Источники и способы сбора информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники и способы сбора информации



Источниками информации для прогнозирования и планирования деятельности АТО являются сведения о производстве, торговле, перевозках и других сферах национальной экономики, тарифах, финансах, социально-демографической ситуации, а также локальные, региональные и глобальные базы данных, результаты ранее проведенных собственных и параллельных исследований. Носителями информации могут быть следующие объекты: население (индивидуальные пассажиры-потребители), организации всех отраслей национальной экономики - потребители автотранспортных услуг, органы федеральной и местной власти, органы статистики, биржи, средства массовой информации и так далее.

Для получения внутренней информации чаще всего используются материалы бухгалтерского учета, статистического учета и отчетности производственно-хозяйственной деятельности.

В планировании бухгалтерский учет рассматривается не только как источник формирования информационной базы, но и как системная модель, отражающая деятельность организации. В системе бухгалтерского учета наряду с главенствованием денежных показателей применяются и натуральные за прошлые и текущий периоды. Ценность бухгалтерского учета при планировании заключается в том, что он комплексно представляет результаты деятельности организации, что с его помощью можно оценить финансовое положение организации, что на основе данных о движении денежных средств осуществляется прогноз основных источников и направлений их расходования.

Сведения статистического учета и отчетности содержат количественную
характеристику массовых явлений и процессов. Статистические показатели
широко распространены для изучения и выявления социально-экономических
закономерностей, имеющихся в деятельности организации. Установленные
зависимости применяются при составлении прогнозов и планов развития АТО.
Для моментальной, статической характеристики производственно-хозяйственной деятельности в организациях используется сведения оперативного учета и отчетности.

Материалы, получаемые в процессе анализа производственно-хозяйственной деятельности [8], отражают все стороны функционирования организации. Данные анализа показывают динамику развития и её современное состояние. Выявленные положительные и негативные факторы позволяют построить иерархическое дерево задач, стоящих перед АТО, составить прогнозы и планы работы.

Свойства информации планирования и прогнозирования в значительной мере зависят от способа её сбора. Выделяют два основных подхода к сбору информации - натурный и «кабинетный». При их использовании решаются конкретные задачи, вытекающие из основных целей АТО.

Зачастую разные способы сбора информации дополняют друг друга и применяются последовательно. Например, после проведения натурного обследования пассажиропотоков на автобусных маршрутах полученные данные обрабатываются на компьютерах, анализируются в отделе перевозок и используются при прогнозировании и планировании.

Рассмотрим наиболее распространенные способы сбора первичной информации.

Наблюдение проводят систематически и планомерно. Исследователь осуществляет непосредственное наблюдение и сбор информации об объекте. Наблюдение позволяет взглянуть на изучаемый объект как бы со стороны, при этом существует возможность для регистрации и сбора первичных данных.

Опрос играет важную роль, так как позволяет исследователю вступать с опрашиваемым в непосредственный контакт и уточнять отдельные неясные или размытые ответы. Опрос может быть устным или письменным. Опрос удобен при проведении описательных исследований, тогда как наблюдение – для поисковых работ. Наиболее часто используется анкетирование (анкетный опрос), то есть сбор информации при помощи анкет со специально составленными и подобранными вопросами.

Кроме этого при сборе информации используется экспертный метод, заключающейся в том, что к опросу или анкетированию привлекаются специалисты высокой квалификации, научные и практические работники. Они делают свои оценки исследуемым явлениям и предметам чаще всего в тех случаях, когда получение первичной информации другими способами невозможно.

Эксперимент применяется при сборе информации о предположительном результате (успехе и неуспехе) отдельных запланированных мероприятий. При эксперименте устанавливается как изменение одной или нескольких характеристик повлияет на конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности АТО. Эксперимент позволяет установить причинно-следственные связи в АТО.

В практике планирования имеется еще способ, который получил название «панель». Он применяется в том случае, если наблюдение за состоянием и динамикой внешней и внутренней среды АТО следует проводить регулярно.

Отличительными чертами «панели» являются:

а) постоянство объекта, предмета и темы исследования;

б) регулярный, через равные промежутки времени сбор первичных данных;

в) возможность использования современных коммуникационных средств.
Недостатком можно считать значительные затраты на его проведение.


3.4. Нормы и нормативы

При планировании и прогнозировании велика роль норм и нормативов, которые образуют нормативную базу. Прогрессивная нормативная база является основой обеспечения режима экономии, повышения эффективности производства, создания единой системы планов отдельной АТО и автомобильного транспорта в целом.

В современной экономической литературе [25, 31, 29] приводится несколько подходов к толкованию самих понятий «норма» и «норматив». Анализируя и обобщая определения можно сделать следующие заключения:

1. Экономическая сущность норм и нормативов идентична - они выражают меру (известные пропорции) экономических процессов.

2. И нормы, и нормативы измеряются абсолютными и относительными величинами.

3. Основное отличие норматива от нормы заключается в том, что норматив характеризует экономическое явление в целом, а норма является более частным понятием.

4. Норматив определяет условия применимости норм или область их
изменений. Между понятиями «норматив» и «норма» примерно такое же
различие как между математической функцией и её значением.

5. Предлагаемые определения: «Норма (лат. norma – правило, образец, руководящее начало) – это устанавливаемая максимально допустимая мера затрат ресурсов или отдачи результата для конкретных условий производства». «Норматив (лат. normatio – упорядочение) – установленная мера затрат ресурсов или отдачи результата при современных условиях на совокупную среднюю абстрактную величину». «Нормирование – процесс разработки нормативов и норм».

Система норм и нормативов – это комплекс научно-обоснованных трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использование при разработке прогнозов и планов, усиления режима экономии, мониторинга, обеспечения и расходования ресурсов.

На автомобильном транспорте система норм и нормативов должна отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать методическое единство формирования норм и нормативов, которые используются при разработке всевозможных прогнозов и планов АТО;

- наилучшим образом отражать достижения научно-технического прогресса, передовых методов организации производства и труда;

- выражать комплексную разработку отдельных разделов планов всех
уровней;

-поддерживать систематическое обновление норм и нормативов;

- способствовать автоматизации формирования и использования норм и
нормативов.

Формирование норм и нормативов должно производиться на основе инженерных и экономических расчетов, при этом необходимо учитывать те условия эксплуатации, которые относятся к автомобильному транспорту в целом и отдельной АТО. В АТО нормативная база должна постоянно уточняться и корректироваться в соответствии с мероприятиями плана развития организации и технологии производства. При расчете или уточнении нормативной базы учитывают следующие факторы:

-изменение структуры перевозок и парка подвижного состава;

-повышение качества автотранспортных средств;

-совершенствование организации и технологии перевозок грузов и
пассажиров;

-модернизация системы технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

-улучшение системы организации труда;

-перспективное снижение удельных расходов всех видов производственных ресурсов и увеличение информационно-управленческих затрат.

Плановые нормы и нормативы устанавливаются с учетом тех конкретных условий, в которых они должны применяться. Для их разработки используется различные методы. Эти методы дополняют друг друга и позволяют получать прогрессивные нормы и нормативы. Чтобы нормы и нормативы полно и точно соблюдались, в планах предусматривается организационно-технические мероприятия, направленные на внедрение более прогрессивной технологии передовых методов организации производства и труда.

При разработке планов и прогнозов наиболее часто используются следующие группы норм и нормативов: использование средств труда; расходы материально-энергетических ресурсов и производственных запасов; затрат труда; организации производства услуг и организации труда; оборотных средств; обслуживания; социально-экономические; природоохранные и экологические; финансовые.

По каждой группе определяется перечень наименований конкретных норм и нормативов, порядок их разработки, распространения и утверждения.

На автомобильном транспорте применяются все перечисленные группы норм и нормативов. Однако наиболее важными при планировании и прогнозировании являются нормы расхода топлива и смазочных материалов, нормы времени на погрузку и разгрузку транспортных средств, нормативы по ТО и Р подвижного состава, нормы затрат на восстановление износа и ремонт шин, нормы амортизационных отчислений, нормативы токсичности отработавших газов двигателей, нормативы шумности автомобилей и так далее.

 

3.5. Программно-вычислительное обеспечение прогнозирования и планирования

Широкое распространение компьютерной техники и в связи с этим революционные изменения в информационно-коммуникационных процессах серьезно повлияли на систему планирования и прогнозирования деятельности АТО. В сфере управления в последнее время много внимания уделяется новым информационными технологиями. Новые информационные технологии вместе с современными техническими средствами связанные общим методическим и программно-математическим обеспечением составляют информационно- вычислительную систему (ИВС).

Для новых информационных технологий и ИВС на автомобильном транспорте характерно следующее:

наличие полной и сквозной информационной, программной и технической поддержки всего процесса прохождения потока данных;

• возможность индивидуального и коллективного пользования информацией на основе различных типов ИВС;

• наличие безбумажного процесса формирования и использования документа на основе автоматизированных рабочих мест (АРМ) соответствующих работников аппарата управления;

• применение интерактивного (диалогового) режима решения управленческих задач.

Практика показывает, что наряду с индивидуальной ответственностью менеджера, эффективное плановое решение принимается при обсуждении вопроса разными специалистами, при учете различных точек зрения. Этому способствует так называемый мультимедийный подход к информационным технологиям. Отличительными признаками мультимедийной технологии являются:

- интеграция в одном мультимедийном продукте различных форм (видов) информации (текст, звук, изображение и прочее);

- реальный режим времени;

- превращение системы управления в человеко-машинную систему, в которой необходимую информацию представляет ИВС, а человек принимает решение.

Для менеджера, экономиста, плановика важную роль играет то, как организовано и обустроено его рабочее место. Современный уровень информационных технологий позволяет решать этот актуальный вопрос путем создания автоматизированного рабочего места (АРМ). АРМ–плановика представляет собой ограниченный объем рабочего пространства, оснащенного отдельными техническими средствами автоматизации и вспомогательным оборудованием для осуществления профессиональной деятельности. Обычно АРМ создают на базе персональных ЭВМ. АРМ плановиков предусматривают развитую систему периферийного оборудования и интерфейса на основе объединения локальных и централизованных систем ЭВМ.

Одной из задач, которая стоит перед ИВС, является максимальное сокращение рутинных расчетов и развитие творческого подхода при планировании и прогнозировании. Во многом это зависит от состава и содержания программного обеспечения. Наиболее распространенными являются следующие программные продукты: «Инвестор», «Аналитик», «Дельта», «Project expert» и др.

В качестве методической основы программного комплекса «Инвестор» использовались рекомендации ЮНИДО (Комитет Организации Объединенных Наций по промышленному развитию) по подготовке технико-экономических обоснований инвестиционных проектов. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования утверждены Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов РФ. Программный комплекс «Инвестор» представляет собой автоматизированную систему для планирования и анализа инвестиционных проектов. Система является универсальной и может использоваться не только инвесторами и реципиентами, но также и консалтинговыми и аудиторскими компаниями.

В комплекс входят разработки в области программного обеспечения финансового, экономического и инвестиционного анализа. Программный продукт «Инвестор» позволяет:

· проводить диагностику финансово-хозяйственной деятельности организации;

· рассчитывать и анализировать финансовый раздел бизнес-плана;

· проводить коммерческую оценку инвестиционных проектов и выбирать из нескольких наиболее выгодный;

· обосновывать проекты, внедрения новой техники, обновления, модернизации и технического перевооружения производства;

· составлять смету затрат на реализацию проекта и калькулировать
себестоимость АТУ;

· устанавливать оптимальную цену на товары и услуги;

· планировать выручку по основной и вспомогательной деятельности с
учетом рыночной конъюнктуры;

· определять уровень кредитоспособности и вероятность банкротства;

· предлагать условия кредитных соглашений, рассчитывать и выбирать
схему финансирования;

· оценивать коммерческий риск разрабатываемых планов.

«Инвестор» может быть применен пользователем при планировании и расчете инвестиционных проектов, формировании рациональной инвестиционной политики организации, составлении бизнес-планов с учетом международных стандартов с привлечением прогрессивных экономико-математических моделей.

Программный комплекс «Аналитик» успешно используется в финансово-экономических службах АТО для анализа и прогнозирования их деятельности. Положительно он проявил себя при разработке эффективной стратегии и тактики экономического поведения организации, направленного на получение максимальной прибыли. Он дает возможность:

- выполнять комплексную оценку финансово-экономического состояния
АТО;

- осуществлять экономическое прогнозирование деятельности АТО;

- разрабатывать технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов и определять их экономическую эффективность;

- подготавливать план финансового оздоровления деятельности АТО.

Пакет программ «Дельта» состоит из двух модулей.

Модуль Master center предназначен для использования высшим руководством организации. Программа этого модуля обладают следующими свойствами:

- наряду с расчетом бизнес-плана по заданным параметрам имеется возможность их изменения в процессе планирования;

- кроме работы с принятым вариантом плана предусматривается коррекция отдельных разделов бизнес-плана и получения в результате этого обновленных конечных результатов;

- возможность просмотра и регулирования не только текущих решений любого подразделения организации, но также контроль и анализ за предыдущие периоды;

- построение и просмотр графических диаграмм динамики всех показателей производственно-хозяйственной деятельности организации;

- имитировать деятельность организации в целом и отдельного подразделения в течение планового периода.

Модуль Company center позволяет выполнять следующие основные работы:

- обмен данными между подразделениями и руководством организации;

- контроль доступа к информации каждого подразделения;

- возможность просмотра с каждого АРМ результата управленческих

решений для организации в целом;

- расчет и оценка значений планируемых результатов производственно-хозяйственной деятельности АТО.

Пакет прикладных программ «Project expert» используется с 1995 года за рубежом и в России. Эта система программ позволяет автоматизировать процесс планирования и анализа эффективности инвестиционных проектов на базе имитационной модели денежных потоков. В программном комплексе «Project expert» реализована концепция, которая объединяет две системы: управления проектами и корпоративного управления. Программный продукт состоит из нескольких функциональных блоков: данные о сбыте и реализации продукции, оценки производственных издержек, данные о капитале и др. В рамках данного комплекса предусмотрена программа составления сетевого графика реализации проекта с подробным описанием работ и затрат на них с целью оптимизации затрачиваемого времени и финансов в соответствии с международными требованиями бухгалтерского учета.

При планировании и прогнозировании необходимо использовать автоматизированные системы статистики, бухгалтерского учета, которые позволяют в любой момент формировать статистическую и бухгалтерскую отчетность за предыдущий период и прогнозировать развитие на будущее. Примером могут служить комплексы программ «1С: Бухгалтерия», «Статистика» и так далее. Система внутрифирменного планирования и прогнозирования производственно-хозяйственной деятельности АТО могут и должны быть созданы на базе «Microsoft Excel» в операционной системе Windows.

Контрольные вопросы

1. Какими свойствами должны обладать информация, используемая при планировании и прогнозировании?

2. Что включает в себя понятие - информационные ресурсы?

3. По каким признакам классифицируется плановая и прогнозная информация?

4. Что может выступать в качестве источников информации?

5. Какие способы сбора информации применяют в процессе планирования и прогнозирования?

6. В чем заключаются сходства и различия между «нормой» и «нормативом»?

7. Какова классификация норм и нормативов?

8. Какие отличительные черты современных информационных технологий планирования на автомобильном транспорте?

9. Какие программные продукты являются наиболее применяемыми при прогнозировании и планировании? В каких случаях они используются?

ГЛАВА 4. Организация планирования и прогнозирования в АТО

4.1. АТО как объект прогнозирования и планирования

Планирование и прогнозирование производственно-хозяйственной деятельности АТО требует четкой организации, то есть создания системы рациональных скоординированных действий всех исполнителей в соответствии с поставленной целью.

АТО являются самостоятельными хозяйствующими единицами на автомобильном транспорте. Главная задача АТО заключается в полном и качественном удовлетворении потребностей национальной экономики и населения в автомобильных перевозках грузов и пассажиров и получении максимально возможной прибыли. Как субъекты производственно-хозяйственной деятельности АТО должны обеспечивать собственное динамичное развитие, сопоставлять получаемые доходы и расходуемые средства, добиваться рационального использования ресурсов, создавать здоровый социальный климат в коллективе, бороться за экологическую безвредность своего функционирования.

Основным документом, регламентирующим вопросы управления АТО, является её Устав, в котором указывается и закрепляется, кто является собственником, кто непосредственно осуществляет управление, виды деятельности, источники формирования и порядок использования финансовых средств, а также другие жизненно важные вопросы. Организации автомобильного транспорта самостоятельно устанавливают и утверждают структуру управления. Администрация с учетом мнения коллектива вырабатывает стратегию деятельности организации по хозяйственным производственным и социальным вопросам. АТО самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективный спрос на свои услуги. При планировании оцениваются различные варианты социально-экономического развития, последствия намечаемых мероприятий. Основой для разработки планов должны служить долгосрочные договоры с клиентурой и поставщиками материально-технических ресурсов. Ориентиром при планировании и выборе стратегии рыночного поведения для АТО служит максимальный рост прибыли, которая является одним из основных финансовых источников развития производства. Независимость АТО выражается в возможности самостоятельно распределять и использовать собственные средства, вступать в хозяйственно-правовые отношения с любыми официально оформленными субъектами, устанавливать тарифы на свои услуги и так далее. Конечно, вся деятельность автотранспортной организации должна проходить в установленных законами рамках.

4.2. Схемы проведения прогнозно-плановой работы

В АТО могут применяться различные схемы проведения прогнозно-плановой работы. Выбор той или иной схемы зависит от размера, правовой формы, существующей организационной структуры и принятой стратегии управления АТО. Применяемые схемы можно свести к трем типам: централизованная («сверху вниз»), децентрализованная («снизу вверх») и встречная. Приведенная классификация исходит из того, на каком уровне управленческой иерархии возникает базовая идея, где разрабатываются планы, и кто их выполняет.

Централизованные схемы планирования «сверху вниз» применяется в крупных и средних АТО следующим образом (рис. 4.1). На высшем уровне

управления разрабатываются плановые стратегии, определяются цели, основные направления развития организации, ставятся общие хозяйственные задачи и формируются пути их решения. Затем происходит детализация и конкретизация задач и показателей и доведение плановых заданий непосредственно до перевозочных (автоколонн) или других производственных подразделений.

При такой схеме обеспечивается централизация функции планирования в специализированном плановом отделе, но вместе с этим допускается определенная самостоятельность отдельных филиалов, колонн, зон, подразделений в разработке текущих календарных планов на базе показателей, единых для всей АТО.

Схема «снизу вверх» (рис.4.2.) означает, что на местах (в подразделениях) разрабатываются планы, на основе которых за счет согласований, корректировок и объединения формируется общий план АТО. Плановый отдел при этой схеме является подразделением, аккумулирующим и координирующим плановую информацию к устанавливающим сроки предоставления и формы плановых документов. Каждый уровень структуры управления отвечает за соответствующие плановые установки и выполнение плановых заданий.

Встречное планирование (рис.4.3.) является самым прогрессивным и представляет собой средний вариант между предыдущими схемами. Данная схема моделирует систему планирования с обратной связью. Сверху вниз передается проектный вариант общих целей и плана АТО в целом. На более низких уровнях этот план конкретизируется, и добавляются эффективные тактико-оперативные решения. В течение движения снизу вверх происходят уточнения, устранения возникающих разногласий, конфликтных ситуаций и так далее. К преимуществам встречного планирования относятся:

- общий план представляет собой единый документ, составленный из планов
различных подразделений;

- постоянное расширение и уточнение информационной базы системы планирования;

- подразделения формируют планы для себя, руководствуясь указаниями высшей администрации.

Особенно наглядно схему встречного планирования можно наблюдать в транспортно-логистических системах при осуществлении прямых смешанных международных перевозок. В процессе планирования задействовано несколько производственных организаций, которые разрабатывают собственные планы исходя из общих целей системы. Окончательное решение и утверждение комплексного плана происходит на высшем уровне управления.

Мировая практика планирования и прогнозирования деятельности экономических организаций использует все приведенные схемы. Например, в Великобритании и США чаще используется схема «снизу вверх», в Японии - «сверху вниз». Встречное планирование применяется во всех странах, так как позволяет АТО учитывать существующий опыт и национальные традиции, а такие быстрее адаптироваться к изменениям во внешней среде и активизировать инновации на местах.

4.3. Система планов и прогнозов АТО

В рамках действующей системы управления АТО разрабатывается широкий комплекс прогнозов и планов. Процесс планирования сложен и разнообразен, поэтому этот набор документов отражает принятую экономическую политику организации и соответствует существующей форме планирования.

Состав плановых документов зависит от нескольких причин, которые следует учитывать при использовании системы интегрированного планирования. Интеграция планов является практическим выражением принципа системности и комплексности. Интегрированное планирование характеризуется двумя особенностями. Первая особенность состоит в обязательном обеспечении координации планов сверху донизу по всей организации и между основными разделами планов различных уровней, вторая заключается в создании и использовании горизонтальных связей между подразделениями и с целью увязки их планов и общих планов организации. При создании системы интегрированного планирования руководствуются следующими правилами:

· теснота взаимосвязи, уровень детализации планов могут быть различным в зависимости от размеров АТО, стиля руководства, экономической политикой и других факторов;

· в прогнозах и планах необязательно строгое согласование всех без исключения функций, объектов и предметов управления, можно ограничиться важнейшими из них;

· следует использовать не только количественные, но и качественные показатели для обеспечения интеграции планов;

· к подготовке планов необходимо широко привлекать работников АТО при объединяющей и решающей роли руководства.

Прогноз - это выраженное в словесной, графической, математической или другой форме предполагаемое или желаемое суждение о возможном состоянии определенного объекта (АТО, рынок, АТУ, технико-эксплуатационные или финансовые показатели и так далее) и его среды в будущем. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Прогнозный документ носит, как правило, вероятностный характер и предсказывает, предугадывает результат, который должен быть в будущем без описания путей его достижения.

Планы АТО представляют собой совокупность показателей деятельности и целевых мероприятий, учитывающих сбалансированное использование ресурсов, методы, последовательность и сроки выполнения работ по оказанию услуг на определенный период.

Множество планов можно разделить на следующие группы: 1) стратегические, текущие, оперативные; 2) программы и проекты.

Стратегический план содержит видение проблемы, миссию, общие цели и стратегии, а также политику организации в различных сферах деятельности.

Стратегические планы направлены на претворение прогнозов в реальность и

часто составляются на 3-5 лет вперед. Они служат ориентирами для принятия

текущих решений или решений на более низких уровнях управления. Общие

цели АТО, намеченные в стратегическом плане, затем конкретизируются

в текущей задаче деятельности.

Стратегические планы могут быть наступательные или оборонительные. Наступательные планы - это, как правило, планы развития организации: производство новых товаров и услуг, выход на новее рынки, повышение конкурентоспособности, корпоративные стратегии и т.д. Обычно планы развития оформляются в виде бизнес-планов, инновационных и инвестиционных планов. Оборонительные планы нацелены на удержание позиций АТО на рынке и предупреждения банкротства. В качестве примера может служить ликвидационный план, который включает рекомендации по избавлению нерентабельных подразделений, видов АТУ или собственности.

Текущие планы составляются в продолжение стратегического и решения тактических задач. Текущие планы АТО обычно разрабатываются на один год и могут быть в виде комплексных (технико-экономические, социально-экономические) или частных (для отдельных подразделений, видов деятельности, задач, услуг и прочее).

Технико-экономические планы в АТО содержат мероприятия, которые направлены на совершенствование производства, повышение его технико-организационного уровня, улучшение качества транспортного обслуживания и АТУ, увеличение рентабельности хозяйственной деятельности и т.п. Организационно-технические мероприятия подкрепляются экономическими расчетами и управленческими решениями.

План социально-экономического развития АТО является комплексным документом, включающим три сферы деятельности: производственную, хозяйственную, социальную. Составлению этого плана предшествует всесторонний анализ деятельности АТО для выявления и оценки социально-экономических результатов всех сторон деятельности организации и её подразделений, вскрытия резервов использования материальных, финансовых с трудовых ресурсов, а также подготовки и повышение обоснованности управленческих решений.

Оперативные, или сменно-суточные планы содержат перечень конкретных работ по выполнению перевозок и техническому обслуживанию в реальном масштабе времени. Обычно эти планы составляются диспетчерами службы эксплуатации или мастерами технической службы. На их основе, например, выдается задание водителю на рабочий день, закрепленное в путевом листе, а ремонтному рабочему в виде нарядов на работу.

Отдельно следует отметить бизнес-план, который является в настоящее время основным документом планирования в АТО. К нему применимо всё, что было сказано о планах в целом.

Кроме указанных плановых документов в АТО составляются бюджеты, программы, проекты.

Особой формой финансового плана является бюджет, который количественно выражает доходы и расходы за определенный период и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.

Программа представляет собой директивный, адресный документ, который определяет развитие одного из аспектов деятельности АТО с увязкой ресурсов, установлением исполнителей и сроков необходимых мероприятий. По мнению некоторых экономистов [29] прообразом программы является сетевой график, составляемый для достижения поставленной цели.

Отличие проектов от программ состоит в том, что они, ориентируясь на конкретный аспект в деятельности АТО, имеют расчетную стоимость, график реализации, а также включают технические, экономические социальные и другие характеризующие их параметры. Проектам свойственно высокая степень детализации и проработки.

 

4.4. Этапы и структура планово-прогнозной деятельности

Деятельность в АТО, связанная с планированием и прогнозированием, включает в себя множество мероприятий, большое число участников, разнообразные виды плановых документов, поэтому она нуждается в целеориентированном управлении. Эту деятельность можно разделить на несколько этапов (рис. 4.4.).

Составление прогнозов и планов начинается с анализа и оценки внешней и внутренней среды АТО (этап 1). На этом этапе исследуют компоненты организационной среды и выделяют те, которые имеют первостепенное значение, проводят мониторинг информации и состояния АТО, составляют прогнозы состояния окружающей среды и сфер деятельности организации.

Второй этап характеризуется тем, что АТО устанавливает ориентиры своей деятельности: видение, миссию, стратегии, цели, задачи. В некоторых случаях второй этап может предшествовать первому или выполняться параллельно с ним.

Непосредственный процесс планирования (этап 3) состоит в разработке и принятии решений о будущем АТО, способах и мероприятиях для достижения поставленных целей. В результате процесса планирования составляется система планов АТО (этап 6): стратегические, среднесрочные планы и программы, текущие, годовые планы и проекты, оперативные сменно-суточные планы.

Следующим элементом деятельности АТО по планированию и прогнозированию является выполнение намеченных прогнозов и планов (этап 4). Результатами этого этапа является реальные показатели работы АТП, то есть сведения о выполнении плановых заданий (этап 7).

Этап контроля (этап 5) заключается не только в сравнении (этап 8) реальных

результатов с плановыми показателями, но и в постоянном наблюдении за ходом реализации планов, а также создании предпосылок для корректирования производственно-хозяйственной деятельности АТО в нужном направлении.

Элементы и этапы 4, 5, 7, 8, показанные на рис. 4.4., не относятся непосредственно к планированию и прогнозированию. Но благодаря этим этапам создаются предпосылки для создания новых прогнозов и планов, в которых должны учитываться:

- что АТО удалось сделать, что нет, реализуя свои планы;

- каков разрыв между плановыми показателями и фактическими результатами;

- чем вызвано это несовпадение;

- что нужно предпринять, чтобы нейтрализовать отрицательные и усилить положительные факторы в деятельности АТО.

Несмотря на то, что этап контроля заключает цикл планово-прогнозной деятельности, его роль значительна, так как он устанавливает эффективность планового процесса в АТО. Процесс планирования требует от участников специальных знаний, известных практических навыков, творческого подхода к своей работе, способности к изменению действий в зависимости от обстоятельств. Плановики должны уметь улавливать новые тенденции во внешней и внутренней среде и вносить соответствующие корректировки в планы. Корректировка долгосрочного, среднесрочного или краткосрочного планов дает возможность, не изменяя целей, менять пути их достижения и, следовательно, повышать шансы АТО на успех. В случае кардинальных изменений возникает необходимость пересмотра всей системы планирования, в том числе миссию и цели.

Для организации процесса планирования и контроля выполнения намеченных мероприятий в управленческой практике АТО часто применяют сетевые графики.

Методическое управление процессом планирования и прогнозирования осуществляет, как правило, руководитель экономической службы АТО, а основными исполнителями являются её сотрудники и специалисты соответствующих отделов и подразделений. В АТО к процессу планирования и прогнозирования привлекаются высшее руководство, экономисты-плановики, специалисты служб и подразделений, внешние и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.082 с.)