Кафедра специальной психологии и педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра специальной психологии и педагогики



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра специальной психологии и педагогики

 

Исполнитель:

студентка 520 группы 5 курса

факультета психологии

отделения «Логопедия»

Лавренова Ольга Сергеевна

 

 

Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности 031800 (050715) – «Логопедия»

 

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры специальной психологии

и педагогики

Егорова Алёна Владимировна

 

Представляется для защиты в ГАК

 

Зав. кафедрой_________________

 

Защищена на ГАК_____________

 

С оценкой____________________

 

Председатель ГАК____________

 

Псков - 2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретический аспект формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1.Развитие связной речи детей в онтогенезе…………………………………..6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР………………..10

1.3. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР……………….17

1.4. Логопедическая работа по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………………..22

Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР

2.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента……………33

2.2. Методика констатирующего эксперимента……………………………….35

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента ….………………..37

Глава 3. Логопедическая работа по обучению детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине

3.1. Цели, задачи и организация формирующего эксперимента………..……51

3.2. Методика формирующего эксперимента………………………………….53

3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента………………………62

Заключение……………………………………………………………………….70

Список информационных источников…………………………………………73

Приложение

 

Введение

В последние десятилетия в общеобразовательных дошкольных учреждениях неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Исследования В.П. Глухова, Л.Г. Парамоновой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и многих других ученых показали, что большую часть среди этих детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР). Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя и связной речи. Наличие у детей данной категории нарушений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в их обучении и воспитании.

Важным фактором, препятствующим полноценному развитию детей с ОНР, является несформированность их связной речи. Умение связно, последовательно и образно выражать свои мысли является не только необходимым условием успешности обучения в школе, но и позволяет расширять возможности в общении с окружающими взрослыми людьми и сверстниками [48].

Нормальный уровень развития связной речи предполагает сформированность всех подсистем языка, а также достаточный уровень развития познавательной деятельности ребенка (В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко).

В.П. Глухов [11], Н.С. Жукова [14], Т.А. Ткаченко [39], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [41, 46] и др. отмечают, что для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны: нарушение логической последовательности повествования, отсутствие связности, пропуски смысловых звеньев, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному, длительные паузы на границах фраз, отчетливо выражены лексические затруднения – бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений, неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм.

Значимость формирования связной речи для детей с ОНР, заключающаяся в умение планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и определять содержание своего высказывания, указывает на актуальность выбранной темы дипломной работы.

«Рассказывание» в данной работе понимается как опыт создания текста по картине. «Картина» – как особая знаково-символическая система, представляющая собой средство отражения образов природного, социального мира, отношений и связей между этими образами, способ опосредованного познания действительности и ориентировки в ней [21, с.4].

Цель нашего исследования заключалась в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе коррекционно-логопедических занятий.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что систематическая и целенаправленная логопедическая работа по обучению рассказыванию по картине способствует развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

2. Провести экспериментальную работу по выявлению особенностей связной речи дошкольников с ОНР.

3. Выявить возможности развития связной речи дошкольников с ОНР в процессе обучения их рассказыванию по картине.

4. Проанализировать результаты формирующего эксперимента и оценить его эффективность.

Объект исследования: состояние связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: процесс логопедической работы по формированию связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: наблюдение; описание; психолого-педагогический эксперимент; сопоставительный анализ.

Эксперимент проводился на базе МДОУ №32 «Чебурашка» г. Пскова. Время проведения: февраль – апрель и ноябрь – декабрь 2011 года, январь 2012 года.

 

I этап исследования.

1 задание. Составление адекватного законченного высказывания на уровне фразы.

Цель: определение способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

Оборудование: 5 картинок:

1. «Девочка поливает цветы».

2. «Мальчик ловит рыбу».

3. «Девочка несёт шарики».

4. «Девочка несёт куклу».

5. «Мальчики играют в футбол».

Инструкция: «Скажи, что/кто здесь нарисовано?».

В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик / девочка?»).

2 задание. Составление предложения по трем картинкам.

Цель: выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.

Оборудование: 3 картинки с изображением красок, кисточки и забора.

Инструкция: «Назови картинки, а затем составь предложение так, чтобы в нём говорилось обо всех трёх предметах».

3 задание. Пересказ текста.

Цель: выявление возможностей детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Материал: Сказка «Репка» (Приложение 4).

Инструкция: «Послушай сказку и расскажи, что произошло».

4 задание. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Оборудование: 4 сюжетные картинки.

Инструкция: «Разложи картинки по порядку. Расскажи, что произошло, рассказывай по каждой картинке, начиная с первой».

5 задание. Составление рассказа на основе личного опыта.

Цель: выявление индивидуального уровня и особенностей владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Инструкция: «Расскажи о вашей детской площадке по плану:

- что находится на детской площадке,

- чем занимаются дети на детской площадке,

- что ты любишь делать на детской площадке».

II этап исследования.

Задание: Составление рассказа по картине.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания картины.

Оборудование: картина «Зимние забавы».

Инструкция: «Посмотри внимательно на картину и составь большой и интересный рассказ о том, что ты видишь».

 

Планирование занятий, направленных на обучение детей рассказыванию по картинам: «Зимние забавы» и «Зима в лесу».

Таблица № 9

Этап Цели этапа Упражнения на формирование связной речи Картинный материал  
1.Определение состава картины.   Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.   1) Приём «Подзорная труба» 2) Приём «Охота за подробностями» 3) Д/игра «Четвёртый лишний» Картина «Зимние забавы» Картина «Зима в лесу»
2.Установление взаимосвязей между объектами на картине. Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.   1) Приём «Пришёл волшебник «Объединяй» -«Ищу друзей» -«Ищу врагов». 2) Д/игра «Скажи ласково». Картина «Зимние забавы» Картина «Зима в лесу»
3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств. 1) Обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определённые органы чувств; 2) Учить составлять рассказы – описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. 1) Приём «Вхождение в картину» 2) Приём «Пришёл волшебник «Я слушаю», «Я ощущаю запах», «Я пробую на вкус». 3) Д/игра «Назови слово»     Картина «Зимние забавы»   Картина «Зима в лесу»
4.Преобразование объектов во времени. 1) Учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; 2) Учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты. 1) Приём «Машина времени» 2) Д/и «Отгадай загадку» Картина «Зимние забавы»   Картина «Зима в лесу»
5. Составление рассказов от лица разных объектов. 1) Обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; 2) Упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица. 1) Приём «Ожившие предметы» 2) Приём «Кто, о чём говорит» 3) Д/игра «Какая, какой, какое?» Картина «Зимние забавы»   Картина «Зима в лесу»  
           

На занятиях осуществлялся плавный переход от простого к сложному, от развития элементарных форм связной фразовой речи к развитию более сложной формы диалогической и монологической речи.

На занятиях учитывалась необходимость постоянной смены деятельности, что дает свести к минимуму повышенную утомляемость детей. Поэтому задания, предлагаемые детям, и носят игровой характер в соответствии с ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Конспекты проведённых занятий находятся в Приложении 7, картинный материал – в Приложении 8.

 

 

Заключение

В связной речи реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Умение связно излагать свои мысли очень важно для человека. Последовательность и логичность, полнота и связность, композиционное оформление являются важными качествами связной речи, и этими качествами человек должен владеть в полной мере.

Многие специалисты (В.П. Глухов, Л.Г. Парамонова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская) доказывают, что у детей с ОНР связная речь оказывается недостаточно сформированной, и говорят о важности ее развития для формирования речевой системы в целом, в связи с этим изучение связной речи у детей с ОНР представлялось нам актуальным.

Для реализации поставленной цели был проведён теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования: изучено развитие связной речи в онтогенезе; дана психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР; проанализированы особенности связной речи данной категории детей и возможности логопедической работы с дошкольниками с ОНР.

В соответствии с целью работы было проведено констатирующее исследование, которое предполагало выявление уровня развития связной речи и её особенностей у старших дошкольников с ОНР. Эксперимент состоял из двух этапов, проводимых по методикам В.П. Глухова и И.Д. Коненковой.

Результаты, полученные в констатирующем эксперименте, свидетельствуют о том, что в рассказах детей с ОНР преобладали простые распространённые предложения, присутствовали замены слов; недостаточно использовались лексико-грамматические средства языка; отмечались нарушения грамматической связи слов как внутри предложения, так и между предложениями; наблюдалась незавершённость ряда микротем, возвращение к раннее сказанному и трудности в реализации замысла, недостаточная развёрнутость высказывания, паузы, аграмматизмы и др.

На основании данных констатирующего эксперимента был сделан вывод о необходимости совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР при обучении рассказыванию по картине.

Поскольку «рассказывание» считается специфической формой повествования, отличающееся сжатостью и простотой, в которых рассказчик самостоятельно выбирает не только содержание, но и форму изложения (в отличие от пересказа), постольку доказаны его возможности для развития связной речи дошкольников с нарушением языковой способности в процессе их обучения рассказыванию по картине. Картина – это материал, приспособленный к тому, чтобы стимулировать детей к составлению рассказов, поэтому рассказывание ребёнка служит не только дидактическим целям, но и коммуникативным. При соблюдении этого условия рассказывание в обстановке естественного общения позволяет развивать речевые способности каждого дошкольника. Восприятие картины как графической знаковой системы и включение ребёнка в эту систему позволяет научить дошкольника моделированию окружающего мира, сформировать у него план представлений.

Данные положения рассматривались в нашей работе как необходимая научная основа методики формирующего эксперимента.

Структура формирующего эксперимента представляла собой следующие этапы: определение состава картины; установление взаимосвязей между объектами на картине; описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств; преобразование объектов во времени; составление рассказов от лица разных объектов.

В рамках каждого обозначенного этапа были разработаны фронтальные логопедические занятия. Они разрабатывались с учётом адаптации методических рекомендаций Сидорчук Т.А и Хоменко Н.Н.

В качестве основных приёмов при обучении детей рассказыванию по картине были использованы: приём «Подзорная труба», приём «Вхождение в картину», приём «Машина времени», приём «Ожившие предметы» и др.

Повторное исследование связной речи (по методике Коненковой И.Д.) показало качественное улучшение навыков монологической речи у испытуемых, участвовавших в формирующем эксперименте. Кроме того, высказывания детей экспериментальной группы стали более емкими и содержательными, дети научились раскрывать тему; улучшилось звуковое оформление высказывания, речь детей стала более выразительной и эмоциональной, хотя в ней присутствовали незначительные заминки и паузы; дети начали использовать в своей речи разнообразные способы связи, лексические средства.

Таким образом, цель исследования достигнута. Выдвинутая гипотеза: систематическая и целенаправленная логопедическая работа по обучению рассказыванию по картине способствует развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, подтвердилась.

 

 

Список информационных источников:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

2. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация кандидата педагогических наук: Москва, 1996. - 177 c.

3. Баряева Л. Б., Лебедева И.Н. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития (на модели обучения рассказыванию по картине) // Логопедия. – 2005. - №1.

4. Баряева Л.Б., Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников: Модели обучения. – СПб., 2007.

5. Белякова Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов // Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи. Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – 256 с.

6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.

7. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с.

8. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М.: Педагогика, 2003. – 136 с.

10. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Автореф. канд. дисс. – М., 1987. - 168 с.

11. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

12. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с. – (Библиотека логопеда-практика).

13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. Для логопеда. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.

14. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с.

15. Иванова А.Л. Становление функций речи в онтогенезе // Логопедия, 2006, №3/.

16. Кислова Т.Р. Из опыта работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология, 1994, № 4/.

17. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.: Издательство Сов. России, 1979. – 192 с.

18. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. – 80с.

19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005. – 96 с.

20. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 224с.: ил.

21. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Л. Б. Баряевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Барявой, 2009. – 175 с.

22. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – Издательство академии пед. наук – М., 1989. - 32 с.

23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.- 302 с.

24. Макарова Н.В. Речь ребёнка от рождения до 5 лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.

25. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: - М., 2007. – 192 с.

26. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: Детство – пресс, 2003. – 528 с.

27. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

28. Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994. – 185 с.

29. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. пед-вузов. – М.: "Просвещение", 1969. – 310 с.

30. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие./ Под редакцией Т.В. Волосовец. – М.: 2002. - 256 с.

31. Рубинштейн С.Л. К психологии речи: Психология речи // Учен. зап. Ленинградского ин-та им. А. И. Герцена. – 1941. – Т. 35.

32. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР. – М.: Издательство «Академия», 2003. – 144 с.

33. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004. - 59 с.

34. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. – М.: Мозайка-синтез, 2003. – 80 с.

35. Соломенникова Л.А. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи. // Дошкольное воспитание, 1999, № 4/.

36. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: "Просвещение", 1976. – 224 с.

37. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей / Под. ред. Ф.А. Сохина. – М., 1981. – 144 с.

38. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. – СПб: Детство – пресс, 1999. – 112 с.

39. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 112 с.

40. Трошин О.В., Жулина Е. В. Логопсихология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 256 с.

41. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: АРГО, 1996. – 80 с.

42. Филичева Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 224 с.

43. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специализированном детском саду. – М.: Просвещение, 1986. – 233 с.

44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное воспитание и обучение детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1991. – 44 с.

45. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Основные направления коррекционной работы. // Логопедия. Методическое наследие/ Под ред Л.С. Волковой, 5 книга. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 480 с.

46. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. – 103 с.

47. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 221 с.

48. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992. - 79 с.

49. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

50. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – 2-е изд. – М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 416с.

51. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0388/1_0388-102.shtml

52. Дидактические игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logopedspb.ru/content/view/27/28/

53. Оформление диплома [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Диплом

 

 

Приложение 7

 

 

Конспекты

фронтальных

логопедических

занятий по теме:

«Обучение детей рассказыванию по картине «Зимние забавы»

 

проведённых в

детском саду №32 комбинированного вида «Чебурашка»

в старшей группе №6

 

Провела: студентка V курса

факультета психологии

отделения логопедия

Лавренова Ольга Сергеевна

 

Зима

Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Замерзает нос. ладошкой массажируем кончик носа
Снег, плавные движения ладонями
Сугробы, кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед. ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед! одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, ладонями проводим по ногам
Шапку, шубу, валенки. ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
Руки в варежках согреем круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
И завяжем шарфики. ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
Зимний месяц называй! ладони стучат по коленям
Декабрь, Январь, Февраль. кулак, ребро, ладонь

4) Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Инструкция: Назвать объект, которого не было на картине.

III. Итог занятия.

- О каком времени года мы с вами сегодня говорили?

- А какую картину описывали?

 

 

Зима

Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Замерзает нос. ладошкой массажируем кончик носа
Снег, плавные движения ладонями
Сугробы, кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед. ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед! одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, ладонями проводим по ногам
Шапку, шубу, валенки. ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
Руки в варежках согреем круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
И завяжем шарфики. ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
Зимний месяц называй! ладони стучат по коленям
Декабрь, Январь, Февраль. кулак, ребро, ладонь

4) Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Инструкция: Назвать объект, которого не было на картине.

III. Итог занятия.

- О каком времени года мы с вами сегодня говорили?

- А какую картину описывали?

Данный конспект разработан для 2 этапа «Установление взаимосвязей между объектами на картине» коррекционно-логопедической работы.

Цель этапа: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Задачи:

- развивать связную речь,

- обогатить словарный запас по выбранной теме.

II. Воспитательные:

- формирование навыков взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

III. Развивающие:

- активизация словаря по теме,

- развитие общей и мелкой моторики,

- развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: Картина «Зима в лесу».

Речевой материал:

- слова-предметы: зима, снег, норка, следы, рябина, лиса, снегирь, синички, мышь, пенёк;

- слова-действия: выглядывать, протоптать, смотреть;

- слова-признаки: жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, белый.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1) Установление взаимосвязи объектов на картине «Зимние забавы».

Приём: «Волшебный гость».

В гости к детям приходит волшебник «Объединяй» и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.

Инструкция: «Пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (логопед указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал».

А) "Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.

(Волшебник объединил пенёк и мышку, потому что мышка сидит на пеньке).

Б) "Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат".

2) Пальчиковая гимнастика.

Зимняя прогулка.
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

3) Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед называет слово, ребёнок называет это слово ласково.

Например: Снег – снежок, мышь - мышка.

III. Итог занятия.

- Чем вы сегодня занимались на занятии? - Кто пришёл в гости?

Данный конспект разработан для 3 этапа «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств» коррекционно-логопедической работы.

Цели этапа:

1) обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определённые органы чувств;

2) учить составлять рассказы – описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Задачи:

- развивать связную речь,

- обогатить словарный запас по выбранной теме.

II. Воспитательные:

- формирование навыков взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

III. Развивающие:

- активизация словаря по теме,

- развитие общей и мелкой моторики,

- развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: Картина «Зима в лесу».

Речевой материал:

- слова-предметы: зима, снег, норка, следы, рябина, лиса, снегирь, синички, мышь, пенёк;

- слова-действия: выглядывать, протоптать, смотреть, ощущаю, чувствую, слышу, воспринимаю;

- слова-признаки: жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, белый.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1) Описание на основе возможного восприятия разными органами чувств объектов картины «Зима в лесу».

Приём: «Вхождения в картину».

Логопед побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д.

Работая с картиной, начинать речевую зарисовку с фразы: "Я слышу, как…", "Я чувствую запах…", "Когда я трогаю руками …".

А. Приём: «Волшебный гость».

В гости к детям приходит волшебник «Я слушаю». Детям предлагается назвать объекты, которые могут издавать звук.

(«Я слышу, как пищит мышка»)

Б. Приём: «Волшебный гость».

В гости к детям приходит волшебник «Я ощущаю запах» и предлагает ребятам назвать объекты, которые издают запах.

(«Я ощущаю запах лёгкого мороза»)

В. Приём: «Волшебный гость».

В гости к детям приходит волшебник «Я пробую на вкус» и предлагает ребятам назвать вкус выбранных им объектов.

(«Я пробую на вкус снег. Он холодный»).

2) Физминутка.

«Как на горке». Импровизация движений

(дети с вытянутыми руками встают на носочки, затем приседают, а в конце ложатся на коврик, изображая спящего медведя).
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на елке — снег, снег,
И под елкой — снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!

3) Дидактическая игра «Подбери слово».

Логопед спрашивает детей: «Что можно делать со снегом?» (Лепить, бросать, растопить, разбросать, потоптать и т.д). Дети отвечают полным ответом.

-Что могут делать снегири и синички?

-Что может делать лиса?

III. Итог занятия.

- Чем вы сегодня занимались на занятии?

- Кто приходил к нам в гости?

 

 

Данный конспект разработан для 4 этапа «Преобразование объектов во времени» коррекционно-логопедической работы.

Цели этапа:

1) учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени;

2) учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты

Задачи:

- развивать связную речь,

- обогатить словарный запас по выбранной теме.

II. Воспитательные:

- формирование навыков взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

III. Развивающие:

- активизация словаря по теме,

- развитие общей и мелкой моторики,

- развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: Картина «Зима в лесу».

Речевой материал:

- слова-предметы: зима, снег, норка, следы, рябина, лиса, снегирь, синички, мышь, пенёк;

- слова-действия: выглядывать, протоптать, смотреть;

- слова-признаки: жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, белый.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1) Преобразование объектов во времени на картине «Зима в лесу».

Приём: «Машина времени».

Логопед выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на «Машине времени» и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.

(«Мы видим мышку на пеньке. Она сидела в норке и кушала зёрнышки, которые запасла на зиму. Потом мышь вылезла на улицу и засмотрелась на птичек. На неё из за кустов выбежала лиса, и мышка убежала обратно в норку»).

2) Физминутка.

Мимические упражнения.

1) Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
2) Передать гневную интонацию деда Мороза.
Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: — Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня?
3) Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

3) Дидактическая игра «Отгадай загадку».

Логопед задаёт детям загадки, отгадки на которые находятся на изучаемой картине.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

(снег)

Ёжик на неё похож,

Листьев вовсе не найдёшь.

Как красавица, стройна,

А на Новый год - важна.

(Елка)

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт.
(Лиса)

 

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.

(Мышка)

 

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять.

(Снегирь)

III. Итог занятия.

- Чем вы сегодня занимались на занятии?

 

Данный конспект разработан для 5 этапа «Составление рассказов от лица разных объектов» коррекционно-логопедической работы.

Цели этапа:

1) обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения;

2) упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Задачи:

- развивать связную речь,

- обогатить словарный запас по выбранной теме.

II. Воспитательные:

- формирование навыков взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

III. Развивающие:

- активизация словаря по теме,

- развитие общей и мелкой моторики,

- развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: Картина «Зима в лесу».

Речевой материал:

- слова-предметы: зима, снег, норка, следы, рябина, лиса, снегирь, синички, мышь, пенёк;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.83.135 (0.298 с.)