Раздел IV. Технология Городецкой росписи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Технология Городецкой росписи



 

Для тех­нологического процесса необходимы определенные инструменты и мате­риалы.

ГЛАВА I. ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Оборудование:

- Стеллажидля просушивания и хранения изделий.

- Сушильный шкаф, регулирующий температуру от 30 до 50°С для более быстрого просушивания расписан­ных и пролаченных изделий.

- Токарный станокдля вытачива­ния "белья" под роспись.

- Банки(50-100 г) для разведения красок.

- Чашки и мискидля грунта и шпат­левки.

Инструменты и материалы:

Внешний вид изделия во многом определяется теми кра­сками, кисточками, лаками и т. д., которые мастера ис­пользуют в своей работе.

Народное искусство не терпит нарочи­тости, поэтому, будучи современными художниками, мы, естественно, используем доступные нам материалы, и без специальной па то необходимос­ти нет смысла подделываться под ста­рое. Конечно, излишняя приглажен­ность лишает произведение живинки, мертвит. Но тот, кто следует живой технике кистевого, вольного, свобод­ного письма, застрахован от «трафа­ретности» в работе.

 

Кисти

Кисть может быть:

- По форме(обжиму): плоской и круглой.

- По типу волоса(ворса): беличьей (цвет шатен, ворс мяг­кий), колонковой (цвет русый, ворс упругий), собольей (цвет ру­со-рыжий, ворс упругий), пони (цвет грязно-пегий, иногда бело-желтый, ворс слегка волнистый, мягкий), козьей (цвет белый, ворс мягкий), кошачьей (цвет часто белый, ворс очень мягкий, «без­вольный»). Кроме таких натуральныхкистей сейчас широко применяют синтетические(по цвету и качеству ворса напоми­нают колонок, но более блестящий).

- По качеству ворса:мягкой и щетинистой.

- По длине ворса:короткой, средней и длинной. При этом кисть одного и того же номера может быть разной длины.

- По номерамкисти идут от нулевого и дальше. Чем больше номер кисточки, тем объемнее, пышнее она. Иногда встречаются кисти, обозначенные одним и тем же номером, но по существу разного размера (фирмы и фабрики иной раз имеют свои стан­дарты).

Так и хочется сказать: «Кисти разные нужны, кисти разные важны». Это напоминание для тех, кто по неопытности считает, что можно иметь одну - две, и хватит. Найти хорошую кисточку не просто, каждая проявляет свой характер, их узнаешь «в лицо». И хотя говорится, что опытный мастер и веником нарисует, но любимыми кистями он очень дорожит, никому не одалживает, ведь каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке.

Дополнением к кисточкам часто служит штампик - тычок.

Как выбрать кисточку:

При покупке просите показать максимально возможное число кистей. Первоначальный отбор проведите по внешнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными («причесан­ными») волосками. Затем по одной обмакните их в баночку с водой (она должна быть в художественных сало­нах, или же, отправляясь за покупкой, возьмите с собой наполненный пузы­рек). Стряхните воду движением, каким сбивают ртуть на градуснике. Идеаль­ная кисточка должна напоминать кап­лю, семечко, пламя свечи (в основном это относится к беличьим кистям, колон­ковые более однородные по форме). Потеребите ворс — проверьте, не лезет ли, крепко ли держится.

Часто даже хорошую кисточку при­ходится еще дорабатывать, выстригая из нее инородные, мешающие волоски. Для этого постелите на стол лист белой бумаги, лучше работать при настольной лампе. Поддерживая кисточку над листом, слегка как бы «взъерошьте» ее. Ес­ли заметили более длинные, жесткие, оттопыривающиеся, неправильно заправленные, похожие по форме на спичку волоски, оттяните их в сторону пальцами или пинцетом и выстригите под корень маникюрными ножницами. Ни в коем случае не подстригайте кисточку сверху!

Даже плохую кисточку с раздвоен­ным концом — «жалом» можно применять для проведения параллельных линий.

Итак, как минимум, нужно иметь такие кисти:

—2-3 круглые беличьи и колонко­вые с ворсом средней длины,

—№1 (для контурной работы),

—№2 для «травки»),

—№3 (для замалевки, заливки фона, на­писания листьев),

—хорошо иметь синтетическую№1,2 для тонких однородных линий,

—1-2 плоские колонковые или синтетические № 1, 2, 3 для отводок, каемок, полос,

—2-3 плоские № 4, 5, 6 средней жесткости для нанесения грунта (лучше, чтобы были колонок, соболь, коза, ще­тинка, синтетика. Белка чересчур мягкая и легче теряет волос),

—2-3 круглые или плоские кисти(коза) № 3, 5 для покрытия лаком,

—2-3 клеевые кисточки № 1, 2, 3 для тычков, растирания красок.

Для русских народных росписей по дереву лучше всего подходят беличьи и колонковые кисти. Избегайте кисточек из пони, они могут сгодиться, пожалуй, только для тычков.

Имейте в виду, что деревянный кончик кисточки тоже рабочий, он может быть использован для нанесения точек, «росинок». Поэтому хорошо, если он конусообразный. Если нет, то вам придется заострить его самим. Если черенок кисточки очень длинный, то укоротите его, чтобы не мешал в работе.

Обращайтесь с кисточками бе­режно:

—ни в коем случае не используйте ее ворсистую часть для приготовления, смешивания, растирания краски, упо­требляйте для этого палочки, некачественные клеевые кисти;

—не оставляйте кисточки в банке с водой: ворс заламывается, черенок отклеивается. Прополоскав, храните кисти в горизонтальном или в вертикальном положении ворсом вверх;

—для транспортировки используйте планшеты с гнездами для кисточек типа «патронташ», круглые пеналы, распола­гая их в сумке вертикально. Если же все-таки ворс смялся, то «намыльте» кисточ­ку пеной щадящего мыла, выровняйте ворс и дайте пене подсохнуть. Часа че­рез 2-3 смойте ее, ворс выровняется.

Раз в месяц устраивайте своим по­мощникам-кисточкам «банный день»: «порисуйте» ими по мокрому туалетно­му мылу, хорошо промойте теплой (но не горячей!) водой.

Краски

В старину крестьянские художники использовали ограниченное количество красок: это были природного происхождения земляные краски, добытые из глин, краски из соков ме­стных деревьев и растений и бережно употребляемые привозные лазурь, кармин, немец­кий бакан и др. Замешенные на яичном желтке тертые минералы превращались в тем­перные краски. Они приготавливались небольшими порциями, так как быстро сохли, а засыхая, образовывали нерастворимую пленку. Эти краски, используемые прежде все­го в иконописи, применяли и для росписи бытовых предметов. Со временем их во многом заменили масляные краски. Так, местами прием «разбел», характерный для масляной живописи, вытеснил белильные оживки темперной.

В настоящее время почти на всех промыслах пользуются масляными красками. Для тех, кто только осваивает приемы народных росписей, предпочтительнее рабо­тать гуашью. Она бывает двух видов: художественная и плакатная. Последняя с «песоч­ком», неважного качества, потому пользоваться стоит только художественной гуашью.

Также хороша в росписи по дереву и темпера. Это краска на клеевой основе: казеиновой, поливинилацетатной (ПВА) и др. По всем показателям темпера ПВА лучше казе­иновой, ей и стоит отдавать предпочтение.

Характеристики красок:

- Светостойкостьобозначается на мар­кировках звездочками (***), чем их боль­ше, тем дольше цвет сохраняется без из­менения, не выгорает.

- Термостойкость— это реакция кра­ски на температурный режим. При рабо­те масляными красками и последующем обжиге изделия в печи, как это делают, к примеру, на хохломском промысле, этот показатель всегда учитывается. Так, краплак может превратиться в коричне­вый, легко темнеет белый цвет.

- Укрывистость— свойство краски распределяться по поверхности. Это очень важное свойство, и его приходится постоянно учитывать в работе. Ведь от то­го, ляжет ли краска ровным, аккуратным слоем или нет, будет зависеть и качество изделия. Очень хорошо укрывают по­верхность сажа газовая, краплак и др. Плохую укрывистость имеют охра, оранжевый, лимонный (это относится к краскам разных видов: масляным, гуаши, темпере). Для фонов в народных росписях часто приходится пользоваться охрой. Чтобы как-то улуч­шить ее свойство, краску можно сперва осветлить, добавив белила, а затем, при­мешивая коричневый, желтый, довести до нужного оттенка. Можно, к примеру, сме­шивая красный, желтый, коричневый и бе­лый в разных пропорциях, приготовить охру самим.

Если необходимо покрыть «несговор­чивой» краской большую поверхность под фон, то тогда придется проводить эту операцию два-три раза, с обязательной просушкой каждого слоя. Краска лучше ложится на поверхность, если наносить ее не кистью, а валиком или кусочком поролона. Мазок, выполненный краской с хорошей укрывистостью, получается однородным, непрозрачным. Но не путайте плохую укрывистость с прозрачным мазком специальных лессировочных красок.

- Время высыханиятоже можно от­нести к одной из характеристик красок. Дольше других сохнут белая, черная, красная, лимонная и другие краски.

Кроме технических характеристик следует учесть, что краски могут обладать и спецэффектами: быть флюоресцентными (на маркировке рядом с названием крас­ки стоят буквы «ФЦ»), могут содержать вкрапления типа искорок, быть матовыми, глянцевыми и т. п. (в основном это относит­ся к импортным краскам, но и московские, выпускаемые АО «Гамма», дают некото­рый фосфоресцирующий эффект).

В работе обязательно потребуется для работы гуашь и темпера. Гуашью легче делать белильные оживки, темперой — обрабатывать деревянную поверхность под фон.

Названия красок: Умбра, сепия, сиена, цирулеум, тиоиндиго... Эти слова звучат для художника как музыка. И хотя палитра народных роспи­сей скромна, не помешает знать некото­рые основные цвета по названиям. Тем бо­лее что с непривычки трудно ориентироваться в художественных салонах.

Красные и желтыецвета и их от­тенки относятся к группе кадмиевых. Они могут быть разной насыщенности и делят­ся на светлые, средние и темные. Зелено-сине-фиолетовыеотно­сятся к кобальтовым. Различные коричневыецвета и их оттенки: умбра, сурик, охра, сиена, сепия и др. — называются земляными. Вообще же встречается столько разных названий похожих по цвету красок, что все невозможно ни перечислить, ни за­помнить. Этот обзор не претендует на пол­ноту, тем более что краска и цветоведение — это отдельная и обширная область знаний. Ко всему прочему следует доба­вить, что разные фирмы могут пользовать­ся разными названиями, и тут уж точно, что на вкус, на цвет товарища нет.

 

Итак, к красным цветам относятся ки­новарь, краплак, тиоиндиго, кадмий, пур­пурный. Вот пример: кадмий красный средний почти соответствует киновари. Очень близки по цвету кадмий желтый светлый, лимонный, желтая стронциановая. Зная о таком «родстве», можно при отсутствии заменить одну краску другой. А вот английская, серпуховская, ин­дийская, шахназарская красные пред­ставляют коричнево-красную гамму, но не красную, как это может показаться по на­званию. Темнокоричневой будет и гутанкарская фиолетовая. Слово «тиоиндиго» встречается в на­званиях красных, черных, синих и других красок.

Охра бывает разных оттенков и соответственно наз­ваний: золотистая, жженая, «сырая». Широко используется для фонов в Городецкой росписи. Краплак(свет­лый, средний и тем­ный) может быть фиолетовым, красным. Белила— титано­вые, цинковые, свинцовые — име­ют разные оттенки. Самые белые — титановые, самые серые — свинцовые. Сажа газоваяимеет глубокий чер­ный цвет А тиоиндиго черная отливает синевой.) Сурик — кирпич­ный цвет.

Сепия — глубокий темно-коричневый.Красныекадмии, алый, пурпурный, краплак красный, имитация киновари. Киноварь это красно-оранже­вый, рябиновый цвет, самый «русский» из всех красных. Зелень травяная соответствует свое­му названию. Зелень изум­рудная сот­тенком бирюзы. Окись хрома очень красивый, близкий к болотному, цвет. Его люби­ли старые Городецкие мастера. Зеленый кобальт теплый зеленый цвет. Синий (ультра­марин)в небольших количествах, становится свое­образным акцен­том на фоне крас­но-желтой гаммы.

 

Палитра

Употребляя слово «палитра», подразумевается его двойной смысл. В первом случае речь идёт о широте творческого диапазона художника, колорите, богатстве красок в произведениях живописи. В буквальном смысле слово «палитра» - это небольшая тонкая четырёхугольная или овальной формы дощечка, на которой смешивают во время работы краски.

 

Выдавливать краски из тюбиков на палитру надо в определённом порядке, чтобы постепенно привыкнуть к их расположению, автоматически находить, не отвлекаясь на поиск нужного цвета. После завершения работы палитру надо очистить от смесей.

Умение правильно пользоваться палитрой – это не просто овладение «кухней» ремесла.

4. Виды лаков и растворителей:

- Масляный лак ПФ-283(4С) разбавляется скипидаром и хорошо растворяется ксило­лом. Этот лак прозрачный, достаточно светлый, хотя надо учитывать, что он придает кра­скам при покрытии некоторую желтизну, что в некотором смысле показано расписным предметам декоративного искусства. Сохнет он не менее 72 часов при температуре 1 8-23"С. Создает глянцевую, эластичную поверхность при высыхании. Имеет повышен­ные физико-механические свойства, устойчив при контактах с водой. Но при морозе ни­же -1 8"С обработанные им изделия покрываются трещинками. Можно пользоваться ла­ком ПФ и других номеров, но 283-й более традиционный. Лаком ПФможно покрыть поверхность, обработанную до этого нитролаком (НЦ), а наоборот — ни в коем случае, лак вздуется.

- Нитролаки НЦ, АКразбавляются ацетоном или разбавителем № 646.

- Лак марки АКстекловидный, прозрачный, эластичный. Сохнет почти под кистью, хотя окончательное время сушки может колебаться от одного часа до двух суток. Это за­висит от того, покрыто ли им было неокрашенное дерево, окрашенное гуашью или тем­перой. На таких основах, как клеевая водоэмульсионка, темпера, лак АК сохнет дольше. Под воздействием тепла высохший лак АК дает некоторую клейкость. Поэтому не стоит покрывать им колечки, солонки и т. п.

- Нитролак НЦ(мебельный) выпускается под разными номерами: чем больше номер, тем светлее лак. Лучше использовать НЦ-243, 228.Сохнет быстро, если надо покрыть вторым, третьим слоем, то после первого покрытия должно пройти не меньше часа, после второго — двух. Учтите, что чем толще покрытие этим лаком, тем легче он впоследствии скалывается. Лак нестоек к физико-механическим воздействиям, воде. Еще одной не очень хорошей характеристикой этого лака является то, что спустя время он дает на поверхности изделия красноту. Особенно это проявится, если лак был не очень свежим и вы сильно его разбавляли.

Способы нанесения лака:

- Можно наносить лак нежесткой (лучше козьей) кистью, заранее проверив, не осыпаются ли волоски. Плоские поверхности лучше покрывать широкой плоской кистью быстрыми движениями по наикратчайшим отрезкам. Покрывая лаком доску, сперва пройдитесь кисточкой по торцам, а потом по основной поверхности с последующим контролем за торцами: не затек ли на них лак?

Погружением.Такой способ приме­няют для покрытия лаком небольших токарных форм типа яйца, матрешки. Обыч­но в этом случае выбирают масляный лак.

- Покрытие получится ровным и хоро­шим, если вы проявите терпение: вынув из лака изделие, долго крутите его в руке и осматривайте, подснимая бумажкой на­копившийся в нижней части затек.

- Растеканием. Так покрывают лаком мелкие предметы типа брошей, плашек. Положив их на ладонь, слегка касаются сильно наполненной лаком кисточкой цен­тра изделия.

Чтобы хорошо растечься по поверхно­сти, лак не должен быть густым. Лучше для этого способа использовать лак ПФ, мож­но подогретый на паровой бане. Иногда, когда предстоит очень ответственная работа и нужно сделать покрытие безупречным, масляный лак не только процежи­вают, но и слегка подогревают на паровой бане. В этом случае требуется особо помнить о технике безопасности, так как лак — легковоспламеняющееся вещество.

Существуют еще способы напыления лака на поверхность краскопультом(«пистолетом»), нанесение тампоном, но в домашних условиях все же лучше пользоваться кисточкой или валиком.

Покрывая изделие лаком, все время на­до контролировать качество: не остались ли на поверхности волоски от кисточки, не образовались ли затеки? Поэтому через 10-15 минут после нанесения лака осмот­рите изделие. Если обнаружили затек, ра­зотрите его не новой порцией лака, а раз­бавителем с помощью кисточки или прямо пальцем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.162.130.75 (0.029 с.)