Тема: «Лексические нормы русского языка». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Лексические нормы русского языка».



Лексико-фразеологические нормы – это нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении.

Вопросы.

 

1.Какое содержание вкладывается в понятие «лексические нормы»?

2.Дайте определение понятиям: лексическое значение слова, лексическая сочетаемость.

3.Охарактеризуйте лексику с точки зрения употребления.

4. Фразеологизмы. Ошибки, связанные с неверным употреблением фразеологизмов.

5. Ошибки, связанные с многословием (плеоназм, тавтология). Речевая недостаточность

 

Литература.

 

1. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. – М.: Айрис Рольф, 1996.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Просвещение, любой год издания.

3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2000.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1993.

5. Лексические нормы русского языка (базовая лекция). Под ред. Зайцевой Н.Н. Б-ка ОКИ.

6. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. Молоткова А.И. – М.: Советская энциклопедия, 1968 (и послед. изд.).

 

Задание №1. В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочёт.

1. Большая половина игры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актёр уже давно заслужил славу зрителей. 5. Подавляющее количество заданий было выполнено. 6. Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

 

 

Задание №2. Укажите ошибки, связанные с незнанием сочетаемости слова и его значений.

 

1.Ученики дважды прослушали беседу о творчестве И. Бунина. 2. Повесть «Поединок» Куприна подготовлена целой плеядой рассказов, посвящённых жизни армии. 3. «Слово о полку Игореве» поймёт каждый человек, который подлинно любит свою родину. 4. От матери Бунина исходил своеобразный культ Пушкина. 5. Многие были не в состоянии решить свои проблемы и оказались на краю бедности.6. В образе Игоря («Слово о полку Игореве») отличается беззаветная храбрость, воинский пыл.7. Подскажите, который час. 8. Каждый ученик высказал своё кредо.

 

Задание №3. Устраните ошибки на употребление слов без учёта семантики в контексте.

 

1. Один поступок Чацкого привёл меня в неясность. 2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 3. Ученики пристально слушали выступление артиста. 4. Но перед тем, как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове. 5. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли. 6. Всё это и рисует представление о «Слове о полку Игореве». 7. Зарисовки также помогают читателям лучше понять текст. 8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему. 9. «Гранатовый браслет» - одно из самых подтверждающих произведений Куприна.

 

Задание №4. С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы.

 

1. Что общего между словами рынок и базар? Чем они различаются? 2.В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких кушать? Можно ли сказать: «По утрам я кушаю только творог»? 3. Как правильно: «Мой отец - по профессии терапевт, а по специальности врач» или «Мой отец – по профессии врач, а по специальности терапевт»? 4. Как правильно: «Завтра я не сумею к тебе зайти» или «Я завтра не смогу к тебе прийти»? 5.Можно ли спросить: «Кем трудится твоя мама?» 6.Правильно ли сказано: «Сегодня мы с супругом обязательно пойдём в кино?» 7.Можно ли так сказать: «В нескольких городских школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы?» Чем различаются слова педагог, преподаватель, учитель? 8. Как вы назовёте человека в день его рождения? В чём различие слов именинник и новорождённый? Кто такой юбиляр?

 

Задание №5. Замените выделенные слова синонимами.

 

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый. 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым. 4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шёл быстро. 5. Ирина радовалась. 6. Девушка плакала и не спешила вытирать свои слёзы. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать.

 

Задание №6. В приведённых синонимических рядах выделите нейтральные, книжные, разговорные, а также просторечные слова. Употребите их в предложениях с соответствующей стилистической окраской. Где возможно, продолжите синонимический ряд.

1. Глаза – очи – гляделки,…

2. Обманывать – морочить – околпачивать,…

3. Есть – кушать – уплетать,…

4. Вздор – ерунда – чепуха,…

5. Ругать – бранить – костерить,…

Задание №7. Подберите синонимы к следующим словам.

 

Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.

 

* Задание №8. Определите значение данных омонимов (омофоров и омографов), составьте с ними словосочетания.

 

1. Компания-кампания.

2. Колос-колосс.

3. Адаптировать-адоптировать.

4. Умолить-умалить

5. Претворить-притворить

6. примерить-примирить

7. Преступить-приступить

8. Презирать-призирать

 

 

* Задание №9. Найдите в предложениях омонимы и объясните их значение.

 

1. Не щеголяй, тем, что у тебя избыток тем, произведения знаем те мы, где лучшие погибли темы. 2. Летели фуражки, летели камни, летели крики, летел визг…3. Влюблен редактор был в одну из дам, он говорил: я вам роман издам. 4. Он скажет слово «за» и кается… Он постоянно за-икается! 5. Палка с золотой монограммой, толстое золотое обручальное кольцо на правом указательном пальце и отливающие золотом толстые усы, тщательно закрученные в два кольца.

 

Задание №10. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы.

 

1. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем…, умен…, чем…, чаще энергичен, чем…, и наоборот. 2. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться в том, что они считают справедливым и ….. 3. Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и… 4. Тянулась жизнь – как у всех, кто живет, - богатая длинными горестями и …,...,. 5. Каким бы ни был писатель – крупным или …, он должен изображать человека, а не условную фигуру.

 

Задание № 11.С данными словами паронимами составьте словосочетания.

 

1.Бережный – бережливый, бракованный – браковочный, веский – весомый, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать.

2. Изготовить – приготовить, мифический – мифологический, основание – обоснование, особый – особенный, подменить – заменить, представить - предоставить, романтичный – романтический, эффектный – эффективный.

 

Задание №12. Объясните различия между приведёнными паронимами, составьте предложение с каждым из них.

1. Факт – фактор, проблемный – проблематичный, стилевой – стилистический, сытый – сытный, методичный – методический, статичный – статический, командированный – командировочный, одеть – надеть, целый – цельный.

2.Абонент – абонемент, боязно – боязливо, неприглядный – непроглядный, осудить – обсудить, цветной – цветовой, фасонный – фасонистый, нетерпимый – нестерпимый, личный – личностный, глинистый – глиняный.

3. Отборный – отборочный, логический- логичный, геройский – героический, усвоить – освоить, неизмеримый – несоизмеримый, натуральный – натуралистический, пустой – пустынный, типичный – типовой, человечный – человеческий.

 

Задание №13. Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова.

 

1. Авантюрный - болотный –

венец - грецкий –

доходный - злой –

иронический - искусно –

2.Каменистый - классный –

опечатка - поступок –

сталагмит - трагический –

удачливый - явно-

 

Задание №14. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

 

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У неё были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 11. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 12. Князья («Слово о полку Игореве») не желали понять, что объединение их войск в единое войско необходимо.

 

 

*Задание №15. Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

 

1. Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен.

2. Автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии.

3. Необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперёд, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот.

 

 

Задание №16. Устраните случаи речевой недостаточности в следующих предложениях.

 

1. В помещении проходной фабрики санэпидемстанция будет готовить отравленную приманку для населения. 2. Зоотехникам и ветработникам ферм провести обрезку копыт и обезроживание. 3. Всем зоотехникам отделений сделать прочные ошейники на железной цепи, под которые подложить войлок. 4. На фабрику требуются двое рабочих: один для начинки, другой для обёртки. 5. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей. 6. Сдаётся квартира с ребёнком. 7. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке. 8. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 9. Женщине присудили 50% мужа. 10. Доставка груза производится вертолётом по бездорожью.

 

 

* Задание №17. В приведенных примерах найдите словосочетания, которые могут употребляться как свободные и несвободные, и словосочетания, которые употребляются только как несвободные.

 

1. Поставить на ноги, лезть в глаза, рука об руку, с глазу на глаз, глаза разгорелись, один как перст, поймать на слове, идти в ногу, брать пример, махнуть рукой, переливать из пустого в порожнее, сесть в лужу, умывать руки, тянуть за язык, плевать в потолок, ждать у моря погоды, идти прямой дорогой, не видать света белого.

2. Видать виды, входить в колею, сгущать краски, навострить уши, дело шляпе, смотреть сквозь пальцы, принимать за чистую монету, лебединая песня, биться как рыба об лёд, держать ушки на макушке, голова идёт кругом, замолвить словечко, без сучка без задоринки, стричь под одну гребёнку, окунаться с головой, играть в бирюльки.

 

 

Задание №18. Укажите, какие из приведенных словосочетаний являются свободными, какие – фразеологически связанными.

 

1. Белый танец, белая бумага, белая рубашка, белые воротнички, белый уголь, белые руки, белый билет, белая кость, белые стены, белый стих, белое вино, белая ворона, белое пятно, белый свет, белые мухи, белое золото.

2. Золотое дно, золотой дождь, золотой мешок, золотые серьги, золотая молодёжь, золотой телец, золотая осень, золотой фонд, золотая душа, золотые горы, золотая середина, золотые руки, золотая свадьба, золотой перстень.

 

 

Задание №18. Замените выделенные слова фразеологизмами.

 

1. Друзья работали рядом. 2. Он очень умный. 3. Сочинять он был мастер. 4. Не задерживайся, возвращайся быстро. 5. Любит он много говорить. 6. Что вы здесь бездельничаете? 7. У Виктора при всех его достоинствах есть одна слабость. 8. Прежде чем стать настоящим бойцом, он много испытал. 9. Почему вы не постарались, а работали плохо? 10. Припасы у путешественников закончились, и пришлось поголодать.

 

 

* Задание №19. Объясните значение публицистических штампов.

 

Найти горячий отклик в сердцах; труженики полей, морей, целины, сельского хозяйства; люди в белых халатах, серых шинелях; вести поиск; шахматная корона; шахматный король; спортивные баталии; рыцари льда; страж ворот; белое золото; чёрное золото; голубое золото; зелёное золото; город на Неве; город на Волге; город на Днепре; страна кленового листа; страна восходящего солнца; страна тюльпанов и каналов; страна тысячи озёр.

 

 

Задание №20. В юмористической статье, помещённой в газете «Университетская жизнь», укажите жаргонизмы и просторечные слова, уточняя их значение в толковых словарях.

 

Хаммурапи по новой стал гнуть пальцы на Ларсу и в натуре её загасил. Рим-Син проявил себя дятлом. Он прикинулся батоном и пробовал залупаться, но получил по рогам и припух. Тамошний Зимрилим был не то чтоб дауном, просто по сравнению с Хаммурапи он оказался корявым лохом и заглох, как фанера.

Правда, он пытался ещё рыпаться и делать пальцы веером, но накололся, и в1759 году до нашей эры ему пришла труба – и ему, и всей его хевре.

Короче, при Хаммурапи по всему Междуречью царил полный кукан: вавилоняне щемились повсюду, везде устраивали разборки и наводили на всех шороху. Все линяли и дышали в тряпочку. И это были вилы. Однако, когда Хаммурапи откинул копыта, в Вавилонии началась лажа. Наследником Хаммурапи был Самсуилуна. Этот братило ещё пытался качать права, но остальным это уже было параллельно. На юге всё конкретней балдели эламиты, позже они даже упёрли чёрный базальтовый столб с Хаммураппиной ксивой. Все резче наезжали касситы, на западе митанийцы вовсю раскатали губу трамплином, вконец охамев. В городах пошли левые базары. Каждый забитый шланг стучал себя пяткой в грудь и воротил телегу. Самсуилуна, конечно, обламывал все эти лоховские рисовки, но общее положение в Вавилонии было стрёмным. В экономике царил полный маразм, аристократов косила шиза, население качало права. Крутой наезд хеттов в 1600 году до нашей эры окончился полным обломом вавилонян. Таким образом, старовавилонскому царству пришли кранты.

Задание №21. Укажите речевые ошибки, возникшие при употреблении архаизмов. Сделайте лексические замены

1. Мария долго искала мужа в карьере, ещё не ведая, что он в это время был доставлен в городскую больницу. 2. Спорт в наш век стал важным движителем прогресса, спутником мира, дружбы. 3. Тот факт, что в «Динамо» плохо пестуют смену, ещё раз красноречиво доказал проходивший в январе на Медео чемпионат.4. Молодые артисты объехали с гастролями города и веси, всюду встречая радушный приём. 5. После двух туров впереди шествует советский шахматист. 6. Депутаты уверовали, что поправки к закону позволят перераспределить средства.

 

 

Задание №22. Выделите неологизмы, определяя их значение и стилистическую окраску. Разграничьте неологизмы лексические и семантические.

 

1. Под сень «Матросской тишины» без слов сошли гекачеписты, не зная за собой вины, смущённые, как декабристы. 2. В конце собрания «вечевики» выдвинули генерала Макашова кандидатом на пост главы СССР и дали в его честь несколько выстрелов из ракетницы.3. На ТВ большое значение имеет смотрибельность телепрограмм за неделю. 4. Много времени уходит на растаможивание грузов. 5. Кабанова является уважаемым в Калинове человеком, поэтому неудивительно, что Калинов совсем закабанился. 6. Высотка МГУ всегда была и остаётся голубой мечтой каждого молодого человека. 7. В тот вечер «тинэйджеры», не считаясь с опасениями предков, собрались как всегда на свою тусовку. 8. Разгосударствление предприятий – закономерный процесс в посткоммунистической экономике. 9. Интерес к новым направлениям исследований питают ранее не развивавшиеся отрасли – селенология, бионика, уфология, экстрасенсорика. 10. Таинственные явления, связанные с информацией об энлонавтах, гуманоидах, контактантах, ливитации и т.п. вызывают огромный интерес, и это не удивительно.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.037 с.)