Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общение как основной вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В психолого-педагогической литературе проблемы деятельности общения изучали А. В. Запорожец. А. Н. Ле-оньев, М. И. Лисина, Т. А. Репина. Значимость общения в совершенствовании и гуманизации педагогического процесса освещается в исследованиях Р. С. Буре, Н. Д. Ватутина, А. В. Мудрик. Общение тесно связано с предметной деятельностью и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства сюжетно-ролевой игры. Общение — это взаимодействие двух или более людей, обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. При этом очень важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения. Общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная деятельность), удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению порой занимает ведущее место среди мотивов, побуждающих человека к совместной деятельности. Педагогическое общение — форма профессионального учебного взаимодействия, сотрудничества воспитателя (учителя) с ребенком (учащимся), создание благоприятного микроклимата в группе детского сада (классе). Педагогическое общение направленно не только на взаимодействие педагога с ребенком в целях его личностного развития, но и на организацию освоения им знаний и формирование умений. Общение одновременно реализует коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (процесс восприятия друг друга в общении, установление взаимопонимания) и интерактивную (согласование действий, распределение функций, обязанностей) функции с использованием всей совокупности вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств. К средствам общения относятся: а) система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые при общении; б) интонация, эмоциональность и выразительность; в) мимика, поза, жесты, взгляд; г) расстояние между собеседниками — зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия. Результатом общения является обмен опытом, положительное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятельности ребенка.
Критерии общения: 1) внимание и интерес к другому человеку, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям собеседника; 2) эмоциональное отношение к собеседнику; 3) инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе; 4) чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер; 5) изменение в процессе общения активности (настроения, слов, действий). В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Постепенно общение ребенка с взрослым становится все более социальным, у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные потребности в общении, в овладении человеческими способами познания и деятельности. В раннем детстве основой потребности в общении взрослого с ребенком являются: 1) потребность в впечатлениях; 2) потребность в активной деятельности; 3) потребность в признании окружающих. Показатели сформировавшейся потребности в общении ребенка раннего возраста с взрослым: 1) внимание и интерес ко взрослому; 2) эмоциональные проявления в ответ на воздействия взрослого; 3) стремление привлечь к себе внимание взрослого; 4) повышенная чувствительность к отношению взрослого; 5) реакция на характер взаимоотношений между людьми (плачет, если маму обидели); 6) способность сопереживать и сочувствовать, делиться игрушкой со сверстником или взрослым; 7) при дефиците воспитания, недостаточности общения с матерью, отсутствии педагогического воздействия и организации эмоционально насыщенной среды устанавливается явление «госпитализ-ма» — задержка в развитии детей раннего возраста. Ребенок становится вялым, безразличным, снижается его любознательность и эмоциональность (Н. М. Щелованов). Развитие общения связано с изменением его содержания: Филогенетическое развитие общения включает: 1) обогащение содержания общения новой информа- выборе стиля общения следует обратить внимание на становление образа «Я» ребенка, его стремление быть лучше, а также на индивидуальные особенности. Технология стиля общения направлена на формирование у ребенка потребности в общении (деловом, личностном, познавательном видах общения); ориентировку в целях, ситуациях общения; ориентировку в личности собеседника, партнера, сотоварища по игре; планирование содержания общения; корректировку направления, стиля, метода общения, а также на исключение дискомфорта в общении, проявляющегося в сниженном тонусе ребенка, скованности, тревожности в его поведении.
Н. А. Панфилова разработала серию игр направленных на взаимодействия педагога с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми, в которых дети усваивают нравственные нормы и правила общения. Методы определения эмоционального самочувствия дошкольников: наблюдение ребенка в процессе самостоятельной деятельности в ДОУ, социаметриче-ская методика с условным названием «Хоровод». «День рождения», диагностическая методика «Почта», индивидуальная беседа с ребенком с использованием проективных картинок на тему «Я в детском саду», рисуночные тесты «Моя семья», тест Розенцвейга. Методика самостоятельного выхода из ситуации эмоционального неблагополучия. Оказание эмоциональной поддержки ребенку, попавшего в ситуацию эмоционального дискомфорта. В исследованиях О. П. Пастюк была разработана специальная программа игрового коммуникативного тренинга для детей 5-10 лет «Школа партнерского общения». Цель программы — развитие конструктивного взаимодействия педагога с детьми, направленного на формирование партнерской позиции у педагогов образовательного учреждения; формирование умений детей общаться со своим ближайшим окружением — ровесниками, среди которых они осваивают форму выражения собственной социальной позиции. Программные задачи коммуникативного тренинга: 1) развитие способности ребенка к принятию совместных со сверстниками решений; 2) развитие самостоятельности и повышение своей самооценки; 3) формирование позитивного отношения к сверстникам и чувства принадлежности к группе: 4) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста; 5) развитие умения четко, ясно, выразительно высказывать в своей речи коммуникативные намерения (вербальные и невербальные формы предрасположения к предлагаемому объекту общения: улыбка, жест, слова приветствия, оценивание себя, сравнение с собой и т. д.); 6) воспитание умения адекватно реагировать в различных критических (бытовых, учебных), угрожающих жизни и здоровью ситуациях. Формированию равноправного партнерства в общении способствует: участие педагогов образовательного учреждения в гостевом обмене опытом (ГООП — новая форма); «гостевая» форма встреч педагогов нескольких учреждений (детский сад и начальная школа), а также проведение занятий с небольшой группой детей (4-6 чел.), общих бесед, деловых и индивидуальных разговоров; тренинг конструктивного взаимодействия в системе отношений: педагоги-родители; дети — педагоги; педагоги — родители — дети. В результате игрового коммуникативного тренинга педагог стремится построить равноправные (партнерские) взаимоотношения детей, создать такое сообщество, где каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным и вместе со сверстниками выполнять любое дело. Общаясь, дети проявляет взаимное уважение и доверие, стремление играть, учиться и действовать вместе. Развивается уступчивость и инициативность в общении друг с другом, и со всеми взрослыми участникам образовательного процесса.
Культура общения ребенка — это способность вступать в контакт с собеседником, вести с ним разговор, внимательно слушать, использовать мимику, жесты для более эффективного выражения своих мыслей, осознавать свои особенности и особенности сверстника в ходе общения. Общение со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка, отличающаяся от общения со взрослыми и большим разнообразием коммуникативных действий, которые практически не встречаются в общении со взрослыми. Коммуникативная деятельность с ровесниками возникает в конце второго — начале третьего года жизни. Основным стимулом для общения является: для детей трех лет — предметно-процессуальная деятельность и поведенческие реакции сверстника, его внешний вид; в начале младшего возраста возникает эмоционально-практическая деятельность, подражание. В конце четвертого года жизни в общении со сверстниками (в игре, на занятии, при выполнении обязанностей) складывается ситуативно-деловая форма общения. В сюжетно-ро-левой игре дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. В ролевой игре в старшем дошкольном возрасте разворачиваются ролевые и реальные взаимоотношения. Взаимодействие со сверстником не только условие достижения общей цели, но и сама цель. Старшие дошкольники осознают важность партнерства, сотрудничества, взаимодействия в продуктивных видах деятельности. Сотрудничество — выполнение общего дела, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников и учитывать активность партнеров для достижения общего результата деятельности. Важным моментов в общении выступает потребность ребенка в признании его авторитета и уважении со стороны сверстников, которая с возрастом увеличивается. У детей к концу седьмого года жизни складывается новая форма общения: внеситуативно-деловая. Увеличивается круг общения, появляются отличия по половому признаку. Возрастает избирательность общения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.239 (0.012 с.) |