Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел IV. Технология Городецкой росписи
Для технологического процесса необходимы определенные инструменты и материалы. ГЛАВА I. ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ Оборудование: - Стеллажидля просушивания и хранения изделий. - Сушильный шкаф, регулирующий температуру от 30 до 50°С для более быстрого просушивания расписанных и пролаченных изделий. - Токарный станокдля вытачивания "белья" под роспись. - Банки(50-100 г) для разведения красок. - Чашки и мискидля грунта и шпатлевки. Инструменты и материалы: Внешний вид изделия во многом определяется теми красками, кисточками, лаками и т. д., которые мастера используют в своей работе. Народное искусство не терпит нарочитости, поэтому, будучи современными художниками, мы, естественно, используем доступные нам материалы, и без специальной па то необходимости нет смысла подделываться под старое. Конечно, излишняя приглаженность лишает произведение живинки, мертвит. Но тот, кто следует живой технике кистевого, вольного, свободного письма, застрахован от «трафаретности» в работе.
Кисти Кисть может быть: - По форме(обжиму): плоской и круглой. - По типу волоса(ворса): беличьей (цвет шатен, ворс мягкий), колонковой (цвет русый, ворс упругий), собольей (цвет русо-рыжий, ворс упругий), пони (цвет грязно-пегий, иногда бело-желтый, ворс слегка волнистый, мягкий), козьей (цвет белый, ворс мягкий), кошачьей (цвет часто белый, ворс очень мягкий, «безвольный»). Кроме таких натуральныхкистей сейчас широко применяют синтетические(по цвету и качеству ворса напоминают колонок, но более блестящий). - По качеству ворса:мягкой и щетинистой. - По длине ворса:короткой, средней и длинной. При этом кисть одного и того же номера может быть разной длины. - По номерамкисти идут от нулевого и дальше. Чем больше номер кисточки, тем объемнее, пышнее она. Иногда встречаются кисти, обозначенные одним и тем же номером, но по существу разного размера (фирмы и фабрики иной раз имеют свои стандарты). Так и хочется сказать: «Кисти разные нужны, кисти разные важны». Это напоминание для тех, кто по неопытности считает, что можно иметь одну - две, и хватит. Найти хорошую кисточку не просто, каждая проявляет свой характер, их узнаешь «в лицо». И хотя говорится, что опытный мастер и веником нарисует, но любимыми кистями он очень дорожит, никому не одалживает, ведь каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке.
Дополнением к кисточкам часто служит штампик - тычок. Как выбрать кисточку: При покупке просите показать максимально возможное число кистей. Первоначальный отбор проведите по внешнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными («причесанными») волосками. Затем по одной обмакните их в баночку с водой (она должна быть в художественных салонах, или же, отправляясь за покупкой, возьмите с собой наполненный пузырек). Стряхните воду движением, каким сбивают ртуть на градуснике. Идеальная кисточка должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи (в основном это относится к беличьим кистям, колонковые более однородные по форме). Потеребите ворс — проверьте, не лезет ли, крепко ли держится. Часто даже хорошую кисточку приходится еще дорабатывать, выстригая из нее инородные, мешающие волоски. Для этого постелите на стол лист белой бумаги, лучше работать при настольной лампе. Поддерживая кисточку над листом, слегка как бы «взъерошьте» ее. Если заметили более длинные, жесткие, оттопыривающиеся, неправильно заправленные, похожие по форме на спичку волоски, оттяните их в сторону пальцами или пинцетом и выстригите под корень маникюрными ножницами. Ни в коем случае не подстригайте кисточку сверху! Даже плохую кисточку с раздвоенным концом — «жалом» можно применять для проведения параллельных линий. Итак, как минимум, нужно иметь такие кисти: —2-3 круглые беличьи и колонковые с ворсом средней длины, —№1 (для контурной работы), —№2 для «травки»), —№3 (для замалевки, заливки фона, написания листьев), —хорошо иметь синтетическую№1,2 для тонких однородных линий, —1-2 плоские колонковые или синтетические № 1, 2, 3 для отводок, каемок, полос, —2-3 плоские № 4, 5, 6 средней жесткости для нанесения грунта (лучше, чтобы были колонок, соболь, коза, щетинка, синтетика. Белка чересчур мягкая и легче теряет волос), —2-3 круглые или плоские кисти(коза) № 3, 5 для покрытия лаком, —2-3 клеевые кисточки № 1, 2, 3 для тычков, растирания красок.
Для русских народных росписей по дереву лучше всего подходят беличьи и колонковые кисти. Избегайте кисточек из пони, они могут сгодиться, пожалуй, только для тычков. Имейте в виду, что деревянный кончик кисточки тоже рабочий, он может быть использован для нанесения точек, «росинок». Поэтому хорошо, если он конусообразный. Если нет, то вам придется заострить его самим. Если черенок кисточки очень длинный, то укоротите его, чтобы не мешал в работе. Обращайтесь с кисточками бережно: —ни в коем случае не используйте ее ворсистую часть для приготовления, смешивания, растирания краски, употребляйте для этого палочки, некачественные клеевые кисти; —не оставляйте кисточки в банке с водой: ворс заламывается, черенок отклеивается. Прополоскав, храните кисти в горизонтальном или в вертикальном положении ворсом вверх; —для транспортировки используйте планшеты с гнездами для кисточек типа «патронташ», круглые пеналы, располагая их в сумке вертикально. Если же все-таки ворс смялся, то «намыльте» кисточку пеной щадящего мыла, выровняйте ворс и дайте пене подсохнуть. Часа через 2-3 смойте ее, ворс выровняется. Раз в месяц устраивайте своим помощникам-кисточкам «банный день»: «порисуйте» ими по мокрому туалетному мылу, хорошо промойте теплой (но не горячей!) водой. Краски В старину крестьянские художники использовали ограниченное количество красок: это были природного происхождения земляные краски, добытые из глин, краски из соков местных деревьев и растений и бережно употребляемые привозные лазурь, кармин, немецкий бакан и др. Замешенные на яичном желтке тертые минералы превращались в темперные краски. Они приготавливались небольшими порциями, так как быстро сохли, а засыхая, образовывали нерастворимую пленку. Эти краски, используемые прежде всего в иконописи, применяли и для росписи бытовых предметов. Со временем их во многом заменили масляные краски. Так, местами прием «разбел», характерный для масляной живописи, вытеснил белильные оживки темперной. В настоящее время почти на всех промыслах пользуются масляными красками. Для тех, кто только осваивает приемы народных росписей, предпочтительнее работать гуашью. Она бывает двух видов: художественная и плакатная. Последняя с «песочком», неважного качества, потому пользоваться стоит только художественной гуашью. Также хороша в росписи по дереву и темпера. Это краска на клеевой основе: казеиновой, поливинилацетатной (ПВА) и др. По всем показателям темпера ПВА лучше казеиновой, ей и стоит отдавать предпочтение. Характеристики красок: - Светостойкостьобозначается на маркировках звездочками (***), чем их больше, тем дольше цвет сохраняется без изменения, не выгорает. - Термостойкость— это реакция краски на температурный режим. При работе масляными красками и последующем обжиге изделия в печи, как это делают, к примеру, на хохломском промысле, этот показатель всегда учитывается. Так, краплак может превратиться в коричневый, легко темнеет белый цвет. - Укрывистость— свойство краски распределяться по поверхности. Это очень важное свойство, и его приходится постоянно учитывать в работе. Ведь от того, ляжет ли краска ровным, аккуратным слоем или нет, будет зависеть и качество изделия. Очень хорошо укрывают поверхность сажа газовая, краплак и др. Плохую укрывистость имеют охра, оранжевый, лимонный (это относится к краскам разных видов: масляным, гуаши, темпере). Для фонов в народных росписях часто приходится пользоваться охрой. Чтобы как-то улучшить ее свойство, краску можно сперва осветлить, добавив белила, а затем, примешивая коричневый, желтый, довести до нужного оттенка. Можно, к примеру, смешивая красный, желтый, коричневый и белый в разных пропорциях, приготовить охру самим.
Если необходимо покрыть «несговорчивой» краской большую поверхность под фон, то тогда придется проводить эту операцию два-три раза, с обязательной просушкой каждого слоя. Краска лучше ложится на поверхность, если наносить ее не кистью, а валиком или кусочком поролона. Мазок, выполненный краской с хорошей укрывистостью, получается однородным, непрозрачным. Но не путайте плохую укрывистость с прозрачным мазком специальных лессировочных красок. - Время высыханиятоже можно отнести к одной из характеристик красок. Дольше других сохнут белая, черная, красная, лимонная и другие краски. Кроме технических характеристик следует учесть, что краски могут обладать и спецэффектами: быть флюоресцентными (на маркировке рядом с названием краски стоят буквы «ФЦ»), могут содержать вкрапления типа искорок, быть матовыми, глянцевыми и т. п. (в основном это относится к импортным краскам, но и московские, выпускаемые АО «Гамма», дают некоторый фосфоресцирующий эффект). В работе обязательно потребуется для работы гуашь и темпера. Гуашью легче делать белильные оживки, темперой — обрабатывать деревянную поверхность под фон. Названия красок: Умбра, сепия, сиена, цирулеум, тиоиндиго... Эти слова звучат для художника как музыка. И хотя палитра народных росписей скромна, не помешает знать некоторые основные цвета по названиям. Тем более что с непривычки трудно ориентироваться в художественных салонах. Красные и желтыецвета и их оттенки относятся к группе кадмиевых. Они могут быть разной насыщенности и делятся на светлые, средние и темные. Зелено-сине-фиолетовыеотносятся к кобальтовым. Различные коричневыецвета и их оттенки: умбра, сурик, охра, сиена, сепия и др. — называются земляными. Вообще же встречается столько разных названий похожих по цвету красок, что все невозможно ни перечислить, ни запомнить. Этот обзор не претендует на полноту, тем более что краска и цветоведение — это отдельная и обширная область знаний. Ко всему прочему следует добавить, что разные фирмы могут пользоваться разными названиями, и тут уж точно, что на вкус, на цвет товарища нет.
Итак, к красным цветам относятся киноварь, краплак, тиоиндиго, кадмий, пурпурный. Вот пример: кадмий красный средний почти соответствует киновари. Очень близки по цвету кадмий желтый светлый, лимонный, желтая стронциановая. Зная о таком «родстве», можно при отсутствии заменить одну краску другой. А вот английская, серпуховская, индийская, шахназарская красные представляют коричнево-красную гамму, но не красную, как это может показаться по названию. Темнокоричневой будет и гутанкарская фиолетовая. Слово «тиоиндиго» встречается в названиях красных, черных, синих и других красок. Охра бывает разных оттенков и соответственно названий: золотистая, жженая, «сырая». Широко используется для фонов в Городецкой росписи. Краплак(светлый, средний и темный) может быть фиолетовым, красным. Белила— титановые, цинковые, свинцовые — имеют разные оттенки. Самые белые — титановые, самые серые — свинцовые. Сажа газоваяимеет глубокий черный цвет А тиоиндиго черная отливает синевой.) Сурик — кирпичный цвет. Сепия — глубокий темно-коричневый.Красныекадмии, алый, пурпурный, краплак красный, имитация киновари. Киноварь — это красно-оранжевый, рябиновый цвет, самый «русский» из всех красных. Зелень травяная соответствует своему названию. Зелень изумрудная — соттенком бирюзы. Окись хрома — очень красивый, близкий к болотному, цвет. Его любили старые Городецкие мастера. Зеленый кобальт — теплый зеленый цвет. Синий (ультрамарин)в небольших количествах, становится своеобразным акцентом на фоне красно-желтой гаммы.
Палитра Употребляя слово «палитра», подразумевается его двойной смысл. В первом случае речь идёт о широте творческого диапазона художника, колорите, богатстве красок в произведениях живописи. В буквальном смысле слово «палитра» - это небольшая тонкая четырёхугольная или овальной формы дощечка, на которой смешивают во время работы краски.
Выдавливать краски из тюбиков на палитру надо в определённом порядке, чтобы постепенно привыкнуть к их расположению, автоматически находить, не отвлекаясь на поиск нужного цвета. После завершения работы палитру надо очистить от смесей. Умение правильно пользоваться палитрой – это не просто овладение «кухней» ремесла. 4. Виды лаков и растворителей: - Масляный лак ПФ-283(4С) разбавляется скипидаром и хорошо растворяется ксилолом. Этот лак прозрачный, достаточно светлый, хотя надо учитывать, что он придает краскам при покрытии некоторую желтизну, что в некотором смысле показано расписным предметам декоративного искусства. Сохнет он не менее 72 часов при температуре 1 8-23"С. Создает глянцевую, эластичную поверхность при высыхании. Имеет повышенные физико-механические свойства, устойчив при контактах с водой. Но при морозе ниже -1 8"С обработанные им изделия покрываются трещинками. Можно пользоваться лаком ПФ и других номеров, но 283-й более традиционный. Лаком ПФможно покрыть поверхность, обработанную до этого нитролаком (НЦ), а наоборот — ни в коем случае, лак вздуется.
- Нитролаки НЦ, АКразбавляются ацетоном или разбавителем № 646. - Лак марки АКстекловидный, прозрачный, эластичный. Сохнет почти под кистью, хотя окончательное время сушки может колебаться от одного часа до двух суток. Это зависит от того, покрыто ли им было неокрашенное дерево, окрашенное гуашью или темперой. На таких основах, как клеевая водоэмульсионка, темпера, лак АК сохнет дольше. Под воздействием тепла высохший лак АК дает некоторую клейкость. Поэтому не стоит покрывать им колечки, солонки и т. п. - Нитролак НЦ(мебельный) выпускается под разными номерами: чем больше номер, тем светлее лак. Лучше использовать НЦ-243, 228.Сохнет быстро, если надо покрыть вторым, третьим слоем, то после первого покрытия должно пройти не меньше часа, после второго — двух. Учтите, что чем толще покрытие этим лаком, тем легче он впоследствии скалывается. Лак нестоек к физико-механическим воздействиям, воде. Еще одной не очень хорошей характеристикой этого лака является то, что спустя время он дает на поверхности изделия красноту. Особенно это проявится, если лак был не очень свежим и вы сильно его разбавляли. Способы нанесения лака: - Можно наносить лак нежесткой (лучше козьей) кистью, заранее проверив, не осыпаются ли волоски. Плоские поверхности лучше покрывать широкой плоской кистью быстрыми движениями по наикратчайшим отрезкам. Покрывая лаком доску, сперва пройдитесь кисточкой по торцам, а потом по основной поверхности с последующим контролем за торцами: не затек ли на них лак? Погружением.Такой способ применяют для покрытия лаком небольших токарных форм типа яйца, матрешки. Обычно в этом случае выбирают масляный лак. - Покрытие получится ровным и хорошим, если вы проявите терпение: вынув из лака изделие, долго крутите его в руке и осматривайте, подснимая бумажкой накопившийся в нижней части затек. - Растеканием. Так покрывают лаком мелкие предметы типа брошей, плашек. Положив их на ладонь, слегка касаются сильно наполненной лаком кисточкой центра изделия. Чтобы хорошо растечься по поверхности, лак не должен быть густым. Лучше для этого способа использовать лак ПФ, можно подогретый на паровой бане. Иногда, когда предстоит очень ответственная работа и нужно сделать покрытие безупречным, масляный лак не только процеживают, но и слегка подогревают на паровой бане. В этом случае требуется особо помнить о технике безопасности, так как лак — легковоспламеняющееся вещество. Существуют еще способы напыления лака на поверхность краскопультом(«пистолетом»), нанесение тампоном, но в домашних условиях все же лучше пользоваться кисточкой или валиком. Покрывая изделие лаком, все время надо контролировать качество: не остались ли на поверхности волоски от кисточки, не образовались ли затеки? Поэтому через 10-15 минут после нанесения лака осмотрите изделие. Если обнаружили затек, разотрите его не новой порцией лака, а разбавителем с помощью кисточки или прямо пальцем.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.162.130.75 (0.029 с.) |