Общение как основной вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение как основной вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста.



В психолого-педагогической литературе проблемы де­ятельности общения изучали А. В. Запорожец. А. Н. Ле-оньев, М. И. Лисина, Т. А. Репина. Значимость обще­ния в совершенствовании и гуманизации педагогичес­кого процесса освещается в исследованиях Р. С. Буре, Н. Д. Ватутина, А. В. Мудрик.

Общение тесно связано с предметной деятельнос­тью и служит предпосылкой для появления самой важ­ной для всего периода детства сюжетно-ролевой игры. Общение — это взаимодействие двух или более лю­дей, обмен между ними информацией познавательно­го или аффективно-оценочного характера. При этом очень важно, чтобы люди понимали друг друга, испы­тывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения. Общение включено в практическое взаимо­действие людей (совместный труд, учение, коллектив­ная деятельность), удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворе­ние этой потребности связано с возникновением чув­ства радости. Стремление к общению порой занимает ведущее место среди мотивов, побуждающих челове­ка к совместной деятельности. Педагогическое обще­ние — форма профессионального учебного взаимодействия, сотрудничества воспитателя (учителя) с ребен­ком (учащимся), создание благоприятного микрокли­мата в группе детского сада (классе). Педагогическое общение направленно не только на взаимодействие педагога с ребенком в целях его личностного разви­тия, но и на организацию освоения им знаний и фор­мирование умений.

Общение одновременно реализует коммуникатив­ную (обмен информацией), перцептивную (процесс вос­приятия друг друга в общении, установление взаимо­понимания) и интерактивную (согласование действий, распределение функций, обязанностей) функции с ис­пользованием всей совокупности вербальных, изобра­зительных, символических и кинетических средств.

К средствам общения относятся: а) система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные выс­казывания, используемые при общении; б) интонация, эмоциональность и выразительность; в) мимика, поза, жесты, взгляд; г) расстояние между собеседниками — зависит от культурных, национальных традиций, сте­пени доверия. Результатом общения является обмен опытом, положительное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятельности ребенка.

Критерии общения: 1) внимание и интерес к дру­гому человеку, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям собеседника; 2) эмоциональное отноше­ние к собеседнику; 3) инициативные акты, направ­ленные на привлечение внимания партнера к себе; 4) чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер; 5) изменение в процессе общения активности (настроения, слов, действий).

В раннем возрасте ребенок приобретает первоначаль­ный социальный опыт. Постепенно общение ребенка с взрослым становится все более социальным, у ребенка появляются не только биологические, витальные по­требности, но и социальные потребности в общении, в овладении человеческими способами познания и дея­тельности.

В раннем детстве основой потребности в общении взрослого с ребенком являются: 1) потребность в впе­чатлениях; 2) потребность в активной деятельности; 3) потребность в признании окружающих.

Показатели сформировавшейся потребности в об­щении ребенка раннего возраста с взрослым: 1) внима­ние и интерес ко взрослому; 2) эмоциональные прояв­ления в ответ на воздействия взрослого; 3) стремление привлечь к себе внимание взрослого; 4) повышенная чувствительность к отношению взрослого; 5) реакция на характер взаимоотношений между людьми (плачет, если маму обидели); 6) способность сопереживать и сочувствовать, делиться игрушкой со сверстником или взрослым; 7) при дефиците воспитания, недостаточ­ности общения с матерью, отсутствии педагогическо­го воздействия и организации эмоционально насы­щенной среды устанавливается явление «госпитализ-ма» — задержка в развитии детей раннего возраста. Ребенок становится вялым, безразличным, снижается его любознательность и эмоциональность (Н. М. Щелованов).

Развитие общения связано с изменением его содер­жания:

Филогенетическое развитие общения включает: 1) обогащение содержания общения новой информа- выборе стиля общения следует обратить внимание на становление образа «Я» ребенка, его стремление быть лучше, а также на индивидуальные особенности.

Технология стиля общения направлена на фор­мирование у ребенка потребности в общении (деловом, личностном, познавательном видах общения); ориен­тировку в целях, ситуациях общения; ориентировку в личности собеседника, партнера, сотоварища по игре; планирование содержания общения; корректировку на­правления, стиля, метода общения, а также на исклю­чение дискомфорта в общении, проявляющегося в сни­женном тонусе ребенка, скованности, тревожности в его поведении.

Н. А. Панфилова разработала серию игр направлен­ных на взаимодействия педагога с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми, в которых дети усваивают нравственные нормы и правила общения.

Методы определения эмоционального самочув­ствия дошкольников: наблюдение ребенка в процессе самостоятельной деятельности в ДОУ, социаметриче-ская методика с условным названием «Хоровод». «День рождения», диагностическая методика «Почта», ин­дивидуальная беседа с ребенком с использованием проективных картинок на тему «Я в детском саду», рисуночные тесты «Моя семья», тест Розенцвейга. Методика самостоятельного выхода из ситуации эмо­ционального неблагополучия. Оказание эмоциональ­ной поддержки ребенку, попавшего в ситуацию эмо­ционального дискомфорта.

В исследованиях О. П. Пастюк была разработана специальная программа игрового коммуникативно­го тренинга для детей 5-10 лет «Школа партнерского общения». Цель программы — развитие кон­структивного взаимодействия педагога с детьми, на­правленного на формирование партнерской позиции у педагогов образовательного учреждения; форми­рование умений детей общаться со своим ближай­шим окружением — ровесниками, среди которых они осваивают форму выражения собственной социаль­ной позиции.

Программные задачи коммуникативного тренин­га: 1) развитие способности ребенка к принятию со­вместных со сверстниками решений; 2) развитие са­мостоятельности и повышение своей самооценки; 3) формирование позитивного отношения к сверстни­кам и чувства принадлежности к группе: 4) развитие коммуникативных способностей и социальной адап­тации детей старшего дошкольного возраста; 5) раз­витие умения четко, ясно, выразительно высказы­вать в своей речи коммуникативные намерения (вер­бальные и невербальные формы предрасположения к предлагаемому объекту общения: улыбка, жест, сло­ва приветствия, оценивание себя, сравнение с собой и т. д.); 6) воспитание умения адекватно реагировать в различных критических (бытовых, учебных), угро­жающих жизни и здоровью ситуациях.

Формированию равноправного партнерства в об­щении способствует: участие педагогов образователь­ного учреждения в гостевом обмене опытом (ГООП — новая форма); «гостевая» форма встреч педагогов не­скольких учреждений (детский сад и начальная шко­ла), а также проведение занятий с небольшой груп­пой детей (4-6 чел.), общих бесед, деловых и инди­видуальных разговоров; тренинг конструктивного взаимодействия в системе отношений: педагоги-родите­ли; дети — педагоги; педагоги — родители — дети.

В результате игрового коммуникативного тренин­га педагог стремится построить равноправные (парт­нерские) взаимоотношения детей, создать такое сооб­щество, где каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным и вместе со сверстниками вы­полнять любое дело. Общаясь, дети проявляет взаим­ное уважение и доверие, стремление играть, учиться и действовать вместе. Развивается уступчивость и ини­циативность в общении друг с другом, и со всеми взрос­лыми участникам образовательного процесса.

Культура общения ребенка — это способность вступать в контакт с собеседником, вести с ним разго­вор, внимательно слушать, использовать мимику, же­сты для более эффективного выражения своих мыс­лей, осознавать свои особенности и особенности свер­стника в ходе общения.

Общение со сверстниками — это особая сфера жиз­недеятельности ребенка, отличающаяся от общения со взрослыми и большим разнообразием коммуникатив­ных действий, которые практически не встречаются в общении со взрослыми. Коммуникативная деятель­ность с ровесниками возникает в конце второгоначале третьего года жизни. Основным стимулом для общения является: для детей трех летпред­метно-процессуальная деятельность и поведенческие реакции сверстника, его внешний вид; в начале млад­шего возраста возникает эмоционально-практическая деятельность, подражание. В конце четвертого года жизни в общении со сверстниками (в игре, на заня­тии, при выполнении обязанностей) складывается ситуативно-деловая форма общения. В сюжетно-ро-левой игре дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. В ролевой игре в старшем дошкольном возрасте разворачиваются ролевые и реальные взаи­моотношения. Взаимодействие со сверстником не толь­ко условие достижения общей цели, но и сама цель. Старшие дошкольники осознают важность партнерства, сотрудничества, взаимодействия в продуктивных ви­дах деятельности.

Сотрудничество — выполнение общего дела, уме­ние согласовывать свои действия с действиями свер­стников и учитывать активность партнеров для дости­жения общего результата деятельности. Важным мо­ментов в общении выступает потребность ребенка в признании его авторитета и уважении со стороны свер­стников, которая с возрастом увеличивается. У детей к концу седьмого года жизни складывается новая форма общения: внеситуативно-деловая. Увеличива­ется круг общения, появляются отличия по половому признаку. Возрастает избирательность общения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.009 с.)