Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
Предметом изучения естествознания выступает комплекс знаний о природе. Эти знания многообразны в своих проявлениях, но едины в контексте человеческой культуры. В настоящее время насчитывается не менее 170 определений культуры. Это свидетельствует об универсальности, всеохватности данного явления общественно-человеческого бытия. Исходный признак культуры выделяется через соотношение с природой. Объект есть достояние культурной реальности, если он обработан или переделан людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте всё созданное человечеством есть культура. Однако, учёные стремятся к более конкретному объяснению явлений и выражающих их понятий. Одним из путей объяснения понятия «культуры» является её инструменталистская трактовка. Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. В результате процессов развития и преобразования, окружающий человека мир можно разделить на две части: то, что создано человеком; то, что принадлежит природе. Изучение, усвоение и использование того, что создано человеком и чего нет в природе, относят к гуманитарной культуре. Это — языкознание, литература, право, история, все виды искусств и.т.д. Изучение, усвоение и использование того, что принадлежит Природе, относят к естественнонаучной культуре. Предмет и назначение естественнонаучной культуры — природа, познание законов природы и использование этих законов для поддержания и улучшения жизни человека. Таким образом, эта культура даёт нам пищу, кров, одежду и физическое здоровье, т.е. физиологический комфорт. Предмет и назначение гуманитарной культуры — жизнь людей, организация жизни людей в широком смысле слова: организация языка и мышления, организация труда и досуга, т.е. душевного комфорта. Если посмотреть вокруг, то легко можно заметить, что человечество преуспело в достижении физиологического комфорта, но мало преуспело в организации своей жизни. Раздоры, вражда, войны, недоверие и преступления сопровождают всю историю всех народов. В этом нелепость существования человека во все времена — все знают, что душевный комфорт дороже всего, однако легко меняют его на сомнительные блага физиологического комфорта.
Между обеими культурами нет непроходимой пропасти. В первую очередь по той причине, что носителем культуры является человек, и он в той или иной степени погружён в обе культуры. Это — эмпирическая необходимость и факт. Обе культуры имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования. Английский писатель Ч.Стоун сформировал альтернативу двух культур. По его мнению, естественнонаучная и гуманитарная культуры в современном мире разделены настолько, что представители каждой из них не понимают друг друга. Однако, в последнее десятилетие под влиянием НТР и возникновения новых общенаучных и междисциплинарных направлений (ОТС, синергетика, кибернетика) былая конфронтация между «физиками» и «лириками» все больше уступает место согласию и стремлению понять и использовать методы друг друга. Социологи, экономисты, юристы и другие специалисты-гуманитарии начинают применять системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации в своих исследованиях. Поэтому весьма важным является изучение основных концепций современного естествознания: во-первых, чтобы сознательно применять их в своей деятельности; во-вторых, чтобы получить представление о современной научной картине мира, которую дает современное естествознание. По мнению лауреата нобелевской премии И. Пригожина, эволюция науки, начавшаяся в 80-е года ХХ века, предоставляет нам уникальную возможность переоценки места, занимаемого наукой в общечеловеческой культуре. Современное естествознание зародилось в специфических условиях, сложившихся в Европе в 17 веке. Нам, живущим в ХХI веке накопленный опыт позволяет утверждать, что наука выполняет некую универсальную миссию, затрагивающую взаимодействие не только человека и природы, но и человека с человеком. Каждый великий период в истории естествознания приводит к своей модели природы. Для классической науки такой моделью были часы, для 19 века — периода промышленной революции — паровой двигатель. Что станет символом для нас?
Наш идеал, по-видимому, наиболее полно выражает скульптура — от искусства Древней Индии или Центральной Америки доколумбовой эпохи до современного искусства. В некоторых наиболее совершенных образцах скульптуры, например в фигуре пляшущего Шивы или в миниатюрных моделях храмов Горреро, отчётливо ощутим поиск трудноуловимого перехода от покоя к движению, от времени остановившегося ко времени текущему. Убеждены, что именно эта конфронтация определяет неповторимое своеобразие нашего времени. Выводы: 1. Естествознание – это наука о Природе, как единой целостности. Целями естествознания является выявление скрытых связей, создающих органическое единство всех физических, биологических и химических явлений и более глубокое изучение самих этих явлений. 2. Естествознание необходимо изучать, чтобы четко представлять себе подлинное единство Природы, то единое основание, на котором построено все многообразие предметов и явлений и из которого вытекают основные законы, связывающие все структурные уровни организации материи. 3. В естествознании традиционно выделяют физику, химию, биологию и психологию. Но такое деление условно, т.к. сама Природа едина, она не знает наук, изобретённых человечеством для её познания. 4. Математика – это универсальный язык точного естествознания, специально предназначенного для лаконичной записи различных утверждений. Математика связывает воедино науки, входящие в естествознание и позволяет взглянуть на него как целостную науку. 5. Человечество в своём познании Природы прошло три стадии и вступает в четвёртую. На первой стадии — натурфилософской — сформировались общие представления об окружающем мире, как о чём-то целом, едином. С XV-XVI веков началась аналитическая стадия, т.е. расчленение и выделение частностей, приведших к возникновению частных естественных наук. В настоящее время, с одной стороны, делаются попытки обосновать принципиальную целостность естествознания; с другой — продолжается дифференциация науки. Следовательно, четвёртую стадию, в которую человечество вступает в своём познании Природы можно назвать интегрально-дифференциальной. 6. Системе наук о природе, входящих в естествознание свойственны иерархичность и цикличность. Сегодня широко обсуждаются идеи о субординации естественных наук. При этом выделяют два направления в науке: редукционизм и интегратизм Различие между редукционизмом и интегратизмом заключается лишь в направлении движения мысли учёного.
Контрольные вопросы: 1. Что такое естествознание и что оно изучает? 2. Место математики в естествознании. 3. Какие тенденции развития естествознания вам известны? 4. Какими свойствами обладает система наук о природе? 5. Что такое культура? Как соотносятся между собой естественно-научная и гуманитарная культуры? 6. Почему можно (или нельзя) проводить жёсткое разграничение естественно-научной и гуманитарной культур?
Тема 2 «История естествознания» План: 1. Естествознание эпохи античности. 2. Естествознание Эпохи Средневековья. 3. Естествознание эпохи Возрождения. 4. Естествознание Нового времени. 5. Период установления всеобщей взаимосвязи и утверждения эволюционных идей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.007 с.) |