Особенности формирования связной речи у детей с ОНР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования связной речи у детей с ОНР



Г.В. Чиркина отмечает, что дети младшего дошкольного возраста при нормальном речевом развитии уже имеют определённые навыки речевого общения. Однако для определённой категории трёхлетних детей характерны недостатки речевого развития, касающиеся в той или иной степени как смысловой, так и звуковой стороны речи [45, с.64].

Р.Е. Левина пишет, что при формировании речи ребёнка всегда имеется индивидуальное своеобразие. У одних детей речь возникает рано и развивается очень интенсивно, у других детей речь появляется с задержкой и развивается медленно [22, с.6].

Проанализировав самостоятельные высказывания детей с ОНР, Г.В. Чиркина выделяет следующие общие закономерности: позднее появление речи; ограниченный словарный запас; грубые нарушения грамматического строя речи; выраженные недостатки произношения и фонемообразования [45].

У детей с ОНР раннее речевое развитие чаще всего протекает без отклонений. Своевременно происходит смена крика гулением, гуления – лепетом. В возрасте около одного года в их речи появляются отдельные слова из повторяющихся слогов: «папа», «мама», «ляля» – и звукоподражания: «мяу» (кошка), «аф-аф» (собака) и другие. Но далее речь не развивается и остается примерно на том же уровне [36, c.146].

В большинстве случаев в младшем дошкольном возрасте в активной речи детей присутствуют те же речевые средства, что и в возрасте около одного года. Кроме слов, состоящих из повторяющихся слогов и звукоподражаний, некоторые дети начинают произносить вместо целого слова лишь его ударный слог: «ку» (кубики), «ба» (бабушка), «дя» (дядя). Кроме того, в их речи появляются слова-заменители, которые они используют универсально, вместо многих слов. Так, «атиня» и здравствуйте, и до свидания, и спасибо, и пальто, и ботинки, и яблоко. Из-за ограниченного словарного запаса дети широко пользуются в общении мимикой и указательными жестами. Например, вместо слова «дай» они показывают на тот предмет, который хотят получить. При недоразвитии речи количество слов и звукоподражаний у детей оказывается иногда не более 10-20. Фразовая речь большинства из них отсутствует, общение осуществляется за счет слов-предложений [25, c.32].

Таким образом, при общем недоразвитии речи для детей младшего дошкольного возраста характерно почти полное отсутствие словесных средств общения. Понимание речи развито значительно лучше, чем ее активное применение, но оно ограничено ситуацией общения [46, c.43].

Фразовая речь, которая формируется из лепетных слов, несовершенна фонетически и структурно появляется у таких детей в дошкольном возрасте. Отмечается высокая речевая активность, увеличивается словарь, но при этом дети испытывают трудности в произношении звуков и объединении слогов в слова. Нарушение звукопроизношения проявляется в отсутствии артикуляции многих звуков, в частности звуков, требующих верхнего подъема кончика языка, а также в виде грубого смешения имеющихся в активной речи звуков, оглушения согласных, стойкого смягчения твердых звуков. Поэтому их фразовая речь, как правило, тоже не понятна окружающим. Например, ребенок произносит: «Но я тебе гаю: Миса амай асину. Ис-со так – ис се» (Но я тебе говорю: «Миша сломал машину. Колесо вот так и все») [25, с.33].

Речевой опыт детей крайне ограничен, доступные им языковые средства несовершенны. Поэтому самостоятельно дети не пользуются речью и общаются с окружающими невыразительными жестами, подкрепляемыми лепетными словами, или выразительными и эмоциональными мимикой и жестами, полностью заменяющими слова [25].

Вследствие недостаточного различения детьми дошкольного возраста грамматических форм у них наблюдаются неполное понимание речи взрослых и смысловые замены слов. Например, логопед просит ребенка сесть на стул, а ребенок берет и несет его, или вместо игрушечного буфета ребенок несет диван. Логопед говорит: «Игорь, ложись на живот» - ребенок ложится на спину. При повторении задания он переворачивается и снова лежит на спине, после следующего повторения ложится на бок. В другом случае, например в ходе ознакомления с машиной, логопед просит показать колеса, кабину, мотор – дети показывают только колеса [40, с.204].

Большинство детей знают названия лишь ограниченного круга предметов и действий и не могут выполнить простейшие инструкции типа: «Возьми мишку», «Принеси пирамидку», «Подойди к шкафу», «Возьми кубики». Им легче понять инструкцию со словами дай и покажи: «Дай куклу (машину)», «Покажи носик (глазки)» [40].

Дети понимают обращенную речь, если общение происходит по поводу той ситуации, в которой они находятся. В случае непонимания детьми речи взрослые пользуются жестами.

При общем недоразвитии речи для детей младшего дошкольного возраста характерен ярко выраженный аграмматизм. Речевые средства, которыми владеет ребенок, недостаточны для его нормального общения с окружающими. Со временем ребенок начинает осознавать, что его речь непонятна для окружающих. Осознание этого отрицательно сказывается на формировании его характера. У некоторых детей появляется раздражительность, у других – замкнутость, стойкий негативизм, нежелание входить в контакт с окружающими, упрямство и т.д. [25, c.36].

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий [25].

При пересказе дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются в выборе необходимого слова [47, с.78].

Рассказ-описание мало доступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Описание сводится к простому перечислению отдельных признаков любимой игрушки или знакомого предмета [47].

Творческое рассказывание детям старшего дошкольного возраста с ОНР дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста [47, c.78].

Дошкольники пользуются преимущественно простыми предложениями с небольшим распространением. При построении развернутых предложений, включающих более пяти слов, а также предложений сложных синтаксических конструкций они допускают различные ошибки в согласовании, предложном и падежном управлении [10, с. 17].

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога [39, с. 46].

Как отмечает Р.Е. Левина, на фоне относительно развернутой речи у детей с ОНР дошкольного возраста наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению [22, c.84].

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий. Особенно трудны для понимания метафоры и сравнения [22, с.32].

Ребенок почти не знает категорий причинности и связывает в одну цепочку и причины, и следствия, и отдельные, не имеющие к ним отношения, события. Именно поэтому причина часто путается у него со следствием и перед заключением, начинающимся со слов «потому что», ребенок оказывается беспомощным [22].

Для детей с общим недоразвитием речи характерно неумение распределять внимание между содержанием и формой высказывания, логически обосновано, правильно в языковом отношении строить высказывание. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в описании предметов и прочих объектов действительности. С большими трудностями они овладевают такой формой высказываний как рассуждение[15, с.29].

Таким образом, для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны: нарушение логической последовательности повествования, нарушение связности, пропуски смысловых звеньев, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, длительные паузы на границах фраз, отчетливо выражены лексические затруднения – бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т.п.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.007 с.)