Таким образом, все принципы обучения взаимосвязаны. Поэтому нельзя опираться на один принцип, они обеспечивают подход к развитию дошкольника в процессе обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, все принципы обучения взаимосвязаны. Поэтому нельзя опираться на один принцип, они обеспечивают подход к развитию дошкольника в процессе обучения



Модели обучения: при авторитарном стиле взаимодействия педагога и детей складывается учебно – дисциплинарная модель, при доминировании демократического стиля – личностно – ориентированная модель (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.А. петровский). Эти модели обучения отличаются целями, содержанием и методами. Существуют и такие модели обучения: свободная модель, формирующая, активизирующая, развивающая, гуманистическая как синтез эффективных сторон всех перечисленных моделей.

Типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

Прямое обучение предполагает постановку дидактической задачи, наличие образца способов выполнения задания, достижение результата.

Проблемное обучение заключается в создании проблемной ситуации, разрешить которую дети могут в диалоге друг с другом и педагогом. Роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности и творчества детей исследовали И.Я. Лернер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова.

Суть опосредованного обучения, заключается в том, чтобы научить ребенка использовать разные средства для познания окружающего мира, стать в позицию обучающего других и самообучаться. Девиз опосредованного обучения «Научился сам – научи другого».

Умственное развитие ребенка обеспечивается систематическим и целенаправленным обучением. В настоящее время большое внимание уделяется проблеме развивающего обучения, которое ориентируется на потенциальные возможности ребенка и их реализацию. Существует ряд теорий умственного развития: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); развитие теоретического (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), нестандартного творческого (С. Альтшуллер, Б. Крылов) мышления; организация обучения на повышенном уровне трудности (Л.В. Занков); формирования познавательных интересов (Н.В. Морозова, Л.И. Божович); проблемно – поискового обучения (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкн, И.Я. Лернер); развитие детского творчества и экспериментирования (Н.Н. Поддъяков).

При организации развивающего обучения педагог должен ориентироваться на зону ближайшего развития. По Л. С. Выготскому ребенок имеет две зоны развития. Первая – зона актуального развития – уже достигнутый в данном возрасте уровень. Актуальный уровень развития определяет содержание сегодняшней жизни ребенка и готовит его к вхождению в завтрашнюю жизнь. Вторая – зона ближайшего развития – определяющая в обучении и развитии: то, что ребенок в этой зоне сделает в сотрудничестве с педагогом, завтра он сумеет сделать самостоятельно и, следовательно, перейдет на уровень актуального развития. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития…» (Л.С. Выготский). Концепция развивающего обучения, разработанная отечественными учеными (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер), широко реализуется в работе ОУ.

Методы обучения. Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация в основу, которой положены основные формы мышления (наглядно – действенное и наглядно – образное), определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения.

Главными методами обучения дошкольников построенных на основе выделения источника знаний, являются:

1. словесные методы (рассказ, чтение художественной литературы, беседа);

2. наглядные (наблюдения, образец, рассматривание картин, слайдов);

3. практические (упражнения, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование, труд);

4. игровые методы (дидактические игры, игры – упражнения, игры – занятия, автодидактические игрушки).

Проблема методов обучения – одна из важнейших в дошкольной педагогике. От правильного ее решения зависит эффективность обучения. Особенно трудной эта проблема представляется молодым воспитателям. В поиске новых методов обучения помогают педагоги – новаторы.

Педагоги – новаторы – стали известны в 80 –е гг., в это время получило большое распространение педагогика сотрудничества. (Шаталов – в математике, А. С. Макаренко – в современных условиях).

Методы обучения - способы совместной деятельности воспитателя и дошкольников, направленные на решение задач обучения.

Методы обучения имеют две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внешняя сторона - последовательное действие воспитателя и адекватное действие дошкольника. Данная сторона доступна наблюдению, допущенные ошибки можно исправить.

Внутренняя сторона - выражает внутреннее состояние ребенка, степень усвоения предлагаемого материала. Ребенок мыслит по-своему, хотя стремится рассуждать как воспитатель. Даная сторона метода не доступна для наблюдения, исправить ошибки в усвоении предлагаемого материала очень сложно, т. к. скрыты и внешне слабо проявляются.

Ценность метода: Не важно, как объясняет воспитатель, важно, как понял ребенок.

Развитие методов обучения продолжается и это связано с изменением позиции ребенка в познавательном процессе.

Методы обучения зависят от общих и конкретных целях обучения, от содержания дошкольного образования.

Выбор методов зависит от:

1.психических и возрастных особенностях дошкольника (например, 3 года и 6 лет);

2.анатомо-физиологических особенностей детского организма (работоспособность, утомляемость, особенности нервной системы);

3.материально-технической базы детского сада;

4.сложившейся традиции в педагогике детского сада, опыта воспитателей и др.

Приемы обучения - отдельные операции, умственные или практические действия воспитателя или дошкольника, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.

Классификация приемов:

1.приемы формирования и активизации отдельных операций (мышление, внимание, памяти, восприятие);

2. приемы, способствующие созданию проблемных поисковых ситуаций;

3. приемы, активизирующие переживания, чувства рбенка, связанные с изучением учебного материала;

4. приемы контроля, самообучения, самоконтроля школьников;

5. приемы управления в познавательном процессе, коллективными и личными взаимоотношениями дошкольников.

Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение. Описание и т.д.

Слово воспитателя – самый доступный и распространенный инструмент. Главное – правильное построение мыслей. Слово воспитателя активизирует познавательные процессы (память, воображение и др.), чувства ребенка. Речь воспитателя должна быть образцом пользования слова. Используется преимущественно при изучении нового материала. и сочетаются с наглядными, практическими методами.

Наглядные методы: наблюдение, диа -, кино -, телефильмы, а также картины, опыты и т.д. В процессе наблюдения, дети познают окружающий мир, действительность, у них происходит процесс умственного развития. Наблюдая, дети учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, что повышает прочность усвоения. Наглядные методы помогают активизировать деятельность дошкольников, систематизировать и обобщать их знания. Наглядные методы требуют подбора и сочетаются с словесными и практическими.

Практические методы – представляют собой форму овладения познавательного материала, при помощи упражнений, самостоятельных работ, практических и лабораторных работ. При помощи этих методов происходит формирование и совершенствование практических умений, навыков.

Репродуктивные методы – основаны на функции памяти. Они повышают прочность знаний, так какобеспечивают восприятие познавательного материала в определенной системе. Развивают все виды памяти.

Объяснительно- иллюстративный (информационно – рецептивный) метод. состоит из двух частей: теоретической (теоретические положения, сведения, доказательства) и практической (словесное объяснение, наглядности). Обе части должны быть уравновешенны. Если преобладает теоретическая часть, то обучение становится трудным. А если доминирует практическая часть, то обучение может стать слишком легким, а знания – поверхностными, что ведет к снижению умственного развития.

Проблемные методы – представляют собой формирование ситуаций, напоминающих научный поиск. Ребенок самостоятельно ищет ответ на поставленный вопрос или проблемное задание. Повышенная познавательная активность дошкольников способствует приучению мыслить самостоятельно. Эти методы имеют широкое распространение в системах развивающего обучения.

Исследование – представляет собой выполнение отдельных исследовательских заданий под руководством воспитателя (например, свойство воды в трех видах).

Требования к методам обучения:

1. направленность метода обучения на решение учебно-воспитательных задач;

2. научность метода (обеспечивает правильное понимание закономерностей окружающего мира);

3. доступность метода и его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития дошкольников (думать не только о том, что ребенок понимает, но и том, что он может понять);

4. результативность метода обучения;

5. необходимость систематически изучать, заимствовать и использовать лучшие методы в своей работе.

Рассказ – форма изложения материала, которая носит преимущественно описательный характер. Рассказ – это словесное описание событий, процессов и явлений в природе и т.д. в рассказе сообщается история научного события, открытия.

Требования к рассказу:

1. Определить тему и содержание;

2. Эмоциональность;

3. Структура (начало, развитие событий, кульминационный пункт, финальная часть).

Рассказ может быть средством сообщения дополнительных знаний. Может занимать на занятии самостоятельное место, а может быть включен в процесс объяснения на разных его стадиях.

Объяснение – норма овладения теоретическим познавательным материалом.

Особенность: теоретическое доказательство, которое включает:

1. постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития ребенка;

2. ясно осознаваемое теоретическое положение;

3. строгий, тщательный подбор фактического материала;

4. определенную форму рассуждений;

5. формулировку выводов;

6. дополнительные разъясняющие моменты.

Каждый из этих моментов требует тщательной подготовки. Существенным звеном объяснения является получение обратных связей. Нужно предусмотреть ответные реакции дошкольников в ходе объяснения. Обратная связь помогает совершенствовать объяснение, вносить необходимые поправки и корректировку.

Беседа- как метод обучения представляет собой вопросоответную форму овладения познавательным материалом.

Требования: строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов дошкольников. Вопрос должен быть определенным, т.е. дети всегда должны понимать предмет разговора. Они могут не ответить на вопрос или ответить неправильно, но прежде всего должны понимать, о чем спрашивает воспитатель, искусство правильно говорить (задавать) вопрос – это прежде всего умение мысленно выделить конкретное содержание и сосредоточить на нем внимание дошкольников.

Беседа – это всегда система вопросов. Система непростого набора элементов. В ней все взаимосвязано и подчинено главной основной идее. Поэтому вопросы беседы представляют взаимосвязь главных, второстепенных, дополнительных вопросов. Воспитатель заранее готовит такую систему. Формулируя вопросы, воспитатель четко представляет ту совокупность знаний, умений и навыков, которая необходима детям для ответа. Вопрос должен быть четким и ясным по форме.

Нельзя: включать труднодоступные термины, сложные обороты речи, повторять вопрос несколько раз. Однообразная, монотонная манера беседы с детьми притупляет внимание, снижает интерес. Ответ должен быть определенным по содержанию, ясным по смыслу, дошкольник должен понимать о чем он говорит. Он не должен воспроизводить все подряд, а видеть главную идею ответа и разъясняющие моменты.

Ответ строится по определенному плану. Научить дошкольника этому трудно.. Дети чаще воспроизводят материал, чем самостоятельно излагают в соответствии со своим планом. Заранее предусмотренная система ответа значительно повышает доказанность, убедительность рассуждений. Главное, чтобы дошкольник понимал, что он доказывает и объясняет, и какими средствами.

Ответы могут быть полными и неполными.

Полный ответ предполагает самостоятельное изложение дошкольником материала. По системе ответа, последовательности, доказательности, точности изложения материала. Воспитатель определяет глубину и осознанность знаний.

Краткий ответ (или неполный) – это обычно утвердительное или отрицательное высказывание на поставленный вопрос. Дошкольник одним – двумя предложениями поясняет, почему он так думает.

Воспитатель приучает к полным ответам.. Такие ответы способствуют развитию речи и мышления. Беседа, как метод обучения, удобна для получения обратной связи. Воспитатель постоянно видит по ответам, что дети знают, чего не понимают, а также – степень усвоения материала.

Вопросы могут быть: эвристическими (поисковыми) и репродуктивными (воспроизводящие).

Поисковые вопросы направлены на поиск решения, предполагаются элементы творчества и самостоятельность размышления.

Воспроизводящие вопросы составляют другой вид беседы, которая направлена на воспроизведение изученных ранее знаний.

Беседа, как форма овладения знаниями, может занимать различное место в познавательном процессе: как подготовка и усвоение нового; как проверка домашнего задания; как средство сосредоточения внимания; в процессе объяснения для связи нового с изученными знаниями; в конце занятия – как способ закрепления материала. Как итог.

Беседа связана с другими методами и часто включается в их структуру. Краткие беседы используют всегда.

Самостоятельная работа учащихся в настоящее время становится одним из важных методов обучения.

Самостоятельная работа – это такая познавательная деятельность, когда последовательность мышления дошкольника, действия зависят и определяется самим дошкольником. Дети самостоятельно выполняют упражнения, практически работают.. Научить дошкольника учиться, научить самому добывать знания, можно лишь организуя его самостоятельную практическую учебную деятельность.

Самостоятельные работы могут быть устными и письменными, практическими и теоретическими, репродуктивными и творческими.

Самостоятельная работа – тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплину труда, почти каждое занятие включает в себя упражнения, выполнения которых связано с самостоятельными действиями дошкольника.

Самостоятельная работа – проводится в виде подготовительных упражнений для усвоения нового материала, упражнений при изучении нового материала, упражнений в процессе закрепления и повторения, а также для самоконтроля.

Наблюдение – одна из форм овладения нового. Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях проводятся на лугу, в лесу, в поле и т.д.

Задача в том, чтобы возбудить интерес к окружающей жизни, научить анализировать природные и социальные явления, связывать процесс и результат наблюдения с познавательным материалом.

Экскурсии – наиболее соответствует виду наблюдений. Имеют общеобразовательное и специальное познавательное значение.

Наблюдение в групповых условиях – связанных с применением наглядных пособий: моделей, картин, схем, рисунков и т.д. выступают как облегчающий процесс усвоения знаний. Дошкольники должны хорошо понимать мысль, какую операцию они должны усвоить. Наблюдение является существенным компонентом практических и лабораторных работ.

Демонстрация объектов – постоянно сопровождает практическую познавательную деятельность.

Условия:

1. демонстрационный объект должен быть хорошо виден всем;

2. в момент объяснения следует показывать необходимое пособие и после объяснения его убирать;

3. каждый ребенок действует согласно инструкции (при необходимости);

4. словесное описание объекта детей должно способствовать развитию наблюдательности, формировать выразительность и обоснование речи;

5. необходима формулировка выводов и результатов наблюдения.

Главное в том, чтобы дети видели те положения познавательного материала, которые можно легче и глубже понять с помощью демонстративного объекта. Используются познавательные фильмы, диафильмы, диапозитивы и т.д. это активизирует мыслительную деятельность, дает дополнительную информацию.

Моделирование – наглядно – практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения: реальный предмет замещает другим предметом, его изображением или условным знаком. Виды моделей: технические игрушки, предметы, модели построек, предметно –схематические модели. Модели используются в игре и различных занятиях.

Опыты и экспериментирование используются педагогом для оказания помощи ребенку в приобретении новых знаний о предмете, познания его свойств, особенностей, связей.

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности, направленная на развитие наглядно – действенного мышления, возникновение и развитие новых мотивов личности; создает условия для самодвижения, саморазвития ребенка. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим ребенком по мере получения новых сведений об объекте, поэтому уместно говорить о саморазвитии в деятельности экспериментирования. Для развертывания деятельности экспериментирования необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки, приборы (весы, часы, календари и т.п.), вода, глина, песок. С дошкольниками можно проводить опыты: превращение воды в пар, снега в воду, опыты с песком и глиной, с воском.

М. Н. Скаткин и И.Я. Лернер применительно к обучению дошкольников классифицирует методы на: объяснительно – наглядные, проблемные, частично – поисковые. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания занятия, а также от личности педагога, его способностей и ответственности.

Исторически сложились три формы обучения: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Индивидуальное обучение – обучается один дошкольник и учитывается его индивидуальные особенности, его темп усвоения, его механизмы мышления.

Положительное: очень хорошо изучается ребенок, воспитатель опирается на интересы дошкольника, вступая в непосредственный контакт, есть возможность отметить успехи и недостатки, глубже исследовать личность дошкольника и стимулировать индивидуальный темп развития.

Недостатки: потеря времени, ребенку не с кем себя сравнить, не накапливается опыт межличностных отношений.

Групповое обучение – воспитатель взаимодействует с целой группой.

Положительное: экономия времени, есть образец для подражания, есть возможность сравнить себя с другими, ребенок учится взаимодействовать с другими детьми.

Отрицательное: трудно изучить каждого ребенка, трудно осуществлять индивидуальный подход.

Формы обучения различаются по: количественному составу обучающихся; характеру взаимодействия между учащим и обучаемым (степенью активности и самостоятельности); способом деятельности (методами и приемами); месту проведения; характеру воспитательно – образовательных задач.

Занятия – основная форма обучения. Это регламентированная деятельность, направленная на решение задач умственного развития детей.

Обучение на занятиях независимо от формы их организации отличается: программностью, дидактическими целями, содержанием.

Основные занятия с детьми раннего возраста: показ предмета, показ и называние одного персонажа и действий с ним; перенос действий, производимых с одним персонажем, на другие с подчеркиванием специфики каждого, проведение игр – занятий с сюжетными игрушками, со строительным материалом, игр – развлечений; занятия с предметами – орудиями, художественной литературой; занятия по ознакомлению с природным окружением; рисование, лепка, физкультурное, музыкальное.

Основные занятия в старшем дошкольном возрасте: ознакомление с окружающим; предметное окружение; явлениями общественной жизни; природным окружением; развитие речи и подготовка к обучению грамоты; ознакомление с художественной литературой; развитие элементарных математических представлений; рисование; лепка; аппликация; конструирование и ручной труд; музыкальное; физкультурное

Дидактические цели занятия: занятия по сообщению новых знаний; по закреплению знаний и умений; занятия по самостоятельному использованию приобретенных знаний и умений. На некоторых занятиях возможно объединение целей.

занятия с детьми всех возрастных групп ДОУ организуются и проводятся педагогом с учетом возраста детей, содержание занятия строится на основе программы воспитания и обучения детей.

занятия проводятся систематично и планомерно по всем направлениям воспитательно - образовательной работы; строятся на основе принципов дидактики; применения разнообразных методов и приемов, способствующих формированию у детей осознанности, умственных способностей, предпосылок учебной деятельности.

занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей, как правило, это утренние часы. количество занятий учитывает степень трудности и характер деятельности детей.

Структура занятия:

1. Подготовительная часть (переключение внимания детей от самостоятельной деятельности к занятию, создание интерес к предстоящему содержанию, сосредоточение внимания на цели занятия, внесение мотивов, обуславливающих значимость содержание).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.047 с.)