Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития связной речи детей дошкольного возраста с онр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития связной речи детей дошкольного возраста с онр



Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента

В соответствии с целью данной работы было проведено экспериментальное исследование. Оно предполагало проведение констатирующего и формирующего эксперимента.

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития связной речи и ее особенности у детей с ОНР.

Исходя из поставленной цели, в процессе проведения констатирующего эксперимента решались следующие задачи:

1. Подобрать оптимальную методику обследования.

2. Провести обследование.

3. Оценить состояние развития связной речи, выявить ее характерные особенности.

Констатирующий эксперимент включал в себя 2 этапа.

Первый этап экспериментального исследования был проведен на базе ДОУ №32 г. Пскова в феврале 2011 года, второй этап – в октябре 2011 года.

Обследование осуществлялось в двух группах, индивидуально с каждым ребёнком, результаты заносились в специально разработанные протоколы исследования (Приложение 1). Возраст испытуемых: от 5 лет 4 месяцев до 5 лет 11 месяцев. Логопедические заключения детей: ОНР III уровня на фоне моторной алалии; ОНР III уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии; ОНР I-II уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии; НВОНР на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии. У двоих детей отмечен гиперкинетичский синдром, у одного –ММД и один из детей страдает эписиндромом. (Приложение 2).

При проведении исследования были соблюдены следующие требования:

- выбор заданий, соответствующих целям исследования,

- доступность предъявляемого материала и его соответствие возрасту испытуемых,

- четкость, лаконичность инструкций,

- доступный темп предъявления заданий,

- единообразие условий проведения эксперимента для всех детей,

- временная ограниченность выполнения заданий,

- доступность оформления результатов обследования.

Обследование дошкольников начиналось с изучения состояния связной речи ребёнка, при этом соблюдались принципы: от общего к частному и от простого к сложному. Задания давались в коммуникативно значимой для детей форме, то есть составление рассказа не носило искусственного характера и являлось составной частью беседы. Темой рассказа стал эмоционально значимый для ребёнка объект и событие. Задания предъявлялись в определенном порядке, попутно отмечалось, какого характера помощь требовалась детям.

Кроме обследования самостоятельной связной речи ребёнка, обследовалось понимание им связности речи на примере пересказа сказки. По ходу беседы с ребёнком мы обращали внимание на уровень сформированности таких видов деятельности, как говорение и аудирование, а также на уровень сформированности языковых средств.

В основу I этапа экспериментального исследования была положена методика В.П. Глухова [11], включающая в себя следующие задания:

1 задание. Составление адекватного законченного высказывания на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

2 задание. Составление предложения по трем предметным картинкам.

3 задание. Пересказ текста.

4 задание. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4).

5 задание: Составление рассказа на основе личного опыта.

 

II этап экспериментального исследования заключался в составлении рассказа на основе наглядного содержания картины (Приложение 3).

Методика констатирующего эксперимента

I этап исследования.

1 задание. Составление адекватного законченного высказывания на уровне фразы.

Цель: определение способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

Оборудование: 5 картинок:

1. «Девочка поливает цветы».

2. «Мальчик ловит рыбу».

3. «Девочка несёт шарики».

4. «Девочка несёт куклу».

5. «Мальчики играют в футбол».

Инструкция: «Скажи, что/кто здесь нарисовано?».

В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик / девочка?»).

2 задание. Составление предложения по трем картинкам.

Цель: выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.

Оборудование: 3 картинки с изображением красок, кисточки и забора.

Инструкция: «Назови картинки, а затем составь предложение так, чтобы в нём говорилось обо всех трёх предметах».

3 задание. Пересказ текста.

Цель: выявление возможностей детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Материал: Сказка «Репка» (Приложение 4).

Инструкция: «Послушай сказку и расскажи, что произошло».

4 задание. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Оборудование: 4 сюжетные картинки.

Инструкция: «Разложи картинки по порядку. Расскажи, что произошло, рассказывай по каждой картинке, начиная с первой».

5 задание. Составление рассказа на основе личного опыта.

Цель: выявление индивидуального уровня и особенностей владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Инструкция: «Расскажи о вашей детской площадке по плану:

- что находится на детской площадке,

- чем занимаются дети на детской площадке,

- что ты любишь делать на детской площадке».

II этап исследования.

Задание: Составление рассказа по картине.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания картины.

Оборудование: картина «Зимние забавы».

Инструкция: «Посмотри внимательно на картину и составь большой и интересный рассказ о том, что ты видишь».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.006 с.)