Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Гигиена спортивной тренировки
Для того чтобы занятия физической культурой и спортом приносили человеку пользу, укрепляли его здоровье и физически развивали, необходимо, чтобы весь процесс занятий физической культурой и спортом осуществлялся при строгом соблюдении гигиенических условий. Поэтому всякая спортивная тренировка должна быть гигиенически обоснованной, т. е. проводиться при соблюдении ряда гигиенических требований Основные принципы тренировки Формы, методы, приемы проведения занятий могут быть правильными только при выполнении требований гигиены физических упражнений. Спортсменам следует знать ряд основных принципов тренировки, которые основаны на гигиенических и физиологических положениях, и применять их на практике. Принцип повторности. Выносливость, быстрота, сила и другие качества могут быть выработаны лишь путем регулярно повторяемых упражнений. Только в результате многократного повторения физических упражнений возможно свободное и правильное их выполнение, т.е. закрепление и совершенствование двигательного навыка. Один раз выполненное физическое упражнение не вызывает каких-либо существенных и устойчивых изменений в организме человека. При постоянной тренировке спортсмен затрачивает минимальную энергию на выполнение определенных упражнений – развивается автоматизм движений. Повторение физических упражнений представляет собой выработку новых условных связей ВНД, а также совершенствования внутренних органов и систем. При многократном повторении физических упражнений движения спортсмена становятся более совершенными, происходит постепенное нарастание силы, скорости и выносливости. Следует помнить, что в самых начальных стадиях тренировки применение при силовых упражнениях средних нагрузок даёт не меньший, а в ряде случаев даже больший прирост мышечной силы, чем нагрузки, приближающиеся к предельным. Многократное повторение физических упражнений вызывает стойкое повышение работоспособности спортсмена, что является следствием глубокой перестройки его организма. С принципом повторности тесно переплетаются правила систематичности и регулярности тренировок. Хорошо известно, что, если в тренировке произошёл перерыв, спортивные результаты быстро падают, а работоспособность уменьшается. Сложным вопросом в тренировке является определение наиболее полезного интервала между отдельными тренировочными занятиями. Очень важно в тренировочных занятиях правильно сочетать работу и отдых.
В промежуток от одной до другой тренировки спортсмен отдыхает. В этот период восстанавливается работоспособность организма. Для достижения высокой степени тренированности отдых необходим так же, как и достаточная физическая нагрузка. Частота занятий и продолжительность каждого из них зависят от многих факторов, в том числе от периода тренировки, индивидуальных возможностей и особенностей спортсмена, его физической подготовленности и состояния здоровья. Функциональное состояние организма после тренировки можно разделить на три фазы: первая фаза – утомление со всеми присущими ему признаками, вторая – восстановление работоспособности до исходного состояния организма (до тренировки), третья – повышение работоспособности по сравнению с первоначальным состоянием (фаза суперкомпенсации). Длительность каждой фазы зависит от уровня тренированности, интенсивности и продолжительности тренировки. В случае если последующее тренировочное занятие совпадает с первой фазой, т.е. с периодом утомления, в результате наслоений наступает переутомление. Оно свидетельствует о том, что имеется несоответствие между работой и отдыхом. В первую очередь утомление отражается на нервной системе. Если спортсмен начинает тренировочные занятия в фазе восстановления, переутомление не возникает, но и не повышается работоспособность. В третьей фазе (фаза суперкомпенсации) создаются условия для достижения наибольшего эффекта. В результате этого тренировка будет проходить при более благоприятном состоянии организма, когда он находится в стадии наивысшей готовности к нагрузкам или, как говорят, в состоянии наивысшей работоспособности. Фазовый характер состояния организма проявляется не только после отдельного тренировочного занятия, но и вслед за каждым относительно напряжённым физическим упражнением, выполненным много раз в течение тренировочного занятия, например, после пробежки или подъёма штанги, или упражнения на гимнастическом снаряде и т. д.
Принцип постепенности лежит в основе развития функциональных возможностей человека. Суть этого принципа заключается в постепенном увеличении трудности, напряжённости и длительности учебно-тренировочных занятий. Совершенствование функций любого органа, системы и организма в целом происходит постепенно. Следовательно, и нагрузки в физических упражнениях, выполняемые спортсменом, также должны постепенно возрастать. Спортсмен, длительно и регулярно тренирующийся с постепенно повышающимися нагрузками, свободно выполняет сложные упражнения или показывает высокие спортивные результаты, которые ранее для него были совершенно недостижимыми. Однако возрастание нагрузок не должно быть слишком медленным, любое выполняемое упражнение должно быть достаточно нагрузочным, чтобы оставляемые им следы не сглаживались чересчур быстро и чтобы следующее занятие проходило на основе работоспособности, повышенной предыдущим занятием. Нагрузки в тренировке, которые превышают привычные, приводят в конечном итоге к значительному повышению работоспособности. Практика показывает, что не всегда во время тренировок физические упражнения должны применяться со значительными нагрузками (например, при изучении техники упражнения или в период активного отдыха). Увеличивать нагрузку в тренировке надо со строгим учётом состояния спортсмена. Состояние организма не может быть постоянным, поэтому иногда приходится уменьшать нагрузку в тренировке, и изменять её характер. Спортивные результаты улучшаются ступенеобразно. Бывают случаи, когда показатели спортсмена останавливаются на некоторое время на одном уровне, а затем поднимаются. Многие спортсмены повышают нагрузку от одной серии занятий к другой. В каждом из нескольких тренировочных занятий, составляющих серию, сохраняется примерно одинаковая степень нагрузки и характер тренировки. В следующей серии занятий нагрузка повышается, и так постепенно, от серии к серии. Для того чтобы спортсмен показал в соревнованиях высокие результаты, ему необходимо в тренировках применять значительно более высокие нагрузки, чем в условиях состязаний. Опыт спортивной тренировки свидетельствует, что на первых этапах результаты быстро улучшаются. Однако со временем этот рост замедляется и нередко останавливается, когда спортсмен достигает примерно уровня первого разряда или мастера спорта. Это вполне закономерное явление, но было бы неправильно считать, что спортсмен достиг своего предела. Спортсмен и тренер в таком случае должны изменить тренировку. Настойчивые поиски новых форм и методов тренировки, увеличение нагрузки и объёма работы, совершенствование техники, строгое выполнение режима вновь приведут к улучшению результатов. Следует, однако, иметь в виду, что максимальные нагрузки применяются только в основном периоде тренировки (предварительно необходимо посоветоваться с врачом – специалистом по спортивной медицине). Под принципом разносторонности следует понимать применение различных физических упражнений, направленных на развитие силы, скорости движений, выносливости, ловкости. Вместе с тем надо знать, что ни силы, ни быстроты, ни выносливости, как и других качеств спортсмена, в изолированном виде нет. Любое физическое упражнение сочетает в себе в различной степени все эти качества.
Большое влияние оказывает на организм разнообразие физических упражнений, способствующих его гармоническому развитию. Например, с помощью упражнений в прыжках, или на гимнастических снарядах нельзя так укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную системы, как при ходьбе на лыжах или в гребле. В то же время, занимаясь только этими видами спорта, нельзя усовершенствовать подвижность нервных процессов в той мере, какую даёт бег на короткие дистанции. А эти упражнения в свою очередь не обеспечивают столь заметных изменений мышечной системы, которые достигаются поднятиями тяжестей, упражнениями на гимнастических снарядах. В силу взаимосвязанности деятельности органов и систем человека недостаточное развитие одних органов и систем будет задерживать улучшение других, а в целом помешает организму достичь высокого развития и работоспособности. Принцип разносторонности должны соблюдать не только ведущие спортсмены, но в ещё большей степени начинающие. Принцип индивидуализации. В тренировке необходимо учитывать индивидуальные особенности спортсмена, его возраст, состояние здоровья, физическую подготовленность, условия быта и труда и т. д. Особенно важно помнить об этом при групповых методах обучения, при занятиях с начинающими и слабо подготовленными спортсменами. Для спортсменов третьего и более высоких разрядов проводят тренировки уже по индивидуальным планам. Любые специальные требования к молодому спортсмену должны соответствовать его физическим возможностям. В силу физиологических особенностей женского организма тренировка женщин и девушек должка значительно отличаться от тренировки мужчин и юношей. Это содействует росту спортивного мастерства без ущерба для правильного физического развития, устраняет опасность «натаскивания» и односторонность в подготовке. Тренировки наряду с изложенными принципами имеют исключительно большое значение. Особого внимания это заслуживает и с точки зрения гигиены. V. Периоды тренировки План тренировки (на год) обычно делится на три периода: подготовительный, основной (или соревновательный) и переходный (или заключительный). В некоторых видах спорта (в лёгкой атлетике) отдельные тренеры перешли на два периода. Длительность каждою периода различна для отдельных видов спорта и зависит от специфики, сезонности, спортивного календаря, сроков проведении главных соревнований (для данного спортсмена) и т. д.
Подготовительный период. Основная задача этого периода подготовка организма спортсмена к высоким нагрузкам. Подготовительный период представляет наиболее важный этап тренировки, когда закладывается основа будущих достижений, и поэтому его планируют довольно продолжительным. В этом периоде постепенно расширяются иулучшаются функциональные возможности организма спортсмена Подготовительный период делится на два этапа – общей и специальной подготовки. Методика тренировки характеризуется постепенным увеличением нагрузки. Особое внимание уделяется при этом упражнениям на развитие выносливости. Следует помнить, что повышение общей тренированности организма идет параллельно с развитием функциональных возможностей всех систем и органов. Достигается это в основном постепенным втягиванием организма в работу тренировочными занятиями всё увеличивающейся длительности, но при условии очень осторожного и постепенного увеличения интенсивное и тренировки. Кроссы повышают общую выносливость. Помимо развития общей выносливости, во второй половине подготовительного периода проводится тренировка для развития скорости. Основной период. В этом периоде совершенствуется и закрепляется техника, необходимая для избранного вида спорта. Одновременно поддерживается разностороннее физическое развитие, накапливается опыт соревнований, вырабатывается рациональная тактика. В основном периоде интенсивность тренировки повышается, но вместе с тем снижается ее объём. Режим тренировки приобретает более сложный, строго индивидуальный характер. В этом периоде особую роль играет врачебный контроль. В основной период спортсмены часто применяют упражнения, направленные на совершенное развитие качеств, необходимых в избранном виде спорта. Однако часто забывают, что эта специальная тренировка должна всегда сочетаться с ОФП и тем в большей степени, чем одностороннее влияет на атлета избранная им спортивная специальность. Разносторонне подготовленный и хорошо тренированный атлет быстрее входит в спортивную форму и может дольше ее сохранять. Состояние тренированности важно приобрести к конкретным календарным срокам, когда спортсмен должен показать наиболее высокие достижения. У каждого спортсмена намечен ряд главных соревнований, в которых он надеется достичь высших результатов. В предсоревновательный период не следует изменять план тренировок, увеличивать число дней отдыха перед соревнованиями, снижать нагрузки, так как состязания должны быть органической частью тренировочного режима. В период главных состязаний весь режим подчиняется поставленной цели – добиться наивысшего спортивного результата. При подготовке к таким соревнованиям учитывают день и часы их проведения и соответственно перестраивают тренировки.
Некоторые тренеры делят основной период на два этапа: предсоревновательную тренировку и тренировку во время соревнований. Однако и во время первого этапа спортсмены участвуют в состязаниях. В основном периоде характер отдельных тренировок по объему и интенсивности должен соответствовать предполагаемой нагрузке в соревнованиях, а в ряде занятий даже превосходить их. Переходный период (иногда его называют заключительным) завершает годовой тренировочный цикл. В этом периоде длительные и порой напряженные тренировки и соревнования основного периода постепенно сменяются облегченными тренировками, а затем активным отдыхом. Длительность и конкретное содержание переходного периода зависят от спортивного стажа, климатических условий, календаря соревнований. Переходный период обычно делят на два этапа: этап постепенного снижения нагрузки и этап активного отдыха. Регулярная и напряжённая тренировка на протяжении многих месяцев с относительно однообразными физическими упражнениями, а также напряжение нервной системы в связи с соревнованиями вызывают утомление спортсмена. Несмотря на эти признаки, тренировку сразу же прекращать нельзя, так как это вредно для здоровья. В переходный период постепенно, примерно в течение месяца снижают нагрузку в тренировке и переходят к активному отдыху. Активный отдых необходим для накопления сил к предстоящему спортивному году. Однако активный отдых не исключает физическую деятельность, не изменяет общий и спортивный режим. Активный отдых после напряженных спортивных состязаний предупреждает переутомление центральной нервной системы и вместе с тем является условием накопления «энергии нервных центров» (И. М. Сеченов). В то же время он обеспечивает сохранение такой тренированности спортсмена, которая позволяет ему начать новый цикл тренировки на более высоком уровне. Физиологами доказано, что активный отдых не только снимает, но и предупреждает утомление. VI. Подготовка к соревнованиям Спортивные соревнования представляют весьма серьёзное испытание физического и морального состояния спортсмена и поэтому требуют особой подготовки. Спортивные соревнования вызывают огромное напряжение воли и физических сил и всегда связаны с переживаниями. Возникающие во время соревнований у спортсмена эмоции способствуют проявлению высокой работоспособности организма. При этом спортсмен может приложить большие усилия и выдержать такое напряжение, которое в обычном состоянии было бы ему не под силу. У некоторых спортсменов эмоциональное возбуждение проявляется задолго до соревнований (так называемая стартовая лихорадка). Возможно и состояние торможения центральной нервной системы спортсмена перед стартом, выражающееся в скованности движений, подавленности, вялости. У отдельных спортсменов это состояние проявляется слишком резко и препятствует успешности выступлений. Преодоление предстартовых отклонений заключается, прежде всего, в хорошей подготовке к соревнованиям, в воспитании у спортсменов чувства уверенности в себе, в отвлечении мыслей от предстоящего соревнования, в применении рациональной разминки. Неоднократное участие в соревнованиях, как правило, снижает у спортсмена предстартовое возбуждение или торможение. Обычно большинство спортсменов в дни перед соревнованиями снижают тренировочную нагрузку. Чем лучше тренирован спортсмен, тем меньше нуждается он в отдыхе перед соревнованиями и после них. К состязаниям необходимо накопить не только физическую, но и нервную энергию. Это достигается сокращением объёма тренировок и «настраиванием» к высокой интенсивности. Участие в состязаниях в период перед главными соревнованиями не должно вызывать особых изменений в плане тренировки, так как эти состязания – органическая часть тренировочного режима.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.023 с.) |