Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынкеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
· Монопсония - единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель · Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. · Картель - договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике. · Синдикат - сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно. Типы М.: 1. М., который вырастает из конкуренции и базируется на концентрации и централизации производства и капитала (производственная, сырьевая и финансовая монополия). 2. М., представленный технологической олигополией (металлургия, электроэнергетика, ж/д транспорт и т.д.). Имеется в виду несколько крупных корпораций, контролирующих производство и сбыт определенного рода продукции. 3. М., обусловленный дифференциацией продукта. Дифференциация продукта является одним из основных признаков монополистической конкуренции. Она может принимать ряд различных форм: · Качество продукции: различия по функциональным особенностям, материалам, дизайну, качеству работы и т.д. · Услуги: услужливость работников магазина, репутация фирмы по продаже и обмену ее товаров и т.д. · Размещение: владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах и продажа в них производится круглосуточно. · Стимулирование сбыта и упаковка: мнимые различия могут создаваться за счет рекламы, необычной упаковки, использования торговых марок и знаков. В развитых странах этот тип монополизма получил самое широкое распространение. 4. М., который воплощают предприятия, лидирующие на тех или иных направлениях современной НТР (исчезает по мере распространения и коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок другими S-и). 5. Государственный М., связанный с потреблением в масштабе страны таких общественных благ, как национальная оборона, госуправление, единая энергетическая система, фундаментальные науки и т.д. 6. Монопсония (на рынке выступает лишь один покупатель какого-либо т, у или ресурса). Негативными последствиями монополизма государственной собственности (государственного монополизма): 1) на уровне общества - отсутствие экономической свободы, вырождение экономической системы; 2) на уровне отрасли - возникновение узковедомственных интересов; 3) на уровне предприятия - негибкость, неэффективность производства; 4) на уровне отдельного работника - отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий; все меры по демонополизации экономики.
Источники монополии Факторы: 1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства. Осуществление исключительного контроля над ключевыми вводимыми факторами производства, например, ресурсами, не гарантируют монополии постоянной власти. 2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в ↓ долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при ↑ Q выпуска продукции). Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах на вводимые ресурсы) представляет собой нисходящую покатую прямую, то самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы. 3. Патенты. Патент обычно предоставляет право исключительного получения прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение. Когда речь идет об издержках, связанных с использованием патентов, то соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие цены для покупателей. С т. з. ↑ π патент делает возможным осуществление очень большого числа изобретений, которые без патента внедрять было нельзя. Хотя некоторые изобретения совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их разработку средств в солидных исследовательских лабораториях. Если фирме не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки, то у нее нет никакого экономического стимула для проведения дальнейших исследований и разработок. Без применения патентов конкуренция вынудила бы фирму ↓ p до значения, равного приращению издержек, и скорость обновления основных фондов снизилась бы до недопустимых величин. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возместить затраты на обновление производства. 4. Государственные лицензии или привилегии. Государственная лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые четко регламентируют, что может гарантировать лицензия, и что - нет. Там, например, где однотипным ресторанам предоставляется государственная лицензия с исключительными правами, в лицензии часто оговаривается, что ресторану разрешается повышать цены не более чем, скажем, на 10% по сравнению с назначенными им ценами в его нерегулируемых торговых точках. В других случаях государство устанавливает чрезвычайно высокую плату за лицензию, фактически вынуждая покупателя лицензии устанавливать цены с надбавкой. Иногда государство само ограничивает приток новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством только одной компании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.52 (0.019 с.) |