Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровневое распределение сформированности связной речи группы №1 (экспериментальной) и группы № 2 (контрольной) до и после формирующего эксперимента

Поиск

 

  Уровни Группа №1 Группа №2
Констат. этап (до) Контрол. этап (после) Констат. этап (до) Контрол.этап (после)
Хороший        
Удовлетворительный        
Неудовлетворительный        

 

Итак, многие дети экспериментальной группы увеличили свои показатели, перейдя на уровень выше, и только двое остались на прежнем уровне: один ребёнок достиг хорошего уровня развития, четверо детей на удовлетворительном уровне и только 1 ребёнок остался на неудовлетворительном уровне развития связной речи.

В контрольной группе на этапе констатирующего эксперимента на хорошем уровне развития не было ни одного ребенка, на удовлетворительном уровне – 3, на неудовлетворительном уровне – 3. Контрольный срез выявил следующие результаты: двое детей повысили свой уровень до хорошего, у четверых уровень развития связной речи удовлетворительный.

Эти данные свидетельствуют о значительном улучшении общих показателей развития связной речи детей, принимавших участие в формирующем эксперименте.

За время, отведенное на формирующий эксперимент, невозможно скорректировать связную речь у старших дошкольников с ОНР полностью, работу по ее совершенствованию поэтому необходимо продолжить.

Однако уже сейчас можно сказать, что предложенные занятия по совершенствованию и развитию связной речи были эффективны.

Заключение

В связной речи реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Умение связно излагать свои мысли очень важно для человека. Последовательность и логичность, полнота и связность, композиционное оформление являются важными качествами связной речи, и этими качествами человек должен владеть в полной мере.

Многие специалисты (В.П. Глухов, Л.Г. Парамонова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская) доказывают, что у детей с ОНР связная речь оказывается недостаточно сформированной, и говорят о важности ее развития для формирования речевой системы в целом, в связи с этим изучение связной речи у детей с ОНР представлялось нам актуальным.

Для реализации поставленной цели был проведён теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования: изучено развитие связной речи в онтогенезе; дана психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР; проанализированы особенности связной речи данной категории детей и возможности логопедической работы с дошкольниками с ОНР.

В соответствии с целью работы было проведено констатирующее исследование, которое предполагало выявление уровня развития связной речи и её особенностей у старших дошкольников с ОНР. Эксперимент состоял из двух этапов, проводимых по методикам В.П. Глухова и И.Д. Коненковой.

Результаты, полученные в констатирующем эксперименте, свидетельствуют о том, что в рассказах детей с ОНР преобладали простые распространённые предложения, присутствовали замены слов; недостаточно использовались лексико-грамматические средства языка; отмечались нарушения грамматической связи слов как внутри предложения, так и между предложениями; наблюдалась незавершённость ряда микротем, возвращение к раннее сказанному и трудности в реализации замысла, недостаточная развёрнутость высказывания, паузы, аграмматизмы и др.

На основании данных констатирующего эксперимента был сделан вывод о необходимости совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР при обучении рассказыванию по картине.

Поскольку «рассказывание» считается специфической формой повествования, отличающееся сжатостью и простотой, в которых рассказчик самостоятельно выбирает не только содержание, но и форму изложения (в отличие от пересказа), постольку доказаны его возможности для развития связной речи дошкольников с нарушением языковой способности в процессе их обучения рассказыванию по картине. Картина – это материал, приспособленный к тому, чтобы стимулировать детей к составлению рассказов, поэтому рассказывание ребёнка служит не только дидактическим целям, но и коммуникативным. При соблюдении этого условия рассказывание в обстановке естественного общения позволяет развивать речевые способности каждого дошкольника. Восприятие картины как графической знаковой системы и включение ребёнка в эту систему позволяет научить дошкольника моделированию окружающего мира, сформировать у него план представлений.

Данные положения рассматривались в нашей работе как необходимая научная основа методики формирующего эксперимента.

Структура формирующего эксперимента представляла собой следующие этапы: определение состава картины; установление взаимосвязей между объектами на картине; описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств; преобразование объектов во времени; составление рассказов от лица разных объектов.

В рамках каждого обозначенного этапа были разработаны фронтальные логопедические занятия. Они разрабатывались с учётом адаптации методических рекомендаций Сидорчук Т.А и Хоменко Н.Н.

В качестве основных приёмов при обучении детей рассказыванию по картине были использованы: приём «Подзорная труба», приём «Вхождение в картину», приём «Машина времени», приём «Ожившие предметы» и др.

Повторное исследование связной речи (по методике Коненковой И.Д.) показало качественное улучшение навыков монологической речи у испытуемых, участвовавших в формирующем эксперименте. Кроме того, высказывания детей экспериментальной группы стали более емкими и содержательными, дети научились раскрывать тему; улучшилось звуковое оформление высказывания, речь детей стала более выразительной и эмоциональной, хотя в ней присутствовали незначительные заминки и паузы; дети начали использовать в своей речи разнообразные способы связи, лексические средства.

Таким образом, цель исследования достигнута. Выдвинутая гипотеза: систематическая и целенаправленная логопедическая работа по обучению рассказыванию по картине способствует развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, подтвердилась.

 

 

Список информационных источников:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

2. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация кандидата педагогических наук: Москва, 1996. - 177 c.

3. Баряева Л. Б., Лебедева И.Н. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития (на модели обучения рассказыванию по картине) // Логопедия. – 2005. - №1.

4. Баряева Л.Б., Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников: Модели обучения. – СПб., 2007.

5. Белякова Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 256 с.

6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.

7. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с.

8. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М.: Педагогика, 2003. – 136 с.

10. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Автореф. канд. дисс. – М., 1987. - 168 с.

11. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

12. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с. – (Библиотека логопеда-практика).

13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. Для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.

14. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с.

15. Иванова А.Л. Становление функций речи в онтогенезе // Логопедия, 2006, №3/.

16. Кислова Т.Р. Из опыта работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология, 1994, № 4/.

17. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.: Издательство Сов. России, 1979. – 192 с.

18. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. – 80с.

19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005. – 96 с.

20. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 224с.: ил.

21. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Л. Б. Баряевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Барявой, 2009. – 175 с.

22. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – Издательство академии пед. наук – М., 1989. - 32 с.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.- 302 с.

24. Макарова Н.В. Речь ребёнка от рождения до 5 лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.

25. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: - М., 2007. – 192 с.

26. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: Детство – пресс, 2003. – 528 с.

27. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

28. Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994. – 185 с.

29. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. пед-вузов. – М.: "Просвещение", 1969. – 310 с.

30. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие./ Под редакцией Т.В. Волосовец. – М.: 2002. - 256 с.

31. Рубинштейн С.Л. К психологии речи: Психология речи // Учен. зап. Ленинградского ин-та им. А. И. Герцена. – 1941. – Т. 35.

32. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР. – М.: Издательство «Академия», 2003. – 144 с.

33. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004. - 59 с.

34. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М.: Мозайка-синтез, 2003. – 80 с.

35. Соломенникова Л.А. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи. // Дошкольное воспитание, 1999, № 4/.

36. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: "Просвещение", 1976. – 224 с.

37. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей / Под. ред. Ф.А. Сохина. – М., 1981. – 144 с.

38. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб: Детство – пресс, 1999. – 112 с.

39. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 112 с.

40. Трошин О.В., Жулина Е. В. Логопсихология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 256 с.

41. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: АРГО, 1996. – 80 с.

42. Филичева Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 224 с.

43. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специализированном детском саду. – М.: Просвещение, 1986. – 233 с.

44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1991. – 44 с.

45. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Основные направления коррекционной работы. // Логопедия. Методическое наследие/ Под ред Л.С. Волковой, 5 книга. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 480 с.

46. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. – 103 с.

47. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 221 с.

48. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992. - 79 с.

49. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

50. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – 2-е изд. – М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 416с.

51. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0388/1_0388-102.shtml

52. Дидактические игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logopedspb.ru/content/view/27/28/

53. Оформление диплома [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Диплом

 

 

Приложение 7

 

 

Конспекты

фронтальных

логопедических

занятий по теме:

«Обучение детей рассказыванию по картине «Зимние забавы»

 

проведённых в

детском саду №32 комбинированного вида «Чебурашка»

в старшей группе №6

 

Провела: студентка V курса

факультета психологии

отделения логопедия

Лавренова Ольга Сергеевна

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.182 (0.008 с.)