Механизм и ресурсы государственного регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм и ресурсы государственного регулирования



Роль различных научных школ в разработке концепций и инструментов реализации экономической политики (Теория меркантилизма, Экономический либерализм, Кейнсианская концепция, концепция монетаризма, государственный дирижизм)

1. Меркантилизм (экономическое развитие стран эпохи первоначального накопления капитала). Для методологии характерно использование историзма, эмпиризма, которые позволили описать факты экономической жизни, а также данных статистики.

1. Основной источник богатства - внешняя торговля и вообще сфера обращения.

2. Достаточно существенная роль государства в регулировании внешней торговли (накопление денежных богатств; административные, протекционистские меры и экономическая политика=> способствовать притоку в страну золота и серебра).

Теория раннего (денежного) меркантилизма предлагала государствам осуществить систему мер, направленных на удержание денег в стране:

- запрещение вывоза денег за границу;

- введение государственной монополии на торговлю валютой;

- создание «складочных мест» для торговли иностранными товарами;

- все вырученные от продажи средства иностранцы были обязаны истратить на покупку изделий местного производства.

Поздний (мануфактурный) меркантилизм:

1. Увеличение количества денег в стране может быть достигнуто не запретом их вывоза, а активным балансом внешней торговли - превышением экспорта над импортом.

2. Деньги являются важным исходным пунктом кругооборота Деньги-Товар-Деньги (Д-Т-Д), осуществляемого во внешней торговле.

3. Государство тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных из страны и ввезенных в нее товаров. (Способы достижения данной цели: 1) за счет вывоза изделий своей страны. Разрешался только вывоз готовых изделий (от их продажи выручается больше денег, чем от вывоза сырья), запрещался ввоз предметов роскоши; 2) данная разница могла быть обеспечена за счет посреднической торговли, для чего разрешался вывоз денег за границу).

4. Для формирования активного торгового баланса и захвата внешних рынков правительство должно регулировать ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощрять вывоз, а также поощрять развитие промышленности, прежде всего мануфактурной.

Экономический либерализм

1. Существует ряд экономических законов, действующих подобно законам природы и определяющих развитие общества.

2. Идея «естественной гармонии» (равновесия), которая устанавливается в экономике стихийно при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства и является оптимальным режимом функционирования рыночной экономической системы (принцип «невидимой руки»).

3. Роль государства ограничивалась функцией «ночного сторожа» - поддержанием порядка, охраной и защитой частной собственности и конкуренции.

4. Принципы «свободы предпринимательства», свободы выбора сферы деятельности и «свободы торговли».

5. Особое внимание уделялось необходимости выработки государственной экономической политики, способствующей росту производительных сил общества (Д. Рикардо).

6. Принцип сравнительных затрат как обоснование выгод, приносимых отдельным странам от международной специализации производства.

Кейнсианство

1. Система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие.

2. Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что в свою очередь усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы.

3. Активное вмешательство государства в экономику посредством дискреционной фискальной политики.

4. Основу смешанной экономики составляет частная собственность. Государство, выполняя функцию «встроенного стабилизатора», ликвидирует (или нивелирует) неустойчивость социально-экономического развития, фактически выступая своеобразным дополнением к частной собственности и не выступает в качестве конкурента частного капитала.

5. Главное направление государственной политики экономического роста - воздействие на инвестиции путём применения следующих инструментов:

• государственный бюджет;

• налоговая политика;

• регулирование нормы процента.

Основная цель роста государственных расходов - ↑ эффективного D со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложений.

6. В результате применения комплекса мер возникает эффект мультипликации, согласно которому инвестиции, осуществляемые правительством, благоприятно сказываются на динамике ВВП, обеспечивают рост занятости, расширяют потребление.

Монетаризм

1. В основе - количественная теория денег, трактующая деньги как основной элемент рыночного хозяйства; денежная масса, находящаяся в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен.Деньги выполняют функцию управления спросом и хозяйственными процессами, в т. ч. оказывают значительное влияние на объем производства и занятость.

2. С помощью количественного уравнения обмена можно определить:

- денежную массу, необходимую для размещения созданного в течение года реального продукта (M = P Y / V);

- уровень цен (P = M V/ Y);

- реальный продукт в ценах на начало года (Y = M V/ P);

- скорость обращения денежных единиц (V = P Y / M).

3. Априори рынки конкурентны, рыночная система, будучи динамичной, в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия.

4. «Денежное правило»: Центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежного запаса независимо от циклического движения хозяйственной конъюнктуры.

5. Прирост денежной массы не должен превышать 3-5% в год.

6. Государственное регулирование изначально бюрократично и вредно для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирует экономику. Необходима минимизация вмешательства государства в экономику, допуская лишь проведение фискальной политики.

7. Гибкость цен и ставок заработной платы гарантирует воздействие изменения совокупных расходов на цены товаров и ресурсов, а не на уровни производства и занятости. Суть монетарной политики - в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка.

Государственный дирижизм

1.Политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства.

2. Внедрение принципов индикативного (рекомендательного) государственного планирования в привилегированных точках экономики.

3. Поддержка большого сектора государственной экономики, включающего в себя ряд отраслей промышленности и кредитно-финансовых учреждений.

4.Основные рычаги ГРЭ: индикативное планирование, государственная собственность, бюджетный и денежно-кредитный механизм.

 

Спрос и предложение труда

D на РС определяется потребностями работодателей в найме определенного кол-ва работников необходимой квалификации для производства т и у.

D на РС находится в обратной ~ от ставки реальной з/п; представляет собой сов-сть D на ресурсы труда страны при любой цене на них (отношение номинальной з/п к уровню цен).

S труда - совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд (определяется: 1) N населения; 2) долей в нем трудоспособного населения; 3) средним числом ч, отработанных рабочим за год; 4) качеством труда; 5) квалификацией рабочих). S труда ~ от величины з/п.

Факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда

Факторы, под влиянием которых формируется размер оплаты труда:

· возрастная и половая структура РТ;

· уровень жизни населения;

· характер интенсивности общественного труда;

· производительность общественного труда;

· уровень социально-экономического развития национальной экономики;

· уровень научно-технического развития национальной экономики;

· географическое, природное и климатическое размещение трудовых ресурсов.

Факторы D:

· структура общественного производства;

· уровень развития и масштабы структуры общественного производства;

· доминирующие формы общественного производства;

· объемы общественного производства;

· уровень научно-технического развития и оснащенности национальной экономики;

· темпы роста и развития национальной экономики.

Факторы S:

· средний уровень оплаты труда;

· количество населения и демографическая ситуация;

· профессиональная структура РТ (переизбыток или недостаток определенных профессий);

· мобильность населения;

· этн., религ., культ., психол. особенности населения.


Рис. 13.4. Кривая спроса на труд:

W - ставка з/п;

L - величина требующегося труда;

DL - кривая спроса на труд.


Рис. 13.5. Кривая предложения труда:

W - ставка заработной платы;

L - величина предлагаемого труда;

SL - кривая предложения труда.

На РТ присутствуют т.н. внеконкурентные факторы (институты: 1) государство, активно регулирующее РТ, лишая з/п рыночной гибкости; 2) профсоюзы, оказывающие большое влияние на уровень з/п в направлении ее повышения по сравнению с равновесным уровнем; 3) крупные корпорации тяготеют к установлению сравнительно стабильной во времени стандартной ставки з/п, отказываясь слишком часто пересматривать ее в зависимости от соотношения D и S на РТ).

Регулирование РТ предполагает воздействие как на D, так и на S труда. Объектами регулирования выступают з/п, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.

 

Монополии: сущность, виды

Монополизм - исключительное положение экономического субъекта, возникающее из права собственности или из обладания политической властью, дающей возможность диктовать свою волю всем прочим S-м, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.

Признаки монополистического поведения: разрушение рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, ↓ качества и ↓ Q продукции и т.д.).

Виды М.:

· Естественная М. - предприятия, объединенные единой сбытовой организацией. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение D на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным ↓ издержек производства на единицу товара по мере ↑ объема производства), а товары, производимые субъектами ЕМ, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

· Государственная М. – М., созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

· Чистая М. - ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

· Конгломерат (Концерн) (в юридической практике - группа лиц) - несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов.

Источники монополии

Факторы:

1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства.

Осуществление исключительного контроля над ключевыми вводимыми факторами производства, например, ресурсами, не гарантируют монополии постоянной власти.

2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в ↓ долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при ↑ Q выпуска продукции).

Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах на вводимые ресурсы) представляет собой нисходящую покатую прямую, то самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы.

3. Патенты.

Патент обычно предоставляет право исключительного получения прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение. Когда речь идет об издержках, связанных с использованием патентов, то соответствующая монополия обычно устанавливает более высокие цены для покупателей. С т. з. ↑ π патент делает возможным осуществление очень большого числа изобретений, которые без патента внедрять было нельзя. Хотя некоторые изобретения совершаются чисто случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их разработку средств в солидных исследовательских лабораториях. Если фирме не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки, то у нее нет никакого экономического стимула для проведения дальнейших исследований и разработок. Без применения патентов конкуренция вынудила бы фирму ↓ p до значения, равного приращению издержек, и скорость обновления основных фондов снизилась бы до недопустимых величин. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов, позволяет фирме возместить затраты на обновление производства.

4. Государственные лицензии или привилегии.

Государственная лицензия выступает в виде первопричины возникновения монополии, но на самом деле здесь имеет место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме.

Государственные лицензии иногда сопровождаются строгими правилами, которые четко регламентируют, что может гарантировать лицензия, и что - нет. Там, например, где однотипным ресторанам предоставляется государственная лицензия с исключительными правами, в лицензии часто оговаривается, что ресторану разрешается повышать цены не более чем, скажем, на 10% по сравнению с назначенными им ценами в его нерегулируемых торговых точках. В других случаях государство устанавливает чрезвычайно высокую плату за лицензию, фактически вынуждая покупателя лицензии устанавливать цены с надбавкой.

Иногда государство само ограничивает приток новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством только одной компании.

 

Сущность и функции налогов

Н. – обязательные платежи ФЛ и ЮЛ, взимаемые государством.

f-ции:

1) Фискальная (Н. являются преимущественной составляющей доходов государственного Б.). Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.

2) Распределительная (социальная) (перераспределение общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

3) Регулирующая (направлена на достижение посредством Н-механизмов тех или иных задач экономической политики государства).

4) Контрольная (позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в Б. денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов).

5) Стимулирующая (направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов; реализуется через систему льгот и освобождений).

6) Дестимулирующая (направлена на установление через Н-бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов).

+: воспроизводственная подфункция (предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов).

Дефицит бюджета и его формы

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами.

По характеру возникновения:

· случайный (кассовый) (обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств; в основном характерен для местных бюджетов, т.к. они в большей степени ~ от одного источника финансирования);

· действительный (=> невосполняемого отставания роста доходов бюджета от роста расходов). Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, однако может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности:

· хронический (повторяется в бюджете из года в год; => продолжительного экономического кризиса)

· временный (=> случайных колебаний доходов и расходов; при неумелом управлении м. перерасти в хронический).

По отношению к плану:

· плановый (предусмотренный законодательным актом о бюджете);

· внеплановый (=> непредвиденного ↑ расходов или резкого ↓ доходов).

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга:

· первичный (чистое превышение расходов бюджета над доходами)

· вторичный (не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга).

+:

· циклический Д. - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.

· структурный Д. – «+» или «-» сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики (возникает => необходимости осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики или в результате чрезвычайных обстоятельств; считается приемлемым и необходимым д/проведения обоснований государственной политики по стабилизации экономики и защите интересов общества, когда текущих Б-расходов на активизацию роста национальной экономики становится недостаточно).

А => Р>Д

П => ↓ Д-части Б.

 

Эффект Лаффера

Кривая Лаффера - графическое отображение ~ м/ду Tax-поступлениями и динамикой Tax-ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня Н-я, при котором Tax-поступления достигают max.

Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. ~ нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов - лидеры в обновлении производства), ↓ Tax-ставки на предпринимательство, на з/п и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. При сокращении ставок база Н-я в конечном счете ↑(больше продукции - больше Tax). Высокие налоги снижают базу Н-я и доходы государственного Б.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50 %) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от Н-я и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35 - 40 % добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг - так называемую «налоговую ловушку».

Обычно считается, что отношение налогоплательщиков к системе налогообложения страны характеризует величину сосредоточенных в этом секторе средств по отношению к ВВП. Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет; определяет и рост уровня жизни населения. Из таблицы также ясно, что нет явной связи между уровнем жизни, развития экономики и уровнем налогов.

 

Закон денежного обращения

Закон денег отвечает на вопрос, какое количество денег должно находиться в обращении, чтобы деньги могли выполнять свои функции.

Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

количество проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

уровень цен товаров и тарифов (связь прямая);

скорость обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке. Чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цен.

Д = Т · Ц/v,

Д — денежная масса;

Т — товарная масса;

Ц — цена;

v — скорость оборота денег.

Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

Если деньги выполняют функцию средства платежа, то общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество.

Количество денег как средство платежа определяется:

общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);

уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, так как чем цены выше, тем больше требуется денег);

степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);

скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).

С учетом кредитных отношений

Д = А — В + С — М/Е,

Д — денежная масса, необходимая для обращения;

А — сумма цен реализованных за данный период времени товаров;

В — сумма цен товаров, проданных в кредит, срок оплаты по которым наступил;

С — сумма платежей за ранее проданный товар (по долговым обязательствам);

М — сумма взаимопогашающихся платежей;

Е — среднее число оборотов денег как средство обращения и платежа за данный период времени (скорость).

Фишер записал эту формулу в виде уравнения обмена:

М * v = Q * P,

M — масса денег;

v — скорость обращения;

Q — количество товаров;

P — цена.

Формула показывает, что количество товаров напрямую связано с уровнем цен.

Если денежная масса большая, то цены высокие и отсюда инфляция.

Факторы, влияющие на количество денег в обращении:

1. Объем товарной массы (чем он выше, тем больше нужно денег, но понятие товара включает в себя все, что подвергается обмену, в том числе труд, земля, ценные бумаги. Отсюда следует: чтобы совершался обмен, должен быть ассортимент).

2. Уровень цен. Чем ниже цена, тем больше нужно товара и соответственно денег.

В обратном направлении (меньше денег) если действуют следующие факторы:

степень развития кредита (чем больше товаров в кредит, тем меньше надо денег);

развитие безналичных расчетов;

частота выплат денег (чем чаще выплачиваются деньги, тем меньше их надо для оборота).

3. Скорость обращения денег (число оборотов денежной единицы за промежуток времени).

В развитых странах 2-3 оборота в год. В России в период гиперинфляции до 20 оборотов, сейчас приблизительно 7-8 оборотов в год.

Сущность и функции денег

Деньги - специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других т или у.

· Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.

· Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.

· Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.

· Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.

· Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнёру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платёжное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

 

Противоречия КДП

1) трансмиссионный механизм крайне сложен. Данный механизм реализуется лишь при условии усиления ЦБ, государственный контроль за которым затруднен (кейнсианство: неэффективность монетарной политики объясняется непредсказуемостью MD).

2) политика дорогих денег в целом достаточно результативна - особенно в плане борьбы с инфляцией; политика дешевых денег – проблема: КБ в результате проведения ЦБ ПДД получают возможность выдавать больше ссуд и тем самым положительно воздействовать на инвестиционную активность предприятий, однако приказать КБ расширить MS, а фирмам больше вкладывать в производство (особенно в условиях экономического спада, когда кредитные риски велики) невозможно. Кредиты, полученные домохозяйствами и фирмами, в результате проведения политики дешевых денег, могут быть направлены ими не на покупки потребительских и инвестиционных товаров, а на погашение уже имеющейся задолженности.

3) не вполне ясно, ↑ или ↓ потребление в результате уменьшения %-й ст. Пониженная %-я ст. побуждает значительную часть населения меньше сберегать и больше потреблять, однако для тех, кто сберегает, более низкая процентная ставка заставляет больше отказывать себе в текущем потреблении.

4)~ скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном MS, => сдерживание денежной массы, ее таргетирование не способно адекватно снизить инфляцию (при прочих равных условиях заставляет хозяйственных агентов всеми способами убыстрять денежные расчеты, избавляться от обесценивающихся денег, что в конечном счете приводит к ↑V и нейтрализации проводимой политики дорогих денег; наоборот, проводимая в период спада политика дешевых денег, характеризуемая низкими %-и ст., побуждает население не торопиться с вкладами сбережений в банки, что замедляет V и нейтрализует позитивный эффект данной политики).

 

Инфляция: сущность, виды

Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной способности.

Рассматривая причины инфляции, экономисты выделяют следующие ее виды:

Инфляция спроса - повышение уровня рыночных цен под воздействием избыточного спроса покупателей по сравнению с предложением товаров со стороны продавцов. Такое изменение динамики цен объясняется тем, что производственный сектор экономики не в состоянии ответить на избыточный совокупный спрос (спрос всех покупателей товаров и услуг) увеличением реального объема продукции, поскольку все имеющиеся ресурсы уже использованы. В силу этого чрезмерный спрос (неудовлетворенная покупательская способность населения) приводит к завышенным ценам на реальный (физический) объем продукции и вызывает инфляцию спроса.

Инфляция предложения - инфляция, проявляющаяся в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов.

Инфляция издержек - в этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Инфляция издержек характеризуется сокращением прибыли и объема продукции, который фирмы-производители готовы предложить при установившемся на рынке уровне цен вследствие повышения затрат на производство. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе экономики. Такое сокращение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен.

Темпы инфляции:

Ползущая – рост менее 10% в год – нормальное явление для растущей экономики.

Галопирующая – от 10 до 50% в год. Опасное явление, требующее антиинфляционных мер.

Гиперинфляция – деньги обесцениваются в несколько тысяч раз за год.

Типичные причины инфляции:

· Проведение необоснованной денежной эмиссии;

· Дефицит государственного бюджета;

· Сокращение производства и сжатие массы потребительских и инвестиционных товаров;

· Система налогообложения, подрывающая стимулы к росту производства;

· Монопольное положение на рынке крупных производителей, искусственно завышающих цены;

· Упреждающее завышение цен в целях компенсации ожидаемых убытков;

· Повышение цен на импортируемые товары, торговая дискриминация, отрицательное сальдо торгового и платежного балансов;

· Рост внутреннего и внешнего долга, подрывающий покупательную способность национальной валюты, обостряющий дефицит государственного бюджета;

· Инфляционные ожидания.

 

Виды экономических циклов

· столетние циклы, длящиеся сто и более лет;

· «циклы Кондратьева», продолжительность которых составляет 50-70 лет и которые названы в честь выдающегося русского экономиста Н.Д.Кондратьева, разработавшего теорию «длинных волн экономической конъюнктуры» (Кондратьев предположил, что наиболее разрушительные кризисы происходят тогда, когда совпадают точки максимального падения деловой активности «длинноволнового цикла» и классического; примерами могут служить кризис 1873 года, Великая Депрессия 1929-1933 годов, стагфляция 1974-1975 годов);

· циклы (ритмы) Кузнеца имеют продолжительность примерно 15-25 лет. Они получили название циклов Кузнеца по имени американского экономиста будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца. Кузнец связывал эти волны с демографическими процессами, в частности, притоком иммигрантов и строительными изменениями, поэтому он назвал их «демографическими» или «строительными» циклами. В настоящее время рядом авторов ритмы Кузнеца рассматриваются в качестве технологических, инфраструктурных циклов. В рамках этих циклов происходит массовое обновление основных технологий. Кроме того, хорошо совпадают с циклом Кузнеца большие циклы цен на недвижимость на примере Японии 1980 - 2000 гг. и длительность большой полуволны подъема цен в США.

· циклы Жюгляра (первый «классический» кризис (кризис перепроизводства) произошел в Англии в 1825 г., а начиная с 1856 г. такие кризисы стали мировыми), которые длятся 7-11 лет и связаны с массовым обновлением основного капитала, т.е. оборудования (в связи с возрастающим значением морального износа основного капитала продолжительность таких циклов в современных условиях сократилась);

· циклы Китчина продолжительностью 2-3 года.

 

Механизм и ресурсы государственного регулирования

Механизм ГРЭ:

1) Ресурсы регулирования;

2) О;

3) Формы;

4) Методы;

5) Концепции;

6) Инструменты.

1) Ресурсы:

1. Административно-правовые Р. - нацелены на формирование основ экономического строя. (разрешающие, запрещающие и регулирующие, законы и др. нормативно-правовые акты, стандарты, нормы и т.д.).

2. Экономические Р.:

a) Государственные финансы - средства, связанные с формированием и использованием госбюджета и централизованных («полугосударственных») фондов социального страхования (пенсионное, медицинское страхование; страхование на случай утраты занятости и т.д.).

Маневрирование ставками Tax на доходы и π (для изменения величины I и потребительского D); введение (отмену) Tax-ых льгот и ускоренных амортизационных списаний; изменение правил и сроков выплаты Tax (н/р, установление предварительной выплаты Tax в фазе циклического подъема, чтобы ограничить спрос, или, напротив, откладывание сроков выплаты Tax в фазе кризиса, чтобы стимулировать спрос).

b) Денежно-кредитный инструментарий - включает в себя следующие основные элементы:

Прямого действия:

· Денежная эмиссия

· Операции на открытом рынке (акты купли-продажи государственных ценных бумаг (казначейских векселей, облигаций и др.), совершаемые между ЦБ и частными банками).

Косвенного действия:

· Маневрирование учетной ставкой ЦБ, т.е. изменение процента, взимаемого ЦБ при приобретении коммерческих векселей у частных банков (влияет на общий уровень ссудного процента; частные банки взимают процент, как правило, превышающий на 1 —1,5 п. п. учетную ставку ЦБ);

· Изменение нормы min резервов (процентного отношения денежных фондов, которые коммерческие банки должны отвлекать от проводимых ими операций и хранить на своих беспроцентных счетах в ЦБ, к величине текущих и долгосрочных вкладов в данных банках);

c) Государственная собственность (воздействие на темпы и пропорции экономического развития).

d) Внешнеэкономический инструментарий (воздействие на различные стороны внешнеэкономических отношений: торговлю, миграцию капиталов и рабочей силы, валютно-расчетные отношения).

· таможенные пошлины;

· количественные ограничения импорта (квоты на ввоз определенных товаров);

· субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам;

· налоговые и др. льготы иностранным инвесторам;

· квоты на привлечение рабочей силы из-за рубежа;

· валютные интервенции.

2.Объекты ГРЭ: сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия соц.-эк. жизни страны, где возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем; снятие данных проблем необходимо для нормального f-ния экономики и поддержания социальной стабильности.

Объекты:

1.AD;

2.AS;

3. Общий уровень цен;

4. Занятость;

5.Доходы населения;

6. Инвестиционная активность;

7. Темпы и пр. соц.-эк. развития и т.д.

- экономический цикл;

- секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

- - денежное обращение;

- платежный баланс;

-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.184 с.)