Освоение асан в процессе практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Освоение асан в процессе практики



Разминочные комплексы

Разминка является важным элементом практики именно для начинающих, поскольку практикующие давно и систематически нередко приступают непосредственно к асанам. В этом аспекте показательны импровизационные комплексы Йоги Сандипа: если на занятиях для начинающих разминка заняла едва ли не половину всего времени, то на занятиях для практикующих она вообще отсутствовала, хотя начальные асаны были несколько проще. Но и это не жесткое правило: например, инструктор по айенгар-йоге Панкадж Шарма в силу отстройки и тщательного объяснения каждой асаны не дает разминки вовсе. Так, после интенсива я решила сходить на его занятия для начинающих, и была крайне удивлена, когда сразу после мантры он произнес: «Стойка на руках!» — разумеется, у стенки, и все-таки... Когда же тело начнет функционировать в режиме «непрерывной практики», разминка и вовсе будет постепенно вытеснена правильно подобранными «вступительными» асанами.

Приводить разминочные комплексы в отрыве от описания основной практики не имеет смысла, поскольку они и выстраиваются с ориентацией на дальнейшую работу. Для того чтобы понять, какая степень приближения разминки к уровню основной практики вас устраивает на данном этапе, вы можете сравнить три варианта постепенного включения тела в работу, приведенные ниже по мере их усложнения. Занятия Упендры Прасада проходят в мягком стиле шивананда-йоги, воздействие которого в целом приближено к йога-терапии, поэтому и разминка носит предельно щадящий характер. Наиболее «показателен» и пригоден для самостоятельного выполнения тщательно выверенный разминочный комплекс Суриндера Сингха. В практике Йоги Сандипа подготовка занимала почти все время занятий для начинающих, однако следует учитывать его импровизационную манеру, при которой комплекс с неизбежностью всякий раз обновляется, поэтому нельзя воспринимать приведенный пример как нечто устойчивое.

Сурья-намаскар – «поклонение Солнцу»

Сурья-намаскар считается наиболее сбалансированным разминочным комплексом, равномерно прорабатывающим все тело, и применяется во многих школах. Вышеназванные учителя предпочитают подготовить начинающих еще более простыми упражнениями, поэтому используют Сурья-намаскар после разминки, в качестве прослойки между подготовкой к практике и собственно асанами. Данный комплекс всегда несколько модифицирован по сравнению с абстрактным классическим вариантом, который можно выделить лишь путем «усреднения», ибо каждый учитель привносит в него свои особенности, и я буду обращать на них внимание при описании. В традиции аштанга-виньясы — будь то в системе Паттабхи Джойса, Б. Н. С. Айенгара, В. Шешадри или Б. Н. Шастри — Сурья-намаскар играет роль самой разминки, к тому же он усложнен прыжками вместо обычной поочередной перестановки стоп. Более того, ученики выполняют два варианта – «А» и «Б», которые затем в несколько редуцированном виде превращаются в виньясы, соединяющие асаны в последовательность.

Аспекты «постижения асаны»

Повторение — основа духовной практики, и основной аспект «постижения асаны» состоит в многократном повторении ее внешней формы при внимательном отношении к ее внутреннему воздействию. Начинающим придется выучить «язык» хатха-йоги на двух уровнях. Во-первых, желательно освоить названия асан на санскрите, поскольку системы варьируются, но сами асаны используются во всех школах с незначительными разночтениями. И если вы относитесь к тем начинающим, которые намерены продолжать заниматься йогой, лучше сразу научиться схватывать рекомендации с полуслова. Во-вторых, необходимо отнестись к самим асанам как к словарному запасу, посредством которого вы можете самовыражаться более или менее полно. Каждая асана имеет определенный смысл в общем контексте йоги, вроде некоего «словарного значения», а также она приобретает бесконечные оттенки смысла, будучи встроена в различные последовательности с той или иной целью. Трансформация каждой асаны в контексте различных систем и представляется наиболее важной для понимания посланий «йогических текстов».

Внутренняя структура асаны

В большинстве руководств по хатха-йоге описание асаны обычно включает следующие элементы: противопоказания, техника выполнения, эффекты. В разных школах йоги одна и та же асана получает различные истолкования, и, по-видимому, нет никакого смысла составлять очередное «школьное» руководство. Выучить перечень асан можно по любому из них, гораздо важнее научиться разбираться с различными подходами к работе с асанами. Поэтому я буду полностью опускать сведения из области психофизиологии йоги, к которой относятся противопоказания и эффекты, ибо данная информация далеко не объективна. Точнее, объективная часть подобных данных совпадает во всех описаниях, и здесь снова можно порекомендовать воспользоваться любым из них, а субъективная часть получается путем наблюдения за процессом практики и полностью зависит от техники выполнения. Бесполезно «обтачивать» тело под «идеальную асану», как сестры Золушки ногу под золотую туфельку, - лучше научиться подбирать обувь по размеру и совершенствовать походку.

Кроме собственно техники выполнения следует обратить внимание на «перспективы детализирования». Для каждой «классической» асаны существуют, хотя и не всегда приводятся, варианты упрощения и усложнения. Так, если вы видите асану, заведомо невыполнимую, это не значит, что есть только один путь – пытаться ее делать. Впрочем, можно и так, а некоторые инструкторы считают это единственным достойным подходом к делу. Например, Паттабхи Джойс подчеркивает, что в последовательности аштанга-виньясы нельзя подменять тяжелую для выполнения асану другой, иначе одни мышцы укрепятся, а другие останутся слабыми. Тем не менее, в айенгар-йоге для каждой асаны разработаны варианты не только упрощения, но и использования различных опор, а в шивананда-йоге обычно указывается упрощенный вариант, либо асаны в принципе делятся на три категории по степени сложности, причем в разные категории попадают вариации одной и той же асаны. Наиболее разумный подход аналогичен тому, который приведен выше для освоения медитативной позы. Так можно поступать с любой асаной, подолгу удерживая доступный упрощенный вариант, что подспудно развивает способность принимать усложненный вариант на все более длительные промежутки времени, постепенно переводя его в разряд «доступных».

В технике выполнения важно не просто получить положение тела, в точности соответствующее представленному на фотографии или показанному инструктором. Принцип карма-йоги: «Лишь на действие будь направлен, от плодов же его отвращайся», - работает и в хатха-йоге. Важен осознанный процесс входа в асану и выхода из нее, а также понимание, каким именно образом вы ее удерживаете. На асану нужно смотреть «изнутри», а не снаружи, и если вы выполняете правильные внутренние движения мышцами, а внешне поза остается несовершенной, это не так страшно, как обратная ситуация. В силу же личностных особенностей состояния организма в разных его частях, вам могут подходить разные техники выполнения. Так, для того чтобы выйти в Куккутасану, одному человеку проще сначала сложить ноги в лотос, а затем продеть руки в отверстия между голенями и бедрами, тогда как другому проще поочередно «оплести» ноги вокруг вытянутых рук. Поэтому при возможности получать информацию из независимых источников, вы можете обнаружить, что одну асану вам проще осваивать в шивананда-стиле, а другую – в айенгар-стиле.

Представления инструкторов о том, какая из двух асан представляет сложность для начинающих, тоже нередко отличаются. Например, Упендра Прасад всегда дает сначала Халасану, а затем Сарвангасану, причем для выхода во вторую асану он обычно предлагает повторить первую. Таким образом, сначала вы принимаете «простую» Халасану, а затем из нее поднимаете ноги в «сложную» Сарвангасану, и сложность здесь заключается в напряжении при удержании вертикального положения тела, поскольку приходится прикладывать больше физической силы. И наоборот, Йоги Гупта предпочитает на занятиях для начинающих выполнять сначала Сарвангасану, а затем Халасану, причем выход во вторую асану осуществляется непосредственно из первой. Таким образом, сначала вы принимаете «простую» Сарвангасану, а затем из нее опускаете ноги в «сложную» Халасану, и сложность здесь заключается в складывании тела, поскольку для этого нужна значительная гибкость. Инструктор был крайне удивлен, когда я после занятий поделилась альтернативными соображениями, и с уверенностью настоял на своей правоте. Однако вполне очевидно, что все зависит от самого начинающего: располагает он в большей мере силой или гибкостью.

«Разбор» асаны: Карин (Халасана)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.005 с.)