Городецкий конь – символ богатства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Городецкий конь – символ богатства



Конь - это воплощение красоты Городецкой росписи и безошибочной точности руки масте­ра. Какого бы конька не писал Городчанин, в ос­нове всегда лежала виртуозная работа кистью без предварительного рисунка.

Умение по-настоящему написать коня - это своего рода экзамен на звание профессиональ­ного Городецкого мастера. Никогда не призна­ют местным художником ремесленника, кото­рый пытается изобразить коня с помощью трафарета. Тот, кто видел, как по традиции пи­шется Городецкий конь, долго вспоминает об этом необыкновенном действе. Этим умением гордился "последний из могикан" старого Го­родецкого промысла А.Е. Коновалов и только самым лучшим показывал эти приемы. Систе­ма приемов Коновалова (приемы очерчива­ния коня по силуэту и последующей заливки контура цветом) более соответствует стилис­тике именно кистевой росписи, сложившейся в Городце.

 

Кистью, насыщенной черной краской, пи­шется мазок, подобный тому, каким пишут шейку и грудь птицы. К этому мазку приписы­вается еще один, образующий вместе с первым изогнутую каплевидную форму, в которой уже угадывается изогнутая шея и грудь коня. К передней части туловища коня приписы­вают очертание седла. От задней линии седла пишется круп коня. К изогнутой шее приписывают небольшую округлую продолговатую головку. К голове коня приписывают острые треуголь­ные ушки. К туловищу дописывают верхние части ног, при этом передняя по традиции пишется поднятой. К верхним частям ног приписывают их ни­жние части от колена до копыта. При этом Го­родецкий художник никогда не стремится к анатомической правильности, создавая обоб­щенный, но вместе с тем достаточно убедитель­ный образ. Тщательно выполняют копытца коня, иногда похожие на черные остроконечные листики. Следующая стадия работы - изображение хвоста. Пышный струящийся хвост выполняет­ся свободными плавными движениями кисти.

После окончания работы над силуэтом коня закрашивают ярким нарядным цветом седло, пишут уздечку. Завершающей стадией работы, как всегда в Городце, становится белильная разживка. Бе­лилами пишут круглый глаз коня, параллель­ными тонкими штрихами обозначают его гри­ву, украшают хвост, мелкими мазочками отте­няют копытца. Чем больше любит художник своего конька, тем изысканней и нарядней ук­рашает он его сбрую. Сохраняя традиционные кистевые приемы написания коня, современные художники внесли большое разнообразие в его цветовое ре­шение. Это уже не только вороные, но и белые, каурые и кони самых разных мастей, хорошо вписывающиеся в общий радостный строй росписи.

Городецкие звери

В Городецкой росписи в сравнении с бесчис­ленным разнообразием птиц образов животных не очень много: это кони, кошки, собачки, реже -фантастические львы. Но каждый из этих обра­зов по-своему притягателен и имеет свою осо­бую историю. Наиболее любимым персонажем можно сказать, символом Городецкого искусст­ва еще в старину стал конь. Это были кони офицеров и казаков, кони в манеже и кони, за­пряженные в кареты и тарантасы. Традиции написания коня восходят еще к первым произ­ведениям легендарных братьев Мельниковых. Постепенно образ коня становился все более сказочным, именно таким он и дошел до наших дней. Написать настоящего Городецкого коня непросто, но еще сложнее изобразить парную упряжку или тройку. Городецкие мастера дела­ют это поистине виртуозно. Не менее традиционными персонажами Городецкой росписи являются коты и кошки. Можно вспомнить тех монументальных "котищ с усищами", которых так любил писать И.А. Мазин. Однако со временем эти образы изменились. Сейчас пишут котов более подробно, детально.

Из повседневной жизни Городца перешли в роспись и маленькие собачки с острыми ушка­ми и лихо загнутыми хвостами. Когда-то, еще в эпоху резных донец, они непременно бежали за каретами или, встав на задние лапки, лаяли на птиц в сценах охоты. И сегодня художники с удовольствием пишут их в жанровых компози­циях и сказочных сюжетах.

Если кони, коты и собачки связаны с повсед­невным бытом, то никогда не обитавшие в По­волжье львы, несомненно, заимствованы масте­рами росписи из искусства резчиков по дереву. Будучи на протяжении XIX века одним из самых распространенных персонажей домовой резьбы, львы лишь благодаря мастерам роспи­си не остались в далеком прошлом. Сегодня львы - непременные герои многих сказочных композиций, удивительные персонажи - во­площение доброты народного искусства Рос­сии, в котором даже заморский свирепый зверь не вызывает никаких других чувств, кроме удивления и симпатии.

Городецкие львы интересны еще и с точки зрения того, как мастер росписи трактует с по­мощью кисти свой первоисточник - изображе­ние льва в технике знаменитой "корабельной рези" Поволжья.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1043; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.004 с.)