Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел II. Основные элементы Городецкой росписи↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ ГЛАВА I. ЛИСТЬЯ В ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ Листья и кустики В Городецкой росписи наиболее простыми мотивами являются листики самых разнообразных видов и форм. В сочетании с другими они образуют кустики. Этот мотив в Городецких орнаментальных и сюжетных композициях повторяется в букетах и гирляндах, цветочных фризах и вазонах с цветами. Каждый мастер не только пишет по-своему те формы, которые мы видим, но сочиняет и свои собственные. Художники часто выбирали характерное для Городецкой росписи сочетание коричневато-красного фона со светлой зеленью листьев. На таком фоне отчетливо выделяются белильные оживки (разживки) и черные штрихи.
Здесь показано, как может быть использован этот несложный мотив: это и одиночный листок, и сочетание трех узорных листков, и кустики, состоящие из пяти, семи и более элементов. На первый взгляд кажется, что мотивы совершенно разные, однако, приглядевшись внимательно, можно различить два основных вида листьев: остроконечный и закругленный сверху каплевидный. Именно на их основе и строятся многообразные формы кустиков.
Каплевидные листья Обмакнуть кисть в краску, например гуашь или темперу, разведенную до консистенции жидкой сметаны, оправить кисть о край чашечки, снимая излишки краски, и придать ей остроконечную форму. Затем, держа кисть строго вертикально между последними фалангами среднего, указательного и большого пальцев, прикоснуться ее острым кончиком к бумаге и сделать ею короткое плавное, но энергичное движение с нажимом в направлении на себя. В результате должен получиться прямой каплеобразный мазок-листик. Закрепляя прием, надо несколько раз повторить его, делая движение кистью на себя и от себя, чтобы свободно писать листики, обращенные вверх и вниз. Затем следует опробовать еще один прием выполнения листика. Движение кисти на себя и от себя надо постараться сделать с легким поворотом направо и налево с тем, чтобы получить изображение чуть изогнутого каплевидного листа. Опытный Городецкий мастер работает быстро и ловко, но начинающему не следует торопиться. Городецкая роспись не терпит плохо написанного мазка. Мазок - это самостоятельный и очень значимый элемент росписи, он должен быть четко и тщательно отработан.
Есть и еще один прием написания подобного листа, который показан на таблице. Первое движение: кистью с острым кончиком выполнить мазок-скобочку, затем написать встречную скобочку и заполнить краской просвет между ними - получится закругленный сверху лист более крупного размера. Этот прием также требует многократного повторения, чтобы свободно выполнять такой, казалось бы, несложный, но важный элемент.
Овладев приемами написания отдельных листиков, следует попробовать составить из них кустик. Сложность здесь в том, чтобы верно рассчитать (можно сказать, почувствовать) нужное расстояние между листиками, сделать так, чтобы каждый из них читался отдельно, а вместе они составляли единую декоративную форму.
Изменяя форму и размер листьев: делая их или почти равновеликими или объединяя вокруг одного более крупного листика, рисуя их более широкими или узкими, прямыми или чуть изогнутыми, можно достичь значительного разнообразия форм.
Двухцветные листья В работах современных Городецких мастеров постоянно появляются новые выразительные детали растительного орнамента. Одними из таких сравнительно новых элементов стали двухцветные листок и кустик.
Писать их следует двумя оттенками зеленого цвета. Сначала темно-зеленым цветом, например окисью хрома, пишут половинку остроконечного листа, затем более светлой зеленью (окись хрома с добавлением белил) выполняют вторую половинку. Можно такой кустик писать одной кистью, но гораздо удобней использовать попеременно две кисти, так как оттенки цвета будут чередоваться неоднократно. Простые растительные формы Городецкие мастера умеют разнообразить путем применения оживок. Свинцовыми белилами и черной краской-сажей они украшают Городецкие травы и листья, придавая законченность и своеобразное изящество каждой форме. Можно тонкой белильной линией обвести каждый из листков, можно проложить по центру листка мелкие "жемчужинки", можно обозначить белилами тонкие прожилки листа. На ярких фонах Городецких изделий прекрасно смотрится сочетание белых и черных оживок. В совокупности они придают разнообразие растительным формам. Но Городецкий мастер не закончит на этом работу, а с помощью графических штрихов "разузорит" живописное пятно. И в изящных зубчиках по краю листка, и в изображении прожилок соединяются два желания мастера: быть ближе к природе, но и не утратить Городецкой условности в передаче природной формы.
Остроконечные листики Написание остроконечного листа требует уже несколько более глубокого овладения Городецкой манерой письма. Так же, как и в случае с закругленным листком, построение новой формы начинается с выполнения скобочки, представляющей собой половинку листа.
На влажную остроконечную кисть набрать зеленую краску - например окись хрома, и начать с легкого касания острием кисти поверхности бумаги или дерева. Сначала кисть пишет тонкую линию, затем делается нажим с легким вращением кисти - появляется широкая часть скобочки, затем мазок снова утончается, сходя на нет. Половинка листка готова. Вторая его половинка - встречная скобочка - чуть меньше первой. Ее пишут, стараясь не изменить остроконечного силуэта листа. Остроконечные листики не менее распространены в Городецком искусстве, чем закругленные. У каждого из Городецких мастеров есть свои вариации этой формы. Они отличаются друг от друга размерами и пропорциями, видами разживок. Здесь можно встретить разживки не только белилами, но и желтой краской в сочетании счерными штрихами. Работая над формой остроконечного листка, мы продолжим учиться составлять Городецкий кустик, постепенно обретая чувство масштаба, точного соотношения отдельных элементов для создания красивого силуэта кустика. Важно заранее продумать, какие декоративные приемы будут использованы на стадии оживок. Так, уверенная и красивая белильная контурная обводка может поправить неудачно сделанную форму листка, придать ему большую легкость. Если кустик предполагается украсить бахромкой тонких черных "ресничек" (есть и такой прием), то нужно постараться расположить боковые листики на достаточном расстоянии от центрального листа, с тем чтобы и кустик в целом и силуэт каждой детали четко просматривались.
ГЛАВА II. ЦВЕТЫ В ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ – СИМВОЛ ЗДОРОВЬЯ Невозможно представить все богатство цветов, придуманных Городецкими мастерами за 150 лет работы промысла. Здесь показаны лишь самые основные, распространенные и любимые Городчанами. Это прежде всего розы. В 1930-х годах, работая со знаменитыми мастерами Жостовских подносов, известный русский художник П.П. Кончаловский утверждал, что написать розу так же трудно, как портрет человека. Но писать этот царственный цветок мастерам народного искусства не только трудно, но и радостно, иначе не обращались бы к нему так часто Жостовцы и расписчики деревянных изделий, вышивальщицы и даже кузнецы. Городчане никогда не старались сделать свои цветы похожими на натуральные, условность декоративных приемов не только не скрывается, но даже подчеркивается. Всегда создается фантастический образ цветка и делается это искусно, с необычайной выдумкой и вдохновением. Среди шести видов роз, представленных на рисунке, не найдется двух одинаковых ни по форме, ни по цвету, ни по тончайшим белильным деталям.
Автор росписи выступает здесь как тонкий колорист: розы не просто красные, синие или розовые - их тонкие цветовые оттенки трудно обозначить словами. Не менее разнообразны и формы роз: варьируется разделка середины цветка, число и рисунок лепестков. Одни из них круглые, другие плавно изогнутые, третьи остроконечные. У каждого Городецкого цветка свой неповторимый характер. И роза, и купавка, и ромашка при первом взгляде на них кажутся весьма замысловатыми и трудными для исполнения. Поначалу сложно понять, как надо начинать работу над каждой цветочной формой. Но следует помнить, что даже самые сложные формы в народной росписи складываются из ряда простых элементов. Есть несколько основных принципов, лежащих в основе создания большинства Городецких цветов. Часть из них имеет основой так называемое яблочко - довольно большой по размеру кружок, выполняемый кистью среднего размера. На основе его разработки дополнительными красками и графическими разделками можно создать довольно большое число разнообразных цветов. Именно так и образуются Городецкие розы, купавки и ромашки. Другие цветы - назовем их полевой геранью - имеют маленькую круглую серединку-ягодку и различные по рисунку легкие лепестки, полупрозрачность которых подчеркивается тончайшей белильной штриховкой. Для окончательной отделки цветочных форм наряду с белилами нередко применяется и черный цвет, очень любимый в Городецкой росписи.
Есть еще один художественный принцип написания Городецких цветов - это так называемые цветы по текстуре. Дело в том, что традиционные Городецкие произведения писались, как правило, по цветным фонам, однако начиная с 1950-х годов в ассортименте промысла стали преобладать произведения, фоном для росписи которых служило натуральное неокрашенное дерево. В связи с этим мастерам пришлось решать достаточно много новых художественных задач. Опытные художники Городца нашли своеобразные декоративные решения композиций, не только приспособив к письму по текстуре Городецкую цветовую палитру, но и создав новые своеобразные приемы написания цветов. Фрагменты неокрашенного дерева были включены в саму структуру цветка.
Городецкая роза Роза - самый главный Городецкий цветок. Ее стремится написать и опытный и только начинающий свою работу художник. Часто именно по манере писать розу мы узнаем руку И. Мазина и Ф. Красноярова, И. Лебедева и А. Коновалова. А художник В. Смирнов был так неравнодушен к этим цветам, что порой они становились у него больше всадников и их лошадей, выстилая собой небо над их головами. Хороши розы Лилии Беспаловой и Фаины Касатовой, Валентины Чертковой и Прасковьи Сориной. Мастером удивительных роз стала за годы своей творческой работы Александра Соколова.
Из многих вариантов Городецкой розы или, как ее еще называют, розы-дикуши, выбраны два основных: роза, написанная по цветному фону, и роза, которую пишут на неокрашенном дереве - по текстуре. Форма цветка и его разделки коренным образом зависят от фона, на котором выполняют композицию. Вариант I. Роза с отогнутыми лепестками по фону Вначале пишут цветной кружок-яблочко поворотом вертикально поставленной кисти. Далее пишут лепестки: нижний - бантик и боковые - по типу уже известного нам остроконечного листика. В верхней части центрального большого кружка пишут малый краплачный кружок и от него проводят краплачный серпик с небольшим нажимом. Этим кончается оттеневка. Наиболее простой вариант разживки розы делают следующим образом: - в центре краплачного кружка ставят белильную точку; - вокруг краплачного кружка проводят белильный серпик с легким нажимом; - в центре краплачного серпика пишут белилами округлый лепесток, который внутри разделывают тонкими продольными белильными штрихами; - по бокам от белильного лепестка пишут по две изогнутые белильные тычинки. Если начинающему мастеру удобней выполнять тычинки движением на себя, то следует повернуть рисунок и писать их, начиная с тонкой линии, которая будет постепенно изгибаться и утолщаться к концу. В нижнем ряду таблицы показаны три различных варианта разживки средней части розы, написанной по цветному фону:
Вариант П. Роза, написанная по текстуре Выполняют красный кружок-яблочко. Приписывают к кружку красные лепестки-скобочки с нажимом. Каждую скобочку надо выполнять так, чтобы внутри ее был виден фон. Внутри каждой скобочки-лепестка красным цветом выполняют очень тонкую штриховку, не закрывающую фона. Серединка розы по текстуре разрабатывается так же, как серединка розы по цветному фону: пишут краплачный кружок и серпик, затем узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и "жемчужинок". Искусно выполненная роза по текстуре необычайно красива и оригинальна, легка и воздушна, однако никогда не отрывается от плоскости украшаемого предмета.
Городецкая купавка Трудно сказать, какой именно цветок послужил прообразом купавки, но за долгую историю росписи она стала одним из любимых цветков Городецких мастеров. В этом нетрудно убедиться, рассматривая старинные донца, мочесники, солонки и лукошки. Начинающему мастеру следует познакомиться с несколькими вариантами исполнения купавки. Вариант I Поворотом вертикально поставленной кисти выполняют кружок яблочко. У верхнего края яблочка, в середине, пишут краплачный кружок. По сторонам от краплачного кружка, по окружности яблочка и чуть выступая за его края выполняют ряд краплачных скобочек с нажимом, превращая яблочко в цветок. Белильная разживка производится следующим образом: в середине краплачного кружка ставят белильную точку, краплачный кружок обводят тонкой белильной линией, от белильной обводки до краплачных скобочек проводят расходящиеся из центра к краям белильные штрихи.
Вариант II Выполняют кружок-яблочко. В верхней части яблочка, у края, пишут краплачный кружок. В середине яблочка пишут краплачный серпик без нажима. По краю яблочка выполняют краплачные скобочки с нажимом. Белильная разживка: краплачный кружок в центре заполняют тонкой белильной спиралькой, от центра к краям пишут тонкие белильные лепестки.
Городецкая ромашки Ромашка - весьма распространенный в Городецкой росписи цветок. Нетрудно понять, что речь здесь идет о неком фантастическом цветке – многолепестковом и подчас очень неожиданном по цвету: нередки синие и фиолетовые, красные и оранжевые ромашки. Приемы его написания таковы Оранжевой краской с помощью кисти среднего размера выполняют кружок приблизительно 2 см в диаметре. После полного высыхания краски делают обводку оранжевого кружка красной краской. Ширина обводки приблизительно 1 см. В центре оранжевого кружка выполняют маленький (0,5 см в диаметре) краплачный кружок. Следующая стадия работы - белильная разживка выполняется в несколько последовательных этапов: - ставят белильную точку в центре краплачного кружка, и сам он по окружность украшается белильными "жемчужинками"; - оранжевый кружок разживляют небольшими белильными скобочками с нажимом: в центре красного круга получается легкий многолепестковый цветочек; - на наружном красном крае цветка последовательно выполняют более крупные, чем в центре, белильные скобочки с нажимом; - заключительный этап разживки - нанесение кончиком тонкой кисточки легких белильных мазочков между скобочками наружного ряда. В итоге получается легкий ажурный цветок, способный украсить центральную часть любой гирлянды или букета.
С помощью уже освоенных приемов можно написать и другой вариант ромашки. Вначале основным цветом (например, красным) пишут кружок 1,5-2 см в диаметре. После полного высыхания красного кружка в его середине тем же приемом поворота кисти выполняют небольшой краплачный кружок, отмечающий середину ромашки. После высыхания первого слоя краски начинают наносить узкие удлиненные лепестки, используя прием написания каплевидных листиков, то есть, касаясь кончиком кисточки середины ромашки, мягким движением с нажимом на себя рисуют первый лепесток, затем на небольшом расстоянии от него - второй, затем третий, четвертый - до тех пор, пока руке удобно писать лепестки в этом положении. Потом можно повернуть рисунок или изделие и продолжать писать, стараясь, чтобы лепестки получались выразительными по форме и одинаковой длины. Следует научиться рассчитывать расстояние между лепестками. Начинающие художники иногда пишут сначала четыре лепестка, располагая их крестообразно, а затем - по несколько лепестков между ними. Таким приемом удается добиться равномерного расположения лепестков, но здесь все-таки просматривается некоторая механистичность исполнения, что не свойственно Городецкой росписи. Скорее можно допустить некоторую неравномерность лепестков, чем "геометрическое" их расположение.
Написав лепестки, следует снова дать краске хорошо высохнуть и только после этого приступать к разживке. Один из вариантов разживки - белильные "жемчужинки" вокруг краплачной серединки ромашки. Вторым вариантом разживки может быть выполнение в середине ромашки тонкой белильной спиральки. Это очень распространенный прием, его надо постараться освоить. Движение кисти начинается точно в центре серединки ромашки. Поставив белильную точку, начинают двигать кисть плавно, без нажима, очерчивая концентрические круги. Для правильного выполнения этого приема следует повторить его неоднократно, добиваясь уверенного и плавного графического росчерка.
Городецкие звери В Городецкой росписи в сравнении с бесчисленным разнообразием птиц образов животных не очень много: это кони, кошки, собачки, реже -фантастические львы. Но каждый из этих образов по-своему притягателен и имеет свою особую историю. Наиболее любимым персонажем можно сказать, символом Городецкого искусства еще в старину стал конь. Это были кони офицеров и казаков, кони в манеже и кони, запряженные в кареты и тарантасы. Традиции написания коня восходят еще к первым произведениям легендарных братьев Мельниковых. Постепенно образ коня становился все более сказочным, именно таким он и дошел до наших дней. Написать настоящего Городецкого коня непросто, но еще сложнее изобразить парную упряжку или тройку. Городецкие мастера делают это поистине виртуозно. Не менее традиционными персонажами Городецкой росписи являются коты и кошки. Можно вспомнить тех монументальных "котищ с усищами", которых так любил писать И.А. Мазин. Однако со временем эти образы изменились. Сейчас пишут котов более подробно, детально.
Из повседневной жизни Городца перешли в роспись и маленькие собачки с острыми ушками и лихо загнутыми хвостами. Когда-то, еще в эпоху резных донец, они непременно бежали за каретами или, встав на задние лапки, лаяли на птиц в сценах охоты. И сегодня художники с удовольствием пишут их в жанровых композициях и сказочных сюжетах. Если кони, коты и собачки связаны с повседневным бытом, то никогда не обитавшие в Поволжье львы, несомненно, заимствованы мастерами росписи из искусства резчиков по дереву. Будучи на протяжении XIX века одним из самых распространенных персонажей домовой резьбы, львы лишь благодаря мастерам росписи не остались в далеком прошлом. Сегодня львы - непременные герои многих сказочных композиций, удивительные персонажи - воплощение доброты народного искусства России, в котором даже заморский свирепый зверь не вызывает никаких других чувств, кроме удивления и симпатии. Городецкие львы интересны еще и с точки зрения того, как мастер росписи трактует с помощью кисти свой первоисточник - изображение льва в технике знаменитой "корабельной рези" Поволжья.
Городецкая барыня Работа начинается с изображения кружка примерно 1,5-2 см в диаметре. Будущее лицо барыньки по традиции пишут белилами, гораздо реже применяется тон "карнации" - телесный. Это связано скорее с тем, что белила лучше выделяются на ярких Городецких фонах. Написав белильный кружок "личика" и хорошо высушив его, приступают к изображению прически, то есть пишут как бы лепестки вокруг серединки цветка, только делают это черным или темно-коричневым цветом. Дальше Городецкий мастер приписывает к головке шейку, заранее зная, какое платье и с каким декольте наденет он на свою барыньку. В нашем случае вырез у платья треугольный, поэтому шейку и вырез платья также покрывают белилами. Этим простым приемом мастер намечает ось фигурки, не позволяя себе сбиться в пропорциях. Для написания плеч и рук женской фигуры требуется всего два мазка широкой кистью. Одним мазком обозначают левое плечо и согнутую в локте левую руку, другим - правое плечо и вытянутую, чуть отведенную от туловища правую руку.
Завершая написание верхней части женской фигурки, мастер пишет тонкую талию, точно и к месту нанося каждый из широких плавных мазков. Завершается рисунок фигурки написанием белилами кистей рук. На этом этапе обычно оформляют личико барыньки. Для этого используется самая тонкая кисточка с черной краской. По традиции лицо пишется очень схематично: тонкие высокие брови, круглые глаза, намеченный одним или двумя штрихами нос, маленький рот, который приобретает доброе улыбчивое выражение, если в середине прямой горизонтальной линии ставится яркая красная точка - "губки бантиком". Иногда щеки чуть оживляются розовым цветом - румянами. У каждого художника есть свои приемы написания лиц, но в целом Городецкий стиль росписи не предполагает психологической выразительности, здесь гораздо важнее убедительность фигуры, ее постановка, жест, поворот головы, пропорции, цвет одежды. Очень важно стилевое единство: как выглядит фигурка в окружающей обстановке - интерьере Городецкого дома, в цветущем саду, на городской улице. Неотъемлемой частью костюма Городецкой щеголихи всегда была пышная узорная юбка.
Особо следует сказать об оформлении нижнего края юбки. Городецкий мастер никогда не напишет его совершенно прямым, он сделает чуть изогнутую "живую" линию, которая проводится, как правило, черным цветом, контрастным к цвету костюма. Если рядом стоят несколько женских фигур, то этим единым черным штрихом подчеркиваются все женские юбки, из-под которых видны остроносые башмачки. Это один из характерных Городецких приемов, завершающийкостюм барыньки, его видно на многих Городецких донцах. Башмачки бывают разными по рисунку, чуть заметными или видными полностью, с высокими каблучками. Они, несомненно, зрительно стройнят фигурку. Получается эффект, похожий на то, как изменяют характер птицы ее тонкие изящные лапки. Важной стадией работы над женской фигуркой является оттеневка, а также белильная разживка ее платья. В Городце придумано несчетное количество фасонов платьев, их отделок. Кажется, по ним можно изучать женскую моду второй половины XIX века. Для украшения платьев используют различные приемы - линии, тычки, штриховки, работу белильной и цветной губкой и т. п. Городецкий кавалер Фигуры Городецких кавалеров на старинных донцах, мочесниках, ларчиках, а позднее на створках ширм очень разнообразны. Они различаются по пропорциям, одежде, позам и жестам, но в то же время сохраняют традиционные черты Городецкого стиля: в них есть и достоинство, и важность, и мягкий юмор, и лиричность. В их основе реальные, но опоэтизированные местной традицией образы Городецких мастеровых, приказчиков, а также заезжавших в Городец и Нижний Новгород блестящих военных, богатых купцов, молодых красавцев-рекрутов. Точность в передаче человеческих типов, их манер особенно бросается в глаза при сравнении сохранившихся фотографий жителей города рубежа XIX и XX веков с персонажами росписи. В то же время и здесь, как и при написании барынек, мастер не стремится к глубокому раскрытию характеров, к психологической выразительности образов. Исключением могут служить лишь очень ранние донца Мельниковых, где в многофигурных сценах "гостеваний" заметно стремление выявить с помощью выражений лиц и жестов настроение участников сценок: одни лица выражают почтительность, другие - недружелюбие или настороженность. Но чаще художника интересует человек как часть многокрасочной картины окружающего мира, как участник некоего радостного или особо значительного семейного или городского действа. Если же мы разложим на отдельные этапы процесс написания фигурки кавалера, то и тут обнаружим связь этого мотива с более развитой цветочной росписью. Так же как и при написании женской фигурки, работа начинается с изображения на цветном фоне белильного кружка - лица кавалера. Белила берутся довольно густые, чтобы не было необходимости перекрывать цвет фона несколькими слоями белил. Лицо обрамляют пышными кудрями (чаще всего черного цвета), как серединку цветка лепестками. При этом характер мужской и женской причесок поначалу не очень различим. Впоследствии мастер украсит женскую прическу локонами, пучком, вплетет в волосы барыньки нити жемчуга, а голову кавалера украсит шляпой, картузом, треуголкой или кивером. Написав голову кавалера, мастер начинает строить верхнюю часть его фигуры с шеи и плеч: ярким цветом пишет шейный платок или высокий ворот косоворотки и ту часть рубашки, которая видна в вырезе жилета или пиджака. Несколькими широкими мазками кисти обозначаются плечи, более прямые и широкие, чем у барыньки. Длина плеча примерно равна диаметру лица, но это правило не всегда соблюдается. Мастер непременно вносит в построение каждой фигуры свои авторские коррективы. Следующий этап - обозначение верхней части фигуры кавалера, который может быть одет и в пиджак, и в более длинный сюртук, и в длинную, почти до колен, цветную рубашку навыпуск и короткий жилет поверх нее. Жилеты бывали и черные и цветные. Как видим на таблице, верхняя часть фигуры кавалера поначалу представляет собой почти прямоугольник, по бокам которого обозначены локти согнутых рук. Вслед за написанием верхней части фигуры мастер приступает к изображению нижней. Обычно кавалер одет в брюки иного цвета, чем сюртук. Характерно сочетание черного цвета с синим или коричневым. Как правило, этот Городецкий персонаж стоит, опираясь на одну ногу и чуть согнув другую. Одна рука уверенным жестом заложена за борт сюртука, другая опущена и чуть согнута в локте. Фигурка кавалера наглядно показывает некоторые особенности восприятия Городецким мастером положения человека в пространстве. Голова и плечи пишутся фронтально, анфас, а ноги нередко повернуты в профиль - такое положение фигуры соответствует Городецкой традиции. Иногда обе ноги кавалера изображаются в профиль, а иногда одна - в профиль, другая - прямо, фронтально. Ответственная операция - разживка фигурки кавалера белилами. Она производится тонкой кистью, очень тщательно и аккуратно и, как всегда, после полного высыхания предыдущих слоев росписи. Оттеневка применяется здесь довольно редко, в ней просто нет нужды. Зато разживка делается предельно кропотливо. Сначала прорисовываются все детали пиджака или сюртука - воротник, лацканы, ряды пуговиц, петли и нижние края пиджака. Тщательно прописываются очертания рукавов со складочками у локтя, отвороты рукавов. Обычно нарядной изображается и рубашка, отделанная складочками, мелкими пуговками, вышивкой. Любят в Городце и цветные узорные жилеты. Для того чтобы фигурка не выпадала из общего декоративного строя росписи, старые Городецкие мастера создали прием разживки такой декоративно не выигрышной детали мужского костюма, как брюки. Их стали разживлять рисунком в полоску или клетку, что, кстати, соответствовало тогдашней моде. Лицо кавалера пишется достаточно схематично, теми же приемами, что и лица барынек. В зависимости от содержания сюжетной композиции и характера ее персонажей художник тщательно изображает то щегольские усики, то солидные усы и бороду.
Городецкий всадник Всадник, или седачок, - часто встречающийся персонаж Городецкой росписи, его образ имеет множество вариантов. Наша задача - показать принципиально важные приемы изображения этого героя Городецкой живописи. Усаживать нашего седачка мы будем на коня, уже написанного по всем правилам этого вида росписи.
Размер белильного кружка, обозначающего голову всадника, надо определить, рассчитав соотношение фигур седока и лошади. Поскольку это представляется не очень простой задачей, можно посоветовать начинающему художнику в отступление от Городецкой традиции сделать подготовительный рисунок: написав коня, очень легко тонким карандашом очертить фигурку седачка, а затем, придерживаясь этого наброска, начать писать его красками. Каким-нибудь ярким цветом, не совпадающим с цветом седла, обозначают фигурку седачка в кафтане. Если седло красное, он может быть одет в синюю одежду, как это изображено в таблице. Сначала пишут высокий воротник кафтана, затем двумя широкими мазками обозначают плечи и вытянутые вперед руки. Далее дописывают нижнюю часть кафтана - в результате получается верхняя часть фигуры. Затем пишут полусогнутую ногу в положении, характерном для верховой езды. Широкие цветные шаровары и остроносые сапожки с каблучками делают фигурку всадника очень нарядной. Дальше уже от конкретного замысла композиции и от желания автора зависит, каким будет его всадник: волосы, шляпа, - как будет расписан кафтанчик, что он будет держать в руке - поднятую шашку или букет цветов. Обведя все формы фигурки тонкой темной или белой линией, художник придает ей декоративную завершенность. Некоторые живописные операции могут здесь меняться по очередности. Можно сначала написать лицо седачка, затем исполнить всю белильную разделку и лишь в самом конце написать белилами кисти рук. Городецкий парадный выезд Рисунок, изображающий Городецкий парадный выезд, соединяет в себе все приемы росписи, которые были рассмотрены раньше. Этот любимый в Городце и очень распространенный сюжет требует от мастера большого умения. Здесь объединились кистевая цветочная роспись (в центре композиции помещена гирлянда с кистью синего винограда) и работа с помощью разноцветных губок (деревья в цвету по краям композиции). Внимательный взгляд отметит и графические приемы, примененные мастером. С большим искусством написана тройка разномастных лошадей, запряженная в черный лакированный расписной тарантас. Удивительно уютно усадил в него художник своих героев - традиционных барыньку и кавалера. Как бы ни были условны лица, фигуры и одежда, их чуть склоненные друг к другу головы выдают нежные отношения. Здесь еще раз убеждаешься, что размашистая и яркая Городецкая роспись совсем не чужда тонкого лиризма. Необыкновенно хороши мелкие детали: зеленые кустики по
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.51 (0.022 с.) |