Соотношение рыночной свободы и государственного регулирования в деятельности организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение рыночной свободы и государственного регулирования в деятельности организации



Два антипода - централизованная командно-административная и децентрализованная рыночно-предпринимательская системы управления экономикой не могут полностью соответствовать потребностям общества. Истина, как обычно, находится где-то между ними, а рациональная действенная

система управления включает в себя элементы двух противоположных концепций. Вспомним, что бывшая социалистическая система хозяйствования поддерживала, так называемый, хозрасчет, опирающийся на «самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление», - чисто рыночные аспекты хозяйственной деятельности. А развитые страны все шире используют государственное регулирование, выражаемое в ограничительном воздействии на рыночные отношения и внутрифирменное планирование.

Централизованные экономические системы допускают свободный рыночный обмен, но в ограниченных размерах и, как правило, вне основных сфер производства, т.к. власть государства в процессе общественного воспроизводства является определяющей. В рыночных экономических системах свободный обмен осуществляется между всеми субъектами рынка: производствами, организациями, домохозяйствами, государственными подразделениями и т.д. Централизованная экономическая власть в этом случае зависит от формы рынка, типа конкуренции, сфер деятельности и отраслей национальной экономики, внешнего окружения, национального менталитета. Рыночные системы характеризуются полицентрическим управлением, так как имеется значительное количество центров власти. В России, например, центрами политической и экономической власти являются Федеральные органы, органы власти субъектов Федерации, администрация муниципальных образований. Сам рынок позволяет настраивать интересы покупателей на нескольких продавцах, а продавцам действовать на нескольких сегментах рынка, соблюдая тем самым интересы нескольких заинтересованных лиц.

Переход государственных организаций в сферу рыночного предпринимательства за счет приватизации и самоактивизации позволит создать множество самостоятельно хозяйствующих рыночных объектов. Функционирование создаваемых организаций будет осуществляться на принципах открытости и социальной ориентации. Открытость означает, что могут решаться задачи не только внутренней среды, но корректироваться и устанавливаться необходимые внешние отношения и связи. Социальная ориентация проявляется в том, что организация наряду с производственно-экономической функцией, несет и социальную нагрузку. Социальная роль организации заключается в предназначение деятельности на удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах, а также в решении социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания.

Различие между централизованным и рыночным управлением четко прослеживается при сравнении содержания принципов зарубежного классического менеджмента и управления социалистическим производством [37].

Не смотря на имеющиеся различия (разное количество и перечень принципов, различные содержания) существуют и ряд общих черт. Общность можно посмотреть на примере основных функций, которые выполняют и менеджмент, и управление: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.

Эти функции присутствуют во всякой деятельности в области менеджмента. Конечно, они имеют различные содержания и целевые установки, обусловленные различными парадигмами управления – рыночно-предпринимательской и командно-административной. Парадигма, которая главенствует в национальной экономике России, в настоящее время соединяет в себе прогрессивные тенденции мировой научной управленческой мысли. Особенно явно это прослеживается в отношении функции планирования.

Функция планирования пронизывает всю деятельность по управлению организацией. Эволюция систем управления автотранспортными организациями распадается на периоды, которые с точки зрения планирования и прогнозирования можно расположить в следующей последовательности:

1) переход от стихийности в управлении к оперативному планированию работы отдельного автотранспортного средства; 2) текущее, обычно годовое, планирование финансовой и производственной деятельности АТО; 3) долгосрочное внутрифирменное планирование с учетом маркетинговой концепции управления; 4) внедрение стратегического подхода к планированию всех аспектов деятельности АТО, появление элементов прогнозирования в менеджменте; 5) преобладание в менеджменте системных взглядов и принятие управленческих решений на основе изучения комплекса ситуационных факторов, системная связь все видов прогнозирования и планирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.005 с.)