Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития систем управления автотранспортных организаций

Поиск

Четкой границы между последним по таблице 1.2 и наступающим периодами в эволюции систем управления АТО в настоящее время нет. Рубеж XX и XXIвеков не является такой границей, так как отсутствуют конкретные признакиотличия по состоянию автотранспортного рынка и характеристикам системуправления. Современный период можно назвать переходным, а несамостоятельным. В нем только начинают проявляться отдельныезакономерности, которые в последующем станут основными отличительнымичертами нового периода.

Международная политическая обстановка характеризуется отсутствием противоборства капиталистических и социалистических государств, объединением действий всех стран в борьбе с терроризмом и мировыми катаклизмами, стремлением к обеспечению высококачественного здравоохранения и социального развития. Вместе с этим на мировой арене наблюдается усиление противостояния интересов отдельных государств или их объединений и коалиций имперским амбициям США. Экономической ситуации свойственны следующие черты: стирание различий между национальными рынками; унификация потребностей в товарах личного и институционального назначения в разных странах; широкое проникновение инвестиций, технологий и товаров на зарубежные рынки.

Транспортный рынок отражает экономическую ситуацию, но вместе с этим имеет и свои особенности. К этим особенностям относятся:

- рост конкурентной борьбы за счет повышения качества и снижения стоимости АТУ;

- переориентация АТО на предоставление транспортно-логистических услуг;

- ужесточение требований общества к автомобильному транспорту за социальные и экологические последствия его деятельности.

Характеристики систем управления АТО изменяются под воздействием внешних условий и стремлением внутренних сил адаптировать к ним сами системы. Наиболее значимыми являются: применение ситуационного подхода при принятии управленческих решений, полная автоматизация расчетно-оформительских работ по управлению, коммуникации в реальном режиме времени, индивидуальный подход к каждому работнику.

Система управления организацией не является застывшей конструкцией, она постоянно меняется. Но изменения должны проходить в рамках единой концептуальной программы модернизации.

Определим вначале основные требования, которым должна отвечать система управления в будущем, то есть те фундаментальные положения идеального менеджмента, которые в настоящее время сформулированы учеными и практическими работниками.

1. Деятельность по управлению должна строиться исходя из нужд и запросов потребителей, удовлетворение которых способствует реализации программных целей и достижению долгосрочной эффективности организации.

2. В основе системы управления должен лежать ситуационный подход, основанный на признании важности быстроты и адекватности реакции, которые обеспечивают адаптацию организации к меняющимся условиям её существования.

3. Экономическая организация является открытой системой, рассматриваемой в единстве факторов внутренней и внешней среды.

4. Постоянное совершенствование планирования, как важной функции, основного метода управления, как начального этапа управленческого цикла, как всеобщего связывающего начала системы менеджмента.

5. Главный источник прибавочной стоимости - люди, обладающие квалифицированными знаниями и профессиональными навыками, а также условия для реализации их потенциала.

6. Ориентация производства не на объемы выпуска, а на повышение качества товаров и услуг и постоянное снижение общих издержек.

7. Самосовершенствование системы управления включает повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства.

Главное внимание в управлении обращается на социальные аспекты: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, а их усилия – более эффективными. Менеджмент неотделим от культуры, он формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.

Модификация систем управления проходит плавно, без резких изменений в сложившихся организационных структурах и методах менеджмента, подходах и теоретических основах управления. Широко внедряются механизмы управления на базе прогнозирования (предвидения) результатов и изменений, а также планирования и реализации путей их достижений и управленческих решений. Управленческая деятельность проходит в условиях неопределенности, поэтому повышаются требования к подготовке персонала. Применение современных информационных технологий обеспечивает успешную поддержку поступательному движению систем менеджмента, совершенствованию теории и практики управления.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается тождественность понятий «управление» и «менеджмент»?

2. Как можно охарактеризовать современную парадигму управления национальной экономикой России?

3. Какие положительные черты присущи централизованной системе управления?

4. Какие различия между централизованным и рыночным управлением можно выявить при сравнении принципов и функций зарубежного менеджмента и управления социалистическим производством?

5. В какой последовательности проходила эволюция функции планирования?

6. Расскажите об эволюции систем управления АТО.

7. Чем характеризуется современная экономическая ситуация развития общества?

8. Какие особенности свойственны транспортному рынку?

9. Каковы основные требования предъявляются к системе управления АТО?

10. В чем состоят перспективы развития систем управления?

 

ГЛАВА 2. Система планирования и прогнозирования национальной экономики

2.1. Прогнозирование и планирование в системе управления организацией

Прогнозирование и планирование являются важными составными частями всей системы управления в национальной экономке Российской Федерации. Без представления наиболее вероятностной картины будущего и определения путей, средств и действий для достижения намечаемых целей невозможно правильно организовать и обеспечить производственно-хозяйственную деятельность организации.

Прогнозирование и планирование представляют собой экономическую
категорию, которую многие ученые формулируют как выработку целей и выбор
наилучших способов их достижения [39, 29, 20, 31 и др.].

Прогнозирование предшествует планированию, так как вначале формируется прогноз, предсказание, суждение о каком-либо явлении или предмете в будущем, а затем разрабатывается план, так как устанавливается порядок, последовательность осуществления определенных мероприятий по реализации намеченных программ и достижению поставленных целей. Прогнозирование и планирование - это два этапа процесса планирования.

Планирование и прогнозирование могут быть заменены обобщающим понятием «планирование» и рассмотрены с двух точек зрения: общеэкономической и управленческой.

Планирование важно и при командно-административной, и при рыночно-предпринимательской системах хозяйствования. После негативного отношения к идеям планирования в 90-х годах XX века в российской экономике стали здраво, объективно воспринимать положительный опыт как внутрифирменного, так и общегосударственного планирования. Доказывать роль и значимость планирования в настоящее время нет необходимости. Более того, широкое использование планирования не отрицается, а приветствуется в любом рыночном государстве. В условиях постоянного изменения экономики, стохастического рынка, увеличивающейся конкуренции, повышающейся социальной ответственности организаций роль планирования расширяется. По меткому выражению Р. Акоффа «лучше планировать для себя - неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими - неважно, насколько хорошо» [3].

Общеэкономическая точка зрения позволяет взглянуть на планирование как на механизм, способный заменить взаимодействие рынка и цен. Рыночная экономика координирует действия участников общественного воспроизводства за счет цен, именно цены определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления. Закон спроса и предложения действует объективно, поэтому экономическая организация не имеет возможности его отменить или не учитывать его последствий. В этой связи организация представляет собой лишь ячейку всей экономической системы. Но внутри этой ячейки, в её внутренней среде начинает превалировать субъективные факторы при принятии решений. Руководство осознано определяет основные направления деятельности организации и её структурных частей устраняя стихийные рыночные отношения на внутреннем уровне. Таким образом, участники внутриорганизационной деятельности не имеют полной свободы действий, которая характерна для субъектов рыночных отношений.

С общеэкономических позиций то положение, что планирование как система волевых, сознательно принимаемых решений является оправданной и вытесняет рыночные отношения во внутренней среде организации, объясняется следующими основными причинами. Во-первых, ограниченность размеров экономической организации позволяет контролировать и регулировать все внутренние процессы. Во-вторых, становится возможным устранение издержек, которые могли бы быть, если внутри организации действия осуществлялись на основе купли-продажи. В-третьих, сведение к минимуму неопределенности внутриорганизационной деятельности и возможность адаптации организации к изменениям внешней среды.

Планомерность в системе общественного воспроизводства, национальной экономике выходит за рамки отдельной организации и распространяется на их национальные и международные объединения, деятельность государства и даже глобальные социально-экономические процессы. Сущность планомерности заключается в том, что люди осознано намечают свои цели и соизмеряют издержки с ресурсами. Планомерность развивается по мере развития самого общества, разделения и кооперации труда. Планирование свойственно всякой целенаправленной деятельности. Существуют объективные факторы, способствующие использованию планирования на всех уровнях макроэкономического управления. К ним относятся:

- неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую стабильность национальной экономики и преодолеть цикличность её развития;

- постоянный рост объема общественного потребления. Социально значимое потребление продукции и услуг регулируется, как привило, государством, поэтому увеличивается доля совокупных ресурсов страны, направляемая для этих целей в обход рыночного механизма распределения;

- увеличение размеров взаимодействия экономической деятельности человечества и окружающей среды, что вызывает нарушение экологического равновесия и рост отрицательных производственных эффектов;

- возникновение сложных форм отношений хозяйствующих субъектов в результате интеграционных процессов;

- наличие глобальных проблем современности, решение которых возможно лишь совместными усилиями всего мирового сообщества, что повышает роль долгосрочного и текущего планирования.

Управленческое понимание планирования является комплексным и сводится к тому, что важнейшая часть менеджмента может быть рассмотрена как самостоятельный процесс, вид деятельности, этап управленческого цикла, функция, метод и принцип управления и прочее.

На планирование можно взглянуть как на процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Любое планирование представляет собой оценку той задачи, которую необходимо выполнить путем решения вопросов о том, какие ресурсы для этого необходимы и будут ли они доступны тогда, когда это будет нужно, и в тех количествах, которые потребуются. В современных организациях очень часто планирование используют лишь применительно к финансовым ресурсам. Финансы же являются хотя и важным, но одним из объектов плановой деятельности. Для устойчивого и успешного функционирования АТО необходима разработка целой системы планов: производственных, сбытовых, снабженческих, инвестиционных и т.д.

Процесс управления следует рассматривать не только как акт единовременного целенаправленного воздействия, но и как цикличный процесс с повторяющимися элементами. Этот цикл управления интересен и с точки зрения состава. Функции или стадии управления как элементы процесса управления отражают его различные стороны. Функции выражают содержательную сторону процесса управления, а состав стадий характеризует пространственные границы, временные периоды и последовательность осуществления функций для каждого цикла управления. Все функции взаимно проникают друг в друга. Например, планирование организуется, контролируется, мотивируется и координируется; контроль - планируется, организуется, координируется и мотивируется и т.д.

2.2. Планирование, как самостоятельный вид деятельности в сфере менеджмента

Управление производственно-хозяйственной деятельностью – это обоснованное воздействие на производственные связи и отношения людей для достижения заранее поставленных целей, которые выражены в прогнозных результатах или плановых показателей. Процесс управления начинается с постановки целей. Функция планирования заключается в выработке целей экономической организации, обосновании темпов и пропорций количественного и качественного роста производства, соизмерении намечаемых результатов и потребных для этого ресурсов. Планирование как процесс осуществляется в виде прогнозирования, разработки долгосрочных, текущих и оперативных планов. Функция планирования выступает определяющей и ведущей в перечне основных функций управления, так как выполнение остальных подчинено достижению тех целей и результатов, которые были определены планово-прогнозными установками.

Деятельность любой организации нуждается в планировании. Необходимость составления планов определяется многими причинами, среди которых можно выделить три основные: неопределенность будущего, координирующая роль плана, оптимизация экономических последствий.

Будущее хозяйствующего субъекта всегда неизвестно и зависит от множества внешних и внутренних факторов. Если бы оно было точно определено, то не было бы необходимости устанавливать цели, планы, совершенствовать методы управления и так далее. Поэтому в перспективных планах, прогнозах намечаются лишь ориентиры, которые по мере их приближения к настоящему моменту времени конкретизируются, уточняются.

Координирующая роль плана заключается в объединении усилий структурных элементов организации, как составных частей социально-экономической системы, внесении необходимых корректирующих изменений в процессе их функционирования ради достижения поставленной единой цели. Короче говоря, разрешение конфликтов и принятие компромиссных решений в целевом развитии организации.

Все затраты и любые результаты деятельности организации на рынке можно свести к финансовым показателям. Оптимизация плана состоит в поиске наивыгоднейшего их соотношения, которое возможно достичь, а также обеспечении этого результата.

План представляет собой ориентир, на который направлено движение организации, а также критерий оценки эффективности её деятельности.

Планирование может быть рассмотрено также с точки зрения принятия управленческих решений на основе систематической оценки внутренней и внешней среды организации. С этой стороны в планирование включаются фазы постановки проблемы, поиска и оценки предлагаемого решения, принятия решения. Дальнейшая детализация перспективного плана позволяет реализовать, точнее наметить пути достижения запланированных результатов.

В качестве самостоятельного вида деятельности в рамках общей системы менеджмента экономической организации планирование состоит из четырех этапов: разработка общих целей организации (целеполагание); детализация и конкретизация целей в виде задач для определенного периода развития организации; определение путей и средств достижения задач и целей (составление плана); контроль за достижением целей.

Современное состояние российской национальной экономики является сильным фактором, препятствующим широкому распространению прогрессивных форм планирования в практике бизнеса. Это объясняется следующим: во-первых, высокой неопределенностью российского рынка, которая обусловлена продолжающимися изменениями во всех сферах общественной жизни; во-вторых, преобладанием спекулятивно-завышенных норм прибыли при краткосрочном предпринимательстве в отличие от долгосрочного инвестирования; в-третьих, отсутствием эффективных правовых и этических норм предпринимательской деятельности; в-четвертых, созданием общественного мнения о вредности планирования, как пережитке социалистического стиля хозяйствования, противостоящего рыночной экономике; в-пятых, отсутствием широкотиражированных методик прогнозирования и планирования деятельности всех участников общественного воспроизводства; в-шестых, слабой подготовкой или отсутствием квалифицированных специалистов по планированию в организациях.

Выполнение работ по прогнозированию и планированию увеличивает издержки организации. Дополнительные затраты расходуются на проведение исследований, содержание подразделений планирования, осуществление запланированных мероприятий. Средства, которые вкладываются в деятельность по планированию, можно было бы использовать на другие нужды, например, приобретение современной вычислительной техники, повышение заработной платы, обновление основных производственных фондов, оборудование бытовых помещений и т.д. Используемые ресурсы: трудовые, материально-технические, финансовые - дополняются еще затратами времени. В связи с этим перед организацией стоят вопросы, ответы на которые способствуют развитию или сворачиванию планово-прогнозной деятельности. Какие затраты может позволить себе организация на планирование? Как изменятся доходы организации после реализации плана? Когда окупаться затраты на планирование получаемые приростом экономического результата?

Минимальным результатом планирования в организации можно считать снижение риска или недопущение грубых ошибок в управленческой деятельности за счет развития способностей предвидеть будущее и устранять возможные неприятности. Планирование оправдывает себя тогда, когда дополнительные издержки создают больший дополнительный положительный эффект. Наименьшей величиной затрат на планирование считается такая, которая обеспечивает стабильное (не прогрессирующее и не деградирующее) функционирование организации.

Размер издержек на планирование, то есть стоимость используемых ресурсов, можно определить с известной степенью достоверности. Сложность определения эффективности планирования заключается в том, что доход, получаемый исключительно за счет планирования, не может быть измерен точно количественными методами.

 

2.3. Принципы планирования и прогнозирования

Понимание сущности планирования как экономической категории, знание объективных социально-экономических законов позволяет выявить основные требования, которым должны удовлетворять как сами планы и прогнозы, так и процессы их составления. Принципы планирования и прогнозирования определяют характер, содержание и реализацию функции и процессов планирования в работе организации. Соблюдение принципов планирования повышает эффективность всей производственно-хозяйственной деятельности не только за счет роста конечного результата, но и за счет снижения общих затрат и рационального использования ресурсов.

Система принципов планирования [20] должна включать в себя:

-общие черты планов всех видов на всех уровнях национальной экономики;

-основные методические положения, на которых базируется технология
планирования;

-учет общих и индивидуальных особенностей внешней и внутренней среды
организации влияющих на процесс планирования;

-возможность саморазвития за счет расширения и модернизации
принципов.

Принципы планирования и прогнозирования – это выработанные экономической наукой и хозяйственной практикой основные положения, требования, которыми целесообразно руководствоваться при разработке различных прогнозов и планов деятельности и развития организации.

В основу прогнозирования и планирования производственно-хозяйственной деятельности положены следующие принципы: научности, системности и комплексности, реальности, динамичности, выделения главного, сбалансированности, участия, информативности, экономичности и эффективности, контроля и гласности.

Принцип научности означает необходимость научного обоснования прогнозов и планов. Процесс планирования осуществляется с использованием большого разнообразного научного аппарата, на основе учета, анализа и оценки вариантов решений, тенденций и закономерностей научно-технического прогресса, влияния различных внешних и внутренних факторов, измерения общественных потребностей и возможностей их удовлетворения, применения современной вычислительной техники и т.д. Научность предполагает использование научных знаний и рекомендаций относительно непосредственного объекта, субъекта, методов, средств и процесса при планировании и прогнозировании.

Принцип системности и комплексности предполагает, что изучаемые объекты и явления должны рассматриваться не изолировано, а как сложные образования, находящиеся в определенных отношениях с окружающей средой.

Системность заключается в представлении объекта или субъекта планирования и прогнозирования в виде сложной открытой системы в соответствии с законами её функционирования. Понятие «система» включает: наличие отдельных элементов, образующих самостоятельную совокупность; существование взаимосвязи и взаимозависимости между частями большой системы; присутствие общей цели развития системы, которой подчинены поведение и деятельность составляющих элементов. Комплектность выражается в том, что при исследовании различных хозяйственных явлений, процессов и других объектов следует учитывать всевозможные последствия реализации планируемых мероприятий, как во внутренней, так и внешней среде организации.

Иногда принцип системности и комплексности называют принципом единства [5, 24, 3, 29], который характеризуется понятиями «координация» и «интеграция».

Принцип реальности прогнозов и планов, их достижения и осуществления основывается на правильном определении и оценке имеющихся объективных возможностей экономического и социального развития, обосновании прогнозно-плановых решений прогрессивными нормативами, расчетами производственных мощностей, наличия и использования финансовых, материальных и других ресурсов. Кроме указанного реальность планирования и прогнозирования включает критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработку объективных выводов и предложений. Предлагаемые варианты решений не должны быть оторваны от действительности, а должны иметь реальную пригодность для использования в производственно-хозяйственной деятельности, для повышения её результативности.

Принцип динамичности проявляется в рассмотрении предметов и явлений в их диалектическом развитии. Планирование и прогнозирование в организациях должны осуществляться постоянно в рамках установленного управленческого цикла, а разработанные прогнозы и планы должны приходить на смену друг другу. Процесс планирования должен быть непрерывным, постоянно развивающимся и совершенствующимся. Динамичность проявляется в последовательных количественных и качественных изменениях, которые происходят в экономике, обществе. Учет этих изменений - необходимое условие прочного присутствия организации на рынке, преемственность прогнозов и планов позволяет сохранить достижения и преимущества прошедших периодов и на их основе намечать и достигать новые рубежи в производственно-хозяйственной деятельности.

Принцип выделения главного предполагает выбор цели, ранжирование задач и способов ее достижения. Этот принцип помогает построить иерархическую систему приоритетов организации, рационально распределить ресурсы, сконцентрировать усилия на достижение важнейшего результата. Выделяя главное при составлении прогнозов и планов, организация выполняет свою миссию посредствам поэтапного развития, проходящего в рамках целостного поступательного движения к намеченным целям.

Принцип сбалансированности тесно связан с предыдущим, так какс его помощью производится необходимое согласование интересов и возможностей организации, темпов развития производства и поступления ресурсов, размеров собственных и заемных финансовых средств и др. Кроме этого сбалансированность означает сочетание различных видов планов, увязку разделов конкретного бизнес-плана, взаимосвязь прогнозных и плановых показателей и т.д.

Принцип участия заключается в том, что каждый член коллектива, независимо от должности, принимает участие в прогнозировании и планировании. Актуальность этого принципа объясняется тем, что работники получают ясное понимание общей стратегии, тактических задач и путей их реализации. Каждый работающий в организации осознает, что планы организации становятся его личными планами, повышается мотивация к эффективному труду, развивается и укрепляется корпоративный, командный дух в организации.

Принцип информативности подчеркивает обязательное использование при прогнозировании и планировании полной, достоверной, своевременной, комплексной и наглядной информационной базы, а также применение таких статистических и математических методов, которые не затушевывают экономической основы явлений. В этот принцип также включается возможность «проигрывания» различных сценариев развития организации, рассмотрения и оценки множества вероятностных вариантов и выбора из них наиболее приемлемого. Разрабатываемые прогнозы и планы должны быть выполнены с достаточной степенью точности и надежности, которые диктуют сложившаяся обстановка и уровень неопределенности.

Принцип экономичности и эффективности предполагает не только составление прогноза или плана с наибольшей эффективностью, но и экономное использование ресурсов. Реально имеется ограниченное количество ресурсов, поэтому задачу прогнозирования и планирования можно сформулировать двояко: 1) добиться заданного эффекта при наименьших расходах ресурсов, или 2) добиться наибольшего эффекта при полном расходовании ресурсов. Иначе задача сводится к разработке таких прогнозно-плановых документов, которые обеспечат максимальную эффективность. Кроме того, затраты, связанные с прогнозированием и планированием, должны быть значительно меньше получаемого социально-экономического эффекта.

Принцип контроля и гласности означает, что при планировании и прогнозировании должна осуществляться обратная связь, то есть получение информации о результатах выполнения прогнозов и планов. Сравнение достигнутых и намеченных результатов проводится с применением контроля, учета и анализа показателей выполнения задания. Обратная связь помогает устанавливать и уточнять зависимости конечных результатов от воздействия внешних и внутренних относительно организации факторов. Результаты и ход выполнения планов должны доводиться до заинтересованных подразделений и исполнителей. Плановые мероприятия по реализации прогнозов и плановых заданий должны широко обсуждаться. С таких позиций этот принцип близок к принципу участия.

Принципы планирования и прогнозирования изменяются в процессе развития системы общественного воспроизводства, с развитием социальных и экономических отношений. Они отражают изменяющиеся условия хозяйствования, новые цели и задачи управления.

 

2.4. Виды и формы планирования

В экономической литературе описывается, а в реальных условиях используются разнообразные виды и формы планирования.

Видом называется самостоятельная разновидность, тип планирования, обладающий определенным отличительным признаком. Наличие множества видов объясняется сложностью системы управления национальной экономикой и отдельной организацией. В хозяйственной деятельности организации, как правило, применяют комбинации нескольких видов. Совокупность различных видов планирования и прогнозирования, применяемых одновременно в организации, называется формой планирования. Любая форма планирования может быть рассмотрена с позиций различных признаков классификации. Классификация способствует правильному выбору видов планирования, инструментария для составления прогнозов и планов, а также формированию формы планирования. На выбор той или иной формы планирования влияют множество факторов, которые можно объединить в три основные группы.

1. Факторы, характеризующие отличительные черты организации (вид производства, географическое расположение, организационная форма управления, финансовое состояние и т.д.).

2. Факторы, определяемые внешней средой (уровень государственного управления экономикой, характер конкуренции, развитость банковской системы, развитие малого бизнеса и пр.).

3. Факторы, относящиеся непосредственно к планированию в организации.

Рассмотрим основные признаки классификации и виды планирования и прогнозирования.

В зависимости от временной ориентациивыделяют четыре вида планирования: реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное.

Реактивное планирование нацелено только на прошлое. Его основой является ориентация на предыдущие достижения, накопленный положительный опыт, стабильность современного состояния и развития организации. Все, что происходит в организации, заранее известно и определено, так как опирается на прошлое. Последовательность реактивного планирования снизу вверх: от планов подчиненных подразделений к высшим по иерархии; а сформированный

план на высших ступенях организационной структуры управления является обязательным для нижестоящих подразделений. Управление происходит сверху

вниз опираясь на личный авторитет руководителя и его отеческие отношения подчиненным.

Достоинствами реактивного вида планирования является:

- постоянное обращение к истории, прошлому опыту, традициям;

- развитие преемственности, отрицания резких изменений, стабильное («как
раньше») функционирование;

- укрепление чувства безопасности и спокойствия у персонала организации.
К недостаткам этого вида планирования относятся следующие:

- планирование осуществляется без учета действующих факторов и
возможной динамики в будущем, отрицается возможность адаптации
организации к реальным изменениям;

- каждое подразделение выполняет планирование самостоятельно на основе прошлых индивидуальных результатов и не учитывает существующие и будущие связи, а это снижает общесистемный эффект;

- игнорирование возможностей молодых сотрудников, опора на старшее поколение.

Инактивное планирование использует только современные, действующие сведения, при нем не считается нужным возвращаться назад и стремиться к продвижению вперед. Отличительной чертой является удовлетворение настоящим, поддержание существующего положения дел должно происходить естественным путем так, как идет в настоящее время. В управлении господствуют бюрократизм и волокита, бесконечные заседания различных комиссий. Авторитетом пользуются люди, хорошо ориентирующиеся в существующих отношениях и имеющие возможность использовать их в собственных интересах.

Важным положительным моментом инактивного планирования является превалирование осторожности над азартом, т.к. постепенные, осмотрительные действия не приводят к катастрофическим последствиям.

Отрицательные черты этого вида планирования состоят в том, что, во-первых, у организации возникает неспособность приспособления к меняющимся факторам; во-вторых, недостаточное использование творческого потенциала и активности работников.

Преактивное планирование ориентирует организацию на будущие изменения. Сторонники этого вида планирования стремятся ускорить изменения. В деятельности плановиков преобладают вероятностные методы, стремление опередить конкурентов, поиск и достижение оптимальных решений. На высших уровнях управления прогнозируются внешние условия, формулируются цели и стратегии, а на нижних - цели своих уровней и планы их достижения.

Преимуществом преактивного вида планирования является учет внешней среды, что позволяет адаптировать деятельность организации к её изменениям.

Недостатками преактивного планирования являются:

- недостаточное использование прошлого опыта;

- слабый учет современного состояния дел в организации, внешних и внутренних условий её развития;

- излишнее внимание футурологическим методам изучения деятельности организации;

- оторванность результатов прогнозирования и планирования от реального положения дел.

Наиболее прогрессивным является интерактивный вид планирования, который ориентирован на применение положительных моментов предыдущих видов. Отличительными четами интерактивного планирования являются:

1. активное участие и максимальная мобилизация творческого потенциала каждого члена коллектива организации;

2. планирование деятельности организации осуществляется на основе накопленных знаний, анализа современных условий и предвидения развития в будущем.

Интерактивныйвид планирования представляет собой скорее идеальный образ, чем его практическое воплощение. Стремление к учету различных факторов (прошлых, настоящих, будущих), возможности реального предсказания изменений, выбору из совокупности вариантов развития оптимального, выявление и формализация зависимостей результата от множества переменных и ряд других причин служат совершенствованию планирования.

По содержанию плановых решений различают стратегическое, тактическое и оперативное планирование.

Стратегическое планирование направлено не столько на длительную перспективу, сколько на установление направления и целей развития организации. В результате стратегического планирования принимаются решения фундаментального характера, которые определяют основное содержание производственно-хозяйственной деятельности. Стратегическое планирование, как правило, охватывает длительный период и предусматривает концентрацию усилий по достижению стратегических целей, поэтому ответственность за разработку стратегии несет руководство организации.

Тактическое планирование направлено на раскрытие и использование резервов и ресурсов организации для достижения отдельных положений стратегического планирования. Благодаря решению тактических задач достигаются стратегические цели. Тактическое планирование обычно распространяется на среднесрочный или краткосрочный период, в связи с чем должно быть предметом внимания среднего и низшего звена структуры управления организации. Основные различия между стратегическим и тактическим планированием заключается в разнице между целями и средствами:

- в процессе тактического планирования достигается более объективное решение, так как период планирования короче, а информация конкретнее;

- контроль и корректирование достижения тактических решений более действенны, потому что последние являются в основном внутренними и выражены количественными показателями.

Оперативное планирование решает задачи конкретизации достижения показателей тактического плана д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.012 с.)