Тема: «Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка».



Орел,2003

ББК 81.441.2

УДК 811.1

Р- 883

 

Ст. пр. Зайцева Н.Н., ст.пр.Жукова Н.А.

 

 

Рецензенты: к.ф.н., ст. пр Г.Н. Новикова, д.ф.н., профессор Б.Г. Бобылев

 

Одобрено

редакционно-издательским советом

Орловского коммерческого института

 

Р-883 ст.пр. Зайцева Н.Н., ст.пр.Жукова Н.А, Практикум по дисциплине

«Русский язык и культура речи».- Орел: Издательство «ОКИ», 2003 –с

 

 

Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» предназначено для студентов всех факультетов ОКИ. Оно составлено на основе стандарта «Русский язык и культура речи» для студентов нефилологических факультетов Орловского государственного университета.

Основная цель пособия- дать студентам системное представление о нормах современного русского литературного языка, выработать практические навыки применения языковых норм в различных ситуациях речевого общения в устной и письменной форме.

Настоящее пособие включает в себя необходимые теоретические сведения по культуре речи, практические задания, охватывающие все основные нормы языка. В конце пособия помещено приложение, предназначенное для студентов коммерческого факультета специальность «Реклама». Упражнения повышенной трудности помечены в пособии значком «звездочка».

 

 

ББК 81.441.2

 

© Орловский коммерческий институт, 2003

Тема: «Основные понятия курса «Культура речи».

Вопросы.

 

1. Понятие о культуре речи как лингвистической науке.

2. Литературный язык как высшая форма национального языка.

3. Понятие нормы. Виды норм в современном русском языке. Обязательная и вариантная нормы.

Литература:

1.Введенская Л.А., Русский язык и культура речи.– Ростов–на–Дону: Феникс, 2000.

2.Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1988.

3.Русский язык и культура речи. Под ред. проф. В.Н. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.

4.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис- Пресс – Рольф, 2001.

Задание №1. Проанализируйте приведенные ниже определения культуры речи, раскройте содержание понятия «культура речи».

 

а) Культура речи - это совокупность и система коммуникативных качеств.

б) Культура речи – это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.

в) Приняв во внимание то, что коммуникативные качества речи необходимы для воздействия на слушателей и читателей, предметом культуры речи как учения мы сможем признать языковую структуру речи в ее коммуникативном воздействии (Б. Н. Головин).

г) Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи (Л.И. Скворцов).

д) Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка… Высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное) (С.И. Ожегов).

 

 

Задание №2. Объясните смысл приведенных высказываний.

1.Чтобы речь от речи не разносили, а чтобы речь к речи была (Царь Алексей Михайлович о чтении). 2. Клад со словом кладут, кому дастся, а кому нет (пословица). 3. Слово слову рознь: словом Господь мир создал, словом Иуда предал Господа (В. Даль). 4. Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет (В. Даль). 5. Язык держи, а сердце в кулак сожми (пословица). 6. Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь (пословица). 7. Неясность слов есть признак неясности мысли (Л. Толстой). 8. Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли (Талейран). 9. Пусть язык твой будет кроток, и никогда не встретится с тобой бесчестие (Исаак Сирин). 10. Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи). 11. Не та хороша речь, что убеждает, а та, что убеждая объединяет (Л. Толстой).

 

Литература.

1.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Любой год издания.

2.Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов - на – Дону: феникс, 2000.

4. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – Санкт – Петербург, 2001.

 

Задание №1. В каких словах иноязычного происхождения сохраняется безударный звук (о)?

 

1.Ароматный, баобаб, бордо, досье, зоолог, коммюнике, концертный, кооперация, колледж, модель, ноктюрн, поэт, оратор, тореадор, трио, фойе, шоссе.

 

2.Боа, бокал, бордовый, вето, болеро, конкретный, концерт, коттедж, оазис, портфель, поэзия, поэтесса, роман, сомбреро, соната, сонет, хаос.

 

 

Задание №2. В каких именах собственных сохраняется безударный звук (о)?

 

Боккаччо Джованни, Вольтер, Доде, Мольер, Ромен Роллан, Роден, Россини, Флобер, Шопен.

 

Задание №3. Произнесите следующие слова. Возможны ли варианты произношения?

 

1. Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный.

 

2. Подсвечник, будничный, войлочный, селедочница, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, спичечный, к шапочному разбору.

 

Задание №4. Расставьте ударение в следующих существительных.

 

1. Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель.

2. Апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, статут, упрочение, феерия, феномен.

3. Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, гренадер, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод.

4. Диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, путепровод, ракурс, столяр, толика, узаконение, фарфор, христианин.

 

Задание №5. От данных существительных образуйте формы родительного падежа и расставьте ударение.

 

Бант, бинт, герб, дверь, гуляш, гусь, жезл, клок, ксёндз, торт, унт, ясли.

 

* Задание №6. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с ними словосочетания.

1. Атлас–атлас, броня-броня, видение-видение, вязанка-вязанка, ирис-ирис, кирка-к и рка, кл у бы-клуб ы, кр е дит-кред и т, л о скут-лоск у т, мокр о та-мокрот а, остр о та-острот а, ст а рина-старин а, х а ос-ха о с.

2. Л а вровый-лавр о вый, у гольный-уг о льный, хар а ктерный-характ е рный, языков о й - язык о вый.

3. М о рщить-морщ и ть, погр у женный-погруж ё нный, скл о нен-склон е н, тр у сить-трус и ть.

Задание №7. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего времени (ж. р. и мн.ч.). Расставьте ударения в полученных формах.

 

Задать, начать, нанять, написать, придать, принять, подать, прожить, раздать, снять, создать, созвать.

 

Задание №8. Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения. Отметьте нормативные ударения, допустимые, устаревающие, имеющие стилистическую окраску.

 

Дискант, каталог, кета, компас, ломоть, мышление, партер, прикус, ровня, феномен, августовский, безудержный, великовозрастный, девичий, заснеженный, кирзовый, мизерный, мускулистый, окровавленный, флейтовый

 

 

* Задание №9. От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.

 

Бр о ня – бронировать, бронированный.

Брон я.

Бронза.

Копия.

Марка.

Маска.

Пломба.

Премия.

 

 

Задание №10. От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.

 

Белый, глупый, дорогой, естественный, здоровый, красный, красивый, круглый, лёгкий, острый, полный, сильный, смешной, смелый, тяжёлый, хитрый, чёткий, ясный.

 

 

* Задание №11. Определите, какой из вариантов ударения в приведённых парах слов является основным, какой – допустимым, разговорным или устаревшим. Есть ли случаи равноправных вариантов ударений?

 

Б а ржа – барж а, исч е ркать – исчерк а ть, каз а ки – казак и, кл а дбище – кладб и ще, н а бело – набел о, н а литый – нал и тый, н а нялся – нанялс я, наперег о нки – наперегонк и, нап о ишь – напо и шь, н а рочный – нар о чный, нар я дишься – наряд и шься, нас е лишь – насел и шь, настор о женность – насторож е нность, недв и жимый – недвиж и мый, нед о питый - недоп и тый, незл о бивый – незлоб и вый, нож о вый – ножев о й, облок о тишься – облокот и шься, о бух – об у х, общезаводск о й – общезав о дский, п о днял – подн я л, подозван а – под о звана, р о вня – ровн я.

 

Вопросы.

 

1.Какое содержание вкладывается в понятие «лексические нормы»?

2.Дайте определение понятиям: лексическое значение слова, лексическая сочетаемость.

3.Охарактеризуйте лексику с точки зрения употребления.

4. Фразеологизмы. Ошибки, связанные с неверным употреблением фразеологизмов.

5. Ошибки, связанные с многословием (плеоназм, тавтология). Речевая недостаточность

 

Литература.

 

1. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. – М.: Айрис Рольф, 1996.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Просвещение, любой год издания.

3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2000.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1993.

5. Лексические нормы русского языка (базовая лекция). Под ред. Зайцевой Н.Н. Б-ка ОКИ.

6. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. Молоткова А.И. – М.: Советская энциклопедия, 1968 (и послед. изд.).

 

Задание №1. В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочёт.

1. Большая половина игры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актёр уже давно заслужил славу зрителей. 5. Подавляющее количество заданий было выполнено. 6. Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

 

 

Задание №2. Укажите ошибки, связанные с незнанием сочетаемости слова и его значений.

 

1.Ученики дважды прослушали беседу о творчестве И. Бунина. 2. Повесть «Поединок» Куприна подготовлена целой плеядой рассказов, посвящённых жизни армии. 3. «Слово о полку Игореве» поймёт каждый человек, который подлинно любит свою родину. 4. От матери Бунина исходил своеобразный культ Пушкина. 5. Многие были не в состоянии решить свои проблемы и оказались на краю бедности.6. В образе Игоря («Слово о полку Игореве») отличается беззаветная храбрость, воинский пыл.7. Подскажите, который час. 8. Каждый ученик высказал своё кредо.

 

Задание №3. Устраните ошибки на употребление слов без учёта семантики в контексте.

 

1. Один поступок Чацкого привёл меня в неясность. 2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 3. Ученики пристально слушали выступление артиста. 4. Но перед тем, как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове. 5. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли. 6. Всё это и рисует представление о «Слове о полку Игореве». 7. Зарисовки также помогают читателям лучше понять текст. 8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему. 9. «Гранатовый браслет» - одно из самых подтверждающих произведений Куприна.

 

Задание №4. С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы.

 

1. Что общего между словами рынок и базар? Чем они различаются? 2.В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких кушать? Можно ли сказать: «По утрам я кушаю только творог»? 3. Как правильно: «Мой отец - по профессии терапевт, а по специальности врач» или «Мой отец – по профессии врач, а по специальности терапевт»? 4. Как правильно: «Завтра я не сумею к тебе зайти» или «Я завтра не смогу к тебе прийти»? 5.Можно ли спросить: «Кем трудится твоя мама?» 6.Правильно ли сказано: «Сегодня мы с супругом обязательно пойдём в кино?» 7.Можно ли так сказать: «В нескольких городских школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы?» Чем различаются слова педагог, преподаватель, учитель? 8. Как вы назовёте человека в день его рождения? В чём различие слов именинник и новорождённый? Кто такой юбиляр?

 

Задание №5. Замените выделенные слова синонимами.

 

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый. 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым. 4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шёл быстро. 5. Ирина радовалась. 6. Девушка плакала и не спешила вытирать свои слёзы. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать.

 

Задание №6. В приведённых синонимических рядах выделите нейтральные, книжные, разговорные, а также просторечные слова. Употребите их в предложениях с соответствующей стилистической окраской. Где возможно, продолжите синонимический ряд.

1. Глаза – очи – гляделки,…

2. Обманывать – морочить – околпачивать,…

3. Есть – кушать – уплетать,…

4. Вздор – ерунда – чепуха,…

5. Ругать – бранить – костерить,…

Задание №7. Подберите синонимы к следующим словам.

 

Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.

 

* Задание №8. Определите значение данных омонимов (омофоров и омографов), составьте с ними словосочетания.

 

1. Компания-кампания.

2. Колос-колосс.

3. Адаптировать-адоптировать.

4. Умолить-умалить

5. Претворить-притворить

6. примерить-примирить

7. Преступить-приступить

8. Презирать-призирать

 

 

* Задание №9. Найдите в предложениях омонимы и объясните их значение.

 

1. Не щеголяй, тем, что у тебя избыток тем, произведения знаем те мы, где лучшие погибли темы. 2. Летели фуражки, летели камни, летели крики, летел визг…3. Влюблен редактор был в одну из дам, он говорил: я вам роман издам. 4. Он скажет слово «за» и кается… Он постоянно за-икается! 5. Палка с золотой монограммой, толстое золотое обручальное кольцо на правом указательном пальце и отливающие золотом толстые усы, тщательно закрученные в два кольца.

 

Задание №10. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы.

 

1. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем…, умен…, чем…, чаще энергичен, чем…, и наоборот. 2. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться в том, что они считают справедливым и ….. 3. Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и… 4. Тянулась жизнь – как у всех, кто живет, - богатая длинными горестями и …,...,. 5. Каким бы ни был писатель – крупным или …, он должен изображать человека, а не условную фигуру.

 

Задание № 11.С данными словами паронимами составьте словосочетания.

 

1.Бережный – бережливый, бракованный – браковочный, веский – весомый, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать.

2. Изготовить – приготовить, мифический – мифологический, основание – обоснование, особый – особенный, подменить – заменить, представить - предоставить, романтичный – романтический, эффектный – эффективный.

 

Задание №12. Объясните различия между приведёнными паронимами, составьте предложение с каждым из них.

1. Факт – фактор, проблемный – проблематичный, стилевой – стилистический, сытый – сытный, методичный – методический, статичный – статический, командированный – командировочный, одеть – надеть, целый – цельный.

2.Абонент – абонемент, боязно – боязливо, неприглядный – непроглядный, осудить – обсудить, цветной – цветовой, фасонный – фасонистый, нетерпимый – нестерпимый, личный – личностный, глинистый – глиняный.

3. Отборный – отборочный, логический- логичный, геройский – героический, усвоить – освоить, неизмеримый – несоизмеримый, натуральный – натуралистический, пустой – пустынный, типичный – типовой, человечный – человеческий.

 

Задание №13. Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова.

 

1. Авантюрный - болотный –

венец - грецкий –

доходный - злой –

иронический - искусно –

2.Каменистый - классный –

опечатка - поступок –

сталагмит - трагический –

удачливый - явно-

 

Задание №14. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

 

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У неё были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 11. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 12. Князья («Слово о полку Игореве») не желали понять, что объединение их войск в единое войско необходимо.

 

 

*Задание №15. Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

 

1. Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен.

2. Автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии.

3. Необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперёд, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот.

 

 

Задание №16. Устраните случаи речевой недостаточности в следующих предложениях.

 

1. В помещении проходной фабрики санэпидемстанция будет готовить отравленную приманку для населения. 2. Зоотехникам и ветработникам ферм провести обрезку копыт и обезроживание. 3. Всем зоотехникам отделений сделать прочные ошейники на железной цепи, под которые подложить войлок. 4. На фабрику требуются двое рабочих: один для начинки, другой для обёртки. 5. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей. 6. Сдаётся квартира с ребёнком. 7. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке. 8. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 9. Женщине присудили 50% мужа. 10. Доставка груза производится вертолётом по бездорожью.

 

 

* Задание №17. В приведенных примерах найдите словосочетания, которые могут употребляться как свободные и несвободные, и словосочетания, которые употребляются только как несвободные.

 

1. Поставить на ноги, лезть в глаза, рука об руку, с глазу на глаз, глаза разгорелись, один как перст, поймать на слове, идти в ногу, брать пример, махнуть рукой, переливать из пустого в порожнее, сесть в лужу, умывать руки, тянуть за язык, плевать в потолок, ждать у моря погоды, идти прямой дорогой, не видать света белого.

2. Видать виды, входить в колею, сгущать краски, навострить уши, дело шляпе, смотреть сквозь пальцы, принимать за чистую монету, лебединая песня, биться как рыба об лёд, держать ушки на макушке, голова идёт кругом, замолвить словечко, без сучка без задоринки, стричь под одну гребёнку, окунаться с головой, играть в бирюльки.

 

 

Задание №18. Укажите, какие из приведенных словосочетаний являются свободными, какие – фразеологически связанными.

 

1. Белый танец, белая бумага, белая рубашка, белые воротнички, белый уголь, белые руки, белый билет, белая кость, белые стены, белый стих, белое вино, белая ворона, белое пятно, белый свет, белые мухи, белое золото.

2. Золотое дно, золотой дождь, золотой мешок, золотые серьги, золотая молодёжь, золотой телец, золотая осень, золотой фонд, золотая душа, золотые горы, золотая середина, золотые руки, золотая свадьба, золотой перстень.

 

 

Задание №18. Замените выделенные слова фразеологизмами.

 

1. Друзья работали рядом. 2. Он очень умный. 3. Сочинять он был мастер. 4. Не задерживайся, возвращайся быстро. 5. Любит он много говорить. 6. Что вы здесь бездельничаете? 7. У Виктора при всех его достоинствах есть одна слабость. 8. Прежде чем стать настоящим бойцом, он много испытал. 9. Почему вы не постарались, а работали плохо? 10. Припасы у путешественников закончились, и пришлось поголодать.

 

 

* Задание №19. Объясните значение публицистических штампов.

 

Найти горячий отклик в сердцах; труженики полей, морей, целины, сельского хозяйства; люди в белых халатах, серых шинелях; вести поиск; шахматная корона; шахматный король; спортивные баталии; рыцари льда; страж ворот; белое золото; чёрное золото; голубое золото; зелёное золото; город на Неве; город на Волге; город на Днепре; страна кленового листа; страна восходящего солнца; страна тюльпанов и каналов; страна тысячи озёр.

 

 

Задание №20. В юмористической статье, помещённой в газете «Университетская жизнь», укажите жаргонизмы и просторечные слова, уточняя их значение в толковых словарях.

 

Хаммурапи по новой стал гнуть пальцы на Ларсу и в натуре её загасил. Рим-Син проявил себя дятлом. Он прикинулся батоном и пробовал залупаться, но получил по рогам и припух. Тамошний Зимрилим был не то чтоб дауном, просто по сравнению с Хаммурапи он оказался корявым лохом и заглох, как фанера.

Правда, он пытался ещё рыпаться и делать пальцы веером, но накололся, и в1759 году до нашей эры ему пришла труба – и ему, и всей его хевре.

Короче, при Хаммурапи по всему Междуречью царил полный кукан: вавилоняне щемились повсюду, везде устраивали разборки и наводили на всех шороху. Все линяли и дышали в тряпочку. И это были вилы. Однако, когда Хаммурапи откинул копыта, в Вавилонии началась лажа. Наследником Хаммурапи был Самсуилуна. Этот братило ещё пытался качать права, но остальным это уже было параллельно. На юге всё конкретней балдели эламиты, позже они даже упёрли чёрный базальтовый столб с Хаммураппиной ксивой. Все резче наезжали касситы, на западе митанийцы вовсю раскатали губу трамплином, вконец охамев. В городах пошли левые базары. Каждый забитый шланг стучал себя пяткой в грудь и воротил телегу. Самсуилуна, конечно, обламывал все эти лоховские рисовки, но общее положение в Вавилонии было стрёмным. В экономике царил полный маразм, аристократов косила шиза, население качало права. Крутой наезд хеттов в 1600 году до нашей эры окончился полным обломом вавилонян. Таким образом, старовавилонскому царству пришли кранты.

Задание №21. Укажите речевые ошибки, возникшие при употреблении архаизмов. Сделайте лексические замены

1. Мария долго искала мужа в карьере, ещё не ведая, что он в это время был доставлен в городскую больницу. 2. Спорт в наш век стал важным движителем прогресса, спутником мира, дружбы. 3. Тот факт, что в «Динамо» плохо пестуют смену, ещё раз красноречиво доказал проходивший в январе на Медео чемпионат.4. Молодые артисты объехали с гастролями города и веси, всюду встречая радушный приём. 5. После двух туров впереди шествует советский шахматист. 6. Депутаты уверовали, что поправки к закону позволят перераспределить средства.

 

 

Задание №22. Выделите неологизмы, определяя их значение и стилистическую окраску. Разграничьте неологизмы лексические и семантические.

 

1. Под сень «Матросской тишины» без слов сошли гекачеписты, не зная за собой вины, смущённые, как декабристы. 2. В конце собрания «вечевики» выдвинули генерала Макашова кандидатом на пост главы СССР и дали в его честь несколько выстрелов из ракетницы.3. На ТВ большое значение имеет смотрибельность телепрограмм за неделю. 4. Много времени уходит на растаможивание грузов. 5. Кабанова является уважаемым в Калинове человеком, поэтому неудивительно, что Калинов совсем закабанился. 6. Высотка МГУ всегда была и остаётся голубой мечтой каждого молодого человека. 7. В тот вечер «тинэйджеры», не считаясь с опасениями предков, собрались как всегда на свою тусовку. 8. Разгосударствление предприятий – закономерный процесс в посткоммунистической экономике. 9. Интерес к новым направлениям исследований питают ранее не развивавшиеся отрасли – селенология, бионика, уфология, экстрасенсорика. 10. Таинственные явления, связанные с информацией об энлонавтах, гуманоидах, контактантах, ливитации и т.п. вызывают огромный интерес, и это не удивительно.

 

 

Вопросы.

 

1.Грамматические особенности имен существительных:

а) колебания в роде имен существительных;

б) родовые различия в личных именах существительных;

в) род несклоняемых имен существительных;

г) употребление падежных форм имен существительных.

2.Формы имен прилагательных. Отличие краткой формы прилагательных от полной.

3.Особенности употребления собирательных имен числительных.

4.Формы местоимений. Употребление в речи возвратного местоимения «себя» и возвратно-притяжательного местоимения «свой».

5.Недостаточные и изобилующие глаголы.

 

 

Литература.

 

1.Розенталь Б.Э. Практическая стилистика русского языка. – М, «Просвещение», любой год издания.

2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. (Правила хорошей речи). – М., Айрис Рольф, 1996.

3.Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – С-П., Норинт, 2000.

4.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 18-е – М.: Русский язык, 1987.

5.Современный словарь иностранных слов. – М., 1993.

 

Задания.

Имя существительное.

 

Задание №1. Определите род имен существительных. Подберите определения, правильно согласуйте их.

 

Рояль, фамилия, бра, мышь, картофель, кофе, рельс, тюль, кафе, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, табель, депо, купе, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, кино, шампунь, Сочи, Онтарио, Миссисипи, ООН, Конго, МИД, СМУ, ОРТ.

 

Задание №2. Определите род данных аббревиатур.

 

Загс, вуз, ООН, ЭВМ, ГЭК, ТЭЦ, СНГ, НАТО, ВАЗ, ТЮЗ, МХАТ, ДОСААФ, ГИБДД, БСЭ, роно, МГУ, ОКИ, РФ.

Задание №3. Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

 

Бездарь, вертушка, воротила, выскочка, вышибала, жертва, запевала, коллега, лакомка, лиса, мазила, марионетка, невежда, недотрога, недоучка, писака, старшина, стрекоза, судья, тамада, тряпка, тупица, умница, ябеда, невежа, невежда.

Задание №4. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

 

Балерина, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, санитарка, секретарша, сиделка, солистка, студентка, телеграфистка, ткачиха, чемпионка, машинистка.

 

Задание №5. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

 

Аквалангист, адвокат, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доктор наук, защитник, инженер, космонавт, кандидат в мастера, кондуктор, лаборант, машинист, научный сотрудник, педагог, слесарь, спортсмен, художник, библиотекарь, продавец, социолог, логопед, экономист.

 

Задание №6. Определите род несклоняемых имен существительных, согласуя с ними определения (за справками обращайтесь к словарям).

Вульгар… арго, рискован… антраша, звучащ… банджо, выдержан… бри, опасн… динго, красив… драпри, ярк… индиго, юн… кабальеро, больш… гну, забавн… гризли, крошечн… колибри, бескрыл… киви-киви, остроумн… конферансье, маленьк… кули, прохладн… мацони, уважаем… кюре, сочн… манго, молод… марабу, сед… маэстро, прекрасн… пери, стар… рантье, заброшен… ранчо, матов… габбро, справедлив… рефери, маленьк… цеце, увлекательн… шоу, установлен… эмбарго.

Задание №7. Согласуйте определения и сказуемые с выделенными существительными, объясняя их значение и выбор грамматической формы.

1.Мо.. импрессарио настаива…,чтобы для концерта привезли нов… рояль. 2.Своей внешностью она производила впечатление типичн… инженю. 3. У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо. 4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял… ярк… бикини. 5. Густ… контральто её звучал… ровно и уверенно. 6. Здешняя молодёжь увлекалась не футболом, а популярн… тогда регби. 7. Взгляды игроков вновь устремились на таинственн… зеро. 8. Местных жителей мучил… бери-бери, котор… казал… неизлечим… 9. Женщины выдёргивали жирн… иваси, застрявщ… в сетях. 10. В Багдаде я учился в больш… медресе у знаменитых учёных.

 

*Задание №8. Сравните словосочетания. Чем отличаются они грамматически и по употреблению в речи?

 

Чашка чаю – плантация чая, выпить воды – выпить воду, съесть кусок хлеба – съесть хлеб, добавить крахмал (-а) – получение крахмала, принести кипяток (-тку) – ёмкость для кипятка.

 

Задание №9. Допишите окончания, объясните свой выбор.

 

1. Весной все деревья в цвет…2. Картина исполнена в цвет…3. Любимое занятие – прогулка в лес…4. Хорошие грибники разбираются в лес…5. В «Вишнёвом сад…» Чехова есть очень интересные герои.6. Находиться в цветущем сад… - одно удовольствие.

 

 

Задание №10. Вместо точек допишите окончания существительных. Мотивируйте выбор формы окончания существительного.

1. В сосновом лес…, на берег… озера, заблудиться в лес…, в «Русском лес…» Л.Леонова, в токарном цех…, на борт… корабля, на зелёном луг…, руки в мел…, задыхаться от дым…, брань на ворот… не виснет, думать об отпуск…, находиться в отпуск…, лежать на песк…, сидеть в уголк…, в 1918 год…, в «Восемнадцатом год…» А.Н.Толстого, в вишнёвом сад… около дома.

 

 

Задание №11. Определите семантические различия в следующих словах. Составьте с ними словосочетания.

 

Корпусы – корпуса Счёты – счета

Кондукторы – кондуктора Соболи – соболя

Лагери – лагеря Тоны – тона

Мехи – меха Тормозы – тормоза

Ордеры – ордера Учители – учителя

Образы – образа Токи – тока

Пропуски – пропуска Хлебы – хлеба

Проводы – провода Цветы - цвета

 

Задание №12. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и отметьте различия между ними.

 

1. Ампер, апельсин, баржа, ботинок, валенок, головня, грамм, дупло, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, туфля, яблоко.

2. Баклажан, блюдце, вафля, гектар, доля, дядя, килограмм, полотенце, простыня, рельс, серьга, сплетня, солдат, сомнение, ухо, цапля, юноша, яблоня.

3. Будни, грабли, дрязги, нападки, сумерки, ясли.

 

Задание №13. От наименований лиц по национальной принадлежности образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Башкир, бурят, грузин, гуцул, киргиз, монгол, мордвин, осетин, перс, румын, туркмен, узбек, цыган, эскимос, якут.

 

Задание №14. Составьте предложения со следующими существительными, поставив их в творительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и дайте их стилистическую характеристику.

 

1. Двери, дети, дочери, звери, лошади, люди, плети, сети.

2. Гвозди, гости, жёлуди, колени, кости, матери, плечи, соседи.

 

 

Имя прилагательное.

 

Задание №1. Исправьте предложения. Объясните ошибки.

 

1. Он был горяч, полный жизни. 2. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой. 3. Самый крупнейший город в мире – Мехико. 4. Разработка новой темы становится всё более интенсивнее. 5. Более быстрее развивается машиностроение. 6. Один брат – шумный, другой тих. 7. Эта книга плохее, чем та.

 

Задание №2. В каких из приведённых ниже сочетаний возможна замена краткой формой, в каких – нет? Объясните.

Белый снег – белый стих. Глухой согласный – глухой человек. Круглый шар – круглый сирота. Тупой угол – тупой человек. Короткие волны – короткие волосы.

 

Задание №3. Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имён прилагательных и употребите их в контексте.

Крупный, ловкий, здоровый, тонкий, сухой, злой, дорогой, бойкий, драматичный, искусный, хороший, плохой, горький, деловитый, широкий, мелкий.

 

*Задание №4. Укажите стилистические недочёты; исправьте их.

 

1. Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к группе в целом и к отдельным её представителям. 2. Вера оказалась в преглупейшем положении. 3. Заказываем мы, к примеру, одно количество брюк и юбок, а нам отпускают другое, в два раза меньшее необходимого. 4. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми.5.Нищету этого зрелища подчёркивают всё более ординарнейшие «вставки» в представление. 6. Этот призыв и в настоящее время действен.7. Метод исследования правилен и соответствен сложности самой проблемы. 8. Результат работы актёра становится зрим и ясен лишь после того, как заканчивается съёмка и фильм монтируется. 9. Писатель показывает, как человек с хорошими, здоровыми, самыми человеческими задатками теряет их, поддаваясь соблазну стать хозяином жизни, собственником. 10. В этих условиях ткани сохраняли свои свойства свыше более чем в течение трёх недель.

 

Имя числительное.

 

Задание №1. Раскрыв скобки, употребите нужное числительное с данным существительным. Укажите возможные варианты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.1.51 (0.27 с.)