Тема: «Синтаксические нормы русского языка». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Синтаксические нормы русского языка».



Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

Вопросы.

 

1. Порядок слов в предложении.

2. Особенности согласования подлежащего со сказуемым.

3. Согласование определений.

4. Особенности употребления причастного и деепричастного оборотов в речи.

5. Управление как вид грамматической связи.

 

Литература.

 

1.Введенская Л.А. «Русский язык и культура речи». – Ростов – на- Дону: Феникс, 2000.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М, Просвещение, любой год издания.

3. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. – М., Айрис Рольф, 1996.

 

Задание №1. Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов.

1.Теперь вновь вернёмся к обозначению усталости Бондаревым в романе.2. Парламент по очереди заслушал всех министров.3. Не только надо относиться к другу с добротой, также надо относиться и к природе.4. В самом начале рассказа мне очень понравилось, как Куприн описывал раннее утро, прохладное и росистое.5. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии.6. Времена прошли те давным уже давно.7.Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию.8. Ищет модель для стрижки ученица парикмахера в Риге.9. Праздничное настроение создаёт весеннее убранство дома.

 

Задание №2. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их.

1. Сёла и рабочие посёлки обслуживают кинопередвижки.2. Стены украшают плакаты и флажки. 3. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 4. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 5. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 6. На этих лошадях скрылись преступники, следы от которых ведут в Ингушскую Республику. 7. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей.

 

Задание №3. Выберете нужную форму сказуемого. Объясните свой выбор.

1. По приблизительным подсчётам сегодня церковь (посещает, посещают) примерно треть жителей Латвии. 2. Большинство произведений Куприна (заканчивается, заканчиваются) трагично. 3. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно (обращалось, обращались) в вышестоящие организации. 4. Ровно в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов. 5. В нынешнем году в столице (открылось, открылись) десять новых школ. 6. Для них несколько фабрик (шьёт, шьют) костюмы. 7. В майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк, всегда (писала, писали) о победе над Германией, (вспоминали, вспоминала) героев войны.

 

Задание №4. Поставьте сказуемое в нужной форме. Укажите возможные варианты.

 

1. В конкурсе участвовал… тридцать один студент. 2. Три скамейки стоял… у стены. 3. Большинство произведений поэта посвящен… теме любви. 4. Не то снег, не то град выпад… завтра. 5. Любопытство, а не жажда познания взял… верх.

 

Задание №5. Выберете нужную форму сказуемого и объясните свой выбор.

1. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию.2. Плащ-палатка (был, была) уж (сложен, сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак. 3. «Известия» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему.4. Озеро Ильмень (расположен, расположено) недалеко от Новгорода.5. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день.6. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

 

*Задание №6. Выберете правильную форму координации подлежащего и сказуемого в предложениях.

1. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля. 2. На Аляске два года подряд осенью моржи срывались с крутого утёса и разбивались. (Погибло - погибли) 59 животных. 3. Когда колонна подошла к мосту, из «головы» раздался страшный взрыв… Ловушка захлопнулась, и нас стали методично расстреливать… Кто себя обнаруживал, отстреливался, (становился - становились) (жертвой - жертвами) снайперов. Кто не успел выпрыгнуть, (сгорел - сгорели) в машинах. 4. Ещё в колонне (ехал - ехали) мужик гражданский и две женщины, они в Чечне искали своих детей. 5. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки. 6. Большинство барсучьих городков (служит – служат) животным десятки и сотни лет. 7. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали, бегало, бегал), но это следы одного одинокого зверя. 8. Американцы с помощью радиопередатчиков, укреплённых в ошейниках росомах, пытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли – погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой – жертвами) охоты.

 

 

*Задание №7. П роанализируйте формы согласований и приложений и объясните, чем вызван выбор того или иного варианта.

 

1.Иванов был круглый сирота. 2.И над ней умирает луна- эта круглая сирота. 3. Благодарю, что вы мой хлеб-соль не презрели. 4. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза. 5.Два-три надгробных памятника стояло на краю дороги. 6.На них он выменял борзые три собаки. 7. Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком. 8. По платформе прохаживались жандарм и молоденькие, чему-то смеявшиеся девушки. 9.Первые три года она только урывками наезжала на Заболотье. 10.Направо от двери были два окна, завешенные платками.

 

 

Задание №8. Выберите правильную форму согласования определения, а также форму ед. – мн. числа определяемого слова в следующих предложениях; мотивируйте свой выбор.

 

1. Трудно иметь дело с человеком, если знаешь, что он (неисправимый – неисправимая) недотёпа. 2. Три (огромных – огромные) здания выросли на пустыре. 3. Комната была разделена на две (неравные – неравных) части. 4. Пришлось стоять в очереди (целых – целые) три часа. 5. Открыто движение на (новой – новом) шоссе-магистрали. 6. (Первые – первых) два места разделили два гроссмейстера, (набравшие – набравших) по 12 очков из 17 возможных. 7. Ни та, ни другая (команды – команда) не забила гола. 8. Пятое и шестое (место – места) уже заняты. 9. Законопроект об изменениях в финансовой и налоговой (области – областях) был утверждён. 10 Нелегко было восстанавливать (разрушенную – разрушенные) промышленность и транспорт.

 

Задание №9. Вставьте пропущенные окончания. Объясните свой выбор.

1.Нельзя не признать эт… роман…. 2. Я не ожидал тво… критик…. 3. Я давно не получал тако… удовольстви…. 4. Я ещё не посмотрел эт… кинокартин…. 5. Мы не ожидали от встречи так… разочарован….

 

Задание №10. Выберите нужный падеж, объясните свой выбор.

1. Не разбей (окно)!

2. Он не смог перенести (переживания).

3. Мы не виделись всего месяц, но уже соскучились по (он).

4. По (мы) можно проверять часы – всегда приходим вовремя.

5. Я желаю (встреча) с этим человеком.

Задание №11. Найдите и исправьте ошибки, связанные с согласованием, управлением, порядком слов.

 

1. Блинная мука также продаётся в арендованных магазинах без наценки.

2. В настоящее время государственные промышленность и сельское хозяйство рушится.

3. Бунин считал «Тёмные аллеи» своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов – новелл.

4. Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой и красотой написания.

5. Он понимает о необходимости помочь народу.

 

Задание №12. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.

 

1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котёнок встретит меня радостным мяуканьем.

2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась эта картина.

3. Читая этот рассказ, создаётся впечатление, что Куприн сам был шахтёром.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

5. Идя по мокрой тропинке, дождь ещё не прекращался.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.008 с.)