Раздел II. Основные элементы Городецкой росписи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Основные элементы Городецкой росписи



РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

ГЛАВА I. ЛИСТЬЯ В ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

Листья и кустики

В Городецкой росписи наиболее простыми мотивами являются листики самых разнооб­разных видов и форм. В сочетании с другими они образуют кустики. Этот мотив в Городецких орнаментальных и сюжетных композициях повторяется в букетах и гирляндах, цветочных фризах и вазонах с цветами.

Каждый мас­тер не только пишет по-своему те формы, кото­рые мы видим, но сочиняет и свои собственные. Художники часто выбирали характерное для Городецкой росписи сочетание коричневато-крас­ного фона со светлой зеленью листьев. На та­ком фоне отчетливо выделяются белильные оживки (разживки) и черные штрихи.

 

 

Здесь показано, как может быть использован этот не­сложный мотив: это и одиночный листок, и со­четание трех узорных листков, и кустики, состоящие из пяти, семи и более элементов. На первый взгляд кажется, что мотивы совершенно разные, однако, приглядевшись вниматель­но, можно различить два основных вида листь­ев: остроконечный и закругленный сверху каплевидный. Именно на их основе и строятся многообразные формы кустиков.

 

Каплевидные листья

Обмакнуть кисть в краску, например гуашь или темперу, разведенную до консистенции жидкой сметаны, оправить кисть о край чашеч­ки, снимая излишки краски, и придать ей остро­конечную форму. Затем, держа кисть строго вертикально между последними фалангами среднего, указательного и большого пальцев, прикоснуться ее острым кончиком к бумаге и сделать ею короткое плавное, но энергичное движение с нажимом в направлении на себя. В результате должен получиться прямой каплеоб­разный мазок-листик. Закрепляя прием, надо несколько раз повторить его, делая движение кистью на себя и от себя, чтобы свободно пи­сать листики, обращенные вверх и вниз.

Затем следует опробовать еще один прием выполнения листика. Движение кисти на себя и от себя надо постараться сделать с легким по­воротом направо и налево с тем, чтобы полу­чить изображение чуть изогнутого каплевидно­го листа. Опытный Городецкий мастер работает быст­ро и ловко, но начинающему не следует торо­питься. Городецкая роспись не терпит плохо написанного мазка. Мазок - это самостоятель­ный и очень значимый элемент росписи, он должен быть четко и тщательно отработан.

Есть и еще один прием написания подобно­го листа, который показан на таблице. Первое движение: кистью с острым кончиком выпол­нить мазок-скобочку, затем написать встреч­ную скобочку и заполнить краской просвет между ними - получится закругленный сверху лист более крупного размера. Этот прием так­же требует многократного повторения, чтобы свободно выполнять такой, казалось бы, не­сложный, но важный элемент.

 

 

Овладев приемами написания отдельных листиков, следует попробовать составить из них кустик. Сложность здесь в том, чтобы вер­но рассчитать (можно сказать, почувствовать) нужное расстояние между листиками, сделать так, чтобы каждый из них читался отдельно, а вместе они составляли единую декоративную форму.

 

Изменяя форму и размер листьев: делая их или почти равновеликими или объединяя вокруг одного более крупного листика, рисуя их более широкими или узкими, прямыми или чуть изогнутыми, можно достичь значительно­го разнообразия форм.

 

Двухцветные листья

В работах современных Городецких масте­ров постоянно появляются новые выразитель­ные детали растительного орнамента. Одними из таких сравнительно новых элементов стали двухцветные листок и кустик.

Писать их следует двумя оттенками зелено­го цвета. Сначала темно-зеленым цветом, на­пример окисью хрома, пишут половинку остро­конечного листа, затем более светлой зеленью (окись хрома с добавлением белил) выполняют вторую половинку. Можно такой кустик писать одной кистью, но гораздо удобней использо­вать попеременно две кисти, так как оттенки цвета будут чередоваться неоднократно.

Простые растительные формы Городецкие мастера умеют разнообразить путем примене­ния оживок. Свинцовыми белилами и черной краской-сажей они украшают Городецкие тра­вы и листья, придавая законченность и своеоб­разное изящество каждой форме.

Можно тонкой белильной линией обвести каждый из листков, можно проложить по цент­ру листка мелкие "жемчужинки", можно обо­значить белилами тонкие прожилки листа. На ярких фонах Городецких изделий прекрасно смотрится сочетание белых и черных оживок. В совокупности они придают разнообразие растительным формам. Но Городецкий мастер не закончит на этом работу, а с помощью графических штрихов "разузорит" живописное пятно. И в изящных зуб­чиках по краю листка, и в изображении прожи­лок соединяются два желания мастера: быть ближе к природе, но и не утратить Городецкой условности в передаче природной формы.

Остроконечные листики

Написание остроконечного листа требует уже несколько более глубокого овладения Городецкой манерой письма.

Так же, как и в случае с закругленным лист­ком, построение новой формы начинается с выполнения скобочки, представляющей собой половинку листа.

 

 

На влажную остроконечную кисть набрать зеленую краску - например окись хрома, и начать с легкого касания остри­ем кисти поверхности бумаги или дерева. Сна­чала кисть пишет тонкую линию, затем дела­ется нажим с легким вращением кисти - появ­ляется широкая часть скобочки, затем мазок снова утончается, сходя на нет. Половинка ли­стка готова. Вторая его половинка - встречная скобочка - чуть меньше первой. Ее пишут, стараясь не изменить остроконечного силуэта листа.

Остроконечные листики не менее распрост­ранены в Городецком искусстве, чем закруглен­ные. У каждого из Городецких мастеров есть свои вариации этой формы. Они отличаются друг от друга размерами и пропорциями, вида­ми разживок. Здесь можно встретить разживки не только белилами, но и желтой краской в со­четании счерными штрихами. Работая над формой остроконечного листка, мы продолжим учиться составлять Городецкий кустик, посте­пенно обретая чувство масштаба, точного соот­ношения отдельных элементов для создания красивого силуэта кустика.

Важно заранее продумать, какие декоратив­ные приемы будут использованы на стадии оживок. Так, уверенная и красивая белильная контурная обводка может поправить неудачно сделанную форму листка, придать ему боль­шую легкость. Если кустик предполагается ук­расить бахромкой тонких черных "ресничек" (есть и такой прием), то нужно постараться расположить боковые листики на достаточном расстоянии от центрального листа, с тем чтобы и кустик в целом и силуэт каждой детали четко просматривались.

 

 

ГЛАВА II. ЦВЕТЫ В ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ –

СИМВОЛ ЗДОРОВЬЯ

Невозможно представить все богатство цве­тов, придуманных Городецкими мастерами за 150 лет работы промысла. Здесь показаны лишь самые основные, распространенные и лю­бимые Городчанами. Это прежде всего розы.

В 1930-х годах, работая со знаменитыми ма­стерами Жостовских подносов, известный рус­ский художник П.П. Кончаловский утверждал, что написать розу так же трудно, как портрет человека. Но писать этот царственный цветок мастерам народного искусства не только труд­но, но и радостно, иначе не обращались бы к не­му так часто Жостовцы и расписчики деревян­ных изделий, вышивальщицы и даже кузнецы.

Городчане никогда не старались сделать свои цветы похожими на натуральные, услов­ность декоративных приемов не только не скрывается, но даже подчеркивается. Всегда создается фантастический образ цветка и де­лается это искусно, с необычайной выдумкой и вдохновением.

Среди шести видов роз, представленных на рисунке, не найдется двух одинаковых ни по форме, ни по цвету, ни по тончайшим бе­лильным деталям.

 

 

Автор росписи выступает здесь как тонкий колорист: розы не просто красные, синие или розовые - их тонкие цве­товые оттенки трудно обозначить словами. Не менее разнообразны и формы роз: варьи­руется разделка середины цветка, число и ри­сунок лепестков. Одни из них круглые, дру­гие плавно изогнутые, третьи остроконечные. У каждого Городецкого цветка свой неповторимый характер.

И роза, и купавка, и ромашка при первом взгляде на них кажутся весьма замысловатыми и трудными для исполнения. Поначалу сложно понять, как надо начинать работу над каждой цветочной формой. Но следует помнить, что да­же самые сложные формы в народной росписи складываются из ряда простых элементов.

Есть несколько основных принципов, ле­жащих в основе создания большинства Городецких цветов. Часть из них имеет основой так называемое яблочко - довольно большой по размеру кружок, выполняемый кистью среднего размера. На основе его разработки дополнительными красками и графическими разделками можно создать довольно большое число разнообразных цветов. Именно так и образуются Городецкие розы, купавки и ро­машки.

Другие цветы - назовем их полевой геранью - имеют маленькую круглую серединку-ягодку и различные по рисунку легкие лепестки, полу­прозрачность которых подчеркивается тончай­шей белильной штриховкой. Для окончательной отделки цветочных форм наряду с белила­ми нередко применяется и черный цвет, очень любимый в Городецкой росписи.

 

 

Есть еще один художественный принцип написания Городецких цветов - это так называемые цветы по текстуре. Дело в том, что традиционные Городецкие произведения пи­сались, как правило, по цветным фонам, одна­ко начиная с 1950-х годов в ассортименте про­мысла стали преобладать произведения, фо­ном для росписи которых служило натуральное неокрашенное дерево. В связи с этим мас­терам пришлось решать достаточно много но­вых художественных задач. Опытные художники Городца нашли своеобразные декора­тивные решения композиций, не только при­способив к письму по текстуре Городецкую цветовую палитру, но и создав новые своеоб­разные приемы написания цветов. Фрагменты неокрашенного дерева были включены в саму структуру цветка.

 

Городецкая роза

Роза - самый главный Городецкий цветок. Ее стремится написать и опытный и только начинающий свою работу художник. Часто именно по манере писать розу мы узнаем ру­ку И. Мазина и Ф. Красноярова, И. Лебедева и А. Коновалова. А художник В. Смирнов был так неравнодушен к этим цветам, что порой они становились у него больше всадников и их лошадей, выстилая собой небо над их голова­ми. Хороши розы Лилии Беспаловой и Фаины Касатовой, Валентины Чертковой и Праско­вьи Сориной. Мастером удивительных роз стала за годы своей творческой работы Алек­сандра Соколова.

Из многих вариантов Городецкой розы или, как ее еще называют, розы-дикуши, выбраны два основных: роза, написанная по цветному фону, и роза, которую пишут на неокрашенном дереве - по текстуре. Форма цветка и его раз­делки коренным образом зависят от фона, на котором выполняют композицию.

Вариант I. Роза с отогнутыми лепестками по фону

Вначале пишут цветной кружок-яблочко по­воротом вертикально поставленной кисти. Далее пишут лепестки: нижний - бантик и боковые - по типу уже известного нам остроко­нечного листика.

В верхней части центрального большого кружка пишут малый краплачный кружок и от него проводят краплачный серпик с неболь­шим нажимом. Этим кончается оттеневка.

Наиболее простой вариант разживки розы делают следующим образом:

- в центре краплачного кружка ставят бе­лильную точку;

- вокруг краплачного кружка проводят бе­лильный серпик с легким нажимом;

- в центре краплачного серпика пишут бе­лилами округлый лепесток, который внутри разделывают тонкими продольными белиль­ными штрихами;

- по бокам от белильного лепестка пишут по две изогнутые белильные тычинки. Если начи­нающему мастеру удобней выполнять тычинки движением на себя, то следует повернуть рису­нок и писать их, начиная с тонкой линии, кото­рая будет постепенно изгибаться и утолщаться к концу.

В нижнем ряду таблицы показаны три раз­личных варианта разживки средней части ро­зы, написанной по цветному фону:

 

 

Вариант П. Роза, написанная по текстуре

Выполняют красный кружок-яблочко. Приписывают к кружку красные лепестки-скобочки с нажимом. Каждую скобочку надо выполнять так, чтобы внутри ее был виден фон. Внутри каждой скобочки-лепестка красным цветом выполняют очень тонкую штриховку, не закрывающую фона.

Серединка розы по текстуре разрабатывает­ся так же, как серединка розы по цветному фо­ну: пишут краплачный кружок и серпик, затем узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и "жемчужинок".

Искусно выполненная роза по текстуре не­обычайно красива и оригинальна, легка и воз­душна, однако никогда не отрывается от плос­кости украшаемого предмета.

Городецкая купавка

Трудно сказать, какой именно цветок послу­жил прообразом купавки, но за долгую исто­рию росписи она стала одним из любимых цветков Городецких мастеров. В этом нетрудно убедиться, рассматривая старинные донца, мочесники, солонки и лукошки. Начинающему мастеру следует познакомиться с несколькими вариантами исполнения купавки.

Вариант I

Поворотом вертикально поставленной кис­ти выполняют кружок яблочко. У верхнего края яблочка, в середине, пишут краплачный кружок. По сторонам от краплачного кружка, по ок­ружности яблочка и чуть выступая за его края выполняют ряд краплачных скобочек с нажи­мом, превращая яблочко в цветок. Белильная разживка производится следую­щим образом: в середине краплачного кружка ставят белильную точку, краплачный кружок обводят тонкой белильной линией, от белиль­ной обводки до краплачных скобочек проводят расходящиеся из центра к краям белильные штрихи.

 

Вариант II

Выполняют кружок-яблочко. В верхней части яблочка, у края, пишут краплачный кружок. В середине яблочка пишут краплачный сер­пик без нажима. По краю яблочка выполняют краплачные скобочки с нажимом. Белильная разживка: краплачный кружок в центре заполняют тонкой белильной спираль­кой, от центра к краям пишут тонкие белиль­ные лепестки.

 

Городецкая ромашки

Ромашка - весьма распространенный в Городецкой росписи цветок. Нетрудно понять, что речь здесь идет о неком фантастическом цветке – многолепестко­вом и подчас очень неожиданном по цвету: не­редки синие и фиолетовые, красные и оранже­вые ромашки. Приемы его написания таковы Оранжевой краской с помощью кисти сред­него размера выполняют кружок приблизи­тельно 2 см в диаметре. После полного высыхания краски делают обводку оранжевого кружка красной краской. Ширина обводки приблизительно 1 см. В центре оранжевого кружка выполняют ма­ленький (0,5 см в диаметре) краплачный кру­жок. Следующая стадия работы - белильная разживка выполняется в несколько последова­тельных этапов:

- ставят белильную точку в центре краплачного кружка, и сам он по окружность украшается белильными "жемчужинками";

- оранжевый кружок разживляют неболь­шими белильными скобочками с нажимом: в центре красного круга получается легкий мно­голепестковый цветочек;

- на наружном красном крае цветка последовательно выполняют более крупные, чем в центре, белильные скобочки с нажимом;

- заключительный этап разживки - нанесе­ние кончиком тонкой кисточки легких белильных мазочков между скобочками наружного ряда.

В итоге получается легкий ажурный цветок, способный украсить центральную часть любой гирлянды или букета.

 

 

С помощью уже освоенных приемов можно написать и другой вариант ромашки. Вначале основным цветом (например, крас­ным) пишут кружок 1,5-2 см в диаметре. После полного высыхания красного кружка в его середине тем же приемом поворота кисти выполняют небольшой краплачный кружок, отмечающий середину ромашки.

После высыхания первого слоя краски на­чинают наносить узкие удлиненные лепестки, используя прием написания каплевидных лис­тиков, то есть, касаясь кончиком кисточки се­редины ромашки, мягким движением с нажимом на себя рисуют первый лепесток, затем на небольшом расстоянии от него - второй, затем третий, четвертый - до тех пор, пока руке удобно писать лепестки в этом положении. Потом можно повернуть рисунок или изделие и продолжать писать, стараясь, чтобы лепест­ки получались выразительными по форме и одинаковой длины. Следует научиться рассчитывать расстояние между лепестками. Начинающие художники иногда пишут сначала четыре лепестка, распо­лагая их крестообразно, а затем - по несколько лепестков между ними. Таким приемом удается добиться равномерного расположения лепестков, но здесь все-таки просматривается некото­рая механистичность исполнения, что не свойственно Городецкой росписи. Скорее можно до­пустить некоторую неравномерность лепест­ков, чем "геометрическое" их расположение.

 

Написав лепестки, следует снова дать крас­ке хорошо высохнуть и только после этого при­ступать к разживке. Один из вариантов разживки - белильные "жемчужинки" вокруг краплачной серединки ромашки. Вторым вариантом разживки может быть выполнение в середине ромашки тонкой белильной спиральки. Это очень распростра­ненный прием, его надо постараться освоить. Движение кисти начинается точно в центре се­рединки ромашки. Поставив белильную точку, начинают двигать кисть плавно, без нажима, очерчивая концентрические круги. Для пра­вильного выполнения этого приема следует по­вторить его неоднократно, добиваясь уверенно­го и плавного графического росчерка.

 

Городецкие звери

В Городецкой росписи в сравнении с бесчис­ленным разнообразием птиц образов животных не очень много: это кони, кошки, собачки, реже -фантастические львы. Но каждый из этих обра­зов по-своему притягателен и имеет свою осо­бую историю. Наиболее любимым персонажем можно сказать, символом Городецкого искусст­ва еще в старину стал конь. Это были кони офицеров и казаков, кони в манеже и кони, за­пряженные в кареты и тарантасы. Традиции написания коня восходят еще к первым произ­ведениям легендарных братьев Мельниковых. Постепенно образ коня становился все более сказочным, именно таким он и дошел до наших дней. Написать настоящего Городецкого коня непросто, но еще сложнее изобразить парную упряжку или тройку. Городецкие мастера дела­ют это поистине виртуозно. Не менее традиционными персонажами Городецкой росписи являются коты и кошки. Можно вспомнить тех монументальных "котищ с усищами", которых так любил писать И.А. Мазин. Однако со временем эти образы изменились. Сейчас пишут котов более подробно, детально.

Из повседневной жизни Городца перешли в роспись и маленькие собачки с острыми ушка­ми и лихо загнутыми хвостами. Когда-то, еще в эпоху резных донец, они непременно бежали за каретами или, встав на задние лапки, лаяли на птиц в сценах охоты. И сегодня художники с удовольствием пишут их в жанровых компози­циях и сказочных сюжетах.

Если кони, коты и собачки связаны с повсед­невным бытом, то никогда не обитавшие в По­волжье львы, несомненно, заимствованы масте­рами росписи из искусства резчиков по дереву. Будучи на протяжении XIX века одним из самых распространенных персонажей домовой резьбы, львы лишь благодаря мастерам роспи­си не остались в далеком прошлом. Сегодня львы - непременные герои многих сказочных композиций, удивительные персонажи - во­площение доброты народного искусства Рос­сии, в котором даже заморский свирепый зверь не вызывает никаких других чувств, кроме удивления и симпатии.

Городецкие львы интересны еще и с точки зрения того, как мастер росписи трактует с по­мощью кисти свой первоисточник - изображе­ние льва в технике знаменитой "корабельной рези" Поволжья.

 

 

Городецкая барыня

Работа начинается с изображения кружка примерно 1,5-2 см в диаметре. Будущее лицо барыньки по традиции пишут белилами, гораз­до реже применяется тон "карнации" - теле­сный. Это связано скорее с тем, что белила лучше выделяются на ярких Городецких фонах.

Написав белильный кружок "личика" и хорошо высушив его, приступают к изображению прически, то есть пишут как бы лепестки во­круг серединки цветка, только делают это чер­ным или темно-коричневым цветом.

Дальше Городецкий мастер приписывает к головке шейку, заранее зная, какое платье и с каким декольте наденет он на свою барыньку. В нашем случае вырез у платья треугольный, по­этому шейку и вырез платья также покрывают белилами. Этим простым приемом мастер на­мечает ось фигурки, не позволяя себе сбиться в пропорциях.

Для написания плеч и рук женской фигуры требуется всего два мазка широкой кистью. Од­ним мазком обозначают левое плечо и согнутую в локте левую руку, другим - правое плечо и вытянутую, чуть отведенную от туловища пра­вую руку.

 

Завершая написание верхней части женской фигурки, мастер пишет тонкую талию, точно и к месту нанося каждый из широких плавных мазков. Завершается рисунок фигурки написанием белилами кистей рук. На этом этапе обычно оформляют личико барыньки. Для этого используется самая тонкая кисточка с черной краской. По традиции лицо пишется очень схематично: тонкие высокие брови, круглые глаза, намеченный одним или двумя штриха­ми нос, маленький рот, который приобретает доброе улыбчивое выражение, если в середине прямой горизонтальной линии ставится яркая красная точка - "губки бантиком". Иногда ще­ки чуть оживляются розовым цветом - румя­нами. У каждого художника есть свои приемы написания лиц, но в целом Городецкий стиль росписи не предполагает психологической вы­разительности, здесь гораздо важнее убедительность фигуры, ее постановка, жест, пово­рот головы, пропорции, цвет одежды. Очень важно стилевое единство: как выглядит фи­гурка в окружающей обстановке - интерьере Городецкого дома, в цветущем саду, на город­ской улице.

Неотъемлемой частью костюма Городецкой щеголихи всегда была пышная узорная юбка.

 

Особо следует сказать об оформлении ни­жнего края юбки. Городецкий мастер никогда не напишет его совершенно прямым, он сдела­ет чуть изогнутую "живую" линию, которая проводится, как правило, черным цветом, кон­трастным к цвету костюма. Если рядом стоят несколько женских фигур, то этим единым чер­ным штрихом подчеркиваются все женские юб­ки, из-под которых видны остроносые башмач­ки. Это один из характерных Городецких приемов, завершающийкостюм барыньки, его вид­но на многих Городецких донцах.

Башмачки бывают разными по рисунку, чуть заметными или видными полностью, с вы­сокими каблучками. Они, несомненно, зри­тельно стройнят фигурку. Получается эффект, похожий на то, как изменяют характер птицы ее тонкие изящные лапки.

Важной стадией работы над женской фигур­кой является оттеневка, а также белильная разживка ее платья. В Городце придумано несчет­ное количество фасонов платьев, их отделок. Кажется, по ним можно изучать женскую моду второй половины XIX века. Для украшения платьев используют различные приемы - ли­нии, тычки, штриховки, работу белильной и цветной губкой и т. п.

Городецкий кавалер

Фигуры Городецких кавалеров на старинных донцах, мочесниках, ларчиках, а позднее на створках ширм очень разнообразны. Они разли­чаются по пропорциям, одежде, позам и жестам, но в то же время сохраняют традиционные черты Городецкого стиля: в них есть и достоинство, и важность, и мягкий юмор, и лиричность. В их ос­нове реальные, но опоэтизированные местной традицией образы Городецких мастеровых, при­казчиков, а также заезжавших в Городец и Ни­жний Новгород блестящих военных, богатых купцов, молодых красавцев-рекрутов. Точность в передаче человеческих типов, их манер особенно бросается в глаза при сравнении сохранившихся фотографий жителей города рубежа XIX и XX веков с персонажами росписи. В то же время и здесь, как и при написании барынек, мастер не стремится к глубокому раскрытию характеров, к психологической выразительности образов. Исключением могут служить лишь очень ран­ние донца Мельниковых, где в многофигурных сценах "гостеваний" заметно стремление выявить с помощью выражений лиц и жестов настроение участников сценок: одни лица выра­жают почтительность, другие - недружелюбие или настороженность.

Но чаще художника интересует человек как часть многокрасочной картины окружающего мира, как участник некоего радостного или особо значительного семейного или городского действа. Если же мы разложим на отдельные этапы процесс написания фигурки кавалера, то и тут обнаружим связь этого мотива с более развитой цветочной росписью.

Так же как и при написании женской фигур­ки, работа начинается с изображения на цвет­ном фоне белильного кружка - лица кавалера. Белила берутся довольно густые, чтобы не бы­ло необходимости перекрывать цвет фона не­сколькими слоями белил.

Лицо обрамляют пышными кудрями (чаще всего черного цвета), как серединку цветка ле­пестками. При этом характер мужской и жен­ской причесок поначалу не очень различим. Впоследствии мастер украсит женскую причес­ку локонами, пучком, вплетет в волосы барынь­ки нити жемчуга, а голову кавалера украсит шляпой, картузом, треуголкой или кивером. Написав голову кавалера, мастер начинает строить верхнюю часть его фигуры с шеи и плеч: ярким цветом пишет шейный платок или высо­кий ворот косоворотки и ту часть рубашки, ко­торая видна в вырезе жилета или пиджака.

Несколькими широкими мазками кисти обозначаются плечи, более прямые и широ­кие, чем у барыньки. Длина плеча примерно равна диаметру лица, но это правило не всегда соблюдается. Мастер непременно вносит в построение каждой фигуры свои авторские кор­рективы.

Следующий этап - обозначение верхней час­ти фигуры кавалера, который может быть одет и в пиджак, и в более длинный сюртук, и в длин­ную, почти до колен, цветную рубашку навы­пуск и короткий жилет поверх нее. Жилеты бывали и черные и цветные. Как видим на таблице, верхняя часть фигуры кавалера поначалу пред­ставляет собой почти прямоугольник, по бокам которого обозначены локти согнутых рук. Вслед за написанием верхней части фигуры мастер приступает к изображению нижней. Обычно кавалер одет в брюки иного цвета, чем сюртук. Характерно сочетание черного цвета с синим или коричневым. Как правило, этот Городецкий персонаж стоит, опираясь на одну но­гу и чуть согнув другую. Одна рука уверенным жестом заложена за борт сюртука, другая опу­щена и чуть согнута в локте.

Фигурка кавалера наглядно показывает не­которые особенности восприятия Городецким мастером положения человека в пространстве. Голова и плечи пишутся фронтально, анфас, а ноги нередко повернуты в профиль - такое положение фигуры соответствует Городецкой традиции. Иногда обе ноги кавалера изобража­ются в профиль, а иногда одна - в профиль, другая - прямо, фронтально. Ответственная операция - разживка фигур­ки кавалера белилами. Она производится тон­кой кистью, очень тщательно и аккуратно и, как всегда, после полного высыхания предыду­щих слоев росписи.

Оттеневка применяется здесь довольно редко, в ней просто нет нужды. Зато разживка делается предельно кропотливо. Сначала прорисовываются все детали пиджака или сюртука - воротник, лацканы, ряды пуго­виц, петли и нижние края пиджака. Тщательно прописываются очертания рукавов со складоч­ками у локтя, отвороты рукавов. Обычно на­рядной изображается и рубашка, отделанная складочками, мелкими пуговками, вышивкой. Любят в Городце и цветные узорные жилеты. Для того чтобы фигурка не выпадала из общего декоративного строя росписи, старые Городецкие мастера создали прием разживки такой декоративно не выигрышной детали мужского костюма, как брюки. Их стали разживлять ри­сунком в полоску или клетку, что, кстати, соот­ветствовало тогдашней моде.

Лицо кавалера пишется достаточно схема­тично, теми же приемами, что и лица барынек. В зависимости от содержания сюжетной ком­позиции и характера ее персонажей художник тщательно изображает то щегольские усики, то солидные усы и бороду.

 

Городецкий всадник

Всадник, или седачок, - часто встречаю­щийся персонаж Городецкой росписи, его об­раз имеет множество вариантов. Наша задача - показать принципиально важные приемы изо­бражения этого героя Городецкой живописи. Усаживать нашего седачка мы будем на коня, уже написанного по всем правилам этого вида росписи.

 

 

Размер белильного кружка, обозначающего голову всадника, надо определить, рассчитав соотношение фигур седока и лошади. Посколь­ку это представляется не очень простой зада­чей, можно посоветовать начинающему худож­нику в отступление от Городецкой традиции сделать подготовительный рисунок: написав коня, очень легко тонким карандашом очертить фигурку седачка, а затем, придерживаясь этого наброска, начать писать его красками. Каким-нибудь ярким цветом, не совпадаю­щим с цветом седла, обозначают фигурку се­дачка в кафтане. Если седло красное, он может быть одет в синюю одежду, как это изображено в таблице.

Сначала пишут высокий воротник кафтана, затем двумя широкими мазками обозначают плечи и вытянутые вперед руки. Далее дописы­вают нижнюю часть кафтана - в результате по­лучается верхняя часть фигуры. Затем пишут полусогнутую ногу в положе­нии, характерном для верховой езды. Широ­кие цветные шаровары и остроносые сапожки с каблучками делают фигурку всадника очень нарядной.

Дальше уже от конкретного замысла компо­зиции и от желания автора зависит, каким бу­дет его всадник: волосы, шляпа, - как будет расписан кафтанчик, что он будет держать в ру­ке - поднятую шашку или букет цветов. Обве­дя все формы фигурки тонкой темной или бе­лой линией, художник придает ей декоратив­ную завершенность.

Некоторые живописные операции могут здесь меняться по очередности. Можно сначала написать лицо седачка, затем исполнить всю белильную разделку и лишь в самом конце на­писать белилами кисти рук.

Городецкий парадный выезд

Рисунок, изображающий Городецкий парад­ный выезд, соединяет в себе все приемы роспи­си, которые были рассмотрены раньше. Этот лю­бимый в Городце и очень распространенный сю­жет требует от мастера большого умения. Здесь объединились кистевая цветочная роспись (в центре композиции помещена гирлянда с кис­тью синего винограда) и работа с помощью разноцветных губок (деревья в цвету по краям композиции). Внимательный взгляд отметит и графические приемы, примененные мастером.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.089 с.)