Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самадхи — конечная цель йоги

Поиск

Конечная цель йоги должна выступать изначальным ориентиром, иначе неясно, чем мы вообще занимаемся. Как сказано в «Хатха-йога-прадипике», целью хатха-йоги является подготовка к раджа-йоге, и таким образом цель хатха-йоги не отличается от предельной цели йоги — самадхи, или полного сосредоточения сознания и освобождения от обусловленности человеческого существования. Парадоксально, но в современном мире хатха-йогу пропагандируют с прямо противоположной целью — придать органам чувств и органам действия способность интенсивнее взаимодействовать с внешним миром, нещадно эксплуатируя повысившуюся чувствительность. Если подлинная цель хатха-йоги состоит в вырабатывании отрешенности от физического тела при всем умении владеть им в совершенстве, то слишком часто ее используют исходя из привязанности к телу и доходя в занятиях до патологической фиксации на телесных функциях.

Если все-таки мы намерены двигаться путем йоги к цели, однозначной в выбранном направлении или многомерной при осуществлении синтеза, то в данной традиции место хатха-йоги определено достаточно ясно. Не случайно при описании каждой школы хатха-йоги мы останавливались на ее положении в общей системе — истолковании восьми ступеней классической йоги. Выполняя асаны и пранаямы, нужно помнить, что асанам предшествует правильная организация внешнего поведения в социуме, а за пранаямой следует правильная организация внутреннего духовного пространства. Другое дело, что самостоятельное осмысление пути практикующими приводит к проявлению новых аспектов самого пути, отсюда и большое число разных школ хатха-йоги. Поэтому даже самадхи как конечная цель йоги тоже понимается по-разному, и это следует учитывать. Поначалу мы лишь приблизительно понимаем, в чем состоит цель, и различаем ее весьма смутно — просто как ориентир.

Хатха-йога и гимнастика

Проведение границы между хатха-йогой и гимнастикой предпринималось неоднократно, после того как она была основательно стерта в погоне за утраченным здоровьем. Однако не сложность выполняемых упражнений служит критерием различия, ибо множество асан очень просты. Хатха-йога — это йога. Определение йоги есть «читта вритти ниродхи», или прекращение воспроизведения мыслеформ, что предполагает работу с сознанием посредством тела, и целью выступает развитие осознания, тогда как при приеме на работу в фитнес-клуб инструктору по йоге могут просто запретить говорить о чем-либо, кроме восстановления функций физического тела, и целью выступает развитие тела. Средство превращается в цель, но в таком случае это не хатха-йога, а гимнастика, и почему бы ни называть вещи своими именами. Инструкторы по йоге, не опускающиеся до примитивного бодибилдинга, выделяют, как правило, следующие критерии различия.

· Физический уровень. Для гимнастики нужен определенный уровень исходных данных, но любой человек может начать заниматься йога-терапией. и расслабление. Независимо от сложности, в гимнастике упражнения выполняются с усилием и напряжением, тогда как совершенство в асане достигается лишь при полном расслаблении всех мышц, которые не участвуют непосредственно в удержании формы. Поэтому в гимнастике происходит изнашивание организма, а в йоге — омолаживание. В гимнастике задействуются отдельные части тела, а в йоге должно происходить равномерное прорабатывание всего тела, ведущее к ощущению его как целого и овладению им в целом. Гимнастику с возрастом придется оставить или отказаться от прежних достижений, тогда как йогой можно продолжать заниматься и в самом преклонном возрасте, продолжая совершенствоваться.

· Энергетический уровень. В гимнастике человек остается открытым и включенным во внешний мир, а в йоге практикующий сосредоточен лишь на собственном теле, к тому же использует специальные приемы для замыкания энергетической системы (например, набхи-мудра), не позволяющие энергии рассеиваться и теряться. Превращение в закрытую систему на уровне социальных взаимодействий, при подключении к источникам тонкой энергии, позволяет накапливать энергию. После гимнастики человек, растрачивающий энергию непосредственно в процессе ее вырабатывания, чувствует себя уставшим, тогда как после правильной практики хатха-йоги ощущается прилив сил. Физическое напряжение при занятиях гимнастикой приводит к появлению блоков в тонких телах, а расслабление при выполнении асан позволяет снять имеющиеся и ведет к раскрытию каналов и чакр. Далее, повышается чувствительность, и развитые тонкие тела позволяют пребывать на соответствующих планах бытия, что, впрочем, «отвлекает» сознание и выступает препятствием на пути к конечной цели йоги.

· Ментальный уровень. В гимнастике присутствует элемент соревнования, создающий в сознании двойственность, поскольку человек постоянно сравнивает свои и чужие результаты или свои прошлые и нынешние успехи, тогда как в йоге предполагается полная безотносительность: практикующий пребывает в единстве с собой и даже не сравнивает себя с собой. При контроле достижений также используются разные критерии — внешний и внутренний. В гимнастике важно согнуться, дотянуться, допрыгнуть, а в йоге важно осознавать процесс сгибания, независимо от его завершенности, и производить его правильно. В результате гимнастика приводит к эмоциональному возбуждению и наплыву беспорядочных мыслей, а йога предполагает спокойное состояние с ровным дыханием и чистым созерцанием. Начинающие должны быть готовы к неизбежному изменению уровня восприятия и спектра взаимодействия, которые потребуют пересматривать прежние системы ценностей, убеждения и принципы действия.

· Духовный уровень. Гимнастикой можно заниматься в полном отрыве от всякой духовности, тогда как хатха-йога — это духовная практика! Гимнастика развивает только физическое тело, а занятия йогой воздействуют на все тонкие тела, постепенно включая их в сферу осознанной деятельности. Понятие Ишвары в йоге требует комментариев, ибо это «бог» не в религиозном, а в философском смысле — реально существующий идеал «совершенного йога». Но в целом, гимнастикой человек занимается «для себя» и «своими силами» — это эгоистическая деятельность, а йога предполагает способность к самоотдаче и преданности: все достижения посвящаются Господу и многое происходит милостью божьей — с участием «высшей силы». Это далекие перспективы, но во избежание недоразумений их следует иметь в виду с самого начала.

«Всестороннее обучение»

Профилактика разочарований

Во избежание «обманутых ожиданий» следует постараться разобраться в себе, кто вам нужен — учитель или инструктор — и какой именно. Обретение учителя на духовном пути есть вопрос кармический, то есть сугубо личный, и абстрактному обсуждению не подлежит, тогда как инструкторов по хатха-йоге, способных наставить на данном участке пути, вполне можно классифицировать и выбирать. Самая серьезная ошибка — пытаться принимать инструктора за учителя, тем более, если такое отношение остается без «взаимности» с его стороны. Встреча с учителем — это воплощение божественной любви, а как писал один суфийский поэт, «никогда, поистине, не бывает любящего, который не знал бы ответной любви. Когда молния любви ударила в это сердце, — знай, что любовь живет в другом сердце. Когда в твоем сердце растет любовь к Богу, — отбрось сомнения: это Бог любит тебя». Поэтому не будем вторгаться в сферу сакрального и перейдем к той категории отношений, которую можно и нужно рационализировать.

Типы инструкторов

· Сохранение «чистоты традиции».

Собственно, инструкторы подобного типа и составляют любую традицию, и в линии передачи они выступают в качестве учителей. Именно они обычно настаивают на том, чтобы их ученики не посещали никаких других занятий и не пытались использовать альтернативные методы. Именно от них труднее всего добиться, чтобы они вас «приняли всерьез», обучили всему, что знают сами, и сертифицировали как инструктора. Для того чтобы взаимодействие было исключительно плодотворным и положительным, лучше приходить на занятия к таким учителям, только будучи убежденным, что именно эта школа йоги является для вас оптимальной, и вы никогда или достаточно долго не захотите «сменить стиль». Другими словами, нужно чувствовать «призвание» продолжать традицию и искреннее восхищение самим учителем, позволяющее вам воспринимать все его рекомендации с полным доверием. Если же вы не принимаете его учение всецело, скорее всего у вас возникнут трения во взаимоотношениях, и толку от такой практики не будет.

· Совмещение различных методов.

Инструктора данного типа получаются из тех учеников, которые перепробовали множество стилей и выработали собственную систему, включив туда все самое «лучшее». В данном случае речь идет именно об осознанном синтезе, когда инструктор хорошо помнит, что и откуда он взял, и способен объяснить, почему и зачем он это использует тем или иным образом. Это тип «интеллектуалов», поэтому с ними можно многое обсудить, высказывать сомнения и пожелания экспериментировать в определенных рамках. Однако следует помнить, что они выработали данный синтез индивидуально, поэтому наилучшим образом их система работает только для них самих. Если к таким инструкторам попадают люди, схожие с ними по типу личности, трудностей не возникает, и их ученичество заканчивается, когда они в свою очередь создают свой синтез. Если же в данной ситуации инструктор или ученик начинают воспринимать взаимоотношения по первому типу, идеализируя созданную систему, это чревато серьезными осложнениями на всех уровнях — кармической зависимостью, творческим застоем, энергетическим истощением и даже заболеваниями.

· Импровизация в «свободном потоке».

Инструктора данного типа относятся к «сильным личностям», наделенным яркой индивидуальностью, но реализующим свою неповторимость не в сфере разума, а за счет силы — на высоком энергетическом уровне. Они совершенно независимы, работают самостоятельно, коалиций не создают, предпочитая полную свободу не только в практике, но и на социальном уровне. Но именно они, за редким исключением, предоставляют наибольшую свободу также и своим ученикам: вы можете приходить на их занятия когда хотите и как угодно часто или редко. Им может быть глубоко безразлично, кто вы и зачем вам йога, поскольку на самом деле они просто занимаются перед вами своей собственной практикой, позволяя вам «подключаться» на время к их личным «каналам силы». В этих отношениях присутствует минимальный личностный контакт, и одними начинающими такое «безразличие» переживается очень тяжело, тогда как для других оно представляется наиболее комфортным. Кроме того, здесь редко что-то объясняют, кроме технических указаний в процессе практики, и всю «теорию» приходится осваивать самостоятельно по книгам.

Противоречивые рекомендации

При посещении занятий различных учителей вы неизбежно рано или поздно столкнетесь с феноменом противоречивых рекомендаций. Приведу простой пример — подъем после Шавасаны в конце практики: вы лежите на спине, а вам нужно сесть. Разумеется, сделать это можно разными способами, поскольку к описанию самой асаны это не относится, но в йоге любое движение должно быть осознанным и контролируемым, поэтому выход из асаны тоже важен. Так, в Ришикеше на утренних занятиях один учитель попросил после Шавасаны прежде чем сесть повернуться на правый бок, чтобы не оказывать давление на сердце, а на вечерних занятиях другой учитель попросил повернуться на левый бок, чтобы активизировать дыхание через правую ноздрю и работу пингала-нади (канала солнечной энергии). Обратив на это внимание, я вспомнила, что еще один учитель просил сначала повернуться на правый бок и полежать, а затем вернуться на спину и сесть уже через поворот на левый бок. Вопрос «Кто прав?» в данной ситуации останется без ответа, поскольку сам вопрос неправильно поставлен.

Неправильно в этом вопросе прежде всего то, что он задан поспешно, пока у вас еще не выработана позиция, которую вы могли бы использовать как основание для сравнения. Волноваться же по поводу того, что выполнение обоих требований может вам навредить, едва ли стоит по двум причинам. Во-первых, следование противоречивым рекомендациям будет просто приводить к компенсации эффектов, и единственное, чем вы рискуете, так это полным отсутствием прогресса в практике. И все же это лучше, чем последовательное выполнение одних и тех же техник, которые могут оказаться неграмотными или неподходящими лично для вас. Последнее приведет к накоплению негативного воздействие и может кончиться плохо, тогда как в первом случае вы получаете достаточно времени для того, чтобы разобраться в последствиях того и другого способа действия и выбрать «правильный» уже обдуманно.

Во-вторых, любая конкретная техника работает только в системе, и вполне возможно, что в контексте всей последовательности построения практики каждого из этих учителей именно такой подход верен. Если вернуться к приведенному примеру, можно заметить, что Суриндер использует относительно простые асаны и нагрузка на сердце в целом минимальна, далее, он старается привести учеников к состоянию расслабления и сосредоточения, а начинающие склонны подменять медитативное состояние обычной сонливостью. Очевидно, что активизация работы канала солнечной энергии после каждой промежуточной Шавасаны способствует нормальному продолжению практики. Панкадж, наоборот, дает очень большую физическую нагрузку, которая действует возбуждающе и учащает пульс, так что «заснуть» за пять минут в Шавасане едва ли удастся, поэтому активизировать пингала-нади нет никакой необходимости, а сердце действительно стоит поберечь.

В-третьих, существует психологический феномен «привыкания» к воспроизведению эффектов, которое ускоряет их появление, особенно если оно сознательно ожидается. Самое интересное в примере с Шавасаной — реакция обоих учителей на мой вопрос, не стоит ли делать противоположным образом с приведением аргумента другого учителя. В данном случае ответ звучал совершенно одинаково: Панкадж сказал, что за такой короткий промежуток времени нельзя поменять активную нади, а Суриндер уверил нас, что за такой короткий промежуток времени с сердцем ничего не случится. И все же при намеренной концентрации и навыке к систематическому выполнению данного действия, физиологические и энергетические механизмы включаются гораздо быстрее. Человек, владеющий техникой расслабления, способен добиться полной релаксации за минуту, а человек, настроивший работу каналов тонкого тела, способен управлять сменой их активности тоже «виртуозно». В итоге, оба учителя получают нужный им эффект, а ученики чувствуют его весьма незначительно и не в состоянии решить, кто из них «прав».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.24 (0.01 с.)