Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра специальной психологии и педагогикиСтр 1 из 13Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра специальной психологии и педагогики
Исполнитель: студентка 520 группы 5 курса факультета психологии отделения «Логопедия» Лавренова Ольга Сергеевна
Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине
Выпускная квалификационная работа по специальности 031800 (050715) – «Логопедия»
Научный руководитель: старший преподаватель кафедры специальной психологии и педагогики Егорова Алёна Владимировна
Представляется для защиты в ГАК
Зав. кафедрой_________________
Защищена на ГАК_____________
С оценкой____________________
Председатель ГАК____________
Псков - 2012 Содержание
Введение………………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретический аспект формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1.1.Развитие связной речи детей в онтогенезе…………………………………..6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………..10 1.3. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР……………….17 1.4. Логопедическая работа по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………..22 Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР 2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента……………33 2.2. Методика констатирующего эксперимента……………………………….35 2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента ….………………..37 Глава 3. Логопедическая работа по обучению детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине 3.1. Цели, задачи и организация формирующего эксперимента………..……51 3.2. Методика формирующего эксперимента………………………………….53 3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента………………………62 Заключение……………………………………………………………………….70 Список информационных источников…………………………………………73 Приложение
Введение В последние десятилетия в общеобразовательных дошкольных учреждениях неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Исследования В.П. Глухова, Л.Г. Парамоновой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и многих других ученых показали, что большую часть среди этих детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР). Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя и связной речи. Наличие у детей данной категории нарушений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в их обучении и воспитании.
Важным фактором, препятствующим полноценному развитию детей с ОНР, является несформированность их связной речи. Умение связно, последовательно и образно выражать свои мысли является не только необходимым условием успешности обучения в школе, но и позволяет расширять возможности в общении с окружающими взрослыми людьми и сверстниками [48]. Нормальный уровень развития связной речи предполагает сформированность всех подсистем языка, а также достаточный уровень развития познавательной деятельности ребенка (В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко). В.П. Глухов [11], Н.С. Жукова [14], Т.А. Ткаченко [39], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [41, 46] и др. отмечают, что для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны: нарушение логической последовательности повествования, отсутствие связности, пропуски смысловых звеньев, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, длительные паузы на границах фраз, отчетливо выражены лексические затруднения – бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм. Значимость формирования связной речи для детей с ОНР, заключающаяся в умение планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и определять содержание своего высказывания, указывает на актуальность выбранной темы дипломной работы.
«Рассказывание» в данной работе понимается как опыт создания текста по картине. «Картина» – как особая знаково-символическая система, представляющая собой средство отражения образов природного, социального мира, отношений и связей между этими образами, способ опосредованного познания действительности и ориентировки в ней [21, с.4]. Цель нашего исследования заключалась в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-логопедических занятий. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что систематическая и целенаправленная логопедическая работа по обучению рассказыванию по картине способствует развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Изучить теоретические основы проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 2. Провести экспериментальную работу по выявлению особенностей связной речи дошкольников с ОНР. 3. Выявить возможности развития связной речи дошкольников с ОНР в процессе обучения их рассказыванию по картине. 4. Проанализировать результаты формирующего эксперимента и оценить его эффективность. Объект исследования: состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: процесс логопедической работы по формированию связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: наблюдение; описание; психолого-педагогический эксперимент; сопоставительный анализ. Эксперимент проводился на базе МДОУ №32 «Чебурашка» г. Пскова. Время проведения: февраль – апрель и ноябрь – декабрь 2011 года, январь 2012 года.
I этап исследования. 1 задание. Составление адекватного законченного высказывания на уровне фразы. Цель: определение способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Оборудование: 5 картинок: 1. «Девочка поливает цветы». 2. «Мальчик ловит рыбу». 3. «Девочка несёт шарики». 4. «Девочка несёт куклу». 5. «Мальчики играют в футбол». Инструкция: «Скажи, что/кто здесь нарисовано?». В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик / девочка?»). 2 задание. Составление предложения по трем картинкам. Цель: выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания. Оборудование: 3 картинки с изображением красок, кисточки и забора. Инструкция: «Назови картинки, а затем составь предложение так, чтобы в нём говорилось обо всех трёх предметах». 3 задание. Пересказ текста. Цель: выявление возможностей детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Материал: Сказка «Репка» (Приложение 4).
Инструкция: «Послушай сказку и расскажи, что произошло». 4 задание. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Оборудование: 4 сюжетные картинки. Инструкция: «Разложи картинки по порядку. Расскажи, что произошло, рассказывай по каждой картинке, начиная с первой». 5 задание. Составление рассказа на основе личного опыта. Цель: выявление индивидуального уровня и особенностей владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Инструкция: «Расскажи о вашей детской площадке по плану: - что находится на детской площадке, - чем занимаются дети на детской площадке, - что ты любишь делать на детской площадке». II этап исследования. Задание: Составление рассказа по картине. Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания картины. Оборудование: картина «Зимние забавы». Инструкция: «Посмотри внимательно на картину и составь большой и интересный рассказ о том, что ты видишь».
Планирование занятий, направленных на обучение детей рассказыванию по картинам: «Зимние забавы» и «Зима в лесу». Таблица № 9
На занятиях осуществлялся плавный переход от простого к сложному, от развития элементарных форм связной фразовой речи к развитию более сложной формы диалогической и монологической речи.
На занятиях учитывалась необходимость постоянной смены деятельности, что дает свести к минимуму повышенную утомляемость детей. Поэтому задания, предлагаемые детям, и носят игровой характер в соответствии с ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Конспекты проведённых занятий находятся в Приложении 7, картинный материал – в Приложении 8.
Заключение В связной речи реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Умение связно излагать свои мысли очень важно для человека. Последовательность и логичность, полнота и связность, композиционное оформление являются важными качествами связной речи, и этими качествами человек должен владеть в полной мере. Многие специалисты (В.П. Глухов, Л.Г. Парамонова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская) доказывают, что у детей с ОНР связная речь оказывается недостаточно сформированной, и говорят о важности ее развития для формирования речевой системы в целом, в связи с этим изучение связной речи у детей с ОНР представлялось нам актуальным. Для реализации поставленной цели был проведён теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования: изучено развитие связной речи в онтогенезе; дана психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР; проанализированы особенности связной речи данной категории детей и возможности логопедической работы с дошкольниками с ОНР. В соответствии с целью работы было проведено констатирующее исследование, которое предполагало выявление уровня развития связной речи и её особенностей у старших дошкольников с ОНР. Эксперимент состоял из двух этапов, проводимых по методикам В.П. Глухова и И.Д. Коненковой. Результаты, полученные в констатирующем эксперименте, свидетельствуют о том, что в рассказах детей с ОНР преобладали простые распространённые предложения, присутствовали замены слов; недостаточно использовались лексико-грамматические средства языка; отмечались нарушения грамматической связи слов как внутри предложения, так и между предложениями; наблюдалась незавершённость ряда микротем, возвращение к раннее сказанному и трудности в реализации замысла, недостаточная развёрнутость высказывания, паузы, аграмматизмы и др.
На основании данных констатирующего эксперимента был сделан вывод о необходимости совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР при обучении рассказыванию по картине. Поскольку «рассказывание» считается специфической формой повествования, отличающееся сжатостью и простотой, в которых рассказчик самостоятельно выбирает не только содержание, но и форму изложения (в отличие от пересказа), постольку доказаны его возможности для развития связной речи дошкольников с нарушением языковой способности в процессе их обучения рассказыванию по картине. Картина – это материал, приспособленный к тому, чтобы стимулировать детей к составлению рассказов, поэтому рассказывание ребёнка служит не только дидактическим целям, но и коммуникативным. При соблюдении этого условия рассказывание в обстановке естественного общения позволяет развивать речевые способности каждого дошкольника. Восприятие картины как графической знаковой системы и включение ребёнка в эту систему позволяет научить дошкольника моделированию окружающего мира, сформировать у него план представлений. Данные положения рассматривались в нашей работе как необходимая научная основа методики формирующего эксперимента. Структура формирующего эксперимента представляла собой следующие этапы: определение состава картины; установление взаимосвязей между объектами на картине; описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств; преобразование объектов во времени; составление рассказов от лица разных объектов. В рамках каждого обозначенного этапа были разработаны фронтальные логопедические занятия. Они разрабатывались с учётом адаптации методических рекомендаций Сидорчук Т.А и Хоменко Н.Н. В качестве основных приёмов при обучении детей рассказыванию по картине были использованы: приём «Подзорная труба», приём «Вхождение в картину», приём «Машина времени», приём «Ожившие предметы» и др. Повторное исследование связной речи (по методике Коненковой И.Д.) показало качественное улучшение навыков монологической речи у испытуемых, участвовавших в формирующем эксперименте. Кроме того, высказывания детей экспериментальной группы стали более емкими и содержательными, дети научились раскрывать тему; улучшилось звуковое оформление высказывания, речь детей стала более выразительной и эмоциональной, хотя в ней присутствовали незначительные заминки и паузы; дети начали использовать в своей речи разнообразные способы связи, лексические средства. Таким образом, цель исследования достигнута. Выдвинутая гипотеза: систематическая и целенаправленная логопедическая работа по обучению рассказыванию по картине способствует развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, подтвердилась.
Список информационных источников: 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400 с. 2. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация кандидата педагогических наук: Москва, 1996. - 177 c. 3. Баряева Л. Б., Лебедева И.Н. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития (на модели обучения рассказыванию по картине) // Логопедия. – 2005. - №1. 4. Баряева Л.Б., Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников: Модели обучения. – СПб., 2007. 5. Белякова Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 256 с. 6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с. 7. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с. 8. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с. 9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М.: Педагогика, 2003. – 136 с. 10. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Автореф. канд. дисс. – М., 1987. - 168 с. 11. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. 12. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с. – (Библиотека логопеда-практика). 13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. Для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с. 14. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с. 15. Иванова А.Л. Становление функций речи в онтогенезе // Логопедия, 2006, №3/. 16. Кислова Т.Р. Из опыта работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология, 1994, № 4/. 17. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.: Издательство Сов. России, 1979. – 192 с. 18. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. – 80с. 19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005. – 96 с. 20. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 224с.: ил. 21. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Л. Б. Баряевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Барявой, 2009. – 175 с. 22. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – Издательство академии пед. наук – М., 1989. - 32 с. 23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.- 302 с. 24. Макарова Н.В. Речь ребёнка от рождения до 5 лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с. 25. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: - М., 2007. – 192 с. 26. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: Детство – пресс, 2003. – 528 с. 27. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с. 28. Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994. – 185 с. 29. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. пед-вузов. – М.: "Просвещение", 1969. – 310 с. 30. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие./ Под редакцией Т.В. Волосовец. – М.: 2002. - 256 с. 31. Рубинштейн С.Л. К психологии речи: Психология речи // Учен. зап. Ленинградского ин-та им. А. И. Герцена. – 1941. – Т. 35. 32. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР. – М.: Издательство «Академия», 2003. – 144 с. 33. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004. - 59 с. 34. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М.: Мозайка-синтез, 2003. – 80 с. 35. Соломенникова Л.А. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи. // Дошкольное воспитание, 1999, № 4/. 36. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: "Просвещение", 1976. – 224 с. 37. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей / Под. ред. Ф.А. Сохина. – М., 1981. – 144 с. 38. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб: Детство – пресс, 1999. – 112 с. 39. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 112 с. 40. Трошин О.В., Жулина Е. В. Логопсихология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 256 с. 41. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: АРГО, 1996. – 80 с. 42. Филичева Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 224 с. 43. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специализированном детском саду. – М.: Просвещение, 1986. – 233 с. 44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1991. – 44 с. 45. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Основные направления коррекционной работы. // Логопедия. Методическое наследие/ Под ред Л.С. Волковой, 5 книга. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 480 с. 46. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. – 103 с. 47. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 221 с. 48. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992. - 79 с. 49. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с. 50. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – 2-е изд. – М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 416с. 51. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0388/1_0388-102.shtml 52. Дидактические игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logopedspb.ru/content/view/27/28/ 53. Оформление диплома [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Диплом
Приложение 7
Конспекты фронтальных логопедических занятий по теме: «Обучение детей рассказыванию по картине «Зимние забавы»
проведённых в детском саду №32 комбинированного вида «Чебурашка» в старшей группе №6
Провела: студентка V курса факультета психологии отделения логопедия Лавренова Ольга Сергеевна
Зима
4) Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Инструкция: Назвать объект, которого не было на картине. III. Итог занятия. - О каком времени года мы с вами сегодня говорили? - А какую картину описывали?
Зима
4) Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Инструкция: Назвать объект, которого не было на картине. III. Итог занятия. - О каком времени года мы с вами сегодня говорили? - А какую картину описывали? Данный конспект разработан для 2 этапа «Установление взаимосвязей между объектами на картине» коррекционно-логопедической работы. Цель этапа: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Задачи: - развивать связную речь, - обогатить словарный запас по выбранной теме. II. Воспитательные: - формирование навыков взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. III. Развивающие: - активизация словаря по теме, - развитие общей и мелкой моторики, - развитие внимания, памяти, мышления. Оборудование: Картина «Зима в лесу». Речевой материал: - слова-предметы: зима, снег, норка, следы, рябина, лиса, снегирь, синички, мышь, пенёк; - слова-действия: выглядывать, протоптать, смотреть; - слова-признаки: жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, белый. Ход занятия: I. Организационный момент. II. Основная часть. 1) Установление взаимосвязи объектов на картине «Зимние забавы». Приём: «Волшебный гость». В гости к детям приходит волшебник «Объединяй» и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой. Инструкция: «Пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (логопед указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал». А) "Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. (Волшебник объединил пенёк и мышку, потому что мышка сидит на пеньке). Б) "Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат". 2) Пальчиковая гимнастика. Зимняя прогулка. Бабу снежную лепили, А ещё в снегу валялись. 3) Дидактическая игра «Назови ласково». Логопед называет слово, ребёнок называет это слово ласково. Например: Снег – снежок, мышь - мышка. III. Итог занятия. - Чем вы сегодня занимались на занятии? - Кто пришёл в гости? Данный конспект разработан для 3 этапа «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств» коррекционно-логопедической работы. Цели этапа: 1) обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определённые органы чувств; 2) учить составлять рассказы – описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. Задачи: - развивать связную речь, - обогатить словарный запас по выбранной теме. II. Воспитательные: - формирование навыков взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. III. Развивающие: - активизация словаря по теме, - развитие общей и мелкой моторики, - развитие внимания, памяти, мышления. Оборудование: Картина «Зима в лесу». Речевой материал: - слова-предметы: зима, снег, норка, следы, рябина, лиса, снегирь, синички, мышь, пенёк; - слова-действия: выглядывать, протоптать, смотреть, ощущаю, чувствую, слышу, воспринимаю; - слова-признаки: жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, белый. Ход занятия: I. Организационный момент. II. Основная часть. 1) Описание на основе возможного восприятия разными органами чувств объектов картины «Зима в лесу». Приём: «Вхождения в картину». Логопед побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Работая с картиной, начинать речевую зарисовку с фразы: "Я слышу, как…", "Я чувствую запах…", "Когда я трогаю руками …". А. Приём: «Волшебный гость». В гости к детям приходит волшебник «Я слушаю». Детям предлагается назвать объекты, которые могут издавать звук. («Я слышу, как пищит мышка») Б. Приём: «Волшебный гость». В гости к детям приходит волшебник «Я ощущаю запах» и предлагает ребятам назвать объекты, которые издают запах. («Я ощущаю запах лёгкого мороза») В. Приём: «Волшебный гость». В гости к детям приходит волшебник «Я пробую на вкус» и предлагает ребятам назвать вкус выбранных им объектов. («Я пробую на вкус снег. Он холодный»). 2) Физминутка. «Как на горке». Импровизация движений (дети с вытянутыми руками встают на носочки, затем приседают, а в конце ложатся на коврик, изображая спящего медведя). 3) Дидактическая игра «Подбери слово». Логопед спрашивает детей: «Что можно делать со снегом?» (Лепить, бросать, растопить, разбросать, потоптать и т.д). Дети отвечают полным ответом. -Что могут делать снегири и синички? -Что может делать лиса? III. Итог занятия. - Чем вы сегодня занимались на занятии? - Кто приходил к нам в гости?
Данный конспект разработан для 4 этапа «Преобразование объектов во времени» коррекционно-логопедической работы. Цели этапа: 1) учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; 2) учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты Задачи: - развивать связную речь, - обогатить словарный запас по выбранной теме. II. Воспитательные: - формирование навыков взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. III. Развивающие: - активизация словаря по теме, - развитие общей и мелкой моторики, - развитие внимания, памяти, мышления. Оборудование: Картина «Зима в лесу». Речевой материал: - слова-предметы: зима, снег, норка, следы, рябина, лиса, снегирь, синички, мышь, пенёк; - слова-действия: выглядывать, протоптать, смотреть; - слова-признаки: жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, белый. Ход занятия: I. Организационный момент. II. Основная часть. 1) Преобразование объектов во времени на картине «Зима в лесу». Приём: «Машина времени». Логопед выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на «Машине времени» и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем. («Мы видим мышку на пеньке. Она сидела в норке и кушала зёрнышки, которые запасла на зиму. Потом мышь вылезла на улицу и засмотрелась на птичек. На неё из за кустов выбежала лиса, и мышка убежала обратно в норку»). 2) Физминутка. Мимические упражнения. 1) Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. 3) Дидактическая игра «Отгадай загадку». Логопед задаёт детям загадки, отгадки на которые находятся на изучаемой картине. Он пушистый, серебристый, Но рукой его не тронь: Станет капелькою чистой, Как поймаешь на ладонь. (снег) Ёжик на неё похож, Листьев вовсе не найдёшь. Как красавица, стройна, А на Новый год - важна. (Елка) Хвост пушистый, мех золотистый,
Маленький рост, длинный хвост, (Мышка)
Красногрудый, чернокрылый, (Снегирь) III. Итог занятия. - Чем вы сегодня занимались на занятии?
Данный конспект разработан для 5 этапа «Составление рассказов от лица разных объектов» коррекционно-логопедической работы. Цели этапа: 1) обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; 2) упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица. Задачи: - развивать связную речь, - обогатить словарный запас по выбранной теме. II. Воспитательные: - формирование навыков взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. III. Развивающие: - активизация словаря по теме, - развитие общей и мелкой моторики, - развитие внимания, памяти, мышления. Оборудование: Картина «Зима в лесу». Речевой материал: - слова-предметы: зима, снег, норка, следы, рябина, лиса, снегирь, синички, мышь, пенёк;
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.83.135 (0.298 с.) |