Конфликтология в помощь вожатому. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликтология в помощь вожатому.



Ох, какая серьезная сегодня предстоит беседа… Уж больно тема важная и перегруженная психологическими терминами. Но ничего не поделаешь, дорогие мои читатели: надо же разобраться с проблемами, которые наметили в предыдущей беседе, правда?

А помогут нам разобраться книги «Лабиринты общения» и «Психология конфликта», написанные замечательным ученым, доктором психологических наук Аркадием Петровичем Егидесом. Я училась у него в МГГУ им. М.А. Шолохова и созданную им теорию взяла применительно к работе в лагере. Если вы захотите более полно ознакомиться с ней, покупайте и скачивайте книги. К сожалению, А.П. Егидес ушел из жизни три года назад, и с тех его книги практически не переиздаются. Так что торопитесь! Это действительно интересное и полезное чтение.

Итак, сперва небольшой ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ.

Конфликтология – это, по определению, наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах и способах их конструктивного урегулирования и разрешения. Сложилась эта дисциплина в XX веке, в то время, когда конфликты между людьми (не только странами, но и простыми людьми) усилились многократно. Социологи и психологи искали пути выхода из них. Так появилась целая наука – конфликтология.

Но что же такое сам конфликт? Говоря коротко и просто, это столкновение интересов. Столкнулись две стороны: я хочу одного, кто-то хочет другого – вот и противоречие. Я не хочу, чтобы меня оскорбляли, а некто непременно хочет высказать обо мне свое мнение. Мне на это мнение напревать, и я об этом ему прямо говорю. Так в столкновении интересов зарождается конфликтная ситуация.

Дальше она начинает развиваться – это называется эскалацией конфликта. Мы можем просто орать друг на друга, можем молча обижаться, ворчать или язвить. Но так или иначе через некоторое время произойдет выяснение отношений. Это открытое противостояние (назовем его инцидент) может быть более или менее бурным, после чего конфликт разрешается. Но разрешаться он может по-разному. Если вследствие этого убирается конфликтная ситуация, то конфликт дальше не развивается, гаснет. Если же противоречие не убрано, то через какое-то время конфликт пойдет по второму или по третьему кругу. Снова: эскалация – инцидент – развязка – эскалация – инцидент – развязка… Замкнутый круг.

Поэтому правильный выход из конфликта, то есть, такой выход, который не дает конфликту развиваться дальше – это такой, при котором разрешается конфликтная ситуация, уходит противоречие. Будем считать это первым условием правильного выхода из конфликта. Каковы же остальные условия правильного выхода из конфликта? Их всего четыре:

1. нет конфликтной ситуации;

2. сохранение у каждой стороны конфликта чувства собственного достоинства (ЧСД);

3. обидчик должен быть не столько наказан, сколько остановлен в своем поведении, иначе в своей безнаказанности он будет продолжать делать то же самое, отрицательная модель поведения закрепляется и нового витка конфликта не избежать;

4. должна сохраняться почва для дальнейшего сотрудничества, т.е. просто силой авторитета остановить неверное поведение ребенка мало, надо сохранить возможность дальнейшего бесконфликтного общения.

Если все эти четыре условия не будут выполнены – не будет правильного выхода из конфликта. Именно все четыре условия! В противном случае конфликт непременно вспыхнет снова. Смотрите сами:

1. Не убрана конфликтная ситуация – «на старых дрожжах» зародится новый конфликт.

2. Не сохранено ЧСД, у участника инцидента неспокойно на душе, он раздражен и зол. А ведь вариться в негативных эмоциях вовсе небезопасно, рано как и давить их в себе. Вспомним некогда популярное высказывание о том, что неравные клетки не восстанавливаются.

3. Не наказан обидчик – он продолжает вести себя так, что провоцирует новые и новые конфликты.

4. Не дам ему вариантов сотрудничества – значит нарушить общение с ребенком навсегда. Ведь у взрослого человека наверняка получится показать, что он сильнее ребенка. Словами, авторитетом, угрозой применения силы – как угодно. Но в этом случае ребенок вовсе не испытывает ко взрослому дружеского расположения, а значит, постарается избегать дальнейшего общения. И в случае, если попадет в трудную ситуацию, не придет за советом, не обратиться за помощью. Вожатый перестал быть другом и старшим товарищем. Такой вожатый может увольняться, он профнепригоден.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.005 с.)