Понятие метода научного познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие метода научного познания



Метод — это способ достижения цели. Познание, как и любой другой вид деятельности, предполагает применение определённой совокупности приёмов и операций, ведущих к достижению цели. Такая совокупность приёмов обычно называется методом.

Метод научного познания – это совокупность приёмов и операций, регулирующих действия с изучаемыми объектами.

Сущность научного метода проста: это такая процедура получения научного знания, которая позволяет его воспроизвести, проверить и передать другим.

Существует такая японская притча: пришёл голодный крестьянин к удачливому рыболову и попросил его дать ему немного рыбы для еды. Щедрый рыболов согласился. На другой день крестьянин пришёл опять и попросил немного рыбы. Щедрый рыболов опять поделился своим уловом. Когда на третий день ситуация повторилась, тогда рыболов понял такую истину: если хочешь накормить человека на один день — дай ему рыбы; если хочешь накормить человека на неделю — дай ему удочку; если хочешь накормить человека на всю жизнь — научи его делать удочки.

Научить как делать удочки, значит дать метод, т.е. систему правил, приёмов практической деятельности.

Выше рассматривались основные формы научного знания и среди них — теория, как высшая наиболее организованная форма. Необходимо отметить, что существует тесная связь между теорией и научным методом. Научный метод — это практическое применение теории, теория в действии.

Классификация методов научного познания

По области применения методы научного познания делятся на общенаучные и частнонаучные.

Общенаучные методы — это методы, которые используются на всех уровнях познания и всеми научными дисциплинами при исследовании любой предметной области.

Частнонаучные методы — это методы той или иной конкретной науки (например, реакция «серебряного зеркала» в химии)

Далее мы будем рассматривать только общенаучные методы. По уровню познания научные методы можно разделить на методы эмпирического познания, методы эмпирического и теоретического познания, методы теоретического познания.

Среди методов эмпирического познания выделяют:

1. наблюдение — непосредственное восприятие при помощи органов чувств без вмешательства исследователя в изучаемый процесс;

2. эксперимент — подразумевает активное вмешательство в изучаемый процесс;

3. измерение — определение численного значения величины, путём сравнения её с эталоном.

Среди методов эмпирического и теоретического познания выделяют:

1. анализ — метод познания при помощи разложения на составные части;

2. синтез — метод познания, состоящий в соединении связей отдельных частей сложного явления и постижения целого в единстве;

3. аналогия — метод научного познания, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими;

4. моделирование — заключается в замещении объекта исследования моделью.

 

 

Среди методов теоретического познания выделяют:

1. абстрагирование — мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей;

2. формализация — отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка;

3. идеализация — мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы (например, идеальный газ, абсолютно твёрдое тело);

4. мысленный эксперимент — мысленное конструирование идеализированных, неосуществимых ситуаций и состояний (например, ракета, летящая со скоростью света)

5. индукция — метод перехода от знаний отдельных фактов к знанию общего;

6. дедукция — метод перехода от общих суждений к частным.

Научные революции

Определим общезначимый смысл понятия «научная революция». Слово «революция» означает, как известно, переворот, следовательно, предположим, что научная революция — это радикальное изменение всех элементов науки: фактов, закономерностей, теорий, методов, научной картины мира.

Но факты ведь изменить нельзя. А что можно изменить? Их интерпретацию или объяснение. Например, наблюдаемый факт движения Солнца по небосклону поддаётся нескольким интерпретациям, в т. ч. и гелиоцентрической. Введём понятие: научная картина мира — целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания, следовательно научная революция — это радикальное изменение естественнонаучной картины мира.

В истории развития естествознания выделяют три глобальных научных революции. Персонифицируя по именам учёных, сыгравших в них наиболее заметную роль, три глобальные научные революции должны именоваться: аристотелевской, ньютоновской и эйнштейновской.

Опишем вкратце суть изменений, заслуживших право именоваться научными революциями.

В VI-IV вв до н.э. произошла первая революция в познании мира, в результате которой и появилась на свет наука. Науку стали отличать от других форм познания. Аристотель задал нормы научности знания, образцы объяснения, описания и обоснования в науке. Важнейшим фрагментом античной картины мира стало последовательное геоцентрическое учение о мировых сферах.

Вторая глобальная научная революция пришлась на XVI-XVIII вв. Её исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Суть происшедших в эту эпоху перемен в науке можно определить формулой: становление классического естествознания. Классики-первопроходцы этого периода времени признаны Н. Коперник, Г. Галилей, И. Кеплер, Р. Декарт, И. Ньютон. Классическое естествознание в отличие от античного заговорило языком математики, стало опираться на методы экспериментального исследования. Доминантой классического естествознания стала механика. Итогом второй научной революции стала механистическая научная картина мира. В этом русле наука развивалась практически до конца 19в.

Третья научная революция — «Потрясение основ» произошла на рубеже XIX-XX вв. В это время последовала целая серия блестящих открытий в физике: сложной структуры атома, явления радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения, что нанесло удар убеждённости в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно описать все явления природы. Наиболее значимыми теориями, изменившими научное знание, стали специальная и общая теория относительности и квантовая механика.

Теорию относительности можно квалифицировать как новую общую теорию пространства, времени и тяготения. Квантовая механика обнаружила вероятностный характер микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в фундаменте материи.

Эйнштейновский переворот означал принципиальный отказ от всякого центризма вообще. Привилегированных, выделенных систем отсчёта в мире нет, они все равноправны. Любое утверждение имеет смысл только будучи соотнесенным с какой-либо конкретной системой отсчёта. Это означает, что вся научная картина мира в целом относительны.

Между аристотелевской и ньютоновкой революциями лежит исторический период в 2000 лет. Эйнштейна от Ньютона отделяют чуть более 200. Не прошло и 100 лет, как у учёных возникло ощущение близости новой глобальной научной революции. Экстраполируя эту тенденцию ускорения развития науки можно ожидать некоторого учащения в ней революционных событий.

Однако научные революции учёный мир не пугают, но напротив, предполагают преемственность в развитии научного знания.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определения понятиям «наука», «познание», «знание»?

2. Назовите критерии различения теоретического и эмпирического уровней научного познания. Какую роль играет каждый из этих уровней в научном познании?

3. Проследите общую направленность научного исследования по основным формам научного знания.

4. Дайте понятие метода научного познания.

5. По каким разделительным признакам можно классифицировать методы научного познания?

6. Что такое «научная революция»? Какие научные революции вам известны?

7. Опишите содержание естественно-научной революции конца XIX — начала XX вв.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.006 с.)