном субстрате сознания. Роль сознания в формировании поведения человека.

5. Личность и ее свойства. Типы личности.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:

 

1.Развитие речи в онтогенезе человека.

2. Особенности эмоциональных реакций в детском возрасте.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

 

ПРАКТИКУМ

по

НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

 

ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

ЧАСТЬ 2. Четвертый семестр

 

 

Владикавказ

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Осетинская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 


В.Б.Брин, И.Г.Джиоев, Н.В.Боциева, Т.В.Молдован, Ж.К.Албегова, А.К.Митциев, Н.Р.Албегова

 

 

ПРАКТИКУМ

по

НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

 

(для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело»

в 4-м семестре)

 

 

Владикавказ

В.Б.Брин, И.Г.Джиоев, Н.В.Боциева, Т.В.Молдован, Ж.К.Албегова, А.К.Митциев, Н.Р.Албегова

Практикум по нормальной физиологии. Под ред. проф. В.Б.Брина. Владикавказ. 2012. 66 с.

 

Практикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с «Примерной программой по нормальной физиологии» ФГОС 3-го поколения. Практикум предназначен для практических занятий по курсу нормальной физиологии, преподаваемому на педиатрическом факультете в III семестрах учебного года. Все разделы и занятия составлены по единой методической схеме, включающей обязательный тестовый контроль знаний студентов. Кроме приводимых в настоящих указаниях тестовых заданий, приводятся ссылки на сборник тестовых заданий, изданный кафедрой ранее.

Примерный хронометраж двухчасовых занятий:

1) Тестовый исходный контроль – 10 мин.

2) Опрос и рассмотрение основных вопросов темы – 30 мин.

3) Проверка и разбор заданий самостоятельной работы - 10

4) Просмотр видеопрактикума или выполнение экспериментов – 30 мин.

5) Тестовый контроль итогового уровня – 10 мин

В конце каждого раздела приводится список дополнительной литературы. Основной литературой, рекомендуемой студентам для освоения курса дисциплины, являются:

1) Брин В.Б. с соавт. Нормальная физиология человека. Учебник для медвузов. Под ред. Б.И.Ткаченко. М. «Медицина», 2005

2) Брин В.БЬ. с соавт. Физиология человека. Compendium/Под ред. Б.И.Ткаченко. Учебник. М. «Гэотар-Медиа», 2009.

3) Физиология человека. Учебник для медвузов под ред. В.М.Покровского и Г.Ф.Коротько. М.Медицина, 2011. В.Б.Брин в соавт.

4) Брин В.Б. с соавт. Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии. Учебное пособие. Владикавказ, ИПП им. В. Гассиева, 2006.

5) Брин В.Б. Избранные лекции по нормальной физиологии. Часть 1. Владикавказ, ИПО СОИГСИ, 2009.

6) Брин В.Б. Избранные лекции по нормальной физиологии. Часть 2. ИПО СОИГСИ, Владикавказ, 2011.

Коллектив кафедры надеется, что предлагаемый практикум поможет студентам в усвоении практических навыков и теоретических вопросов курса нормальной физиологии.

 

 

РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА И ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ.

 

Занятие № 1

ТЕМА: ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗМА. ЭТАПЫ ДЫХАНИЯ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ. МЕХАНИЗМ ВДОХА И ВЫДОХА. МОДЕЛЬ ДОНДЕРСА.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.269 с.)