Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине



 

Выпускная квалификационная работа

по специальности 031800 (050715) – «Логопедия»

 

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры специальной психологии

и педагогики

Егорова Алёна Владимировна

 

Представляется для защиты в ГАК

 

Зав. кафедрой_________________

 

Защищена на ГАК_____________

 

С оценкой____________________

 

Председатель ГАК____________

 

Псков - 2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретический аспект формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1.Развитие связной речи детей в онтогенезе…………………………………..6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………..10

1.3. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР……………….17

1.4. Логопедическая работа по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………..22

Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР

2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента……………33

2.2. Методика констатирующего эксперимента……………………………….35

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента ….………………..37

Глава 3. Логопедическая работа по обучению детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине

3.1. Цели, задачи и организация формирующего эксперимента………..……51

3.2. Методика формирующего эксперимента………………………………….53

3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента………………………62

Заключение……………………………………………………………………….70

Список информационных источников…………………………………………73

Приложение

 

Введение

В последние десятилетия в общеобразовательных дошкольных учреждениях неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Исследования В.П. Глухова, Л.Г. Парамоновой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и многих других ученых показали, что большую часть среди этих детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР). Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя и связной речи. Наличие у детей данной категории нарушений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в их обучении и воспитании.

Важным фактором, препятствующим полноценному развитию детей с ОНР, является несформированность их связной речи. Умение связно, последовательно и образно выражать свои мысли является не только необходимым условием успешности обучения в школе, но и позволяет расширять возможности в общении с окружающими взрослыми людьми и сверстниками [48].

Нормальный уровень развития связной речи предполагает сформированность всех подсистем языка, а также достаточный уровень развития познавательной деятельности ребенка (В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко).

В.П. Глухов [11], Н.С. Жукова [14], Т.А. Ткаченко [39], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [41, 46] и др. отмечают, что для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны: нарушение логической последовательности повествования, отсутствие связности, пропуски смысловых звеньев, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, длительные паузы на границах фраз, отчетливо выражены лексические затруднения – бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм.

Значимость формирования связной речи для детей с ОНР, заключающаяся в умение планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и определять содержание своего высказывания, указывает на актуальность выбранной темы дипломной работы.

«Рассказывание» в данной работе понимается как опыт создания текста по картине. «Картина» – как особая знаково-символическая система, представляющая собой средство отражения образов природного, социального мира, отношений и связей между этими образами, способ опосредованного познания действительности и ориентировки в ней [21, с.4].

Цель нашего исследования заключалась в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-логопедических занятий.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что систематическая и целенаправленная логопедическая работа по обучению рассказыванию по картине способствует развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

2. Провести экспериментальную работу по выявлению особенностей связной речи дошкольников с ОНР.

3. Выявить возможности развития связной речи дошкольников с ОНР в процессе обучения их рассказыванию по картине.

4. Проанализировать результаты формирующего эксперимента и оценить его эффективность.

Объект исследования: состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: процесс логопедической работы по формированию связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: наблюдение; описание; психолого-педагогический эксперимент; сопоставительный анализ.

Эксперимент проводился на базе МДОУ №32 «Чебурашка» г. Пскова. Время проведения: февраль – апрель и ноябрь – декабрь 2011 года, январь 2012 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.005 с.)