Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сома — квинтэссенция вегетарианства

Поиск

Своеобразной «кульминацией» вегетарианства представляется использование в качестве специальных «стимуляторов» растений с ярко выраженными свойствами. С ведической точки зрения сок растений содержит мощную жизненную эссенцию — сому. Как считает специалист по аюрведе Д. Фроули, сома содержится в различных особых эссенциях растений, которых в одних больше, а в других меньше, но, в принципе, они имеются в любом представителе растительного мира. Важно отметить, что сома содержится исключительно в свежем соке, поэтому речь не идет о заваривании высушенных растений. Данная тема разработана мною отдельно в книге об индийских растениях, написанной в соавторстве со специалистом по ботанике Ю. Тарасовой, а здесь я приведу только принцип градации и примеры доступных растений.

· Растения, увеличивающие гибкость тела, способствующие кровообращению и движению энергии, помогают правильному выполнению асан, ибо улучшают координацию движений и функционирование мускулатуры и скелета. Примеры: мирра, куркума, шафран, сибирский женьшень, дягиль.

· Растения, применяемые для повышения физической энергии, значительно повышают запас жизненных сил и выносливость, позволяя подолгу удерживать асаны и выполнять пранаямы. Примеры: женьшень, семена лотоса, солодковый корень.

· Успокаивающие и очищающие тело растения выводят токсины из крови, тканей и внутренних органов. Примеры: алоэ, горечавка, барбарис, подорожник, одуванчик, крапива, тысячелистник обыкновенный, желтый щавель.

«Во многих вопросах практикования йоги различные растения и травы являются весьма могущественными помощниками. Они применяются не только для лечения болезней, восстановления сил и общего омоложения организма, но также для пробуждения наших высших способностей. Любой, кто намерен заниматься йогой серьезно, не должен пренебрегать пользой от применения таких растений, причем на регулярной основе. В своей йогической практике их используют подавляющее большинство йогов, поскольку это стимулирует как прану, так и развитие их высшего сознания». (Д. Фроули «Йога и аюрведа»).

«Обрамление» периода практики

Мантры как «настройки»

Мантра представляет собой неотъемлемую часть практики йоги, поскольку обращение к Учителям устанавливает правильное состояние и намерение. Так, практика аштанга-виньяса-йоги в линии передачи Паттабхи Джойса традиционно начинается с декламации мантры, которая состоит из двух шлок, взятых из трактата Шри Шанкарачарьи и молитвы к Патанджали. Мантра прокладывает метафорический путь, которым ведет нас в индивидуальной практике, и ее значение объясняется в данной традиции следующим образом. Вся первая шлока сводится к потенциальному продолжению практики: мантра не поощряет совершенствования асан как самоцели, но выводит за пределы физических действий. Вторая шлока отдает дань уважения Патанджали, которого можно отнести к «высшим гуру».

Ванде гурунам каранаравинде
Сандрасита сватма сукхава бодхе
Них шреясе джангаликаямане
Самсара халахала мохашантьяи

Абаху пурушакарам
Шанка чакраси дхариним
Сахасра ширшам шетхам
Пранавами Патанджалем

Ом. Я поклоняюсь лотосным стопам всех Учителей,

которые помогают пробудить счастье чистого Бытия,

служат прибежищем, расчищают путь в джунглях,

устраняют заблуждения, вызванные отравой Сансары.

Я склоняюсь перед мудрецом Патанджали, —

он имеет тысячи излучающих яркое сияние голов

и владеет всем на расстоянии вытянутой руки,

воплотившись с раковиной, колесом и мечом. Ом.

Первая строка относится непосредственно к практике: думая о практике как учителе, мы обращаемся за руководством к нашему опыту, полностью доверяем самой практике. Подобная самоотдача требует бесстрашия и силы, позволяющих практике происходить самой. Вторая строка содержит два слова, в которых заключена сущность йоги: «мудрость счастья». В контексте мантры, высший гуру раскрывает знание счастья, которым обладает наша собственная самость. В третьей строке используется метафора для практики: «способная излечивать», а последующие слова означают «вне сравнения».

Последняя строка первого стиха, подобно второй, сообщает о деятельности высшего гуру, а также включает два слова, в которых схватывается сущность йоги —безболезненное преодоление заблуждения. Ядовитые травы обусловленного существования держат нас в обычном мире среди людей. Самсара создает затруднения, которые мы испытываем в духовной жизни, хотя и не всегда замечаем, а практика йоги становится верным средством избавления от них. Возможности самой практики безграничны и несопоставимы с иным опытом.

По завершении практики произносится другая мантра.

Свасти праджабхьях парипалаянтам
Ньяена маргена махим махишах
Гобрахманебхьях шубхамасту нитьям
Локасамаста сукхино бхаванту

Кале варшату парджаньях
Пртхиви сасьяшалини
Дешоям кшобхарахито
Брахмана санту нирбхаях

Пусть благоденствует все человечество.

Пусть правители хранят верный путь на земле.

Пусть процветают те, кто освящает землю.

Пусть пребудет счастье во всех мирах.

Пусть дожди изливаются в срок.

Пусть земля плодоносит обильно.

Пусть страны не коснется разруха.

Пусть праведных не затронет страх.

В другой линии передачи аштанга-виньяса-йоги, представленной Б. Н. С. Айенгаром и Шешадри, используются другие мантры в начале и конце практики. Я приведу их здесь в той форме, в какой заучила во время пребывания в Майсоре, с переводом с английского подстрочника, полученного от Шешадри. Однако ту же самую начальную мантру использовали на своих занятиях и учителя в Ришикеше, преподающие другие стили йоги. Это не удивительно, ведь вторая часть мантры взята из древней молитвы к Патанджали, и она также полностью совпадает в обоих направлениях аштанга-виньяса-йоги. Однако я намеренно оставляю разные переводы, сделанные с разных английских вариантов.

Дживамани бхраджтх пхана
Сахасра видрутх вишвамбара
Мандалая анатхая
Нагараджая намаха

Абаху пурушакарам
Шанка чакраси дхариним
Сахасра ширшам шетхам
Пранавами Патанджалем

Гурубьо намаха
Деватабьо намаха

Душа сияет подобно изумруду на голове змея,

Тысячеголового и всепроникающего,

С тремя безграничными сферами…

Царь змей, преклоняюсь перед тобой!

Воплощенный в человеческой форме,

Увитый орнаментом из раковин и колес,

Имеющий тысячу белоснежных голов,

Патанджали, я вверяюсь тебе!

Поклоняюсь учителям!

Поклоняюсь божествам!

Завершающая мантра в данной линии передачи очень короткая, но повторяется трижды: «Парама ришибхьо намаха» — «Я благодарю возвысившиеся души, проторившие этот путь до меня». Если учитель считает нужным прервать чью-то практику раньше, чем ее завершит вся группа, он просто подходит и просит повторить заключительную мантру, после чего вопросы или возражения уже не принимаются, хотя причины можно выяснить после окончания общего занятия.

В традиции Свами Шивананды наиболее распространены следующие мантры, которые мне неизменно доводилось повторять каждое утро в течение месяца в Международном Гималайском университете йоги и медитации. Соответственно, первая из них произносится перед началом практики асан, а вторая — в самом конце, уже после расслабления в Шавасане. Хотя учителя, склонные смешивать традиции, нередко свободно комбинируют их с другими мантрами, все же порядок их не меняется.

Ом саха нававату саха нау бхунакту
Саха вирьям карававахай
Теджасви навадхитамасту
Ма видвишавахай
Ом шанти шанти шантих

Ом! Да наставит он нас обоих (учителя и ученика). Да позволит он нам обоим насладиться его наставлением. Да поможет он нам обрести истинный смысл писаний. Пусть предмет нашего познания станет ясным. Пусть мы никогда не нарушим нашего согласия. Ом! Покой, покой, покой…

Ом пурнамадах пурнамидам
Пурнат пурнамудачьяте
Пурнасья пурнамадая
Пурнамевавасишьяте
Ом шанти шанти шантих

Ом! Невидимое (Брахман) преисполнено, и видимое (мир) тоже наполнено. Из преисполненного произошло наполненное. Преисполненное остается неизменным даже после того, как из него произошло наполненное. Ом! Покой, покой, покой…

И, наконец, следует привести наиболее известную мантру, которая используется в начале или конце практики практически во всех школах хатха-йоги. Данная мантра поистине универсальна для индийской традиции вообще, и впервые я познакомилась с ней в ашраме Шри Сатья Саи, где практикуется исключительно бхакти-йога (в форме даршана) и карма-йога (в форме севы). В ритуальном завершении бхаджанов она поется уже в самом конце, после Арати, когда Шри Сатья Саи в последний раз проходит по дорожке и лицезрение божественного воплощения прерывается до следующего даршана. Эта древняя ведическая формула несет в себе вечный смысл, не делимый на различные истолкования.

Асато ма сад гамая
Тамасо ма джьотир гамая
Мритьор ма амритам гамая
Ом шанти шанти шантих

Ом! Веди меня от небытия к бытию,

Веди меня от тьмы к свету,

Веди меня от смерти к бессмертию.

Ом! Покой, покой, покой…

Пранаямы «до» и «после»

Пранаяма — не обязательный элемент в начале практики, однако, после настройки сознания с помощью мантры, ее часто используют для подготовки энергетического тела. Если вы не занимаетесь именно мантра-йогой, а используете мантру лишь для настройки перед хатха-йогой, то ее можно воспроизвести, сидя в «любой удобной позе». Но когда вы начинаете практику с подготовительной пранаямы, нужно принять правильную медитативную позу, основными требованиями к которой являются прямой позвоночник и возможность полностью расслабиться. Сидячие асаны для медитации можно разделить на две группы: со скрещенными ногами и на коленях, и в каждой группе их можно расположить по степени сложности в определенной последовательности. Поскольку необходим компромисс между наиболее совершенным положением тела и полным расслаблением, то вам нужно сначала выбрать наиболее комфортный из этих двух типов, а затем принять в нем самую сложную их реально доступных асан.

Выбор асаны для пранаямы

Асаны со скрещенными ногами усложняются в таком порядке: Сукхасана, Бхадрасана, Сиддхасана, Ардха-падмасана, Падмасана. С целью определить для себя наиболее подходящую асану, удобно пробовать принимать их именно в этой последовательности. То есть вы не пытаетесь сразу сесть в лотос, для чего можно использовать также другие подготовительные упражнения и подробные описания в литературе. Основное условие нахождения в лотосе — раскрытие бедер, которое происходит постепенно при целенаправленной работе. Если бедра удается развернуть, а стопу обратить подошвой вверх, то при сгибании ноги не оказывается ни малейшего давления на колено, ибо в таком случае сгиб происходит изначально в нужной плоскости, и стопа укладывается на противоположное бедро. Но поскольку нам нужно не просто принять лотос в процессе динамической практики, что гораздо проще, а пребывать в нем, лучше делать это, когда длительное нахождение в предыдущих позициях уже не представляет никакой сложности.

Имеет смысл всякий раз заново «проверять» свои возможности в каждой из асан в приведенном порядке, ибо по мере практики (даже других асан) граница «удобства» будет сдвигаться все дальше по направлению к Падмасане. Очевидно, в Сукхасану (по-турецки) может сесть каждый, особенно если воспользоваться подушкой, чтобы таз оказался несколько выше стоп. Поскольку данная книга предназначена для начинающих, но не посвящена непосредственно йога-терапии, то при наличии достаточно серьезных проблем с позвоночником, не позволяющих сидеть на полу с прямой спиной, следует обратиться к специальной литературе и опытному инструктору. Другой вариант, если вы намерены разбираться сами, — начинать практику с асан в положении стоя, например, с комплекса Суриндера. Либо просто опустить пранаяму и начинать с разминки в положении сидя с вытянутыми ногами, например, с простейшего комплекса Упендры Прасада.

Дополнительный аргумент в пользу сохранения последовательности состоит в том, что перед началом динамической практики, даже если вы в состоянии принять позу лотоса, лучше не форсировать его выполнение, поскольку тело еще не разработано и вы рискуете получить микротравму в коленях, которая впоследствии скажется при выполнении асан. Поэтому все равно лучше повторить все асаны, постепенно раскрывающие бедра, проделав в каждой из них по 3-5 скруток в каждую сторону, что займет всего несколько минут, но предохранит от дальнейших осложнений. Скручивание может быть более или менее глубоким: после полного вытягивания спины вверх одна рука кладется на противоположное колено, а другая заводится за спину и упирается в пол либо охватывает из-за спины противоположное бедро. Голова всегда следует за поворотом плеч: сначала скручивается спинной отдел позвоночника, а затем шейный, и в таком же порядке происходит раскручивание. Когда вы доходите до предельной на данный момент асаны, которую нетрудно принять, но трудно долго удерживать, нужно вернуться к предыдущей асане для выполнения пранаямы. Например, если вы способны ненадолго сесть в лотос и без напряжения сделать несколько скручиваний, то заниматься пранаямой нужно все-таки в полулотосе.

Точно так же обстоит дело с Вирасаной: сначала вы просто садитесь на колени, опустив таз на пятки, а затем пробуете сесть между пяток, отведя руками икроножные мышцы в стороны. Если это затруднительно, нужно подложить что-нибудь под ягодицы и с каждым разом постепенно уменьшать высоту опоры. В целом, довести до совершенства данный вариант обычно проще, чем позы со скрещенными ногами, и с самого начала в нем легче удерживать выпрямленную спину. Однако он менее подходит для получения нужного эффекта от пранаямы, поскольку в нем не происходит «запечатывания» нижней части тела, при котором энергия полностью сохраняется в пределах личной энергетической системы. Поэтому его можно рассматривать как временную меру, приемлемую до тех пор, пока вы не освоите лотос.

Фотографии: пять асан (Николаева)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.52.77 (0.014 с.)