Проблемы и методы антимонопольного регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и методы антимонопольного регулирования



Проблемы:

~ связанные с неэффективностью антимонопольной политики вне зависимости от особенностей национального законодательства, а также механизмов, обеспечивающих его соблюдение:

· длительность судебных процессов по антимонопольным делам (проблема дисконтирующих эффектов, особенно в специфических во времени видах трансакций);

· определение мер, которые предотвращали бы негативные последствия монополизации, что отчасти связано с проблематичностью идентификации соответствующих шагов для того или иного случая;

· издержки разграничения слияний (сделок экономической концентрации), повышающих эффективность использования ресурсов, и слияний, ограничивающих конкуренцию, ведущих к снижению благосостояния потребителей;

· формулирование и реализация мер антимонопольного регулирования в условиях «новой экономики», которая характеризуется динамичной конкуренцией, быстрыми технологическими изменениями, высоким значением интеллектуальной собственности;

· существенное влияние политической составляющей на дела, связанные с нарушением антимонопольного законодательства (в т. ч. злоупотребление правом);

· неширокое поле для антимонопольной политики, если учесть силу рынков в развитии конкуренции и блокировании антиконкурентных злоупотреблений.

Министерства не хотят отдавать соответствующие полномочия.

- проблема финансирования;

- проблемы кадрового обеспечения антимонопольных органов;

- разработка конкретных методов регулирования;

- улучшение информационной базы, позволяющей принимать обоснованные решения.

Антитрестовское законодательство в США не включает в себя требований, которые детально регулируют данную сферу экономики, а состоит из нескольких положений, целью которых является поддержание конкуренции (положения не ликвидируют тресты как таковые, но ограничивают ущемления партнёров и потребителей, вызываемые их деятельностью; не могут непосредственно препятствовать тайному сговору в отраслях с высоким уровнем концентрации).

Антимонопольная политика - система гос. мер пр., эк., финанс., налог., психол. характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному f-нию рыночной экономики; основные направления д-сти гос-ва по формированию конкурентных рыночных структур.

Направления антимонопольной политики:

1. Борьба с монополизацией (доп. критериями для отнесения компаний к монополистам служат подавление партнеров путем снижения цен ниже издержек производства, заключение контрактов с другими фирмами, направленных против конкурентов. Компания не преследуется, если она является новатором, и т.д.).

2. Предотвращение антиконкурентных слияний фирм.

3. Запрет сговоров о ценах (образования картелей). Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.

Методы борьбы с монополизацией рынков:

1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм;

2) снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;

3) принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга;

4) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях - установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;

5) введение (чаще всего это относится к естественным монополиям) прямого государственного контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда;

6) наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.

1. Административное (законодательное) регулирование (антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти; правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции).

2. Государство применяет регулирование доступа на рынок и контроль над рыночной концентрацией. При определении монопольной ситуации обычно выделяют товарные рынки, на которые доступ новым конкурентам затруднен). Во многих странах государственная администрация осуществляет мониторинг рынков, доступ на которые затруднен, рассчитывает и публикует индексы рыночной концентрации. В некоторых странах законы устанавливают пороговые значения долей рынка, по которым определяется доминирующее положение поставщиков.

3. Методы нормативно-ориентирующего воздействия (правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии; возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка). Основная черта: стимулирование предпринимательской активности фирм, => конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, имеющие особое значение для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие.

4. Антимонопольный контроль (создание специального реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке долю определенного товара более 35%).

Цель АП: защита и сохранение свободной конкуренции.

+: - ограничение монополий;

- поддержка и содействие малому бизнесу;

- защита прав потребителя.

Демонополизация осуществляется путем либерализации рынков (достигается гибким маневрированием таможенным режимом (↓ таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции), улучшением инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д.).

Инструменты:

- государственный контроль над процессом концентрации капитала;

- финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства.

- ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

- предварительное согласие антимонопольных органов на создание, реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение акций (долей) в уставном капитале, на проведение операций на рынке банковских услуг.

- антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране; не имеют права действовать авторитарными методами, однако могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все решения обязательны для исполнения. В противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона; все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

 

Сущность и функции налогов

Н. – обязательные платежи ФЛ и ЮЛ, взимаемые государством.

f-ции:

1) Фискальная (Н. являются преимущественной составляющей доходов государственного Б.). Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.

2) Распределительная (социальная) (перераспределение общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

3) Регулирующая (направлена на достижение посредством Н-механизмов тех или иных задач экономической политики государства).

4) Контрольная (позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в Б. денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов).

5) Стимулирующая (направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов; реализуется через систему льгот и освобождений).

6) Дестимулирующая (направлена на установление через Н-бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов).

+: воспроизводственная подфункция (предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов).

Дефицит бюджета и его формы

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами.

По характеру возникновения:

· случайный (кассовый) (обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств; в основном характерен для местных бюджетов, т.к. они в большей степени ~ от одного источника финансирования);

· действительный (=> невосполняемого отставания роста доходов бюджета от роста расходов). Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, однако может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности:

· хронический (повторяется в бюджете из года в год; => продолжительного экономического кризиса)

· временный (=> случайных колебаний доходов и расходов; при неумелом управлении м. перерасти в хронический).

По отношению к плану:

· плановый (предусмотренный законодательным актом о бюджете);

· внеплановый (=> непредвиденного ↑ расходов или резкого ↓ доходов).

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга:

· первичный (чистое превышение расходов бюджета над доходами)

· вторичный (не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга).

+:

· циклический Д. - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.

· структурный Д. – «+» или «-» сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики (возникает => необходимости осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики или в результате чрезвычайных обстоятельств; считается приемлемым и необходимым д/проведения обоснований государственной политики по стабилизации экономики и защите интересов общества, когда текущих Б-расходов на активизацию роста национальной экономики становится недостаточно).

А => Р>Д

П => ↓ Д-части Б.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.018 с.)