Игротехника: что это. Отрядные игры: какие они. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игротехника: что это. Отрядные игры: какие они.



Дорогие мои будущие вожатые! Прежде чем приступить к самой веселой теме наших бесед, хочу со всей ответственностью заявить: я не могу, да и не собираюсь, подменять собой Интернет, книжки-методички и ваш личный опыт. Моя цель намного скромнее: дать понятие «игротехника» и определенную классификацию игр с точки зрения целесообразности их использования на том или ином этапе смены. Мне хочется вам что-то порекомендовать, от чего-то предостеречь, чем-то удивить. Готовы? Тогда приступим.

Что же такое игротехника? Проще говоря, это воспитание в игровой форме. Но это еще и умение применять ту или иную игру в той или иной ситуации, умение использовать игру как орудие воздействия на личность ребенка. Видите, как важна роль игры? Она учит, воспитывает, помогает совершенствовать личность человека. Поэтому относиться к игре надо … не как к игре, а вполне серьезно.

Умение вожатого отобрать игры для своей работы с детьми – очень важное его профессиональное умение. Мир игр огромен и разнообразен, поэтому, пожалуй, стоит поступить, как поступают прилежные студенты – классифицировать игры.

В методической литературе вы найдете множество классификаций игр:

· по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

· по характеру процесса:

- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

· по характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

· по игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

Но нашу беседу, я думаю, целесообразнее построить на ином принципе классификации – на принципе целеполагания. «Весна», «лето», «осень» и «зима» как этапы лагерной смены содержат определенные воспитательные цели, которые, в свою очередь, заставляют вас выбрать те или иные игры. Давайте, друзья мои и разберем, как нам надо играть с детьми в тот или иной период смены.

«ВЕСЕННИЕ» ИГРЫ

Цели игры Игровая методика
· знакомство · снятие тактильного напряжения, объединение в общую команду · оптимизация атмосферы в коллективе (детям должно быть интересно и весело) · выявление лидера Блок игр на знакомство: · «Снежный ком» · Игра с воздушным шариком · Игра с мячом «Половинка имени» · «Два японца» · «Вопрос – ответ» Блок игр на снятие тактильного напряжения · Игра ожидания «ПОЧТА» · «Путаница» · «Человек – человек» (вариант «Белки, шишки, орехи», «Молекулы») · «Эволюция» Блок игр на выявление лидера · «Встань по счету» · «Постройся по…» · «Действенная социометрия»

А теперь несколько подробнее о перечисленных играх.

«СНЕЖНЫЙ КОМ»

Игровая ситуация:

Отряд садится в круг. Первый (обычно это вожатый) называет свое имя, сидящий рядом повторяет его и называет свое, следующий повторяет уже два имени и добавляет свое и т.д. Таким образом, имена «разрастаются» как снежный ком.

Как использовать:

ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕ НАДО! Почему? А попробуйте сыграть один раз – и поймете. Вы увидите, как проговаривают имена друг друга незнакомые люди. Они не смотрят на лицо друг друга, не заглядывают в глаза, не улыбаются. Они, сосредоточенно глядя в потолок или в стенку, монотонно долбят имена, которые постарались запомнить. Получается не игра на знакомство, на установление какого-то первого, еще хрупкого контакта, а игра на проверку памяти. Ребенок старается запомнить цепочку имен, а не соотнести имя с определенным человеком. Запомнить более 5-7 человек ребенок просто не в состоянии. А в отряде 25-30 человек! И какой смысл в игре, которая не достигает цели – познакомить?

Иногда предлагается некая модификация этой игры. Задание: назови свое имя и сделай какой-нибудь веселый жест. Мне этот вариант совсем не нравится, и могу объяснить почему. Я в принципе против любой театрализации на первом этапе смены, когда ребенок только приехал и еще стесняется, не доверяет полностью незнакомым людям. Он может вообще по характеру замкнутый, зажатый человек, и заставлять его придумывать какой-нибудь смешной жест – это совершать насилие над его природой.

Существует еще один вариант этой игры: скажи свое имя и на первую букву своего имени назови какое-нибудь присущее тебе качество. А если ребенок не может? А если у него маленький словарный запас? Или он теряется и не может быстро соображать? А если этих «Насть» в отряде семь штук и качеств на всех не хватает? И сразу же игра вместо веселья вносит в жизнь ребенка напряжение и дискомфорт.

«ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»

Игровая ситуация:

Вы надуваете воздушные шарики по числу детей в отряде. Раздаете ребятам шарики и маркеры. Просите, чтобы каждый написал на шарике свое имя. По команде «Раз, два, три!» все подбрасывают шарик вверх и ловят… не свой. Надо узнать этого человека и дату его рождения. А следующий раз – другой шарик и друга информация. В третий раз можно попросить найти человека и поговорить с ним 1 минуту. И так несколько раз.

Как использовать:

Бегать? Ловить шарики? Уже интересно… Общий шурум-бурум ребятам нравится, и это не станет для них серьезным заданием, а останется именно игрой. При этом воспитательные цели будут достигнуты, а ребята наверняка запомнят хотя бы половину своих новых товарищей.

«ПОЛОВИНКА ИМЕНИ»

Игровая ситуация:

Вожатый начинает игру и бросает мяч любому из ребят, называя при этом либо первую букву своего имени, либо первый слог. Тот, кто поймал мяч, должен закончить имя вожатого (т.е. назвать его полностью). Если это правильно, то мяч остается у этого игрока, он называет начало своего имени и бросает его дальше. Если он назвал неправильно, то мяч возвращается вожатому, и он кидает его другому игроку.

Как использовать:

Любое движение – приветствуется. Любой интерес к другому – приветствуется. Нахождение информации самостоятельно – приветствуется. Все это есть в данной игре. Она не требует большой подготовки: не надо надувать шарики, готовить маркеры, писать имена. Нет мяча – возьмите мягкую игрушку или другой какой-то небьющийся предмет, который удобно бросать. А пользы от этой игры намного больше, чем от «снежного кома».

«ДВА ЯПОНЦА»

Игровая ситуация:

Ребята встают в круг. Водящий ходит за спинами ребят и кладет руку на плечо любому из них. Тот, кого выбрали, начинает идти по кругу, тоже за спинами всех, навстречу водящему. Когда они встречаются, происходит «японский» диалог:

– Я японец Ира.

– Я японец Саша.

– Пойдем гулять на Фудзияму?

– Пойдем.

После этого они оба должны постараться занять пустующее место в круге, двигаясь каждый по своей стороне. Тот, кто первый, занимает место в круге, второй становится водящим.

Как использовать:

Что здесь привлекает? Прежде всего, юмор, смешные слова, движение и элемент соревновательности. Вожатому надо останавливать ребят, если они будут тараторить свои слова, – пусть насладятся игрой, посмеются и заодно запомнят имена друг друга. Здесь важен не результат, а именно процесс, церемониал, игра как таковая.

«ВОПРОС - ОТВЕТ»

Игровая ситуация:

Вожатый делает карточки с вопросами и карточки с ответами. Вопросы должны быть смешными, и лучше, если они будут касаться лагеря (например, «Хотелось бы тебе посадить вожатых в клетку с тигром?», или «Ты мечтаешь занять место директора?», или «Ты отдашь мне свой компот за обедом?»). Ответы должны начинаться со слова «да» или «нет» и иметь дальнейшее смешное продолжение (например, «Да, только никогда этого не пробовал», или «Да, только вместе с тобой», или «Нет, даже не мечтай»). Вожатый выбирает первую попавшуюся девочку и приглашает ее выбрать карточки. Ребят он при этом спрашивает: «Кто у нас первым задает вопрос?» Ребята отвечают: «Надя!», а если не отвечают – девочка представляется сама. Надя тянет карточку с вопросом и читает его про себя и выбирает для ответа любого мальчика. Вожатый опять спрашивает: «А кто будет отвечать?». Ребята вновь кричат: «Миша» – или же Миша представляется сам. Надя задает вопрос – Миша отвечает – ребята смеются. Первая пара садится, а вожатый приглашает следующих.

Как использовать:

Эта игра, скорее, не на знакомство, а на оптимизацию атмосферы. Но для первого вечера в отряде она вполне подходит. Юмор ситуации объединяет незнакомых людей – идет раскрепощение. Несколько раз проговариваются имена участников игры – идет запоминание. А это именно то, что необходимо при знакомстве.

«ПУТАНИЦА»

Игровая ситуация:

Отряд берется за руки, образуя круг. Один человек (ведущий) отворачивается и отходит в сторону. А все остальные, не расцепляясь, пролезают под руками друг друга и запутывают круг в клубок. Ведущий возвращается. Его задача – распутать всех за 30 секунд. Он начинает двигать всех, попутно называя имена тех, до кого дотронулся.

Как использовать:

«Путаница» – тоже игра на снятие тактильного барьера. «Куче-мала», которая образуется, очень этому способствует. Все смеются, двигаются и называют свои имена. Без подготовки, короткое время, между делом вы можете помогать ребятам привыкать друг к другу.

«ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»

Игровая ситуация:

Ребята хаотично ходят по холлу. Затем вожатый хлопает в ладоши – и все должны найти себе пару, соединившись той частью тела, которую вожатый назовет. Сперва всё как обычно: «Спина к спине!», «Плечо к плечу!», «Голова к голове!». А потом начинаются шутки-прибаутки: «Колено к уху!», «Затылок к животу!», «Ладонь к пятке!» Ребята очень смеются.

Как использовать:

Игра не просто снимает тактильные барьеры – она раскрепощает, знакомит, смех сближает. Ребята не выбирают себе друзей, они находят первую попавшуюся пару, ориентируются быстро, учатся общаться в любой ситуации.

Игра «Молекулы», как модификация игры «Человек – человек», попроще. Вожатый говорит: «Молекула из 3 атомов» – все разбиваются по трое; «Молекула из пяти атомов» – по пять человек. Если не успел – «страшное» наказание: все поворачиваются и хором говорят: «Фи!». А провинившийся должен развести руками и сказать, например: «Упс!»

«Белки, шишки, орехи» – еще один вариант это же игры. Стоящие по кругу ребята по одному разбиваются на «белок», «шишек» и «орехи». Вожатый сперва вызывает «белок» – они собираются в кучку, потом собираются «шишки», потом «орехи». Это первое, самое простое, объединение. Затем ребята должны уже самостоятельно разбиться на тройки, в которых будут и «белка», и «шишка», и «орех». Может быть, они и не узнают имя, но своих «белок» или «шишек» будут находить…

«ЭВОЛЮЦИЯ»

Игровая ситуация:

Важная задача первых двух дней для вожатого – это выявление лидера. Это необходимо по нескольким причинам.

1. Вожатому надо знать того, кто будет «спусковым механизмом», от которого пойдет в отряде как хорошее, так и плохое. Кого дети признают лидером в своей группе? На кого вожатому опираться, или кого контролировать?

2. Увидеть детей, претендующих на лидерство, но «отверженных», а также детей, привлекающих к себе внимание.

Именно поэтому в таких играх вожатым надо организоваться так, чтобы один вожатый игру проводил, а другой внимательно наблюдал за ребятами, делал выводы, а еще лучше записывал.

«ВСТАНЬ ПО СЧЕТУ»

Игровая ситуация:

Отряд сидит в кругу, и вожатый говорит: «Я сейчас покажу на пальцах, сколько человек должно встать. Я произнесу «раз-два-три», и если вы не успели, то вы проиграли». Начинает вожатый с простого и поднимает два пальца – значит, надо встать двоим. Считает до трех он медленно, чтобы дать возможность встать двоим и кому-то сесть, есть он лишний. Дальше задача усложняется: вожатый показывает шесть пальцев на двух руках. Затем – девять. Затем, например, пятнадцать. И считать он старается все быстрее и быстрее.

Как использовать:

Сперва условия игры выполнять легко, и два человека встанут сразу. Шесть – уже сложнее, и в встанут они не зараз. Кто-то встанет, кто-то, лишний, сядет, а когда надо будет вставать девятерым, обязательно найдется тот, кто начнет руководить. И вот тогда важно быть предельно внимательным наблюдающему за ребятами со стороны второму вожатому. Кто вскакивает с места чаще других? А кто вообще не встает? Кто стремится руководить другими, одергивает их? А может быть, есть кто-то сидящий в позе Наполеона и пренебрежительно наблюдающий за остальными? Так можно будет выделить и стремящихся к лидерству, и привлекающих к себе внимание, и изначально «отверженных», и «борющихся за власть» с вами, и со всеми сразу.

«ПОСТРОЙСЯ ПО…»

Игровая ситуация:

Отряд разбивается на две группы. Вожатый дает задание: построиться по росту. Затем – по размеру ноги. По цвету глаз. По дням рождения. Время на это можно давать все меньше и меньше.

Как использовать:

В этой игре тоже обязательно найдется тот, кто начнет выстраивать эту цепочку. Всегда найдутся те, кто самоустраняется и кто хочет руководить. Вожатому надо не только выявить лидера, но и посмотреть, как его принимают ребята.

«ДЕЙСТВЕННАЯ СОЦИОМЕТРИЯ»

Игровая ситуация:

Вожатый говорит: «Ребята, наверняка в нашем отряде есть кто-то, кого вы считаете своим другом: может быть, учитесь вместе, может быть, уже были в одном отряде. Найдите этого человека глазами и держите этот контакт. Но ведь у вас есть еще две руки. Положите их на плечи тем, кто вам по каким-то причинам приятен или с кем вы хотите дружить». Ребята начинают передвигаться, смотреть друг на друга и класть руки друг другу на плечи.

Как использовать:

Социометрия как исследование – это долго и скучно. Лучше такое исследование проводить в форме игры, а даст это вам не меньше. Вы зримо увидите лидера отряда, причем не формального, а выбранного самими ребятами. Это тот, у кого на плечах окажется больше всего рук. Вы увидите и «отверженных» детей – тех, кому никто не положил руки на плечи. Кстати, хорошо бы таких детей изначально включить в общую массу. Как? Через себя. Подойти к этому одинокому ребенку и сказать: «Неужели тебе никто не приглянулся? А знаешь, ты мне приятен!» – и положить ему руку на плечо. А затем через кого-то соединить его с общей массой. А можно и двоих зацепить, прокричав тому самому лидеру: «Ребята, мы хотим к вам, только у нас рук не хватает!» – и кто-то в этой цепочке обязательно положит вам руку на плечо, включив «отверженных» детей в эту общность.

Проводить социометрию можно и в конце смены, и тогда вам, дорогие мои будущие вожатые, станет понятно, смогли вы сдружить ребят или нет. Если не будет «отверженных» – значит, вы свою задачу выполнили.

Ну что ж, подведем итог. Итак, на этапе «весна» НАДО:

·познакомить ребят друг с другом;

·выявить лидеров и «отверженных»;

·снять тактильное напряжение между ребятами.

В то же время НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ, чтобы в игре:

· присутствовала театрализация,

· один человек был в центре внимания (не надо восхищаться кем-то одним),

· один человек был в центре смеха (нельзя всем смеяться над одним).

«ЛЕТНИЕ» ИГРЫ

Цели игры Игровая методика
· сплочение коллектива · оптимизация атмосферы в коллективе · «Веревочный курс» (без принятия группового решения)    

«ВЕРЕВОЧНЫЙ КУРС»

Игровая ситуация:

Это очень известная методика, с большим количеством и разнообразием заданий. Их порядка двадцати, и я приведу в качестве примера лишь некоторые из них.

«Паутинка». Между двумя деревьями натягиваются веревки, так, чтобы на трех уровнях получились окошки. Команда должна перейти с одной стороны на другую, пролезая в эти окошки. Нельзя задевать веревки и повторять окошки (если один ребенок пролез в окошко, второй в него уже не лезет).

«Слепой мост». Команда встает в линию, и ребятам через одного завязывают глаза. После этого дается задание – преодолеть полосу препятствий и кочек, веревок и брусков. «Зрячий» отвечает за «слепого», помогая ему преодолеть препятствия.

«Лабиринт». На земле краской или веревками намечены линии лабиринта. Одному участнику команды завязывают глаза, другой должен провести «слепого» через лабиринт.

Как использовать:

Из всех заданий на этом этапе работы с отрядом я выбрала те, которые не требуют группового решения. Их результат очевиден и не нуждается в дополнительном договоре и выработке общего плана действий. Если же взять задания, которые требуют обсуждения, то, скорее всего, никакой дискуссии не будет и решение примет кто-то один – неформальный лидер, бывалый, опытный, лагерный «завсегдатай». Но не факт, что это решение будет правильным. При этом умный, но робкий ребенок, приехавший в первый раз, побоится предложить свой вариант выполнения задания. А даже если он попытается высказать свое мнение, его никто не услышит. Разве можно обижать таким образом ребенка, который не пробьется через авторитет лидера? Как вы полагаете, дорогие читатели?

Поэтому НЕ НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ такие игры, как:

«Покрывало». На землю кладется покрывало, вся команда встает на него. Задание: не сходя с него, перевернуть его обратной стороной вверх. Может ли с этим справиться ребенок, который никогда в этих играх на сплочение не участвовал? Решение не очевидно, и дети должны прежде всего придумать, как это сделать. Вряд ли у них это получиться. Зачем же ставить ребенка в положение, когда он заведомо не справится с заданием? Зачем выдвигать одного, не всегда лучшего, из них и умалять роль всех остальных?

Веревочный курс – очень хорошая методика, но полностью для этого этапа лагерной жизни не подходящая. Если же вы возьмете отдельные задания, не требующие принятия группового решения, то у вас, дорогие мои будущие вожатые, может получиться главное – дать ребятам почувствовать себя частью коллектива.

«ОСЕННИЕ» ИГРЫ

Цели игры Игровая методика
· сплочение коллектива · полоролевое взаимодействие (для подростков) · оптимизация атмосферы в коллективе Игры с принятием группового решения: · «Веревочный курс» · «Племя тумба-юмба» Игры на полоролевое взаимодействие: · «Гляделки» · «Арам-шим-шим» · «Статуя любви» Игры-шутки: · «Настоящий осел» · «Семейка Адамс» Театрализованные игры: · «Ромашка»-1 · «Докажи, что ты не верблюд»

Вошедший в состояние конфликта отряд надо научить слушать и слышать друг друга. Ребенок должен понять, что чувствует другой человек, когда его обижают. На решение данной задачи и направлены игры этого этапа.

«ГЛЯДЕЛКИ»

Игровая ситуация:

Стулья ставятся в круг. На стульях сидят девочки, скажем, а мальчики встают за спинки стульев. У каждого мальчика на стуле перед ним сидит девочка. И только один мальчик с пустым стулом, никто на нем не сидит. Задача этому одинокому мальчику: переманить к себе на стул девочку. Это можно сделать, незаметно подмигнув ей. Но при этом ставится задача и всем остальным мальчикам: не упустить свою девочку, не дать ей перебежать к другому. Держать ее изначально нельзя, но, как только мальчик понимает, что подмигнули «его» девочке, он должен удержать ее руками за плечи. Через какое-то время вожатый (существо абсолютно бесполое!) должен поменять своих подопечных местами, и уже девочки будут удерживать «своих» мальчиков.

Как использовать:

Простейшая игрушка, но очень нравящаяся подросткам от 12 лет. Для них важны эти первые попытки общения с противоположным полом, и многие из них оценивают «крутизну» лагерной смены именно по тому, нашли они свою любовь или нет. Если было с кем потанцевать на дискотеке, то все мероприятия забываются, покрываются туманом и дымкой... Но смена при этом – «крутая»!

В этой игре много плюсов, но прежде всего она помогает тем, у кого трудности в общении с противоположным полом. Представьте себе, что вы – тихая девочка, которую в жизни никто никуда не приглашал, и шансов потанцевать на дискотеке «медляк» у вас практически нет. А тут я сижу на стуле вместе со всеми, и мне подмигнули, и парень за спиной меня крепко держит за плечи… О-ля-ля! А худенький паренек с оттопыренными ушками, не являющийся объектом внимания ни одной из девочек, потому что «не качок», и не хохмач, и не заводила, в этой игре тоже расцветает. Как же! Девочка подмигнула ему! Ему! Которому никто никогда не подмигивал!

«СТАТУЯ ЛЮБВИ»

Игровая ситуация:

За дверь выходят три мальчика и три девочки. Потом начинаете вызывать их по одному. Заходит первый мальчик. Мы даем ему двоих из оставшихся: мальчика и девочку – и говорим: «Ты скульптор. Вот перед тобой глина. Слепи из них, пожалуйста, статую любви». Он что-то лепит, придает ребятам какие-то позы, те, что подсказывает его фантазия. А когда он закончит, мы из этой «статуи» убираем мальчика и говорим «скульптору»: «Займи теперь его место». И он попадает в самый центр своей фантазии… Потом заходит девочка, и ей предлагается исправить имеющуюся скульптуру. Поработав скульптором, она становится моделью и меняет первую девочку, становясь на ее место. Заходит следующий мальчик – и этот смешной конвейер продолжает работать по аналогии.

Как использовать:

Игры на полоролевое взаимодействие нельзя давать раньше «осеннего» периода смены. Должно пройти не менее десяти дней, прежде чем дети будут готовы к подобным играм. Ребята должны успеть «обжиться» в отряде, не бояться раскрыться, у них должно быть желание общаться друг с другом и интерес к товарищу, находящемуся рядом.

«НАСТОЯЩИЙ ОСЕЛ»

Игровая ситуация:

Выбираете человека (лучше лидера, сильного ребенка, который не обидится, что над ним посмеются), назначаете его ведущим и говорите «Мы сейчас попробуем найти среди нас настоящего осла. Витя нас ненадолго покинет, мы выберем настоящего осла, а потом Витя вернется и грозно, как истинный погонщик, спросит: «Кто здесь настоящий осел?» Мы все вскинем руки крикнем «Я!», а настоящий осел будет кричать: «И-а-я!» В этом гуле голосов надо определить, кто же настоящий осел. Понятно?» Всем всё понятно – и Витя выходит. Он не чувствует никакого подвоха, да и не должен почувствовать. А вы снова обращаетесь к ребятам: «Давайте договоримся так: на кого бы ни показал Витя, мы скажем, что он угадал. Новый ведущий выйдет, мы сделаем вид, то выбираем еще одного осла. А когда «наш человек» вернется, то на его вопрос: «Кто здесь настоящий осел?» – мы все поднимем руки и… промолчим. И только Витя заорет «Я!». Вот тогда мы, как предлагал Карлсон, и похохочем!».

Как использовать:

Конфликтный период в отряде требует некоего «оздоровления» атмосферы. Вы, дорогие мои будущие вожатые, должны подарить ребятам радость совместной игры. Пусть ребята смеются, и здесь возможно даже нарушить табу и посмеяться над кем-то одним. Но лучше, если это будет вожатый. У него должно хватить «взрослости», чтобы не обидеться.

«СЕМЕЙКА АДАМС»

Игровая ситуация:

3-4 человека выходят из комнаты и потом по одному заходят. Первому входящему вы даете задание: «Удиви нас, пожалуйста, так, чтобы мы тебе зааплодировали». А сами вы договариваетесь с ребятами повторять за этим человеком все его движения. Человек кривляется, что-то делает, смешит всех, а все лишь повторяют его движения, но не аплодируют. И человеку непросто догадаться, то ему надо похлопать в ладоши, и тогда захлопают все. Пока он догадается – он уже из кожи вон вылезет. Те, кто за дверью, услышат лишь аплодисменты, но ничего не увидят. Поэтому следующему дается то же задание: «Видишь, предыдущий смог нас удивить. А ты?»

Как использовать:

Смех над группой лиц менее обидный, чем над одним, но тем не менее надо быть аккуратными при выборе ситуации, ребят и момента для игры. Играть можно только в том случае, если у вас действительно хорошие отношения в отряде.

«РОМАШКА»-1

Игровая ситуация:

Вы склеиваете из бумаги ромашку с лепестками, на которых пишете театральные задания. Задания должны быть индивидуальными и смешными, например:

- пробеги из угла в угол, как взволнованный поросенок;

- проползи по кругу со словами: «Я «Луноход-1», прошу посадку!»

- покажи, как завтракает мартышка и т.д.

Ребята не глядя срывают лепесток ромашки и по очереди выполняют задания.

Как использовать:

Задания могут быть как индивидуальными, так и групповыми (для комнаты, например). Эта игра хорошо подходит для отрядных вечеров, особенно если дождь и надо провести время в корпусе.

«ДОКАЖИ, ЧТО ТЫ НЕ ВЕРБЛЮД»

Игровая ситуация:

Вожатые распределяют между собой роли: один – директор зоопарка, другой –патрульный полицейский, третий – уборщица, которая терпеть не может верблюдов и никуда их не пускает. Задание: ребенку надо получить от вожатых три подписи, доказывающие, что он не верблюд. Дети получают листочки и ручки и начинают придумывать свои доказательства, обращаясь попеременно ко всем трем вожатым: «Посмотрите, у меня нет горба!», «Я не плююсь!», «Пить совсем не хочется!». У ребят разыгрывается фантазия, и они придумывают все новые и новые доказательства, что они – не верблюды…

Как использовать:

Это очень смешная игра, которая не требует большой подготовки, зато будит воображение и развивает творческие способности детей.

«ЗИМНИЕ» ИГРЫ

Цели игры Игровая методика
· эмоциональное воздействие (дать детям почувствовать, как им хорошо вместе) Небольшие игры, составляющие прощальную свечку: · «Ромашка»-2 · «Пожелания» · «Роза и камень» Игры, которые сплачивают коллектив на несколько дней: · «Тайный друг» Психологические игры: · «Мафия»

«РОМАШКА»-2

Игровая ситуация:

Это уже знакомая вам, дорогие мои читатели, «Ромашка». Только написаны на лепестках не театрализованные задания, а качества человека. Одна ромашка делается для девочек («Самая умная», «Самая веселая», «Мисс Очарование» и т.п.), другая – для мальчиков («Самый сильный», «Самый мужественный», «Самый добрый» и т.п.). И отдельно заготавливается вожатская ромашка – там все качества даны вперемежку. Лепестков при этом должно быть в два раза больше, чем людей, т. е. на 15 девочек – 30-35 лепестков, на 10 мальчиков – 20-25. Порядок игры такой: девочка срывает лепесток с ромашки для мальчиков и вручает тому мальчику, кому захочет. Он в ответ срывает лепесток с ромашки для девочек и вручает достойной, по его мнению.

Как использовать:

Трогательная игра, которая как бы подводит итог общению детей. Они узнали друг друга и могут оценить товарища. Поэтому и необходимо делать много лепестков: пусть ребята получат по два, по три лепестка – это же приятно! Почему нужна вожатская ромашка? Во-первых, вам тоже могут вручать лепесток, наравне с остальными, и, чтобы не срывать лепестки с детских ромашек, вы можете взять его в своей. Во-вторых, наверняка в отряде будет тот, кто не получит ни одного лепестка, и вам надо будет этому неоцененному ребенку подарить хоть один лепесток. Вожатый должен взять слово последним и раздать все свои лепестки. Но не нарочито – только тем, кто ничего не получил, – а как бы выбирая, давая свои лепестки и тем, у кого они уже есть. Тогда это не будет выглядеть как подачка, это будет просто выражение вашего мнения.

«ПОЖЕЛАНИЯ»

Игровая ситуация:

Вожатые прикалывают детям на спины чистые листы А4 и раздают фломастеры. Ребята ходят по холлу и пишут на спинах друг друга пожелания. Можно сложить эти листки пополам, написать сверху имя ребенка и разложить на полу. Дети будут открывать эти «дорожные чемоданчики» и писать свои пожелания там.

Как использовать:

Эти листки ребята заберут с собой и будут уже после окончания смены вспоминать своих друзей. Очень трогательный лагерный обычай!

«РОЗА И КАМЕНЬ»

Игровая ситуация:

Вожатый заранее готовит камешек и цветок. Он выбирает кого-то из детей, вручает ему камень и говорит, что ему не очень понравилось в общении с этим человеком в течение смены; затем вручает розу и говорит, что было хорошо и замечательно в общении с ним. Затем этот ребенок выбирает кого-то из своих товарищей и тоже дает ему этот камень и розу с объяснением, тот – следующего и т.д.

Как использовать:

Эта игра хороша тем, что человек узнает о себе не только хорошее, но и плохое. Не надо бояться критиковать, если эта критика необидная – она допустима и даже необходима. Ребята всей сменой подготовлены к этому откровенному общению – и не надо его избегать.

«МАФИЯ»

Игровая ситуация:

Условия игры известны многим. Выбирается мафия, горожане, полиция. Мафия убивает горожан, а полиция ловит мафию.

Как использовать:

Казалось бы, такая распространенная игра, а все же я НЕ РЕКОМЕНДУЮ ее использовать, если вы не знаете, как психологически выйти из той или иной ситуации. Дело в том, что до 12 лет дети не способны встать на позицию другого человека. Поэтому 10-летка, обиженный «убитый горожанин», узнавший, что «мафиозо» был его друг, так обидится! И на друга, и на вожатого, и на весь мир! И объяснять, то это не предательство, а игровая роль, бесполезно. Кроме того, 10-летки убивать будут только тех, кого не любят и с кем не дружат. Поэтому младшим подросткам эту игру надо давать с осторожностью: она может обидеть. А лучше вообще НЕ ДАВАТЬ ЕЕ ДЕТЯМ ДО 12 ЛЕТ.

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.091 с.)