Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отрядные игры: какие. Когда. Как. Зачем.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Жизнь в лагере – это прежде всего жизнь в отряде. Интересная. Насыщенная. Разнообразная. Чтобы ребенок не успел начать шалить, скучать или вредничать. Как организовать такую жизнь? Какими красками расцветить ее? Чем украсить? На мой взгляд, ответ прост. Сделайте жизнь ребят наполненной и … Разной. Вожатый должен уметь и с мячом погонять, и песни разучить, и викторину организовать. Ведь дети еще только учатся понимать себя и искать интересные им стороны жизни. В этом и прелесть летнего отдыха – можно попробовать все и найти какое-то новое увлечение. Старайтесь, друзья мои, избегать однообразных развлечений. Детям точно наскучат постоянные игры в футбол или вечные интеллектуальные викторины. Поэтому и хочется побеседовать с вами, дорогие мои будущие вожатые, об отрядных играх. Какова их классификация, методика организации и целесообразность? Давайте разберемся во всем по порядку. Существует несколько блоков отрядных игр: · интеллектуальные, · спортивные, · творческие (театрализованные), · психологические. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ можно проводить даже на самом первом этапе смены. Конечно, не в первый день, но во второй или третий – вполне можно. Первый (организационный) этап насыщен играми на знакомство, первый вечер – это и есть вечер знакомства. А дальше? Во второй день интеллектуальный конкурс подойдет как нельзя более. Почему? Представьте себе: первый раз ребенок приехал в лагерь, он еще не освоился, он застенчив и ему не очень уютно. Но он умный и знающий, у него хороший кругозор и он умеет интересно рассказывать. А это же не спортивная ловкость – ум в глаза сразу не бросается. Вот и помогите ребенку проявить себя – пусть он поможет своей команде выиграть, пусть получит, таким образом, кредит доверия. Есть, впрочем, одно «но». «Интеллектуалки» не очень любят. Уж больно они напоминают школу. Викторина, на первый взгляд, тот же урок: вожатый – вопрос, ребята – ответ. И если ваша «интеллектуалка», друзья мои, сведется к тому, что вы по бумажке будете читать вопросы, а ребята отвечать, то, извините меня, грош цена вам как вожатому… Ничего интересного в такой игре нет, и максимум, что делает вожатый, – это ведет счет: «Молодцы, 1 – 0». И это всё, на что вы способны? Не верю! – восклицаю я вслед за Станиславским. – Не может быть! Существует множество разновидностей и форм интеллектуальных игр, и о некоторых их них я вам расскажу. Но сначала – небольшое отступление… Труднее всего угадать, из какой области знаний взять вопросы для своих подопечных. Они такие разные! По-разному воспитанные, из разных школ и классов, с разным отношениям к учебе… Что же делать? Да очень просто: избегать вопросов на конкретные знания. А какие взять – я расскажу... Стандартное поле из девяти клеток (как в игре «крестики-нолики») поможет вам разнообразить ваши интеллектуальные игры. Вот таким оно может быть:
Каждая клетка – категория вопроса, например: «Птицы», «Самое большое в мире» или «Давным-давно». Не буду сейчас на этом останавливаться – различных энциклопедий вокруг достаточно, и вы можете без труда в море вопросов найти подходящие для детей именно вашего отряда, и по возрасту и по развитию. Это просто и вполне допустимо. Но мне думается, можно сделать иначе и заполнить клетки по-другому… Как вам такая категория – «Шарада»? Знаете, что это такое? Конечно! Зашифрованное по частям слово. Каждая часть его описывается отдельно, а потом слово надо «собрать» воедино. К примеру, для слова «сукно» есть такая шарада: Мой первый слог – на дереве, Второй мой слог – союз. А в целом я – материя И на костюм гожусь. Особым видом шарад являются метаграммы, в которых зашифрованное слово изменяется (булка/белка), например: Он грызун, не очень мелкий, Ростом чуть побольше белки. А заменишь У на О – Будет круглое число. Отгадали? Нет? Не переживайте, это нормально. Дети отгадывают шарады гораздо быстрее, чем взрослые. У взрослых к окончанию школы мозги уже так «окостеневают», что им даже простые загадки становятся недоступны… А у детей – влет идут отгадки! И мне даже трудно сказать, для какого возраста эта игра в шарады… От семи до пятнадцати. Было бы желание и настроение. А отгадка у метаграммы – «сурок». Шарады – слово знакомое. А у нее есть разновидность с более трудным названием – анаграмма. Слышали? Встречали в сборниках кроссвордов? Там бывает такое задание: слово с переставленными буквами, ставшее бессмысленным, надо вновь сделать исходным и вписать в сетку кроссворда. А вы можете предложить ребятам такие: сын кока (косынка), чмокай водю (Дюймовочка). Иногда анаграмма представляет совершенно новое слово, но не бессмысленное, а лексически правильное, например: апельсин – спаниель, покраснение – пенсионерка, вертикаль – кильватер. Это уже более сложный уровень игры, может быть, и не стоит к нему обращаться, сделав слова бессмысленно-смешными. Еще одна знакомая игра – отгадывание ребусов. Знакомая с детства. Ребусы есть и в развивающих книжках, и в учебниках. Слово, зашифрованное картинкой, ребята разгадывают с удовольствием. Это что, как вы думаете?
Правильно, закат! А это?
Настроение, конечно! Вот видите, дорогие мои будущие вожатые, и вы увлеклись, не правда ли? И ребятам эти игры тоже будут интересны, независимо от возраста. Какие еще категории интеллектуальных игр я могу порекомендовать? «Перевертыши». Загадывается строчка, затем каждое слово в ней «переворачивается» по смыслу и предлагается команде соперников. Надо отгадать исходную строку. Например: На лугу дуб упал. – Во поле береза стояла. Или так: Цент доллар ворует. – Копейка рубль бережёт. Ушел, ослеп, продул. – Пришел, увидел, победил. А есть еще целый стишок: В глухой степи засохший кактус, И ржавый гость в тот кактус вбит. В жару и в холод глупый страус Верхом на кактусе сидит. Расшифровали? Ну конечно: У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. Или такая загадка: Ты холмик, холмик, холмик, ты действительно заяц. Ох, как же противно холмику под землей ползти! Вот во что превратились знакомые с детства строки: Я тучка, тучка, тучка, Я вовсе не медведь, Ах, как приятно тучке По небу лететь! Вот такая игра, друзья мои! Несмотря на кажущуюся простоту, получается весело и интересно. Попробуйте! «Реклама». Произносится рекламный слоган, и надо отгадать, что именно рекламируется. Причем слоган надо брать реальный, не придумывать. Обычно его все помнят, а вот сам продукт могут и забыть. Например, «Отличный вкус – отличное начало дня». Что рекламируется? Кофе, правильно, а какой? Вот тут могут и заспорить. Ответ – «Нескафе». Или вот еще: «Мы такие разные, но всё-таки мы вместе». Это старый слоган «Мегафона», сейчас уже несколько подзабытый. Но есть много новых, которые можете загадать ребятам вы, вожатые, а могут и они сами друг другу. «Верю – не верю». Ребенок должен ответить «да» или «нет» на вопрос, верит ли он в тот или иной факт – интересный и малоизвестный. Например, «Верите ли вы, что слоны при встрече «обмениваются рукопожатием» хоботом?» Не верите? Напрасно! Это действительно так: при встрече эти гигантские животные ласково трутся хоботами, обвиваются ими. В Интернете можно найти много подобных фактов и даже сценарии этой познавательной игры. Если потратите время – не пожалеете: ребята всегда с удовольствием в нее играют. Недавно на прилавках появилась игра «Ерундопель». Несмотря на ужасное название, она действительно интересная. Она представляет собой набор из 120 двусторонних проверочных карточек, на которых написаны редкие в русском языке слова. Такие есть в каждом языке, как по частоте употребления, так и по красоте звучания. Некоторые из этих слов слышатся, пишутся и произносятся так, будто нарочно придуманы для забавной игры. Например, урман – что это такое? На обороте карточки есть три варианта определений для этого слова, из которых необходимо выбрать один. Желательно – правильный. Итак, урман это: 1. татарское народное блюдо? 2. хвойный лес? 3. название хулигана? Не знаете? И я не знала, пока не купила эту игру, не поверила ей и не слазила в Интернет. Википедия определяет это слово как «темнохвойный лес на заболоченных участках равнин или вдоль рек». По-моему, интересно даже взрослым, а о детях – и говорить нечего. Только давайте поменяем название, уж больно оно… неудачное, скажем так. Пусть будет «обманка» что ли. «Пословицы». Это категория, причем любой ее вариант, тоже не «привязана» к какому-либо возрасту. Можно предложить ребятам продолжить пословицу. Например, «Чем черт не шутит..» Закончите! А, вы даже не знали, что есть продолжение? Тогда предложите свои варианты. Можно начислять очки не только за правильные, но и за смешные ответы. Правильно – «Чем черт не шутит, пока Бог спит», а смешно – «Чем черт не шутит, если в КВН играет», например. Можно взять высказывания известных людей и предложить вспомнить их продолжение. К примеру, известна фраза В.И. Ленина «Учиться, учиться и учиться!». Но это не конец предложения, о чем знают тоже немногие. Полностью коммунистический вождь говорил так: «Учиться, учиться и учиться коммунизму». Смешно ребята могут продолжить так: «Учиться, учиться и учиться, а потом работать, работать и работать!». Или как-нибудь иначе, я думаю их фантазия заработает. В эту игру можно сразиться и иначе: предложить ребятам пословицу из другого языка и предложить подобрать к ней русский аналог. Например, в Африке говорят: «Сын леопарда тоже леопард». В общем, синоним найти легко: «Яблочко от яблоньки недалеко падает». В Германии: «Трое докторов не лучше одного». – У нас: «У семи нянек дитя без глазу». Этот вариант игры достаточно прост и его можно использовать даже в младших отрядах. «Загадки». Да-да, самые простые, знакомые и привычные загадки. Ребята очень любят их разгадывать и умеют это делать гораздо лучше, чем мы, взрослые. Можно сгруппировать их по тематике, можно предложить придумать самим, можно дать задание проиллюстрировать загадку, можно… Да много что можно сделать в рамках этой простой игры – «Отгадай загадку»! «Сказки». Эта категория игр – для малышей, и здесь возможны варианты заданий: «Из какой сказки взят этот отрывок?», «Кто из сказочных героев произнес эти слова?», «Угадайте героя по описанию». Вот вы, взрослые люди, будущие вожатые, знаете, кто произносит слова: «Сезам, откройся!»? Правильно, разбойники, а потом и Али-Баба в одноименной сказке. А кто рассказал эту сказку? Во-о-т… Шехерезаду вспомнят не все… А можно предложить ребятам «убрать лишнее», по-разному сформулировав задания. Например, вы называете четыре сказки и предлагаете убрать лишнее: «Три медведя», «Аленький цветочек», «Репка», «Василиса Прекрасная». Что вы выберете? «Три медведя», потому что там герои животные? А в «Репке»? «Василису Прекрасную», потому что там волшебные превращения? Но в «Аленьком цветочке» они тоже есть… Трудно? А вот ваши подопечные, поверьте мне, быстро скажут, что лишняя сказка – «Аленький цветочек», потому что все остальные народные, а ее написал С.Т. Аксаков. Впрочем, принять можно любо ответ, лишь бы он был логично обоснован. Вот видите, сколько категорий я вам уже предложила. Давайте расположим их теперь в нашем игровом поле.
В какую форму облечь теперь нашу игру? Конечно, не в форму простой викторины – это скучно и банально. Один вариант – как в игре «крестики-нолики». Делим ребят на две команды: одна – «крестики», другие – «нолики». Выдаете им маленькие листочки и ручки. Задание – заполнить вертикаль, горизонталь или диагональ. Одна команда, например это «крестики», начинает: выбирает категорию и отвечает на предложенный вопрос. Отвечает вслух. А «нолики» пишут ответ на бумажке. Затем команды меняются. И так – до тех пор, пока не будет заполнено все поле. Еще одна форма проведения – «казино». Вожатый раздает своим подопечным условные денежные знаки – по 5 «умов» каждому – листок и ручку. Ребенок может играть с казино сам по себе и тратить свои «умы» в одиночестве, а может найти себе товарища или нескольких и играть в команде, соединив капиталы. Цель – обанкротить казино. Случайным образом выбирается категория, и ребята делают ставки, выкладывая в банк определенное количество «умов». Вожатый произносит известную фразу: «Ставки сделаны, ставок больше нет!» – и задает вопрос. Ребенок пишет ответ на листке и показывает его вожатому. Если ошибка – деньги ребенка уходят в казино, если ответ правильный – ребенок получает сумму в размере ставки. В конце игры, когда все вопросы заданы, вожатый забирает у ребят те 5 «умов», которые выдал вначале, и выясняется, во-первых, не обанкротилось ли казино, а во-вторых, кто из участников победил. Мне очень нравится «интеллектуальный хоккей». Так же, как в ледовом хоккее, на площадке играют «великолепная пятёрка и вратарь». Оптимальный вариант для игры – четыре команды. Перед игрой проводится жеребьёвка. Первые две команды выходят на сцену и рассаживаются следующим образом: рядом с «площадкой вбрасывания шайб» (это столик ведущего) с двух сторон садятся по три «нападающих». За ними на расстоянии 1-1,5 метра на двух стульях усаживаются «защитники». А за ними па таком же расстоянии и в каждой команде сидит «вратарь». Ведущий по очереди выбрасывает «шайбу» (чёрный картонный кружок, на обратной стороне которого приклеен напечатанный вопрос) в сторону одной или другой команды. Первыми на вопрос отвечают нападающие. Если они ответили правильно, ведущий вбрасывает «шайбу» другой команде. А если ответили неправильно, то попытку дать правильный ответ делают защитники. Если же и им это не удаётся, то в игру вступает вратарь. То есть на один и тот же вопрос команда имеет три попытки, три возможности дать правильный ответ. Если же и вратарь не дал верный ответ, команда пропускает гол. Проигрывает команда, пропустившая больше шайб в свои ворота. После игры первых двух команд на площадку выходят, на тех же условиях, две другие команды. После их встречи между собой за третье и четвёртое места играют проигравшие в двух первых играх команды. А потом встречаются победители двух первых игр и разыгрывают первое и второе место. Будет интереснее, если игра будет сопровождаться фонограммой с ликующими криками болельщиков, музыкой — в случае удачи команды и, скажем, фонограммой барабанного боя и включением лампочки, когда «шайба» попала в ворота. Итак, подведем итог. 1. Форма проведения интеллектуальных игр должна быть интересной, небанальной. 2. Вопросы (если вы задаете вопросы из конкретной области знаний) должны соответствовать возрасту ваших подопечных, а это непосвященному человеку, не педагогу, просчитать очень сложно. Поэтому – лучше конкретные научные задания не давать. 3. Очень важен антураж. Например, в казино можно продумать установку игрушечной рулетки или волчка, как в «Что? Где? Когда?», а также соответствующую музыку. Напомните, что казино и игра на деньги – это плохо и придумайте такую, например, легенду: мы – пираты и захватили ваш корпус, открыв здесь казино. Уйдем, только если вы нас обыграете. Если идет игра в интеллектуальный хоккей, то вожатый – судья, со свистком, карточками и флажками. Вывешивается счет, «пробиваются буллиты», звучит фонограмма – словом, создается атмосфера спортивной игры. Следующий блок – СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. Первое и самое основное, на что надо обратить здесь внимание, друзья мои, – это безопасность. Причем, безопасность, если можно так сказать, двоякая. Во-первых, безопасность площадки и инвентаря. Представьте, что вы даете эстафету на асфальтовой дорожке – ссадины и ушибы неминуемы. Поэтому для беговых заданий выбирается только поле с травянистым покрытием или спортзал. Если это поле – не поленитесь, пройдите по нему и проверьте, нет ли кочек, ямок, камней, битого стекла или торчащей из земли арматуры. Обязательно проверьте перед игрой инвентарь: он не должен ни в коем случае поранить ребенка. Во-вторых, безопасными должны быть сами задания. Нагрузка, которую ребенок получит, не должны быть чрезмерной. Поэтому никогда нельзя давать задания «на максимальность» (кто больше отожмется или поднимет корпус, качая пресс), а если уж даёте, то ограничьте по времени, чтобы снизить нагрузку на мышцы. Продумать надо и такое, на первый взгляд, безопасное задание: первый член команды бежит до фишки, возвращается назад, берет второго, они бегут вместе, затем – с третьим, и в конце – вся команда. Ничего сложного вроде. Да. Для последнего. А для того, кто бежал первым? Сколько кругов он намотал? Подросткам это задание дать еще можно, а вот семилеткам – ни в коем случае. Учитывайте возраст ребят, друзья мои… Возраст и физическую форму ребенка. Так что с этого и начните: в начале смены сходите к врачу и возьмите для детей допуск к соревнованиям. В справках, которые дети взяли с собой в лагерь, есть не только их группа здоровья, но и указания на освобождение или ограничения для участия в соревнованиях. Это надо знать по каждому из ваших подопечных! Даже если ребенок очень хочет участвовать, но у него стоит отвод, не берите на себя ответственность. Третий момент, который надо учитывать, – это, как и в интеллектуальных играх, форма проведения. Обычные эстафеты – это скучно, друзья, они в них и в школе участвуют. Не надо приезжать в лагерь, чтобы просто пробежать эстафету, верно? Поэтому надо либо задания, либо общую форму проведения сделать смешными и необычными. Возможен, скажем, такой вариант. Устройте эстафету на территории всего лагеря, в разных его уголках. На одном этапе ребенок бросает мяч на точность попадания, затем бежит к следующему этапу, где едет круг на велосипеде, на третьем этапе стреляет из лука, на четвертом – проходит по веревочному мостику… Таких заданий можно придумать очень много! А победит команда, которая затратит на все этапы меньшее количество времени. Можно еще более «театрализовать» спортивные игры. Драматичным голосом вожатый дает вводную: «Злые орки захватили центральную беседку в лагере. Просто так к ней не подойти. Чтобы открыть ее, надо «капитошкой» (шариком с водой) попасть в ключ, закрепленный на крыше беседки. Готовы?» «Да!» – восторженно кричат дети и бегут к беседке, где окопались «орки» в лице физруков и кружководов лагеря. В сущности, это метание – ваш первый этап эстафеты. Но как заманчиво он выглядит для детей! А потом начнутся состязания с этими «орками»: перетягивание каната, фигурная езда на велосипеде, стрельба из лука. А в конце – грандиозная битва шарами, когда к щиколотке привязывается воздушный шарик, и надо раздавить шарик у орка и не дать раздавить свой. Тут хочется сделать небольшое отступление. Когда я предлагаю подобную битву шарами в школах, обычно поднимается страшный шум: «Это невозможно! У нас такие дети! Они будут бить друг друга! Они сломают друг другу ноги! Они переломают себе всё!..» Вы знаете, друзья, я много лет провожу эту игру: максимум, что может быть, – ребенку наступят на ногу. Просто наступят, без перелома. В прошлом году у меня сражалось пол-лагеря, 150 человек схлестнулось на поле – и все остались живы и здоровы. Поэтому поверьте, игра эта не травмоопасная, а очень веселая и азартная. Спортивные игры в лагере – вещь универсальная. Они могут применяться для всех возрастов, на любом этапе смены, с любым количеством участников. Единственное ограничение – не проводить спортивные игры после ужина, чтобы не перевозбудить ребят перед сном. А вот ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ можно проводить не ранее, чем с пятого дня смены, когда ребята привыкли к режиму, к вам, друг к другу. В это понятие – «творческие» – входят все те игры, в которых проявляется любое творческое начало ребенка: актерское, музыкальное, художественное, танцевальное. Что я могу вам здесь порекомендовать? Это различного рода конкурсы актерского мастерства (КАМы). Подготовить их несложно, главное – выбрать интересную тему, т.к. КАМы обычно тематические. Желательно, чтобы в теме было заложено распределение ролей. К примеру, классический набор ролей для темы «Школа»: директор, завуч, учитель химии, учитель математики, учитель физкультуры и др. учителя, ученики – отличник, двоечник, общественник. Посмотрите, какая палитра! А есть ведь еще уборщица тетя Маша, охранник и школьная кошка. А если взять тему «Город»: мэр, полицейский, пешеход, продавец… А в теме «Корабль»: капитан, боцман, юнга, пролезший на корабль «заяц», кок, попугай Флинта… Простор фантазии необыкновенный! Выберите тему, пропишите каждому герою его роль: что он должен делать, о чем говорить, как выглядеть. После этого собираете отряд и делите его на малые группы, человек по 5-6. Число участников команды должно быть равно количеству ролей. Таким образом, каждое актерское задание достанется какому-то ребенку. Группы будут соревноваться в актерском мастерстве, выполняя ваши задания. Первое здание должно быть общим, объединяющим, остальные могут быть как коллективными, так и индивидуальными. Итак, вы объявляете тему: «Ребята, тема нашего конкурса – «Школа». Каждая группа – это школа, какая – я не знаю. Первое задание: покажите застывшую скульптуру, так, чтобы мы поняли, с каким уклоном ваша школа». Второе задание – индивидуальное: вы раздаете ребятам карточки с ролями (подготовьте столько наборов карточек, сколько у вас получилось групп). Каждый ребенок получает свою роль, и меняться нельзя. Если мальчику досталась роль кошки, то он именно кошка, а не кот; если девочка вытянула роль хулигана и лентяя – она играет именно хулигана, а не хулиганку. Роли определены, и вы говорите: «На сцену приглашаются все директора школ». Все «директора» выходят, и вы объявляете второе задание: «Директор школы потерял голос. Но ему надо обязательно объявить своим ученикам важную новость. Отгадайте, какую!» Вы показываете написанную на бумажке фразу каждому «директору», а остальные отгадывают, что он показывает с помощью жестов. Задание нерадивому ученику может быть такое: жестами проиллюстрировать рассказ о себе, который вы читаете вслух («Сегодня я проснулся поздно. Потянулся в кровати. Так неохота вылезать! Посмотрел на часы. Ого-го! Я проспал! Где мои брюки? Где рубашка? Где второй носок? И т.д.) Последнее задание конкурса должно быть тоже общим, чтобы группа показала какое-то совместное действо, где участвует каждый. Все эти задания для изображения, которые вы предлагаете ребятам, легко найти в Интернете, поэтому я думаю, не стоит подробно останавливаться на том, какими они могут быть. Главное – чтобы ребенок проявил свою актерскую индивидуальность. Хорошо, если в конкурсе будут участвовать «люди из публики», например другие вожатые или приглашенные кружководы. Они вовлекают ребенка в игру и заставляют его принять участие в сценке, темы которой он не знает. Он знает только, что он ученик и пришел в театр. Один вожатый приходит с билетом и проси освободить его место, другой облокачивается на нашего героя и засыпает, третий – пытается познакомиться. Как ребенок будет импровизировать – оценит жюри. Еще один творческий конкурс, который хочу порекомендовать, – «Гиннес-шоу», т.е. написание своей собственной отрядной «Книги рекордов Гиннеса». Ее, кстати, можно действительно нарисовать и вывесить в отрядном уголке. А внести туда надо обязательно тех, кто установил свой рекорд случайно. Какие, например, я могу предложить номинации? Например, «Самая длинная фамилия». Или «Долгожитель». Или «Гулливер». Или «Самый большой след отряда». Мальчикам можно предложить «Мистер бицепс», а девочкам – «Варвара краса, длинная коса». Номинации могут быть самые разные, за них можно вручать медали на шею, а имена героев заносить в «Книгу». Заметьте, друзья мои, участвовать в этом конкурсе могут не все. Если ребенок стесняется своей длинной фамилии, он может и промолчать, не так ли? Дело ведь не в том, что у меня больший размер ноги или длина носа, а в том, хочу ли я об этом рассказать. Вы приглашаете к участию только желающих и ни в коем случае не заставляете всех подряд выходить в центр круга. Помимо случайного выигрыша героям «Книги рекордов» может способствовать импровизация. Задание может быть, например, такое: «Прошу выйти пять девочек. Конкурс на самый громкий визг!» И затыкайте уши… Экспромтом могут быть конкурсы на «самый волнующий взгляд», «самый сонный зевок», «самую очаровательную улыбку» и т.д. Приглашаете опять-таки по пять человек, только по желанию, подчеркиваю. Третья часть вашего шоу – «Лучший»: «Лучший актер», «Лучший танцор», «Лучший художник», «Лучший рекламный агент». Вот здесь могут участвовать все желающие, соревноваться они должны все вместе. Актеры иллюстрируют ваш текст (помните, я предлагала такое задание в КАМе для нерадивого ученика?); художники рисуют портрет по словесному описанию, которое потом оказывается описанием начальника лагеря; рекламные агенты уговаривают купить какой-то продукт, они сами не знают какой (листок с названием видят только зрители); танцоры показывают свое мастерство под музыку, которая все время меняется – от мазурки до хип-хопа. «Гиннес-шоу» – это очень смешной и занимательный вариант творческой игры. Чередуйте номинации: 2-3 случайных, 2-3 экспромта, 1 номинация «лучшего», затем опять случайные и экспромты. Так можно занять детей примерно час. Им будет интересно и весело, поверьте. Да и сами вы, дорогие мои будущие вожатые, скучать не будете! К творческим играм можно отнести еще много разных конкурсов. Даже такою простую и привычную всем «Ромашку». Надо только, чтобы задания, которые вы пишете на лепестках, раскрывали креативный потенциал ребят и чтобы их было много. Сюда же можно отнести игру «Активити». Как? Вы не знаете эту игру? Она очень проста и не требует какого-то особого запоминания правил. Надо объяснять слова, записанные на карточках заданий. Каждое из них можно объяснять одним из заданных способов: пантомимой, через синонимы или рисунком. На то, чтобы передать смысл слова, у ребят есть всего одна минута – и от их сообразительности, а также от того, насколько понимает их отряд, зависит успешность игры. Часть заданий предназначена для всех – и очки за них могут получить оппоненты, если угадают первыми. Игра подразумевает движение по игровому полю. Фишки всех команд начинают в одной и той же точке, и та команда, которая первой доведёт фишку до финиша, считается победителем. На каждом ходу у ребят есть возможность выбирать сложность задания, и если они его выполняют, то передвигаются вперёд на соответствующее количество делений. Чем сложнее задание, тем дальше они могут пройти по полю, а чем оно легче – тем больше вероятность, что команда всё угадает. Таким образом, есть две основных стратегии игры: активная, предполагающая высокий процент «попаданий», и осторожная, рассчитанная на то, что оппоненты будут совершать постоянные ошибки. Главная проблема – избежать столпотворения вокруг игрового стола. Это получится, если вывести игровое поле на экран (с помощью камеры, например). Тогда получится играть практически всем отрядом. А игра эта ребятам нравится, ее вполне можно использовать. Творческие игры – востребованная и увлекательная форма работы. Но они, как правило, требуют жюри. Пригласите старшего вожатого, кого-то из кружководов, спортинструктора или фотографа. Пусть они оценивают, дают баллы, считают очки и выбирают победителя. Жюри в творческом конкурсе – вещь необходимая, чего нет, наверное, в интеллектуальных или спортивных играх. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ – последний и, пожалуй, самый сложный блок игр. Сложный своей кажущейся… простотой. Действительно, «достать» из ребенка ту или иную эмоцию нетрудно, но что потом с ней делать? Как ее «отработать»? Даже опытные психологи не всегда справляются с душевным состоянием, в которое они вогнали ребенка. Поэтому, прежде чем приступить к психологическим играм, вспомните – золотое правило: не умеешь – не берись. Но иногда можно попробовать. Надо только знать, с кем и как. Порекомендую несколько распространенных и достаточно «безопасных» психологических игр. Игра для подростков 14-16 лет «Убить дракона». Она названа по одноименному фильму Марка Захарова, а тот, в свою очередь, снят по пьесе Евгения Шварца «Дракон». Одна из идей этих художественных произведений такова: дракон – это не многоголовое чудовище, он может быть весьма привлекателен, и его приверженцами могут оказаться вовсе не подлецы, а вполне приличные люди. Зло многолико, и победить дракона не так-то просто. Эта мысль и ложится в основу игры. Она построена на модели нравственного выбора подростка, на актуализации его нравственных представлений. Перед ребятами появляется персонаж – Дракон, который говорит именно эти слова: «Вы думаете, я чудовище, а вы все замечательные, добрые и милые? Отнюдь нет! Я готов поспорить, что через 10 минут игры каждый из вас встанет на сторону зла и будет действовать намного хуже, чем я. Не верите? Я легко вам это докажу». Дракон должен быть очень наглым, уверенным в себе и провокационным. Он отправляет ребят на этапы – собрать магические артефакты, которые помогут победить его. Этапов всего девять, и на каждом надо делать конкретный выбор. Например, есть волшебный меч, но охраняющий его человек говорит: «Я отдам вам его, но только в обмен на жизнь одного из вас. Отдайте мне человека, и я отдам вам меч». У команды есть пять минут, чтобы сделать выбор. Эти пять минут в обсуждение детей никто не вмешивается. Даже если они решили все сразу, они все равно стоят в течение пяти минут на этом этапе. Если рядом есть вожатый, его задача – провоцировать обсуждение: «Ребята, конечно, замечательно, что вы решили никого ему не отдавать, но нам ведь нужен этот артефакт. Правда, нужен! Может, все-таки подумаете?» На следующем этапе ребят ждет еще артефакт – око богини судьбы. Сама богиня стоит рядом с завязанными глазами. Это Мойра – древнегреческая богиня, которая плетет нить человеческой судьбы и обрезает ее в момент смерти. Она говорить, что обрезать нить должна зрячей, чтобы не прервать жизнь молодого человека. «Мне нужен этот глаз! – говорит богиня. – Оставьте его мне!» Но ребятам нужен артефакт – и они опять перед конкретным выбором… И опять пять минут на размышление, и провокации вожатого… Что выберут дети? Новый этап – новый артефакт. Стакан воды. А рядом на цепях висит Кощей Бессмертный, который говорит: «Я умираю от жажды. Дайте мне пить. Я отдам вам стакан, только дайте мне воду!» Кто-то протягивает стакан, и Кощей хватает этого человека за руку и притягивает к себе: «Отдам что-то одно, – говорит он, – или этого юношу, или стакан». Еще один артефакт – книга, которую держит в руках девушка. «Я знаю, – говорит она, – что эта книга вам очень нужна, но это единственная память о моей умершей матери. Обещайте, что вы не возьмете ее». И уходит. И больше не появляется. Как поступят ребята? Сдержат ли слово? На следующем этапе их ждет Фрида – персонаж «Мастера и Маргариты» М. Булгакова, помните? Та, которой каждое утро подкладывали платок, которым она задушила своего ребенка. Фрида страдала много веков, пока милосердие Маргариты не освободило ее от этого наказания. Про младенца детям, наверное, рассказывать не надо, можно придумать историю о случайно убитом разбойнике, который на нее напал. Отдадут ли ребята Фриде платок, чтобы прекратить ее нравственные страдания, или возьмут этот артефакт? На других этапах артефакты собирать не надо, но перед выбором ребята все равно оказываются. Например, ситуация на подводной лодке, где на шесть человек – четыре акваланга. Кто будет жить, а кто останется на дне? Иногда ребята принимают решение, что выбор невозможен, что погибнуть должны все – поэтому это задание нельзя давать первым, иначе они не пройдут все остальные этапы. Они должны будут вернуться к Дракону и ждать окончания игры. Ждут ребят и другие ситуации: возможность эвтаназии (дадут ли баночку с ядом умирающему в мучениях человеку?) или необходимость покормить вампирчика (хорошенького, жалобно просящего крови). Не буду сейчас останавливаться на этих ситуациях подробно, думаю, вы уже поняли их суть. Итак, ребята прошли все девять этапов. Им уже тяжело на душе, поверьте. Даже если они сперва не принимали всерьез «смерть» своих товарищей, постепенно они прониклись атмосферой игры, погрузились в нее. Наконец все вернулись к Дракону. Тот просит каждую группу выложить полученные артефакты. Рассматривая их, он «переворачивает» по смыслу любое решение детей. Например, платок Фриды он может прокомментировать так: «О, молодцы! Действительно, пусть она мучается угрызениями совести до конца своих дней! Какие же вы добрые? Вы хуже, чем я!». Если же платка нет, Дракон язвительно говорит: «Поверили, да? Кому? Убийце? Она же убила его, этого человека. А он был совсем не бандит, просто спешил домой, бежал мимо, а ей незнамо что показалось. А что мешало ей «скорую» вызвать? Он ведь не сразу умер, его можно было спасти! Она убийца, а вы – пособники убийцы!». Если ребята принесли книгу, они оказываются лгунами, не сдержавшими обещание; если книги нет – то опять провокация: «А вы хорошо сделали человеку? Зачем вы ей даете «вариться» в своем горе? Ну что она вцепилась в эту книгу? Надо освободиться он прошлого и жить дальше, а не чахнуть над прошедшим!». И так Дракон переворачивает любое решение ребят, окончательно запутывает их, лишает нравственных ориентиров: где правда, где ложь, кто палач, кто жертва, как надо поступать, как нет. Дракон глумится, дети растеряны. Растеряны от этого извращения даже самых благородных, на их взгляд, поступков. После этой вакханалии, которую устроил Дракон, надо вводить нового персонажа. Я когда-то вводила Мойру, богиню судьбы, вы можете ввести рыцаря Ланцелота – героя пьесы Е. Шварца. Он должен сказать примерно следующее: «Мы раскусили тебя, Дракон! Твоя игра с нами нечестна. Нет абсолютного Добра и абсолютного Зла. Мы поняли, что ты лукавое и жестокое существо. И мы будем убивать тебя в себе. Всегда, когда почувствуем, что ты проник в наше сердце». На это игра заканчивается, и Дракон, бросив насмешливое «Посмотрим!», уходит. Задача этой игры – заставить подростка понять: принимая какое-то решение, подумай, как оно отразится на других, не считай свое мнение истиной в последней инстанции. А они уже так считают! Они максималисты, безапелляционные и уверенные в себе. Им 15 лет, и они думают, что знают всё. Может быть, эта провокация, этот шок заставит их изменить свое мнение, впервые действительно по-взрослому задуматься о жизни. После этой игры надо обязательно остаться и побеседовать. Ответить на вопросы ребят, выслушать их мнение. «Проговорить» все эти ситуации. Они обязательно спросят: «А что правильно? А разве мы не так поступили? А как было надо?» И вот здесь вы, дорогие мои будущие вожатые, можете вложить детям в мозги очень много правильных вещей. Рассказать им о самопожертвовании, о эгоизме и альтруизме, о лжи во спасение и о правде до конца. Это очень интересная игра. Но видите, какая она… опасная. «Достанете» вы из ребят эмоции – и что? Вдруг не справитесь? Вдруг не сможете быть убедительным?
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.114.150 (0.014 с.) |