Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине
Выпускная квалификационная работа по специальности 031800 (050715) – «Логопедия»
Научный руководитель: старший преподаватель кафедры специальной психологии и педагогики Егорова Алёна Владимировна
Представляется для защиты в ГАК
Зав. кафедрой_________________
Защищена на ГАК_____________
С оценкой____________________
Председатель ГАК____________
Псков - 2012 Содержание
Введение………………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретический аспект формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1.Развитие связной речи детей в онтогенезе…………………………………..6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………..10 1.3. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР……………….17 1.4. Логопедическая работа по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………..22 Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР 2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента……………33 2.2. Методика констатирующего эксперимента……………………………….35 2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента ….………………..37 Глава 3. Логопедическая работа по обучению детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине 3.1. Цели, задачи и организация формирующего эксперимента………..……51 3.2. Методика формирующего эксперимента………………………………….53 3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента………………………62 Заключение……………………………………………………………………….70 Список информационных источников…………………………………………73 Приложение
Введение В последние десятилетия в общеобразовательных дошкольных учреждениях неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Исследования В.П. Глухова, Л.Г. Парамоновой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и многих других ученых показали, что большую часть среди этих детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР). Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя и связной речи. Наличие у детей данной категории нарушений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в их обучении и воспитании.
Важным фактором, препятствующим полноценному развитию детей с ОНР, является несформированность их связной речи. Умение связно, последовательно и образно выражать свои мысли является не только необходимым условием успешности обучения в школе, но и позволяет расширять возможности в общении с окружающими взрослыми людьми и сверстниками [48]. Нормальный уровень развития связной речи предполагает сформированность всех подсистем языка, а также достаточный уровень развития познавательной деятельности ребенка (В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко). В.П. Глухов [11], Н.С. Жукова [14], Т.А. Ткаченко [39], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [41, 46] и др. отмечают, что для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны: нарушение логической последовательности повествования, отсутствие связности, пропуски смысловых звеньев, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, длительные паузы на границах фраз, отчетливо выражены лексические затруднения – бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм. Значимость формирования связной речи для детей с ОНР, заключающаяся в умение планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и определять содержание своего высказывания, указывает на актуальность выбранной темы дипломной работы. «Рассказывание» в данной работе понимается как опыт создания текста по картине. «Картина» – как особая знаково-символическая система, представляющая собой средство отражения образов природного, социального мира, отношений и связей между этими образами, способ опосредованного познания действительности и ориентировки в ней [21, с.4]. Цель нашего исследования заключалась в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-логопедических занятий.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что систематическая и целенаправленная логопедическая работа по обучению рассказыванию по картине способствует развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Изучить теоретические основы проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 2. Провести экспериментальную работу по выявлению особенностей связной речи дошкольников с ОНР. 3. Выявить возможности развития связной речи дошкольников с ОНР в процессе обучения их рассказыванию по картине. 4. Проанализировать результаты формирующего эксперимента и оценить его эффективность. Объект исследования: состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: процесс логопедической работы по формированию связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: наблюдение; описание; психолого-педагогический эксперимент; сопоставительный анализ. Эксперимент проводился на базе МДОУ №32 «Чебурашка» г. Пскова. Время проведения: февраль – апрель и ноябрь – декабрь 2011 года, январь 2012 года.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.005 с.) |