Глава I. Листья в Городецкой росписи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Листья в Городецкой росписи



Листья и кустики

В Городецкой росписи наиболее простыми мотивами являются листики самых разнооб­разных видов и форм. В сочетании с другими они образуют кустики. Этот мотив в Городецких орнаментальных и сюжетных композициях повторяется в букетах и гирляндах, цветочных фризах и вазонах с цветами.

Каждый мас­тер не только пишет по-своему те формы, кото­рые мы видим, но сочиняет и свои собственные. Художники часто выбирали характерное для Городецкой росписи сочетание коричневато-крас­ного фона со светлой зеленью листьев. На та­ком фоне отчетливо выделяются белильные оживки (разживки) и черные штрихи.

 

 

Здесь показано, как может быть использован этот не­сложный мотив: это и одиночный листок, и со­четание трех узорных листков, и кустики, состоящие из пяти, семи и более элементов. На первый взгляд кажется, что мотивы совершенно разные, однако, приглядевшись вниматель­но, можно различить два основных вида листь­ев: остроконечный и закругленный сверху каплевидный. Именно на их основе и строятся многообразные формы кустиков.

 

Каплевидные листья

Обмакнуть кисть в краску, например гуашь или темперу, разведенную до консистенции жидкой сметаны, оправить кисть о край чашеч­ки, снимая излишки краски, и придать ей остро­конечную форму. Затем, держа кисть строго вертикально между последними фалангами среднего, указательного и большого пальцев, прикоснуться ее острым кончиком к бумаге и сделать ею короткое плавное, но энергичное движение с нажимом в направлении на себя. В результате должен получиться прямой каплеоб­разный мазок-листик. Закрепляя прием, надо несколько раз повторить его, делая движение кистью на себя и от себя, чтобы свободно пи­сать листики, обращенные вверх и вниз.

Затем следует опробовать еще один прием выполнения листика. Движение кисти на себя и от себя надо постараться сделать с легким по­воротом направо и налево с тем, чтобы полу­чить изображение чуть изогнутого каплевидно­го листа. Опытный Городецкий мастер работает быст­ро и ловко, но начинающему не следует торо­питься. Городецкая роспись не терпит плохо написанного мазка. Мазок - это самостоятель­ный и очень значимый элемент росписи, он должен быть четко и тщательно отработан.

Есть и еще один прием написания подобно­го листа, который показан на таблице. Первое движение: кистью с острым кончиком выпол­нить мазок-скобочку, затем написать встреч­ную скобочку и заполнить краской просвет между ними - получится закругленный сверху лист более крупного размера. Этот прием так­же требует многократного повторения, чтобы свободно выполнять такой, казалось бы, не­сложный, но важный элемент.

 

 

Овладев приемами написания отдельных листиков, следует попробовать составить из них кустик. Сложность здесь в том, чтобы вер­но рассчитать (можно сказать, почувствовать) нужное расстояние между листиками, сделать так, чтобы каждый из них читался отдельно, а вместе они составляли единую декоративную форму.

 

Изменяя форму и размер листьев: делая их или почти равновеликими или объединяя вокруг одного более крупного листика, рисуя их более широкими или узкими, прямыми или чуть изогнутыми, можно достичь значительно­го разнообразия форм.

 

Двухцветные листья

В работах современных Городецких масте­ров постоянно появляются новые выразитель­ные детали растительного орнамента. Одними из таких сравнительно новых элементов стали двухцветные листок и кустик.

Писать их следует двумя оттенками зелено­го цвета. Сначала темно-зеленым цветом, на­пример окисью хрома, пишут половинку остро­конечного листа, затем более светлой зеленью (окись хрома с добавлением белил) выполняют вторую половинку. Можно такой кустик писать одной кистью, но гораздо удобней использо­вать попеременно две кисти, так как оттенки цвета будут чередоваться неоднократно.

Простые растительные формы Городецкие мастера умеют разнообразить путем примене­ния оживок. Свинцовыми белилами и черной краской-сажей они украшают Городецкие тра­вы и листья, придавая законченность и своеоб­разное изящество каждой форме.

Можно тонкой белильной линией обвести каждый из листков, можно проложить по цент­ру листка мелкие "жемчужинки", можно обо­значить белилами тонкие прожилки листа. На ярких фонах Городецких изделий прекрасно смотрится сочетание белых и черных оживок. В совокупности они придают разнообразие растительным формам. Но Городецкий мастер не закончит на этом работу, а с помощью графических штрихов "разузорит" живописное пятно. И в изящных зуб­чиках по краю листка, и в изображении прожи­лок соединяются два желания мастера: быть ближе к природе, но и не утратить Городецкой условности в передаче природной формы.

Остроконечные листики

Написание остроконечного листа требует уже несколько более глубокого овладения Городецкой манерой письма.

Так же, как и в случае с закругленным лист­ком, построение новой формы начинается с выполнения скобочки, представляющей собой половинку листа.

 

 

На влажную остроконечную кисть набрать зеленую краску - например окись хрома, и начать с легкого касания остри­ем кисти поверхности бумаги или дерева. Сна­чала кисть пишет тонкую линию, затем дела­ется нажим с легким вращением кисти - появ­ляется широкая часть скобочки, затем мазок снова утончается, сходя на нет. Половинка ли­стка готова. Вторая его половинка - встречная скобочка - чуть меньше первой. Ее пишут, стараясь не изменить остроконечного силуэта листа.

Остроконечные листики не менее распрост­ранены в Городецком искусстве, чем закруглен­ные. У каждого из Городецких мастеров есть свои вариации этой формы. Они отличаются друг от друга размерами и пропорциями, вида­ми разживок. Здесь можно встретить разживки не только белилами, но и желтой краской в со­четании счерными штрихами. Работая над формой остроконечного листка, мы продолжим учиться составлять Городецкий кустик, посте­пенно обретая чувство масштаба, точного соот­ношения отдельных элементов для создания красивого силуэта кустика.

Важно заранее продумать, какие декоратив­ные приемы будут использованы на стадии оживок. Так, уверенная и красивая белильная контурная обводка может поправить неудачно сделанную форму листка, придать ему боль­шую легкость. Если кустик предполагается ук­расить бахромкой тонких черных "ресничек" (есть и такой прием), то нужно постараться расположить боковые листики на достаточном расстоянии от центрального листа, с тем чтобы и кустик в целом и силуэт каждой детали четко просматривались.

 

 

ГЛАВА II. ЦВЕТЫ В ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ –

СИМВОЛ ЗДОРОВЬЯ

Невозможно представить все богатство цве­тов, придуманных Городецкими мастерами за 150 лет работы промысла. Здесь показаны лишь самые основные, распространенные и лю­бимые Городчанами. Это прежде всего розы.

В 1930-х годах, работая со знаменитыми ма­стерами Жостовских подносов, известный рус­ский художник П.П. Кончаловский утверждал, что написать розу так же трудно, как портрет человека. Но писать этот царственный цветок мастерам народного искусства не только труд­но, но и радостно, иначе не обращались бы к не­му так часто Жостовцы и расписчики деревян­ных изделий, вышивальщицы и даже кузнецы.

Городчане никогда не старались сделать свои цветы похожими на натуральные, услов­ность декоративных приемов не только не скрывается, но даже подчеркивается. Всегда создается фантастический образ цветка и де­лается это искусно, с необычайной выдумкой и вдохновением.

Среди шести видов роз, представленных на рисунке, не найдется двух одинаковых ни по форме, ни по цвету, ни по тончайшим бе­лильным деталям.

 

 

Автор росписи выступает здесь как тонкий колорист: розы не просто красные, синие или розовые - их тонкие цве­товые оттенки трудно обозначить словами. Не менее разнообразны и формы роз: варьи­руется разделка середины цветка, число и ри­сунок лепестков. Одни из них круглые, дру­гие плавно изогнутые, третьи остроконечные. У каждого Городецкого цветка свой неповторимый характер.

И роза, и купавка, и ромашка при первом взгляде на них кажутся весьма замысловатыми и трудными для исполнения. Поначалу сложно понять, как надо начинать работу над каждой цветочной формой. Но следует помнить, что да­же самые сложные формы в народной росписи складываются из ряда простых элементов.

Есть несколько основных принципов, ле­жащих в основе создания большинства Городецких цветов. Часть из них имеет основой так называемое яблочко - довольно большой по размеру кружок, выполняемый кистью среднего размера. На основе его разработки дополнительными красками и графическими разделками можно создать довольно большое число разнообразных цветов. Именно так и образуются Городецкие розы, купавки и ро­машки.

Другие цветы - назовем их полевой геранью - имеют маленькую круглую серединку-ягодку и различные по рисунку легкие лепестки, полу­прозрачность которых подчеркивается тончай­шей белильной штриховкой. Для окончательной отделки цветочных форм наряду с белила­ми нередко применяется и черный цвет, очень любимый в Городецкой росписи.

 

 

Есть еще один художественный принцип написания Городецких цветов - это так называемые цветы по текстуре. Дело в том, что традиционные Городецкие произведения пи­сались, как правило, по цветным фонам, одна­ко начиная с 1950-х годов в ассортименте про­мысла стали преобладать произведения, фо­ном для росписи которых служило натуральное неокрашенное дерево. В связи с этим мас­терам пришлось решать достаточно много но­вых художественных задач. Опытные художники Городца нашли своеобразные декора­тивные решения композиций, не только при­способив к письму по текстуре Городецкую цветовую палитру, но и создав новые своеоб­разные приемы написания цветов. Фрагменты неокрашенного дерева были включены в саму структуру цветка.

 

Городецкая роза

Роза - самый главный Городецкий цветок. Ее стремится написать и опытный и только начинающий свою работу художник. Часто именно по манере писать розу мы узнаем ру­ку И. Мазина и Ф. Красноярова, И. Лебедева и А. Коновалова. А художник В. Смирнов был так неравнодушен к этим цветам, что порой они становились у него больше всадников и их лошадей, выстилая собой небо над их голова­ми. Хороши розы Лилии Беспаловой и Фаины Касатовой, Валентины Чертковой и Праско­вьи Сориной. Мастером удивительных роз стала за годы своей творческой работы Алек­сандра Соколова.

Из многих вариантов Городецкой розы или, как ее еще называют, розы-дикуши, выбраны два основных: роза, написанная по цветному фону, и роза, которую пишут на неокрашенном дереве - по текстуре. Форма цветка и его раз­делки коренным образом зависят от фона, на котором выполняют композицию.

Вариант I. Роза с отогнутыми лепестками по фону

Вначале пишут цветной кружок-яблочко по­воротом вертикально поставленной кисти. Далее пишут лепестки: нижний - бантик и боковые - по типу уже известного нам остроко­нечного листика.

В верхней части центрального большого кружка пишут малый краплачный кружок и от него проводят краплачный серпик с неболь­шим нажимом. Этим кончается оттеневка.

Наиболее простой вариант разживки розы делают следующим образом:

- в центре краплачного кружка ставят бе­лильную точку;

- вокруг краплачного кружка проводят бе­лильный серпик с легким нажимом;

- в центре краплачного серпика пишут бе­лилами округлый лепесток, который внутри разделывают тонкими продольными белиль­ными штрихами;

- по бокам от белильного лепестка пишут по две изогнутые белильные тычинки. Если начи­нающему мастеру удобней выполнять тычинки движением на себя, то следует повернуть рису­нок и писать их, начиная с тонкой линии, кото­рая будет постепенно изгибаться и утолщаться к концу.

В нижнем ряду таблицы показаны три раз­личных варианта разживки средней части ро­зы, написанной по цветному фону:

 

 

Вариант П. Роза, написанная по текстуре

Выполняют красный кружок-яблочко. Приписывают к кружку красные лепестки-скобочки с нажимом. Каждую скобочку надо выполнять так, чтобы внутри ее был виден фон. Внутри каждой скобочки-лепестка красным цветом выполняют очень тонкую штриховку, не закрывающую фона.

Серединка розы по текстуре разрабатывает­ся так же, как серединка розы по цветному фо­ну: пишут краплачный кружок и серпик, затем узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и "жемчужинок".

Искусно выполненная роза по текстуре не­обычайно красива и оригинальна, легка и воз­душна, однако никогда не отрывается от плос­кости украшаемого предмета.

Городецкая купавка

Трудно сказать, какой именно цветок послу­жил прообразом купавки, но за долгую исто­рию росписи она стала одним из любимых цветков Городецких мастеров. В этом нетрудно убедиться, рассматривая старинные донца, мочесники, солонки и лукошки. Начинающему мастеру следует познакомиться с несколькими вариантами исполнения купавки.

Вариант I

Поворотом вертикально поставленной кис­ти выполняют кружок яблочко. У верхнего края яблочка, в середине, пишут краплачный кружок. По сторонам от краплачного кружка, по ок­ружности яблочка и чуть выступая за его края выполняют ряд краплачных скобочек с нажи­мом, превращая яблочко в цветок. Белильная разживка производится следую­щим образом: в середине краплачного кружка ставят белильную точку, краплачный кружок обводят тонкой белильной линией, от белиль­ной обводки до краплачных скобочек проводят расходящиеся из центра к краям белильные штрихи.

 

Вариант II

Выполняют кружок-яблочко. В верхней части яблочка, у края, пишут краплачный кружок. В середине яблочка пишут краплачный сер­пик без нажима. По краю яблочка выполняют краплачные скобочки с нажимом. Белильная разживка: краплачный кружок в центре заполняют тонкой белильной спираль­кой, от центра к краям пишут тонкие белиль­ные лепестки.

 

Городецкая ромашки

Ромашка - весьма распространенный в Городецкой росписи цветок. Нетрудно понять, что речь здесь идет о неком фантастическом цветке – многолепестко­вом и подчас очень неожиданном по цвету: не­редки синие и фиолетовые, красные и оранже­вые ромашки. Приемы его написания таковы Оранжевой краской с помощью кисти сред­него размера выполняют кружок приблизи­тельно 2 см в диаметре. После полного высыхания краски делают обводку оранжевого кружка красной краской. Ширина обводки приблизительно 1 см. В центре оранжевого кружка выполняют ма­ленький (0,5 см в диаметре) краплачный кру­жок. Следующая стадия работы - белильная разживка выполняется в несколько последова­тельных этапов:

- ставят белильную точку в центре краплачного кружка, и сам он по окружность украшается белильными "жемчужинками";

- оранжевый кружок разживляют неболь­шими белильными скобочками с нажимом: в центре красного круга получается легкий мно­голепестковый цветочек;

- на наружном красном крае цветка последовательно выполняют более крупные, чем в центре, белильные скобочки с нажимом;

- заключительный этап разживки - нанесе­ние кончиком тонкой кисточки легких белильных мазочков между скобочками наружного ряда.

В итоге получается легкий ажурный цветок, способный украсить центральную часть любой гирлянды или букета.

 

 

С помощью уже освоенных приемов можно написать и другой вариант ромашки. Вначале основным цветом (например, крас­ным) пишут кружок 1,5-2 см в диаметре. После полного высыхания красного кружка в его середине тем же приемом поворота кисти выполняют небольшой краплачный кружок, отмечающий середину ромашки.

После высыхания первого слоя краски на­чинают наносить узкие удлиненные лепестки, используя прием написания каплевидных лис­тиков, то есть, касаясь кончиком кисточки се­редины ромашки, мягким движением с нажимом на себя рисуют первый лепесток, затем на небольшом расстоянии от него - второй, затем третий, четвертый - до тех пор, пока руке удобно писать лепестки в этом положении. Потом можно повернуть рисунок или изделие и продолжать писать, стараясь, чтобы лепест­ки получались выразительными по форме и одинаковой длины. Следует научиться рассчитывать расстояние между лепестками. Начинающие художники иногда пишут сначала четыре лепестка, распо­лагая их крестообразно, а затем - по несколько лепестков между ними. Таким приемом удается добиться равномерного расположения лепестков, но здесь все-таки просматривается некото­рая механистичность исполнения, что не свойственно Городецкой росписи. Скорее можно до­пустить некоторую неравномерность лепест­ков, чем "геометрическое" их расположение.

 

Написав лепестки, следует снова дать крас­ке хорошо высохнуть и только после этого при­ступать к разживке. Один из вариантов разживки - белильные "жемчужинки" вокруг краплачной серединки ромашки. Вторым вариантом разживки может быть выполнение в середине ромашки тонкой белильной спиральки. Это очень распростра­ненный прием, его надо постараться освоить. Движение кисти начинается точно в центре се­рединки ромашки. Поставив белильную точку, начинают двигать кисть плавно, без нажима, очерчивая концентрические круги. Для пра­вильного выполнения этого приема следует по­вторить его неоднократно, добиваясь уверенно­го и плавного графического росчерка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.119 (0.077 с.)