Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Миф, религия философия – этапы освоения историиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История человечества начинается с того времени, когда человечество завершило свое «инкубационное» развитие, когда место культуры мифа занимает культура религии и культура философии, когда складываются архетипы мировоззрения как системы взглядов на мир и на место человека в этом мире, на его отношение к миру дальнему и ближнему. Понять остроту проблем, стоящих перед философским осмыслением истории, можно лишь обратившись к их истокам, рассмотрев путь их эволюции. Предпосылкой формирования всеобъемлющего концептуального постижения истории являются её архетипы в форме мифологического и религиозного образа. Мифология представляет собой особый тип мироориентации с претензией вырабатывать не только соответствующие способы взаимодействия с миром, но и различные формы воздействия на мир. Заговоры, обряды и ритуалы предполагали достижение желаемых результатов. Мифологическое мировоззрение характеризуется, прежде всего, взаимосвязью, взаимозависимостью и взаимопревращением в системе «природа – общество – человек». Оно выступает фактором социализации человека, обеспечивая системную упорядоченность – тотем; организуя ойкумену (заселенное пространство); создавая пантеон (место для богов); формируя культуру страха, ритуала и табу. Формой общности людей выступает община на основе кровного родства. Это родство она проецировала на весь окружающий мир, реализуя принцип тотального «генетизма». Чем и объясняется факт размытости границ между природным и социальным, индивидуальным и общественным, физическим и духовным, словом и делом, а также факт инверсии человека в животное, растение, камень и обратно. Представление о реальности и сама реальность в культуре мифа воспринимаются как некое тождество. Вера в тотем, анимизм, гилозоизм, фетишизм породила обыденное сознание с его ориентиром на освоение принципов взаимосвязи, взаимодействия и взаимообусловленности. Реализация этих принципов через обряды и ритуалы обеспечивала переход от хаоса к космосу, от стихии к порядку, где мир представал упорядоченным, целостным, очеловеченным. «Очеловечивание» осуществлялось в двух ипостасях. В процессе эмпирической (профанной) деятельности и опосредованно через пантеон – место духов предков, впоследствии богов. Через священную (сакральную) деятельность богов происходило творение космоса из хаоса. Мифическая картина мира оформила первую парадигму, ориентированную на передачу социального опыта от поколения к поколению. Суть этого опыта заключалась в обеспечении равновесия системы «природа – общество – человек». Эта система предстает в своей синкретичности (нерасчлененности). Миф принципиально социален, ибо нацелен на поддержание установленного порядка и применения санкций в случае его нарушения. Карл Хюбнер в своей работе «Истина мифа», как и А.Ф. Лосев в «Философии истории античности» убедительно доказывают рациональное основание мифа, в силу чего миф служил надежным ориентиром в мире, обеспечивая «тело» и «душу» первой общности людей. Движение от хаоса к космосу задает историческому времени характер линейности, а несовершенство социального космоса порождает мифологему «золотого века» с ярко выраженной ретроспективной ориентацией. Деградация космоса ставится в зависимость от нравственного состояния общества. Мифы периода становления письменной культуры носят эсхатологический характер. Они повествуют о вселенском пожаре или потопе, но и то и другое не означает гибель мира. Вселенские катаклизмы ведут к возрождению и обновлению, к очищению мира от «порчи». Место хаоса занимает космос как мера упорядоченности и организованности. Но миф – это не только далекое прошлое. Он является составной частью мировоззрения в любую эпоху. Простота и образность мифа, его синкретизм и этическая нагруженность помогают на индивидуальном уровне преодолевать принципиальную ограниченность сознания, достойно встречать одиночество и переживать отчуждение, находить оптимальную для собственного понимания модель объяснения происходящих событий, обретать выдуманную, но удобную почву под ногами со своей мерой понятий свойчужой, добро и зло, прекрасное и безобразное. Это обеспечивает возможность сформировать взгляд на историю, в которой не происходит ничего нового, где время обратимо и «это пройдет», ибо «ничто не ново под Луной» в условиях, когда меняется только форма, а содержание сохраняется. Однако мифологизация истории на индивидуальном уровне влечет за собой не только упрощение, схематизм, но и рождает фатальность, пассивность, нечувствительность к происходящим событиям, а стало быть, и безответственность за судьбу мира. Не следует забывать, что мир это не только Вселенная, это и мир нашего окружения, семья, среда обитания, рабочий коллектив. Стало быть, мифологизация истории это не только позитив, но и издержки, которые негативно сказывались на судьбе человечества. Для мифологического мировоззрения характерна вера в абсолютную трансцендентность. Другими словами, мифологическое мировоззрение порождает внеличностное, внесоциокультурное начало, которое определяет судьбу бытия в мире, в том числе и судьбу бытия человека, его историю. В результате человеческая деятельность попадает в зависимость от этого начала. Это начало выступает как первопричина. Первоначало диктует вечно повторяющуюся схему, которая включает: рождение – расцвет (золотой век) – истощение (деградацию) – катастрофу (вселенский пожар или потоп) – возрождение – расцвет – деградацию – катастрофу, и т. д. Катастрофа (апокастасис) – это не конец, а начало. Общий пафос мифотворчества – это внесение в природную и социальную сферу порядка, который обеспечивал переход от хаоса к космосу, устанавливал равновесие между природой и культурой, помогал разрешить противоречие жизни и смерти. Антиномия жизни и смерти снималась мифологическим представлением о загробной жизни, содержание которой определялось мерой соблюдения норм поведения при жизни. Таким образом, миф принципиально не только социален, но и рационален так как ориентирован на объяснение и санкционирование установленного порядка. Другое дело, что рациональность мифа особая. При всей похожести на другие формы рациональности, она похожа только на себя. Мифологическому времени соответствовал и мифологический историзм, который можно определить как «сменяющуюся неизменность», обеспечивающую передачу социального опыта от поколения к поколению. Деградация космоса и нарастание хаоса ставится в зависимость от нравственного состояния в системе «природа – общество – человек». В целом, мифологизация истории демонстрировала ее упрощение и схематизм, покой и веру, что «и это пройдет», фатализм и пассивность, а стало быть, и безответственность за свое отношение к миру. Если миф можно рассматривать в качестве первой ступеньки постижения истории, то религия как производное мифа претендует быть еще одной ступенькой освоения человеческой истории человечества. Возникновение единобожия (монотеизма) внесло существенную редакцию в толкование времени и, соответственно, в понимание истории человечества. Место безличного космоса, равнодушного к человеку, занимает Всевышний, для которого нет ничего важнее собственного творения и таковым является человек. Поэтому Бог постоянно вмешивается в дела человеческие, управляет ходом истории. В отличие от мифологического представления, религиозный образ истории обретает характер необратимого линейного процесса. Необратимость времени, уникальность каждого момента означает конец мифологическому «вечному возвращению», повышает ценность истории, ибо речь идет об испытании людей на пути их спасения. Спасение возможно благодаря усилиям души, которая «обязана трудиться», т. е. стремиться к Богу, преодолевая тяготы земного бытия. Первоначально апофатическая богословская концепция заявляет о том, что сущность Бога недоступна человеческому разуму, но она может открыться прямо и непосредственно в форме озарения, ибо божественной милости озарения удостаиваются не «знающие», а «верующие» чистосердечные, ведущие праведный образ жизни. Христианство сформировало первую концепцию всемирной истории. Таковой является история единого человеческого рода, произошедшего от Адама и Евы, но утратившего свое естественное единство вследствие грехопадения. С тех пор миру Божиему противостоит мир земной, который несет на себе печать грехопадения. Мир земной тленный, ибо подвержен порокам. За несовершенство и зло земного мира отвечает человек, и только человек. Искупление «первородного греха» и является условием «возвращения» человека к исходному состоянию райского блаженства. Всемирная история предстает как история деяний Господа. Она включает: Творение – Воплощение Христа – Второе пришествие – конец Тысячелетнего Царства. На этом пути каждый временной интервал (прошлое, настоящее и будущее) заявляет о своей самодостаточности. Отныне история приобретает телеологический (целеполагающий) характер. Линейность и необратимость, а также «конец времен» все расставляют на свое место, выносят справедливый приговор каждому «по делам его», делают историю особо значимой в жизни человека, побуждают его стремиться к спасению. В отличие от мифологического (синкретического) образа истории с ориентиром на циклы природы и ритмы Вселенной, религиозный образ истории, расщепив время на прошлое, настоящее и будущее, заявляет о своей значимости. Властно вторгаясь в жизнь человека, религиозный образ истории заставляет его определиться со смыслом жизни, и сделать выбор своего образа жизни. Идея апокатастасиса сменяется идеей апокалипсиса – вселенской катастрофы природы и общества, как представительства земного мира. Что касается «светской истории», то она практически не рассматривается в «священной истории», но постоянно соприкасается с ней и поэтому обретает свой смысл. Никому не дано постичь всю полноту Божественного замысла, который реализуется в конкретных исторических событиях, но долг каждого узреть в них «волю Божью» и содействовать плану «конечного спасения», а стало быть, и своего спасения, ибо человек не безличная частица космоса, а высшее творение Бога. Идея личного спасения органически связана со спасением человеческого рода, а индивидуальная судьба с судьбой всего человечества. Религиозная картина мира подготовила парадигму теоцентризма. Мировая история предстала как история деяний Господа, где прошлое, настоящее и будущее заявили о своей самодостаточности. Время вытянулось в одну линию, сообщив истории план её развертывания от начала к концу. Первая хронология мировой истории принадлежит Евсевию Кесарийскому. Он разделил историю всех народов на два периода «до рождества Христова» и «после рождества Христова», указав на кульминационный момент исторических событий – Воплощение Господа. Но со всей полнотой христианская «идея истории» нашла свое отражение только в наследии Августина Аврелия (354 – 430), свидетеля угасания Рима – вечной империи. Интерес Августина Аврелия к истории был вызван не столько падением Рима в 410 году, сколько последующей полемикой вокруг объяснения причин этого события. Одни объясняли падение Рима местью языческих богов за то, что римляне приняли христианство. Другие видели в этом событии предвестие конца человеческой истории. Августин не разделяет эти оценки. В падении Рима он видит закономерный характер, когда «низшее» (государство) заявило о своем желании быть выше «высшего» (церкви). Августин разрабатывает концепцию исторического процесса в форме учения о двух «градах»: земном и небесном, основанных, соответсвенно, на любви к себе и на любви к Богу. История человечества мыслится как процесс, конечной целью которого является достижение «вечного мира в Боге», когда «церковь воинствующая» превратится в «церковь торжествующую». Человечество в своем развитии проходит ряд стадий от младенчества до глубокой старости, реализуя историческое время. Время возникает из вечности (Эона) вместе с актом божественного творения, а затем распадается на три периода прошлое, настоящее и будущее. Прошлое – это память, будущее – надежда и только настоящее – есть реальность. А если так, то история есть актуальное бытие настоящего, из которого по необходимости можно мысленно переноситься то в прошлое, то в будущее. Поскольку время имеет начало, то оно должно иметь и свое завершение. Отсюда историческое время по Августину эсхатологично. Оно, демонстрируя борьбу и победу добра над злом, несет исключительно моральный смысл и заявку на линейный характер. Человеческой истории Августин противопоставил священную историю. История предстала как борьба между градом земным, государством этого мира, с одной стороны и градом Божьим, государством Бога – с другой. В этом великом противостоянии государства мирского и государства божественного заключается таинственная основа и смысл истории, которая одновременно является историей борьбы святого и светского. История предстает перед нами в свете, принципиально ином, который родился в представлении греков. Она имеет начало творения и конец сотворенного мира с пограничным моментом в виде воскрешения и страшного суда. Три существенных события маркируют бег исторического времени. Вопервых, это первородный грех со всеми вытекающими последствиями. Под его знаком идет становление исторического времени. Вовторых, это ожидание прихода Спасителя. Оно проходит под знаком жизнедеятельности людей с ориентиром на меру ответственности за свою жизнь. Втретьих, это воплощение и страдания Сына Божьего с образованием его дома – Церкви, когда человек в лице церкви обретает посредника в своем отношении к Богу. По Августину Бог не только ТворецДемиург, но и Учредитель времени. В своей «Исповеди» Аврелий Августин размышляет, что есть время, отдавая себе отчет, что это очень трудный вопрос. С точки зрения Аврелия Августина строго говоря нет трех времен, а есть настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Из этого следует, что время существует только в опыте человека, в переживании событий душой человека. По Августину душа человека есть вместилище и мера времени. Она измеряет прошлое с помощью памяти, настоящее в акте созерцания, будущее в процессе ожидания. Душа способна вырываться из потоков времени и соприкасаться с вечностью. Вместе с тем, в философии Августина можно видеть ряд несогласованных положений. Он пытается объяснить историю людей, не вникая в содержание их деятельности. Его заключения носят характер априори. Он знает заранее, что должно быть и что будет, если люди отклоняются от заданного пути. Теология Средневековья не внесла ничего принципиально нового в концепцию философии истории Аврелия Августина. Даже Фома Аквинский оказался нечувствительным к проблеме времени. Его больше интересовала вечность, хотя в Европе зарождалась цивилизация, для которой первоценностью была не вечность, а конкретное физическое, химическое, биологическое, социальное, антропологическое, технологическое время. Но несмотря на схематизм, теологическая интерпретация исторического процесса в форме: «творение – жизнь в раю – грехопадение – судный день – конец истории – личное спасение», была сущест венным шагом на пути становления исторического сознания. Этическая интерпретация Бога придавала истории воспитательный характер, инициировала характеристики ответственного бытия, формами которой выступают честь, совесть и долг. Она сплавляла человеческую судьбу с Божественным промыслом, давала рекомендации к личному спасению, прививала человеческое человеку. Поставив вопрос о соотношении конечного и бесконечного, изменчивого и вечного; сформулировав проблему смысла жизни человека и смысла истории человечества, христианская концепция мировой истории заложила основания т ой философии истории, которая сложилась усилиями А. Тойнби, и Т. де Шардена, М. Хайдеггера и К. Ясперса, Вл. Соловьева и Н. Бердяева, а еще раньше Вольтера и Гегеля, Гердера и других. Приняв во внимание мифологический и религиозный образы истории эти мыслители вышли на её философский дискурс, рассматривая историю через призму категорий развития, становления, ставшего и отчуждения. Несмотря на теологический «окрас», Средневековье заложило базу исторической методологии, сформировало у историков определенную методологическую культуру, обеспечило мыслителям эпохи Возрождения возможность внести свой вклад в освоение истории. И вот в своих работах Н. Макиавелли формулирует и обосновывает тезис о том, что историю творит не столько Бог, сколько люди. Ориентируясь на свои земные интересы и опираясь на «мораль силы», люди творят историю, даже не подозревая об этом. Идея истории, возникшая в рамках религиозного мировоззрения, оказалась чрезвычайно продуктивной для развития философской рациональности. Представление о едином Боге породило и представление об универсальной истории человечества. Освобожденная от религиозной оболочки идея единой истории заложила основания концептуального постижения всемирной истории, положила начало философии истории. Таким образом, мифологический и религиозный образы истории подготовили рациональную форму ее освоения. Восточная философия тяготела к интуитивному познанию и углубленному самосознанию, а европейская философия через категорию меры выходит на рациональное от ношение к действительности, что существенно увеличивает возможности адекватного объяснения мира. Античные мыслители справедливо полагали, что нарушение меры влечет переход объекта в иное состояние. Если «отец истории» Геродот полагал, что история людей предопределена изначально интересами богов, то другой историк античности – Фукидид исторические события связывает с действиями людей. Но взгляды историков не стали предметом сравнительного философского анализа, хот я проблема появления государства как авторитета власти попадает в поле зрения и Плат она, и Аристотеля. Эту проблему авторитеты философской мысли античности рассматривают, не обращаясь к историческому наследию. Пожалуй, первым, кто заявил о необходимости причинного объяснения событий, был Демокрит. Все поступки людей он рассматривал через призму их потребностей. Такой вывод нам, живущим в третьем тысячелетии, кажется естественным и простым. Но не следует забывать, что одна из существенных характеристик гениального – это его простота, прозрачность, очевидность Становление исторического сознания в условиях античности особое. В пределах парадигмы космоцентризма «изменчивость» воспринимается как норма неизменного мира. Отсутствует концептуализация истории как приоритет ной сферы человеческой жизни, движение которой имеет определенную направленность и необратимость. Обобщая вклад античных мыслителей в объяснение истории, следует подчеркнуть: рассмотрение истории в качестве результата человеческой деятельности; поиск причин исторических событий; рациональное объяснение мотивов человеческой деятельности. Философское понимание истории позволяет трактовать ее как событийную конкретизацию общественной жизни людей в реальном времени и пространстве, как ту живую плоть социального, из которой абстрагируются типологические модели социума, "общества вообще" или обществ определенного социального типа (будь то экономические формации Маркса или "социокультурные суперсистемы" Сорокина). История есть область единичных событий, в которой существуют и через которую проявляются общие и особенные черты социальной организации, реальные отношения сходства и подобия конкретных человеческих обществ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.161 (0.013 с.) |