Естественнонаучная и гуманитарная культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественнонаучная и гуманитарная культуры.



Предметом изучения естествознания выступает комплекс знаний о природе. Эти знания многообразны в своих проявлениях, но едины в контексте человеческой культуры. В настоящее время насчитывается не менее 170 определений культуры. Это свидетельствует об универсальности, всеохватности данного явления общественно-человеческого бытия.

Исходный признак культуры выделяется через соотношение с природой. Объект есть достояние культурной реальности, если он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте всё созданное человечеством есть культура. Однако, учёные стремятся к более конкретному объяснению явлений и выражающих их понятий.

Одним из путей объяснения понятия «культуры» является её инструменталистская трактовка.

Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой.

В результате процессов развития и преобразования, окружающий человека мир можно разделить на две части: то, что создано человеком; то, что принадлежит природе.

Изучение, усвоение и использование того, что создано человеком и чего нет в природе, относят к гуманитарной культуре. Это — языкознание, литература, право, история, все виды искусств и.т.д. Изучение, усвоение и использование того, что принадлежит Природе, относят к естественнонаучной культуре.

Предмет и назначение естественнонаучной культуры — природа, познание законов природы и использование этих законов для поддержания и улучшения жизни человека. Таким образом, эта культура даёт нам пищу, кров, одежду и физическое здоровье, т.е. физиологический комфорт.

Предмет и назначение гуманитарной культуры — жизнь людей, организация жизни людей в широком смысле слова: организация языка и мышления, организация труда и досуга, т.е. душевного комфорта.

Если посмотреть вокруг, то легко можно заметить, что человечество преуспело в достижении физиологического комфорта, но мало преуспело в организации своей жизни. Раздоры, вражда, войны, недоверие и преступления сопровождают всю историю всех народов. В этом нелепость существования человека во все времена — все знают, что душевный комфорт дороже всего, однако легко меняют его на сомнительные блага физиологического комфорта.

Между обеими культурами нет непроходимой пропасти. В первую очередь по той причине, что носителем культуры является человек, и он в той или иной степени погружён в обе культуры. Это — эмпирическая необходимость и факт. Обе культуры имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования. Английский писатель Ч.Стоун сформировал альтернативу двух культур. По его мнению, естественнонаучная и гуманитарная культуры в современном мире разделены настолько, что представители каждой из них не понимают друг друга.

Однако, в последнее десятилетие под влиянием НТР и возникновения новых общенаучных и междисциплинарных направлений (ОТС, синергетика, кибернетика) былая конфронтация между «физиками» и «лириками» все больше уступает место согласию и стремлению понять и использовать методы друг друга.

Социологи, экономисты, юристы и другие специалисты-гуманитарии начинают применять системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации в своих исследованиях. Поэтому весьма важным является изучение основных концепций современного естествознания: во-первых, чтобы сознательно применять их в своей деятельности; во-вторых, чтобы получить представление о современной научной картине мира, которую дает современное естествознание.

По мнению лауреата нобелевской премии И. Пригожина, эволюция науки, начавшаяся в 80-е года ХХ века, предоставляет нам уникальную возможность переоценки места, занимаемого наукой в общечеловеческой культуре. Современное естествознание зародилось в специфических условиях, сложившихся в Европе в 17 веке. Нам, живущим в ХХI веке накопленный опыт позволяет утверждать, что наука выполняет некую универсальную миссию, затрагивающую взаимодействие не только человека и природы, но и человека с человеком.

Каждый великий период в истории естествознания приводит к своей модели природы. Для классической науки такой моделью были часы, для 19 века — периода промышленной революции — паровой двигатель. Что станет символом для нас?

Наш идеал, по-видимому, наиболее полно выражает скульптура — от искусства Древней Индии или Центральной Америки доколумбовой эпохи до современного искусства. В некоторых наиболее совершенных образцах скульптуры, например в фигуре пляшущего Шивы или в миниатюрных моделях храмов Горреро, отчётливо ощутим поиск трудноуловимого перехода от покоя к движению, от времени остановившегося ко времени текущему. Убеждены, что именно эта конфронтация определяет неповторимое своеобразие нашего времени.

Выводы:

1. Естествознание – это наука о Природе, как единой целостности. Целями естествознания является выявление скрытых связей, создающих органическое единство всех физических, биологических и химических явлений и более глубокое изучение самих этих явлений.

2. Естествознание необходимо изучать, чтобы четко представлять себе подлинное единство Природы, то единое основание, на котором построено все многообразие предметов и явлений и из которого вытекают основные законы, связывающие все структурные уровни организации материи.

3. В естествознании традиционно выделяют физику, химию, биологию и психологию. Но такое деление условно, т.к. сама Природа едина, она не знает наук, изобретённых человечеством для её познания.

4. Математика – это универсальный язык точного естествознания, специально предназначенного для лаконичной записи различных утверждений. Математика связывает воедино науки, входящие в естествознание и позволяет взглянуть на него как целостную науку.

5. Человечество в своём познании Природы прошло три стадии и вступает в четвёртую. На первой стадии — натурфилософской — сформировались общие представления об окружающем мире, как о чём-то целом, едином. С XV-XVI веков началась аналитическая стадия, т.е. расчленение и выделение частностей, приведших к возникновению частных естественных наук. В настоящее время, с одной стороны, делаются попытки обосновать принципиальную целостность естествознания; с другой — продолжается дифференциация науки. Следовательно, четвёртую стадию, в которую человечество вступает в своём познании Природы можно назвать интегрально-дифференциальной.

6. Системе наук о природе, входящих в естествознание свойственны иерархичность и цикличность. Сегодня широко обсуждаются идеи о субординации естественных наук. При этом выделяют два направления в науке: редукционизм и интегратизм Различие между редукционизмом и интегратизмом заключается лишь в направлении движения мысли учёного.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое естествознание и что оно изучает?

2. Место математики в естествознании.

3. Какие тенденции развития естествознания вам известны?

4. Какими свойствами обладает система наук о природе?

5. Что такое культура? Как соотносятся между собой естественно-научная и гуманитарная культуры?

6. Почему можно (или нельзя) проводить жёсткое разграничение естественно-научной и гуманитарной культур?

 

Тема 2 «История естествознания»

План:

1. Естествознание эпохи античности.

2. Естествознание Эпохи Средневековья.

3. Естествознание эпохи Возрождения.

4. Естествознание Нового времени.

5. Период установления всеобщей взаимосвязи и утверждения эволюционных идей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.007 с.)