Коллингвуд и его методология истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллингвуд и его методология истории



Робин Джордж Коллингвуд (1889—1943) — британский философ-неогегельянец и историк, специалист по древней истории Британии.

Самый знаменитый труд — «Идея истории», посвященный философии истории, издан после смерти автора. Коллингвуд был связан не только с философией истории, но и практически занимался историей и археологией.

Коллингвуд сформулировал следующие основные подходы к изучению прошлого:

историк может изучать лишь то прошлое, которое не мертво, а живёт в настоящем (например, современный историк имеет возможность изучать Средние века лишь настолько, насколько в настоящем ещё живут способы мышления людей Средних веков);

историческое знание (история как наука) есть воспроизведение и проигрывание заново в уме историка всей совокупной мысли, историю которой он изучает, поскольку всякая история представляет собой не что иное, как историю мысли; отсюда следует, что историческая наука — это самопознание духа (книга, керамика, остатки разрушенной башни и т. д. являются свидетельствами эпохи, которые историк должен как-то расшифровать, то есть понять их как выражение каких-то целей, ставившихся людьми в прошлом, понять как смыслы, вкладывавшиеся людьми в их творения, понять способ мышления людей об их жизни в прошлом);

историческое знание есть воспроизведение прошлой мысли в контексте мыслей настоящего, которые удерживают воспроизводимую мысль в плоскости, отличной от её собственного окружения (то есть удерживают нас от смешения прошлого с настоящим).

Если для естествоиспытателя причиной события является совокупность законов природы, действие которых вызвало данное событие, то для историка причина события — это внутреннее состояние события, совокупность конкретных мыслей в сознании человека, осуществляющего данное событие (то есть мыслей, проявляющихся в ходе события и определяющих этот ход).

«Готовность любой ценой установить, что же произошло в действительности», Р. Дж. Коллингвуд назвал первой обязанностью историка.

Bдея истории — основополагающий труд по философии истории, написанный Коллингвудом и опубликованный в 1946 году.

Книга состоит из 5 частей, расположенных в хронологическом порядке. Первая часть рассматривает «греко-римскую историографию», вторая — христианскую (средневековую и новоевропейскую), третья и четвертая рассматривает становление научной истории, пятая содержит заметки философского характера.

Основные идеи

Термин «философия истории» Коллингвуд приписывает Вольтеру. Далее свой смысл в этот термин вносили Гегель и позитивисты. В своем понимании философии истории Коллингвуд исходит из принципа, что философия — это «мысль второго порядка», которая имеет эпистемологическую (субъективную) и метафизическую (объективную) стороны. Саму историю он отделяет от математики, теологии и естественных наук, поскольку ее предмет локализован во времени, конечен и невоспроизводим. Также Коллингвуд противопоставляет историю таким квазиисториям как миф и теократическая история, поскольку агентами этих последовательностей выступают не люди, а боги.

Отцом истории Коллингвуд считает именно Геродота, так как его повествование научно (начинается с вопросов), гуманистично (посвящено людям) и рационально (доказательно). Однако, историки в Древней Греции являлись лишь «автобиографами своего поколения», так как они основывались на свидетельствах современников. Для появления мировой истории необходим был принцип авторитета для оценки достоверности свидетельств уже умерших историков. Важным вкладом христианства в понимание истории был отказ от партикуляризма в пользу универсализма (Августин Блаженный, Евсевий Кесарийский). Развитие истории тормозилось антиисторическими тенденциями, согласно которым истинное знание может быть только вечном, а не преходящем. Критику истории как «бегства от современности» Коллингвуд находит у Декарта. Лишь Джамбаттиста Вико усматривает суть истории в исследовании возникновения ныне существующих общественных институтов.

Большое место у Коллингвуда занимает критика концепций истории у авторов XIX века: так Гегеля он критикует за чрезмерное влияние политической истории, Маркса — экономической, а позитивистов — за чрезмерное внимание к фактам. Коллингвуд настаивает, что история - это история мысли, а события присутствуют в ней как внешние выражения мысли. Подобно Гегелю он утверждает, что история должна заканчиваться настоящим, так как её цель это объяснение настоящего.

Говоря о методах историка, Коллингвуд упоминает о методе "ножниц и клея", суть которого в отборе и систематизации фактов. Однако не меньшую роль играют воображение и критика, которая превращает авторитеты в источники. На вопрос о научности истории, он придерживается среднего пути, согласно которому история хотя и не аналог естественных наук, но в некотором смысле наука, ибо ориентирована на понимание и поиск.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.006 с.)