Методика формирующего эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика формирующего эксперимента



I этап. "Определение состава картины".

Цель: Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.

Оборудование: картина «Зимние забавы», игра «Четвёртый лишний».

Речевой материал:

- слова-предметы: зима, снег, снеговик, снегирь, коньки, санки, синички, сугроб, варежки, шарф, куртка, шапка, сапоги, каток, лёд;

- слова-действия: кататься, лепить, кормить, падать;

- слова-признаки: розовый, красный, оранжевый, синий, голубой, фиолетовый, белый.

Приёмы:

· «Подзорная труба»,

· «Охота за подробностями».

Д/игра:

· «Четвёртый лишний».

Методические рекомендации:

Логопед проявляет живой интерес и эмоционально реагирует на ответы детей. Темп работы мы использовали достаточно быстрый, энергично и оперативно производили моделирование названных детьми объектов. Предварительно должен быть составлен тематический словарь. Объекты назывались в любой последовательности. По окончанию определения состава картины подводили итог (быстро перечисляли все названное, начиная с главного). Обращение шло не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений. Окончательным итогом данной игры считали рефлексию: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные".

II этап. "Установление взаимосвязей между объектами на картине".

Цель: Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Оборудование: Картина «Зимние забавы».

Речевой материал:

- слова-предметы: зима, снег, снеговик, снегирь, коньки, санки, синички, сугроб, варежки, шарф, куртка, шапка, сапоги, каток, лёд;

- слова-действия: кататься, лепить, кормить, падать;

- слова-признаки: розовый, красный, оранжевый, синий, голубой, фиолетовый, белый.

Приёмы:

· «Пришёл волшебник «Объединяй».

Д/игра:

· «Скажи ласково».

Методические рекомендации:

Мы вели детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений, расположенных в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце - подтверждение (вывод). Последовательность объединения между объектами зависела от выбора детей, с которым мы соглашались. Если ребенок затруднялся найти взаимосвязи между объектами, мы проводили с детьми "Мозговой штурм". Проявляли толерантность (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком). После установления взаимосвязей, мы подводили итог в виде рассказа-рассуждения. Добивались осознания мыслительной операции и вывода правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".

III этап. «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств".

Цели: Обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Оборудование: Картина «Зимние забавы».

Речевой материал:

- слова-предметы: снег, снеговик, снегирь, коньки, санки, синички, сугроб, варежки, шарф, куртка, шапка, сапоги, каток, лёд;

- слова-действия: кататься, лепить, кормить, падать, ощущаю, трогаю, нюхаю, пробую, слушаю.

Приёмы:

· «Вхождение в картину»,

· «Пришел волшебник "Я слушаю"»,

· «Пришел волшебник «Я ощущаю запах»,

· «Пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками»,

· «Пришел волшебник «Я пробую на вкус».

Д/игра:

· «Назови слово».

Методические рекомендации:

Предварительно мы уточняли знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора. Работая с картиной, начинали речевую зарисовку с фразы: "Я слышу, как…", "Я чувствую запах…", "Когда я трогаю руками …". Добивались передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине. Мы побуждали детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс. Передача ощущений шла как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины. Мы добивались активизации в речи ребенка слов, характеризующих вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения. Кроме того, мы предлагали детям передать диалоги персонажей картины (мини-театр).

IV этап. "Преобразование объектов во времени".

Цели: Учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Оборудование: Картина «Зимние забавы».

Речевой материал:

- слова-предметы: снеговик, снегирь, мальчик, санки, синички, сугроб, варежки, шарф, куртка, шапка, сапоги, каток, лёд;

- слова-действия: кататься, лепить, кормить, падать.

Приёмы:

· "Машина времени".

Д/игра:

· «Отгадай загадку».

Методические рекомендации:

В рассказе мы использовали словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше - позже, до того - после того…). Выбранный объект схематизировали на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показали линию прошлого и будущего. Придумывали название рассказа-фантазии.

V этап. "Составление рассказов от лица разных объектов".

Цели: Обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Оборудование: Картина «Зимние забавы».

Речевой материал:

- слова-предметы: зима, снег, снеговик, снегирь, коньки, санки, синички, сугроб, варежки, шарф, куртка, шапка, сапоги, каток, лёд;

- слова-действия: кататься, лепить, кормить, падать;

- слова-признаки: розовый, красный, оранжевый, синий, голубой, фиолетовый, белый.

Приёмы:

· «Ожившие предметы»,

· «Кто о чём говорит?».

Д/игра:

· «Какой, какая, какое».

Методические рекомендации:

При выборе объекта и его эмоциональной характеристики мы учитывали возраст ребенка. Побуждали ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта или места происходящего. Использовали разные формы организации работы с детьми: коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя; подгрупповые, при которых логопед дает разным подгруппам противоположные характеристики одного героя. Мы предлагали детям структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя "Я - тот-то…", потом описать его эмоциональное состояние, или настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя.

Логопедическая работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях: 1) развитие смыслового программирования текста, 2) овладение языковыми средствами оформления связного текста [20, с. 91].

При этом мы учитывали опережающее развитие семантической стороны по отношению к формально-языковой. Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста.

В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:

- развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;

- формирование умения располагать смысловые звенья в определённой последовательности;

- развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.

В процессе логопедической работы над языковым оформлением текста ставятся следующие задачи:

- развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;

- формирование умения располагать предложения в определённой последовательности;

- развитие умения связывать предложения в текст [20, с.92]

С целью формирования навыков смыслового (внутреннего) программирования текста рекомендуются следующие виды работ:

1) Сравнение двух сходных сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов.

2) Работа с сюжетной и предметными картинками.

3) Работа серией сюжетных картинок.

4) Работа с текстом.

В процессе логопедической работы над связной речью необходимо учитывать и характер текста, его семантическую структуру [20, с.93]

Данные рекомендации были разработаны Р.И. Лалаевой для учащихся, имеющих интеллектуальную недостаточность. Но, на наш взгляд, они настолько точны и конкретны, что могут быть использованы и в процессе коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи детей, имеющих ОНР.

Планирование занятий, направленных на обучение детей рассказыванию по картинам: «Зимние забавы» и «Зима в лесу».

Таблица № 9

Этап Цели этапа Упражнения на формирование связной речи Картинный материал  
1.Определение состава картины.   Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.   1) Приём «Подзорная труба» 2) Приём «Охота за подробностями» 3) Д/игра «Четвёртый лишний» Картина «Зимние забавы» Картина «Зима в лесу»
2.Установление взаимосвязей между объектами на картине. Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.   1) Приём «Пришёл волшебник «Объединяй» -«Ищу друзей» -«Ищу врагов». 2) Д/игра «Скажи ласково». Картина «Зимние забавы» Картина «Зима в лесу»
3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств. 1) Обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определённые органы чувств; 2) Учить составлять рассказы – описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. 1) Приём «Вхождение в картину» 2) Приём «Пришёл волшебник «Я слушаю», «Я ощущаю запах», «Я пробую на вкус». 3) Д/игра «Назови слово»     Картина «Зимние забавы»   Картина «Зима в лесу»
4.Преобразование объектов во времени. 1) Учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; 2) Учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты. 1) Приём «Машина времени» 2) Д/и «Отгадай загадку» Картина «Зимние забавы»   Картина «Зима в лесу»
5. Составление рассказов от лица разных объектов. 1) Обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; 2) Упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица. 1) Приём «Ожившие предметы» 2) Приём «Кто, о чём говорит» 3) Д/игра «Какая, какой, какое?» Картина «Зимние забавы»   Картина «Зима в лесу»  
           

На занятиях осуществлялся плавный переход от простого к сложному, от развития элементарных форм связной фразовой речи к развитию более сложной формы диалогической и монологической речи.

На занятиях учитывалась необходимость постоянной смены деятельности, что дает свести к минимуму повышенную утомляемость детей. Поэтому задания, предлагаемые детям, и носят игровой характер в соответствии с ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Конспекты проведённых занятий находятся в Приложении 7, картинный материал – в Приложении 8.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.023 с.)