Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
Содержание книги
- Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
- Монополия и рыночная власть, ее измерение показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
- Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
- Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
- Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
- Управление ассортиментом товаров на предприятии.
- Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
- Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
- Понятие и сущность организации. ЖЦ организации.
- Организационная культура: сущность и типология.
- Законы функционирования и развития организации.
- Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
- Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
- Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы absorption costing и direct costing.
- Состав и порядок составления финансовой отчетности.
- Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
- Формальные и неформальные группы в организации.
- Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
- Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
- Социологические методы исследования систем управления.
- Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
- Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
- Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
- Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
- Направления развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (ТПОР) и психологическая теория решений (ПТР)
- Приведение ситуаций к типовым при принятии УР. Виды упрощений. Архетипное и когнитивное моделирование.
- Государственное регулирование кризисных ситуаций.
- Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
- Кризисы в управлении организацией.
- Банкротство п/п: сущность и процедуры.
- Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
- Целями санации кадрового потенциала является освобождение предприятия от кадрового «балласта» и вовлечение оставшегося персонала в осуществление перемен.
- Логистическая система управления запасами.
- Сущность и задачи транспортной логистики.
- Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
- C точки зрения организации финансирования можно выделить следующие этапы.
- Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
- Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
- Процессный и системный подходы к управлению качеством.
- Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
- Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
- Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
- Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
- Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
- Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
- Критерии оценки инвестиционных проектов.
Целью называют идеальный результат деятельности в будущем. Целью решения условимся называть те конкретные результаты, которые предполагается получить после реализации этого решения в определенных условиях и фиксированном периоде времени. При этом цель всегда лежит вне системы. Она отражает реакцию среды на систему. Качество цели определяет успех или неудачу организационно-производственной системы.
Перечислим известные требования к цели. Цель должна быть:
- недвусмысленно сформулирована и понятна исполнителям;
- измеряема, для этого может быть использована обратная связь;
- реальна и достижима в установленные сроки;
- связана с системой вознаграждения, так как цель должна мотивировать действия исполнителя в необходимом для ее достижения направлении;
- совместима с целями отдельных групп исполнителей;
- формализуема. Формализация целей — процесс очень сложный. Формальных методов синтеза целей не существует, при этом следует помнить, что формулировка целей носит эвристический характер.
Основная цель для коммерческих организаций — максимизация прибыли. При этом могут формулироваться дополнительные ограничивающие требования, например обеспечение безопасности, недопущение ущерба и т.п.
Различают три типа организационных целей:
1. официальные цели — определяют общее назначение организации, декларируются в уставе или положении об организации, а также заявляются публично руководителем. Они объясняют необходимость организации для общества, имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создавая организации соответствующий имидж;
2. оперативные цели — определяют, чем на самом деле в текущий период занимается организация, и могут не полностью совпадать на конкретный период с официальными целями. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации; формой их выражения может быть план работы;
3. операционные цели — направляют деятельность конкретных работников и позволяют давать оценку их работе. Они еще более конкретны и измеряемы, чем оперативные, такие цели формулируют в виде конкретных заданий отдельным группам и исполнителям.
Возможна и другая классификация целей:
- стратегические цели;
- цели конкретной бизнес-программы;
- перспективные цели;
- текущие цели;
- оперативные цели.
Цели становятся инструментом управления, когда они определены или сформулированы, известны персоналу, приняты работниками к исполнению.
Формализация целей имеет место при формировании критерия оценки эффективности системы. Сложность систем породила различные варианты определений критерия. Критерий определяют как количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целей. Однако в менеджменте удобней рассматривать этот термин следующим образом: критерий — правило выбора предпочтительного варианта решения из ряда альтернативных. В соответствии с прогнозной эффективностью можно выделить следующие варианты решений:
- неэффективные, не позволяющие решить проблему;
- рациональные, позволяющие решить проблему;
- оптимальные варианты решения — варианты, позволяющие решить проблему наилучшим образом в определенном критерием смысле или построить наилучшую систему в определенном критерием смысле.
При сравнении вариантов управленческих решений в отсутствие заданного критерия для многопараметрической системы используют другие принципы:
- принцип Парето, в соответствии с которым улучшение качества решения (операции или системы) производится до тех пор, пока улучшаются все параметры эффекта;
- принцип фон Неймана-Моргенштерна, в соответствии с которым хорошим решением считается решение, обладающее внешней и внутренней устойчивостью параметров эффективности. Внутренняя устойчивость множества параметров эффективности достигается их несравнимостью, внешняя устойчивость достигается тогда, когда варианту, не вошедшему в множество хороших решений, соответствует более предпочтительный, вошедший в состав варианта, признанного хорошим.
Можно утверждать, что множество хороших решений — это совокупность несравнимых решений, улучшить каждое из которых невозможно. Можно только по тем или иным неформализуемым соображениям отдать предпочтение одному из вариантов.
|