Лексическая тема
| Развернутое содержание работы по лексической теме
| Период
| Групповые мероприятия педагога-психолога
|
Тема
| Задачи
|
Начало осени. Цветы осенью.
| Закрепить знания детей о временах года. Систематизировать представления об осени на основе рассматривания сюжетных картинок, содержащих отличительные признаки (уменьшение продолжительности дня, похолодание, частые дожди). Закрепить знания детей о желтом, зеленом, красном цветах в природе. Цветы осенью. Познакомить детей с осенними цветами, значением цветов в жизни человека, строением (корень, стебель, лист, цветок).
| III неделя сентября
| 1. Рецепт хорошего настроения
м/ф «По дороге с облаками»
| Гармонизация эмоционального состояния.
Помощь в преодолении внутренних барьеров, мешающих детям знакомиться и общаться друг с другом. Работа с чувствами страха, тревоги, неуверенности в себе. Помощь в принятии режимных требований. Знакомство с чувствами: грусть, радость, интерес.
|
2. Говорящие цветы
м/ф «Как мышонок пошел в школу»
|
Деревья, кустарники осенью. Грибы.
| Деревья и кустарники осенью. Расширить и уточнить понятия детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках). Познакомить детей с грибами. Дать понятия: съедобный, несъедобный. Уточнить представление детей о значении леса в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природе.
| IV неделя сентября
| 3. Готовимся к зиме
м/ф «Осенние корабли»
| Помощь в преодолении собственнических позиций, тренировка умения делиться с друзьями. Стимулирование интереса к окружающему миру и друг другу.
Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
Расширение кругозора. Знакомство с чувствами: злость, жадность.
|
4. К чему приводит жадность?
м/ф «Чьи в лесу шишки?»
|
Овощи.
| Закрепить знания детей об овощах, уточнить и расширить представления о них. Познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слова. Закрепить понятие овощи.
| I неделя октября
| 5. По труду и награда
м/ф «Антошка»
| Стимулирование уважительного отношения друг к другу, к труду взрослых. Поощрение трудолюбия и сотрудничества.
Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи, позитивной самооценки.
Расширение кругозора.
Знакомство с чувствами: лень, удивление.
|
6. Когда все растет?
м/ф «Самый младший дождик»
|
Фрукты.
| Уточнить и расширить знания детей о фруктах. Учить составлять загадки-описания фруктов. Закрепить понятие фрукты.
| II неделя октября
| 7. Учимся делиться
м/ф «Яблоко»
| Помощь в преодолении собственнических позиций, тренировка умения делиться с друзьями. Стимулирование интереса к окружающему миру и друг другу.
Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
Расширение кругозора.
Знакомство с чувствами: благодарность, стыд.
|
8. Дары осени
м/ф «Мешок яблок»
|
Ягоды. Овощи, фрукты, ягоды.
| Сформировать понятие ягоды, научить узнавать и правильно называть конкретные предметы, относящиеся к этому понятию. Образование существительных в формах именительного и родительного падежей множественного числа. Закрепить родовые понятия овощи, фрукты, учить узнавать по вкусу, по запаху, на ощупь, по описанию. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
| III неделя
октября
| 9. Дары осени
м/ф «Дядя Миша»
| Помощь в преодолении эгоцентрических позиций, развитие умения помогать друзьям в трудную минуту. Стимулирование интереса к окружающему миру и друг другу. Стимулирование стремления доводить дело до конца.
Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
Расширение кругозора.
Знакомство с чувствами: страх, скромность.
|
10. Выручать друзей
м/ф «Павлиний хвост»
|
Середина осени – явления природы.
| Уточнить и расширить представления об осени, ее признаках (дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные дожди, листопад). Охрана растений осенью.
| IV неделя
октября
| 11. Всему свое время
м/ф «Черепаха»
| Помощь в преодолении собственнических позиций, развитие умения делиться с друзьями. Стимулирование интереса к окружающему миру и друг другу.
Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
Расширение кругозора.
Знакомство с чувством «обида».
|
12. Когда мы обижаемся?
м/ф «Раз – горох, два – горох»
|
Зимующие птицы.
| Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы». Познакомить с условиями жизни птиц. Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой.
| I неделя ноября
| 13. Особенное в каждом из нас
м/ф «Синичкин календарь. Осень»
| Стимулирование уважительного и внимательного отношения друг к другу.
Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи, позитивной самооценки.
|
14. К чему приводит хвастовство?
м/ф «Воробьишка-хвастунишка»
|
Одежда. Головные уборы. Обувь.
| Учить правильно называть предметы верхней одежды. Сформировать представление о видах одежды в соответствии со временем года (зимняя, летняя, осенняя, весенняя). Умение правильно отнести четыре-пять видов конкретных предметов к обобщающему понятию одежда. Уточнить названия, назначение головных уборов; формировать представление о головных уборах в соответствии со временем года. Уточнить и расширить представления детей об обуви. Формировать понятие обувь. Познакомить детей с отдельными деталями обуви. Формировать умение ухода за обувью.
| II неделя ноября
| 15. Защита от холода
м/ф «Умка»
| Стимулирование интереса к окружающему миру и друг другу.
Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
Расширение кругозора:
представления о здоровье и здоровом образе жизни, умении позаботиться о себе и своих близких. Стимулировать стремление вести здоровый образ жизни.
|
16. Мы в ответе за тех, кого приручили
м/ф «Рукавичка»
|
Домашние птицы.
| Познакомить детей с домашними птицами (внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят). Сравнение домашних птиц. Учить находить признаки сходства и различия.
| III неделя
ноября
| 17. Вместе веселее
м/ф «Два веселых гуся»
| Создание условий для развития партнерских отношений, «чувства локтя», умения сотрудничать, умения сочувствовать. Создание условий для принятия различных правил, осознания необходимости их выполнять.
|
18. «Хочу» и «надо»
м/ф «Не хочу и не буду»
|
Домашние животные.
| Уточнить и расширить представления детей о домашних животных (внешний вид, повадки, пища, польза, приносимая людям). Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных.
| IV неделя
ноября
| 19. Мир полный загадок
м/ф «Кто сказал мяу?»
| Закрепление представлений о пользе знаний, о необходимости стремиться к знаниям.
Стимулирование познавательной мотивации детей.
Закрепление: радость, злость, страх, грусть, удивление, интерес.
|
20. Знание – сила!
м/ф «Козленок, который считал до 10»
|
Зима – явления природы. Декабрь – первый зимний месяц.
| Расширить представления детей о зиме. Учить сравнивать осень и зиму (дальнейшее сокращение дня, зимние морозы, снегопады, замерзание водоемов). Познакомить с зимними месяцами.
| I неделя декабря
| 21. Дружба согревает
м/ф «Синичкин календарь. Зима»
| Создание условий для развития партнерских отношений, «чувства локтя», умения сотрудничать, умения сочувствовать. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
|
22. Какая она – зима?
м/ф «Первая зима»
|
Дикие животные.
| Закрепить знания детей о диких животных (внешний вид, повадки, пища, жилище). Узнавание и называние животных и их детенышей.
| II неделя декабря
| 23. Как зимуют звери?
м/ф «Листопадни-чек»
| Стимулирование познавательной мотивации детей. Знакомство со способами совладания с чувством стреха и гармонизации эмоционального состояния.
|
24. Рецепт храбрости
м/ф «Храбрый заяц»
|
Дикие животные и их детеныши (домашние животные и их детеныши)
| Закрепить знания детей о диких животных (внешний вид, повадки, пища, жилище). Узнавание и называние животных и их детенышей. Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных.
| III неделя
декабря
| 25. Человек и природа
м/ф «Лосенок»
| Стимулирование познавательной мотивации детей. Помощь в осознании необходимости бережного и ответственного отношения к окружающей природе.
|
26. Кто придет на Новый год?
м/ф «Кто придет на Новый год?»
|
Новый год
| Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.
| IV неделя
декабря
| 27. Подарок для друга
м/ф «Как ежик и медвежонок встречали Новый год»
| Создание условий для развития партнерских отношений, умения согласовывать действия, умения сочувствовать.
Развитие культуры дарения подарков.
Расширение кругозора.
Закрепление: радость, грусть, страх, интерес, удивление.
|
28. Чтобы праздник удался
м/ф «Новогодняя сказка»
|
Новый год. Забавы и развлечения
| Продолжать знакомить детей с зимними явлениями в природе. Расширить представления детей о зимних видах спорта. Закрепить понятие спортивная одежда.
| II неделя января
| 29. Зимние забавы
м/ф «Снежные мастера»
| Гармонизация эмоционального состояния.
Ускорение адаптационных процессов после длительного перерыва.
Создание условий для развития партнерских отношений, умения правильно выражать свои эмоции.
Расширение кругозора. Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
|
30. Как здоровье сохранить?
м/ф «Зимняя сказка»
|
Транспорт (наземный, воздушный)
| Познакомить детей с наземным транспортом (автомобиль, поезд, троллейбус, автобус, трамвай). Закрепить понятие наземный транспорт. Профессии людей, работающих на наземном транспорте. Познакомить с правилами перехода улицы. Воздушный транспорт (самолет, вертолет, ракета). Профессии людей, работающих на воздушном транспорте (пилот, стюардесса, бортмеханик).
| III неделя
января
| 31. Когда не нравится подарок
м/ф «И мама меня простит»
| Преодоление эгоцентрических позиций. Стимулирование уважительного и внимательного отношения друг к другу, к труду взрослых. Развитие культуры принятия подарков.
Закрепление знаний о способах совладания с чувством стреха.
Знакомство с чувством вины.
|
32. Преодолеть себя
м/ф «Самолетик»
|
Транспорт (водный)
| Водный транспорт (корабль, лодка, яхта, катер, пароход). Профессии людей, работающих на водном транспорте (капитан, матрос, штурман, радист, кок).
| IV неделя
января
| 33. Настоящие друзья
м/ф «Катерок»
| Стимулирование познавательной мотивации детей. Воспитание бережного и ответственного отношения к труду других людей.
Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
|
| 34. Дружат дети всей земли
м/ф «В порту»
|
Посуда (столовая). Дом и его части, мебель.
| Чайная посуда. Познакомить детей с предметами чайной посуды, из чего она сделана, со способами ухода за ней. Составлять рассказ-описание отдельных предметов посуды. Части дома: подъезд, лестница, лифт, квартира. Назначение комнат в квартире. Формировать понятия верх, низ, высокий, низкий, сверху, снизу.
| I неделя февраля
| 35. Как стать большим?
м/ф «Как стать большим?»
| Создание условий для развития ответственного поведения, умения исправлять свои ошибки.
Создание условий для развития причинно-следственных представлений.
Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
|
36. Один для всех, и все для одного
м/ф «Терем-теремок»
|
Посуда (кухонная).
| Столовая и кухонная посуда. Название отдельных предметов и назначение. Сравнение столовой и кухонной посуды (назначение и материалы, из которых она сделана). Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
| II неделя февраля
| 37. Что такое уют?
м/ф «Федорино горе»
| Создание условий для развития ответственного поведения, умения исправлять свои ошибки.
Создание условий для развития причинно-следственных представлений, развития воображения. Стимулирование уважительного отношения к труду других людей. Поощрение трудолюбия и сотрудничества.
|
38. А нужны ли чудеса?
м/ф «Дудочка и кувшинчик»
|
Мебель
| Уточнить и расширить знания детей об основных видах мебели. Сформировать умение правильно обставлять комнату. Воспитывать чувство красоты и бережного отношения к мебели.
| III неделя
февраля
| 39. Законы гостеприимства
м/ф «Кошкин дом» ч. 1
| Создание условий для развития партнерских отношений, умения сотрудничать, умения сочувствовать. Создание условий для принятия различных правил, осознания необходимости их выполнять.
Расширение кругозора.
|
40. Законы гостеприимства
м/ф «Кошкин дом» ч. 2
|
День защитника Отечества. Профессии.
| Познакомить с военными профессиями (летчик, танкист, ракетчик, пограничник). Беседа о тех, кто защищает Родину. Формировать первичные
гендерные представления (воспитывать в мальчиках
стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины).
| IV неделя
февраля
| 41. Защитники Земли русской
м/ф «Илья Муромец»
| Создание условий для закрепления первичных гендерных представлений, поло-ролевой самоидентификации.
Тренировка умения правильно выражать свои эмоции, чувство гнева. Закрепление представлений о добрых и злых поступках.
Осмысление слова «защитник».
Закрепление: смелость, гордость, стыд, удивление.
|
42. В мирное время
м/ф «Горе – не беда»
|
Март – первый месяц весны. Международный женский день.
| Расширить представления детей о весне, учить рассказывать о приметах наступающей весны (днем с крыш капает капель, снег стал рыхлым, ярче светит солнце, звонче поют птицы). Учить составлять рассказ-описание.
Организовывать все виды детской
деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно исследовательской, продуктивной,
музыкально художественной, чтения) вокруг темы
семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать
уважение к воспитателям.
| I неделя марта
| 43. Самый близкий человек
м/ф «Мама для мамонтенка»
| Создание условий для закрепления первичных гендерных представлений, поло-ролевой самоидентификации. Создание условий для развития причинно-следственных представлений, осознанного послушания требованиям взрослых.
Стимулирование потребности доставлять радость другому человеку.
Стимулирование осознания важности человеческих взаимоотношений.
|
44. Лучший подарок
м/ф «Школа помощников» - 1
|
Весна – явления природы. Возвращение перелетных птиц
| Продолжать закреплять характерные признаки весны. Сравнивать весенние и осенние признаки в природе. Расширить знания детей о группах птиц: зимующие — оседлые, перелетные — кочующие. Познакомить с жизнью птиц (гнездование, выведение птенцов).
| II неделя марта
| 45. Пробужде-ние природы
м/ф «Синичкин календарь. Весна»
| Создание условий для развития партнерских отношений, «чувства локтя», умения сотрудничать, умения сочувствовать. Расширение кругозора.
Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
|
46. Вестники весны
м/ф «Как мы весну делали»
|
Семья. Части тела.
| Уточнить и закрепить знания ребенка о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи). Уточнить и закрепить знания ребенка о частях своего тела.
| III неделя
марта
| 47. Без этого нельзя
м/ф «Без этого нельзя»
| Закрепление представлений о семейных ценностях
Создание условий для принятия различных правил, осознания необходимости их выполнять.
Воспитание бережного и ответственного отношения друг к другу.
Поощрение трудолюбия и сотрудничества.
|
48. Кто хозяин нашим ручкам?
м/ф «Маша больше не лентяйка»
|
Водоемы. Обитатели водоемов (пресмыкающиеся, рыбы)
| Познакомить детей с понятием и разнообразием водоемов.
Познакомить детей с обитателями водоемов (рыбами, пресмыкающимися). Внешнее строение тела рыб и пресмыкающихся. Название отдельных частей.
| IV неделя
марта
| 49. Кто я такой?
м/ф «Кто я такой?»
| Расширение кругозора.
Создание условий для закрепления первичных гендерных представлений, поло-ролевой самоидентификации. Создание условий для закрепления причинно-следственных представлений.
|
50. Папа в моей жизни
м/ф «Лягушонок ищет папу»
|
Насекомые.
| Познакомить детей с насекомыми (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик). Внешнее строение тела насекомых. Название отдельных частей (головка, брюшко, крылья, ножки). Польза или вред насекомых для людей и растений.
| I неделя апреля
| 51. Делу – время, потехе - час
м/ф «Стрекоза и муравей»
| Создание условий для развития ответственного поведения, умения исправлять свои ошибки.
Создание условий для закрепления причинно-следственных представлений, развития воображения. Стимулирование уважительного отношения к труду других людей. Поощрение трудолюбия и сотрудничества.
|
52. Надо слабых защищать
м/ф «Боевой кузнечик»
|
Насекомые. День космонавтики.
| Расширять и уточнять знания о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
| II неделя апреля
| 53. Время путешествий
м/ф «Как муравьишка домой спешил»
| Стимулирование познавательной мотивации детей. Закрепление представлений о добре и зле. Создание условий для закрепления причинно-следственных представлений, развития воображения.
|
54. Торжествует доброта
м/ф «Загадочная планета»
|
Мой город, улица. Российская Федерация. Москва – столица Родины.
| Дать детям представление о родном городе, о родной стране, о Москве, как о главном городе нашей страны.
| III неделя
апреля
| 55. В гостях хорошо, а дома лучше
м/ф «Край земли»
| Расширение кругозора. Помощь в осознании необходимости уважения к людям разных национальностей и их обычаям.
Создание условий для развития партнерских отношений, умения сотрудничать.
|
56. Родина моя
м/ф «Край, в котором ты живешь»
|
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.
| Познакомить с комнатными растениями (герань, бегония, фиалка). Находить и называть части комнатных растений — стебель, лист, бутон, цветок. Формировать умение ухаживать за комнатными растениями с помощью взрослых.
| IV неделя
апреля
| 57. Город и природа
м/ф «Чудо»
| Стимулирование познавательной мотивации детей. Закрепление представлений о добре и зле. Создание условий для закрепления причинно-следственных представлений, развития воображения.
|
58. Необычное рядом
м/ф «Шишкина школа - плющ»
|
День Победы
| Осуществлять патриотическое
воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны.
| I неделя мая
| 59. Победители
м/ф «Солдатская сказка»
| Стимулирование чувства благодарности старшему поколению за подвиг в ВОВ. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свое отечество.
|
60. Чтобы помнили в веках
м/ф «Василек»
|
Как выращивают хлеб?
| Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, дать представления о труде хлебороба, о помощниках-машинах. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
| II неделя мая
| 61. Кто не работает, тот не ест
м/ф «Колосок»
| Создание условий для развития ответственного поведения, умения исправлять свои ошибки.
Создание условий для развития причинно-следственных представлений, развития воображения. Стимулирование уважительного отношения к труду других людей. Поощрение трудолюбия и сотрудничества.
|
62. Берегите хлеб
м/ф «Сказка о девочке, наступившей на хлеб»
|
Весенние цветы. Май – последний месяц весны.
| Обобщать знания детей о весне на основе наблюдений за изменениями в природе (изменение в жизни животных, распускание листьев, цветение растений). Обобщить знания детей о весне на основе наблюдений за изменениями в природе (изменение в жизни животных, распускание листьев, цветение растений). Учить находить признаки весны в окружающей природе, развивать способность наблюдать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
| III неделя
мая
| 63. Удивительное рядом
м/ф «Паровозик из Ромашково»
| Стимулирование познавательной мотивации детей, наблюдательности.
Создание условий для развития партнерских отношений, умения согласовывать действия, умения сочувствовать.
Создание ситуации позитивного взаимодействия, знакомство со способами улучшить настроение другому человеку. Помощь в осознании влияния настроения окружающих людей на собственное самочувствие.
Закрепление: удивление, интерес, радость, грусть.
|
64. Подари улыбку
м/ф «Просто так»
|
Лето. Правила дорожного движения.
| Расширять представления детей олете, о сезонных изменениях (се зонные изменения в
природе, одежде людей, на участке детского сада).
Воспитывать бережное отношение кприроде, умение замечать красоту летней природы.
Познакомить с правилами безопасного поведения на улице.
| IV неделя
мая
| 65. С кем дружить?
м/ф «Синичкин календарь. Лето»
| Расширение кругозора.
Закрепление представлений о безопасном поведении.
Стимулирование развития восприятия, памяти, внимания, воображения, речи. Создание условий для развития партнерских отношений, умения согласовывать действия, умения сочувствовать.
Закрепление: радость, злость, страх, грусть, удивление, стыд.
|
66. Чтобы не было беды
м/ф «Мой приятель светофор»
|