Глава IV. Образы людей в Городецкой росписи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IV. Образы людей в Городецкой росписи



Городецкая роспись - искусство радостное, светлое, призванное украшать окружающий мир. Реальная жизнь всегда отражалась в ней в возвышенном поэтическом ключе. Поэтому и персонажи Городецкой росписи - крестьяне и горожане - красивые, нарядные и веселые люди. В росписи XIX - начала XX века это бравые офицеры и солдаты, нарядные городские дамы, затем все чаще появляются прекрасные пряхи, деревенские гармонисты. Расширяется круг персонажей в росписи 1930-х годов. Это уже пред­ставители нового мира - советские "погранич­ники-отличники", пионеры, физкультурники, большие колхозные семьи со стариками и деть­ми. Любят писать своих современников и сего­дняшние художники: тут и девушки, идущие по ягоды, и детский сад с нарядными детьми, вос­питательницей, множеством ярких игрушек. Ча­сто изображают свадьбы, проводы в армию, на­родные гулянья. Задача художника - органично вписать новые персонажи в традиционную сти­листику Городецкого искусства, сохранить его декоративно-орнаментальную природу.

Изучая Городецкую сюжетную роспись, убеждаешься в казалось бы простой, но не сра­зу очевидной истине: настоящий Городецкий мастер и цветок и человеческую фигуру пишет по одним законам, одинаковыми кистевыми приемами, умело применяя их в каждом кон­кретном случае. Разделенный на отдельные опе­рации процесс написания человеческой фигуры кажется совсем несложным, но каждое движе­ние кисти предельно выверено и отточено.

Разные мастера пишут человеческие фигур­ки, придерживаясь разных канонов, - у одних художников люди более приземистые, у других более стройные и высокие. Здесь имеет значе­ние и личный вкус мастера и место такой фи­гурки в общей композиции росписи.

Городецкая барыня

Работа начинается с изображения кружка примерно 1,5-2 см в диаметре. Будущее лицо барыньки по традиции пишут белилами, гораз­до реже применяется тон "карнации" - теле­сный. Это связано скорее с тем, что белила лучше выделяются на ярких Городецких фонах.

Написав белильный кружок "личика" и хорошо высушив его, приступают к изображению прически, то есть пишут как бы лепестки во­круг серединки цветка, только делают это чер­ным или темно-коричневым цветом.

Дальше Городецкий мастер приписывает к головке шейку, заранее зная, какое платье и с каким декольте наденет он на свою барыньку. В нашем случае вырез у платья треугольный, по­этому шейку и вырез платья также покрывают белилами. Этим простым приемом мастер на­мечает ось фигурки, не позволяя себе сбиться в пропорциях.

Для написания плеч и рук женской фигуры требуется всего два мазка широкой кистью. Од­ним мазком обозначают левое плечо и согнутую в локте левую руку, другим - правое плечо и вытянутую, чуть отведенную от туловища пра­вую руку.

 

Завершая написание верхней части женской фигурки, мастер пишет тонкую талию, точно и к месту нанося каждый из широких плавных мазков. Завершается рисунок фигурки написанием белилами кистей рук. На этом этапе обычно оформляют личико барыньки. Для этого используется самая тонкая кисточка с черной краской. По традиции лицо пишется очень схематично: тонкие высокие брови, круглые глаза, намеченный одним или двумя штриха­ми нос, маленький рот, который приобретает доброе улыбчивое выражение, если в середине прямой горизонтальной линии ставится яркая красная точка - "губки бантиком". Иногда ще­ки чуть оживляются розовым цветом - румя­нами. У каждого художника есть свои приемы написания лиц, но в целом Городецкий стиль росписи не предполагает психологической вы­разительности, здесь гораздо важнее убедительность фигуры, ее постановка, жест, пово­рот головы, пропорции, цвет одежды. Очень важно стилевое единство: как выглядит фи­гурка в окружающей обстановке - интерьере Городецкого дома, в цветущем саду, на город­ской улице.

Неотъемлемой частью костюма Городецкой щеголихи всегда была пышная узорная юбка.

 

Особо следует сказать об оформлении ни­жнего края юбки. Городецкий мастер никогда не напишет его совершенно прямым, он сдела­ет чуть изогнутую "живую" линию, которая проводится, как правило, черным цветом, кон­трастным к цвету костюма. Если рядом стоят несколько женских фигур, то этим единым чер­ным штрихом подчеркиваются все женские юб­ки, из-под которых видны остроносые башмач­ки. Это один из характерных Городецких приемов, завершающийкостюм барыньки, его вид­но на многих Городецких донцах.

Башмачки бывают разными по рисунку, чуть заметными или видными полностью, с вы­сокими каблучками. Они, несомненно, зри­тельно стройнят фигурку. Получается эффект, похожий на то, как изменяют характер птицы ее тонкие изящные лапки.

Важной стадией работы над женской фигур­кой является оттеневка, а также белильная разживка ее платья. В Городце придумано несчет­ное количество фасонов платьев, их отделок. Кажется, по ним можно изучать женскую моду второй половины XIX века. Для украшения платьев используют различные приемы - ли­нии, тычки, штриховки, работу белильной и цветной губкой и т. п.

Городецкий кавалер

Фигуры Городецких кавалеров на старинных донцах, мочесниках, ларчиках, а позднее на створках ширм очень разнообразны. Они разли­чаются по пропорциям, одежде, позам и жестам, но в то же время сохраняют традиционные черты Городецкого стиля: в них есть и достоинство, и важность, и мягкий юмор, и лиричность. В их ос­нове реальные, но опоэтизированные местной традицией образы Городецких мастеровых, при­казчиков, а также заезжавших в Городец и Ни­жний Новгород блестящих военных, богатых купцов, молодых красавцев-рекрутов. Точность в передаче человеческих типов, их манер особенно бросается в глаза при сравнении сохранившихся фотографий жителей города рубежа XIX и XX веков с персонажами росписи. В то же время и здесь, как и при написании барынек, мастер не стремится к глубокому раскрытию характеров, к психологической выразительности образов. Исключением могут служить лишь очень ран­ние донца Мельниковых, где в многофигурных сценах "гостеваний" заметно стремление выявить с помощью выражений лиц и жестов настроение участников сценок: одни лица выра­жают почтительность, другие - недружелюбие или настороженность.

Но чаще художника интересует человек как часть многокрасочной картины окружающего мира, как участник некоего радостного или особо значительного семейного или городского действа. Если же мы разложим на отдельные этапы процесс написания фигурки кавалера, то и тут обнаружим связь этого мотива с более развитой цветочной росписью.

Так же как и при написании женской фигур­ки, работа начинается с изображения на цвет­ном фоне белильного кружка - лица кавалера. Белила берутся довольно густые, чтобы не бы­ло необходимости перекрывать цвет фона не­сколькими слоями белил.

Лицо обрамляют пышными кудрями (чаще всего черного цвета), как серединку цветка ле­пестками. При этом характер мужской и жен­ской причесок поначалу не очень различим. Впоследствии мастер украсит женскую причес­ку локонами, пучком, вплетет в волосы барынь­ки нити жемчуга, а голову кавалера украсит шляпой, картузом, треуголкой или кивером. Написав голову кавалера, мастер начинает строить верхнюю часть его фигуры с шеи и плеч: ярким цветом пишет шейный платок или высо­кий ворот косоворотки и ту часть рубашки, ко­торая видна в вырезе жилета или пиджака.

Несколькими широкими мазками кисти обозначаются плечи, более прямые и широ­кие, чем у барыньки. Длина плеча примерно равна диаметру лица, но это правило не всегда соблюдается. Мастер непременно вносит в построение каждой фигуры свои авторские кор­рективы.

Следующий этап - обозначение верхней час­ти фигуры кавалера, который может быть одет и в пиджак, и в более длинный сюртук, и в длин­ную, почти до колен, цветную рубашку навы­пуск и короткий жилет поверх нее. Жилеты бывали и черные и цветные. Как видим на таблице, верхняя часть фигуры кавалера поначалу пред­ставляет собой почти прямоугольник, по бокам которого обозначены локти согнутых рук. Вслед за написанием верхней части фигуры мастер приступает к изображению нижней. Обычно кавалер одет в брюки иного цвета, чем сюртук. Характерно сочетание черного цвета с синим или коричневым. Как правило, этот Городецкий персонаж стоит, опираясь на одну но­гу и чуть согнув другую. Одна рука уверенным жестом заложена за борт сюртука, другая опу­щена и чуть согнута в локте.

Фигурка кавалера наглядно показывает не­которые особенности восприятия Городецким мастером положения человека в пространстве. Голова и плечи пишутся фронтально, анфас, а ноги нередко повернуты в профиль - такое положение фигуры соответствует Городецкой традиции. Иногда обе ноги кавалера изобража­ются в профиль, а иногда одна - в профиль, другая - прямо, фронтально. Ответственная операция - разживка фигур­ки кавалера белилами. Она производится тон­кой кистью, очень тщательно и аккуратно и, как всегда, после полного высыхания предыду­щих слоев росписи.

Оттеневка применяется здесь довольно редко, в ней просто нет нужды. Зато разживка делается предельно кропотливо. Сначала прорисовываются все детали пиджака или сюртука - воротник, лацканы, ряды пуго­виц, петли и нижние края пиджака. Тщательно прописываются очертания рукавов со складоч­ками у локтя, отвороты рукавов. Обычно на­рядной изображается и рубашка, отделанная складочками, мелкими пуговками, вышивкой. Любят в Городце и цветные узорные жилеты. Для того чтобы фигурка не выпадала из общего декоративного строя росписи, старые Городецкие мастера создали прием разживки такой декоративно не выигрышной детали мужского костюма, как брюки. Их стали разживлять ри­сунком в полоску или клетку, что, кстати, соот­ветствовало тогдашней моде.

Лицо кавалера пишется достаточно схема­тично, теми же приемами, что и лица барынек. В зависимости от содержания сюжетной ком­позиции и характера ее персонажей художник тщательно изображает то щегольские усики, то солидные усы и бороду.

 

Городецкий всадник

Всадник, или седачок, - часто встречаю­щийся персонаж Городецкой росписи, его об­раз имеет множество вариантов. Наша задача - показать принципиально важные приемы изо­бражения этого героя Городецкой живописи. Усаживать нашего седачка мы будем на коня, уже написанного по всем правилам этого вида росписи.

 

 

Размер белильного кружка, обозначающего голову всадника, надо определить, рассчитав соотношение фигур седока и лошади. Посколь­ку это представляется не очень простой зада­чей, можно посоветовать начинающему худож­нику в отступление от Городецкой традиции сделать подготовительный рисунок: написав коня, очень легко тонким карандашом очертить фигурку седачка, а затем, придерживаясь этого наброска, начать писать его красками. Каким-нибудь ярким цветом, не совпадаю­щим с цветом седла, обозначают фигурку се­дачка в кафтане. Если седло красное, он может быть одет в синюю одежду, как это изображено в таблице.

Сначала пишут высокий воротник кафтана, затем двумя широкими мазками обозначают плечи и вытянутые вперед руки. Далее дописы­вают нижнюю часть кафтана - в результате по­лучается верхняя часть фигуры. Затем пишут полусогнутую ногу в положе­нии, характерном для верховой езды. Широ­кие цветные шаровары и остроносые сапожки с каблучками делают фигурку всадника очень нарядной.

Дальше уже от конкретного замысла компо­зиции и от желания автора зависит, каким бу­дет его всадник: волосы, шляпа, - как будет расписан кафтанчик, что он будет держать в ру­ке - поднятую шашку или букет цветов. Обве­дя все формы фигурки тонкой темной или бе­лой линией, художник придает ей декоратив­ную завершенность.

Некоторые живописные операции могут здесь меняться по очередности. Можно сначала написать лицо седачка, затем исполнить всю белильную разделку и лишь в самом конце на­писать белилами кисти рук.

Городецкий парадный выезд

Рисунок, изображающий Городецкий парад­ный выезд, соединяет в себе все приемы роспи­си, которые были рассмотрены раньше. Этот лю­бимый в Городце и очень распространенный сю­жет требует от мастера большого умения. Здесь объединились кистевая цветочная роспись (в центре композиции помещена гирлянда с кис­тью синего винограда) и работа с помощью разноцветных губок (деревья в цвету по краям композиции). Внимательный взгляд отметит и графические приемы, примененные мастером.

С большим искусством написана тройка раз­номастных лошадей, запряженная в черный ла­кированный расписной тарантас. Удивительно уютно усадил в него художник своих героев - традиционных барыньку и кавалера. Как бы ни были условны лица, фигуры и одежда, их чуть склоненные друг к другу головы выдают неж­ные отношения. Здесь еще раз убеждаешься, что размашистая и яркая Городецкая роспись совсем не чужда тонкого лиризма. Необыкновенно хороши мелкие детали: зе­леные кустики под копытами коней, роспись тарантаса, черная графическая обводка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.022 с.)