Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Освоение асан в процессе практики
Разминочные комплексы Разминка является важным элементом практики именно для начинающих, поскольку практикующие давно и систематически нередко приступают непосредственно к асанам. В этом аспекте показательны импровизационные комплексы Йоги Сандипа: если на занятиях для начинающих разминка заняла едва ли не половину всего времени, то на занятиях для практикующих она вообще отсутствовала, хотя начальные асаны были несколько проще. Но и это не жесткое правило: например, инструктор по айенгар-йоге Панкадж Шарма в силу отстройки и тщательного объяснения каждой асаны не дает разминки вовсе. Так, после интенсива я решила сходить на его занятия для начинающих, и была крайне удивлена, когда сразу после мантры он произнес: «Стойка на руках!» — разумеется, у стенки, и все-таки... Когда же тело начнет функционировать в режиме «непрерывной практики», разминка и вовсе будет постепенно вытеснена правильно подобранными «вступительными» асанами. Приводить разминочные комплексы в отрыве от описания основной практики не имеет смысла, поскольку они и выстраиваются с ориентацией на дальнейшую работу. Для того чтобы понять, какая степень приближения разминки к уровню основной практики вас устраивает на данном этапе, вы можете сравнить три варианта постепенного включения тела в работу, приведенные ниже по мере их усложнения. Занятия Упендры Прасада проходят в мягком стиле шивананда-йоги, воздействие которого в целом приближено к йога-терапии, поэтому и разминка носит предельно щадящий характер. Наиболее «показателен» и пригоден для самостоятельного выполнения тщательно выверенный разминочный комплекс Суриндера Сингха. В практике Йоги Сандипа подготовка занимала почти все время занятий для начинающих, однако следует учитывать его импровизационную манеру, при которой комплекс с неизбежностью всякий раз обновляется, поэтому нельзя воспринимать приведенный пример как нечто устойчивое. Сурья-намаскар – «поклонение Солнцу» Сурья-намаскар считается наиболее сбалансированным разминочным комплексом, равномерно прорабатывающим все тело, и применяется во многих школах. Вышеназванные учителя предпочитают подготовить начинающих еще более простыми упражнениями, поэтому используют Сурья-намаскар после разминки, в качестве прослойки между подготовкой к практике и собственно асанами. Данный комплекс всегда несколько модифицирован по сравнению с абстрактным классическим вариантом, который можно выделить лишь путем «усреднения», ибо каждый учитель привносит в него свои особенности, и я буду обращать на них внимание при описании. В традиции аштанга-виньясы — будь то в системе Паттабхи Джойса, Б. Н. С. Айенгара, В. Шешадри или Б. Н. Шастри — Сурья-намаскар играет роль самой разминки, к тому же он усложнен прыжками вместо обычной поочередной перестановки стоп. Более того, ученики выполняют два варианта – «А» и «Б», которые затем в несколько редуцированном виде превращаются в виньясы, соединяющие асаны в последовательность.
Аспекты «постижения асаны» Повторение — основа духовной практики, и основной аспект «постижения асаны» состоит в многократном повторении ее внешней формы при внимательном отношении к ее внутреннему воздействию. Начинающим придется выучить «язык» хатха-йоги на двух уровнях. Во-первых, желательно освоить названия асан на санскрите, поскольку системы варьируются, но сами асаны используются во всех школах с незначительными разночтениями. И если вы относитесь к тем начинающим, которые намерены продолжать заниматься йогой, лучше сразу научиться схватывать рекомендации с полуслова. Во-вторых, необходимо отнестись к самим асанам как к словарному запасу, посредством которого вы можете самовыражаться более или менее полно. Каждая асана имеет определенный смысл в общем контексте йоги, вроде некоего «словарного значения», а также она приобретает бесконечные оттенки смысла, будучи встроена в различные последовательности с той или иной целью. Трансформация каждой асаны в контексте различных систем и представляется наиболее важной для понимания посланий «йогических текстов». Внутренняя структура асаны В большинстве руководств по хатха-йоге описание асаны обычно включает следующие элементы: противопоказания, техника выполнения, эффекты. В разных школах йоги одна и та же асана получает различные истолкования, и, по-видимому, нет никакого смысла составлять очередное «школьное» руководство. Выучить перечень асан можно по любому из них, гораздо важнее научиться разбираться с различными подходами к работе с асанами. Поэтому я буду полностью опускать сведения из области психофизиологии йоги, к которой относятся противопоказания и эффекты, ибо данная информация далеко не объективна. Точнее, объективная часть подобных данных совпадает во всех описаниях, и здесь снова можно порекомендовать воспользоваться любым из них, а субъективная часть получается путем наблюдения за процессом практики и полностью зависит от техники выполнения. Бесполезно «обтачивать» тело под «идеальную асану», как сестры Золушки ногу под золотую туфельку, - лучше научиться подбирать обувь по размеру и совершенствовать походку.
Кроме собственно техники выполнения следует обратить внимание на «перспективы детализирования». Для каждой «классической» асаны существуют, хотя и не всегда приводятся, варианты упрощения и усложнения. Так, если вы видите асану, заведомо невыполнимую, это не значит, что есть только один путь – пытаться ее делать. Впрочем, можно и так, а некоторые инструкторы считают это единственным достойным подходом к делу. Например, Паттабхи Джойс подчеркивает, что в последовательности аштанга-виньясы нельзя подменять тяжелую для выполнения асану другой, иначе одни мышцы укрепятся, а другие останутся слабыми. Тем не менее, в айенгар-йоге для каждой асаны разработаны варианты не только упрощения, но и использования различных опор, а в шивананда-йоге обычно указывается упрощенный вариант, либо асаны в принципе делятся на три категории по степени сложности, причем в разные категории попадают вариации одной и той же асаны. Наиболее разумный подход аналогичен тому, который приведен выше для освоения медитативной позы. Так можно поступать с любой асаной, подолгу удерживая доступный упрощенный вариант, что подспудно развивает способность принимать усложненный вариант на все более длительные промежутки времени, постепенно переводя его в разряд «доступных». В технике выполнения важно не просто получить положение тела, в точности соответствующее представленному на фотографии или показанному инструктором. Принцип карма-йоги: «Лишь на действие будь направлен, от плодов же его отвращайся», - работает и в хатха-йоге. Важен осознанный процесс входа в асану и выхода из нее, а также понимание, каким именно образом вы ее удерживаете. На асану нужно смотреть «изнутри», а не снаружи, и если вы выполняете правильные внутренние движения мышцами, а внешне поза остается несовершенной, это не так страшно, как обратная ситуация. В силу же личностных особенностей состояния организма в разных его частях, вам могут подходить разные техники выполнения. Так, для того чтобы выйти в Куккутасану, одному человеку проще сначала сложить ноги в лотос, а затем продеть руки в отверстия между голенями и бедрами, тогда как другому проще поочередно «оплести» ноги вокруг вытянутых рук. Поэтому при возможности получать информацию из независимых источников, вы можете обнаружить, что одну асану вам проще осваивать в шивананда-стиле, а другую – в айенгар-стиле. Представления инструкторов о том, какая из двух асан представляет сложность для начинающих, тоже нередко отличаются. Например, Упендра Прасад всегда дает сначала Халасану, а затем Сарвангасану, причем для выхода во вторую асану он обычно предлагает повторить первую. Таким образом, сначала вы принимаете «простую» Халасану, а затем из нее поднимаете ноги в «сложную» Сарвангасану, и сложность здесь заключается в напряжении при удержании вертикального положения тела, поскольку приходится прикладывать больше физической силы. И наоборот, Йоги Гупта предпочитает на занятиях для начинающих выполнять сначала Сарвангасану, а затем Халасану, причем выход во вторую асану осуществляется непосредственно из первой. Таким образом, сначала вы принимаете «простую» Сарвангасану, а затем из нее опускаете ноги в «сложную» Халасану, и сложность здесь заключается в складывании тела, поскольку для этого нужна значительная гибкость. Инструктор был крайне удивлен, когда я после занятий поделилась альтернативными соображениями, и с уверенностью настоял на своей правоте. Однако вполне очевидно, что все зависит от самого начинающего: располагает он в большей мере силой или гибкостью. «Разбор» асаны: Карин (Халасана)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.005 с.) |