Глава VI. Городецкая графика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава VI. Городецкая графика



Будучи незаурядными живописцами, умея и любя работать с цветом, Городецкие художники также всегда ценили выразительность черной и белой линий. Графическими средствами Горо­децкие мастера создают обводки, картуши, стебли цветов. Но по-настоящему графика жи­вет и раскрывает свою красоту только в единст­ве с живописью.

Первый прием - узорные полосы, выпол­ненные с помощью насыщенной краской губки. Старые мастера использовали в качестве губча­тых штампиков кусочки пористого березового гриба, в настоящее время применяются губки из пенопласта, плотно свернутые трубочки или тампоны из марли или синтетической ткани.

Каждый из начинающих мастеров может про­вести свой эксперимент, научившись писать узорные белильные полосы - "тропочки". Боль­ше или меньше насыщая губку краской, можно получить совершенно разные результаты - от ряда плотных белильных точек до ажурного, полупрозрачного узора.

С помо­щью губки, насыщенной зеленой краской, и губки с белилами можно выполнить мотив цве­тущих деревьев и кустов. Сначала тонкой кис­тью черным или белым цветом пишут графиче­ский силуэт куста или дерева, а затем губкой, смоченной зеленой краской, делается листва. После полного высыхания зеленой краски бе­лильной губкой наносят полупрозрачный ри­сунок массы легких белых цветов. Заключительный этап работы - легкая об­водка темным цветом каждой из цветущих ветвей.

 

Вазон с цветами

Многие мастера обращались именно к моти­ву вазона - вазы или корзины с выраставшим из них растением для создания вертикальных цве­точных композиций, занимавших узкую про­дольную полоску на плоскости сиденья. Среди старых мастеров особенно любил писать такие вазоны Е.Т. Крюков. Они органично входили в его небольшие композиции на сиденьях стуль­чиков и небольших дощечках. Цветущее расте­ние появлялось, например, рядом с пряхой, си­дящей у высокого окна с узорным переплетом, или кавалером, опирающимся на край резного столика. Изображение вазона интересно своим оригинальным исполнением, построенным на сочетании мазковой росписи с применением штампиков-губок. К тому же это хороший при­мер вертикальной цветочной композиции.

 

Орнаментальная обводка

Особый интерес представляют для истин­ных ценителей Городецкого искусства так на­зываемые обводки - орнаментальные рамки, в которые как бы вставлены сюжетные клейма на старинных донцах. Полосы такого орнамента отделяют одну от другой картинки на стенках мочесников, на сиденьях стульчиков.

Современные мастера не только восприня­ли старую культуру обводки, но и внесли в нее много нового. Интересны различные сочетания бегунков, веревочек, рядов скобочек и т. п. Наиболее традиционной является здесь композиция из нескольких прямых цветных полос, иногда называемая радугой. Художница выбрала для образца сочетание широких синей и коричне­вой полос с узкими полосками черного и белого цветов. Но это лишь один из бесчислен­ного количества вариантов радуги, которая может быть и красно-синей, и желто-зеленой, и оранжево-фиолетовой. Все здесь зависит от фантазии мастера и общего цветового звуча­ния композиции. Очень любима в Городце и обводка черным цветом, где прямая линия чередуется с легким волнообразным рисунком. При выполнении приема мастер последовательно чередует тон­кую линию и линию с нажимом. Выполнить четко и без ошибок этот прием можно лишь при достаточно свободном владении кистью.

Следует обратить внимание и на то, что при выполнении обводок широко используются уже известные по другим сюжетам приемы. Это белильные и краплачные скобочки, мелкие белильные мазочки и "жемчужинки", веревоч­ки, составленные из различных переплетений изогнутых мазков. Чрезвычайно интересна верхняя орнамен­тальная композиция, составленная из несколь­ких цветных полос, пересекаемых разноцвет­ными мелкими вертикальными мазками. В со­здании этого оригинального узора участвуют и тропочки - череда круглых полупрозрачных пятнышек, нанесенных губкой с золотисто-желтой краской. Этот современный орнамен­тальный мотив в традиционной росписи не встречался, но, безусловно, обогатил Городецкие орнаментальные приемы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.122.150 (0.015 с.)