Коррекция со стороны учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекция со стороны учителя



Коррекция — это основная причина, почему йогой нужно заниматься под руководством инструктора, а не самостоятельно. Объяснения можно прочитать в книге, и найти ответы на возникающие вопросы тоже. Наибольшую ценность представляет именно избавление от иллюзий: вам кажется, что вы все делаете правильно, а вас поправляют. В отсутствии «корректора» вы продолжали бы повторять неверные действия до тех пор, пока вас не остановила бы травма, психический срыв или «свалившаяся» на вас кармическая ситуация, лишившая вас возможности продолжать практику. Способы коррекции тоже бывают разные, равно как и реакции на нее со стороны корректируемых, поэтому здесь приходится разбираться в корректности как самой коррекции, так и ее восприятия.

Как святого может узнать только святой, так и оценить грамотность работы с вашим телом вы можете только будучи инструктором сами. Поэтому при недостатке опыта вы можете ориентироваться только на две вещи: после коррекции становится лучше, чем прежде; сам процесс коррекции психологически комфортен. Если вы действительно намерены учиться у данного инструктора, то во время коррекции у вас должна быть возможность полностью расслабиться и позволить ему делать с вашим телом то, что он считает нужным. Напряжение и отторжение, вызывающее инстинктивное сопротивление, равно как и наслаждение и притяжение, провоцирующее на ответное телодвижение, — одинаково не рабочие ситуации. Вы должны быть полностью сосредоточены на ощущении изменений происходящих в вашем собственном теле, а внешнее прикосновение должно восприниматься совершенно «нейтрально», иначе стоит поменять инструктора.

Степень коррекции бывает очень разной: от «принудительного вправления» в форму асаны до «дистанционного управления» голосом. Эти контрасты многие западные ученики испытали на себе в Майсоре, практикуя с Шешадри и Венкатешей. Первый учитель буквально докручивает учеников в каждой асане до предела, так что «кости трещат», но при этом, как отметил один русский практикующий, «видит ваши возможности и не перебарщивает». И если одни ученики чувствуют себя прекрасно и прогрессируют в асанах очень быстро, то другие имеют серьезные трудности с телом, вынуждающие их остановить практику. Второй учитель принципиально не прикасается к ученикам вообще, опасаясь «загрязнения» собственного энергетического тела, и просто объясняет в процессе, что именно было выполнено неверно и какое телодвижение нужно сделать. Интересно, что одни ученики начинают практиковать с одним учителем, а затем переходят к другому, тогда как другие предпочитают совмещать посещение обоих учителей.

Из всех вариантов коррекции, которые я испытала на собственном теле, наиболее оптимальным мне представляется подход Суриндера. Когда я спросила его, почему он не хочет преподавать в большом зале, он ответил, что при большом количестве учеников он не сможет проконтролировать и поправить каждого из них в каждой асане. Действительно, ему нужно достаточно времени, ибо он сначала он останавливается возле ученика, осматривает положение его тела во всех деталях, как бы «настраиваясь» на его внутреннее состояние. Затем он слегка сдвигает тело в нужном направлении, не доводя до конечной формы, и произносит «удерживай». Таким образом, он дает возможность привыкнуть к доступному изменению, лишь задавая интенцию, которую ученик может уловить и дальше отстроить свое тело самостоятельно. Такой подход позволяет закреплять промежуточные результаты, поскольку чрезмерная коррекция часто не позволяет повторить то же самое движение своими силами «изнутри» или даже наоборот «отбрасывает назад».

«Работа над собой»

Предварительное очищение

В отличие от древней аштанга-йоги Патанджали средневековая хатха-йога, оформившаяся как система в «Хатха-йога-прадипике» Сватмарамы, предполагает дополнительную ступень перед следованием принципам ямы и ниямы и, разумеется, перед асанами и пранаямами. Речь идет об очистительных процедурах (крийях), позволяющих «освободить место» в теле и сознании от «завалов хлама», накопившихся за годы обычного существования. В какой мере подобная подготовка к практике йоги будет вашим «личным» делом зависит от школы, в рамках которой вы начнете свои занятия. В некоторых традициях на них обращают очень большое внимание, как в школах Дхирендры Брахмачари и Шри Йогендры. Здесь вам объяснят все непосредственно на занятиях, хотя выполнять скорее всего придется дома. В традиции Кришнамачарьи, который считал крийи излишними, поскольку асаны и пранаямы сами по себе воздействуют очистительно, вы можете вообще о них ничего не узнать.

На начальном этапе лучше способствовать очищению, применяя специальные методы, хотя они и довольно «энергозатратные». В целом они известны под названием шат-карма, то есть включают в себя шесть процедур, хотя существуют и дополнительные методы. Шат-карма очень эффективна для очищения тела и ума и, согласно древним текстам, ее следует совершать в чистом месте под руководством опытного наставника. Если вы предпочитаете следовать классическим трактатам и выполнять крийи комплексно, то так и следует поступать, хотя найти такого наставника в России будет не очень просто. Действительно, в полном объеме шат-карма включает в себя действия, рискованные для начинающего, и не всякий инструктор захочет взять на себя ответственность за здоровье ученика. В любом случае имеет смысл привести весь перечень:

· дхаути (очищение горла с помощью ткани),

· басти (очищение кишечника путем втягивания воды через анус),

· нетти (очищение носоглотки с помощью воды или шнура),

· тратака (очищение глаз путем смотрения на объект до появления слез),

· наули (скручивание и вращение мышц живота),

· капалабхати (дыхание с быстрым резким выдохом и расслабленным вдохом).

Полностью шат-карму можно найти в книге д-ра Мишры «Основания йоги», хотя и там вы встретите предупреждение, что выполнять ее можно только под руководством инструктора. Среди всего перечисленного к «безобидным» крийям можно отнести только джала-нетти (очищение носоглотки с помощью воды) и тратаку (очищение глаз путем смотрения на свечу). Они неоднократно описывались в литературе, и при желании найти их не так сложно, главное осознать их действенность и приемлемость на начальном этапе занятий. Однако кроме «запретной» шат-кармы, есть много более доступных для самостоятельного выполнения методов очищения, прекрасно изложенных в переведенных на русский язык книгах Шри Йогендры «Йога. Личная гигиена», Свами Шивананды «Йога-терапия», Дхирендры Брахмачари «Йога-сукшма-вьяяма» и Свами Сатьянанды Сарасвати «Асана. Пранаяма, Мудра. Бандха». Особое внимание стоит обратить на технику шанк-пракшаланы, позволяющей промывать весь пищеварительный тракт.

«Чувство правильности»

Необходимость инструктора в хатха-йоге вовсе не означает, что вы работаете только в группе под его непосредственным наблюдением. Наоборот, самостоятельная практика нужна с самого начала, чтобы вы учились формировать свое тело сами, без «привыкания» к волевому усилию, прилагаемому к вам извне. Как считается, самое сложное в йоге — сесть на коврик, то есть преодолеть барьер, разделяющий йогу и не-йогу, который существует только у начинающих. Смена формы самосознания действительно нуждается в значительном расходе энергии: намерение постепенно накапливается, пока не произойдет качественный «перепад» в уровне вашего бытия, а все остальное уже будет происходить уже по инерции. Возобновить усилие в том же направлении гораздо проще, чем сделать его впервые — это энергетический факт.

Когда вы остаетесь, наконец, «наедине» с асанами, становится понятно, что они являются вполне самостоятельными «сущностями». Истолкования могут быть разными, включая субъективные и совершенно предвзятые, но асаны одни и те же и обладают неким «объективным» существованием. Выполняя асану в одиночестве, вы находите в ней много особенностей, неизвестных ни одному инструктору по причине вашей уникальности. Вы не воспроизводите асану и не переделываете, а взаимодействуете с ней. Если при объяснениях в группе вы наблюдаете форму асаны извне, то пытаясь сделать ее исходя из собственного понимания, вы начинаете «чувствовать себя» в асане. «Чувство правильности», или «интуиция совершенства», нарабатывается подобно умению мыслить. То же самое касается медитации: если вас и учат «медитировать» в группе, все равно это остается некой формой общения, хотя и на более тонком уровне.

Умение работать со своим телом — результат хатха-йоги. Именно мастерство в данном деле, а не просто результат в виде крепкого и гибкого тела, созданного стараниями инструктора. Иными словами, вы не платите за картину, а идете в ученики к художнику. Вы можете потерять все физические наработки, но вы знаете как обращаться с телом — с любым телом! Здесь можно вспомнить афтокатастрофы, в которые попадал Айенгар, и без того будучи в преклонном возрасте, после которых ему приходилось «собирать» прежнюю форму. Состояние осознания устройства тела и умение восстановить совершенство при любых исходных данных — стабильное достижение, неподвластное эпидемиям и увечьям. К сожалению, «отсев» среди начинающих заниматься хатха-йогой происходит в значительной мере по причине их несамостоятельности: они пытаются «приносить» свое тело инструктору, как врачу в больницу, а здесь все иначе…

Начало «преподавания»

Речь идет о той стадии работы над собой, когда достигается устойчивость в отрешенности от тела при всей повысившейся к тому времени чувствительности. Некоторые начинают уже на этой стадии вести группы, продолжая учиться в процессе обучения. Другие просто больше не нуждаются в инструкторах и могут продолжать практиковать и совершенствоваться самостоятельно. В любом случае это «преподавание» самому себе. Вы удерживаете дистанцию между одновременно существующими в вашем сознании идеальной и реальной формой тела. Ставшая очевидной для вас разница между ними составляет степень проявленной иллюзорности вашего бытия, и вы получаете возможность ее контролировать и постепенно сокращать.

Инструктор имеет относительно правильную структуру тела и знает, как перестроить искаженную структуру. То есть ему известен путь от одного состояния до другого, и он может его объяснить. Дело не в том, что он обладает совершенным телом — такого и не бывает по определению самого тела, если речь не идет о боговоплощении. Просто инструктор обладает достаточной устойчивостью на пути от несовершенства к совершенству и достаточной силой, чтобы удерживать на нем еще кого-то, кроме себя самого. Поэтому началом преподавания можно считать точку обретения равновесия на пути хатха-йоги: у вас уже не возникает затруднений с продолжением практики, а просто практика сама по себе делается. Вы выполняете нужные действия, получаете какой-то результат, в чем-то он вас не устраивает, вы совершаете следующие шаги, получаете несколько лучший или совсем неожиданный результат, снова корректируете способ действия и т.д. Постепенно «объем» вашего внимания и сила вашего воздействия становится достаточной для того, чтобы включать в этот процесс не только свое тело и сознание, но дополнительное «содержание».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.01 с.)