Прием детей. Дорога в лагерь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прием детей. Дорога в лагерь.



Ну что ж, трудовой договор заключен, и вас приняли на работу. Пора приступать к своим обязанностям! Но как? Никакой другой период не вызывает у неопытного вожатого столько вопросов, сколько самый первый день в лагере. И проблемы лавиной обрушиваются на неопытную вожатскую голову еще до отъезда. Как принять ребенка? Как говорить с родителями? О чем спросить? Какие документы проверить? И как не забыть это все…. Поговорим об этом? Конечно! И в конце нашей беседы выстроится (я надеюсь!) алгоритм, по которому вожатому удобно и разумно действовать в первые сутки работы.

Прежде всего – КАК ПРАВИЛЬНО ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ?

До лагеря вы можете добираться самолетом, поездом или автобусом. И значит, сбор детей будет осуществляться в зале ожидания аэропорта, у вагона поезда и около автобуса. Но независимо от того, где вы собираетесь, дорогие мои будущие вожатые, у вас должна быть некая «сигнальная маркировка», отличающая вас от окружающих. И если ее не дает лагерь, необходимо позаботиться о ней самим. Это может быть яркая бандана, или футболка, или и то, и другое, причем одинакового цвета. Хорошо, если где-то рядом будет закреплен на переносном щите или баннере лист с названием лагеря и вашей программы. Это может быть даже табличка в руке, какая обычно бывает у встречающих в аэропорту. Так люди, которые ищут вас, смогут легко сориентироваться в толпе и не получат лишних отрицательных эмоций.

В обязательном порядке на вас должен быть бейджик, на котором обозначены ваше имя и должность. Укажите в бейджике то имя, каким хотели бы, чтобы вас называли. Не хотите «Наташа», пусть будет «Наталья» или «Наталья Ивановна». Только вот «Натусик», наверное, не надо. И прозвища оставьте для друзей. А то была у меня как-то девушка, которая требовала: «Ко мне, пожалуйста, обращайтесь «Ариэль»!» Но подобный креатив отклик у начальства вряд ли найдет… Игра игрой, а деловые отношения, например, с родителями должны быть психологически безопасны, и поэтому, регламентированы. Мама и папа должны быть спокойны, потому что их ненаглядное чадо в руках серьезной Натальи, а не легкомысленной Ариэль.

Хорошо, если у вас в руках будет список детей вашего отряда, который вам выдает начальник смены. Хорошо, если так. Но так бывает не всегда. Дело в том, что формирование отрядов в разных лагерях происходит по-разному.

Начинается все с МЕДКОМИССИИ. Проходит она по-разному. В некоторых лагерях детей записывают именно на медкомиссии за 2-3 дня до отъезда. Существует несколько вариантов такого приема в лагерь. В первом случае вам проще: списки сформированы – и осталось только проверить наличие ребенка, познакомиться с ним, увидеть отметку врача о допуске в лагерь и побеседовать с родителями, отвечая на их вопросы.

А бывает, что вы получаете только устное указание записывать в свой отряд детей, например, 10 лет, без предварительного списка, просто всех, кто к вам подойдет. Но ведь таких ребят, как правило, много, и вряд ли они составят один отряд, скорее всего, их распределят в два, а то и в три. К примеру, с самыми старшими детьми более-менее все понятно: первый отряд – это 15 лет. А 13-14? Наверное, второй, скажете вы. Наверное. А может, 14-летний подросток захочет в 1 отряд, где у него друг. И даже если друга нет, первый отряд намного привлекательнее, потому что для подростка это даже не номер отряда, это его «статус» в лагере. А 10-летка из трех отрядов – 11-го, 10-го и 9-го – выберет, конечно, тот, где дети постарше. Как быть? Записывать? А если детей окажется больше положенного? Придется «передвигать» ребенка? Но он же не вещь! Да к тому же, записавшись, он ушел с родителями домой, уверенный, что все решено. Он уже свыкся с мыслью, что он в 9 отряде, и для него этот перевод – маленькая катастрофа. Такая форма записи – это повод для конфликтов, запомните это. Представьте, ребенок, записанный в 9 отряд, приходит к автобусу и узнает, что он в 10-м. Это для него настоящая травма. Начинаются слезы, выяснения отношений с родителями, и начало смены омрачено неприятным конфликтом. Конфликтом, которого вполне можно было бы избежать, если бы организаторы лучше продумали порядок записи в отряды. От вас в этом случае мало что зависит, разве что высказать свою позицию начальнику смены.

И все же представим себе идеальную ситуацию, когда список детей у вас на руках и вам ПОРА В ДОРОГУ.

Если вы летите самолетом и собираетесь В АЭРОПОРТУ, четко скаж и те подошедшим к вам родителям, что группа должна держаться вместе, и укаж и те место, где им ждать вашей команды идти на регистрацию. Ни в коем случае они не регистрируют ребенка на рейс самостоятельно! Собрав детей, вы привлекаете к себе внимание (например, поднятой рукой или табличкой с названием лагеря) и идете к стойке регистрации. Порядок движения всегда одинаков: вы возглавляете колонну, ваш напарник замыкает, или наоборот – он впереди, вы сзади. У стойки регистрации тоже лучше распределиться: один вожатый встал у одного окошка, и к нему подошли первые 15 человек, второй вожатый у второго окошка собрал еще 15 человек. Если рейс зарубежный, обязательно поверьте, чтобы в руках у ребенка были загранпаспорт и разрешение на выезд. Не дай бог, разрешение останется где-то в вещах и чемодан уедет вместе с ним в самолет! Необходимо проверить документы каждого ребенка и потом уже регистрироваться на рейс. Кстати, на регистрации можно попросить дать места детям в самолете рядом, обычно работники аэропорта идут навстречу.

Вожатый проходит регистрацию первым и ждет детей, которые пока с родителями, где-нибудь недалеко от стойки. Он опять поднимает руку или сигнальную табличку, и вскоре все дети, пройдя регистрацию, снова собираются рядом с ним. Вы еще раз проверяете наличие загранпаспорта и разрешения ребенка на выезд и идете в зону таможенного контроля. Здесь папы и мамы прощаются с детьми, а ваша задача еще раз громко и четко сказать родителям, когда и куда прибывает обратный рейс, чтобы всех детей встретили. Стоит также напомнить адрес сайта, где можно получить информацию, и контактные телефоны лагеря. Свой телефон я вожатым давать не рекомендую, а будь моя воля, просто бы запретила. Почему? Это вы можете сами изложить родителям, когда они будут просить ваш телефон: «Поймите, дорогие родители, я отвечаю за 15 детей и, разговаривая с вами, я отвлекаюсь от работы. А если я занят и не беру трубку, вы начнете нервничать. Звоните в лагерь, там всегда ответят на все ваши вопросы и разрешат все проблемы». Если вы видите, что родитель очень тревожится, предложите в первые два-три вечера звонить ему и рассказывать о состоянии ребенка. Так вы снимите напряжение и избежите ненужных конфликтов. Только звоните при этом с дежурного телефона лагеря…

Зону таможенного контроля вы также проходите первым. Предъявляете разрешение на вылет группы (если оно оформлено на вас и вы – старший группы), проходите в зону вылета и, подняв руку или табличку, опять вылавливаете детей, которые стекаются к вам после проверки. В этот момент, на мой взгляд, лучше собрать у детей загранпаспорта и разрешения на выезд, положить их с какую-нибудь закрывающуюся на молнию сумку на поясе и выдать уже в другой стране по прилету. Так вы избежите ситуации с забытыми или испорченными документами.

Собравшись, вы привычным порядком (один вожатый впереди группы, другой сзади) перемещаетесь в туалет, а затем медленно движетесь через зону «duty free». Разрешать ли детям заходить в магазины, решайте сами. Время до рейса есть, можно и прогуляться, поглазеть на товары, что-то купить, но дети должны быть все вместе, и надо обязательно ждать друг друга.

Затем вы собираетесь у стойки вылета и ждете своего рейса. Проводить какие-то игры в этом случае не стоит, прежде всего, потому, что вокруг очень много народу и не всем пассажирам это может понравиться.

Объявили посадку – и вы опять собираетесь группой и идете в самолет. В салоне вы должны проконтролировать, чтобы дети заняли свои места, и наверное, стоит подойти к пассажирам, сидящим рядом, представиться и сказать, что в случае какой-либо проблемы с этим ребенком надо обращаться именно к вам.

В самолете все подчиняется правилам перелета, которые озвучивает бортпроводник. Посмотрите, чтобы ребенок убрал вещи под сидение или наверх, в багажный отсек, чтобы он правильно пристегнулся, напомните, чтобы отключил свои гаджеты во время взлета. Кстати, в случае непредвиденной ситуации на кого первого вы оденете кислородную маску – на себя или на ребенка? Нет, неверно! На себя. Тогда вы будете в состоянии помочь и ребенку.

Когда вы приземляетесь, то тем же порядком (один вожатый впереди, другой позади группы) идете в здание аэропорта. Не разрешайте детям вставать и двигаться в автобус без вас! Представьте себе, как шустренький ребенок, схватив свой рюкзак, рванет вперед и окажется один в незнакомом аэропорту. Мне не очень приятна эта мысль. А вам? Так что соберите детей у трапа самолета и организованно двигайтесь к автобусу. Добравшись до стойки регистрации, выдайте детям паспорта и, так же, как при вылете, проходите все формальности. Закончив их, вновь соберите у детей документы и двигайтесь к автобусу, который повезет вас в лагерь. Итак, главное внимание в это время – на наличие детей и их документы. Кстати, дальше документы лучше хранить в сейфе. На территории чужого государства детям документы просто не понадобятся, даже если они едут на экскурсию. Они будут нужны только при отъезде, когда вы будете действовать по этому же алгоритму.

Итак, подведем промежуточный итог. Если вы добираетесь до лагеря самолетом, главное внимание на наличие детей (не ленитесь их пересчитывать!) и документы (по возможности, храните их у себя).

При перемещении ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ, дорогие мои друзья, вы действуете примерно так же, хотя нюансы, конечно, есть. Надо отметить, что именно такая перевозка организованных групп детей наиболее подробно урегулирована российским законодательством, в отличие от передвижения групп детей автобусами, самолетами и теплоходами. С 2010 года в России действует новая редакция санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов. СП 2.5.1277-03". Основной целью данного документа является охрана здоровья детей и подростков в пути и на станциях отправления и прибытия.

Итак, руководствуясь этими правилами, вы и действуете. Вы встречаете детей у вагона поезда так же в яркой футболке и бандане, с бейджиком и табличкой с названием лагеря в руках. Вы стоите у входа в вагон, а ваш напарник встречает детей внутри вагона. Рассадку детей вы производите в соответствии с планом, который получаете у руководителя смены или составляете самостоятельно. В идеале, родители внутрь вагона входить не должны, чтобы избежать столпотворения в проходах. Впрочем, это, конечно, невозможно, и мамы с папами обязательно проберутся внутрь, чтобы посмотреть, как устроилось их чадо.А вы, отметив ребенка в списке, отправляете его в вагон. Проводнику вы предъявляете групповой билет, в котором указаны данные руководителя группы и пофамильный список детей. Для каждого вагона, занимаемого группой, билет и список будут оформлены отдельно.

В вагоне ребенка встречает ваш напарник, который и помогает ему разместиться. Он же доводит до ребенка основные правила поведения в поезде. Запомните их – от них зависит безопасность и здоровье детей!

·Ребенку запрещается самому наливать кипяток. Только вожатый.

·Запрещается открывание окон, чтобы детей не продуло. Если очень жарко, то можно проветривать плацкартный отсек или купе только в отсутствие детей.

·Ребенку запрещается переходить из вагона в вагон.

·Запрещено покупать что-либо на станциях или то, чем торгуют в вагоне, во избежание пищевых отравлений.

·Запрещено менять валюту в поезде, если вы едете в зарубежную поездку.

Что касается выхода детей на остановках – здесь есть разные инструкции и единого мнения нет. Я бы не рекомендовала, потому что погулять у ребенка все равно не получится, а купить что-то его расторопные торговки могут и соблазнить. Поэтому лучше не разрешать, хотя это – на ваше усмотрение.

За 15 минут до отхода поезда необходимо попросить родителей покинуть вагон и еще раз проверить всех детей по списку. После этой проверки дети вагон покидать уже не должны. Во время движения поезда вам надо контролировать нахождение детей в вагоне, не допускать выхода в тамбур.

Новая редакция правил предусматривает размещение вагона, в котором едут дети, вблизи вагона-ресторана, в котором детей будут кормить.

Если поездка длится более суток детей необходимо обеспечивать горячим питанием. Его можно организовать в вагоне-ресторане или или непосредственно в том вагоне, где дети едут. Этим вопросом, скорее всего, будут заниматься организаторы вашей поездки. Дело вожатого – соблюдать определенный порядок действий, включающий организацию питания, организацию досуга детей и соблюдение режимных моментов.

Начнем с самого трудного – это организация питания. Здесь очень важно довести до детей, что те продукты, которые им дали с собой родители, в поезде могут быстро испортиться. Одна из важных задач, которые вы должны тактично, но настойчиво решать, – это изъятие у детей скоропортящихся продуктов, чтобы избежать неприятностей.

Правила предусматривают для детей полноценное четырехразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин). Получив информацию у старшего сопровождающего о времени приемов пищи, один вожатый, как правило, остается с детьми в вагоне, а остальные идут в вагон-ресторан за едой. Если это первое блюдо или каша на завтрак, то вам дают горячий бидон и обязательно одноразовую посуду: чашки, ложки, вилки и т.д. Второе выдается уже в контейнерах, с заранее разложенными блюдами. Так же вы получаете полдник (поштучно) и воду, каждый на свой вагон. Перед приемом пищи вы раздаете детям тарелки и приборы. Проходите, разливаете первое или кашу, если это завтрак, и потом разносите второе, вместе со вторым блюдом можно отдавать чай, сахар, сок и т.д.

Все отходы, вы собираете в мусорный пакет и выбрасываете в специальный отсек в тамбуре.

Поскольку это лето и температура воздуха может быть довольно высокой, то необходимо обязательно следить за питьевым режимом. Помните, что проводник обязан обеспечить детям возможность выпить воды или чая не менее трех раз в сутки, а также иметь достаточный запас воды в бутылках. Обращайтесь без стеснения!

Еще один момент вашего общения с проводником – это соблюдение графика влажной уборки вагона. Здесь вы смело можете просить об уборке практически в любой момент, когда вам покажется, что уже достаточно грязно. Но здесь важно соблюсти баланс и следить за тем, чтобы дети тоже не отчаянно мусорили.

Как правило, во время поездки есть масса времени, для того чтобы организовать для детей время для игр. Соответственно, у вожатых должен быть либо небольшой набор настольных игр, либо арсенал игр, которые не требуют специальной подготовки и в которые вместе с вожатым может играть любое количество детей.

И от самолета, и от поезда до лагеря вы едете автобусом. АВТОБУС – это и основной способ доставки детей в подмосковные лагеря. Поэтому о нем мы поговорим более подробно. Готовы?

Основное правило вашего поведения, когда вы принимаете детей у автобуса: один вожатый с детьми, второй отвечает на вопросы родителей. Договоритесь с напарником, кто будет исполнять какую роль. Если автобус уже стоит – вожатый в нем: встречает детей, приветствует их, помогает разместиться. Если автобуса нет, то вы с напарником все равно не стоите плечом к плечу: один разговаривает с мамами и папами, другой чуть в стороне, собрав вокруг себя детей, беседует или играет с ними.

Вы отмечаете ребенка в списке. Если это коммерческий лагерь, то, как правило, этого достаточно, если лагерь от предприятия – не забудьте проверить и собрать путевки. Если ребенка нет в списке, а он пришел к вам и утверждает, что он по возрасту должен быть в вашем отряде, не торопитесь его записывать. Вы не должны этого делать, не поставив в известность начальника смены. Точно так же вы не принимаете ребенка без отметки врача на путевке или без необходимых справок. В этом случае решение тоже должен принимать начальник смены.

Обратите внимание на медицинские справки, которые должен предоставить ребенок. Их не менее трех:

· справка из школьного медкабинета (Ф 079/У) с указанием прививок, сделанных ребенку, группы здоровья и аллергических реакций;

· справка из поликлиники об отсутствии у ребенка контактов с инфекционными больными (она должна быть взята не позднее трех дней до отъезда);

· справка, которая тоже берется в поликлинике, для посещения бассейна;

Также могут потребоваться копия полиса медицинского страхования, копия свидетельства о рождении, копия паспорта родителей. О необходимости проверки (предоставления) этих документов вам скажет начальник смены.

Медицинские документы вы собираете, раскладываете в лагере по списку детей и сдаете в медкабинет. Зачастую в лагере требуют также предоставление копии свидетельства о рождении ребенка и копии медицинского полиса.

Это все документы обязательные, но они, по большому счету, мало помогут вам в прямом общении с ребенком. Я рекомендую своим вожатым завести небольшую тетрадь, куда они могли бы внести сведения о каждом ребенке, полученные от родителей. Может быть, такая тетрадь пригодится и вам, мои дорогие будущие вожатые?

Итак, какие сведения о вашем подопечном вам могут понадобиться?

· Не только фамилия, имя и отчество ребенка, но и как к нему лучше обращаться (например, «Дима» или «Митя»).

· Имена родителей и все контактные телефоны, которые они могут дать (домашние, рабочие, мобильные), а также телефоны бабушек и дедушек, можно других родственников и даже друзей. Тогда вам не придется переживать, куда деть ребенка, если родители «забудут» забрать его после смены.

· Обязательно уточните, какой раз ребенок едет в лагерь, был ли он в лагере вообще и в вашем в частности.

· Узнайте номер школы и номер класса. Казалось бы, зачем? Лишняя информация. А вот и нет. Вы сможете, таким образом, выявить одноклассников и отследить «шлейф» отношений, который тянется из школы. Друзей вы высчитаете сразу, а если они враждовали? Если вы увидите, что дети из одного класса и не общаются, то для вас это важный «звоночек»…

· Узнайте, что ребенок любит и умеет делать, чем интересуется. Только не у родителей спрашивайте, а у самого ребенка. Родители зачастую имеют превратное представление о талантах своего сына или дочери. «Он у меня прекрасно танцует! – утверждает мама. – Так любит выступать на сцене!» А у ребенка уже аж зубы сводит от этих выступлений, и он хочет просто кататься на велосипеде.

· Поинтересуйтесь у родителей, есть ли что-то особое, что вам необходимо знать о здоровье ребенка. Разговор этот ведите обязательно в его отсутствии, чтобы избежать ситуации, как в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом», когда 12-летний ребенок со всеми подряд вел разговоры о своем здоровье, потому что именно так вела себя его бабушка. Пощадите достоинство ребенка! Если проблем со здоровьем много, попросите родителей подойти к врачу, который в обязательном порядке сопровождает группу.

· Узнайте, не должен ли ребенок принимать какие-либо лекарства. Подчеркните, что вожатый не имеет права их давать, а ребенок – хранить у себя лекарства. Все препараты в обязательном порядке сдаются врачу, и вожатый будет водить ребенка в медпункт, чтобы принять лекарство, по тому графику, который определят родители.

· Непременно уточните, умеет ли ребенок плавать.

Получив все эти сведения о ребенке, вы должны со своей стороны дать информацию родителям. Обязательно напомните:

· Когда и куда возвращается лагерь со смены. У нас эта информация висит на автобусе, если же в вашем лагере так не будет, значит надо говорить это самим каждому родителю.

· Контактный телефон лагеря (ни в коем случае не свой мобильный!), контактный телефон директора

· Маршрут до лагеря – как машиной, так и общественным транспортом. Не стоит растерянно бормотать: «Ой, я не знаю, я первый раз…» – это вызывает недоверие родителей к такому вожатому.

· Правила посещения ребенка: как взять его на несколько часов и на весь день, когда общелагерный родительский день, можно ли проходить на территорию и т.п.

Необходимо заранее узнать, какие документы должны подписать родители. Обычно они одинаковы для всех лагерей. Это:

·Разрешение на оказание экстренной медицинской помощи. Согласно ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» от 21.11 2011 г., «предоставление медицинской помощи несовершеннолетним осуществляется только с разрешения его законных представителей», т.е. даже таблетку врач не имеет права дать без разрешения родителей ребенка.

·Лист ознакомления с правилами хранения ценных вещей и денег. Тем самым вы, дорогие мои будущие вожатые, снимаете с себя ответственность за сохранность мобильников, смартфонов, электронных книг, планшетов, а также денежных сумм, которые берут с собой ваши подопечные.

Как же хранить дорогие гаджеты и деньги? Я обычно рекомендую класть ценные вещи в одежду и прятать на дно чемодана, тогда вору будет крайне затруднительно быстро разыскать и забрать ее.

А вообще-то, это мечта – запретить в лагере мобильные телефоны! Мечта каждого руководителя, каждого начальника смены, каждого вожатого! Мечта! Увы, но мы не можем нарушать Конвенцию о правах ребенка, по которой наши дети должны иметь доступ (пусть и по телефону) к родителям в любой момент. Ни запрещать, ни отбирать мобильники мы не можем. Мы можем лишь просить не пользоваться ими в какой-то ситуации. И всё!

Попробуйте убедить родителей не давать детям в лагерь телефон, смартфон или планшет. Дети роняют их, разбивают, забывают, теряют… Родители звонят, сходят с ума, а счастливый ребенок, забросив мобильник в траву, висит на турнике. Буркнув что-то неразборчиво на мамино «Как дела, сыночек?», он считает, что уже поговорил. Пообещайте родителям обеспечить связь с ребенком – ежедневную, в одно и то же время. Взывайте к разуму: зачем 10-летнему ребенку телефон, которым он пользуется либо для игр, либо как привычной погремушкой, если на звонки он потратит три минуты в день. Попробуйте убедить родителей. Вряд ли у вас что-либо получится, дорогие мои читатели, но… попробуйте…

Родители обязательно спросят вас: «Как, вы снимаете с себя ответственность за сохранность ценных вещей?» Отвечайте честно: «Да. Я не готов гарантировать вам, что ничего не случится. Я не готов гарантировать отсутствие воровства. В самом деле, если государство не гарантирует, что в стране нет воров, как мы можем брать на себя такую ответственность? А вот реагировать на воровство мы, безусловно, будем. Помните, как говорил незабвенный Глеб Жеглов «Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать». И мы обещаем, что с воровством будем бороться жестко, вплоть до обращения в полицию. Замалчивать такие случаи мы не будем и покрывать никого не собираемся».

Вот такой пламенный монолог вы можете произнести – и попросить родителей подписать лист ознакомления с правилами хранения ценных вещей.

·И последнее, что мы просим подписать, – это запрет на курение и употребление алкоголя. Как правило, для такого запрета мы делаем отдельный бланк: ФИО – Подпись родителей – Подпись ребенка. Ребенок (конечно, в этом случае речь идет о старших детях) распишется уже в лагере, на первом организационном собрании.

·«Запрещенка» (чудесное слово! наш профессионализм!) – это не только алкоголь и табак. Список запрещенных продуктов есть на сайте каждого лагеря, но родители все равно упорно привозят детям чипсы, сухарики, газировку, кондитерские изделия с кремом, майонез и кетчуп. Огромными сумками они привозят на родительский день готовую пиццу, еду из «МакДональдса» и суши. Убедить родителей, что не стоит нарушать режим питания в лагере – диетический, адаптированный для детей – практически невозможно. Поэтому просто ссылаемся на запреты СанПиН (санитарно-эпидемиологических правил и нормативов) и требования Роспотребнадзора, которые мы не имеем права нарушать. И наверное, стоит дать расписаться родителям еще в одном листе – листе запрета на привоз этих продуктов.

·И последний, но очень важный пункт: обращаться к родителям, по-возможности, следует по имени-отчеству. Самое приятное слово для человека – его собственное имя.

Уф!... Ну кажется, всё! Всё сказали, обо всем предупредили, дали расписаться, успокоили, улыбнулись… Пора по автобусам. Нет-нет, родителям в автобус нельзя. Там тесно, и вожатый, ваш напарник, уже беседует и играет с детьми. Они знакомятся, смеются, рассказывают о себе – не надо им мешать. Скоро отъезд, и родители просто ждут у автобуса. Они машут детям рукой, вытирают скупые (или обильные) слезы, провожают отъезжающий автобус глазами и … разъезжаются каждый на свою работу.

А вы, дорогие мои друзья, остаетесь один на один со своими (на целых двадцать дней – своими!) детьми. И первое, что вы делаете, – это озвучиваете правила поведения в автобусе. Несмотря на неукоснительность их исполнения, общаться с детьми надо только ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО, в шутливой или игровой форме.

Призвав детей к вниманию, вы можете начать так: «Дорогие друзья! Наш комфортабельный лайнер отправляется по маршруту Москва – лагерь «Звездочка»!» или «Наша подводная лодка погружается на 30 километров от Москвы, в знаменитую впадину «Звездочка»! Всплытие на поверхность через полтора часа». Помните, как в фильме «Джентльмены удачи» директор детского садика, которого играл Е. Леонов, предложил малышам взять в руки космические ложки и есть космическую кашу? Так вот, дети с тех пор не изменились, и игра – это их стихия, помните об этом.

Поэтому с шутками-прибаутками надо объяснить детям правила поведения в автобусе.

·На первые сидения дети не садятся.

·Нельзя вставать с места во время движения.

·Показав свое место, скажите, что в экстренном случае надо обязательно обратиться к вам. Как это сделать, если нельзя вставать? – спросите вы. Передать по рядам похлопывание по плечу – и вожатый сам подойдет.

·Дети в автобусе обязательно должны быть пристегнуты.

·Запрещено открывать окна с левой стороны по ходу движения. Если в автобусе кондиционер, то окна вообще не открываются, если же автобус старый, то можно открыть окна справа. В этом случае надо напомнить, что ничего в окна не выбрасывается.

У вожатого должно быть при себе несколько целлофановых пакетиков на случай, если ребенка тошнит. Не надо спрашивать детей, кого из них укачивает, – окажется, что всех, потому что все хотят сидеть впереди. Этот вопрос надо было выяснить у родителей, когда вы беседовали с ними о здоровье ребенка. А в дороге будьте готовы к разным неожиданностям и держите наготове пакеты и кисленькие леденцы. Таблетки от укачивания лучше не использовать, их действие начнется только через полчаса.

Все методички рекомендуют в автобусе играть с детьми. Это, несомненно, правильно, но я хотела бы уточнить: играть надо не более 15-20 минут, а отнюдь не всю дорогу. Почему? Очень просто: игры в автобусе предполагают групповой крик, и пребывание ребенка в этом шуме более четверти часа я не рекомендую. 1-2 игры, предназначенные специально для автобуса, – и достаточно. (Что это за игры – я расскажу чуть позже, в беседе «Игры с детьми».) Ваша задача – создать позитивную атмосферу, а потом лучше поставить какой-нибудь фильм на DVD. Так дорога пройдет незаметно, в спокойной обстановке.

Что делать, когда автобус прибудет в лагерь, – вы узнаете из следующей беседы. А пока – отдыхайте и наслаждайтесь пейзажем за окном автобуса и… анализируйте полученную и записанную за родителями информацию, раскладывайте справки и отмечайте в списке тех, кто едет в лагерь впервые. Все это понадобится вам в первые же минуты пребывания в лагере.

 

 

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В ЛАГЕРЕ.

Ну что ж, дорогие друзья, автобус остановился, и ваши дети, как и следовало ожидать, рванули с места. Остановите их, и выходите организованно, чтобы не допустить толкотни и ссор. Один вожатый выходит первым, открывает багажное отделение и отходит в сторону, собирая детей. Дети выходят, берут свои чемоданы подходят к вожатому. В это время второй вожатый проходит по салону, проверяет, нет ли забытых вещей, и убирает мусор – остатки пиршества, которое неминуемо во время езды. Затем он тоже покидает автобус и присоединяется к отряду. Знакомым порядком (один вожатый впереди, другой позади ребят) вы движетесь в корпус.

Немного не так выстроится этот эпизод в младшем отряде, где детям 7-8 лет. Мало того, что они свой чемодан «в лицо» не знают, они еще и не смогут его дотащить, даже если он на колесиках. Чемодан, рюкзак и сумка с едой – это непосильный груз для малыша. Поэтому здесь лучше одному вожатому увести детей в корпус, а второму попросить донести детские чемоданы ребят из старших отрядов, кружководов и физруков. Они принесут багаж в холл, а там вы уже раздадите чемоданы детям. Авось, опознают свой…

Хорошо, если чемодан и вещи ребенка подписаны. Наверное, стоит об этом предупредить родителей заранее. Тогда проблем с потерянными и забытыми вещами можно будет избежать.

А в корпусе наступает очень важный момент – расселение по комнатам. Участвует ли в этом процессе вожатый? – спрошу я вас, дорогие мои друзья. Нет, скажете вы, пусть дети сами выберут, с кем они хотят жить в комнате. Не соглашусь! Вожатый обязательно должен помочь детям заселиться. Не заставлять, не указывать – но помочь. Почему же нельзя разрешить детям сами разбежаться по комнатам? На это есть, по крайней мере, две причины.

Во-первых, вы еще не уверены, что все отряды лагеря, и ваш в том числе, полностью укомплектованы. Может произойти так, что придет старший вожатый и скажет: «Ребята, надо найти самого младшего – мы переводим его в отряд ниже, а к вам добавляются еще двое». Поэтому надо подождать с расселением, пока вам не скажут, что больше переводов не ожидается. А иначе вы ни за что не оторвете от кровати, на которой он уже утвердился, этого «самого младшего». Вернее оторвете, но с серьезной психологической травмой…

Во-вторых, представим себе шустрого новичка, который вбежал в понравившуюся ему комнату и занял самую «крутую» кровать – у окна. И тут входит некий Вася. Он у этом лагере уже третий год и на этом основании считает, что кровать у окна предназначена только ему. Позволить новичку занять ее – это уронить свой авторитет бывалого и опытного жителя лагеря.

Существует еще одна причина, почему вожатому обязательно стоит влиять на расселение. Возможно, что уже в автобусе и в первые минуты пребывания в лагере вы заметите некую сплоченную и очень напрягающую вас группу детей, которые пытаются вести себя так, как хотят, не реагируют на ваши обращения и указания, да и просто вас не замечают. Это, как правило, начало «борьбы за власть», о которой речь пойдет позже. Естественно, при самостоятельном расселении, эти ребята заселятся вместе. Им будет весело и комфортно. А вы… получите в отряде «проблемную комнату».

Зачем же провоцировать конфликты? Не лучше ли учесть пожелания детей, и помочь им спокойно с удовольствием занять ту или иную комнату.
Как же это сделать, если вы видите своих подопечных впервые? Попробуем выстроить определенный АЛГОРИТМ ВАШИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАССЕЛЕНИИ ДЕТЕЙ ПО КОМНАТАМ, дорогие мои будущие вожатые.

Что вы должны знать изначально, до того, как началось распределение по комнатам? Прежде всего, номера комнат, отведенные ваши детям, и количество детей в них. Если вы в корпусе первый раз, то пока вы беседуете с детьми, ваш напарник вполне может собрать эту информацию. Как только вы это узнали, начинается само расселение.

Вы выходите в центр холла поднимаете руку и громко объявляете:

– Внимание! Первой отправится в свою комнату Агафонова Полина! (Почему именно она? – спросите вы. Просто она первая по алфавиту.) Как вы думаете, в какую комнату пойдет Полина?

Если Полина уже была в лагере, она сама радостно ответит:

– В 201-ю! Я всегда в ней!

Вы смотрите в свой список, где, естественно, нет ни одного номера комнаты, и «удивляетесь»:

– Надо же! Правильно! У меня так и записано – 201-я. А угадайте, кто из девочек еще отправится в эту комнату вместе с Полиной?

– Я! Я! Я! – сразу несколько рук обязательно поднимутся.

– «Я» – такой фамилии у меня нет, - продолжаете игру вы. – Кто «я»? Иванова Маша? Есть такая! И тоже в 201-й, надо же! Сергеева Ира? И ты в 201-ю, хорошо!

И так вы сформируете первую комнату. Если же эти девочки, которые уже ездили в лагерь, уже в автобусе отмечены вами как непростые, противоречащие требованиям вожатых, спорящие с ними, то вы в этой «игре» с расселением ведете себя иначе.

– Кто «я»? Иванова Маша? Нет, Маша, у меня отмечено не селить тебя в эту комнату. Как думаешь, почему? Наверное, потому, что когда вы с Полиной вдвоем, то перестаете меня слышать. И слушать. Такая вот странная ситуация. Но, наверное, это случайность, да, Маша?

После этой педагогической манипуляции и отчасти шантажа, вы получите уверения в совершеннейшем к вам почтении и обещания слушать, слышать и исполнять мгновенно. Поверите вы этим уверениям или нет – ваше дело, но вы показали, кто здесь главный и от кого зависит гармония жизни. Таким образом, напряженность во взаимоотношениях должна разрешиться.

Вариант иной – если та самая первая по алфавиту Агафонова Полина приехала в лагерь первый раз.

– Угадайте, кто из девочек будет жить в одной комнате с Полиной? – спрашиваете вы. И ни одной руки.

Вот тут вам и понадобится та информация, которую вы собирали у автобуса: кто из ребят первый раз в этом лагере. В дороге вы могли, не теряя времени даром, прикинуть, как распределить по комнатам таких новичков. Конечно, лучше ребят, приехавших в лагерь впервые, поселить вместе.

Никогда не селите в комнату из четырех человек троих друзей и одного новичка. 3 + 1 – это плохое расселение, ваша ошибка и просчет. А какое хорошее? – спросите вы. 2 + 1 + 1! Пусть будут два друга и два новеньких человечка.

Поэтому, как только с Агафоновой Полиной никто не хочет селиться, вы радостно возглашаете:

– Ну как же никого нет? У меня отмечена Забелина Катя! Ты не против? (Катя, которая тоже первый раз в лагере, конечно же, не против.) А чтобы вам не было скучно, предлагаю поселить в 201-й комнате двух веселых подружек – Краснову Иру и Матвееву Алину.

– Мы в 205-й! – попытаются возразить подружки.

– Нет-нет, у меня записана 201-я, – настоите на своем вы, и они не будут спорить по пустякам. Если же будут – поменяйте всей четверке номер комнаты, согласитесь на 205-ю, пусть идут туда, а в 201-ю вы поместите кого-то другого.

Так вы хорошо, по схеме 2 + 1 + 1, расселите девочек. А потом и мальчиков.

Прежде чем ребята разбегутся по комнатам, надо сказать им, что вы от них ждете дальше. Речь ваша может быть примерно следующей:

– Ребята, сейчас вы пойдете в свои комнаты и разложите вещи. Я вас прошу не доставать из чемодана все вещи. Не оставляйте чемодан пустым. На полочку нужно выложить два комплекта легкой одежды, один – на холодную погоду, пакет с нижним бельем, пустой пакет для грязных вещей (лучше еще у автобуса договориться с родителями об обмене грязных вещей на чистые в дни посещений) и головной убор. Всё! Пожалуйста, все остальное оставьте в чемодане.

В шкаф вы кладете только носильные вещи, тумбочка – для еды, письменных принадлежностей, книг, гигиенических принадлежностей. Полотенца вешаются в изголовье и в изножье кровати, банное полотенце, гель для душа и мочалку можно оставить в чемодане. Если вы собираетесь принимать душ каждый день – то, конечно, можно разместить эти вещи в к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.082 с.)