Блоки физкультурно-оздоровительной работы
| Содержание физкультурно-оздоровительной работы
|
Создание условий для двигательной активности
| - Гибкий режим;
- занятия по подгруппам;
- оснащение (спортинвентарем, оборудованием, наличие спортзала, бассейна, спортивных уголков в группах);
- индивидуальный режим пробуждения после дневного сна;
- подготовка специалистов по двигательной деятельности
|
Система двигательной активности + + система психологической помощи
| - Утренняя гимнастика;
- прием детей на улице в теплое время года;
- физкультурные занятия;
- двигательная активность на прогулке;
- физкультура на улице;
- подвижные игры;
- физкультминутки на занятиях;
- гимнастика после дневного сна;
- физкультурные досуги, забавы, игры;
- спортивно-ритмическая гимнастика;
- игры, хороводы, игровые упражнения;
- оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы;
- психогимнастика
|
Система закаливания
| В повседневной жизни
| - Утренний прием на свежем воздухе в теплое время года;
- утренняя гимнастика (разные формы: оздоровительный бег, ритмика, ОРУ, игры);
- облегченная форма одежды;
- ходьба босиком в спальне до и после сна;
- сон с доступом воздуха (+19 °С... +17 °С);
- контрастные воздушные ванны (перебежки);
- солнечные ванны (в летнее время);
- обширное умывание
|
Специально организованная
| - Полоскание рта;
- полоскание горла отварами трав;
- занятие в бассейне;
- контрастный душ (после бассейна) или полоскание в тазу;
- общее УФО;
- кислородные коктейли;
- фиточай
|
Организация рационального питания
| - Организация второго завтрака (соки, фрукты);
- введение овощей и фруктов в обед и полдник;
- замена продуктов для детей-аллергиков;
- питьевой режим
|
Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности, психоэмоционального состояния
| - Диагностика уровня физического развития;
- диспансеризация детей детской поликлиникой;
- диагностика физической подготовленности;
- диагностика развития ребенка;
- обследование психоэмоционального состояния детей психологом;
- обследование логопедом
|
Приложение 2
Информационная справка
ГОУ "Дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида " открыто в 1982 г. С 1991 г. детский сад перепрофилирован в дошкольное учреждение санаторного типа для ослабленных и часто болеющих детей.
ДОУ– активный участник различных конкурсов. В 2009 г. детский сад занял
3-е место в конкурсе “Дорожная азбука”. В 2009 г. ДОУ присвоен статус городской экспериментальной площадки “Построение физкультурной, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ и семье”.
ГОУ “Детский сад компенсирующего вида”,
Программа “Образование” (извлечения)
Введение
Учитывая положения Конвенции ООН о правах ребенка, ориентируясь на государственные стандарты и базисную программу развития ребенка-дошкольника “Истоки”, а также исходя из специфики работы ДОУ, педагогический коллектив основной целью своей работы видит формирование у детей положительного отношения к получению знаний как главному условию личностного роста. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- охрана и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности и состояния здоровья ребенка;
- гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления.
Выбор программ и технологий
До 2008 г. воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строился на основе Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. Васильевой, утвержденной Министерством просвещения.
С 2008 г. ДОУ перешло на работу по базисной программе развития ребенка-дошкольника “Истоки” под редакцией Л. Парамоновой, Т. Алиевой, А. Арушановой, О. Дьяченко, Ю. Головкина.
Принимая за основу программу “Истоки”, коллектив ДОУ строит воспитательно-образовательный процесс по следующим программам и технологиям.
Физическое развитие ребенка
Технологии:
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000;
- Буцинская П.П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 2000;
- Зимонина В.Н. Расту здоровым. М., 2007;
- Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 2002;
- Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М.: Просвещение, 2003;
- Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 2001;
- Детские народные подвижные игры. Составители: Кенеман А.В., Осокина Т.И. М.: Просвещение, “Владос”, 2005;
- Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 2006;
- Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. М.: Просвещение, 2003;
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: Аркти, 2007;
- Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: Просвещение, 2003;
- Организация активного отдыха детей дошкольного возраста (сценарии спортивных праздников, развлечений, спартакиад). М., 2003.
Социальное развитие ребенка
Программы:
- Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Сфера, 2002;
- Занятия по развитию речи в детском саду: Программа и конспекты / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Совершенство, 2008;
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: конспекты занятий. М.: Сфера, 2008.
Технологии:
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М.: “Мозаика-Синтез”,2002;
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки: Методическое пособие. М.: “Мозаика-Синтез”, 2002;
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста М.: ООО “АСТ-ЛТД”,2008;
- Козлова С.А. Я – человек. М.: МГПУ, 2007.
- Организация воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию детей в ДОУ
Эстетическое развитие ребенка
Технологии:
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 2001;
- Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М.: Просвещение, 2008;
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 2002;
- Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. СПб.: “Акцидент”, 2006;
- Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: “Российское педагогическое агентство”,2007;
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М.: “Владос”, 2007;
- Суховская Л.Т., Грибовская А.А. Аппликация в детском саду. М.: Просвещение, 2008;
- Гоман Л.А. Занятия по ручному труду в детском саду. Киев, 2002.
Дополнительное образование в ДОУ
Дополнительное образование детей в ДОУ осуществляется в соответствии с учебным планом (табл. 1) и сеткой занятий (табл. 2).
Таблица 1
Учебный план дополнительного образования
на 2009–2010 учебный год
|
|
|
|
|
|
|
Дисциплина
| Возрастная группа
| Количество детей
| Количество занятий в неделю
| Время проведения
| Ф.И.О. преподавателей
| Автор и название программы
|
Рисование
| Средняя
Старшая
Подготовительная
|
|
| Понедельник
15.15–17.00
Вторник
15.15–16.25
| Носкова Т.В.
| Селина А.В.
“Алиса”
|
Ритмика
| Младшая
Средняя
|
|
| Пятница
15.15–16.45
| Давыдова И.И.
| Фирилева Ж.Е.
“Са-Фи-Дансе”
|
Английский язык
| Старшая
Подготовительная
|
|
| Среда
15.15–17.15
| Александро- ва М.С.
| Журавлева М.С. “Английский язык в детском саду”
|
Развивающее обучение
| Подготовительная
|
|
| Четверг
15.15–16.25
| Максименко- ва Е.Н.
| Безруких М.М., Филиппова Т.А. “Школа для дошкольника”
|
Таблица 2
Расписание занятий
Дни недели
| Занятие, время проведения (ч, мин)
|
Младший дошкольный возраст
| Старший дошкольный возраст
|
Понедельник
| Рисование
15.15–15.55
| Рисование
15.55–17.00
|
Вторник
| –
| Рисование
15.15–16.25
|
Среда
| –
| Английский язык
15.15–16.15
16.15–17.15
|
Четверг
| –
| Развивающее обучение
15.15–16.25
|
Пятница
| Ритмика
15.15–15.55
15.55–16.45
| –
|
Квалификационные характеристики специалистов
- Носкова Т.В. – воспитатель второй квалификационной категории, образование – среднее специальное, педагогический стаж – 4 года.
- Александрова М.С. – педагог дополнительного образования, воспитатель высшей квалификационной категории, образование – высшее, педагогический стаж – 11 лет.
- Давыдова И.И. – воспитатель по ФИЗО высшей квалификационной категории, образование – высшее, педагогический стаж – 23 года.
- Максименкова Е.Н. – воспитатель второй квалификационной категории, образование – высшее, педагогический стаж – 7 лет.
Проектирование и планирование педагогической деятельности
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ планируется на год (табл. 3) и на месяц (табл. 4).
Таблица 3
Модель воспитательно-образовательного процесса на год
Участники воспитательно-образовательного процесса
| Время проведения
|
Родители
| Педагоги
| Дети
|
День знаний
| Сентябрь
|
День города
|
Собрания
| Диагностика
|
Праздник осени “Осень золотая”
| Октябрь
|
День открытых дверей
| Ноябрь
|
Новогодний праздник
| Декабрь
|
Собрание. Анкетирование
| Диагностика
| Январь
|
Уродилась Коляда накануне Рождества
|
Фольклорный праздник “Масленица”
| Февраль
|
Праздник “Самая красивая – мамочка моя!”
| Март
|
Собрание. Анкетирование
| Праздник “Скоро в школу”
| Апрель
|
Праздник птиц
| Май
|
Диагностика
|
Музыкально-спортивный праздник, посвященный “Дню защиты детей”
| Июнь
|
“Малые олимпийские игры”
| Июль
|
Спортивный праздник с участием родителей “Вместе нам веселей, вместе мы вдвойне сильней…”
| Август
|
| | | |
Таблица 4
Модель воспитательно-образовательного процесса на месяц
Линии развития
| 1-я неделя
| 2-я неделя
| 3-я неделя
| 4-я неделя
|
Социальная
| –
| –
| –
| “Путешествие с Незнайкой”, “Наш знакомый светофор”, “Путаница”
|
Познавательная
| –
| “Страна Арифметия”, “Уроки гнома Эконома”,
“В гостях у Паутиныча”, “Путешествие по глобусу”
| –
| –
|
Физическая
| –
| –
| “Сильные, смелые, ловкие”, “Королевство Здоровья”, “Миша приглашает в гости”
| –
|
Эстетическая
| “В стране Рисовандии”, “Веселые музыканты”, “Зимние святки”, “Пушкинские вечера”
| –
| –
| –
|
Таблица 5
Классификация игр детей дошкольного возраста
Классы игр
| Виды игр
| Подвиды игр
|
Игры, возникающие по инициативе ребенка
| Игры-экспериментирования
| 1. Игры с природными объектами.
2. Игры со специальными игрушками для исследования.
3. Игры с животными
|
Сюжетные самодеятельные
| 1. Сюжетно-отобразительные.
2. Сюжетно-ролевые.
3. Режиссерские.
4. Театрализованные
|
Игры по инициативе взрослого
| Обучающие
| 1. Сюжетно-дидактические.
2. Подвижные.
3. Музыкально-дидактические.
4. Учебные
|
Досуговые
| 1. Интеллектуальные.
2. Игры-забавы, развлечения.
3. Театрализованные.
4. Празднично-карнавальные.
5. Компьютерные
|
Игры народные
| Обрядовые
| 1. Семейные.
2. Сезонные.
3. Культовые
|
Тренинговые
| 1. Интеллектуальные.
2. Сенсомоторные.
3. Адаптивные
|
Досуговые
| 1. Игрища.
2. Тихие игры.
3. Игры-забавы
|
Способы определения детского развития
В ДОУ регулярно проводится диагностика развития детей (3 раза в год: в сентябре, декабре, мае (табл. 6)). С 2008 г. на каждого ребенка дополнительно заполняется индивидуальная карта развития ребенка-дошкольника, разработанная Парамоновой Л.А., Алиевой Т.И., Арушановой А.Г., Дьяченко О.М., Головкиным Ю.В., а также индивидуальная карта физического развития ребенка.
Таблица 6
Диагностика развития детей