Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика формирующего эксперимента
I этап. "Определение состава картины". Цель: Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине. Оборудование: картина «Зимние забавы», игра «Четвёртый лишний». Речевой материал: - слова-предметы: зима, снег, снеговик, снегирь, коньки, санки, синички, сугроб, варежки, шарф, куртка, шапка, сапоги, каток, лёд; - слова-действия: кататься, лепить, кормить, падать; - слова-признаки: розовый, красный, оранжевый, синий, голубой, фиолетовый, белый. Приёмы: · «Подзорная труба», · «Охота за подробностями». Д/игра: · «Четвёртый лишний». Методические рекомендации: Логопед проявляет живой интерес и эмоционально реагирует на ответы детей. Темп работы мы использовали достаточно быстрый, энергично и оперативно производили моделирование названных детьми объектов. Предварительно должен быть составлен тематический словарь. Объекты назывались в любой последовательности. По окончанию определения состава картины подводили итог (быстро перечисляли все названное, начиная с главного). Обращение шло не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений. Окончательным итогом данной игры считали рефлексию: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные". II этап. "Установление взаимосвязей между объектами на картине". Цель: Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Оборудование: Картина «Зимние забавы». Речевой материал: - слова-предметы: зима, снег, снеговик, снегирь, коньки, санки, синички, сугроб, варежки, шарф, куртка, шапка, сапоги, каток, лёд; - слова-действия: кататься, лепить, кормить, падать; - слова-признаки: розовый, красный, оранжевый, синий, голубой, фиолетовый, белый. Приёмы: · «Пришёл волшебник «Объединяй». Д/игра: · «Скажи ласково». Методические рекомендации: Мы вели детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений, расположенных в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце - подтверждение (вывод). Последовательность объединения между объектами зависела от выбора детей, с которым мы соглашались. Если ребенок затруднялся найти взаимосвязи между объектами, мы проводили с детьми "Мозговой штурм". Проявляли толерантность (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком). После установления взаимосвязей, мы подводили итог в виде рассказа-рассуждения. Добивались осознания мыслительной операции и вывода правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".
III этап. «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств". Цели: Обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. Оборудование: Картина «Зимние забавы». Речевой материал: - слова-предметы: снег, снеговик, снегирь, коньки, санки, синички, сугроб, варежки, шарф, куртка, шапка, сапоги, каток, лёд; - слова-действия: кататься, лепить, кормить, падать, ощущаю, трогаю, нюхаю, пробую, слушаю. Приёмы: · «Вхождение в картину», · «Пришел волшебник "Я слушаю"», · «Пришел волшебник «Я ощущаю запах», · «Пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками», · «Пришел волшебник «Я пробую на вкус». Д/игра: · «Назови слово». Методические рекомендации: Предварительно мы уточняли знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора. Работая с картиной, начинали речевую зарисовку с фразы: "Я слышу, как…", "Я чувствую запах…", "Когда я трогаю руками …". Добивались передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине. Мы побуждали детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс. Передача ощущений шла как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины. Мы добивались активизации в речи ребенка слов, характеризующих вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения. Кроме того, мы предлагали детям передать диалоги персонажей картины (мини-театр). IV этап. "Преобразование объектов во времени". Цели: Учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
Оборудование: Картина «Зимние забавы». Речевой материал: - слова-предметы: снеговик, снегирь, мальчик, санки, синички, сугроб, варежки, шарф, куртка, шапка, сапоги, каток, лёд; - слова-действия: кататься, лепить, кормить, падать. Приёмы: · "Машина времени". Д/игра: · «Отгадай загадку». Методические рекомендации: В рассказе мы использовали словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше - позже, до того - после того…). Выбранный объект схематизировали на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показали линию прошлого и будущего. Придумывали название рассказа-фантазии. V этап. "Составление рассказов от лица разных объектов". Цели: Обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица. Оборудование: Картина «Зимние забавы». Речевой материал: - слова-предметы: зима, снег, снеговик, снегирь, коньки, санки, синички, сугроб, варежки, шарф, куртка, шапка, сапоги, каток, лёд; - слова-действия: кататься, лепить, кормить, падать; - слова-признаки: розовый, красный, оранжевый, синий, голубой, фиолетовый, белый. Приёмы: · «Ожившие предметы», · «Кто о чём говорит?». Д/игра: · «Какой, какая, какое». Методические рекомендации: При выборе объекта и его эмоциональной характеристики мы учитывали возраст ребенка. Побуждали ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта или места происходящего. Использовали разные формы организации работы с детьми: коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя; подгрупповые, при которых логопед дает разным подгруппам противоположные характеристики одного героя. Мы предлагали детям структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя "Я - тот-то…", потом описать его эмоциональное состояние, или настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя. Логопедическая работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях: 1) развитие смыслового программирования текста, 2) овладение языковыми средствами оформления связного текста [20, с. 91]. При этом мы учитывали опережающее развитие семантической стороны по отношению к формально-языковой. Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста. В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи: - развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое; - формирование умения располагать смысловые звенья в определённой последовательности; - развитие способности удерживать смысловую программу в памяти. В процессе логопедической работы над языковым оформлением текста ставятся следующие задачи: - развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения; - формирование умения располагать предложения в определённой последовательности;
- развитие умения связывать предложения в текст [20, с.92] С целью формирования навыков смыслового (внутреннего) программирования текста рекомендуются следующие виды работ: 1) Сравнение двух сходных сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов. 2) Работа с сюжетной и предметными картинками. 3) Работа серией сюжетных картинок. 4) Работа с текстом. В процессе логопедической работы над связной речью необходимо учитывать и характер текста, его семантическую структуру [20, с.93] Данные рекомендации были разработаны Р.И. Лалаевой для учащихся, имеющих интеллектуальную недостаточность. Но, на наш взгляд, они настолько точны и конкретны, что могут быть использованы и в процессе коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи детей, имеющих ОНР. Планирование занятий, направленных на обучение детей рассказыванию по картинам: «Зимние забавы» и «Зима в лесу». Таблица № 9
На занятиях осуществлялся плавный переход от простого к сложному, от развития элементарных форм связной фразовой речи к развитию более сложной формы диалогической и монологической речи.
На занятиях учитывалась необходимость постоянной смены деятельности, что дает свести к минимуму повышенную утомляемость детей. Поэтому задания, предлагаемые детям, и носят игровой характер в соответствии с ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Конспекты проведённых занятий находятся в Приложении 7, картинный материал – в Приложении 8.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.023 с.) |