Глава V. Городецкий интерьер 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава V. Городецкий интерьер



Дом. Узорные полы

Красота и поэзия окружающего мира пере­дается Городецким мастером не только в образе цветущего сада - деревьев, кустов, гирлянд, бу­кетов, но и обстановкой уютного и нарядного дома, который, по его представлениям, должен быть у человека. Городецкий интерьер, написанный со всеми подробностями и с большой любовью, - одна из самых своеобразных областей Городецкой росписи. Этот удивительный "дом-дворец" по­явился в Городецком искусстве совсем не слу­чайно. Образ терема часто встречается в устном народном творчестве Нижегородчины. Авторов песен, частушек, свадебных припевок так же, как и Городецкого живописца, интересуют все подробности обстановки дома - "косящатые окошки", "полики кленовые", "новы горенки", "самовары с золотыми чашками". Даже в лю­бовной тоске обстоятельная городчанка не за бывает упомянуть о деталях окружающей ее "богатой" обстановки, что, конечно, не может не вызвать нашей улыбки: "Сяду я на венский стул, руки на грудь положу, до чего любовь до­водит, еле по полу хожу!".

Городецкий художник стремится показать нам этот наивно-нарядный городской интерьер не только на прялочных донцах и панно, но и на совсем маленьких изделиях. Там, где нет воз­можности написать интерьер целиком, он пи­шет хотя бы его фрагмент - окно с узорным пе­реплетом, пухлое "роскошное" кресло, малень­кий, с резными ножками, столик. Думается, что изображение устроенного быта находило осо­бый отклик у потребителей. В среде Городецких мастеров разных поко­лений всегда находились подлинные бытопи­сатели, которые с большой любовью изобра­жали многолюдные праздничные застолья, подробности домашнего уклада, вещи, окру­жающие человека в быту. Однако задача на­писания парадного Городецкого интерьера отнюдь не проста. Нужно научиться писать затейливые архитектурные детали, узорные полы, причудливые драпировки и занавеси, предметы мебели и др.

Городецкие мастера на протяжении истории промысла по-разному решали задачу простран­ственного построения своих композиций. На самом раннем этапе это были почти плоскост­ные изображения: художник как бы выстраи­вал своих героев и окружающие их предметы на самом краю театральной сцены, у рампы, и прямо за ними располагал "занавес" - цветной фон. Примеры такого решения пространства мы видим на ранних донцах из многих музей­ных коллекций.

Позднее изобразительное пространство на­чинает углубляться, появляются второй и третий планы. Большую роль в создании пер­спективы стали играть изображения узорных паркетных полов, поначалу, вероятно, заимст­вованных с лубочных картинок, но впоследст­вии ставших неотъемлемой частью Городецкой росписи. Важно также отме­тить, что даже такие геометрические рисунки выполняют "живой кистью", редко прибегая к помощи линейки.

Драпировки и картуши

Сюжетные сцены, написанные Городецкими мастерами, поражают торжественностью и значительностью обстановки, в которой про­исходит их действие.

 

 

Этому способствуют множество затейливых деталей - узорных ко­лонок по сторонам композиции, необыкновенных картушей, тяжелых драпировок и про­зрачных занавесов, прихотливых по рисунку ламбрекенов. В них не меньше, чем в цветоч­ных узорах, сказываются особенности Городецкой орнаментики - удивительное сочета­ние красочного пятна и изысканной графичес­кой линии.

 

Предметы обстановки

Разумеется, на рисунках изображены далеко не все вещи, которые встречаются в доме, заду­манном, "построенном" и "обставленном" художником старинного промысла. Но это, несо­мненно, наиболее характерные предметы. Обитые яркими тканями диваны и стулья, большой стол для торжественного Городецкого чаепития и разнообразные маленькие столики, так уме­стные при изображении чинных и в то же вре­мя лирических свиданий барышень и кавалеров, часы в фантастических узорных футлярах. Хочется обратить внимание на то, как изобра­жают в Городецкой росписи зеркала, также ставшие атрибутом этих своеобразных интерь­еров. Художник делит поверхность зеркала по диагонали, одну часть закрашивает белилами, а другую - зеленоватым тоном. Таким простым приемом удается достигнуть эффекта отсвечи­вающего стекла и даже ощущения глубины пространства, отраженного в зеркале.

Каждая деталь интерьера написана не толь­ко с большим мастерством, но и с необыкно­венной фантазией. Нельзя не залюбоваться узорными скатертями, миниатюрными буке­тами на столиках, необычной посудой. Из множества разнообразных Городецких самова­ров художницей выбран едва ли не самый красивый самовар-ваза, бытующий в Городце с се­редины XIX века.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.183.118 (0.178 с.)