Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровневое распределение сформированности связной речи группы №1 (экспериментальной) и группы № 2 (контрольной) до и после формирующего экспериментаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Итак, многие дети экспериментальной группы увеличили свои показатели, перейдя на уровень выше, и только двое остались на прежнем уровне: один ребёнок достиг хорошего уровня развития, четверо детей на удовлетворительном уровне и только 1 ребёнок остался на неудовлетворительном уровне развития связной речи. В контрольной группе на этапе констатирующего эксперимента на хорошем уровне развития не было ни одного ребенка, на удовлетворительном уровне – 3, на неудовлетворительном уровне – 3. Контрольный срез выявил следующие результаты: двое детей повысили свой уровень до хорошего, у четверых уровень развития связной речи удовлетворительный. Эти данные свидетельствуют о значительном улучшении общих показателей развития связной речи детей, принимавших участие в формирующем эксперименте. За время, отведенное на формирующий эксперимент, невозможно скорректировать связную речь у старших дошкольников с ОНР полностью, работу по ее совершенствованию поэтому необходимо продолжить. Однако уже сейчас можно сказать, что предложенные занятия по совершенствованию и развитию связной речи были эффективны. Заключение В связной речи реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Умение связно излагать свои мысли очень важно для человека. Последовательность и логичность, полнота и связность, композиционное оформление являются важными качествами связной речи, и этими качествами человек должен владеть в полной мере. Многие специалисты (В.П. Глухов, Л.Г. Парамонова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская) доказывают, что у детей с ОНР связная речь оказывается недостаточно сформированной, и говорят о важности ее развития для формирования речевой системы в целом, в связи с этим изучение связной речи у детей с ОНР представлялось нам актуальным. Для реализации поставленной цели был проведён теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования: изучено развитие связной речи в онтогенезе; дана психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР; проанализированы особенности связной речи данной категории детей и возможности логопедической работы с дошкольниками с ОНР. В соответствии с целью работы было проведено констатирующее исследование, которое предполагало выявление уровня развития связной речи и её особенностей у старших дошкольников с ОНР. Эксперимент состоял из двух этапов, проводимых по методикам В.П. Глухова и И.Д. Коненковой. Результаты, полученные в констатирующем эксперименте, свидетельствуют о том, что в рассказах детей с ОНР преобладали простые распространённые предложения, присутствовали замены слов; недостаточно использовались лексико-грамматические средства языка; отмечались нарушения грамматической связи слов как внутри предложения, так и между предложениями; наблюдалась незавершённость ряда микротем, возвращение к раннее сказанному и трудности в реализации замысла, недостаточная развёрнутость высказывания, паузы, аграмматизмы и др. На основании данных констатирующего эксперимента был сделан вывод о необходимости совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР при обучении рассказыванию по картине. Поскольку «рассказывание» считается специфической формой повествования, отличающееся сжатостью и простотой, в которых рассказчик самостоятельно выбирает не только содержание, но и форму изложения (в отличие от пересказа), постольку доказаны его возможности для развития связной речи дошкольников с нарушением языковой способности в процессе их обучения рассказыванию по картине. Картина – это материал, приспособленный к тому, чтобы стимулировать детей к составлению рассказов, поэтому рассказывание ребёнка служит не только дидактическим целям, но и коммуникативным. При соблюдении этого условия рассказывание в обстановке естественного общения позволяет развивать речевые способности каждого дошкольника. Восприятие картины как графической знаковой системы и включение ребёнка в эту систему позволяет научить дошкольника моделированию окружающего мира, сформировать у него план представлений. Данные положения рассматривались в нашей работе как необходимая научная основа методики формирующего эксперимента. Структура формирующего эксперимента представляла собой следующие этапы: определение состава картины; установление взаимосвязей между объектами на картине; описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств; преобразование объектов во времени; составление рассказов от лица разных объектов. В рамках каждого обозначенного этапа были разработаны фронтальные логопедические занятия. Они разрабатывались с учётом адаптации методических рекомендаций Сидорчук Т.А и Хоменко Н.Н. В качестве основных приёмов при обучении детей рассказыванию по картине были использованы: приём «Подзорная труба», приём «Вхождение в картину», приём «Машина времени», приём «Ожившие предметы» и др. Повторное исследование связной речи (по методике Коненковой И.Д.) показало качественное улучшение навыков монологической речи у испытуемых, участвовавших в формирующем эксперименте. Кроме того, высказывания детей экспериментальной группы стали более емкими и содержательными, дети научились раскрывать тему; улучшилось звуковое оформление высказывания, речь детей стала более выразительной и эмоциональной, хотя в ней присутствовали незначительные заминки и паузы; дети начали использовать в своей речи разнообразные способы связи, лексические средства. Таким образом, цель исследования достигнута. Выдвинутая гипотеза: систематическая и целенаправленная логопедическая работа по обучению рассказыванию по картине способствует развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, подтвердилась.
Список информационных источников: 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400 с. 2. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация кандидата педагогических наук: Москва, 1996. - 177 c. 3. Баряева Л. Б., Лебедева И.Н. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития (на модели обучения рассказыванию по картине) // Логопедия. – 2005. - №1. 4. Баряева Л.Б., Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников: Модели обучения. – СПб., 2007. 5. Белякова Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 256 с. 6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с. 7. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с. 8. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с. 9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М.: Педагогика, 2003. – 136 с. 10. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Автореф. канд. дисс. – М., 1987. - 168 с. 11. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. 12. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с. – (Библиотека логопеда-практика). 13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. Для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с. 14. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с. 15. Иванова А.Л. Становление функций речи в онтогенезе // Логопедия, 2006, №3/. 16. Кислова Т.Р. Из опыта работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология, 1994, № 4/. 17. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.: Издательство Сов. России, 1979. – 192 с. 18. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. – 80с. 19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005. – 96 с. 20. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 224с.: ил. 21. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Л. Б. Баряевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Барявой, 2009. – 175 с. 22. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – Издательство академии пед. наук – М., 1989. - 32 с. 23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.- 302 с. 24. Макарова Н.В. Речь ребёнка от рождения до 5 лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с. 25. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: - М., 2007. – 192 с. 26. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: Детство – пресс, 2003. – 528 с. 27. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с. 28. Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994. – 185 с. 29. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. пед-вузов. – М.: "Просвещение", 1969. – 310 с. 30. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие./ Под редакцией Т.В. Волосовец. – М.: 2002. - 256 с. 31. Рубинштейн С.Л. К психологии речи: Психология речи // Учен. зап. Ленинградского ин-та им. А. И. Герцена. – 1941. – Т. 35. 32. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР. – М.: Издательство «Академия», 2003. – 144 с. 33. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004. - 59 с. 34. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М.: Мозайка-синтез, 2003. – 80 с. 35. Соломенникова Л.А. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи. // Дошкольное воспитание, 1999, № 4/. 36. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: "Просвещение", 1976. – 224 с. 37. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей / Под. ред. Ф.А. Сохина. – М., 1981. – 144 с. 38. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб: Детство – пресс, 1999. – 112 с. 39. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 112 с. 40. Трошин О.В., Жулина Е. В. Логопсихология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 256 с. 41. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: АРГО, 1996. – 80 с. 42. Филичева Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 224 с. 43. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специализированном детском саду. – М.: Просвещение, 1986. – 233 с. 44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1991. – 44 с. 45. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Основные направления коррекционной работы. // Логопедия. Методическое наследие/ Под ред Л.С. Волковой, 5 книга. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 480 с. 46. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. – 103 с. 47. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 221 с. 48. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992. - 79 с. 49. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с. 50. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – 2-е изд. – М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 416с. 51. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0388/1_0388-102.shtml 52. Дидактические игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logopedspb.ru/content/view/27/28/ 53. Оформление диплома [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Диплом
Приложение 7
Конспекты фронтальных логопедических занятий по теме: «Обучение детей рассказыванию по картине «Зимние забавы»
проведённых в детском саду №32 комбинированного вида «Чебурашка» в старшей группе №6
Провела: студентка V курса факультета психологии отделения логопедия Лавренова Ольга Сергеевна
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.182 (0.008 с.) |