Расчёт необходимых показателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчёт необходимых показателей



Интерпретация

результатов Взаимосвязь показателей

Выводы и

рекомендации Возможные пути решения проблемы

Рис. 2 – Этапы проведения анализа

Ниже представим общую схему экспресс-диагностики финансового состояния предприятия.

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА

Общий анализ

Предприятия

Численность и ФЗП

персонала по

категориям работников

Структура основных

фондов (ОПФ)

Износ и загруженность

ОПФ

Объём выпуска

продукции на одного

работника и объём

продаж на рубль ФЗП

Плановые и фактические

показатели реализации,

себестоимости и объёмов

производства

Структура реализации

Анализ финансовых

Показателей

Анализ структуры

документов финансовой

отчётности

Анализ движения

денежных средств

Анализ ликвидности и

финансовой устойчивости

Анализ эффективности

деятельности компании

Построение

Агрегированного

Баланса

Построение отчета о

прибылях и убытка и его

связь с балансом (в

агрегированной форме)

Анализ отчёта о

прибылях и убытках

Анализ затрат

Анализ структуры

активов

Анализ структуры

пассивов

Анализ оборачиваемости

текущих активов и

пассивов

Финансовый цикл

Оборачиваемость

активов

Рентабельность продаж

Рентабельность активов

Результаты

экспресс-

диагностики

Наиболее эффективный

Результат

Аналитических

исследований – точное

Определение ключевых

Проблем и причин их

Возникновения.

После этого должны быть

предложены варианты

Решения этих проблем с

Прогнозом возможных

Результатов

Экспресс диагностика представляет собой построение и анализ системы

взаимосвязанных показателей, характеризующих эффективность

деятельности компании с точки зрения её соответствия тактическим целям

бизнеса.

Оценка финансовой деятельности компании основывается на

построении и анализе системы взаимосвязанных показателей,

характеризующих эффективность финансовой деятельности применительно к

стратегическим целям компании. Показателем, характеризующим единство

тактических и стратегических целей развития предприятия, является

рентабельность продаж.

ТЕМА 5. Показатели, используемые при оценке финансовой

Деятельности компании. Эффекты финансового и

Операционного рычагов

Показатели, используемые при оценке финансовой деятельности

Компании

Эффект финансового рычага

Эффект операционного рычага. Предпринимательский риск

Показатели, используемые при оценке финансовой деятельности

Компании

Для дальнейшего рассмотрения предмета обозначим для себя

следующие понятия.

Добавленная стоимость – объём произведённой продукции в денежном

выражении за минусом потреблённых материальных средств производства.

Брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ) – добавленная

стоимость за вычетом расходов по оплате труда (включая страховые взносы

на обязательное пенсионное страхование), а также всех налогов предприятия,

кроме налога на прибыль.

Нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) – прибыль до

уплаты процентов за кредиты и займы и налога на прибыль – разница между

БРЭИ и затратами на восстановление основных средств предприятия.

Экономическая рентабельность активов (ЭР) – это рентабельность

всего капитала предприятия, т. е. суммы его собственных и заёмных средств.

ЭР

НРЭИ

А КТИ В

БП ПРОЦЕНТЫ

АКТИВ

НРЭИ

СК ЗК

= × =

+

× =

+

100 100 × 100

(1),

где БП – балансовая (бухгалтерская) прибыль предприятия;

ПРОЦЕНТЫ – проценты за кредиты и займы, относимые на

себестоимость (таким способом можно избежать двойного счета процентов,

ибо часть их, относимая на чистую прибыль, остающуюся в распоряжении

предприятия, содержится в самой балансовой прибыли);

СК – собственный капитал;

ЗК – заёмный капитал предприятия.

Модель Du Pont

С формулой ЭР тесно соотноситься формула Du Pont. Сперва

необходимо рассмотреть коэффициенты рентабельности активов и

рентабельности собственного капитала, разница между этими двумя

коэффициентами отражает использование финансирования за счёт заёмных

средств или собственных средств.

Доходность собственного капитала (ROE) = Чистая прибыль \ Итого

собственный капитал

Если умножить данное выражение на Активы \ Активы, то уравнение не

изменится:

Активы)*(Активы \ Итого

собственный ROE = (Чистая прибыль \ Итого собственный капитал)*(Активы \

Активы) = (Чистая прибыль \

капитал).

Выражение Чистая прибыль \ Активы – рентабельность активов или

ROA. Таким образом, мы выразили ROE через ROA, умножив на

коэффициент собственного капитала.

ROE = ROA* Коэффициент собственного капитала =

ROA*(1+(Заемные средства \ собственный капитал)).

Чтобы прийти к уравнению Дюпона, умножим числитель и знаменатель

на итоговый объём продаж:

ROE = (Объём продаж \ Объём продаж)*(Чистая прибыль \ Активы) *

(Активы \ Собственный

твенный капиталкапитал) = (Чистая прибыль \ Объём

продаж)*(Объём продаж \ Активы)*(Активы \ Собс) =

2 4

Маржа прибыли*Оборачиваемость активов*Коэффициент собственного

Капитала.

Именно последнее выражение и называется уравнением Дюпона,

названо оно в честь корпорации Du Pont, которая сделала популярным его

использование.

Уравнение Дюпона говорит нам, что доходность собственного капитала

зависит от трёх показателей:

1) производственной эффективности (измеряемой маржой прибыли);

2) эффективности использования активов (измеряемой

оборачиваемостью активов);

3) доли заёмных средств в капитале (измеряется коэффициентом

собственного капитала).

Низкая эффективность операций и/или использование активов приведёт

к снижению рентабельности активов, что перейдёт в снижение

рентабельности собственного капитала.

Рассматривая уравнение Дюпона, становится ясно, что доходность

собственного капитала может быть повышена увеличением заёмных средств

в капитале фирмы.

Однако получается, что это возможно только при повышении

рентабельности активов над процентной ставкой по долгам. Более важно, что

использование финансирования за счёт заёмных средств оказывает влияние

на ряд других показателей.

Разложение рентабельности собственного капитала является удобным

способом систематического подхода к анализу финансового отчёта.

Если значение ROE неудовлетворительно, то уравнение Дюпона

говорит, где искать причину.

ROE = (Чистая прибыль\Активы)*(Объём продаж\Объём продаж)=

(Чистая прибыль \ Объём продаж)*(Объём продаж\Активы) = Маржа

прибыли (рентабельность продаж)*Оборачиваемость акт ивов.

Увеличивая объём продаж и уменьшая цену на товар, можно получить

хороший результат по рентабельности активов.

Эффект финансового рычага

Наиболее часто используемыми показателями в контексте финансового

менеджмента являются коэффициенты рентабельности, которые показывают,

насколько прибыльна деятельность компании.

Рассмотрим вариант финансирования предприятия из собственных

средств. Валюта баланса составляет 1 млн руб. Чистая прибыль за период 200

тыс. руб.

В этом случае рентабельность активов (ROA) составит 20 %, а

рентабельность собственного капитала (ROE) также 20 %.

Но результативные показатели могут быть существенно изменены в

лучшую сторону за счёт неких факторов.

Так, например, инвестиционная привлекательность предприятия может

быть повышена путём увеличения рентабельности собственного капитала.

Для этого рассмотрим вариант финансирования предприятия с

использованием собственного и заёмного капитала.

При той же валюте баланса в 1 млн руб. структура пассивов имеет вид:

собственный капитал 500 тыс. руб., заемный капитал в 500 тыс. руб.

привлечён по ставке 15 % годовых.

В этом случае предприятие осуществляет процентные платежи в

размере 75 тыс. руб. (0,15×500), что уменьшает балансовую прибыль.

Рентабельность активов составит также 20 %, а рентабельность собственного

капитала 25 % ((200 – 75) / 500). Расчёты отразим в таблице.

Таблица 2. – Расчет рентабельности собственного капитала

Показатели Вариант 1 Вариант 2

Валюта баланса, тыс. руб. 1000 1000

Структура пассивов:

Собственный капитал, тыс. руб.

Заёмный капитал(кредиты), тыс. руб.

1000 — 100%

500 — 50%

500 — 50%

Процентные платежи, тыс. руб. 75

Чистая прибыль, тыс. руб. 200 125

Рентабельность собственного капитала

(ROE), %

200 / 1000 = 20 125 / 500 = 25

эффект

Во втором варианте за счёт использования заёмных средств получен так

называемый эффект финансового рычага или как часто его называют

финансовый леверидж (Lever (англ.) – рычаг).

Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности

собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита,

несмотря на платность последнего.

Финансовый леверидж (ЭФР ) — это потенциальная возможность влиять

на чистую прибыль предприятия путём изменения объёма и структуры

долгосрочных пассивов: варьированием соотношения собственных и

заёмных средств для оптимизации процентных выплат.

Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие,

использующее заёмные средства, выплачивает проценты за кредит и тем

самым увеличивает постоянные издержки и, следовательно, уменьшает

прибыль. Наращивание финансовых расходов по заёмным средствам

сопровождается увеличением силы рычага и возрастанием

предпринимательского риска (риска, связанного с бизнесом в его рыночной

нише). В наиболее простом виде ЭФР определяют как отношение прибыли,

увеличенной на величину процентов за кредит, к сумме прибыли:

ЭФР = (прибыль + проценты за кредит) / прибыль.

В теории и практике определения финансового рычага (левериджа)

применяются математически более сложные расчёты, включающие:

♦ налоговый корректор (1– ставка налога на прибыль), показывающая, в

какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с

различным уровнем налогообложения прибыли;

♦ дифференциал финансового левериджа (%), характеризующий

разницу между рентабельностью активов и средней расчётной ставкой

процента за кредит, выраженных в процентах (R активов – СРСП);

♦ плечо финансового левериджа, характеризующее объём заёмного

капитала, приходящийся на единицу собственного капитала (заёмный

капитал / собственный капитал).

Таким образом, эффект финансового рычага (ЭФР) есть произведение

трёх составляющих:

ЭФР (Нпp) (Rакт CРСП)

ЗК

СК

= 1− × − ×

(2).

Можно рассчитать эффект финансового рычага для примера,

рассмотренного выше. Для этого составим таблицу.

Таблица 3. – Расчет эффекта финансового рычага

Показатели Вариант 1 Вариант 2

Прибыль от продаж, тыс. руб. 200 200



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.038 с.)