Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава IV. Образы людей в Городецкой росписи
Городецкая роспись - искусство радостное, светлое, призванное украшать окружающий мир. Реальная жизнь всегда отражалась в ней в возвышенном поэтическом ключе. Поэтому и персонажи Городецкой росписи - крестьяне и горожане - красивые, нарядные и веселые люди. В росписи XIX - начала XX века это бравые офицеры и солдаты, нарядные городские дамы, затем все чаще появляются прекрасные пряхи, деревенские гармонисты. Расширяется круг персонажей в росписи 1930-х годов. Это уже представители нового мира - советские "пограничники-отличники", пионеры, физкультурники, большие колхозные семьи со стариками и детьми. Любят писать своих современников и сегодняшние художники: тут и девушки, идущие по ягоды, и детский сад с нарядными детьми, воспитательницей, множеством ярких игрушек. Часто изображают свадьбы, проводы в армию, народные гулянья. Задача художника - органично вписать новые персонажи в традиционную стилистику Городецкого искусства, сохранить его декоративно-орнаментальную природу. Изучая Городецкую сюжетную роспись, убеждаешься в казалось бы простой, но не сразу очевидной истине: настоящий Городецкий мастер и цветок и человеческую фигуру пишет по одним законам, одинаковыми кистевыми приемами, умело применяя их в каждом конкретном случае. Разделенный на отдельные операции процесс написания человеческой фигуры кажется совсем несложным, но каждое движение кисти предельно выверено и отточено. Разные мастера пишут человеческие фигурки, придерживаясь разных канонов, - у одних художников люди более приземистые, у других более стройные и высокие. Здесь имеет значение и личный вкус мастера и место такой фигурки в общей композиции росписи. Городецкая барыня Работа начинается с изображения кружка примерно 1,5-2 см в диаметре. Будущее лицо барыньки по традиции пишут белилами, гораздо реже применяется тон "карнации" - телесный. Это связано скорее с тем, что белила лучше выделяются на ярких Городецких фонах. Написав белильный кружок "личика" и хорошо высушив его, приступают к изображению прически, то есть пишут как бы лепестки вокруг серединки цветка, только делают это черным или темно-коричневым цветом. Дальше Городецкий мастер приписывает к головке шейку, заранее зная, какое платье и с каким декольте наденет он на свою барыньку. В нашем случае вырез у платья треугольный, поэтому шейку и вырез платья также покрывают белилами. Этим простым приемом мастер намечает ось фигурки, не позволяя себе сбиться в пропорциях.
Для написания плеч и рук женской фигуры требуется всего два мазка широкой кистью. Одним мазком обозначают левое плечо и согнутую в локте левую руку, другим - правое плечо и вытянутую, чуть отведенную от туловища правую руку.
Завершая написание верхней части женской фигурки, мастер пишет тонкую талию, точно и к месту нанося каждый из широких плавных мазков. Завершается рисунок фигурки написанием белилами кистей рук. На этом этапе обычно оформляют личико барыньки. Для этого используется самая тонкая кисточка с черной краской. По традиции лицо пишется очень схематично: тонкие высокие брови, круглые глаза, намеченный одним или двумя штрихами нос, маленький рот, который приобретает доброе улыбчивое выражение, если в середине прямой горизонтальной линии ставится яркая красная точка - "губки бантиком". Иногда щеки чуть оживляются розовым цветом - румянами. У каждого художника есть свои приемы написания лиц, но в целом Городецкий стиль росписи не предполагает психологической выразительности, здесь гораздо важнее убедительность фигуры, ее постановка, жест, поворот головы, пропорции, цвет одежды. Очень важно стилевое единство: как выглядит фигурка в окружающей обстановке - интерьере Городецкого дома, в цветущем саду, на городской улице. Неотъемлемой частью костюма Городецкой щеголихи всегда была пышная узорная юбка.
Особо следует сказать об оформлении нижнего края юбки. Городецкий мастер никогда не напишет его совершенно прямым, он сделает чуть изогнутую "живую" линию, которая проводится, как правило, черным цветом, контрастным к цвету костюма. Если рядом стоят несколько женских фигур, то этим единым черным штрихом подчеркиваются все женские юбки, из-под которых видны остроносые башмачки. Это один из характерных Городецких приемов, завершающийкостюм барыньки, его видно на многих Городецких донцах.
Башмачки бывают разными по рисунку, чуть заметными или видными полностью, с высокими каблучками. Они, несомненно, зрительно стройнят фигурку. Получается эффект, похожий на то, как изменяют характер птицы ее тонкие изящные лапки. Важной стадией работы над женской фигуркой является оттеневка, а также белильная разживка ее платья. В Городце придумано несчетное количество фасонов платьев, их отделок. Кажется, по ним можно изучать женскую моду второй половины XIX века. Для украшения платьев используют различные приемы - линии, тычки, штриховки, работу белильной и цветной губкой и т. п. Городецкий кавалер Фигуры Городецких кавалеров на старинных донцах, мочесниках, ларчиках, а позднее на створках ширм очень разнообразны. Они различаются по пропорциям, одежде, позам и жестам, но в то же время сохраняют традиционные черты Городецкого стиля: в них есть и достоинство, и важность, и мягкий юмор, и лиричность. В их основе реальные, но опоэтизированные местной традицией образы Городецких мастеровых, приказчиков, а также заезжавших в Городец и Нижний Новгород блестящих военных, богатых купцов, молодых красавцев-рекрутов. Точность в передаче человеческих типов, их манер особенно бросается в глаза при сравнении сохранившихся фотографий жителей города рубежа XIX и XX веков с персонажами росписи. В то же время и здесь, как и при написании барынек, мастер не стремится к глубокому раскрытию характеров, к психологической выразительности образов. Исключением могут служить лишь очень ранние донца Мельниковых, где в многофигурных сценах "гостеваний" заметно стремление выявить с помощью выражений лиц и жестов настроение участников сценок: одни лица выражают почтительность, другие - недружелюбие или настороженность. Но чаще художника интересует человек как часть многокрасочной картины окружающего мира, как участник некоего радостного или особо значительного семейного или городского действа. Если же мы разложим на отдельные этапы процесс написания фигурки кавалера, то и тут обнаружим связь этого мотива с более развитой цветочной росписью. Так же как и при написании женской фигурки, работа начинается с изображения на цветном фоне белильного кружка - лица кавалера. Белила берутся довольно густые, чтобы не было необходимости перекрывать цвет фона несколькими слоями белил. Лицо обрамляют пышными кудрями (чаще всего черного цвета), как серединку цветка лепестками. При этом характер мужской и женской причесок поначалу не очень различим. Впоследствии мастер украсит женскую прическу локонами, пучком, вплетет в волосы барыньки нити жемчуга, а голову кавалера украсит шляпой, картузом, треуголкой или кивером. Написав голову кавалера, мастер начинает строить верхнюю часть его фигуры с шеи и плеч: ярким цветом пишет шейный платок или высокий ворот косоворотки и ту часть рубашки, которая видна в вырезе жилета или пиджака. Несколькими широкими мазками кисти обозначаются плечи, более прямые и широкие, чем у барыньки. Длина плеча примерно равна диаметру лица, но это правило не всегда соблюдается. Мастер непременно вносит в построение каждой фигуры свои авторские коррективы.
Следующий этап - обозначение верхней части фигуры кавалера, который может быть одет и в пиджак, и в более длинный сюртук, и в длинную, почти до колен, цветную рубашку навыпуск и короткий жилет поверх нее. Жилеты бывали и черные и цветные. Как видим на таблице, верхняя часть фигуры кавалера поначалу представляет собой почти прямоугольник, по бокам которого обозначены локти согнутых рук. Вслед за написанием верхней части фигуры мастер приступает к изображению нижней. Обычно кавалер одет в брюки иного цвета, чем сюртук. Характерно сочетание черного цвета с синим или коричневым. Как правило, этот Городецкий персонаж стоит, опираясь на одну ногу и чуть согнув другую. Одна рука уверенным жестом заложена за борт сюртука, другая опущена и чуть согнута в локте. Фигурка кавалера наглядно показывает некоторые особенности восприятия Городецким мастером положения человека в пространстве. Голова и плечи пишутся фронтально, анфас, а ноги нередко повернуты в профиль - такое положение фигуры соответствует Городецкой традиции. Иногда обе ноги кавалера изображаются в профиль, а иногда одна - в профиль, другая - прямо, фронтально. Ответственная операция - разживка фигурки кавалера белилами. Она производится тонкой кистью, очень тщательно и аккуратно и, как всегда, после полного высыхания предыдущих слоев росписи. Оттеневка применяется здесь довольно редко, в ней просто нет нужды. Зато разживка делается предельно кропотливо. Сначала прорисовываются все детали пиджака или сюртука - воротник, лацканы, ряды пуговиц, петли и нижние края пиджака. Тщательно прописываются очертания рукавов со складочками у локтя, отвороты рукавов. Обычно нарядной изображается и рубашка, отделанная складочками, мелкими пуговками, вышивкой. Любят в Городце и цветные узорные жилеты. Для того чтобы фигурка не выпадала из общего декоративного строя росписи, старые Городецкие мастера создали прием разживки такой декоративно не выигрышной детали мужского костюма, как брюки. Их стали разживлять рисунком в полоску или клетку, что, кстати, соответствовало тогдашней моде. Лицо кавалера пишется достаточно схематично, теми же приемами, что и лица барынек. В зависимости от содержания сюжетной композиции и характера ее персонажей художник тщательно изображает то щегольские усики, то солидные усы и бороду.
Городецкий всадник
Всадник, или седачок, - часто встречающийся персонаж Городецкой росписи, его образ имеет множество вариантов. Наша задача - показать принципиально важные приемы изображения этого героя Городецкой живописи. Усаживать нашего седачка мы будем на коня, уже написанного по всем правилам этого вида росписи.
Размер белильного кружка, обозначающего голову всадника, надо определить, рассчитав соотношение фигур седока и лошади. Поскольку это представляется не очень простой задачей, можно посоветовать начинающему художнику в отступление от Городецкой традиции сделать подготовительный рисунок: написав коня, очень легко тонким карандашом очертить фигурку седачка, а затем, придерживаясь этого наброска, начать писать его красками. Каким-нибудь ярким цветом, не совпадающим с цветом седла, обозначают фигурку седачка в кафтане. Если седло красное, он может быть одет в синюю одежду, как это изображено в таблице. Сначала пишут высокий воротник кафтана, затем двумя широкими мазками обозначают плечи и вытянутые вперед руки. Далее дописывают нижнюю часть кафтана - в результате получается верхняя часть фигуры. Затем пишут полусогнутую ногу в положении, характерном для верховой езды. Широкие цветные шаровары и остроносые сапожки с каблучками делают фигурку всадника очень нарядной. Дальше уже от конкретного замысла композиции и от желания автора зависит, каким будет его всадник: волосы, шляпа, - как будет расписан кафтанчик, что он будет держать в руке - поднятую шашку или букет цветов. Обведя все формы фигурки тонкой темной или белой линией, художник придает ей декоративную завершенность. Некоторые живописные операции могут здесь меняться по очередности. Можно сначала написать лицо седачка, затем исполнить всю белильную разделку и лишь в самом конце написать белилами кисти рук. Городецкий парадный выезд Рисунок, изображающий Городецкий парадный выезд, соединяет в себе все приемы росписи, которые были рассмотрены раньше. Этот любимый в Городце и очень распространенный сюжет требует от мастера большого умения. Здесь объединились кистевая цветочная роспись (в центре композиции помещена гирлянда с кистью синего винограда) и работа с помощью разноцветных губок (деревья в цвету по краям композиции). Внимательный взгляд отметит и графические приемы, примененные мастером. С большим искусством написана тройка разномастных лошадей, запряженная в черный лакированный расписной тарантас. Удивительно уютно усадил в него художник своих героев - традиционных барыньку и кавалера. Как бы ни были условны лица, фигуры и одежда, их чуть склоненные друг к другу головы выдают нежные отношения. Здесь еще раз убеждаешься, что размашистая и яркая Городецкая роспись совсем не чужда тонкого лиризма. Необыкновенно хороши мелкие детали: зеленые кустики под копытами коней, роспись тарантаса, черная графическая обводка.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.022 с.) |