На каждом этапе лагерной смены – «весна», «лето», «осень», «зима» – вожатый должен демонстрировать поведение следующего этапа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На каждом этапе лагерной смены – «весна», «лето», «осень», «зима» – вожатый должен демонстрировать поведение следующего этапа.



Вожатый должен «работать на опережение», двигаясь чуть впереди своего воспитанника. Его место – на следующем этапе.

Если ребенок полон «весенних» эмоций – у вожатого спокойное «лето», и он доброжелательно, исподволь показывает ребятам рамки лагерной жизни. Эти ограничения могут вводиться и серьезно, и в игровой форме, но настойчиво и целенаправленно. К примеру, войдя в автобус с детьми, вожатый в микрофон обращается к радостно галдящим ребятам: «Уважаемые пассажиры! Наш комфортабельный лайнер отправляется по маршруту «Москва – «Детский лагерь «Звездочка»! Полет пройдет на высоте двух с половиной метров над землей. Пристегните ремни и будьте внимательны к правилам безопасного полета!». После этого следует перечисление того, что можно делать в автобусе, а чего делать нельзя. На сообщение ребят о том, что тихого часа в этом лагере или конкретно в их отряде никогда не было, вожатый, весело улыбаясь, посочувствует детям: «Ух… Не повезло… С этого года у нас приняты иные правила». Мягко, шутливо, но вместе с тем не допуская возражений вожатый направляет эмоционально нестабильных, с бьющей через край энергией детей в правильное дисциплинарное русло.

Если все «задремали» в «летнем» зное, то вожатый должен придумать что-то новое, чтобы не было скучно и предсказуемо. Он не сможет предвидеть зреющие проблемы, потому что детский коллектив – такое живое образование, что, сколько бы ты ни работал, невозможно просчитать все возможные «пиковые ситуации». Но надо понять одно: из-за чего дальше будут возникать конфликты? Надоело... Прискучила предсказуемая жизнь, в которой уже все заранее известно. И то, что вчера казалось интересным, перестает радовать и увлекать. Это с одной стороны. А с другой, детям становится тесно в рамках их социальных ролей. И на этапе «осени» тихий и незаметный ребенок может сотворить какую-нибудь пакость, рассуждая так: «Что же меня не замечают, в расчет не берут, не ценят? Попробую-ка я иначе!» – и, добиваясь к себе внимания, становится отрицательным лидером. Поэтому на этапе «лета» прежде всего необходимо менять место детей в отряде, чередовать их социальные функции. Например, командир отряда может стать не постоянной «должностью», а сменной, и тогда почти каждый сможет попробовать себя в руководстве другими. И хорошо, если будут четко продуманы мероприятия «летнего» и «осеннего» циклов, с тем чтобы проявить себя не очень активным, не очень эмоциональным детям. Интеллектуальные игры должны чередоваться со спортивными, а музыкальные конкурсы с мастер-классами по рукоделию. Тогда каждый ребенок в отряде сможет блеснуть своими, одному ему присущими талантами.

На этом основном этапе смены пройдут главные мероприятия по сплочению коллектива, и вожатому надо понять две вещи:

1) какие игры этому сплочению будут способствовать?

2) какие игры помогут «разукрасить» эту немного поскучневшую жизнь?

Вожатый может, например, таинственно понизив голос до шепота, после ужина сказать всем «по секрету»: «Сегодня мы ляжем спать в час ночи. Пойдем в лес на костер, будем печь картошку, слушать сову и любоваться звездами». Этот слом режима внесет разнообразие в привычный лагерный распорядок и отличит ребят от всех остальных. «Сюрпризная» ситуация не даст ребенку заскучать и расцветит «лето» новыми красками. А предупрежденное заранее руководство лагеря, как правило, не станет возражать против однократного изменения привычного распорядка дня. Главное, убедите начальство, что все держите под контролем.

На рубеж «лета» и «осени» приходится родительский день. Он – такая «лакмусовая бумажка»: если много детей уезжает домой, значит, что-то в отряде идет не так, значит, этапы жизни сменяют друг друга без участия вожатого. Конечно, тоска по дому охватывает в это время многих детей, но это должно быть не настолько сильно, чтобы они захотели уехать.

Если в отряде начались «осенние» конфликты – вожатый должен гасить их «зимним» спокойствием, пользуясь «теорией выеденного яйца». Например, если две девочки поссорились из-за мальчика, мудро вздохнуть: «Зачем нам мальчик, который, ведет себя так непорядочно, что, не закончив одни отношения, гуляет с другой?» Если в отряде бунт из-за несправедливого, на взгляд ребят, проигрыша, наверное, уместно дать им возможность «выпустить пар» на отрядной «свечке», выслушать всех, но заключить вполне рационально: «А вам что, совсем не понравилось выступление тех, кто победил в конкурсе? Оно было такое плохое? А мне понравилось то-то и то-то. А мы? Недорепетировали, бывает. Завтра сделаем лучше. Конечно, если будем не кричать, а работать». Вожатому надо успокоить ребят, шуткой или ласковым словом снять напряжение, уложить спать… А уж потом идти к администрации ругаться, что отряд «засудили». Один на один…

И когда после всех этих бурных страстей наступит «зима», вожатый должен по своей воле впасть в «весеннюю» эйфорию. «Ах, что нас ждет вечером!.. Ах, что у нас будет! Нет-нет, не скажу, потерпите!» – тайна и ожидание сюрприза прекрасно повышают эмоции и пробуждают детей от «зимней спячки». Здесь тоже важно продумать последние мероприятия – трогательные, берущие за душу – и тогда смена закончится слезами. Но не от того, как все надоело и хочется домой, а от горечи расставания с друзьями и желания продлить радость общения хотя бы на несколько дней.

И будет главное – желание вернуться. Что нам и надо от лагерной смены.

 

БЕСЕДА ШЕСТАЯ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.006 с.)