Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития связной речи детей дошкольного возраста с онр
Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента В соответствии с целью данной работы было проведено экспериментальное исследование. Оно предполагало проведение констатирующего и формирующего эксперимента. Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень развития связной речи и ее особенности у детей с ОНР. Исходя из поставленной цели, в процессе проведения констатирующего эксперимента решались следующие задачи: 1. Подобрать оптимальную методику обследования. 2. Провести обследование. 3. Оценить состояние развития связной речи, выявить ее характерные особенности. Констатирующий эксперимент включал в себя 2 этапа. Первый этап экспериментального исследования был проведен на базе ДОУ №32 г. Пскова в феврале 2011 года, второй этап – в октябре 2011 года. Обследование осуществлялось в двух группах, индивидуально с каждым ребёнком, результаты заносились в специально разработанные протоколы исследования (Приложение 1). Возраст испытуемых: от 5 лет 4 месяцев до 5 лет 11 месяцев. Логопедические заключения детей: ОНР III уровня на фоне моторной алалии; ОНР III уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии; ОНР I-II уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии; НВОНР на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии. У двоих детей отмечен гиперкинетичский синдром, у одного –ММД и один из детей страдает эписиндромом. (Приложение 2). При проведении исследования были соблюдены следующие требования: - выбор заданий, соответствующих целям исследования, - доступность предъявляемого материала и его соответствие возрасту испытуемых, - четкость, лаконичность инструкций, - доступный темп предъявления заданий, - единообразие условий проведения эксперимента для всех детей, - временная ограниченность выполнения заданий, - доступность оформления результатов обследования. Обследование дошкольников начиналось с изучения состояния связной речи ребёнка, при этом соблюдались принципы: от общего к частному и от простого к сложному. Задания давались в коммуникативно значимой для детей форме, то есть составление рассказа не носило искусственного характера и являлось составной частью беседы. Темой рассказа стал эмоционально значимый для ребёнка объект и событие. Задания предъявлялись в определенном порядке, попутно отмечалось, какого характера помощь требовалась детям.
Кроме обследования самостоятельной связной речи ребёнка, обследовалось понимание им связности речи на примере пересказа сказки. По ходу беседы с ребёнком мы обращали внимание на уровень сформированности таких видов деятельности, как говорение и аудирование, а также на уровень сформированности языковых средств. В основу I этапа экспериментального исследования была положена методика В.П. Глухова [11], включающая в себя следующие задания: 1 задание. Составление адекватного законченного высказывания на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). 2 задание. Составление предложения по трем предметным картинкам. 3 задание. Пересказ текста. 4 задание. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4). 5 задание: Составление рассказа на основе личного опыта.
II этап экспериментального исследования заключался в составлении рассказа на основе наглядного содержания картины (Приложение 3). Методика констатирующего эксперимента I этап исследования. 1 задание. Составление адекватного законченного высказывания на уровне фразы. Цель: определение способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Оборудование: 5 картинок: 1. «Девочка поливает цветы». 2. «Мальчик ловит рыбу». 3. «Девочка несёт шарики». 4. «Девочка несёт куклу». 5. «Мальчики играют в футбол». Инструкция: «Скажи, что/кто здесь нарисовано?». В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик / девочка?»). 2 задание. Составление предложения по трем картинкам. Цель: выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания. Оборудование: 3 картинки с изображением красок, кисточки и забора.
Инструкция: «Назови картинки, а затем составь предложение так, чтобы в нём говорилось обо всех трёх предметах». 3 задание. Пересказ текста. Цель: выявление возможностей детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Материал: Сказка «Репка» (Приложение 4). Инструкция: «Послушай сказку и расскажи, что произошло». 4 задание. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Оборудование: 4 сюжетные картинки. Инструкция: «Разложи картинки по порядку. Расскажи, что произошло, рассказывай по каждой картинке, начиная с первой». 5 задание. Составление рассказа на основе личного опыта. Цель: выявление индивидуального уровня и особенностей владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Инструкция: «Расскажи о вашей детской площадке по плану: - что находится на детской площадке, - чем занимаются дети на детской площадке, - что ты любишь делать на детской площадке». II этап исследования. Задание: Составление рассказа по картине. Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания картины. Оборудование: картина «Зимние забавы». Инструкция: «Посмотри внимательно на картину и составь большой и интересный рассказ о том, что ты видишь».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.006 с.) |