Тема: «Функциональные стили русского языка». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Функциональные стили русского языка».



Стилистические нормы – это владение умением использовать в том или ином функциональном стиле присущие ему языковые средства.

Вопросы.

 

1. Что такое функциональный стиль?

2. Особенности функционирования научного стиля.

3. Характеристика разговорно-обиходного стиля речи.

4. Официально-деловой стиль, его подстили, форма речи, в которой он реализуется.

6. Стиль художественной литературы, публицистический стиль. Сходства и различия.

 

Литература.

1.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

2. Плещенко Т.П. Стилистика и культура речи. – Минск: Тетра Системс, 1999.

3. Русский язык и культура речи \ Под ред. проф. В.Н. Максимова – М: Гардарики, 2000.

Задание №1. Найдите в тексте стилистические ошибки. Исправьте их.

 

а) 1. Необходимо форсировать строительство курятника.

2. Строители обещали воздвигнуть здание нового вычислительного центра в сентябре.

3. Эпоха, в которую мы живём, характеризуется широким применением изделий из металла.

4. Вышеозначенные мероприятия способствовали обеспечению надлежащего качества труб.

5. Ведутся изыскания возможности создания турбин большой мощности.

6. Кара за небрежность в обороне настигла «Зенит» уже на 4-й минуте первого тайма.

7. Эти товары допустили к продаже только после специальной обработки.

8. Для этой цели фирма использует имеющиеся подсобные помещения.

б) Определите коммуникативную цель текста, все слова которого начинаются на одну букву. Какие нарушения стиля допускает автор? Попробуйте сами написать текст, в котором все слова начинались бы на одну букву.

 

Пробуждение природы.

Пришла погожая пора. По пригоркам появились проталинки. По проталинкам первые подснежники. Прилетели перелетные птицы. Полезли почки. Прошел паводок. Преобразились поля, покрылись прекрасной порослью. Поют песни птицы. Поляны покрываются прекрасным покрывалом первоцветов. Проснулись, полетели пчелы. Преобразились парни. По прекрасным паркам прогуливаются прохожие. Припекает. Погожей порой полетела паутина. Появились первые птенцы. Природа пробудилась.

Официально-деловой стиль.

Задание №2. Докажите, что данные тексты можно отнести к официально-деловому стилю речи.

 

а) Порядок ведения заседания и исследования дополнительных доказательств, если они были представлены в апелляционную инстанцию, определяется председательствующим. По общему правилу вначале заслушиваются объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей. Сначала выступает лицо, подавшее апелляционную жалобу, и его представитель. В случае обжалования решения обеими сторонами первым выступает истец.

б) Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты, совершать все предусмотренные законодательством нотариальные действия от имени государства, вправе иметь контору, открывать расчётный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

в) При изучении любого международного соглашения, а в особенности соглашения об устранении двойного налогообложения, прежде всего необходимо чётко определить сферу его действия в двух аспектах:

- налоги, на которые распространяются действия соглашения;

- территории, на которых распространяются действия соглашения.

 

Задание №3. Определите значения данных ниже слов и словосочетаний, употребляющихся в языке дипломатии. (При необходимости пользуйтесь словарём).

 

Атташе, верительная грамота, виза, вотум, геноцид, декларация, демарш, коалиция, конвенция, конфронтация, лига, меморандум, петиция, ратификация, сателлит, экспансия, эмбарго, ЮНЕСКО.

 

Задание №4. Обратите внимание на форму заявления. Правильна ли она, все ли реквизиты в нём присутствуют?

Декану

Финансового факультета

Орловского коммерческого института

студентки 1 курса

Ивановой О.В.

 

Заявление.

Прошу предоставить мне академический отпуск с 1 декабря 2002 года до 1 декабря 2003 года в связи с состоянием здоровья и на основании медицинской справки.

(Подпись).

 

Научный стиль.

Задание №5. Рассмотрите следующие тексты. Выделите в них специальные термины и общенаучную лексику. Какие языковые и композиционные средства обеспечивают в данных фрагментах обобщённость, отвлечённость и логичность изложения, характерные для научного стиля речи?

 

а) Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических зарядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных массах, движущихся на более тёплую подстилающую поверхность.

б) В советское время Музей антропологии и этнографии превратился в крупный научный центр. На его базе в 1933 году создан научно-исследовательский институт этнографии Академии наук.

В музее представлены антропологические, археологические и этнографические коллекции. В настоящее время открыты следующие отделы: Происхождение человека, Основные этапы развития первобытнообщинного строя, Коренное население Северной Америки, Индейцы Южной Африки, Народы Африки южнее Сахары, Коренное население Австралии и Океании, Народы Индии, Анатомические коллекции Кунсткамеры.

В фондах музея хранятся богатейшие собрания предметов культуры и быта различных народов, живущих на территории европейской части, Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии, а также восточных и западных славян.

в) Многие программы кэширования могут обеспечить не только кэширование операций чтения, но и операции записи на диски. А именно, при выполнении записи на диск данные не записываются сразу на диск, а помещаются в кэш. После этого программе, осуществляющей запись, сообщается об окончании записи, и она продолжает работу. А уже затем, в наиболее удобные моменты (скажем, при паузах в работе остальных программ), данные сбрасываются из кэша на диск. Это ускоряет работу программ, позволяет оптимизировать операции записи на диск и даже, как правило, уменьшить их количество. Так, при записи на дискету множества небольших файлов кэширование ускоряет запись в несколько раз.

Однако кэширование записи не вполне безопасно: при зависании компьютера при отключении электропитания данные из кэша могут оказаться не записанными на диск, что может привести к повреждению файловой системы на дисках. Обычно рекомендуется при использовании кэширования записи на диски применять устройство бесперебойного питания – это значительно уменьшит вероятность повреждения данных на диске.

г) В радиотехнике наибольшее применение получили ортонормированные базисы тригонометрических (синусоидальных и косинусоидальных) функций. Это обусловлено следующими обстоятельствами: гармонические колебания наиболее просто генерировать; гармоническое колебание теоретически полностью сохраняет свою форму при прохождении через любую линейную радиотехническую цепь с постоянными параметрами, а изменяются при этом лишь его амплитуда и начальная фаза. В теоретических основах электротехники и радиотехники операция представления непрерывных детерминированных сигналов в виде совокупности постоянной составляющей и суммы гармонических колебаний с краткими частотами называется спектральным разложением (представлением) или гармоническим (спектральным) анализом.

 

Публицистический стиль.

 

Задание №6. Укажите особенности публицистического стиля в следующих текстах.

а) Средства массовой информации играют огромную роль в формировании убеждений человека, а косвенно также и его личности. Большинство не отдаёт себе отчёта в том, насколько информация, передаваемая СМИ, «вмешивается» в нашу психическую жизнь, формирует картину мира, способ мышления, оценки, а также обусловливает наши решения. Столь интенсивного воздействия информации на человеческое поведение история культуры ещё не знала. В первую очередь это относится к телевидению. Пресса и радио передают только вербальную информацию, телевидение же – ещё и визуальную, которая легче воспринимается.

б) «пророчить молодежный бунт – как –то банально. Но в границах постсоветского пространства подобное пророчество вполне логично. Ведь в СССР так и не было того, что пережил западный мир, - не было контркультуры.

Как это не было? А наши хиппи? А наш андеграунд? А рок? А наши пакостные режиссеры- «параллельщики»? (…) Не вдаваясь в детали, замечу, что, это конечно, никакая не контркультура … И шестидестники, сидя по кухням, брались за руки, в едином антитоталитарном прорыве. Мечтали о свободе для всего общества. Это была не контркультура, а дружба тех, кто мыслил шире, против тех, кто мыслил уже. Не зависевшая от возраста.»

 

Разговорный стиль.

Задание №7. Укажите особенности разговорного стиля в следующих текстах.

 

а) - Меня взяли в клещи и теперь будут сжимать – только что приважно дали об этом понять в первом отделе.

- Вяча присвистнул. – Ну и выводы?

Татьяна задумчиво проследила за плутающим у плафона колечком табачного дыма.

- Как сказать … Цереброзом я, разумеется, буду заниматься по - прежнему, но уже нелегально тему мозга, ту, которую нам навязывают, потяну двумя параллелями: одну - к истине ведущей, второю – от истине уводящей.

- … С огнем играешь.

- Что делать, иначе в перспективе у нашего народа – тотальная интеллектуальная кастрация, вместо народа – толпа дешевых биороботов … Пардон, меня это не устраивает.

- … А твоя докторская, книги, статьи, научное реноме в конце концов?

 

б) -Именно доложить! – заявил громогласно. – Чтобы не уморить служителей Мельпомены, сделаю это штрих пунктиром, а то они у нас головкой слабенькие. Технари, внимание. Итак, волею дарованной мне Господом гениальности, я сделал несокрушимый математический замок, который надежно охраняет в э-вэ-эм наши идеи. Всех, кто посягнет на наши мысли, мой «замок» или «ключ», направит в тупик к фальш-программе, которая закончится «Калинкой». Раз заиграла, значит, в памяти машины роется чужой, ату его!

-А если злоумышленник подберет правильный набор? – спросила Татьяна.

-Исключено

- А все-таки? – подначил Бартенин.

-Тогда моя «киберсекретка» загонит вора на второй «ключ», «ключ–капкан», где машина задает счастливчику двенадцать вопросов. На их основании она определяет принадлежность любопытного к почтенной стукаческой когорте. Социологи на совесть проработали алгоритм принадлежности к ордену волосатого уха.

 

в) Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломилось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом развернулись хляби небесные, в придачу ко всему наша безобидная речушка вздулася, распухла и ну заливать своей мутной водицей все окружающее. А совсем рядом, называется- рукой подать,запылала наша школа. И стар и млад все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет, - вот страсти какие! Здорово я испугался в тот час, да слава богу все скоро кончилось.

Художественный стиль

Задание №8. Укажите особенности художественного стиля в следующих текстах.

 

а) Роняет листья тополиный сквер. Одни деревья стоят совершенно голые, другие ещё держат на плечах красоту. А там, вдали за городом, где облачное небо смыкается с землёю, еле различимы сады, перелески, и можно лишь силой воображения видеть, как срывается и падает листва, укрывая багряно- золотым ковром поляны, тронутые первыми морозами мглистых зорь.

И манит ветер в поля, в зеленя, на простор осени, пронизанной для меня строгими строчками Ивана Бунина, пленительно причудливыми признаниями Фёдора Тютчева, вихревыми и страстными кликами Александра Блока, болью, тоской и нежностью Сергея Есенина, тревожными печалями Николая Рубцова: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»

 

б) «В трактире Евдокимова уже собрались было гасить лампы, когда начался скандал. Скандал начался так. Сперва в зале все выглядело благообразно, и даже трактирный половой Потап сказал хозяину, что, мол, ныне бог миловал – ни единой битой бутылки, как вдруг в глубине, в полутьме, в самой сердцевине загудело, будто пчелиный рой.

- Батюшки светы, - лениво изумился хозяин, - вот, Потапка, сглаз твой, черт! Ну надо ж было каркать черт!»

в) «В истории же Милы далее все покатилось по нарастающей, муж Милы в новой двухкомнатной квартире теперь уже не защищал Милу от матери, мать жила отдельно, а телефона не было ни там, ни здесь – муж Милы стал сам себе и Яго и Отелло и с насмешкой из-за угла наблюдал за тем, как к Миле пристают на улице мужики его типа, строители, старатели, поэты, незнающие, как тяжела эта ноша, как неподъемна жизнь, если биться в одиночку, поскольку красота в жизни не помощница, так примерно можно было бы перевести те матерные, отчаянные монологи, которые бывший агроном, а ныне научный сотрудник, муж Милы, выкрикивал и на ночных улицах, и у себя в квартире, и напившись, так что Мила скрывалась с малолетней дочерью где-то, нашла себе приют, и несчастный муж бил мебель и швырял железные кастрюли».

 

Задание №9. Сопоставьте два художественных описания грозы. Определите, какими языковыми средствами реализуются в этих текстах такие качества художественной речи, как эмоциональность и экспрессивность.

 

а) Летняя гроза.

Синие чистые дали

Между зеленых ветвей

Бело-молочными стали…

Ветер играет смелей.

Говор негромкого грома

Глухо грохочет вдали …

Все еще веет истома

От неостывшей земли.

Птицы кричали и смолкли:

В небо выходит не полк ли

Сумрачных страшных теней.

Вновь громовые угрозы,

Молнии резкий зигзаг,

Неба тяжелые слезы

Клонят испуганный мак.

Ливень, и буря, и где-то

Солнца мелькнувшего луч…

Русское, бурное лето,

Месяцы зноя и туч!

(В. Брюсов)

 

б) Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой. Небо стало темнеть по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух.

Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли?

Вы выходите из оврага. Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? Туча ли надвигается? Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце. Но туча растет: передний край ее вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, все вокруг потемнело. Каков дождик! Каковы молнии! Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж, как пахнет земляникой и грибами.

И.С.Тургенев.

Приложение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.90 (0.056 с.)