Программа нового типа «Истоки». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа нового типа «Истоки».



Программа и руководство по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в детском саду «Радуга».

4. Комплексная образовательная программа «Детство».

5. Комплексная образовательная программа «Развитие»

Парциальные программы.

7. Примерная методика разработки образовательной программы ДОУ.

1. В конце 20 века дошкольная система обучения, воспитания и развития детей претерпела некоторые изменения. Так, ДУ стали называться еще и образовательными. Главной задачей этих учреждений является социализация ребенка, воспитание, а затем уже подготовка к школе и только после этого «дошкольное образование»

Физиологические возможности детского организма ограничены, и не всякие нагрузки он может выдержать без вреда для своего здоровья.

Любая программа, рекомендованная Министерством образования РФ к использованию, является государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание учебно – воспитательной деятельности с детьми в дошкольном учреждении.

Первый проект программы для ДОУ был создан в 1932 г. совершенствовалась программа вплоть до 1962 г. в этом же году была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР единая программа воспитательно – образовательной работы с детьми в детском саду, затем в 1978 г. после доработки и дополнения она получила название Типовой программы и применяется в настоящее время. Эта программа обеспечивает преемственность в обучении и воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Однако Типовая программа не может в полной мере отвечать инновационным требованиям обучения и воспитания нового поколения. Она излишне идеологизирована, включает многие темы для изучения недоступные жизненному опыту детей их возрастным возможностям, не учитывает региональные особенности, имеющих важное значение для формирования личности дошкольника.

Программы для дошкольных образовательных учреждений могут быть комплексные и парциальные.

Комплексная программа включает в себя все основные направления работы с детьми, обеспечивающие разностороннее развитие ребенка, парциальная – одно или несколько направлений развития ребенка.

Программы нового поколения (1990-х г.) рекомендованные Министерством образования РФ к использованию в работе ДОУ. Все эти программы построены на принципе личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком.

2. «Истоки» - программа нового типа, разработанная в 2003 г. коллективом авторов (сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца) под руководством доктора пед. наук Л.А. Парамоновой. Ее цель – разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. В основу программы положен деятельностный подход к развитию ребенка, а также Концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой.

Базисная программа строится на основе следующих направлений развития ребенка: социальное развитие; физическое развитие; эстетическое развитие; познавательное развитие; природа и человек; история; география и культура Родины; грамота, развитие речи и речевого общения, овладение вторым языком; здоровье. Содержание программы предполагает также диалоги культур и поколений.

Впервые программа «Истоки» ввела во все направления работы с детьми раздел «Содержание и условия педагогической работы», ориентирующий педагогов на подбор методов и технологий работы с дошкольниками по каждому из направлений развития и воспитания детей.

3. «Радуга» - программа и руководство по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста в детском саду. Разработана коллективом сотрудников лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования РФ под руководством канд. пед. наук Т.Н. Дороновой в 1989 г. в программе отражена целостная система поступательного развития детей от 2 до 7 лет с опорой на психологические особенности каждого возраста.

Цель программы – обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. Программа включает следующие разделы: «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «развитие речи», «ребенок познает мир», «Математика», «Изобразительная деятельность», «Конструктивная и практическая продуктивная деятельность детей», «Развитие музыкальности». Ведущая роль в этой программе отводится теории психических новообразований в каждой возрастной группе детей. программа нацелена на развитие всех способностей ребенка за счет различных видов деятельности, формирование таких качеств личности, как воспитанность, целеустремленность, самостоятельность, умение поставить задачу и решить ее, что позволит ребенку не потеряв интереса к учению, успешно овладевать знаниями в школе.

4. «Детство» - комплексная образовательная программа, составлена коллективом преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт – Петербург) в 1995 г. В основе программы лежит личностно – деятельностный подход к развитию и воспитанию дошкольников. Программой выделены три возрастные группы – младшая, средняя, старшая. Содержание программы объединяется вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни» и строится на идеях гуманитсической педагогики.

В программе «Детство» определены основные, познавательные, практические, речевые умения, способствующие осознанному приобщению ребенка к миру доступных предметов и активному использованию их в своей деятельности. Авторы программы уделили внимание и вопросам освоения ребенком культуры деятельности, сотрудничества, творчества.

5. «Развитие» - комплексная образовательная программа разрабатывалась коллективом сотрудников под руководством известного психолога Л.А. Венгера в 1989 г. Программа ориентированна на целостное развитие, а также на дифферцированный подход к детям разного уровня развития. Авторы подчеркивают, что нельзя переносить в дошкольные учреждения школьные формы обучения и воспитания. следует разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям дошкольников. В основу программы положена личностно – ориентированная модель воспитания, предполагающая создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослым и детьми, проведение занятий по подгруппам более свободной форме.

6. Парциальные программы включают одно или несколько направлений развития детей. это программы «Одаренный ребенок», «Золотой ключик», «Гармония», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху».

«Из детства – в отрочество» - комплексная программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет, выстроена на концепции защиты прав и достоинства ребенка, решает задачу взаимодействия ДОУ и семьи наличие разных программ, в том числе и региональных, требует внимание при отборе их для использования в практике работы педагога дошкольного учреждения.

http://vospitatel.resobr.ru/

7. Анализ сложившейся ситуации показывает острую необходимость в разработке каждым дошкольным учреждением образовательной программы, обеспечивающей построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное и всестороннее развитие ребенка: физическое, социально­-нравст­венное, художественно-эстетическое, интеллектуальное. Образовательная программа – документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования. Это модель воспитательно-образовательного процесса. Она излагает многокомпонентное содержание образования и состоит из целостного ряда частей, взаимно связанных между собой. Отбор компонентов не может носить случайный характер и должен быть ориентирован, прежде всего, на создание целостной системы. Переход к работе по вариативным программам и технологиям предполагает регулирование качества дошкольного образования в контексте методологии развивающего обучения. Образовательная программа наряду с уставом ДОУ служит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения при необходимости платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей. А потому основные ее положения должны быть разработаны в соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93, Законом РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании”, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 677. Образовательная программа ДОУ, в отличие от школьной, должна охватывать все основные моменты жизнедеятельности детей (а не только обучение) с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Поэтому образовательную программу ДОУ не следует рассматривать как однажды написанный и не подлежащий коррекции документ. Содержание этой программы может по мере необходимости изменяться ежегодно.

Примерная образовательная программа ДОУ состоит из нескольких разделов.

Раздел I. Цели и задачи воспитания, определенные на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится учреждение. Он может дополняться итогами выполнения Программы развития ДОУ за прошедший учебный год.

Раздел II. Выбор программ и их комплексирование, выстраивание целостного педагогического процесса. Образовательная программа конкретного ДОУ может составляться в трех вариантах: ДОУ работает по одной из комплексных программ, имеющих гриф экспертной комиссии и рекомендованных к использованию в работе с дошкольниками;

  • воспитательно-образовательный процесс выстраивается на основе сочетания одной комплексной и одной или нескольких парциальных программ, обеспечивающих развитие детей по основным ведущим линиям (физическое, социально-нравст­венное, художественно-эстетическое, познавательное);
  • воспитательно-образовательный процесс опирается на государственные стандарты в системе дошкольного образования, и подбираются парциальные программы или учебно-методические пособия по каждой линии развития дошкольника.

Последний вариант наиболее сложный, так как в настоящее время государственные стандарты в системе дошкольного образования не утверждены, а п. 2 приказа Минобразования России от 22.08.96 № 448 “Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации ДОУ” предписывает: “Установить, что Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, действуют до введения Государственного образовательного стандарта дошкольного образования”. Ориентация на Временные требования при подборе парциальных программ – очень сложный процесс. Поэтому до утверждения Государственных стандартов по дошкольному образованию лучше пользоваться первыми двумя вариантами. Второй раздел образовательной программы более статичен и определяется на перспективу; он может претерпевать незначительные изменения в графе “Название технологий, пособий”, если детский сад переходит на работу по новой технологии.

Определившись в выборе программ и технологий, второй раздел образовательной программы можно представить в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Раздел II образовательной программы

Линии развития Название программ Название технологий, пособий Примечание
       

 

Раздел III. Самый объемный и включает в себя материалы, связанные с проектированием и планированием текущей педагогиче­ской деятельности. Необходимо, чтобы в каждом детском саду был составлен гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов – педагогов и медицинских работников, пересмотрены подходы к обучению дошкольников, к организации всех видов детской деятельности. Должна быть разработана гибкая вариативная сетка занятий, учитывающая возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающая взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду (табл. 2).

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.66 (0.013 с.)