Работа с юридической литературой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с юридической литературой



 

1. Основная цель работы с юридической литературой. Она заключается в обеспечении доступа к огромному объему информации, без которой невозможны ни профессиональная подготовка юриста, т.е. успешное обучение в юридическом вузе, ни осуществление профессиональной правовой деятельности практиками и научными работниками. По понятным причинам практические работники не могут себе позволить тратить на чтение специальной литературы слишком много времени, а студенты могут, но отнюдь не всегда хотят делать это. Тем не менее знание литературы повышает надежность и обоснованность юридически значимых действий и решений судей, прокуроров, следователей, консультантов и адвокатов и тем самым укрепляет их позиции в профессиональной среде. Ее использование дает возможность соблюдать требования, предъявляемые к студентам при сдаче экзаменов, выполнении письменных работ, ответах на практических занятиях и семинарах. Студенты и профессионалы, не располагающие определенной, в данном случае необходимой, информацией, общими знаниями и практическими навыками, проигрывают своим более информированным однокурсникам и коллегам и в современных условиях вытесняются с хороших позиций на рынке труда. В целом работа с литературой включает в себя поиск источников информации по той или иной проблеме, отбор необходимых источников, основанный на их предварительном анализе по жанрам и другим признакам, собственно уяснение содержания литературного источника. Ниже описываются только некоторые приемы поиска и отбора литературных источников.

2. Средства осуществления операций поиска литературы. Ими являются использование библиотечных каталогов, книжной и журнальной летописи, книжной рекламы, сообщений о литературе в Интернете, чтение самих источников, содержащих ссылки на других авторов. Судебная практика содержится в периодических изданиях, электронных базах данных и пр. Рассмотрим это несколько подробнее.

Наибольшие удобства предоставляет использование библиографии и каталогов. Оно в действительности экономит время и избавляет от упреков в слабой подготовленности. В наши дни надежное обеспечение подготовки, например, дипломной работы литературой по уголовному праву требует как минимум затраты 20-30 часов (речь не идет об опасном переписывании списка использованных публикаций из чужих работ). Эта же стадия с использованием библиографического справочника требует максимум двух-трех часов.

Еще более существенной является экономия времени при выполнении более сложных видов профессиональной деятельности. Поэтому пределы использования дигитальной и иной библиографии, каталогов определяются характером задач, стоящих перед студентом либо специалистом, и условиями решения этих задач.

По опыту можно выделить следующие группы задач, возникающих перед пользователем библиографии:

- изучение той или иной проблемы, отрасли, дисциплины права с целью выполнить академические требования и успешно сдать экзамен;

- выполнение определенной квалификационной исследовательской задачи по иерархии - курсовая работа, эссе, реферат, развернутая домашняя работа по решению задачи, доклад на студенческой научной конференции или на научном кружке, дипломная работа, кандидатская диссертация, докторская диссертация, публикации;

- разработка правовой позиции по группе дел или по конкретному делу, что по общему правилу осуществляется на практике, хотя во многих случаях в недостаточно развернутом виде (здесь важнейшими составляющими являются правовая оценка деяния и обоснование предложений об ответственности).

Особое место, естественно, занимают задачи, возникающие и решаемые в процессе правотворчества, поскольку они являются чрезвычайно ответственными и связаны с предвидением последствий принимаемого решения, а не только с оценкой действующих нормативных правовых актов. Аналогичная ситуация возникает у тех, кто принимает решения о формировании, изменении и реализации правовой политики в масштабе страны или региона.

В каждом из этих случаев необходимы различные публикации по разным вопросам и перечень отбираемых работ может и должен быть неодинаковым. При этом учитывается, что обращение к каталогам, библиографическим справочникам разного рода дает возможность только выявить, кто, что, когда, где и в каком объеме по данному вопросу опубликовал, но получение текста этих работ, их изучение и анализ представляют собой самостоятельные рабочие процедуры, требующие затрат времени, материальных ресурсов и нередко денежных средств.

Поэтому лицо, работающее с юридической литературой (а это, как правило, юрист), должно иметь определенное представление о: а) состоянии издательского процесса, круге лиц, участвующих в нем; б) особенностях отдельных видов публикаций; в) особенностях того или иного периода издания отдельных публикаций и влиянии политических и научных позиций на их содержание. На этой основе могут быть выработаны методические приемы отбора литературы под каждую данную задачу.

3. Публикация правовой литературы. В России, а ранее - в Советском Союзе всегда издавалось большое количество работ по гражданскому, уголовному и другим отраслям права. Они принадлежат перу как специалистов-юристов - исследователей и практиков, так и представителей других областей знания. Например, уголовно-правовые проблемы (ответственность, наказание и его цели и многие другие), хотя и не только они, нередко оказывались в центре внимания создателей философских систем и концепций.

Сейчас в нашей стране насчитываются десятки издательств, выпускающих работы по различным отраслям права. Различного рода статьи публикуются в журналах, выходящих на русском языке в Москве и во многих других городах России. Большое количество литературы издают специализированные научно-исследовательские центры, а также высшие учебные заведения, готовящие юристов.

Центрами правовой мысли в настоящее время можно считать Москву, Санкт-Петербург, Саратов, Владивосток, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и др. Издательская деятельность в последнее время активно развивается в Краснодаре, Красноярске, Ставрополе, Уфе, Ярославле и других городах. Все это, естественно, приводит к необходимости организовать работу с юридической литературой таким образом, чтобы любой заинтересованный читатель в России и за рубежом представлял себе ее реальное состояние и знал или мог узнать, кем, что, где, когда и по какому вопросу опубликовано.

4. Поиск литературы по различным жанрам (видам) правовых публикаций. Все публикации соответствуют тем или иным требованиям издателя и намерениям автора (авторов). Это определяет жанр публикации. Так, учебник предназначен студентам. Комментарий рассчитан скорее на практических работников. Монография ориентируется преимущественно на исследователя. Пользователь поэтому должен знать, где он может искать и найти ту или иную информацию.

От жанра публикации зависят характер и полнота изложения информации, ее доступность и целевая предназначенность. Отсюда различными являются, например, трудности понимания текстов учебника, методического пособия, с одной стороны, и текстов монографии, научной статьи, тезисов научного доклада и т.д., с другой.

5. Публикации закона. Наиболее быстрый доступ к новым за конам дают официальные издания: "Российская газета", "Парламентская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", а также электронные базы данных либо информация в Интернете. В библиографических справочниках ссылки на источники такого рода не даются.

Удобными источниками, например, уголовного законодательства являются многочисленные издания УК РФ (как правило, без сменных страниц), либо выпущенные отдельной книгой, либо помещенные в сборниках законодательных и нормативных правовых актов. До сих пор не возникали какие-либо жалобы на ошибки в публикации текстов уголовных законов и УК РФ. Поэтому в принципе можно пользоваться любым таким изданием. Вместе с тем при приобретении текста УК РФ целесообразно обратить внимание на дату, определяющую состояние законодательства, либо на год и месяц издания, чтобы знать, все ли, а если не все, то какие изменения в этом издании учтены или не учтены (так, в издании УК РФ, вышедшем в издательстве "Проспект" в 2003 г., помечено: "С изменениями и дополнениями на 15 февраля 2003 г."). Следует оценить технику издания, в частности наличие развернутого содержания (оглавления), пометок о редакции отдельных статей, например: "В редакции Федерального закона от...".

Поиск иных нормативных правовых актов связан с гораздо большими сложностями. Здесь лишь можно указать, что их обнаружение в базах данных является наиболее эффективным приемом, но оно должно все же проверяться по публикации в официальных источниках.

6. Публикация судебной практики. В настоящее время в России изучение судебной практики более затруднительно, чем во многих странах. Она публикуется, правда, достаточно полно по арбитражным делам. Более ограниченно публикуются решения общих судов по гражданским делам и очень ограниченно - по уголовным делам. Важнейшим источником судебной практики является "Бюллетень Верховного Суда РФ", издаваемый ежемесячно, в котором публикуются все постановления Пленума Верховного Суда РФ по гражданским и уголовным делам и извлечения из отдельных определений или приговоров, обзоры судебной практики, а также "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

Некоторые решения публикуются в отдельных сборниках судебных решений и в комментариях к различным законам, как правило, в извлечениях. Наиболее удобными для пользователя являются сборники постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, РФ по гражданским и уголовным делам, решений Конституционного Суда а также сборники судебной практики, в которых она размещена по отдельным статьям кодексов (см.: Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по гражданским делам, 2-е изд. М.: Проспект, 2000).

7. Комментарии к различным кодексам и законам РФ. В настоящее время издано довольно много таких комментариев. Выбор их для использования нужно проводить, ориентируясь на: а) год издания и издательские характеристики (шрифт, переплет, качество бумаги и пр.); б) содержание комментария (здесь надо различать издания собственно комментария, комментария с судебной практикой и (или) с постатейными материалами, т.е. извлечениями из законодательных и нормативных правовых актов; в) авторитет издательства и авторского коллектива, репутацию комментария, советы специалистов и преподавателей.

Можно выделить по содержанию два основных типа комментариев, выбор между которыми определяется целями его использования. Первый - комментарии, в которых раздельно даны собственно комментарии, т.е. объяснение закона, судебная практика к статье, иногда довольно подробно - восполняющие законы и другие акты, например Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" и т.д. Второй - комментарии, в которых даны только авторские разъяснения текста уголовного или иного закона.

Особенностью современных комментариев часто является отсутствие указаний на различные точки зрения по тем или иным вопросам, вызывающим затруднения на практике*(160). Обычно материал подается так, как если бы позиция автора была совершенно бесспорной. Невнимание к этому может подвести юриста при выработке правовой позиции по той или иной правовой проблеме. Эти особенности комментариев требуют их обязательного использования лицом, нуждающимся в правовой информации, но желательно в сочетании с иными видами публикаций.

8. Учебники и учебные пособия. Они очень сильно различаются между собой. Их выбор для использования довольно сложен и определяется мотивацией читателя. В области уголовного права наиболее основательными являются Курс уголовного права в 5 томах, изданный кафедрой уголовного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в качестве учебника для юридических вузов, и Курс уголовного права под редакцией А.В. Наумова и В.Н. Кудрявцева, подготовленный сотрудниками Института государства и права РАН. Многие учебники и учебные пособия, охватывая Общую и Особенную части, издаются в одном томе, сравнительно небольшом по количеству страниц. В качестве примера можно назвать учебник О.Л. Дубовик "Экологическое право", вышедший в издательстве "Проспект" первым изданием в 2003 г., вторым - в 2006 г. Популярностью пользуются наиболее простые пособия, в частности изданные в сериях "Право в вопросах и ответах", "Элементарный курс" и пр. Так, можно назвать вышедшие в издательстве "Проспект" учебные пособия: Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. 1-е изд., 2001; 2-е изд., 2005; Право Европейского союза в вопросах и ответах / под ред. С.Ю. Кашкина, 2005 и др. издания этой серии.

Общим для всех таких работ является стремление дать целостную характеристику, например, уголовного права как отрасли законодательства и отрасли правоведения. Поэтому структура учебников и учебных пособий следует логике науки уголовного права. Они содержат в себе вводные главы (предмет и понятие уголовного права, его история и т.п.). Характер изложения подчиняется закономерностям усвоения читателем нового для него материала с целью его последующего воспроизведения как усвоенного или применения его в будущем в процессе профессиональной деятельности. Авторы учебников стремятся убедить читателя в значимости излагаемого материала и правильности своих позиций и для этого шире излагают научную аргументацию. Такого же рода оценки могут быть отнесены к учебникам гражданского права, но от конкретизации этой оценки здесь стоит воздержаться. Краткие учебники и учебные пособия, сборники схем и аналогичные издания, в свою очередь, экономят время на чтение, излагают материал предельно просто. Однако часто они лишь создают иллюзию понимания предмета, и их содержание легко забывается. На практике многие вопросы, которые казались простыми в усвоении, превращаются в сложные, и специалист должен отдавать себе отчет в том, на каком уровне реально находятся его знания.

Фундаментальные или основательные учебники требуют больше времени, и понимать их содержание сложнее. Однако время, затраченное на работу с такими учебниками, переносится в будущее и облегчает любые виды работ, связанных с использованием закона.

Таким образом, при выборе следует, помимо сказанного выше, учитывать: а) новизну учебника, его соответствие действующему законодательству; б) содержание учебника; в) оснащенность учебника ссылками на иные публикации и практику. Насколько это возможно, при выборе учебника следует обращать внимание на позиции авторов по центральным вопросам, ясность изложения. Кроме того, следует иметь в виду, что многие учебники содержат спорные или прямо ошибочные суждения по ряду вопросов, но уяснить это начинающему юристу довольно трудно.

9. Монографии. Это коллективные или индивидуальные работы, посвященные отдельной правовой проблеме или группе проблем. Их адресатами являются преимущественно специалисты в области различных отраслей права и студенты, которые заинтересованы по тем или иным причинам в углубленном изучении данной отрасли. Монографии предполагают знакомство читателя с исследуемым в них предметом и нередко написаны на научном жаргоне, без подробного изложения смежных вопросов. Чтение монографии поэтому требует определенных усилий. Они окупают себя, когда читателю необходимо знать о состоянии исследований, например, в уголовном праве*(161), когда он должен основатель но и глубоко разработать правовую позицию по вопросам применения уголовного закона. Монографии предполагают полемический характер изложения. Далеко не всегда и далеко не все изложенные в них суждения могут быть правильными.

10. Диссертации и авторефераты диссертаций. Эти работы носят двойственный характер. В них излагается нередко важный правовой материал, и одновременно они представляют собой своеобразную экзаменационную работу очень высокого уровня, призванную показать способности автора провести научное исследование и дать некоторый научный результат.

Чтение диссертаций предполагает определенный уровень подготовки, желание глубже ознакомиться с относительно узкой проблемой или новой постановкой проблемы. Оно, как правило, позволяет включиться в полемику по тем или иным вопросам, что может быть необходимо и в процессе исследовательской, и в процессе правоприменительной работы.

Авторефераты диссертаций гораздо доступнее читателю. Они кратко излагают содержание диссертации и нередко дают о ней достаточное представление.

11. Научные статьи и тезисы. Обычно в них подробно рассматривается какой-либо важный (по мнению автора) вопрос. Они сильно отличаются друг от друга по глубине и основательности, языку, характеру изложения материала. Различные издания (журналы, сборники трудов, материалы конференции) предъявляют неодинаковые требования к публикуемым работам. Некоторые журналы рассматриваются как более авторитетные. Такую репутацию имеют, прежде всего, специальные и общие, издающиеся в течение многих лет, журналы.

Чтение научных статей и тезисов в наибольшей степени требует подготовленности и критического подхода. Вместе с тем многие статьи очень полезны для понимания природы того или иного правового явления, для поиска дополнительной аргументации при разработке правовой позиции и пр.

Статьи и тезисы нередко являются началом разработки научной или практической проблемы, но иногда в них содержится и законченное обоснование определенного решения. Незнание информации, содержащейся в публикациях такого рода, может привести к ошибочному решению и поражению в полемике.

12. Материалы в Интернете. Использование ранее не опубликованных в письменном виде материалов требует особого внимания и осторожности, ибо не во всех случаях авторы таких материалов проявляют при их разработке достаточные профессионализм и ответственность.

 

§ 5. Технология изучения и подготовка документов

 

1. Специфика изучения документов. Она определяется характером и разнообразием документов как объекта изучения, их формой, внешним видом и, разумеется, целями, процессуальным режимом изучения. Документы с правовой точки зрения, включая процессуальный подход, - это любые источники информации, имеющие некоторый правовой статус. Документом может, как известно, оказаться записка, черновик письма. Документами являются процессуальные акты, правоприменительные решения, справки и пр.*(162)

Изучение документов - это один из способов получения информации, рассчитанный на ее визуальное восприятие и понимание, как однократное, так и многократное, в течение имеющегося для этого времени. Этот вид труда внешне может показаться легким. На самом же деле он крайне утомителен и нередко порождает желание избавиться от непосредственного изучения первичных документов, заменив его использованием сводных документов чужого авторства. Чаще всего это приводит к тяжелым ошибкам.

Содержащаяся в документах (деле, актах, досье) информация обычно подается в форме, избранной ее автором, для того чтобы, информируя адресата документа, воздействовать на его позицию, даже если речь идет, например, об отчетных бухгалтерских сведениях. Изучение документов, как минимум, включает в себя:

а) установление автора документа (коллективного или индивидуального);

б) проверку его фактической полноты, объективности, истинности; уяснение смысла документа;

в) получение выводов о характере информации, содержащейся в документах, и возможностях ее использования.

Во многих случаях изучение документов - сложная задача, требующая специальных знаний и навыков (аудит, подготовка судебных дел и пр.). Но все-таки главным является концентрация внимания на изучаемых документах.

2. Организационно-технические и процедурные возможности изучения документов. Они нуждаются в расширении и определяются для отдельного юриста либо целой структуры (прокуратуры района, районного суда, юридической фирмы и пр.) доступностью документа, т.е. условиями его поиска и получения, временем, используемыми техническими средствами, наличием технических помощников и правилами изучения документов. Изучение документов при подготовке и ведении арбитражного процесса в собственном кабинете принципиально отличается от изучения материалов уголовного дела в следственной тюрьме.

Крайне актуальная (может быть, более, чем введение новых форм процесса) задача - последовательное внедрение в правовую практику порядка, при котором вся документация, в том числе исходящая от граждан, должна переводиться в удобочитаемую форму, а ее копирование должно быть принципиально допустимым, поскольку это не нарушает чьи-либо защищаемые права. Можно говорить о презумпции права заинтересованного лица на получение и использование документа.

3. Рабочие приемы чтения документов (ознакомления с досье) целесообразно подразделить на две группы. Первая - это приемы формального анализа документа (документов), в частности определение автора или лица, от имени которого создан документ, времени появления, юридической силы и пр. Вторая - приемы содержательного анализа. Она включает:

а) определение целей чтения, выбор поисковой ориентации;

б) вычленение смысловых информационных блоков, причем здесь первостепенное значение имеет выявление фактических обстоятельств, фактического состава сообщения;

в) анализ смыслов и значений информации, имеющейся

в данном досье, по их происхождению, юридическому значению, целям фиксации и пр.;

г) преобразование в собственных целях извлекаемой информации;

д) составление краткого или кратчайшего резюме.

Некоторые из этих приемов в их конкретном воплощении носят общий характер и должны быть адаптированы к работе юриста; другие являются изначально юридико-техническими. Но, во всяком случае, рациональность и качество ознакомления с документами (чтение, изучение дела) зависят от профессиональной подготовленности юриста, его способности воспринять документ как целое, затем его читать, сепарировать и запоминать правовую информацию, выделять смысловые связи, пробелы и пр.

4. Специфика некоторых приемов. Выявление целей изучения досье в юридическом плане имеет свои особенности, определяемые должностным и процессуальным положением юриста, общим содержанием досье, его юридическим значением (жалоба, направляемое в суд уголовное дело, материалы для переговоров, документация по страховому случаю и пр.). Часто юрист не связан направленностью досье и может ставить себе разнообразные, хотя и всегда ограниченные цели получения побочной информации. Цели юриста могут быть вообще иными, чем цели составителей документа, что особенно часто случается при проверке достоверности информации или оценке правовых суждений составителей документов.

Во всяком случае, юрист должен знать, к чему его обязывает чтение и каких в принципе решений оно может потребовать. Здесь важно учитывать и возможную ответственность, поскольку само чтение дела может иметь преюдициальное, обязывающее значение. Так, прокурор, читая жалобу на нарушение прав опекаемого несовершеннолетнего, выясняет одновременно, что в результате тех или иных упущений воспитателей подросток совершил ряд преступлений. Тогда предварительные цели ознакомления расширяются, дополняются целями, вытекающими из профессиональных надзорных обязанностей прокурора по борьбе с преступностью.

Цели ознакомления конкретизируются и правовыми нормами: проверка уголовного дела для утверждения обвинительного заключения; проверка обоснованности жалобы с точки зрения принесения протеста; формулирование притязания и пр. Во всяком случае, ознакомление должно быть профессионально нацеленным.

Фактическое содержание документа имеет для юриста поистине решающее значение. Выделение фактического содержания документа - на первый взгляд простое дело. Исследования показывают, однако, что при этом совершается много ошибок. Их причины: предубеждение читателя, его невнимательность либо нетерпеливость, излишнее доверие к обтекаемым "лгущим" формулировкам, наконец, нередко встречающееся незнание предмета, о котором говорится в документе.

Целостная формальная и содержательная оценка документа может включать в себя такие этапы:

а) определение авторства (если оно неясно) и, главное, интересов и позиций, стоящих за авторами;

б) уяснение причин появления документа и его целей;

в) структурирование информации по кругу лиц, о которых идет речь в документе, их действиям, включая потенциальные, по времени, месту действия, объектам, о которых говорится в документе;

г) вывод о достоверности сведений документа;

д) определение юридической значимости документа и отдельных его тезисов.

Иногда алгоритм анализа того или иного документа описывается иным образом либо исходя из специфики документа, либо исходя из опыта автора.

Французская исследовательница Од Фиорини, представляющая университет Париж I Пантеон Сорбонна, например, выделяет четыре шага анализа решения, которым учат студентов: 1) понимание решения; 2) выделение ключевых позиций суда, принявшего решение; 3) анализ отдельных логически выделенных частей решения; 4) письменная формулировка результатов анализа*(163).

Эти этапы и приемы их осуществления, разумеется, конкретизируются в процессе изучения документа. Можно посоветовать, например, в процессе чтения документа анализировать используемый словарь, осторожно относясь к оборотам типа "по данным Министерства...", "криминал", "прокручивать" и др., содержание которых неясно, а проверка затруднительна или невозможна.

Желательно для более жесткого и быстрого сепарирования и оценки информации также придерживаться определенного плана обобщения информации, составления резюме либо ее перевода в целостное описание. В частности, по-видимому, целесообразно особо фиксировать:

а) авторство, а иногда и подведомственность (подсудность) данного досье, его соотношение с обязанностями юриста, поскольку возможно, что жалоба не подлежит рассмотрению в данной инстанции, а материалы дела не имеют к ней отношения;

б) фактические и правовые основания жалобы, притязания, предложения, содержащиеся в досье; это необходимо и для притязания гражданина на выплату ему пенсии, и для составления обвинительного заключения, по своей природе являющегося промежуточным решением или предложением о направлении дела в суд, и для разработки позиции по предстоящим переговорам о заключении договора поставки, и для самого проекта того или иного договора;

в) фактическую и правовую аргументацию содержащихся

в деле утверждений и предложений;

г) соответствие материалов дела принятому порядку их процедурного оформления либо дальнейшего использования, а также необходимые действия, связанные с фиксируемой информацией.

Желательно также определять круг лиц, о которых имеются материалы либо утверждения, либо к которым предъявляются притязания, жалобы. Известно, что материалы дела могут иметь совершенно разное значение для различных людей, несущих солидарную ответственность или не несущих ее, издавших то или иное распоряжение либо обязанных его контролировать.

Необходимо устанавливать временные параметры описываемой ситуации и ее элементов, что, как хорошо известно, может иметь самое существенное материально-правовое и процессуальное значение.

5. Результаты изучения документов. Естественно, их качество имеет важнейшее практическое значение. Юрист должен владеть техникой описания документов и составления резюме по ним. Итоговый материал может облекаться в различные процессуальные формы. Иногда изучение документов непосредственно приводит к составлению решения (проекта), в котором отражаются выводы лица, изучавшего документы. Можно полагать, что такое должно происходить в сравнительно простых случаях, причем когда с документами работает сравнительно опытный юрист. Но во многих случаях все же целесообразно составление промежуточного описания документов. Тогда оно выполняется либо как резюме, либо в стиле заключения (отзыва, анализа, экспертизы, справки). Разумеется, классификация стилей может быть и более подробной. Рассмотрим в качестве примера, но без специальных ссылок некоторые элементы правового заключения, рекомендуемого в качестве образца при изучении материалов дела о споре в праве гражданском.

В таком заключении отражаются важнейшие блоки информации, но в более развернутом виде и с упором на понимание, выявление смыслового значения. Ими могут быть: допустимость жалобы, иска; его подведомственность и подсудность, а в этих рамках - соблюдение правил подачи искового заявления; условия подсудности судам (России или иностранным судам); местная подсудность; право- и дееспособность сторон как материально-правовая, так и процессуальная; представительство, соблюдение его условий; наличие материальной потребности в защите; соблюдение претензионного порядка; наличие изменений в первоначальном исковом заявлении; разграничение по участникам спора.

Обоснованность жалобы (иска) включает: общую оценку достаточности аргументов истца, полноту или достаточность аргументов ответчика, которые анализируются и фиксируются применительно к участникам процесса и различного рода притязаниям; анализ отдельных составных частей иска, относящихся к истцу (истцам) и ответчику (ответчикам); оценку достаточности доказательств также применительно к сторонам; анализ соотношения притязаний и возражений, жалоб и контржалоб; оценку отдельных видов доказательств.

Выводы по делу включают: фиксацию предложений, содержащихся в деле, и их осознание, что не всегда бывает просто и нередко требует либо перекодировки, либо вписывания в правовой контекст; предложения о необходимых действиях по данному делу, которые, во всяком случае, вытекают из его содержания (назначение к слушанию, вызов дополнительных свидетелей и пр.).

Разумеется, иной характер будет носить, скажем, ознакомление с материалами подготовки политико-правового решения или проекта нормативного акта. Здесь нужно выявлять иной круг вопросов, и сами материалы требуют иного аппарата.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.044 с.)