Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР



Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, фонематики, лексики, грамматики [46, c.19]. Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями [41].

Данные экспериментальных исследований Т.Д. Барменковой свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Автор выделяет четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций [2].

Дети, вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием; познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

Уровень сформированности логических операций детей, вошедших во вторую группу, ниже возрастной нормы. Речевая активность у них снижена. Дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд.

У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны педагога им будет оказана целенаправленная помощь.

Для дошкольников, вошедших в четвертую группу, характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности. Познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует [2].

Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточную устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е. Левина [22], Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина [46]). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У детей с первым уровнем речевого развития низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

В работе «Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью» Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо представляют следующие результаты исследования психических функций [Цит. 5, с.20].

При зрительном опознании предмета в усложненных условиях дети с общим недоразвитием воспринимали образ предмета с определенными трудностями, им требовалось больше времени для принятия решения, отвечая, они проявляли неуверенность, допускали отдельные ошибки в опознании. При выполнении задачи «Приравнивание к эталону» они использовали элементарные формы ориентировки. Например, при моделировании перцептивного действия дети с ОНР меньше применяли способ зрительного соотнесения. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать вывод о том, что у детей с ОНР оно сформировано недостаточно.

Исследование мнестических функций позволяет заключить, что запоминание словесных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии [49, с.20].

Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы [49, с.20].

Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В своих исследованиях Ю.Ф.Гаркуша и В.В. Коржевина отмечают, что:

- у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

- имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

- преобладающая форма общения с взрослыми у детей 4-5 лет ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме [Цит. 49, с.21].

Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения [49].

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции [49].

Кроме того, у детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной. По результатам обследования моторной сферы дошкольники с ОНР (третий уровень речевого развития, подготовительная к школе группа) разделились на три подгруппы: дети с низким уровнем развития моторной сферы - 23,5 %, со средним уровнем - 28,55 %, с высоким - 48 % [49].

У детей с низким уровнем развития моторной сферы наблюдаются трудности переключения с одного вида движений на другой, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память и низкий уровень произвольного внимания.

У детей со средним уровнем развития моторики отмечаются сопутствующие движения при выполнении некоторых проб, им требуется длительное время для выполнения заданий. Лучше выполняются задания по показу, чем по словесной инструкции.

Дети с высоким уровнем развития моторики приближаются к возрастной норме: у них достаточно сформирована мелкая и артикуляционная моторика. Это можно объяснить тем, что с детьми подготовительной группы длительное время проводилась коррекционная работа [49].

Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.

Большой интерес представляют работы Р.Е. Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости [22, c.19].

ОНР имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р.Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к 3 уровням [Цит. 14, с.7]. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.

В рамках данной исследовательской работы более подробного рассмотрения требует III уровень речевого недоразвития. Данный уровень характеризуется появлением развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Типичным является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону [Цит. 14, c.56].

Сравнительно большой запас глаголов, но менее распространенные действия дети данного уровня могут называть ошибочно, заменяя слова по смысловому и звуковому признакам. Называние предметов и действий сопровождаются поисковыми попытками, напоминая симптомы нарушения памяти [46, c.43].

Для речевой деятельности детей характерны аграмматизмы: неправильное согласование в роде, числе, в падежных окончаниях; нарушение употребления предложных конструкций; неправильное использование союзов; трудности словоизменения и словообразования и т.д. [30].

Отмечаются закономерные трудности в различении фонем, принадлежащим к родственным группам: звонкие – глухие. В тех случаях, когда недостатки произношения заметно выражены, отмечаются следующие дефекты: пропуски, замены на родственные, близкие по артикуляции, искажения. Могут наблюдаться перестановки слогов, пропуски слогов [30, c.23].

IVуровеньобщего недоразвития речи (нерезко выраженное ОНР) выделяет Т.Б. Филичева в 2000 году. У детей данной группы отмечается незначительное нарушение всех компонентов языка, выявленное в процессе специально подобранных заданий и при выполнении речевой деятельности повышенного уровня сложности. Нет ярких нарушений звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи [46, c.69].

Кроме того, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его образ, что проявляется: в перестановках звуков и слогов; сокращении согласных звуков при стечении; в заменах слогов; опускании слогов в редких случаях; в добавлении слогов, звуков. Наблюдаютсяошибки при употреблении сложных уменьшительно-ласкательных суффиксов; ошибки при употреблении существительных с суффиксом единичности и притяжательных прилагательных; в образовании сложносоставных слов [30, c.41].

Исследователи указывают, что при тщательном обследовании у детей с IV уровнем ОНР удается обнаружить пробелы в активном и пассивном словаре при использовании обширного лексического материала. Отмечаются сложности формирования лексических полей: сложно выбрать родственные слова (сложности комбинаторики). Недостаточный уровень лексического запаса ярко проявляется у детей в понимании слов, фраз, пословиц с переносным значением [30].

В беседе, в описательном рассказе отмечаются нарушения логической последовательности, застревание на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор эпизодов. При составлении самостоятельного рассказа ребенок пользуется простыми, малоинформативными предложениями, испытывает трудности при подборе соответствующих языковых средств [46, c.46].

Таким образом, в теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. В целом для детей с ОНР типично позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов. Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с проявлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений. Помимо речевой симптоматики у детей рассматриваемой категории имеется и неречевая: особенности внимания, мышления, воображения, памяти, моторики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.159.141 (0.028 с.)