Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Личная гигиена спортсмена↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО “ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ” Имени И.С. Тургенева ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Король В.В.
Гигиена спортсмена
Учебное пособие
ОРЁЛ-2005 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Гигиена физического воспитания и спорта как учебная дисциплина имеет большое общеобразовательное и специальное значение для студентов и специалистов в области физической культуры. Она занимает одно из главных мест в ряду других дисциплин учебного плана факультетов физической культуры, формируя общую и профессиональную культуру студентов – будущих педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта. Данное пособие рассматривает наиболее важные и существенные вопросы курса и акцентирует внимание на наиболее сложные к пониманию разделы данной дисциплины. В II разделе пособия разъяснены современные требования, предъявляемые к спортивной одежде и обуви, детально рассмотрены их теплозащитные и гигиенические свойства. Подробно и в доступной форме в III разделе рассмотрены вопросы влияния наиболее значимых для спортсмена факторов внешней среды температуры, влажности и движения воздуха, что является довольно сложным вопросом для понимания студентов. В IV-VII разделах рассматриваются основные гигиенические требования к тренировочному процессу (принципы, периоды и т.д.). Особенностям питания спортсмена посвящены VIII и IX разделы пособия. Важным вопросом является укрепление психического здоровья людей, занимающихся спортом. Данная проблема рассмотрена в X разделе. В последнем разделе (XI) дана классификация видов спорта по гигиеническим особенностям. Учебное пособие предназначено для студентов факультетов физической культуры и спорта университетов и педагогических ВУЗов, лиц, занимающихся физической культурой и спортом, педагогов по физической культуре. СОДЕРЖАНИЕ:
Введение….……………………………..…………………………………..4 I. Личная гигиена спортсмена…………..……………………………………4 II. Гигиена одежды и обуви спортсмена..…………………………………....5 III. Гигиенические особенности тренировок спортсменов в зависимости от
условий среды ….…………………….…………………………………….9 IV. Гигиена спортивной тренировки..….…………………………………...13 V. Периоды тренировки …………………...………………………………..17 VI. Подготовка к соревнованиям……...……………………………….…...19 VII. Гигиенические особенности разминки………………...………………..19 VIII. Гигиенические особенности питания спортсмена…...………………...21 IX. Питание на дистанции и восстановительном периоде....……………...26 X. Психогигиена спортсмена……….……………………………………….28 XI. Гигиенические особенности различных видов спорта………………….29 Список использованной литературы....…………………………...……...30
Введение Гигиена – наука, изучающая влияние внешней среды (природных, бытовых, производственных и социальных факторов) на здоровье людей, разрабатывающая нормативы и санитарные мероприятия по созданию наиболее благоприятных условий жизни и деятельности. Гигиену справедливо считают предупредительной медициной в отличие от лечебной медицины. “Гигиена, – говорил И.П. Павлов, – это медицина будущего”. Среди многочисленных гигиенических мероприятий, которые осуществлялись на различных этапах развития человеческого общества, большое место занимали физические упражнения и спорт, а также различные средства закаливания как факторы воспитания физически крепких и здоровых людей. Гигиена физического воспитания и спорта – разделГигиены,изучающий влияние окружающей среды на организм человека в процессе занятий физкультурой и спортом и участия в соревнованиях, а также разрабатывающий средства (методы), снижающие утомление, повышающие спортивную работоспособность. Кроме того, в современном спорте изучаются вопросы особенностей тренировок и выступлений в соревнованиях в зонах жаркого и влажного климата, среднегорья, с учетом биоритмов, влияния неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье и работоспособность спортсмена. Другой важной задачей является разработка моделей спортивной одежды, обуви и инвентаря и др. Также изучаются вопросы гигиенического обеспечения тренировочного процесса, режима отдыха, рационального питания и т.д. Кроме того, важным в гигиене физического воспитания и спорта является система отбора в секции и в группы здоровья.
V. Периоды тренировки План тренировки (на год) обычно делится на три периода: подготовительный, основной (или соревновательный) и переходный (или заключительный). В некоторых видах спорта (в лёгкой атлетике) отдельные тренеры перешли на два периода. Длительность каждою периода различна для отдельных видов спорта и зависит от специфики, сезонности, спортивного календаря, сроков проведении главных соревнований (для данного спортсмена) и т. д. Подготовительный период. Основная задача этого периода подготовка организма спортсмена к высоким нагрузкам. Подготовительный период представляет наиболее важный этап тренировки, когда закладывается основа будущих достижений, и поэтому его планируют довольно продолжительным. В этом периоде постепенно расширяются иулучшаются функциональные возможности организма спортсмена Подготовительный период делится на два этапа – общей и специальной подготовки. Методика тренировки характеризуется постепенным увеличением нагрузки. Особое внимание уделяется при этом упражнениям на развитие выносливости. Следует помнить, что повышение общей тренированности организма идет параллельно с развитием функциональных возможностей всех систем и органов. Достигается это в основном постепенным втягиванием организма в работу тренировочными занятиями всё увеличивающейся длительности, но при условии очень осторожного и постепенного увеличения интенсивное и тренировки. Кроссы повышают общую выносливость. Помимо развития общей выносливости, во второй половине подготовительного периода проводится тренировка для развития скорости. Основной период. В этом периоде совершенствуется и закрепляется техника, необходимая для избранного вида спорта. Одновременно поддерживается разностороннее физическое развитие, накапливается опыт соревнований, вырабатывается рациональная тактика. В основном периоде интенсивность тренировки повышается, но вместе с тем снижается ее объём. Режим тренировки приобретает более сложный, строго индивидуальный характер. В этом периоде особую роль играет врачебный контроль. В основной период спортсмены часто применяют упражнения, направленные на совершенное развитие качеств, необходимых в избранном виде спорта. Однако часто забывают, что эта специальная тренировка должна всегда сочетаться с ОФП и тем в большей степени, чем одностороннее влияет на атлета избранная им спортивная специальность. Разносторонне подготовленный и хорошо тренированный атлет быстрее входит в спортивную форму и может дольше ее сохранять. Состояние тренированности важно приобрести к конкретным календарным срокам, когда спортсмен должен показать наиболее высокие достижения. У каждого спортсмена намечен ряд главных соревнований, в которых он надеется достичь высших результатов. В предсоревновательный период не следует изменять план тренировок, увеличивать число дней отдыха перед соревнованиями, снижать нагрузки, так как состязания должны быть органической частью тренировочного режима. В период главных состязаний весь режим подчиняется поставленной цели – добиться наивысшего спортивного результата. При подготовке к таким соревнованиям учитывают день и часы их проведения и соответственно перестраивают тренировки.
Некоторые тренеры делят основной период на два этапа: предсоревновательную тренировку и тренировку во время соревнований. Однако и во время первого этапа спортсмены участвуют в состязаниях. В основном периоде характер отдельных тренировок по объему и интенсивности должен соответствовать предполагаемой нагрузке в соревнованиях, а в ряде занятий даже превосходить их. Переходный период (иногда его называют заключительным) завершает годовой тренировочный цикл. В этом периоде длительные и порой напряженные тренировки и соревнования основного периода постепенно сменяются облегченными тренировками, а затем активным отдыхом. Длительность и конкретное содержание переходного периода зависят от спортивного стажа, климатических условий, календаря соревнований. Переходный период обычно делят на два этапа: этап постепенного снижения нагрузки и этап активного отдыха. Регулярная и напряжённая тренировка на протяжении многих месяцев с относительно однообразными физическими упражнениями, а также напряжение нервной системы в связи с соревнованиями вызывают утомление спортсмена. Несмотря на эти признаки, тренировку сразу же прекращать нельзя, так как это вредно для здоровья. В переходный период постепенно, примерно в течение месяца снижают нагрузку в тренировке и переходят к активному отдыху. Активный отдых необходим для накопления сил к предстоящему спортивному году. Однако активный отдых не исключает физическую деятельность, не изменяет общий и спортивный режим. Активный отдых после напряженных спортивных состязаний предупреждает переутомление центральной нервной системы и вместе с тем является условием накопления «энергии нервных центров» (И. М. Сеченов). В то же время он обеспечивает сохранение такой тренированности спортсмена, которая позволяет ему начать новый цикл тренировки на более высоком уровне. Физиологами доказано, что активный отдых не только снимает, но и предупреждает утомление. VI. Подготовка к соревнованиям Спортивные соревнования представляют весьма серьёзное испытание физического и морального состояния спортсмена и поэтому требуют особой подготовки. Спортивные соревнования вызывают огромное напряжение воли и физических сил и всегда связаны с переживаниями. Возникающие во время соревнований у спортсмена эмоции способствуют проявлению высокой работоспособности организма. При этом спортсмен может приложить большие усилия и выдержать такое напряжение, которое в обычном состоянии было бы ему не под силу.
У некоторых спортсменов эмоциональное возбуждение проявляется задолго до соревнований (так называемая стартовая лихорадка). Возможно и состояние торможения центральной нервной системы спортсмена перед стартом, выражающееся в скованности движений, подавленности, вялости. У отдельных спортсменов это состояние проявляется слишком резко и препятствует успешности выступлений. Преодоление предстартовых отклонений заключается, прежде всего, в хорошей подготовке к соревнованиям, в воспитании у спортсменов чувства уверенности в себе, в отвлечении мыслей от предстоящего соревнования, в применении рациональной разминки. Неоднократное участие в соревнованиях, как правило, снижает у спортсмена предстартовое возбуждение или торможение. Обычно большинство спортсменов в дни перед соревнованиями снижают тренировочную нагрузку. Чем лучше тренирован спортсмен, тем меньше нуждается он в отдыхе перед соревнованиями и после них. К состязаниям необходимо накопить не только физическую, но и нервную энергию. Это достигается сокращением объёма тренировок и «настраиванием» к высокой интенсивности. Участие в состязаниях в период перед главными соревнованиями не должно вызывать особых изменений в плане тренировки, так как эти состязания – органическая часть тренировочного режима. X. Психогигиена спортсмена Психогигиена – раздел, входящий в основную дисциплину – гигиену, она включающая систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение оптимальных условий психической деятельности человека. Задачами психогигиены являются: – изучение и формирование гармоничной личности; – изучение влияния на психику человека условий среды (в том числе социальных и производственных); – повышение трудоспособности, предупреждение перегрузок нервной системы; – изучение механизма приспособления к условиям психического стресса и другие задачи, представляющие для современной спортивной практики большой интерес. Одним из важнейших направлений психогигиены является – психопрофилактика, изучающая вопросы предупреждения расстройств психического состояния, главным образом невротических; динамики нервно-психического состояния; разработки и внедрения в жизнь мероприятий по обеспечению психического здоровья человека. Общие задачи объединяют в спорте усилия тренера и психогигиениста. Соблюдение норм психогигиены — необходимое условие не только психического, но и физического здоровья. Это предохраняет от функциональных нарушений психики, психического истощения, преждевременного старения. Исключение травмирующих психику факторов является обязательным требованием психогигиены. Специальная психогигиена. Под психогигиеной космонавта, моряка, спортсмена в широком плане мы понимаем интеграцию научных знаний в области физиологии, психологии и гигиены и вытекающих из этого рекомендаций и организационных мероприятий.
К специальному виду психогигиены относится психогигиена спорта. Крупные международные соревнования, особенно Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы предъявляют высокие требования к психическому здоровью спортсменов. Известны случаи неудачных выступлений, причина которых заключалась в так называемом «предстартовом волнении», плохой (несвоевременной) акклиматизации, бытовых условий (проживание в гостинице, где многолюдно, шумно и т.п.), психическом дискомфорте спортсмена в команде и т.д. Длительное воздействие факторов напряженности вызывает развитие состояния невроза (по данным КЧСМ, актографии, психологических тестов). Задача психогигиены спортсмена – укрепление психического здоровья спортсменов и людей, занимающихся физкультурой, обеспечение стабильности и устойчивости их психического состояния трудных (экстремальных) ситуациях, повышении адаптационных возможностей. Психогигиенические мероприятия: 1) изучение личности спортсмена; 2) подготовка рекомендаций (т.е. отбор, тестирование и т.п.) 3) психогигиенические требования к тренировочному процессу; 4) активное воздействие на спортсмена различных психотерапевтических методов с целью профилактики возникновения психологических заболеваний (неврозов). Психогигиена спортсмена – это новое направление спортивной медицины. На примере сборных команд во время учебно-тренировочных сборов и на международных соревнованиях выявлена значимость наблюдений за психикой спортсмена с использованием инструментальных, биохимических и психологических тестов. Большое место в практике врача должно отводиться психопрофилактике, где обоснованная тренировка и отдых играют важную роль в процессе адаптации спортсменов к новому климату, смене биоритмов и к условиям быта. Все это вместе может способствовать повышению спортивной работоспособности, психоэмоциональной активности, снижению травматизма и заболеваемости (неврозов). Большое значение имеет организация отдыха, психологического климата и взаимоотношений в команде. При разработке режима тренировок, отдыха и профилактических мероприятий, необходимо учитывать вид спорта, возраст спортсменов, биоритмы, климатические условия и характер соревнований. Несоблюдение режима тренировок приводит к серьезным отклонениям в состоянии здоровья, снижению работоспособности и срыву адаптивных процессов. Сенсорная изоляция делает человека менее приспособленным к адаптации. В этой связи длительные сборы, особенно с изменением биоритмов, климато-географических широт отрицательно действуют на психологическое и функциональное (физическое) состояние спортсмена. Однако этому вопросу при подготовке спортсменов к международным соревнованиям (Олимпийские игры, чемпионаты мира и др.) не уделяется должного внимания. Если не проводить профилактических, восстановительных мероприятий, то у спортсменов развивается невроз, что свидетельствует об углублении дезадаптации; психофизиологические изменения в организме спортсмена являются не только биологическим процессом, в основе которого лежат адаптация и акклиматизация, но и процессом социально-биологическим, при котором изменения связаны с воздействием всего комплекса факторов внешней и внутренней среды.
Список использованной литературы 1.Вайнбаум Я.С., В.И. Коваль, Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2002, 240 с. 2. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, 512 с. 3.Склянников В.П. Гигиеническая оценка материалов для одежды. М.: Легкпромбытиздат, 1985. 143 с. 4. Богданов Я.М. Краковяк Г.М. Гигиена: Учебное пособие для техникумов физ. культуры и школ тренеров. М.: Физкультура и спорт, 1969, 167 с. 5. Минх А.А., Малышева И.Н. Основы общей и спортивной гигиены. М.: Физкультура и спорт, 1972, 275 с. 6. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для институтов и техникумов физ. культ. М.: Физкультура и спорт. 1990, 368 с. 7. Куколевский Г.М. Гигиена физкультурника. М.: Медицина. 1971, 80 с. 8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия. 2003, 480 с. 9. Кондратьев В.Г. Общая гигиена. М.: Медицина. 1972, 368 с. 10. Руководство к практическим занятиям по гигиене детей и подростков/ Под ред. А.З. Белоусова. М.: Медицина. 1972, 304 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО “ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ” Имени И.С. Тургенева ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Король В.В.
Гигиена спортсмена
Учебное пособие
ОРЁЛ-2005 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Гигиена физического воспитания и спорта как учебная дисциплина имеет большое общеобразовательное и специальное значение для студентов и специалистов в области физической культуры. Она занимает одно из главных мест в ряду других дисциплин учебного плана факультетов физической культуры, формируя общую и профессиональную культуру студентов – будущих педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта. Данное пособие рассматривает наиболее важные и существенные вопросы курса и акцентирует внимание на наиболее сложные к пониманию разделы данной дисциплины. В II разделе пособия разъяснены современные требования, предъявляемые к спортивной одежде и обуви, детально рассмотрены их теплозащитные и гигиенические свойства. Подробно и в доступной форме в III разделе рассмотрены вопросы влияния наиболее значимых для спортсмена факторов внешней среды температуры, влажности и движения воздуха, что является довольно сложным вопросом для понимания студентов. В IV-VII разделах рассматриваются основные гигиенические требования к тренировочному процессу (принципы, периоды и т.д.). Особенностям питания спортсмена посвящены VIII и IX разделы пособия. Важным вопросом является укрепление психического здоровья людей, занимающихся спортом. Данная проблема рассмотрена в X разделе. В последнем разделе (XI) дана классификация видов спорта по гигиеническим особенностям. Учебное пособие предназначено для студентов факультетов физической культуры и спорта университетов и педагогических ВУЗов, лиц, занимающихся физической культурой и спортом, педагогов по физической культуре. СОДЕРЖАНИЕ:
Введение….……………………………..…………………………………..4 I. Личная гигиена спортсмена…………..……………………………………4 II. Гигиена одежды и обуви спортсмена..…………………………………....5 III. Гигиенические особенности тренировок спортсменов в зависимости от условий среды ….…………………….…………………………………….9 IV. Гигиена спортивной тренировки..….…………………………………...13 V. Периоды тренировки …………………...………………………………..17 VI. Подготовка к соревнованиям……...……………………………….…...19 VII. Гигиенические особенности разминки………………...………………..19 VIII. Гигиенические особенности питания спортсмена…...………………...21 IX. Питание на дистанции и восстановительном периоде....……………...26 X. Психогигиена спортсмена……….……………………………………….28 XI. Гигиенические особенности различных видов спорта………………….29 Список использованной литературы....…………………………...……...30
Введение Гигиена – наука, изучающая влияние внешней среды (природных, бытовых, производственных и социальных факторов) на здоровье людей, разрабатывающая нормативы и санитарные мероприятия по созданию наиболее благоприятных условий жизни и деятельности. Гигиену справедливо считают предупредительной медициной в отличие от лечебной медицины. “Гигиена, – говорил И.П. Павлов, – это медицина будущего”. Среди многочисленных гигиенических мероприятий, которые осуществлялись на различных этапах развития человеческого общества, большое место занимали физические упражнения и спорт, а также различные средства закаливания как факторы воспитания физически крепких и здоровых людей. Гигиена физического воспитания и спорта – разделГигиены,изучающий влияние окружающей среды на организм человека в процессе занятий физкультурой и спортом и участия в соревнованиях, а также разрабатывающий средства (методы), снижающие утомление, повышающие спортивную работоспособность. Кроме того, в современном спорте изучаются вопросы особенностей тренировок и выступлений в соревнованиях в зонах жаркого и влажного климата, среднегорья, с учетом биоритмов, влияния неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье и работоспособность спортсмена. Другой важной задачей является разработка моделей спортивной одежды, обуви и инвентаря и др. Также изучаются вопросы гигиенического обеспечения тренировочного процесса, режима отдыха, рационального питания и т.д. Кроме того, важным в гигиене физического воспитания и спорта является система отбора в секции и в группы здоровья.
I. Личная гигиена спортсмена Соблюдение правил личной гигиены обязательно для спортсмена. У него должны быть выработаны условные рефлексы на все гигиенические мероприятия. Ежедневное умывание, уход за зубами, регулярное мытьё тела, забота о чистоте одежды, жилища, рациональном питании, закаливание, систематическая тренировка обязательны для каждого занимающегося спортом. Для нормальной деятельности организма большое значение имеет гигиена тела и в первую очередь гигиена кожи. Кожа выполняет ряд сложных физиологических функций. Прежде всего, она является органом защиты организма от влияний вредных воздействий внешней среды. Стойкий роговой слой надкожицы хорошо защищает сосуды, нервы, глубокие отделы желёз и волос от влияния воздуха, света, загрязнения, проникновения бактерий. Благодаря шелушению кожа самоочищается. Кислая реакция в поверхностных слоях кожи затрудняет жизнедеятельность большинства проникающих в кожу бактерий. Кожа играет большую роль в предохранении органов и тканей от механических повреждений. Кожа служит регулятором тепла для организма, так как она плохо проводит тепло. При повышении внешней температуры кожные мышцы расслабляются, сосуды кожи расширяются, увеличивается приток крови и отдача организмом тепла; одновременно происходит обильное выделение пота. При низкой внешней температуре сосуды кожи суживаются, приток крови уменьшается, теплоотдача понижается. Большую роль в регуляции тепла играет потоотделение. Оно усиливается под влиянием мышечных движений, душевного волнения, при повышенной температуре тела. С потом из организма выделяются минеральные соли, хлористый натрий и калий и др., ряд кислот – молочная, масляная, уксусная, муравьиная и др., а также мочевина, аммиак. Выделения сальных желёз придают коже эластичность, предохраняют ее от высыхания, предупреждают последствия трения соприкасающихся поверхностей. Кожа, подобно лёгким, участвует в газовом обмене организма, выделяя в небольших количествах углекислый газ. Сшелушивающиеся с верхних слоев кожи чешуйки, смешиваясь с кожным салом и пылью из воздуха, загрязняют кожу. Эта грязь закупоривает отверстия потовых и сальных желёз, раздражает кожу, благоприятствуя размножению микробов, а при ссадинах и ранениях может вызвать воспалительные процессы. Регулярное мытьё горячей водой с мылом очищает кожу. Для спортсмена должны стать обязательными ежедневные обтирания или обливания тела после занятий спортом (тёплый душ с мылом), мытьё в бане каждую неделю. Регулярного ухода требуют ногти рук и ног. Под длинными ногтями возможно скопление грязи, в которой находятся микробы, яйца глистов, поэтому ногти следует коротко стричь. Постоянно надо следить за чистотой ног, выводить мозоли. Возникающие потертости нельзя оставлять без лечения, так как они могут на долгое время вывести спортсмена из тренировочного режима. В гигиеническом уходе за телом большую роль играет регулярное мытьё в бане. Это способствует поддержанию чистоты тела, улучшает самочувствие, повышает обмен веществ, благотворно отражается на всех функциях кожного покрова. В спортивной практике мытье в бане, помимо гигиенических целей, помогает спортсменам регулировать вес тела.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.130 (0.018 с.) |