Введение. Гуру и инструкторы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Гуру и инструкторы



Предисловие. «Столица йоги»

Ришикеш и Майсор, где я изучала хатха-йогу — два небольших городка в Северной и Южной Индии соответственно, которые удобно использовать в качестве двух основных моделей современной ситуации в йоге — «концентрата всестороннего обучения» и «вычленения новой традиции». Ришикеш веками считается «столицей йоги», тогда как Майсор долгое время был столицей княжества, но лишь в прошлом веке превратился одновременно в провинциальный городок и столицу нового стиля аштанга-виньяса-йоги. Конечно, «столичность» и «провинциальность» йоги давно уже стали достаточно условными, именно поэтому можно говорить о моделях.

Я безмерно благодарна всем своим индийским учителям, особенно Суриндеру Сингху и Панкаджу Шарме в Ришикеше, а также Б. Н. С. Айенгару и В. Шешадри в Майсоре. Также я признательна за присланные дополнительные материалы мастеру васту Сурешу Павару, практикующему аштанга-виньяса-йогу, и инструктору по шивананда-йоге Упендре Прасаду. Мне хотелось бы выразить благодарность научному руководителю А. В. Парибку (СПбГУ, каф. философии и культурологии Востока), ибо данное практическое руководство опирается на мои теоретические разработки, а также Р. В. Светлову (зав. каф. философии РХГИ), поддержавшему мои исследования философских оснований современных школ хатха-йоги. Я глубоко признательна петербургским инструкторам Олегу Фёдорову и Дмитрию Смяткину, чье мастерство способствовало моему приобщению к практике. И особенно хотелось бы отметить вклад в эту книгу Александра Никитина — инструктора Аштанга Йога Центра, в исполнении которого представлена на фотографиях первая последовательность асан аштанга-виньяса-йоги.

Часть I. Ученик на перепутье: выбор направления

Традиция Шри Кришнамачарьи

Для понимания оснований всей современной йоги Шри Кришнамачарья (1888–1989) является ключевой личностью, поскольку его деятельность послужила вполне определенным рубежом в развитии традиционной йоги. Он создал своеобразный «водоворот» в русле традиции, объединив два направления йоги, изначально развивавшихся самостоятельно, — учение Северной Индии, базирующееся на «Йога-сутрах» Патанджали и полученное им от своего гуру в Гималаях, и учение Южной Индии, передаваемое по традиции в его семейном клане от тамильских мастеров-альваров. Среди его собственных учеников трое стали основателями новых школ йоги, которые приобрели наибольшую известность в мире, —аштанга-виньяса-йоги, айенгар-йоги и вини-йоги, — что не означало разложения синтеза, осуществленного Шри Кришнамачарьей, на прежние составляющие.

Шри Кришнамачарья

На фоне повсеместного выхолащивания древних знаний Шри Тимуралаи Кришнамачарья предстает воплощением некой «крайности» в том, что делает человек с йогой и йога с человеком. Его жизнь вобрала в себя все трудности и преимущества духовного перепутья, позволив ему вместить в своем сознании и воплотить в практических принципах йоги множество аспектов других индийских учений, включая философские системы и практические навыки. В различных изложениях его биографии встречаются разночтения, и многие аспекты его учения предстают неоднозначными в передаче разных учеников. Однако внимательное отношение к вехам пути Шри Кришнамачарьи и глубокое проникновение в его наследие способно многое прояснить в становлении тех форм йоги, которые приемлемо назвать «современными».

Аштанга-виньяса-йога

Линия преемственности

· Паттабхи Джойс — ученик Шри Кришнамачарьи

Шри Кришна Паттабхи Джойс родился в 1915 году, в день Гуру Пурнимы, в деревне Коушике (штат Карнатака). Его отец был жрецом и астрологом, а также пуджарати, совершавшим пуджи для многих обитателей деревни. С самого детства Паттабхи Джойс начал изучать Веды и индуистские ритуалы. В 12 лет он посетил демонстрацию йоги, которую провел в его школе Шри Кришнамачарья, и в течение двух последующих лет учился у него. Когда Паттабхи Джойсу исполнилось 14 лет, он прошел обряд упанаяна, а затем отправился в Майсор поступать в Санскритский университет. Первые годы жизнь была трудной: он просил подаяние в домах брахманов, но продолжал выполнять асаны и посещать лекции. В 1930 году Паттабхи Джойс вновь встретился со своим учителем и возобновил занятия йогой.

Когда махараджа Майсора построил для Шри Кришнамачарьи школу йоги, тот стал поручать Паттабхи Джойсу вести отдельные занятия и давать демонстрации йоги. Наконец, сам махараджа предложил ему преподавать йогу в Санскритском колледже, Паттабхи Джойс получил степень видвана и с 1937 до 1973 года возглавлял Йогическое отделение. В 1948 году он основал Институт исследования аштанга-йоги с целью практиковать йогу и изучать ее целительное воздействие. Наибольшую известность он получил благодаря методу виньясы, базирующемуся на совмещении дыхания и движения. Эта система была заимствована им из древнего текста «Йога-корунта», написанного на санскрите, происхождение которого до сих пор остается спорным. Паттабхи Джойс в течение 63 лет неизменно преподавал тот самый метод, который узнал от Кришнамачарьи в 1927 году.

· Шарат Рангасвами — внук Паттабхи Джойса

Шарат Рангасвами родился в 1971 году, его матерью была Сарасвати, одна из дочерей Паттабхи Джойса, которая до сих пор тоже преподает йогу. Шарат рано начал заниматься аштанга-йогой: первый период его практики относится к возрасту с 12 до 17 лет. Затем он прервал занятия на целых два года, чтобы изучить электронику и получить диплом. После его возвращения домой и пятилетнего обучения Паттабхи Джойс назначил Шарата помощником директора Института исследования аштанга-йоги. В настоящее время он готовит Шарата к тому, чтобы передать ему полное руководство институтом.

· Западные ученики Паттабхи Джойса

В 1964 году у Паттабхи Джойса появился первый западный ученик — Андре Ван Лисбет, вскоре к нему стало приезжать множество европейцев, а в 1972 году прибыли и первые американцы. С тех пор аштанга-виньяса-йога стала распространяться в Америке: сначала в Калифорнии, и затем и на Гавайях. В 1975 году Паттабхи Джойс посетил США, а в последней четверти ХХ века аштанга-виньяса-йога стала популярна во многих странах мира. Западные ученики Паттабхи Джойса, разыскавшие его в начале семидесятых, стали ведущими мировыми учителями аштанга-виньясы: Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим Миллер, Эдди Штерн, Лино Миеле и др.

· Аштанга-виньяса-йога в России и СНГ

В России учителей, уполномоченных непосредственно Паттабхи Джойсом, нет (он вообще очень строг в отборе кандидатов), однако аштанга-виньяса-йога весьма популярна, и существует множество разных групп. Наиболее серьезная организация — Аштанга Йога Центр, объединяющий инструкторов Москвы и Петербурга, признан Интернациональной Федерацией Йоги (IYF). На Украине создан Аштанга Йога Клуб, президентом которого стал Р. Рокотел, официальный представитель IYF на Украине.

Айенгар-йога

Линия преемственности

· Б. К. С. Айенгар — ученик Шри Кришнамачарьи

Шри Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар родился в 1918 году. В детстве он много болел, став жертвой малярии, тифа и туберкулеза в ту пору, когда антибиотики еще не существовали. В возрасте 16-ти лет он был представлен мужу его старшей сестры Шри Кришнамачарье, который преподавал тогда йогу в Майсоре. После успешного участия Айенгара в демонстрации асан тот начал обучать его йоге, но период ученичества был недолгим. Даже в течение двух лет их общение было крайне ограничено, а уже в 1936 году учитель отправил 18-летнего Айенгара в Пуну преподавать йогу.

Жизнь в Пуне была суровой, и Айенгару ничего не оставалось, как приобретать знания на опыте. Он продолжал занятия йогой, отбирая и пересматривая асаны, стараясь достигать совершенствования и точности, и скорее мог пропустить обед, чем практику. Совершенствование в йоге отражалось на его преподавании, и число его учеников росло. Наконец, Айенгар стал признанным преподавателем йоги, обучал многих известных лиц и провел сотни демонстраций, а с 1952 года начал ежегодно выезжать за рубеж обучать йоге европейцев.

Фундаментальный труд Айенгара «Прояснение йоги» был издан в 1966 году, выдержал множество переизданий и был переведен на 18 языков. В 1975 году в Пуне был открыт Институт йоги памяти Рамамани Айенгар, лучшие ученики Айенгара получили право обучать йоге, и постепенно айенгар-йога распространилась по всем странам. До 1984 года Айенгар сам вел все занятия в институте, но даже в возрасте за восемьдесят лет он никогда не пропускает собственную практику.

· «Семейная преемственность»

Институтом йоги в Пуне, названным в честь его супруги Рамамани, управляют сам Айенгар и его дети — Гита и Прашант. Подобно своему учителю, Айенгар сознательно предпочел семейную жизнь санньясе, и в 1943 году вступил в брак с 16-летней Рамамани, которая скоро постигла сущность йоги, стала одним из лучших критиков и советников и преподавала йогу их детям. Гита, старшая дочь Айенгара, с самого детства постоянно наблюдала за его практикой и посвятила свою жизнь йоге. Она тренировалась днем и ночью и учила других, начиная с 1961 года, а впоследствии написала книгу «Йога. Руководство для женщин». Прашант, сын Айенгара, на основании своего опыта написал книгу «Занятия после занятий».

· Центры айенгар-йоги в Европе и США

На официальном сайте Института йоги приводится директорий с перечнем стран, в каждой из которых практикующий имеет возможность найти и выбрать себе учителя, проживающего в его родном городе. Одним из самых первых и известных центров стал Парижский центр йоги Айенгара, который возглавляет Фаек Бириа — любимый ученик Айенгара. Среди национальных объединений достаточно отметить всеобщую американскую ассоциацию (IYNAUS), призванную распространять айенгар-йогу, устанавливая связь между Востоком и Западом.

· Центры айенгар-йоги в России и СНГ

Сам Айенгар приезжал в Москву в 1989 году на Первую Всесоюзную Конференцию по йоге, в 1992 году он дал официальное разрешение открыть в России центр йоги. Особую роль в становлении айенгар-йоги в России сыграл Фаек Бирия, регулярно посещающий нашу страну. Сейчас 17 преподавателей ведут занятия в залах московского центра айенгар-йоги и клубах по всему городу. Успешно развиваются центры в Петербурге и других городах России, налажены связи с Молдавией и Украиной.

Вини-йога

Традиция Свами Шивананды

Свами Шивананда

Биография Свами Шивананды (1887–1963) определяет вторую наиболее влиятельную традицию хатха-йоги, развивавшуюся первоначально преимущественно на севере Индии, а затем распространившейся по всей стране и за ее пределы. Если Шри Кришнамачарья осуществил синтез всех основных философских учений и практических методов, развитых в рамках индийской культуры, то Свами Шивананда начал свой путь с получения западного медицинского образования, и вся его дальнейшая деятельность стала совмещением подходов индийской и западной «культуры развития». Второе радикальное отличие этой традиции состоит в том, что если Шри Кришнамачарья интегрировал все разновидности и стадии йоги в практику хатха-йоги, то Свами Шивананда, напротив, стремился «применить» возможности хатха-йоги к развитию достижений всех других типов йоги, которые он объединил в общее понятие пурна-йоги — «полной» йоги.

Третьим «роковым» для распространения данной традиции в основном на весьма поверхностном социальном уровне стал его подход к обучению. Шри Кришнамачарья преподавал разным ученикам различные наработки своего многогранного опыта, и предстает «многоликим и труднопостижимым», тогда как Свами Шивананда был воплощением простоты и самотождественности, поэтому он относился ко всем ученикам одинаково, и они просто продолжали воплощать намеченные тенденции. Единственным учеником, «превзошедшим учителя», оказался Свами Сатьянанда Сарасвати, основатель Бихарской школы йоги. Таким образом, ученики Шри Кришнамачарьи обретали индивидуальность, приобщаясь к отдельным аспектам его учения, а Свами Сатьянанде это удалось, добавив к шивананда-йоге в целом техники тантры.

Линия преемственности

· Свами Вишнудевананда

Свами Вишнудевананда родился в 1927 году в штате Керала (Южная Индия). В детстве главной чертой его характера было упрямство. Его мать, известная как Матаджи после принятия санньясы от Свами Шивананды рассказывала, что никто не мог повлиять на ее сына. Так, с пяти лет он начал сам ходить в школу, хотя ему ежедневно приходилось пробираться через дикие джунгли. Поскольку у него не было денег на обучение в университете, он вступил в армию, чтобы получить образование. Однажды он искал потерянную бумагу в корзине, и его взгляд наткнулся на писания Свами Шивананды: «унция практики лучше, чем тонны теории». Сила этих простых слов заставила Вишнудевананду пересечь всю Индию, чтобы встретиться с Шиванандой в Гималаях. Короткое посещение произвело неизгладимое впечатление на юношу, и он решил возвращаться как можно скорее.

В следующее посещение Вишнудевананда получил два урока от Свами Шивананды. Когда он почувствовал робость и некоторое высокомерие, не позволившие ему поклониться гуру при встрече, тот сам склонился перед юношей, давая ему урок смирения. А когда во время церемонии Арати на берегу реки Ганги он усомнился, зачем молиться простой воде, Шивананда улыбнулся и пристально посмотрел на юношу, который сразу воспринял реку как поток дивного света. Тогда Шивананда предложил юноше остаться в ашраме, чтобы изучать йогу. В течение десяти лет Вишнудевананда изучал йогу в ашраме Шивананды и глубоко постиг хатха-йогу и карма-йогу. Наконец, Свами Шивананда дал ему десять рупий (меньше доллара) и свое благословение, повелев отправиться на Запад и распространять учение веданты.

· Sivananda.org — директорий ашрамов

В 1957 году Свами Шивананда послал своего преданного и трудолюбивого ученика Свами Вишнудевананду на Запад, где тот основал систему Международных Центров Шивананда-йоги и Веданты. Он стал всемирно признанным авторитетом в области хатха-йоги и раджа-йоги, и его называли «Летающим Свами», поскольку с целью выполнения своей миссии он непрерывно перемещался по всему миру на личном маленьком самолете. Безгранична энергия и глубокое вдохновение руководили им при основании центров, и сейчас во всем мире действует около двадцати центров йоги и семь ашрамов, в которых к настоящему времени подготовлено более восьми тысяч инструкторов йоги. Кроме того, он использовал средства массовой информации для распространения учения и выпустил множество брошюр в защиту мира, непрерывно повторяя святую мантру «Ом Намо Нараяна».

Пурна шивананда-йога

· Пурна-йога — «полный спектр» йоги

Свами Шивананда признавал, что каждый человек обладает предрасположенностью к самовыражению посредством разума, сердца, тела или суждения. Поэтому он включил в практику методы каждого из четырех наиболее известных пути йоги, и его синтез включает джняна-йогу, раджа-йогу, бхакти-йогу, карма-йогу.Однако он не принуждал к практике всех составляющих, а позволял ученикам в соответствии с их склонностями выбирать для самореализации один из этих путей. С целью упростить разъяснение сложной философии при обучении йоги, Вишнудевананда суммировал мудрость йоги в пяти принципах, которые показывают путь к развитию физического и умственного здоровья, а также духовного роста. К пяти принципам относятся: надлежащее упражнение (асана); надлежащее дыхание (пранаяма); надлежащее расслабление (шавасана); надлежащая диета (вегетарианство); надлежащее размышление (дхьяна).

· Шивананда-йога — стиль хатха-йоги

Шивананда-йога как стиль хатха-йоги представляет собой лишь определенный ракурс постижения пурна-йоги Свами Шивананды, однако он интересен как наиболее подходящий вариант именно для начала занятий йогой. Асаны и пранаямы в данной традиции не являются средоточием духовной практики, а служит подготовкой тела к социальному служению с одной стороны и постижению божественной жизни с другой. В силу их «прикладного» характера, технически они разработаны не в такой мере, как в традиции Шри Кришнамачарьи. Однако поскольку Шивананда был врачом, в описаниях асан лучше выражено их терапевтическое воздействие и особенности влияния на состояние всех внутренних органов. Особый акцент делается на расслабление в процессе практики, и после каждой асаны при необходимости можно выполнять промежуточную Шавасану.

Пранаямы применяются достаточно широко, хотя примечательно мнение Шивананды, что только за счет практики модификаций нади-шодханы — простейшей и основной пранаямы для очищения тонкого тела — вполне можно достичь эффекта пранаямы вообще. Существенное внимание уделяется очистительным крийям, а также диете, выбору продуктов и их влиянию на тело и сознание. К числу важнейших трудов Шивананды относится его руководство по кундалини-йоге, в котором присутствуют инструкции по выполнению асан и пранаям, мудр и бандх, способствующих пробуждению глубинной энергии. Для понимания происходящих процессов немалую ценность представляют также проводимые в нем параллели между физической и тонкой анатомией. Это направление в практике получило дальнейшее развитие преимущественно в Бихарской школе йоги.

Бихарская школа йоги

Линия преемственности

Сатьянанда-йога, как называют эту традицию в самой Бихарской школе, возводится к Ади Шанкарачарье и представлена тремя духовными учителями: Свами Шиванандой Сарасвати, Свами Сатьянандой Сарасвати и Свами Ниранджананандой Сарасвати. Ади Шанкарачарья жил в VIII веке, распространял философию адвайта-веданты, которая ведет к получению опыта наивысших ступеней йоги, и был признан бесспорным духовным наставником по всей Индии. Он стал основателем движения дашмани-санньясы, призванного объединить различные группы отшельников, которые были рассеяны по всей стране, общей идеей санатана-дхармы — «священного долга». Приверженцы этого течения донесли до настоящего времени и продолжают передавать его вечное послание единства всех вер, достигающего высшей точки в адвайте — недвойственном видении действительности, где все вещи существуют согласно своей подлинной сути. Свами Шивананда был посвящен в санньясу одним из таких подвижников в Гималаях.

· Свами Сатьянанда Сарасвати

Свами Сатьянанда родился у подножия Гималаев, в 19 лет оставил семью и отправился на поиски духовного учителя, которым стал Свами Шивананда. На протяжении более десяти лет Сатьянанда верно служил своему учителю и заслужил его благосклонность. Впоследствии он много путешествовал по всей Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, а в начале 1964 года основал Бихарскую школу йоги в Мунгере. В своих скитаниях Сатьянанда изучил также тантрические аспекты кундалини-йоги и интегрировал их в хатха-йогу. Поэтому в отличие от других школ традиции Шивананды, бихарский подход включает в себя элементы тантры: пробуждение и перераспределение праны путем визуализации и крийи — последовательности асан, пранаям, мудр и бандх. Сатьянанда ввел в систематическую практику и широко известные ныне техники йога-нидры и свара-йоги.

· Свами Ниранджанананда Сарасвати

Свами Ниранджанананда Сарасвати родился в 1960 году в штате Мадхья Прадеш и, поскольку он был сыном одного из преданных Сатьянанды, вырос при ашраме. Свами Сатьянанда посвятил его в традицию дашмини-санньясы в 1970 году и уже через год направил за границу основывать ашрамы и центры йоги в Европе, Австралии, Северной и Южной Америке. После принятия парамахамса-санньясы в 1993 году, он был признан преемником в линии Свами Сатьянанды, а гуру оставил все основанные им социальные институты и отправился в скитания по Индии, чтобы достичь полного отрешения и подготовиться к уходу в самадхи. Став руководителем Бихарской школы, Свами Ниранджанананда основал дополнительные подразделения, предназначенные для научного изучения йоги и подготовки инструкторов. Он автор многих классических книг по йоге и тантре, и в настоящее время делит свое время между управлением филиалами школы во всем мире, и пребыванием в главном ашраме в Мунгере.

Миссия Кайлашананда

Йоги Гупта, он же Свами Кайлашананда, — ученик Свами Шивананды, председатель Миссии Кайлашананда в Ришикеше и Американского фонда йоги. Начало его жизненного пути было вполне «типичным» для биографии йога. Он оставил карьеру юриста, провел много лет в полном одиночестве в одной из гималайских долин, предаваясь аскезе и медитации, получил посвящение в саньясу в Бенаресе, а затем продолжил практику под личным руководством Свами Шивананды. Долгое время он жил в святом городе Ришикеше, возглавляя миссию Кайлашананда, был директором йогического санатория близ Кашмира и издавал журнал Лесной академии. Поворотным моментом стало его согласие принять участие в конференции, посвященной здоровью, в Чикаго. После этого он получил множество предложений выступить с лекциями по городам США и по телевидению, а вскоре ему предложили стать председателем Американского фонда йоги, и с благословения своего учителя он принял решение остаться на Западе.

Простая философия в сочетании с доступными йогическими упражнениями, приемами дыхания и системой питания, приспособленной к западным условиям, сделали его методику популярной среди жителей Соединенных Штатов. В основу его концепции положено представление о том, что гибкость позвоночника выступает главным условием молодости тела. Спинной мозг обеспечивает связь между головным мозгом как центром управления и внутренними органами как исполнительными структурами. Основная причина старения заключается в нарушении нервных связей, но поддержание их в хорошем состоянии, а по возможности и дальнейшее развитие, — задача, вполне разрешимая средствами йоги. Асаны подобраны для этой цели в порядке доступности их освоения: упрощенные, основные и усложненные. Кроме того, предлагается разработанное расписание занятий, то есть сбалансированные комплексы. Йога учит феноменальной способности управления телом вторичным образом, прежде всего контролируя разум, а через него и тело. Хатха-йога, как часть «системы размышления и аскезы, нацеленной на воссоединение души с вселенским духом», — это своего рода «личная гигиена».

Школа Дхирендры Брахмачари

Традиция Свами Дхирендры Брахмачари малоизвестна на Западе, ибо он сам предпочитал учить йоге на родине и выезжал за рубеж лишь с редкими визитами, но неизменно посылал своих учителей в разные места Индии. В России об этой школе можно судить лишь по его книге «Йога-сукшма-вьяяма», а также благодаря недавнему краткому визиту Бал Мукунд Сингха в Москву и Петербург, организованному Аштанга Йога Центром, где отдельные инструктора используют элементы этого стиля. В остальном, мы имеем лишь обрывочные сведения.

Линия преемственности

· Шри Махариши Картикейя

Великий святой Шри Махариши Картикейя родился в середине XVII века в семье брахмана в штате Уттар-Прадеш (Северная Индия). В детстве он отличался достойным поведением, бегло читал на санскрите и обладал способностью предвидения. После посвящения в брахманы он отправился в Гималаи, где провел долгие годы в отшельничестве и скитаниях. Образ бога Бадринараяна в одном из лесных святилищ вдохновил его посвятить свою жизнь служению человечеству. Глубокие философские познания, владение тайными йогическими техниками и безграничная любовь к людям способствовали выполнению этой миссии. Он объездил всю Индию и повсюду, используя методы йоги, приносил облегчение страданий множеству людей и служил для них источником вдохновения. Огромные толпы народа стекались к нему, чтобы увидеть его хотя бы мельком. Прожив таким образом более 300 лет, в 1953 году он вошел в махасамадхи, сидя в Сиддхасане перед собранием народа на берегу священной реки Сарайю — месте рождения Рамы.

· Свами Дхирендра Брахмачари

Свами Дхирендре Брахмачари удалось встретиться с Шри Махариши Картикейей в штате Бихар и привлечь к себе его внимание. Обнаружив в Брахмачари готовность встать на путь йоги, Картикейя посвятил его в секреты йоги, известные ранее только в устной передаче, и велел ему распространять их среди людей. Эти техники были неоднократно проверены как наилучшие средства против якобы неизлечимых болезней. При поддержке индийского правительства несколько сотен учителей прошли обучение под руководством Свами Брахмачари, чтобы преподавать йогу в школах. Однако Вишваятан Йога Ашрам в Кашмире был закрыт, когда там начались военные действия в начале 1990-х годов. Свами Брахмачари написал только три книги: «Сукшма Вьяяма», «Йогасана Виджняна» и «Мудра и Пранаяма», причем последняя так и не была опубликована. После смерти Дхирендры Брахмачари его школа продолжает свое существование в Национальном Институте Йоги им. Мораджа Десаи, основанном правительством Индии и расположенном в Дели.

· Бал Мукунд Сингх

Бал Мукунд Сингх начал свою практику в возрасте 23 лет, а ранее работал ассистентом в химической лаборатории, где у него возникли трудности с носоглоткой. Тогда он приехал в Дели, обучаться йоге под руководством Свами Дхирендры Брахмачари, а потом стал преподавать йогу, пройдя курс подготовки учителей. В 1980-83 годах он был инструктором йоги в Вишваятан Йога Ашраме в Кашмире. Впоследствии он искал йогинов по всей Индии, но не нашел никого лучше своего гуруджи. Сейчас ему 52 года, и он является ведущим преподавателем в Национальном Институте Йоги им. Мораджа Десаи. Понимая йогу как единство, он считает, что ее можно использовать в разных направлениях: и как философию, и как терапию, и как спорт. Тем не менее он не забывает об основной цели йоги, утверждая: «Если вы будете выполнять асану правильно, то сможете достичь самадхи».

Школа Шри Йогендры

В настоящее время школа Шри Йогендры на социальном уровне представлена Институтом Йоги, который расположен в Бомбее. Здесь разработано много образовательных программ, проводятся исследования в области йоги, издаются журнал и различные книги, также есть библиотека и комнаты для проживания студентов. Руководит институтом доктор философии Джеядева Йогендра, который является также редактором и преподавателем. Его философские лекции и конференции посещают не только студенты, но и многие представители интеллектуальной среды Бомбея, ибо они посвящены возрождению классических идеалов йоги в историческом контексте и с использованием возможностей современной жизни. За эти годы в Институте Йоги проведены исследования болезней сердца и гипертонии, дыхательных нарушений, диабета и ортопедических проблем. При поддержке опытных инструкторов йоги и врачей, многие люди смогли вернуть себе здоровье, и с помощью разумного сочетания философии и практики преобразовать свои жизни.

Линия преемственности

В начале ХХ века стало возникать много академических структур, посвященных обучению йоге, и Институт Йоги был первым. Он был основан в 1918 году Шри Йогендрой, получившим традиционное «образование» в йоге: он оставил семью, будучи еще подростком, чтобы следовать за своим гуру, Парамахамсой Мадхавадасаджи (1798-1921). Впоследствии учитель поручил ему как лучшему ученику распространять йогу повсеместно, и вскоре его мудрость была признана в Индии и за ее пределами. Всю свою жизнь он упорно трудился, чтобы доказать научность практических методов йоги и логическую истинность ее философии. Именно ему принадлежит заслуга возрождения идеалов классической йоги, очищения их от ложных истолкований, наслаивавшихся столетиями со времен Патанджали, отца классической йоги.

Ситадеви Йогендра — супруга Шри Йогендры — стала первой женщиной, которая начала практиковать йогу после длительного периода, когда женщинам это запрещалось. Она вступила в брак в 1927 году, и после двух лет изучения йоги стала секретарем Института, а позже возглавила «женское отделение». Ситадеви публиковала статьи в журнале, а также выпустила книгу по упрощенной йоге для женщин, который была признана во всем мире, как первая авторитетная книга по йоге для женщин, написанная женщиной, и переведена на несколько языков. Как жена йога, она постоянно выдерживала суровую критику сторонников брахмачарьи (целомудрия) и вайрагьи (отречения), ей пришлось также отстаивать право женщины на изучение священных текстов и приложить немало усилий к развенчанию мифа о неспособности женщин к достижению мокши (освобождения).

Хатха-йога и гимнастика

Проведение границы между хатха-йогой и гимнастикой предпринималось неоднократно, после того как она была основательно стерта в погоне за утраченным здоровьем. Однако не сложность выполняемых упражнений служит критерием различия, ибо множество асан очень просты. Хатха-йога — это йога. Определение йоги есть «читта вритти ниродхи», или прекращение воспроизведения мыслеформ, что предполагает работу с сознанием посредством тела, и целью выступает развитие осознания, тогда как при приеме на работу в фитнес-клуб инструктору по йоге могут просто запретить говорить о чем-либо, кроме восстановления функций физического тела, и целью выступает развитие тела. Средство превращается в цель, но в таком случае это не хатха-йога, а гимнастика, и почему бы ни называть вещи своими именами. Инструкторы по йоге, не опускающиеся до примитивного бодибилдинга, выделяют, как правило, следующие критерии различия.

· Физический уровень. Для гимнастики нужен определенный уровень исходных данных, но любой человек может начать заниматься йога-терапией. и расслабление. Независимо от сложности, в гимнастике упражнения выполняются с усилием и напряжением, тогда как совершенство в асане достигается лишь при полном расслаблении всех мышц, которые не участвуют непосредственно в удержании формы. Поэтому в гимнастике происходит изнашивание организма, а в йоге — омолаживание. В гимнастике задействуются отдельные части тела, а в йоге должно происходить равномерное прорабатывание всего тела, ведущее к ощущению его как целого и овладению им в целом. Гимнастику с возрастом придется оставить или отказаться от прежних достижений, тогда как йогой можно продолжать заниматься и в самом преклонном возрасте, продолжая совершенствоваться.

· Энергетический уровень. В гимнастике человек остается открытым и включенным во внешний мир, а в йоге практикующий сосредоточен лишь на собственном теле, к тому же использует специальные приемы для замыкания энергетической системы (например, набхи-мудра), не позволяющие энергии рассеиваться и теряться. Превращение в закрытую систему на уровне социальных взаимодействий, при подключении к источникам тонкой энергии, позволяет накапливать энергию. После гимнастики человек, растрачивающий энергию непосредственно в процессе ее вырабатывания, чувствует себя уставшим, тогда как после правильной практики хатха-йоги ощущается прилив сил. Физическое напряжение при занятиях гимнастикой приводит к появлению блоков в тонких телах, а расслабление при выполнении асан позволяет снять имеющиеся и ведет к раскрытию каналов и чакр. Далее, повышается чувствительность, и развитые тонкие тела позволяют пребывать на соответствующих планах бытия, что, впрочем, «отвлекает» сознание и выступает препятствием на пути к конечной цели йоги.

· Ментальный уровень. В гимнастике присутствует элемент соревнования, создающий в сознании двойственность, поскольку человек постоянно сравнивает свои и чужие результаты или свои прошлые и нынешние успехи, тогда как в йоге предполагается полная безотносительность: практикующий пребывает в единстве с собой и даже не сравнивает себя с собой. При контроле достижений также используются разные критерии — внешний и внутренний. В гимнастике важно согнуться, дотянуться, допрыгнуть, а в йоге важно осознавать процесс сгибания, независимо от его завершенности, и производить его правильно. В результате гимнастика приводит к эмоциональному возбуждению и наплыву беспорядочных мыслей, а йога предполагает спокойное состояние с ровным дыханием и чистым созерцанием. Начинающие должны быть готовы к неизбежному изменению уровня восприятия и спектра взаимодействия, которые потребуют пересматривать прежние системы ценностей, убеждения и принципы действия.

· Духовный уровень. Гимнастикой можно заниматься в полном отрыве от всякой духовности, тогда как хатха-йога — это духовная практика! Гимнастика развивает только физическое тело, а занятия йогой воздействуют на все тонкие тела, постепенно включая их в сферу осознанной деятельности. Понятие Ишвары в йоге требует комментариев, ибо это «бог» не в религиозном, а в философском смысле — реально существующий идеал «совершенного йога». Но в целом, гимнастикой человек занимается «для себя» и «своими силами» — это эгоистическая деятельность, а йога предполагает способность к самоотдаче и преданности: все достижения посвящаются Господу и многое происходит милостью божьей — с участием «высшей силы». Это далекие перспективы, но во избежание недоразумений их следует иметь в виду с самого начала.

«Всестороннее обучение»

Профилактика разочарований

Во избежание «обманутых ожиданий» следует постараться разобраться в себе, кто вам нужен — учитель или инструктор — и какой именно. Обретение учителя на духовном пути есть вопрос кармический, то есть сугубо личный, и абстрактному обсуждению не подлежит, тогда как инструкторов по хатха-йоге, способных наставить на данном участке пути, вполне можно классифицировать и выбирать. Самая серьезная ошибка — пытаться принимать инструктора за учителя, тем более, если такое отношение остается без «взаимности» с его стороны. Встреча с учителем — это воплощение божественной любви, а как писал один суфийский поэт, «никогда, поистине, не бывает любящего, который не знал бы ответной любви. Когда молния любви ударила в это сердце, — знай, что любовь живет в другом сердце. Когда в твоем сердце растет любовь к Богу, — отбрось сомнения: это Бог любит тебя». Поэтому не будем вторгаться в сферу сакрального и перейдем к той категории отношений, которую можно и нужно рационализировать.

Типы инструкторов

· Сохранение «чистоты традиции».

Собственно, инструкторы подобного типа и составляют любую традицию, и в линии передачи они выступают в качестве учителей. Именно они обычно настаивают на том, чтобы их ученики не посещали никаких других занятий и не пытались использовать альтернативные методы. Именно от них труднее всего добиться, чтобы они вас «приняли всерьез», обучили всему, что знают сами, и сертифицировали как инструктора. Для того чтобы взаимодействие было исключительно плодотворным и положительным, лучше приходить на занятия к таким учителям, только будучи убежденным, что именно эта школа йоги является для вас оптимальной, и вы никогда или достаточно долго не захотите «сменить стиль». Другими словами, нужно чувствовать «призвание» продолжать традицию и искреннее восхищение самим учителем, позволяющее вам воспринимать все его рекомендации с полным доверием. Если же вы не принимаете его учение всецело, скорее всего у вас возникнут трения во взаимоотношениях, и толку от такой практики не будет.

· Совмещение различных методов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.101 (0.052 с.)