Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выстраивание разных комплексовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Даже выполнение асан по отдельности в период их освоения уже предполагает некий внешний порядок асан, поэтому с самого начала нужно ориентироваться на построение комплексов. Основное стилистическое деление при создании комплексов производится по принципу «статика – динамика», которому соответствует результат «блок – последовательность». Если вы ориентированы на статический стиль, то для вас важнее набор асан в каждом блоке (например, сначала стоячие асаны, а затем сидячие), тогда как переходы между ними осуществляются через отдых в Шавасане или другой позе для промежуточного расслабления, и порядок не существенен. Если же вы ориентированы на динамический стиль, то для вас важнее именно порядок выстраивания последовательности в соответствии с определенными принципами перехода, а сами асаны могут оказываться разнородными. Например, в комплексе Сурья-намаскар в шивананда-стиле вы начинаете со стоячих асан, затем доходите до Бхуджангасаны в положении лежа на животе, а после снова возвращаетесь к стоячим асанам. Итак, прежде всего нужно определиться с предпочтительностью статической или динамической работы, хотя в пределе предпочтительнее всего сочетать их в своей практике. Промежуточным этапом между статической проработкой асан и самостоятельным составлением динамических последовательностей выступает сочетание асан во взаимодополнительные пары по принципу контр-позы. Наиболее известны виньясы Сурья-намаскара, из которых Адхо-мукха-шванасану и Урдхва-мукха-шванасану можно чередовать бесконечно долго, добиваясь эффективного воздействия на все отделы позвоночника. Преподавая йогу индийским студентам в Гималайском университете, я предлагала им и другие варианты. Можно чередовать Шашакасану и Уштрасану, поскольку при выполнении обеих асан нужно неотрывно держать ладони на стопах, замыкая контур тела. Из положения Ваджрасаны вы делаете поочередно следующие движения: ставите голову на пол перед коленями и поднимаете таз, накатываясь на затылок и выгибая спину; поднимаете голову и прогибаетесь в спине, равномерно по дуге выпрямляя тело от коленей до макушки. Другой пример: Бакасана и Какасана, смена которых позволяет постоянно отдыхать от предыдущей асаны в следующей. При выполнении Бакасаны весь вес тела на руках, а ноги «покоятся» на плечах, тогда как при выполнении Какасаны вес тела приходится на согнутые в коленях ноги, а руки просто служат «распоркой» между коленями, и их легко расслабить. Подобных примеров можно привести множество.
Альтернативный принцип сочетания состоит в подборе таких пар асан, которые оказывают одинаковое воздействие, но в разной степени. Так, в Ришикеше инструктор айенгар-йоги Рудра, который учился непосредственно у Б. К. С. Айенгара, строил занятия, разбив группу по индийскому обычаю на «мужскую» и «женскую» половины. Пока одни стояли в Адхо-мукха-шванасане, другие выполняли стойку на руках у стены, а затем они менялись местами. В обеих асанах важно равномерно распределить давление на ладони, и если вам удается сделать это в первой асане, что способствует правильному положению спины, то у вас получится и удерживать равновесие во второй асане, ибо в ней также самое главное – соотношение спины и ладоней. Другую пару асан составляли «скорпион» у стены и обычный прогиб назад в положении стоя. В обоих положениях важнее всего раскрытие грудного отдела, и если его удается проработать в простом прогибе, то и в крайне сложном «скорпионе» трудностей практически не возникнет. Данный принцип несколько ближе к подбору соответствия разминки основному комплексу, хотя здесь разминочное упражнение выполняется непосредственно перед асаной, а кроме того они несколько раз чередуются, чтобы охватить полный спектр степеней воздействия. При выполнении существующих последовательностей всегда делается комплекс в целом, а сложные асаны сначала пропускаются и «продумываются», потом имитируются с опорами, затем к ним делаются пробные подходы, и постепенно они вводятся в практику. Наиболее показателен в данном отношении первый круг аштанга-виньясы, поэтому мы вернемся к тонкостям осуществления этой задачи в соответствующем месте. Применение личного комплекса в группе. Три примера «сильнодействующих» комплексов при недостатке времени, состоящих из перевернутых асан и скруток (наиболее контрастных к обычным телодвижениям).??? Дыхание, энергия, осознание Как известно, именно работа с указанными тремя параметрами – дыханием, энергией и сознанием – отличает хатха-йогу от простой гимнастики. Тем не менее, нередко инструктора по хатха-йоге подчеркивают, что на начальном этапе следует основательно проработать «грубую» физическую форму и лишь потом приступать к глубинному воздействию на тонкое тело. Остановившись на компромиссном варианте, я постараюсь обратить здесь внимание лишь на самые общие моменты. При описании построения практики различными учителями я буду отмечать те аспекты работы с дыханием, энергией и сознанием, которые они сами подчеркивали в процессе занятий с начинающими.
Дыхание Установки на работу с дыханием, как и все в «проявленной вселенной» хатха-йоги, бывают диаметрально противопложными. В айенгар-йоге вам скажут ни в коем случае не контролировать дыхание в асанах, а поддерживать его свободно естественное течение, а в аштанга-виньяса-йоге вам придется с самого начала все два часа практики воспроизводить уджджайи-пранаяму с целью энергетизации процесса. К промежуточным вариантам относятся наблюдение за дыханием без попыток влиять на его ход, а также соотношение определенных движений с вдохом и выдохом. Очевидно, что все наклоны удобно делать на выдохе, а прогибы – на вдохе, и так далее. Безусловно, дыхание служит важным ориентиром правильности выполнения асан: неровное, сбитое, сдавленное и любое другое «ненормальное» дыхание свидетельствует о технических недостатках практики или просто потребности в отдыхе. Кроме того, иногда рекомендуют отслеживать длительность пребывания в асане по количеству дыхательных циклов, что действительно лучше, чем пользоваться часами, отвлекаясь от сосредоточения на собственном теле. Что же касается задержек дыхания в асанах, то их, поистине, следует вводить постепенно и под руководством инструктора, владеющего подобными техниками, особенно задержки после выдоха. Энергия Первичным опытом работы с энергетической структурой в асанах становится замыкание ауры, для чего самой простой техникой выступает вайю-набхи-мудра – прикосновение кончиком языка к твердому нёбу сразу над верхней десной, которое надо удерживать на протяжении всей практики. Вайю означает «воздух», но в данном случае речь идет о пране, циркулирующей по тонкому телу, особенно по основным нади, проходящим вдоль позвоночника. Данная мудра позволяет замкнуть верхний разрыв контура, который в даосизме именуется «микрокосмической орбитой» и проходит по позвоночнику и центральной линии передней стороны тела. При этом энергетический смысл моуны – обета молчания – также становится вполне очевидным. Вторая точка «замыкания» находится в промежности и удерживается посредством мула-бандхи – легкого напряжения анального и мочеиспускательного сфинктеров. В качестве изначальной установки этого вполне достаточно, а все дальнейшие тонкости организации энергетических потоков неизбежно будут «нанизываться» на эту основу. Интересной представляется работа с внешними энергетическими потоками, особенно в равновесных асанах, которые проще всего удерживать именно настроив тело на устойчивые силовые линии окружающего энергетического пространства. Тогда все тело можно расслабить, как бы «вложив» его в выделенные вниманием потоки. Однако подобная деятельность становится актуальной только после периода предварительного очищения, повышающего общую чувствительность, а также по мере приобретения навыка отслеживать протекание процессов в тонком теле. С другой стороны, равномерная проработка всего тела предполагает его «фоновое» восприятие, на котором не возникает никаких ярко-выраженных признаков преобладания или недостатка энергии. Как всегда, ценность тех или иных феноменов определяется только в общем контексте целенаправленной работы, который вы выстраиваете в рамках конкретной школы или традиции.
В качестве простого упражнения на восприятие собственной энергетической структуры в окружающем пространстве можно предложить сравнить ощущения в нескольких асанах, которые имеют совершенно одинаковую конфигурацию тела, но требуют по-разному располагать ее в целом. Например, возьмите Халасану, Навасану и Пашчимоттанасану, где во всех трех вариантах вы выдерживаете треугольник, образованный прямыми руками, ногами и спиной. Разница состоит только в опоре на поверхность пола: в Халасане вы удерживаете весь вес тела на плечевом поясе, в Навасане балансируете на копчике, а в Пашчимоттанасане просто сидите с вытянутыми вперед ногами. В любом случае вы держитесь пальцами рук за пальцы стоп, получая таким образом более полный замкнутый контур, чем микрокосмическая орбита. Теперь повторите те же самые асаны в «разомкнутом» варианте. Для Халасаны это либо просто подъем ног вертикально вверх и возвращение их на ладони, либо перемещение прямых рук за спину (с замком или без). Для Навасаны это вариация с вытянутыми горизонтально прямыми руками, ладони которых обращены друг к другу. Для Пашчимоттанасаны это динамическая вариация с опусканием на спину, вытянув руки над головой, и последующим возвращением в положение сидя и «вкладыванием» всего захваченного пространства в прежний контур. Таким образом можно получить представление об отличиях замкнутого и разомкнутого контуров. Внешние потоки делятся прежде всего на вертикальные и горизонтальные. Очевидно, прочувствовать первые проще всего при переменной работе с равновесными стоячими асанами и перевернутыми асанами, а вторые – в таких асанах, как Чатуранга-дандасана, Маюрасана и других, где все тело вытянуто в одну прямую линию либо расположено строго в горизонтальной плоскости при разведении рук и ног. Примечательно, что инструктор Рудра, проводя отдельное занятие специально для женщин, посвятил его преимущественно асанам в положении лежа, что согласуется с даосскими представлениями об особенностях мужской и женской энергетической структуры, хотя в йоге это направление практически не разработано, а лишь намечено. В целом, работа с вертикальными потоками важнее, ибо, по мнению Свами Шивананды, без поднятия кундалини невозможно достичь самадхи, а это именно «вертикальный» поток.
Осознание Главная цель работы с сознанием выражена в определении йоги – «читта-вритти-ниродхи», предполагающем устранение всех конкретных проявлений сознания и переходе к проявлению чистого сознания как такового. Однако абстрактная установка, присутствующая во всех школах хатха-йоги, на «сквозную» осознанность телодвижений, также реализуется по-разному. Вы можете встретиться либо с детальным разбором психофизиологической подоплеки действующих в теле механизмов, либо с требованием схватывать вниманием тело в целом, либо с другими «ухищрениями». Я приведу ниже один из своих методов контроля степени осознанности, с помощью которого можно судить о степени иллюзорности собственного существования, то есть дистанции между представлением о своих возможностях и способностью к их реализации. Можно посвятить этому целое занятие, «проверив» себя всесторонне, а можно выбрать отдельный переход из асаны в асану, например, процесс опускания прямых ног в Ширшасане на пол или перенос веса тела в Випарита-карани на одну руку с последующим отведением прямых ног от себя в продолжение тела. 1. Проверьте энергетическую структуру, чтобы орбита внутри тела была встроена в вертикальный канал. 2. Закройте глаза, определите свое местонахождение в пространстве, запомните положение тела. 3. Представьте следующее положение тела, в которое вам предстоит перейти, ясно и отчетливо, не позволяя телу неконтролируемо смещаться. 4. Медленно поменяйте физическую позу в реальном пространстве, стараясь совместить ее с проектом, выполнив всего одно целенаправленное усилие. 5. Сравните местонахождение и конфигурацию тела, полученное в результате движения, с созданными в вашем воображении. 6. Оцените степень «расхождения» между достижениями в представлении и реальности. 7. Откорректируйте позу, восстановите «сбитую» энергетическую структуру во второй асане. 8. Медленно, но одним плавным движением, вернитесь в предыдущую асану и сравните результат с исходным выполнением. 9. Откройте глаза и восстановите в памяти весь процесс, соотносясь с реальной обстановкой. 10. Повторите все действия с самого начала, уловив более тесную связь между умом и телом. В итоге, постепенно в подобном опыте начинает нарастать переживание блаженства на пути к воссоединению сознания и реальности, переводя качество личностного существования все ближе к уровню интеграции «бытия-сознания-блаженства», известного в философии йоги как сат-чит-ананда. Часть IV. Преподавание: Хатха-йога в Ришикеше Ришикеш, или «местожительство мудрецов», по праву называется «столицей йоги», ибо в нем представлены практически все стили хатха-йоги, и, посетив занятия около полутора десятка учителей, я с уверенностью могу сказать, что видела менее половины доступного, не говоря уже о целенаправленных поисках. Находясь на территории Сварг-ашрама, нетрудно организовать для себя программу ежедневного посещения до четырех разных классов хатха-йоги, что я и осуществляла в течение двух месяцев. И все же преимущественно Ришикеш — обитель шивананда-йоги, поэтому под общим названием «хатха-йога» обычно подразумевается шивананда-стиль. В ашраме Шивананды возле самадхи Гуруджи ежедневно проводится сатсанг, который начинается с чтения Бхагавадгиты на санскрите, а заканчивается пением бхаджанов. Во время этого действа я испытала такое же сильное чувство «сущностной трансцендентности учителя», которое пережила двумя годами ранее возле самадхи Шри Ауробиндо и Матери в Пондишери, хотя его и следует отнести к «субъективным ощущениям».
Каждый вечер на берегу Ганги проводится Арати, на которое неизменно собирается множество народа, и отдельно ровными рядами рассаживаются индийские мальчики в желтых одеждах, воспитывающиеся в ашраме Парамартх Никетан. На ступени гхата настилаются ковры, а возле самой воды в специально сооруженном «алтаре» разводится огонь, освещающий в быстро сгущающейся темноте статую Шивы, которая установлена напротив — на отмели, отделенной от берега узким протоком. Церемония начинается с речетатива санскритских шлок, в конце каждой избранные для проведения ритуала индийцы кидают в огонь по щепотке травяной смеси. Затем подолгу поются бхаджаны и собственно Арати: тогда все встают, и по рядам начинают передавать большие подсвечники, сплошь уставленные маленькими горящими свечками. Каждый из присутствующих берет средоточие живых огней в руки, обводит несколько кругов перед Гангой и передает следующему. Потом всем раздаются из корзины головки цветы, и люди спускаются к реке, чтобы бросить цветок в стремительный чистый поток и смочить лоб каплями священной воды. Поздним вечером в зимний период начинают дуть студеные ветры с Гималаев, от которых индийцы с гловы до ног закутываются в шали. Перед сном хорошо пить горячий масала-чай со специями, сидя на крыше ресторана и созерцая сверху таинственные очертания городка с подсветкой бесчисленных огней, среди которых выделяется длинный мост, соединяющий берега Ганги, — настолько узкий, что на нем вплотную расходятся два человека. Именно тогда вся полученная за дель информация становится предельно ясной, превращаясь в сознании в упорядоченные пособия для практики. Приведенные ниже примеры подобраны таким образом, чтобы представить не просто варианты комплексов, но различные типы инструкторов, работающих в разных стилях хатха-йоги. Суриндер Сингх «Жизнь сегодня полна напряжения, возбуждения, раздражительности, поспешности. В этой обстановке каждый ищет покоя любой ценой. Йога — самая большая потребность человека, как мать для ребенка: время от времени он хочет есть, спать, играть, но больше всего его тянет к матери. Так же и человеку нужны жена, деньги, вещи, дом; он счастлив, наслаждаясь любовью и славой, и все же иногда он чувствует пустоту. Вначале ему и самому не понятно, чего он ищет, он не способен объяснять это другим, а если и пытается, то они не в состоянии понять. Его поведение в период внутренней борьбы слишком необычно. Люди находят его странным и избегают, он кажется одиноким, грустным и подавленным. Йога учит нас создавать покой и равновесие, выйти за пределы повседневных проблем, а также обрести мудрость, позволяющую разобраться в перипетиях существования. Йога — целостная система всей жизни, метод, позволяющий перестроить человека в целом: тело, разум, душу. Йога есть искусство проживания, и освоившие его живут в блаженстве и покое, без всякого напряжения. Йога ведет от невежества к мудрости, от слабости к силе, от шаткости к равновесию, от ненависти к любви, от вожделения к довольству, от нехватки к полноте, от ущербности к совершенству. Йога усиливает все процессы, происходящие в теле и сознании, пробуждая божественную искру души, позволяя нам проявить подлинную реальность БЫТИЯ-СОЗНАНИЯ-БЛАЖЕНСТВА в повседневной жизни. Йога помогает расширять сознание, ограниченное телом, до бескрайнего вселенского сознания. Яма и нияма делают нас социально адекватными, придают внутреннюю силу и ценность нашей жизни. Асаны и пранаямы делают нас физически адекватными, очищают и закаляют наше тело. Пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи делают нас духовно адекватными, ведут нас к высшему познанию». Суриндер Сингх. Письмо о «сущности йоги». Суриндер Сингх не рекламирует свои занятия, но как учитель йоги пользуется в Ришикеше большим уважением. Сейчас у него очень маленький зал, вмещающий всего до десяти человек, и там всегда довольно тесно. Недавно появилось лишь одно объявление о его занятиях на стене Интернет-кафе, по просьбе самих владельцев. Суриндер больше доверяет «доброй молве», чем рекламе, и в его правоте я могла убедиться на собственном опыте. На второй день по приезде в Ришикеш, я шла по улочке, пестрящей афишами по йоге. Неожиданно мимо меня быстро прошел пожилой мужчина (как потом выяснилось — доктор химии) и бросил на ходу: «Йогу ищете? Это все “йога для маленьких”! Пойдемте со мной, и я покажу вам мистера Сингха…» Сначала я повременила с решением, но когда он почти скрылся в воротах отеля, бросилась его догонять. На расспросы времени не осталось: в открытую дверь было видно, что занятия уже начались, и Суриндер жестом предложил мне войти. Суриндер сочетает в своей практике продолжение древней традиции и овладение современными приемами обучения, а на вопрос о стиле его йоги предложил назвать ее «интегральной». Его учитель Дхармананда был учеником прославленного Свами Йогананды, автора книги «Автобиография йога», передающего учение крия-йоги в традиции полулегендарного Бабаджи. Также он получил сертификат инструктора по йоге в известном институте йоги «Кавальядхама» в Лонавале, неподалеку от Пуны. Кроме того, Суриндер является мастером рейки и владеет техникой аюрведического массажа, который он делает на двух уровнях — физическом и тонком. Раньше он полтора года преподавал йогу в Гималайском институте, или Вед Никетане, и на его занятиях просторный йога-холл неизменно был полон. Суриндеру 36 лет, подобно большинству индийцев он живет в большой семье со своими родителями, женой и двумя детьми. По вероисповеданию он сикх, поэтому не стрижет волосы, а скручивает и завязывает на макушке.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.146 (0.011 с.) |